Все о вирусах по биологии за 6 класс

Обновлено: 27.03.2024


На этом уроке вы изучите буквально все вокруг - небо, землю, моря и океаны, животных и растения, поймете суть предметов и явления природы.



Урок
Клетка- основа жизни

В этом уроке вы узнаете как устроены клетки животных и растений, в чем их различия, а также познакомитесь с интересными фактами.

Яркая графика и интересные картинки не оставят тебя равнодушным!



Урок
Ткани растений

В этом уроке мы узнаем какие бывают ткани растений, познакомимся с их функциями и поговорим об особенностях клеток растений



Урок
Ткани животных

Сегодня мы поговорим о многоклеточных животных, которые состоят из миллиардов клеток.



Урок
Вирусы

Сейчас ты узнаешь о маленьких и опасных существах- вирусах! :)



Урок
Бактерии

Сегодня мы поговорим о самых многочисленных обитателях нашей планеты!



Урок
Грибы

Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным



Урок
Водоросли. Мхи. Лишайники

Эти растения можно назвать самыми ленивыми, ведь пока их сородичи эволюционировали, они миллионы лет спокойно оставались в своей изначальной форме.



Урок
Плауны. Хвощи. Папоротники

Плауны и хвощи - многолетние вечнозеленые травянистые растения!



Урок
Строение семени. Плод

Семя - структура растения, которая служит для его размножения и расселения. Плод защищает семена от повреждений, питает их и помогает расселяться.



Урок
Голосеменные

Растения, которые выживают в суровых условиях, при отрицательных температурах и с минимальным количеством влаги!



Урок
Корень. Побеги. Стебель и почки

Сегодня мы узнаем, что такое корень, побеги , стебель, почки. А также о том, что усики у гороха - это видоизмененные сложные листочки!



Урок
Строение листа

Лист - это видоизмененный побег. Лист очень важный орган растения, например, любой комнатный цветок может погибнуть, если большая часть листьев у него пострадала.



Урок
Цветок и соцветие

Сегодня вы узнаете, что такое цветок и зачем он нужен растению.



Урок
Химический состав растений

А вы знаете, что некоторые растения способны накапливать разные химические элементы? Такие растения есть, например, морская капуста, в которой содержится йод.



Урок
Дыхание растений. Передвижение и испарение воды в растениях

Даже одноклеточные растения, такие как водоросль хлорелла, дышат, хотя и живут в воде.



Урок
Систематика растений. Классы цветковых

В данном уроке мы изучим систематику растений и познакомимся с двумя классами цветковых.



Урок
Семейство Крестоцветных и Розоцветных

В этом уроке мы поговорим о наиболее часто встречающихся классах Крестоцветных и Розоцветных. Крестоцветные также называют капустные, а Розоцветные - это фрукты и ягоды.



Урок
Семейство Бобовых, Пасленовых и Астровых

Сейчас мы познакомимся с очень важными для человека растениями! Достаточно назвать такие культуры, как подсолнечник, горох, фасоль, соя, картофель, томат и т. д.



Урок
Семейство Лилейных и Злаковых

Сегодня мы узнаем о представителях, характеристиках семейства Злаковых и Лилейных.



Урок
Растительные сообщества

Сегодня мы узнаем о том, почему в природе растения не растут изолированно, о взаимодействиях растений в сообществе, также о смене растительных сообществ.



Урок
Экофакторы и группы

В этом уроке вы познакомитесь с экологией - наукой о живых существах и их взаимодействии с окружающей средой.



Урок
Размножение растений и животных

В этом уроке мы узнаем как разные организмы воспроизводят себе подобных


Лэйдл предлагает пройти онлайн-уроки биологии за 6 класс. Мы тщательно изучили школьную программу, выбрали самые ценные сведения и структурировали их по темам. Вам остается лишь выделить время и начать обучение в режиме онлайн.

Темы уроков по биологии охватывают весь растительный и животный мир, знакомят ребенка с окружающим миром, строением и особенностями его обитателей. Ребенку предстоит узнать о природе вирусов и бактерий, цветах и деревьях, подводных растениях.

3 причины выбрать Лэйдл

  • Четкий план.
    Все занятия имеют четкую структуру, благодаря чему ребенок не запутается в изложенной информации и с легкостью освоит школьную программу за 6 класс. Опытные преподаватели Лэйдл также заполнили некоторые пробелы и добавили в курс множество интересных фактов.
  • Дополнительные материалы.
    Нам удалось упростить процесс обучения, сделать его интересным и занимательным. Для этого мы снабдили уроки фото- и видеоматериалами.
  • Доступные знания.
    С этого момента вам не нужно тратить время на поиск информации в Интернете. Все самые важные сведения по биологии собраны в тематических уроках – просто читайте и запоминайте.

Зарегистрируйтесь на нашем сервисе сегодня, и уже завтра ваш ребенок начнет свое онлайн-обучение по биологии!

Вирусы- мельчайшие микроорганизмы, совершенно не похожие на другие формы жизни.

Несмотря на свои крохотные размеры, они являются чрезвычайно опасными для всего живого и могут стать оружием более страшным, чем атомная бомба.

Вирусы являются неклеточной формой жизни, паразитируют внутри клеток других организмов.


Обнаружены вирусы были во второй половине XIX века при изучении ряда болезней животных и растений, имевших непонятную на тот момент природу.

По всем признакам заболевания от одного организма к другому переносились возбудителями, однако увидеть их в световой микроскоп, даже самый мощный на тот момент, никак не удавалось.

К таким заболеваниям относились оспа, грипп, бешенство, корь, чума собак, свиней и другие заболевания, над которыми на тот момент ломали головы ученые всего мира.

Долгие поиски возбудителей болезней оставались безрезультатными, пока в 1892 году русский ученый Д. И. Ивановский не сделал удивительное открытие, доказав существование разносчиков инфекции более мелких, чем все известные бактерии.

Для этого он использовал специальные фильтры с мельчайшими ячейками, через которые даже самая мелкая бактерия пройти не может. Д.Ивановский установил, что возбудитель мозаичной болезни табака без проблем просачивается с водой через такой фильтр.

Значит, он намного меньше хорошо изученных на тот момент бактерий.

Последующие исследования ученых позволили выявить и детально описать свыше 6 тыс. различных вирусов. Эти микроорганизмы присутствуют на нашей планете абсолютно везде и являются возбудителями четверти всех известных заболеваний.

Всем знакомо заболевание ОРВИ, его вызывают различные вирусы при попадании в органы дыхания.

Когда столкнетесь с ОРВИ, помните, что:

  • ваш организм сам победит инфекцию за несколько дней, а вы ему можете только помочь, принимая витамин С и препараты, стимулирующие иммунитет
  • лекарстване убиваютсам вирус, а употребляются только для устранения неприятных симптомов заболевания и для стимулирования иммунитета
  • антибиотики применять при ОРВИ совершенно бессмысленно, так как они уничтожают бактерии, а не вирусы


Победив вирус, ваш иммунитет приобретает к нему стойкий иммунитет на всю жизнь.

Но возможно повторно заболеть ОРВИ уже из за новых вирусов, которых на сегодняшний день известно более трехсот.

Теоретически, переболев каждым из них, вы сможете забыть об ОРВИ навсегда, однако хватит ли вам для этого всей жизни?

Строение вируса

Вирусы, в отличие от остальных микроорганизмов, имеют неклеточное строение.

Вирусы не могут жить и размножаться без клетки- хозяина.

Вирусы очень маленькие. Самые крупные из них не превышают размеров мельчайшей бактерии, а самые мелкие сравнимы с крупной молекулой.

Вирусы являются носителем генетического материала.

Вирусы состоят из:

  • нуклеиновой кислоты- ДНК или РНК
  • капсида и суперкапсида - это защитная оболочка вируса

Капсид- внешняя оболочка вируса, состоящая из белков.

Суперкапсид- дополнительная оболочка, покрывающая капсид многих вирусов. Суперкапсид построен из мембраны клетки- хозяина. Это своеобразная маскировка для вируса.


Вирусы очень избирательны и не могут поражать любые клетки, с которыми соприкасаются.

Например, возбудитель гепатита может размножаться только в клетках печени, а вирус бешенства – только в клетках центральной нервной системы.

По этой причине вирусные заболевания растений не страшны для человека, а инфекции людей не передаются растениям и насекомым.

Формы вирусов:

  • палочкообразные (вирус табачной мозаики)
  • многоугольные (вставить рисунок), а также нитевидные вирусы

Не живые и не мертвые

Вирусы – живые микроорганизмы, так как:

  • могут размножаться, воспроизводя себе подобных
  • являются носителями генетической информации
  • способны мутировать (обладают изменчивостью)
  • эволюционируют и приспосабливаются к внешней среде

Вирусы нельзя считать полноценными живыми организмами, так как они:

  • не растут
  • не имеют клеточного строения
  • не могут жить без клетки-хозяина
  • не имеют метаболизма, т.е. внутри них не происходят какие-либо химические реакции, необходимые для поддержания жизни

Особое строение и поведение вирусов не позволяет отнести их ни к живым организмам, ни к неживой материи.

С момента их открытия ученые так и не смогли прийти к единому мнению в этом вопросе и предпочитают относить вирусы к особой, уникальной форме жизни.

Два состояния вирусов

Вирусы существуют в двух состояниях:

Отдельные виды возбудителей кристаллизуются во внешней среде, что позволяет им достаточно долго сохранять свою жизнеспособность.

Например, при благоприятных условиях вирус полиомиелита живет без хозяина 2-3 месяца, а вирус ящера остается опасным на протяжении двух лет.

Активное состояние вируса начинается с момента проникновения в подходящую для его размножения клетку.

Малые размеры позволяют возбудителю легко просочиться через стенки вместе с межклеточной жидкостью и приступить к выполнению своей основной миссии – размножению.


Таким образом, вирусы синтезируют собственные молекулы ДНК из нуклеотидов клетки-хозяина.

Выходит, что вирус присваивает чужую клетку себе!

Как вирус проникает и живет в клетке:


Судьба клетки зависит от типа вируса:

  • Одни клетки погибают и лопаются от большого количества изготовленных вирусов
  • Другие клетки производят новых возбудителей заболевания медленно и продолжают жить неполноценной жизнью достаточно долго

Иммунитет человека формируется за счет трех типов клеток:

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает Т-лимфоциты, лишая их возможности дать команду В-клеткам на выработку антител, если нет антител, то и фагоциты не могут видеть вирус и уничтожать его.

Таким образом, вирус иммунодефицита человека не только сам размножается в клетках человека, но и открывает дорогу для бесконтрольного размножения других бактерий и вирусов, ведь иммунная система больше не защищает организм.

Именно ДНК или РНК у вируса является инфекционным началом вируса.

Существуют и другие механизмы взаимодействия вирусов и клеток.

Например, вирус иммунодефицита ВИЧ на основе собственной РНК синтезирует в клетке-хозяине вирусную ДНК, которая затем встраивается в ДНК человека и переходит в геном дочерних клеток.

Пока вирус осуществляет именно эту деятельность, зараженный чувствует себя абсолютно здоровым и не наблюдает у себя каких-либо проявлений болезни.

Спустя некоторое время генетический материал вируса начинает выделяться из генетического кода клетки и производить новые частицы инфекции.

Это и приводит к развитию такого заболевания, как СПИД.

При этом заболевании у человека перестает работать важнейшая функция – его иммунитет.

Организм превращается в лакомый кусочек для вирусов и бактерий, отдаваясь им на съедение без какого-либо сопротивления.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тема урока: Вирусы. Строение и многообразие.Пачкина Н.А. Учитель биологии ГУ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Вирусы. Строение и многообразие.Пачкина Н.А. Учитель биологии ГУ.

Цели урока:Изучить строение вируса; Рассмотреть классификацию вирусов; Познак.

Цели урока:
Изучить строение вируса;
Рассмотреть классификацию вирусов;
Познакомиться с жизненным циклом вируса и их значением.

История открытия.Открыты в 1892 году русским ботаником Дмитрием Ивановским.

История открытия.
Открыты в 1892 году русским ботаником Дмитрием Ивановским.
Долгое время оставались неисследованными из-за того, что имели мельчайшие размеры (от 20 до 300 нм). Только появление электронного микроскопа позволило изучить эти существа.

Жизненный цикл вируса. (основные положения)Вирусы воспроизводятся только внут.

Жизненный цикл вируса.
(основные положения)
Вирусы воспроизводятся только внутри живой клетки, используя её для синтеза своей нуклеиновой кислоты и своих белков.
Попав внутрь клетки, вирус теряет свою белковую оболочку, его нуклеиновая кислота освобождается и становится матрицей для синтеза белка оболочки вируса из клеток хозяина; при этом ДНК хозяина инактивируется.
Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом (мельчайших вирусоподобных частиц, вызывающих инфекционные болезни).
Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных существ.

Размножение вируса

Классификация вирусов.

Строение вируса. Вирусы имеют настолько простое строение, что их нередко в.

Строение вируса.
Вирусы имеют настолько простое строение, что их нередко вообще не считают живыми.

Каждая вирусная частица состоит из небольшого количества генетического материала (ДНК или РНК), заключённого в белковую оболочку (капсид)..

Строение вируса бактериофага.

Строение вируса бактериофага.

Типы капсид.Различают три основных типа симметрии: Икосаэдрический Спиральный.

Типы капсид.
Различают три основных типа симметрии:
Икосаэдрический
Спиральный
Сложный

1.
2.
3.
Форма капсид у ДНК и РНК вирусов разная: у РНК вирусов только кубическая и спиральная, а у ДНК вирусов она кубическая, спиральная, сложная и двойная.

Размеры вирусов.Мельчайшие живые организмы. Размеры варьируются от 20 до 300.

Размеры вирусов.
Мельчайшие живые организмы.
Размеры варьируются от 20 до 300 нм.
В среднем в 50 раз меньше бактерий.
Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа.
Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий.

Значение вирусов.1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней чел.

Значение вирусов.
1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений.
Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, гепатит B), так и РНК-вирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ, грипп, корь, свинка),
Меры борьбы:Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

2. Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных.

2. Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

Слева: вирус гриппа. Справа: вирус папилломы человека.Примеры вирусов.

Слева: вирус гриппа.
Справа: вирус папилломы человека.
Примеры вирусов.

1.Что такое вирус? 2.Какие бывают вирусы (классификация)? 3.Что та.

1.Что такое вирус?
2.Какие бывают вирусы (классификация)?
3.Что такое вирион?
4.Перечислите основные типы капсид.

Закрепление.
Ответьте на вопросы.

Литература: Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреж.

Литература:
Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.
Учебник Биологии для 10-11 классов. Общеобразовательных учебных учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтова, И.Н. Сонин, стериотип.-М.: Дрофа, 2002.
Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Крикунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 класс.-М.: Дрофа, 2005.
Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Методическое пособие.-СПб.: Паритет, 2001.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Неклеточные формы жизни: В И Р У С Ы Если вы не готовы столкнуться с неожидан.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Неклеточные формы жизни: В И Р У С Ы Если вы не готовы столкнуться с неожидан.

Неклеточные формы жизни: В И Р У С Ы Если вы не готовы столкнуться с неожиданным, То никогда с ним и не столкнетесь, Поскольку его нельзя найти или выследить Гераклит, философ V века до нашей эры.

Тутанхамон Рамзес Упоминание о вирусах в древнеегипетском папирусе

Тутанхамон Рамзес Упоминание о вирусах в древнеегипетском папирусе

Что такое вирусы? Каково их строение и размножение? Какова их роль в жизни ч.

Что такое вирусы? Каково их строение и размножение? Какова их роль в жизни человека? Цель:

Питается Растет Дышит Размножается Обладает изменчивостью Передает наследстве.

Питается Растет Дышит Размножается Обладает изменчивостью Передает наследственную информацию Назовите признаки живого организма обмен веществами с окружающей средой

Проблемный вопрос Вирус – кто или что, существо или вещество?

Проблемный вопрос Вирус – кто или что, существо или вещество?

ИВАНОВСКИЙ ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ 1864-1920 Изучая болезни табака (1892г.) открыл.

ИВАНОВСКИЙ ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ 1864-1920 Изучая болезни табака (1892г.) открыл новые организмы, которые проходили через бактериальные фильтры. Они меньше бактерий в 100 раз.

Вирус табачной мозаики ВТМ «бактериями, проходящими через фильтр Шамберлана.

Строение вируса Вирус (от лат. virus — яд) — простейшая форма жизни на нашей.

Строение вируса Вирус (от лат. virus — яд) — простейшая форма жизни на нашей планете, микроскопическая частица, представляющая собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид) и способные инфицировать живые организмы. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом.

Размеры вирусов Нанометр – 10-9 метра В 100 раз меньше бактерий От 10 до 275 нм

Размеры вирусов Нанометр – 10-9 метра В 100 раз меньше бактерий От 10 до 275 нм

Классификация вирусов. Химические вещества. ДНК РНК Белки Углеводы Липиды

Классификация вирусов. Химические вещества. ДНК РНК Белки Углеводы Липиды

СТРОЕНИЕ ВИРУСА Строение бактериофага

СТРОЕНИЕ ВИРУСА Строение бактериофага

Сравнение строения клетки бактерий, растительная клетка и вируса табачной моз.

Сравнение строения клетки бактерий, растительная клетка и вируса табачной мозаики. Органоиды Клетка бактерий Клетка растения Вирус табачной мозаики Клеточная оболочка + + - Цитоплазма + + - Ядро - + - Хлоропласты - + -

Бактериофаги или фаги, которые способны проникать в бактериальную клетку и ра.

Бактериофаги или фаги, которые способны проникать в бактериальную клетку и разрушать ее

Этапы жизнедеятельности вируса 1. Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2. П.

Этапы жизнедеятельности вируса 1. Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2. Проникновение вируса в клетку. 3. Редупликация вирусного генома. 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. 5. Выход вируса из клетки.

СПИД: некоторые факты • Сегодня в мире СПИДом больны более 60 млн человек, со.

Основные понятия: В – вирус И – иммунодефицита Ч – человека (крошечный органи.

Основные понятия: В – вирус И – иммунодефицита Ч – человека (крошечный организм, микроб) (потеря организмом способности сопротивляться инфекциям) (живет только в организме человека)

ВИЧ вызывает заболевание вич-инфекция С – синдром П – приобретенного И – имму.

ВИЧ вызывает заболевание вич-инфекция С – синдром П – приобретенного И – иммуно- Д – дефицита (потеря организмом способности сопротивляться инфекциям) (неврожденного, а приобретенного в результате вич-инфекции) (признаки определенного заболевания)

Общие сведения о ВИЧ-инфекции. Строение вируса ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

Общие сведения о ВИЧ-инфекции. Строение вируса ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

Пути передачи ВИЧ-инфекции Половой – при непостоянном половом партнере (польз.

Пути передачи ВИЧ-инфекции Половой – при непостоянном половом партнере (пользоваться презервативами!) и гомосексуальных отношениях, при искусственном оплодотворении При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем От матери- ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении грудным молоком Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

ВИЧ не передается: Через воздух При разговоре, кашле При пользовании общей по.

ВИЧ не передается: Через воздух При разговоре, кашле При пользовании общей посудой Через рукопожатие Через поцелуй Через пищу При купании в бассейне, душе Через спортивные предметы Через домашних животных Через укусы насекомых При уходе за больными

Можно ли убить вирус? 50-70оспирт Несколько секунд Кипячение Мгновенно Попада.

Можно ли убить вирус? 50-70оспирт Несколько секунд Кипячение Мгновенно Попадание в желудочно-кишечный тракт Разрушается соляной кислотой и ферментами Температура 56оС 30 минут Дезинфицирующие вещества Мгновенно Попадание на кожу Через 20 минут

Вирусные заболевания Человека Животных Растений Черная оспа Ветряная оспа Гри.

Вирусные заболевания Человека Животных Растений Черная оспа Ветряная оспа Грипп Герпес Бешенство Энцефалит Гепатит СПИД Астма Воспаление легких Яшур Бешенство Чумка Мозаика Карликовость Скручивание листьев Воробей больной бешенством нападает на чека. Ящур – язвы. Полиомиелит - паралич

Вирусные заболевания

Вакцинация ВАКЦИНЫ [от лат. vaccinus— коровий (т. к. первая В. была изготовле.

Вакцинация ВАКЦИНЫ [от лат. vaccinus— коровий (т. к. первая В. была изготовлена из коровьей оспы)] — препараты, получаемые из микробов, вирусов и продуктов их жизнедеятельности и применяемые для выработки невосприимчивости (активной иммунизации) людей и животных с профилактическими и лечебными целями.

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличие от живы.

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличие от живых организмов Специфические черты

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличие от живы.

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличие от живых организмов Специфические черты Способность к размножению. Наследственность. Изменчивость. Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. Во внешней среде не проявляют свойств живого и имеют форму кристаллов. 2. Не потребляют пищи. 3. Не вырабатывают энергию. 4. Не растут. 5. Нет обмена веществ. 6. Имеют неклеточное строение. 1. Очень маленькие размеры. 2. Простота организации (нуклеиновая кислота и белки) 3. Занимают пограничное положение между неживой и живой материей.

Живое или неживое? Вирус — это балансирующая на грани живой и неживой природы.

Живое или неживое? Вирус — это балансирующая на грани живой и неживой природы дремлющая искра жизни. Это особая форма существования материи. Вне организма хозяина – вирион В клетке хозяина – нуклеиновая кислота

Закончите предложения, вставив пропущенные слова. Неклеточная форма жизни, па.

Закончите предложения, вставив пропущенные слова. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри нее называется - . Вирусы состоят из фрагментов генетического материала (либо ДНК, либо РНК), составляющей . вируса. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется . Вирусы бактерий называются - . Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный, т. е. при непосредственном . Стандартные гигиенические приемы для защиты от . инфекции - правильное пользование носовыми платками и проветривание комнат.

Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2.

Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял

Краткое описание документа:

Читайте также: