Зачем бог создал вирусы и бактерии

Обновлено: 23.04.2024


– Эпидемия – это заразная болезнь, которая распространяется. О ней можно сказать всё то, что справедливо в отношении болезни, кроме её массового характера, проявляющегося в охвате ею региона, страны или всего мира, как это произошло в нынешнем случае, что и вызывает дополнительные вопросы.

Неудивительно видеть, что в религиозных выступлениях воскресает тема Апокалипсиса (конца света), или идея Божественного наказания за грехи людей с аллюзиями на потоп (Быт. 6-7), участь Содома и Гоморры (Быт. 19), на язву, которая опустошила лагерь Давида после переписи населения (2 Цар. 24, 15-16) или на семь казней египетских (Исх 7-11). Поэтому необходимы пояснения.

Согласно православной богословской концепции, развитой Отцами на основании Священного Писания, прародительский грех (который в западной традиции называется первородным грехом) имел, в физическом плане, три последствия: страстность (высшей формой которой является страдание), поврежденность (главной формой которой является болезнь) и смерть, которая выступает результатом последней. Грех Адама и Евы состоял в их отпадении от Бога, что имело следствием утрату благодати, сообщавшей им бесстрастность, неповреждённость и бессмертие. Будучи прародителями человечества, Адам и Ева, соответственно, передали своим потомкам человеческую природу, искажённую последствиями их греха; беспорядок, поразивший человеческую природу, поразил в равной мере и всю природу вообще, ибо человек, отпав от Бога, утратил положение царя творения, и лишил тварей благодати, которую им до этого передавал в качестве посредника. В то время как творение изначально было всецело благим – таким, каким Бог его сотворил (согласно 1-й главе книги Бытия), в него, как и в человека, зло вошло извне, причём не только моральное, но и физическое, выражающееся в расстройстве, поразившем первозданный порядок творения, а также в процессах разрушения того, что установил Бог.

Промысел Божий, по замечанию Владимира Лосского, воспрепятствовал полному разрушению творения, однако природа превратилась в поле битвы, где постоянно пребывают в противостоянии добро и зло. Живые организмы постоянно сражаются, чтобы одолеть микробов, бактерии или вирусы, или генетические изменения (обязанные своим появлением либо старению, либо факторам внешней среды), стремящиеся их разрушать – до самого момента, когда, ослабленные старостью, подрывающей их иммунитет, они будут окончательно побеждены и умрут. Бактерии или вирусы могут тысячелетиями поражать одних только животных, или сохраняться в них, не поражая их самих, а затем внезапно перейти на человека. Именно так и случилось с различными видами вирусов, которые вызывали эпидемии на протяжении последних десятилетий.

– Вы отмечаете вину прародителей в упомянутом процессе, но играют ли в нём роль грехи их потомков, то есть наши собственные грехи? В молитвах на случай эпидемии, которые встречаются в Большом евхологии (официальном сборнике церковных молитвословий), ответственность за эпидемию возлагается на грехи всех людей; этой же точки зрения придерживаются в своих выступлениях также некоторые епископы, священники и монахи, которые усматривают причину происходящего в людских грехах и призывают к покаянию…

– Согласно православной концепции (которая в этом моменте отличается от католической концепции первородного греха) ошибка собственно самих Адама и Евы носит личный характер и не распространяется на их потомков, которым передаются лишь её последствия. Между тем, их потомки, начиная с самых первых и вплоть до живущих в наши дни, как говорит святой Павел в 5-й главе послания к Римлянам, имеют на себе грех по образу греха Адама, сделавшись его подражателями и через свои собственные грехи подтвердив прародительский грех с его последствиями.

Таким образом, коллективная ответственность за зло всё же имеет место, что оправдывает и взгляд на наши грехи как причину происходящего, и призыв к покаянию. В то же время, это применимо лишь на уровне самом общем – для объяснения происхождения и основы существования болезней и других зол, но отнюдь не на уровне личности – для объяснения, почему болезнь постигла того или иного человека или группу лиц.

Если одни болезни связаны с личными ошибками или личными страстями (например, болезни, обусловленные избыточным питанием или чрезмерным употреблением алкогольных напитков, или болезни, передаваемые половым путём), то появление других никак не связано с духовным состоянием лиц, которых они поражают. Больные дети не виновны ни в каких ошибках; святые также не избегают болезней и зачастую подвержены им в большей степени, чем те, кто ведёт морально распущенный образ жизни.

Христиане, явившиеся свидетелями крупных эпидемий чумы прошлого, были вынуждены констатировать, что болезнь поражала людей в случайном порядке, вне связи с их моральными или духовными качествами.

Для каждого человека болезнь – это возможность на личном опыте испытать свою онтологическую хрупкость и зависимость, повод обратиться к Богу как Тому, Кто способен помочь в преодолении болезни, если не физически (потому что, в ответ на молитву, случаются и чудесные исцеления), то, по меньшей мере, духовно, и позволяет человеку постичь смысл самосозидания, без которого он обречён лишь двигаться по пути к разрушению.

– Тем не менее, нередко в самих молитвах Большого Евхология или в других текстах (например, в канонах и акафистах), а также в выступлениях духовенства, которые за последнее время заполнили интернет, встречается идея, что эта эпидемия послана в мир, совершенно забывший о Боге и ставший полностью материалистическим, Самим Богом (или Его архангелами или ангелами), дабы пробудить людей, привести их к покаянию и обращению.

– Как мною только что было сказано, я согласен с тем, что данное испытание (как и всякое испытание в жизни) является шансом, чтобы многое пересмотреть и осознать, чтобы вернуться к Богу и к более духовному образу жизни.

Я об этом говорил в отношении отдельных людей. Но очевидно – и в прессе имеется много статей на эту тему, – что эта эпидемия также ставит под угрозу основания, организацию и сам образ материалистической и потребительской жизни современного общества, ставит под угрозу фальшивое чувство безопасности, которое оно культивирует в надежде на прогресс науки и техники; она развенчивает и иллюзии трансгуманизма, поскольку, как сейчас говорят специалисты, новые вирусы не перестанут появляться, а эпидемии не только продолжатся, но будут возникать ещё чаще, оставляя человека зачастую бессильным (задумайтесь над тем фактом, что ещё не смогли найти ни вакцину, ни лекарство против обычной простуды, поражающей ежегодно значительную часть населения и которую вызывает вирус из семейства коронавирусов).

Некоторые богословы приписывают Богу причины болезни, страдания и смерти из опасения, что, если их Богу не приписывать, то тогда якобы следовало бы, подобно манихеям, признать наличие, наряду с Богом – благим началом – также и некоего злого начала, которое пребывает в соперничестве с Богом и таким образом ограничивает Его Всемогущество, являющееся одним из Его существенных свойств. Если всё происходит от Бога, то надо допустить и то, что Он якобы является причиной не только эпидемий, но также войн, геноцида, концентрационных лагерей; что это якобы Он привёл к власти Гитлера, Сталина или Пол Пота, чтобы сделать их инструментами Своего предполагаемого правосудия и воспитать народы…

В том, что сейчас происходит, следует отметить действие именно диавола, а не Бога, а во вторую очередь – ошибку того, кто в Китае, употребил в пищу животное-носителя вируса или прикоснулся к нему (как бывало и в случае всех предыдущих эпидемий), распространив последствия своей ошибки на всё человечество, подобно тому как Адам передал всему человечеству последствия своего греха.

– Действительно, эту идею можно найти у некоторых современных католических богословов (например, у Тейяра де Шардена и его ученика Гюстава Мартеле); она была воспринята некоторыми православными богословами (например, Иоанном Зизиуласом, митрополитом Пергамским, и др.). Они придерживаются натуралистической концепции, которая, отчасти, копирует такую же концепцию в современной науке. Наша православная вера учит иначе: Отцы единогласны в утверждении, что Бог не творил смерть и что она является последствием греха, так же, как болезнь и страдание, которые не относились к числу условий первозданного рая, но впрочем, будут упразднены в условиях райской жизни будущего века, в Царствии Небесном.

Вопрос, являются ли злом болезнь, страдания и смерть, требует двоякого ответа.

Прежде всего, на уровне физическом они являются неоспоримым злом, ибо, как я уже предварительно отметил, это беспорядок и расстройство, вносимое в благой порядок функционирования живых организмов, сотворенных Богом. Даже с натуралистической точки зрения, для живого существа именно здоровье и жизнь соответствуют нормальному состоянию, а болезни, немощи и смерть – ненормальному. Болезнь, как я уже сказал выше, – это форма повреждения, это процесс порчи, разрушения, аннигиляции, а страдание – это элемент, который данный процесс сопровождает, свидетельствуя, что в нашем теле происходит что-то неладное.

Подлинно сатанинский характер болезней весьма отчётливо проявляется при некоторых из них: например, при аутоиммунных заболеваниях, когда органы используют ресурсы организма, чтобы разрушать себя (своего рода самоубийство); при раке, который, начинаясь с генетического искажения, производит нелепые, не несущие в организме никакого смысла, опухоли, не имеющие никакой иной цели, кроме собственного роста за счёт других органов, на которых они паразитируют и которые понемногу разрушают, а против применяемой к ним терапии используют все ресурсы, которые живое существо накопило за миллионы лет, чтобы развиваться и защищать себя; нынешний вирус, который, как другие представители того же семейства, инфильтрируется в клетки лёгких, а затем и в другие жизненно важные органы, завоёвывая их, как неприятель завоёвывает страну, колонизируя их и препятствуя их работе или внося в неё тяжёлые нарушения, вплоть до смерти.

На духовном уровне болезнь, страдание и смерть остаются разновидностями зла по своему изначальному происхождению (грех), но к ним можно относиться и переживать их с духовной пользой, конструктивно –и в этом они станут благами, но благами лишь духовными. В связи с болезнью, страданием или приближением смерти, человек, как я уже сказал, может обратиться к Богу, приблизиться к Нему и обрести различные добродетели (то есть постоянную настроенность или, иными словами говоря, такие состояния, которые его уподобляют Богу и с Ним его соединяют). Именно это имеет в виду святой Григорий Назианзин, отмечая, что через болезнь многие люди стали святыми.

– Ваши предыдущие слова вызывают другой вопрос. Почему Бог, если Он Всемогущ, не упраздняет болезнь и страдание в этом мире, и почему они существуют, в то время как Христос их победил для всего человечества, которое Он воспринял на Себя в Своей Личности?

– Это возражение активно используется атеистами, часто вызывая сомнения среди верующих.

Ответ Отцов таков, что Бог сотворил человека свободным и уважает свободную волю человека даже в её последствиях. Потому что грех продолжается в мире, его последствия продолжают поражать человеческую природу и весь космос. Христос уничтожил необходимость греха, положил конец тирании диавола и обезвредил смерть, но Он не уничтожил ни греха, ни действия демонов, ни физической смерти, ни последствий греха в целом – чтобы не принуждать людей и не упразднять их свободную волю, которая является причиной упомянутых зол.

На физическом уровне падший мир остаётся подчинённым своей собственной логике. Именно поэтому болезнь каждого поражает по-своему, и это особенно впечатляет во время эпидемии: в соответствии с индивидуальной физическим устроением каждого, она касается одних и обходит стороной других; одних поражает легко, а других – тяжко; одних заставляет умирать, а других оставляет живыми; убивает подростков и щадит глубоких стариков.

– В ожидании этого, христианство выказывает стремление облегчать страдание людей и исцелять болезни, и оно всегда одобряло употребляемые для этого средства…

– Любовь к ближнему вкупе с любовью к Богу – это главные добродетели, проповедуемые христианством. Любовь к ближнему всключает в себя сострадание, желание во всем помогать ближнему, утешать его и поддерживать, облегчать его страдания и лечить его болезни, хранить его в добром здравии. Чудеса, совершенные Христом и апостолами, показали в этом пример.

– В связи с Вашими словами о том, что падшая природа до некоторой степени следует своей собственной логике, возникает вопрос: могут ли наши молитвы оказать воздействие на эту эпидемию, чтобы её задержать или положить ей конец?

– Наш долг – молиться Богу, чтобы Он заставил эту эпидемию прекратиться. Но для этого необходимо, чтобы все люди обратились к Нему и Его об этом попросили. В противном случае, по Своему уважению к свободному выбору тех, кто не желает признавать Его бытие и просить Его о помощи, Он не станет навязывать им Своё Всемогущество. Именно в этом причина, по которой Божественное действие не явило себя, чтобы прекратить великие эпидемии прошлого. Вместо этого Бог отвечал на моления небольших объединённых групп и чудесным образом останавливал эпидемии локального масштаба. Точно таким же образом вмешательство Бога, Матери Божией или святых искони пробивало брешь в логике падшего мира – ради конкретных людей. Но по своему определению чудеса – это, скорее, исключение из общего и привычного порядка. И Сам Христос не совершал исцелений коллективных, но всегда только индивидуальные, и всегда, подчеркну, в соотношении с духовной целью и сопутствующим духовным действием (прощение грехов), связанным с жизнью и предназначением человека. Это дает повод напомнить, что как болезнь может быть – на духовном уровне – обращена к нашей пользе, так и сохранённое или восстановленное здоровье окажется бесполезным, если не будет поставлено на добрую службу нашей духовной жизни. И вот один из вопросов, которые перед нами ставит эта эпидемия: на что мы до сегодняшнего дня употребляли наше здоровье и как мы им будем намерены пользоваться дальше, если выживем?

Что касается чудесных исцелений, совершенных Христом, то можно видеть, что некоторые из них Он совершил по просьбе самих исцелённых, а иногда – по просьбе их ближних. Это напоминает нам, что нам важно молиться как о нас самих, чтобы нам обрести защиту и исцеление, так и о наших ближних, а также, ещё шире, – обо всех людях, как это делают все святые, которые молятся за весь мир, ибо в своей собственной личности ощущают единство со всеми.

– За последние недели православные сайты украсились самыми разнообразными молитвами. Какую молитву, или молитвы Вы бы особенно порекомендовали?

– Всякая молитва хороша, ибо приближает нас к Богу и нашему ближнему. Можно обращаться ко Христу, к Богородице и ко всем святым, потому что, как мне сказал по время одной из наших с ним встреч преподобный Паисий Афонский, каждый святой может исцелить ото всех болезней, и святые не испытывают ревности друг ко другу.

Со своей стороны, я очень полюбил и читаю несколько раз в день молитву, написанную Патриархом Румынским Даниилом – ей одновременно присущи и краткость, и простота, и полнота. Её текст был мною немного изменён:

«Господи Боже наш, щедрый милостию, с попечительной мудростью управляющий нашу жизнь, услыши молитву нашу, приими наше покаяние во грехах и положи сему поветрию предел.

Ты, Врачу душ и телес, даруй здравие тем, кого постиг недуг, восстави их вскоре от одра страдания, да возмогут славить Тебя, о милостивый Спасе.
Сохрани от всякой болезни тех, кто пребывает в добром здравии.

Сохрани и нас самих, Твоих недостойных служителей, а также наших родителей и наших близких.

Благослови, укрепи и сохрани, Господи, Твоею благодатию всех, кто с любовью к людям и в духе жертвования собой служит больным в их домах или в лечебницах.

Удали всякую болезнь и страдание от Твоего народа и научи нас ценить жизнь и здравие как дары, ниспосланные Тобою.

Даруй нам, Господи, мир Твой и исполни сердца наши несокрушимой верой в Твою защиту, упования на Твою помощь, любви к Тебе и к нашему ближнему.


ПЕРВЫЕ НА ЗЕМЛЕ

Вирус - самое простейшее из живущих на планете существ. Настолько простое, что ученые до конца не могут понять, в самом ли деле оно живое. Или только прикидывается.

Возможно, вирусы первыми появились на Земле. Часть их усложнилась до бактерий. Оставшиеся стали проникать в бактерии, привнося и создавая в них разную ДНК. И пошли организмы в рост. Началась эволюция. Вплоть до человека. Есть такая гипотеза.

Проникнув в живую клетку, вирус сооружает кусочек ДНК. И встраивает его в геном клетки хозяина. Далее этот кусочек начинает производить копии. Вирус, внедрившийся со стороны, называют экзогенным. Его потомка в геноме - эндогенным. Такие вирусы и становятся частями организма.

А если вирус попадает в половую клетку - материнскую (яйцеклетку) или отцовскую (сперматозоид), то у него появляются все шансы оказаться в любом месте организма. И во всех клетках. Ведь все они происходят из половых. Вирус также будет передан потомкам вместе с остальным геномом по наследству. Вот таких вирусных участков мы за период своей эволюции и накопили почти половину генома.

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

- На самом деле человек - продукт симбиоза, то есть относительно мирного сосуществования собственно человека и вируса, - говорит Френк Райн. - Не будь их, не было бы и нас. Или мы были бы совершенно другими.

Вполне возможно, что мы, люди, обязаны нашим сожителям не только жизнью, но и разумом. Ведь у обезьян, даже человекоподобных, эндогенных вирусов в геноме гораздо меньше, чем у нас. Значительно меньше. Кто-то и почему-то их обделил.

ИНСТРУМЕНТЫ ЭВОЛЮЦИИ

Для дарвинистов вирусы - это инструменты матери природы. С их помощью она доводила одних живых существ до нынешнего совершенства. И приспосабливала к меняющимся условиям окружающей среды. А других убивала. Или не приспосабливала. И они вымирали сами.

Продвинутые креационисты видят в вирусах божественные инструменты, с помощью которых Создателю иногда приходится вносить коррективы в изначальные планы. Вирусами Господь карает и спасает. А как иначе он мог бы вмешаться в сотворенную им жизнь?

Кто тут прав - эволюционисты или креационисты, вряд ли когда-нибудь станет известным. В связи с чем обе стороны примирительно признают: в любом случае - Создатель ли постарался или Природа сама так все устроила, но идея насчет вирусов была гениальной.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Академик РАН, руководитель лаборатории структуры и функций генов человека Евгений СВЕРДЛОВ:

- Когда-то у части популяции нашего с шимпанзе общего предка произошли изменения генома, которые изменили программу развития. И таким образом, представители этой части популяции, а именно от нее произошло человечество, стали задерживаться на более ранней стадии развития - в периоде, когда весь разум настроен на интенсивное обучение. Этому способствовали ретровирусы.

В итоге, когда обезьяны уже самостоятельно охотились и заводили потомство, пралюди все еще хватались за мамкину шерсть и учились-учились-учились. Можно сказать, что по сравнению с другими обезьянами, сразу переходившими к рабочим профессиям, они получали не низшее и даже не среднее, а высшее образование и становились ученой интеллигенцией.

Крошечные творческие натуры

Директор центра по исследованиям вирусов в Калифорнийском университете Люис ВИЛЛЕРИАЛ:

- Куда вы ни взглянете, везде будут вирусы. И они, безусловно, играют важнейшую роль в эволюции жизни на Земле. Я бы сказал, что они являются наиболее творческими генетическими организмами из тех, которые мы знаем.

Предки едва не исчезли

Вирусолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Михаил СУПОТНИЦКИЙ:

- Вирусы не имеют клеточного строения, не умеют синтезировать белки и воспроизводятся лишь в клетках высокоорганизованных форм жизни. В основе формирования ретроэлементов генома лежит одна последовательность событий: снятие копий ДНК с молекул РНК с помощью фермента обратной транскриптазы. В последующем копия ДНК вставляется в хромосому. Это очень древний процесс наращивания и усложнения генома. Он сформировался еще у каких-то протоклеточных форм жизни и сыграл основную роль в образовании тех форм жизни, которые существуют сегодня. До 8 процентов ретроэлементов генома человека составляют класс эндогенных ретровирусов. В отличии от экзогенных ретровирусов, таких, как вирус иммунодефицита человека, они не могут формировать инфекционные вирусные частицы. Однако все эндогены когда-то были экзогенными вирусами и попали в наш геном в результате эпидемий, сходных с нынешней пандемией ВИЧ/СПИДа. Какими видовыми катастрофами сопровождалось превращение внешних экзогенных ретровирусов во встроенные эндогенные остается только догадываться. Генетические исследования показывают, что люди нашего вида были на грани вымирания около 70 тыс. лет назад, тогда их оставалось не более 3 тысяч. Еще ранее, 1,2 млн лет назад, численность популяции неизвестного предка современного человека составляла не более 26 тыс. особей. Вполне возможно, такое резкое сокращение численности человечества было результатом работы ретровирусов. Став эндогенными, ретровирусы перемещаются по геному, увеличивают количество своих копий, управляют работой других генов и, даже, могут вновь начать формировать инфекционные экзогенные вирусные частицы. Поэтому некоторые ученые считают, что ретровирусы поддерживаются в природе в двух фазах — эндогенной и экзогенной, но эти фазы длятся во временных рамках геологических эпох. То есть, на протяжении тысяче и миллионолетий.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Бактериофаги поставят на ноги парализованных

Профессор Сенг-Вук Ли из Калифорнийского университета в Беркли (США) полагает, что с помощью вирусов можно восстановить работоспособность нервной ткани. И тем самым лечить больных с повреждениями спинного мозга. Целебными, по мнению ученых, станут так называемые бактериофаги - вирусы, которые поражают только клетки бактерий. Хотя и способны создавать структуры, похожие на ткани в организме животных.

Идея такова: изменить генетический код бактериофага, чтобы он производил необходимые для клетки белки. Например, нейроны. Они-то и займут место поврежденных. Или соединят разорванный спинной мозг.

- Вирусы - умные материалы, - говорит Ли. - Модифицировав геном лишь одного из них, вы получаете колонию из миллиардов таких же фагов, готовых к последующему размножению.

Возрастная категория сайта 18 +

- Зачем природе вирусы?

Вы спросите, а что же на 90% сформировало наш геном? Совсем древние пласты жизни, разного рода бактерии и простейшие, населявшие Землю миллиарды лет назад.

- Когда появились вирусы?

- Если я правильно понял, вирусы научили все живое размножаться, или, во всяком случае, научили делать это хорошо?

- Помогли научиться размножатся быстрее и сохранять при этом некоторые новообретённые функции.

Вирусы на самом деле не дают человечеству вымереть

- Вирусы могли залететь из космоса?

- Но он же может приспособиться, освоиться?

- Повторю, пока приспособится, его съедят.

- А было такое, что вирусы выкашивали стада динозавров, мамонтов?

- Биосфера – хрупкая оболочка, и на Земле периодически случаются вымирания. А бывают ли вымирания вирусов?

- Биосфера – совсем не хрупкая. А вот человеческая цивилизация – очень даже. Что касается вымирания вирусов, то такое несомненно случалась: есть вирусы, накрепко связанные всего с одним видом существ. Вымирает такой вид, исчезает и вирус. Это катастрофа для биосферы? Вряд ли.

- Можно ли сказать, что природа с помощью вирусов пытается регулировать численность человечества?

- Поскольку мы, люди, эволюционируем как единое целое вместе с огромным числом бактерий, простейших, вирусов и других существ (всего одна из каждых десяти наших клеток – собственно человеческая, и это не считая неклеточных вирусов), вся эта живая армада в обиду нас просто так не даст. Так что вирусы, скорее, наоборот, не позволяют человечеству быстро исчезнуть. К чему он так стремится, убивая окружающую среду.

Почему сейчас важно сидеть дома

Почему во время коронавируса важно сидеть дома? Вот что говорят об этом врачи

- Есть ли у вируса естественные враги?

- Почему вирусы живут себе в пределах одного вида, а потом вдруг перекидываются на другой?

- То есть вирусы и ускоряют эволюцию, и делают ее качественней? А раз так, может, и человек произошел от обезьяны из-за вируса?

- Даже этот вариант эволюции, нравится он нам или нет, нельзя исключить.

- Может ли человек создать вирус, например, нынешний коронавирус?

- Как изменится общество, когда эпидемия пройдет?

Так что, коли уж мы заговорили, что в мире надо поменять, улучшить, о чем пандемия заставила нас задуматься, то, увы, как и в XIX веке, в XXI-м надо взяться за элементарное просвещение. Объяснять, как устроена биосфера, как она эволюционирует, какую важную роль вирусы в этой эволюции играют. А от просвещения, глядишь, и власть имущие вместе с медийными персонами поумнеют. Но это я что-то размечтался.

Возрастная категория сайта 18 +

Причины пандемии коронавируса и праведная реакция христиан

Почему появился коронавирус — это ошибка людей или Божья кара для человечества? Почему Бог создал подобные вирусы и бактерии? Бог хотел таким образом наказать людей или с какой-то другой целью?

Причины пандемии коронавируса и Бог

Как вы можете догадаться, я получаю очень много вопросов о пандемии коронавируса. По мере возможности я пытаюсь отвечать на них, но в тоже самое время призываю всех верующих не бояться, а вместо этого подавать пример в послушании властям, делая все возможное, чтобы предотвратить распространение вируса.

Болезни и страдания людей не являются доказательством того, что Бог зол на людей. В сегодняшнем распространении вируса не надо искать причин Божьего гнева. Я не пророк, поэтому я точно не могу сказать то, почему Бог делает то, что делает. Поэтому, когда я говорю, что не надо в этом вирусе искать Божьей руки, я основываю свое мнение на базовых принципах, согласно которым болезни и смерть являются естественной частью жизни всего живого. Я не могу на 100% сказать, что Бог не стоит за этим коронавирусом, но я очень сильно сомневаюсь в этом.

Современный коронавирус, по моему мнению, также не является человеческой ошибкой. Он возник из-за естественных событий. Бактерии и вирусы эволюционируют со временем. Поэтому вполне нормально, что подобные болезни становятся более заразными и опасными.

Вы предположили, что коронавирус мог быть создан человеком в лаборатории. Это нельзя исключать полностью, но пока нет никаких доказательств, я склонен думать, что он возник естественным путем. Последнее, что нам надо сейчас, это распространять непроверенные сведения о том, что коронавирус стал причиной человеческой ошибки. Коронавирусы существуют вокруг нас уже давно, но этот стал более заразным и более опасным.

Несмотря на то, что вирус, скорее всего, не является результатом деятельности человека, его быстрое распространение — следствие глобализации и сильного роста популяции людей. То, что тысячу лет назад распространялось бы гораздо медленнее, сегодня распространяется всего за пару недель. Люди могут очень легко распространять болезни, но мудрое поведение может значительно снизить скорость их распространения. Я верю, что христиане должны показывать в этом хороший пример по всему миру, сохраняя социальную дистанцию.

Почему Бог позволяет вирусам и бактериям существовать в нашем мире?

Все это ведет нас к следующему вопросу. Почему тогда Бог позволяет подобным бактериям и вирусам существовать в нашем мире? В этом мире болезни и смерть не имеют такого важного значения для Бога, несмотря на то, что они являются причиной сильной эмоциональной боли и человеческих страданий. Дело не в человеческих болезнях или даже смерти. Важное значение имеют грехи людей и их восстание против Бога. Божья задача не в том, чтобы предотвратить заболевания и смерть, а в том, чтобы помочь людям избежать ада и их вечного отделения от Бога.

Физический мир не является безопасным местом. Из этой жизни живым не уйдет никто. Умрем мы в результате несчастного случая, заболевания или природной катастрофы — не важно. Важно, что в итоге мы все умрем. То, что все люди умирают, не доказывает того, что Бог не любит нас или Ему все равно, что с нами происходит.

Ответ христиан на пандемию коронавируса

Для нас, как для христиан, данный вирус не несет никакой угрозы (примечание переводчика: имеется в виду духовная угроза). Но, подражая Христу, мы должны пытаться снизить страдания окружающих нас людей. Нам необходимо показывать людям наше сострадание и нашу любовь. Нам не надо поддаваться страху и панике в эти дни. Нам надо использовать эту ситуацию, чтобы познакомить людей с Богом. Конечно, при этом нам необходимо подчиняться всем требованиям властей и сохранять социальную дистанцию. Так что давайте в эти времена будем примером в нашей вере, нашей смелости и нашем сострадании. Многие люди, задающие сейчас вопросы о коронавирусе, так или иначе интересуются вопросами смысла жизни. Давайте поможем этим людям найти ответы на их духовные вопросы.

Читайте также: