Загадки о ненецком чуме

Обновлено: 28.03.2024

1. Уточнить представление детей о жилище ненцев- чуме. Рассказать и показать, как ненцы ставят чум.

2. Познакомить с этапами установки чума.

3. Познакомить с ненецкими словами (ань торова, мя”, хан, у, ты, нюк, лакомбой)

4. Воспитывать уважение к людям, живущим в тундре.

Материалы: Макет чума, иллюстрации с изображением стойбища, чума и деревянной избы. На каждого ребенка детали чума, оленя, клей, ножницы, карандаш.

Ход занятия:

I. Воспитатель : Здравствуйте, ребята! (ответное приветствие от детей). А вы умеете здороваться по- ненецки? (ответы детей) Послушайте! Ань торова! (Дети здороваются на ненецком языке)

-Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются с гостями)

-Ребята, отгадайте загадку:

В доме есть одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла-

Ни единого угла!

-Что это такое? (ответы) А как вы догадались? Что такое чум? (ответы детей)

Чум- это жилище (дом) ненцев.

-Как вы думаете, чум ставят или строят? (предположения детей).

-А давайте я вам сегодня расскажу, как ставят чум. Хотите узнать? Проходите, садитесь.

-Оленеводы живут в тундре, пасут оленей. Олени передвигаются с места на место в поисках корма. И оленеводам приходится кочевать- ходить за оленьим стадом. И поэтому придумали такое жилище, чтобы можно было его быстро собрать и разобрать.

-По-ненецки чум называется мя. Повторите это слово. (дети повторяют)

-Установкой чума занимаются женщины. В этой трудной и ответственной работе строгий порядок! (Воспитатель рассказывает и показывает)

Прежде всего женщины- ненки выбирают место для жилища, полянку. Она должна быть ровной и сухой.

Затем намечают середину чума, куда кладут вот такой лист. Как вы думаете, что это за материал? (дети щупают, определяют из чего сделано) Это лист железа. На нем устанавливают железную печку.

-Как вы думаете, для чего печка в чуме? (ответы детей) Совершенно верно, печь нужна для тепла, для приготовления пищи, чтобы сушить одежду.

-Вокруг железного листа укладывают по три доски. Какие доски? (деревянные) Для чего доски (ответы) Это пол в чуме!

-На землю кладется сухая трава (солома, а сверху кладут оленьи шкуры - это постель, на постель кладут красивые подушечки. Затем ставят стол.

-Как вы думаете, на каких ножках по высоте будет стол? (ответы детей) Конечно же на низких! Стульев в чуме нет, когда кушают, сидят на скамеечках или на мягких оленьих шкурах.

-Посмотрите, как интересно: в тундре стоит печка, доски - пол есть, постель, стол. Помогайте мне, чего еще нет в нашем чуме? (ответы детей) Молодцы! Совершенно верно, нет стен в чуме!

-Почему сто друзей держат? А потому что на них вкруговую ставят остальные шесты и, этих шестов очень много, чтобы чум получился большой и просторный. (Воспитатель вызывает двоих детей для установки шестов)

-Посмотрите, ребята, в верхней части чума отверстие. Как вы думаете, зачем оно? (ответы детей) Это отверстие, для трубы, чтобы дым из печки выходил на улицу. Какое еще отверстие есть в чуме? (дверь)

-Я предлагаю вам сейчас поиграть в чум. Скажите, основание чума, какую фигуру напоминает? (ответы детей) Верно, круг. Вставайте в круг, хоровод. Беремся за руки.

Чум, чум, круглый дом.

Побывайте в чуме том!

Гости явятся едва-

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

II. Самостоятельная деятельность детей за столами.

-Я предлагаю вам сделать стойбище- это рядом стоящие чума, а около них пасутся олени. Посмотрите на картину, на ней изображено стойбище.

(Деятельность детей, каждый вырезает чум, оленя)

-Посмотрите, какое получилось у нас большое стойбище!

-Проходите, садитесь на свои стульчики.

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличается чум от дома? (ответы детей) Чум ставят или строят? (ответы детей) Почему ставят?

-Что интересного вам запомнилось?

-Сегодня узнали много ненецких слов. Давайте повторим.

Занятие по патриотическому воспитанию к 70-летию Дня Победы Занятие по патриотическому воспитанию. Воспитатель: Бабушкина Н. В. Памяти героев отечества посвящается к 70-летию Дня Победы. Программное.

Когда ложится, надолго ложится, когда встаёт, надолго встаёт.

Носит она саблю в шерстяных ножнах.

От дверей своего дома незамеченным уходит, после его ухода дым появляется.

Полгода стоит на одной ножке.

На просторах тундры без корня растёт.

Один мужчина уснул на берегу.

Черные мужчины по двое сидят.

Двое мужчин бегут, а перегнать друг друга не могут.

Трое сошлись в одном стойбище.

Бежит, бежит, но не вытечет.

В огне не горит и в воде не тонет.

Свои бесчисленные тысячи собрать не могут.

С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадет – плачет.

Хоть и идёт, следа её не видно (Лодка).

Летом худеет, зимой жиреет (Земля со снегом и без снега).

Когда ложится, надолго ложится, когда встаёт, надолго встаёт (Лёд и вода).

Носит она саблю в шерстяных ножнах (Лисица).

От дверей своего дома незамеченным уходит, после его ухода дым появляется (Выстрел).

Полгода стоит на одной ножке (Ягода).

На просторах тундры без корня растёт (Лишайник).

Один мужчина уснул на берегу (Олений хвостик).

Черные мужчины по двое сидят (Оленьи копыта).

Двое мужчин бегут, а перегнать друг друга не могут (Головки нарт).

Трое сошлись в одном стойбище (Хорей и его наконечники).

Бежит, бежит, но не вытечет (Вода реки).

В огне не горит и в воде не тонет (Лёд).

Свои бесчисленные тысячи собрать не могут (Солнце, луна, звёзды).

С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадет – плачет (Снег).


Вторая порция загадок:

Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит — то рыжей, то белой, то зелёной становится.

Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет.

Цветная занавеска молочное небо закрывает, а тундре от нее светлее становится.

Вечер на костре заката чайник кипятит, белым паром землю покрывает.

На тундру загляделось, целых три месяца спать не ложится.

Лес не лес, туча не туча то по тундре кочует, то на одном месте кружится.

Олень от них убегает, а они не отстают.

Лежит у порога меховое кольцо, чужого в чум не пустит.

Волшебник на железе посредине чума сидит: и угостить может, и укусить может…

Один только есть начинает, а другой уже в макодан выскочил, всё вокруг оглядел, вслед за ветром улетел.

Не буквы, а написаны в строчку, без языка, а все охотнику расскажут.

Длинноухий модник летом в сером кафтане бегает, а зимой белую шубку надевает.

Из пуховой одежды мамы детишкам мягкая постелька постелена.

С летним солнцем поссорится — облегчение принесет. С зимним морозом подружится — беды наделает.

С птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит.

Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит — то рыжей, то белой, то зелёной становится. (Тундра)

Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет.(Снег)

Цветная занавеска молочное небо закрывает, а тундре от нее светлее становится. (Северное сияние)

Вечер на костре заката чайник кипятит, белым паром землю покрывает.(Туман)

На тундру загляделось, целых три месяца спать не ложится.(Летнее солнце)

Лес не лес, туча не туча то по тундре кочует, то на одном месте кружится.(Оленье стадо)

Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты)

Лежит у порога меховое кольцо, чужого в чум не пустит. (Собака)

Волшебник на железе посредине чума сидит: и угостить может, и укусить может…(Огонь очага)

Один только есть начинает, а другой уже в макодан выскочил, всё вокруг оглядел, вслед за ветром улетел. (Огонь и дым очага)

Длинноухий модник летом в сером кафтане бегает, а зимой белую шубку надевает. (Заяц)

Из пуховой одежды мамы детишкам мягкая постелька постелена.(Гнездо)

С летним солнцем поссорится — облегчение принесет. С зимним морозом подружится — беды наделает. (Снег)

С птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит. (Весна в тундре)

Я чучмек - мне не отгадать!

Уважаемый Григорий, есть отгадки))).

Надо тундру любить, а я люблю море!

У нас Ледовитый океан. Морей много, Баренцево например. И тундра, и море в великом соседстве.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Отгадки на ненецкие загадки

Сокровище.jpg

Вы прекрасно справились с заданием. Мне кажется, я не смогла бы и половины угадать.
Эти загадки мы разбирали в школе, угадывали, наперебой выкрикивая варианты, и радовались своим открытиям.

1.Лес не лес,
туча не туча —
то по тундре кочует,
то на одном месте кружится. (Оленье стадо)

2. Волшебник на железе посредине чума сидит — и угостить может, и укусить может. (Огонь очага)

3. Лежит у порога меховое кольцо — чужого в чум не пустит. (Собака)

4. Она, как снег, от солнца прячется. А мышки—от нее. (Сова)

5. Острым клювом в мех ныряет и подружку за собой уводит, а про следы и забыла! (Игла и нить).

6.В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень)

7. Бегут два брата вперегонки,
а обогнать друг друга никак не могут! (Лыжи)

8.Радость пастуха на четырех палочках бежит,
обсохнет — за мамой побежит. (Новорожденный олененок)

9.Олень от них убегает — а они не отстают. (Нарты)

10.Не буквы, а написаны в строчку.
Без языка, а охотнику все расскажут. (Следы)

11.Посмотри, какой он рябенький
И задиристый на вид,
И уже на ножках слабеньких
Хоть качаясь, но стоит! (Новорожденный олененок)

12.Четыре брата — старшему кланяются.
Как вместе сойдутся —любое дело сделают. (Пальцы руки)

13.Очень важно, чтоб охотник
Знал, куда летит сова.
Потому, что по науке
Наших дедов и отцов,
По следам совы капканы
Надо ставить На песцов!

14.Один — еще только есть начинает, а другой — уже в макодан выскочил, вслед за ветром улетел. (Огонь и дым очага)

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность нашей учительнице географии
Альбине Михайловне Сахаровой, под руководством которой мы в детстве могли прикоснуться к легендам и преданиям аборигенов Заполярья.

1 ведущий: Сейчас, ребята, мы загадки вам загадки, а вы должны дать правильный ответ.

2 ведущий: Летом она зелёная, осенью - жёлтая, зимой - белая.

Дети: Тундра

Ночью на небе не зря
Разгорается заря:
Землю освещает
И небо украшает.

Дети: Северное сияние.

Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда.

Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает.

По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове,
Рогами защищается -
От врагов спасается.

По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днём на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит.

Дети: Полярная сова.

Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается?

Он мягкий, но не пух,
Зелёный, но не трава.

Олень от них убегает –
А они не отстают.

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт – плачет.

Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит.

Дети: Новорождённый оленёнок.

2 ведущий: “Приметы”.

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас, и вот - живут поныне
Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь,
И оцени старинные советы:
Но ты греха на душу не берёшь
За то, что помнишь отчие приметы.

Диалог двух учеников о приметах.

Если шумно хороводят вновь гагары над рекой.
Значит завтра быть погоде, да притом ещё какой!

Если чайки разгалделись на разбойном языке,
Значит, рыбы, в самом деле, густо водятся в реке.

Если чаще лемминг юркий под ногами стал шнырять,

Значит, мы песцовых шкурок сможем нынче много сдать.

Если рано-рано утром стелется весной туман,
Значит, жди крикливых уток из далеких тёплых стран.

Если днём погожим тундра не звенит от комара,
Значит, жди, что завтра утром разожжёт костры жара.

Если в тёплый день нежданно гуси к югу повернут,
Значит, ветры с океана снег и холод принесут.

Если малость поутихла только к вечеру пурга,
Значит, жди, неделю лихо будут вновь гулять снега.

Мы всегда должны помнить слова Леонида Лапцуя:

Будь милостив к природе человек!
Берёшь - бери не более, чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают в дружбе.

2 ведущий: К сожалению, в результате бездумного, потребительского отношения к природе многие животные, птицы и растения находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.

Мы призываем всех беречь нашу природу, её богатства!

1 ведущий: Наше мероприятие мы хотим закончить обращением ко всем людям:

Берегите травы, речку, лес и поле.
Не держите птиц, пожалуйста, в неволе!
Посмотрите, как красиво всё кругом.
Ведь природа - это тоже чей-то дом!
В гнёздах птицы голосисто нам поют.
А в лесах зверюшки разные живут.

Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,
И, конечно, нашу Землю берегите.
Пусть рассвет встречает небо голубое,
Будет легче на Земле нам жить с тобою!

Берегите эти земли, эти ветры!
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Читайте также: