Заикание и ветрянка

Обновлено: 05.05.2024

Что такое ветряная оспа (ветрянка)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Александрова Павла Андреевича, инфекциониста со стажем в 14 лет.

Над статьей доктора Александрова Павла Андреевича работали литературный редактор Елена Бережная , научный редактор Сергей Федосов

Александров Павел Андреевич, инфекционист, гепатолог, паразитолог, детский инфекционист - Санкт-Петербург

Определение болезни. Причины заболевания

Ветряная оспа (Chickenpox) — острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом ветряной оспы, поражающим кожные покровы и нервную систему.

Симптомы ветрянки: умеренно выраженная общая интоксикация и везикулёзная экзантема. При длительной персистенцией вируса в виде латентной инфекции, при активизации которой (чаще после 60 лет) протекает в форме опоясывающего лишая. Течение доброкачественное при отсутствии осложнений.

Этиология

Возбудитель принадлежит к семейству Herpesviridae (от греч. herpes — ползучая), роду Varicellavirus. Вирус герпеса 3 типа — Varicella zoster. ДНК-содержащий, покрыт липидной оболочкой. Антигенная структура вируса устойчива, и не было выявлено измененных вариантов возбудителя. Крайне неустойчив во внешней среде, солнечная радиация, свежий воздух при проветривании, дезинфицирующие средства убивают вирус почти мгновенно. [1] [3] [5]

Эпидемиология

Антропоноз. Источник инфекции — больной человек (ветряной оспой и опоясывающим лишаём) независимо от степени тяжести и клинических проявлений. Больной заражает неболевших восприимчивых людей (восприимчивость 100%) с последних 48 часов инкубационного периода и до 5 суток с момента появления последнего свежего элемента сыпи.

Пути заражения

Механизм передачи воздушно-капельный (пути — аэрозольный, контактно-бытовой). Заболевание очень контагиозно, но для реализации заражения необходим тесный контакт больного и восприимчивого организма.

До 50% заболеваний приходится на возраст 5-9 лет, к 15 годам остается неиммунной прослойка не более 10% населения. Заболеваемость повышается в холодное время года.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы ветряной оспы

Сколько длится ветряная оспа (ветрянка)

Инкубационный период длится от 10 до 21 дня. В типичных случаях (у детей и подростков) заболевание начинается остро. В среднем ветряной оспой болеют 7-10 дней.

Симптомы ветряной оспы у взрослых и детей

Ветрянка у взрослых из-за утраты лабильности иммунной системы проявляется подострым и постепенным началом (т. е. основной синдром появляется на 2-3 и более поздние дни от начала заболевания). Дети, как правило, заболевание переносят легче.

Симптомы ветрянки у детей и взрослых:

  • общая инфекционная интоксикация (СОИИ);
  • везикулёзная экзантема;
  • везикулёзная энантема (афты);
  • лимфаденопатия (ЛАП);
  • лихорадка постоянного типа.

В типичных случаях разгару заболевания предшествует продромальный период длительностью до одних суток, маловыраженный, сопровождающийся небольшой слабостью, субфебриллитетом, редко мелкопятнистой rash-сыпью.

Очень характерна динамика высыпаний: вначале появляется округлое красноватое пятно размерами 5-10 мм, далее в центре образуется папула, далее — везикула (пузырёк) с прозрачным содержимым до 10 мм (однокамерная и спадающаяся при проколе). Далее при присоединении вторичной флоры возможно её нагноение, после — подсыхание и образование корочек, отпадение которых происходит через 6-8 дней, обычно без последующих дефектов. В редких случаях (выраженное нагноение, расчесывание) могут образовываться рубчики.

Одновременно с высыпаниями на кожных покровах на слизистой оболочке рта образуются нежные везикулы, которые, быстро вскрываясь, образуют афты (эрозии) и могут вызывать чувство дискомфорта, жжения во рту.

Ветряная оспа у новорождённых

Грудные дети ветряной оспой болеют редко, так как большинство из них защищены материнскими антителами. Если ребёнку от матери передались антитела против вируса, то болезнь может протекать стёрто в лёгкой форме. Если защитных материнских антител нет, то ветрянка протекает бурно: выражены симптомы интоксикации, возможны судороги, нарушается сознание, возникают осложнения со стороны внутренних органов и нервной системы.

Ветряная оспа у беременных

Виду широкого распространения заболевания преимущественно в детском и подростковом возрасте к моменту наступления беременности женщины оказываются в большинстве случаев иммунны к вирусу ветряной оспы (т. е. если ветрянка была перенесена до беременности, риска повторного заболевания и угрозы для ребёнка нет, соответственно, нет рисков при контакте беременной с больным ветряной оспой или опоясывающим лишаём). В редких случаях, когда беременная не имеет титра протективных антител и вступает в контакт с больным человеком, возможны различные исходы, зависящие от срока беременности. Значительную опасность представляет острое заболевание ветряной оспой для самой беременной (о чём зачастую забывает как сама женщина, так и врач, диагностировавший заболевание).

Патогенез ветряной оспы

Распространение вируса ветряной оспы в организме

Классификация и стадии развития ветряной оспы

1. По клинической форме:

  • рудиментарная (отсутствует синдром общей инфекционной интоксикации, из сыпи — розеолы);
  • пустулёзная (присоединение вторичной — бактериальной флоры, нагноение и выраженное усиление интоксикации, частое образование рубчиков);
  • буллёзная (выраженные проявления интоксикации, образование пузырей с жидкостью до 3 см);
  • геморрагическая (геморрагическое пропитывание содержимого пузырьков, нейротоксикоз);
  • гангренозная (образование язв, нейротоксикоз, развитие сепсиса);
  • генерализованная (врожденная у детей, прогноз неблагоприятен);
  • абортивная (быстрое обратное развитие сыпи).

2. По степени тяжести:

  • легкая (умеренный СОИИ, повышение температуры тела до 38°С, необильные высыпания);
  • средняя (выраженный СОИИ, повышение температуры тела до 39°С, обильные высыпания);
  • тяжелая (резко выраженный СОИИ, повышение температуры тела свыше 39°С, гиперинтенсивные высыпания, сопровождающиеся образованием язв, геморрагиями). [1][2][3]

Стадии заболевания

Осложнения ветряной оспы

Осложнения ветрянки у детей и взрослых

Ветряная оспа у детей и взрослых протекает схоже, но у взрослых осложнения развиваются чаще.

Специфические осложнения:

  • стенозирующий ларинготрахеит;
  • неврологические осложнения — менингит, энцефалит, миелит;
  • кератит;
  • геморрагический нефрит.

Неспецифические осложнения:

  • абсцессы;
  • флегмоны;
  • отит;
  • пневмония;
  • сепсис.

Осложнения ветрянки у беременных

По разным данным, развитие пневмонии у беременных при ветрянке достигает в среднем 22% от общего числа заболевших, а из них 42% случаев заканчивается летально. Вирус проникает через плацентарный барьер и может поражать ребёнка, выраженность проявлений зависит от сроков беременности. Так, при заражении в 1 триместре абортов не отмечается, но риск развития пороков развития достигает 5%, смертность от которых у новорожденных доходит до 34%. Во 2-3 триместрах тяжесть поражения возрастает, однако частота заражения ребёнка резко падает. Наибольший риск для ребёнка представляет заболевание матери за 5 дней до родов и 5 дней после них (риск врожденной инфекции до 20% и смертность до 30%), поэтому при развитии заболевания в предродовом периоде вариантом спасения может быть задержка родов на 5-7 дней (при возможности) и введение специфического иммуноглобулина. [1] [4] [5]

Что такое ветряночная пневмония

Ветряночная пневмония — это опасное осложнение, которое в основном возникает у беременных. Для заболевания характерно двустороннее воспаление лёгких, в тяжёлых случаях приводящее к их отёку и дыхательной недостаточности.

Диагностика ветряной оспы

При каких симптомах нужно обратиться к врачу

В каких случаях проводят анализ крови на ветряную оспу

В общей практике лабораторная диагностика ветряной оспы проводится редко. При необходимости в сомнительных или сложных случаях могут использоваться:

  • клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой (лейкопения и нормоцитоз, лимфо- и моноцитоз, при наслоении бактериальных осложнений — нейрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, т. е. изменения, свойственные большинству вирусных инфекций);
  • общий анализ мочи (изменения редки, указывают на степень интоксикации);
  • биохимические анализы крови (иногда повышение АЛТ как проявление герпетического гепатита, креатинина при поражениях почек);
  • серологические реакции (возможна ретроспективная диагностика методами РСК, РА, ИФА классов IgM и G наиболее широко применяемый метод, позволяет провести дифференциальную диагностику между острой инфекцией и более старым инфекционным процессом, что наиболее важно при беременности. Достаточно информативен метод ПЦР).

Специальная подготовка для сдачи анализов не требуется. Расшифровкой анализов занимается врач.

При риске или произошедшем развитии осложнений производятся соответствующие лабораторные и инструментальные исследования (люмбальная пункция, рентген придаточных пазух носа, органов грудной клетки, КТ, МРТ и др.). [2] [4]

Как отличить ветрянку от других заболеваний

Заболевания, которые следует отличать от ветряной оспы

Лечение ветряной оспы

Ввиду всеобщей заболеваемости и в большей степени наличия форм лёгкой и средней тяжести заболевания больные ветряной оспой проходят лечение дома, в случае тяжелого заболевания (с риском развития и развившимися осложнениями), лица, проживающие в организованных коллективах, беременные должны проходить терапию в условия инфекционного стационара (до нормализации процесса и появлении тенденций к выздоровлению).

Самолечение ветряной оспы недопустимо. При появлении первых признаков нужно обратиться к терапевту или педиатру. Далеьнейшим ведением пациента занимается инфекционист.

Больной должен быть изолирован от окружающих (неболевших) людей до 5 дня со времени появления последнего свежего элемента сыпи.

Режим дня

Желателен постельный режим, строгое соблюдение санитарных норм (чистое бельё, коротко остриженные ногти, интимная гигиена).

Питание

Пища должна быть разнообразная, механически и химически щадящая, богатая витаминами, показаны мясные нежирные бульоны, обильное питьё до 3 л/сут. (теплая кипяченая вода, чай, морсы).

Медикаментозная терапия

Лечение ветрянки включает в себя этиотропную (т. е. воздействующую на возбудителя заболевания), патогенетическую (дезинтоксикация) и симптоматическую (облегчающую состояние больного путем уменьшения беспокоящих симптомов) терапию.

Этиотропная терапия назначается лишь при заболеваниях тяжелой степени тяжести и риске развития осложнений. Отдельно стоит указать на желательность данного вида лечения ветрянки и у взрослых больных, т. к. именно у них есть повышенный риск развития осложнений.

В качестве патогенетической и симптоматической терапии могут быть использованы препараты следующих групп:

Особенности ухода и лечения детей с ветрянкой

Ветряную оспу у детей и взрослых лечат схоже. Жаропонижающие детям следует давать при температуре свыше 38,5℃ (взрослым от 39,5℃). При уходе за ребёнком с ветрянкой важно не допускать расчёсывания кожи и срывания корочек.

Признаки выздоровления

К критериям выписки пациента, переболевшего ветрянкой, относятся:

  • с момента появления последнего свежего элемента сыпи прошло не менее пяти дней;
  • нормализация температуры тела;
  • отсутствие изменений лабораторных показателей (при тяжёлом течении);
  • отсутствие осложнений.

Ввиду нестойкости вируса в окружающей среде заключительную дезинфекцию в очаге заболевания не проводят (достаточно проветривания). [1] [2] [4]

Прогноз. Профилактика

  • ведущую роль в профилактике распространения ветряной оспы играет изоляционное разобщение больных и здоровых (детей до 7 лет, не болевших, разобщают с 9 по 21 день с момента контакта с больным);
  • мытьё рук и лица с мылом после общения с больными;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • здоровое питание, поливитамины;
  • частое проветривание помещения.

Вакцинация. Стоит ли делать прививку от ветрянки взрослым

Вакцинация в раннем возрасте предотвращает в 99 % развитие заболевания у детей, при контакте в подавляющем большинстве случаев — в первые 72 часа, предотвращает развитие тяжёлых форм и патологий плода у беременных. Однако есть ряд ограничений, существенно препятствующих распространению вакцинации в нашей стране — высокая стоимость вакцины, отсутствие массового вакцинирования (по данным ВОЗ, для реализации коллективного иммунитета необходимо привить не менее 90% детского населения, иначе возрастает риск заболевания неболевших и непривитых лиц взрослого состава). [1] [5]

  • небеременным женщинам детородного возраста;
  • медицинским работникам;
  • людям с ослабленным иммунитетом и родственникам, проживающим с ними;
  • учителям и воспитателям;
  • персоналу домов престарелых и людям, проживающих в них;
  • международным путешественникам [6] .

Можно ли второй раз заболеть ветрянкой

Иммунитет после болезни стойкий, повторные заболевания возможны у лиц с иммунодефицитом, врожденным дефицитом иммуноглобулина А. [1] [2] [5]

К заражению устойчивы:

  • люди, переболевшие ветряной оспой;
  • новорождённые с защитными антителами, которые передались им от матери;
  • вакцинированные пациенты.

Постконтактная профилактика

Предотвратить развитие инфекции или ослабить её течение поможет внутримышечное введение иммуноглобулина к вирусу ветряной оспы (VariZIG).

Профилактика после контакта с заболевшим показана:

  • пациентам с лейкемией, иммунодефицитом или другими тяжёлыми заболеваниями;
  • беременным женщинам, не имеющим антител к вирусу;
  • новорождённым, чьи матери были инфицированы ветряной оспой за пять дней до родов или через два дня после них;
  • новорождённые младше 28 недель, контактировавшие с возбудителем не через мать, даже если у неё есть специфический иммунитет [7] .

Профилактика рубцов и шрамов

Как правило, изменения кожи при ветряной оспе полностью исчезают после выздоровления. Важно лишь не расчёсывать кожу, не срывать корочки и ограничить применение косметических средств.

Каминская Ольга Николаевна, инфекционист - Кемерово

В инфекционное отделение г. Междуреченска в январе 1998 года обратилась мама с ребёнком шести лет с жалобами на то, что ребёнок не может стоять на ногах.

Жалобы

Со слов матери, утром у ребёнка настолько сильная слабость в ногах, что он не может встать с постели, болевого синдрома, головной боли, рвоты не отмечалось. Также были жалобы на сыпь по телу с корочками и лёгким зудом.

Симптомы возникли остро — утром после пробуждения. Накануне вечером ребёнок чувствовал себя удовлетворительно, жалоб не предъявлял.

Анамнез

За семь дней до обращения ребёнок заболел ветряной оспой. Начало заболевания протекало легко: незначительные высыпания по телу и волосистой части головы без повышения температуры. В детском саду в этот период был карантин по ветряной оспе. Диагноз поставлен участковым врачом верно: "Ветряная оспа, типичная, лёгкой степени тяжести". Ребёнок находился на домашнем режиме, получал симптоматическую терапию: обработка элементов раствором бриллиантовой зелени. На седьмой день от начала заболевания на фоне значительного улучшения самочувствия и уменьшения количества элементов сыпи утром ребёнок не смог встать на ноги.

Из анамнеза жизни известно, что ребёнок не страдал хроническими заболеваниями, развивался соответственно возрасту, получал профилактические прививки по плану. Против ветряной оспы привит не был. Из перенесённых заболеваний: ОРЗ 1-2 раза в год.

Обследование

При обследовании: ребёнок в сознании, отвечает на вопросы, ориентирован во времени и пространстве, положение вынужденное (на руках у матери). При постановке на ноги с поддержкой оседает. Движения рук не ограничены, нарушения речи, глотания нет. Черепно-мозговые нервы не нарушены. Самостоятельно идти не может. Рефлексы с ног снижены с двух сторон. Менингеальные симптомы (симптомы воспаления мозговых оболочек) отрицательные. Чувствительность на нижних и верхних конечностях сохранена. На коже единичные элементы сыпи, корочки. Слизистые чистые. По органам патологии не выявлено.

Проведена люмбальная пункция. По результатам исследования ликвора (спинномозговой жидкости) установлено наличие лимфоцитарной инфильтрации (повышенного содержания лейкоцитов), уровень сахара в крови в норме (что соответствует вирусному процессу). В клиническом анализе крови изменений не установлено. В биохимическом исследовании крови изменений фосфорно-кальциевого обмена, печёночных проб не выявлено. Осмотр глазного дна не выявил патологии.

Диагноз

Лечение

Ребёнок получал внутривенно ацикловир в течение семи дней с дальнейшим переходом на приём препарата в таблетках. Курс — 14 дней.

Со второго дня поступления отмечалась положительная динамика: улучшение двигательной активности в нижних конечностях, улучшение рефлексов, нарастание силы мышц. Полное восстановление функций нижних конечностей произошло к 14 дню. Выписка через две недели с выздоровлением.

После выписки ребёнок находился под наблюдением участкового педиатра и невролога. В процессе наблюдения получал реабилитацию: курсы массажа, физиотерапии. Ухудшения самочувствия в период наблюдения не отмечалось. Двигательная активность восстановлена полностью, на психоэмоциональное развитие ребёнка заболевание не повлияло.

Заключение

Ветряная оспа не всегда лёгкое заболевание. Редкие осложнения могут носить тяжёлый характер. Предсказать развитие осложнений невозможно даже у человека без хронических заболеваний. На сегодняшний день предотвратить заболевание можно вакцинацией. Профилактическая вакцинация против ветряной оспы возможна детям с 12 месяцев жизни. Прививки гарантируют отсутствие болезни, а значит и осложнений.


Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи. Заболевание чаще развивается в детском возрасте, в период от 2 до 6 лет, затрагивая около 3% малышей в мире. Мальчики страдают от заикания в 4 раза чаще девочек.

Термин имеет несколько синонимов: логоневроз, логоклония, лалоневроз. Существуют данные, подтверждающие наличие расстройства у египетских фараонов, пророка Моисея, философа Демосфена. Царь Персии Батт также страдал от логоневроза, из-за чего дефект, в том числе, носит название баттаризм.

Механизм возникновения

Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.

Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.

Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.

В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.

Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.

Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.

Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:

  • тонической;
  • клонической;
  • смешанной.


Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.

Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.

Среди особенностей характера заик выделяют:

  • робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
  • слабоволие;
  • высокая впечатлительность;
  • смущение при посторонних;
  • чрезмерное фантазирование.

Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.


В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  • корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

Провоцирующие факторы заикания

К провоцирующим факторам относят:


  • острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
  • хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
  • ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
  • переучивание леворуких деток;
  • изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
  • такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
  • ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).

В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.

Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.

Заикание у левши

В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.

Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.

Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.

Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.


Одни утверждают: причина – в работе полушарий. Для мозга характерно явление латеральности. Одно полушарие у человека оказывается доминирующим. У основания мозга происходит перекрест нервных путей, поэтому у левши преобладает правое полушарие, у правши – левое.

Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.

Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.

Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.

В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.

Роль семьи

Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.

Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме. Отсутствует внимание к возрастным потребностям.


Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.

Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется. Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме.

Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью. Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного.

Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:

  • препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
  • незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
  • болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
  • запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
  • проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
  • отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.

Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.

Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С

Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.

Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.

Лечение


Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов. Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.


Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.


Среди нарушений речи, встречающихся сегодня, одним из самых распространенных и сложных является заикание. Оно возникает из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождается заминками, повторениями отдельных звуков и введением в речь добавочных слов.

Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте. Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи. В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.). Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера. перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь. Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.


Исходя из причин возникновения, заикание делят на два вида.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

  • рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
  • психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
  • логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.


Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие. При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.

Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.

Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:


  • контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
  • комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата. При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
  • заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения. Не допускайте переутомления;
  • обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием. Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц. Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.


Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!


Заикание – это сложное психоневрологическое заболевание. По-научному характеризуется как нарушение темпо-ритмической стороны речи, вызванное судорожными сокращениями речедвигательных мышц. Говоря проще, это речевые нарушения с удлинением, повторением, глотанием отдельных звуков, слогов и слов, искажающие плавность и неразрывность повествования.

История заболевания

Заикание имеет несколько родственных названий. Его можно встретить в рамках таких понятий, как логоневроз и лалоневроз, логоклония, бальбуцио, а также баттаризм по имени царя Батта, тоже страдавшего от данного дефекта.

На планете логоневроз наблюдается у 1% взрослого населения и 3% детей. Обычно заболевание манифестирует в детском возрасте, в период от 2 до 5 лет, когда начинает формироваться речь. Находясь, так сказать, в сыром, недозревшем виде, она является довольно уязвимой и при любом сбое в работе нервной системы подвергается искажению.

С древности и вплоть до 20 века расстройство обрастало тенью загадочности. Врачи различных специальностей пытались разгадать его секрет, но все оказывалось безрезультатным. Заиканию приписывали статус таинственного недуга, считали его результатом поражения органов речи. Пытались бороться с ним с помощью трав, заклинаний, рукоприкладством и даже кровавыми операциями в ротовой полости, но видимых улучшений это не приносило.

В конце 19 века произошел революционный переворот в понимании природы логоневроза. Осуществил его русский психиатр Сикорский И.А. Ему принадлежит идея, что логоклония зарождается в детстве в момент формирования речевой активности. Способствуют его возникновению патологии нервной системы и наследственные факторы. Сикорский связал понятие заикания с неврозом.

Неоценимый вклад в развитие теории расстройства внес Тартаковский И.И. Ему принадлежит идея лечения заболевания. В частности, он доказал эффективность воздействия индивидуальной и групповой психотерапии в терапии недуга.

Отдельная отрасль – логопедия сформировалась уже в 20 веке, она и по сей день занимается проблемами речевой активности.

Механизм формирования

В основе возникновения лалоневроза лежит появление мышечных судорог органов, отвечающих за речеобразование. К этим органам относят:

  • язык;
  • губы;
  • нижняя челюсть;
  • мягкое небо;
  • гортань.

В процесс также вовлекаются мышцы лица.


Причиной судорожных сокращений мышц речедвигательного аппарата становятся патологические процессы, возникающие в головном мозге.

Нормальную работу высшей нервной деятельности обеспечивает гармоничное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре и подкорке головного мозга. По ряду причин эта гармония может нарушаться, приводя к гипервозбуждению или преобладанию торможения в центрах речи. Незрелые, незащищенные речевые области у детей подвергаются такому воздействию в первую очередь, приводя к заиканию. Подобная подверженность также связана с отсутствием у детей тормозных условных рефлексов, что приводит к повышенной возбудимости и ее распространению.

В мозге существуют специальные нервные центры, отвечающие за речевую активность. Самые значимые из них:

  • центр Брока – голосовой, самая крупная речевая инстанция мозга. Приводит в работу мышцы и связки, формирующие речевую активность;
  • центр Вернике – слуховой. Участвует в распознавании собственной и чужой речи;
  • ассоциативный центр – анализирует сказанное и дает команду голосовому центру действовать.

Получается, что все три очага работают по кругу. Под действием голосового центра мы произносим фразу, при этом активизируется слуховой центр, заставляющий ассоциативный анализировать информацию. После анализа он позволяет снова включиться в работу голосовой области.

Это слаженный механизм, действующий строго и четко. Проблема возникает, когда изменяется скорость работы центров. Чаще всего это происходит из-за гипервозбуждения центр Брока. Увеличивается скорость его действия, что влечет за собой размыкание круга. Возбуждение переносится на близлежащие двигательные отделы коры мозга. Это приводит к появлению судорог. Затем голосовой центр расслабляется, круг снова замыкается.

Другая причина кроется в нарушении деятельности стриопаллидарной системы. Данная система отвечает за сокращение и расслабление мышц или за поддержание нормального мышечного тонуса и его перестройку. Если в ее работе происходит сбой, то это приводит к дисбалансу тонуса артикуляционных, дыхательных, голосовых мышц, вызывая их спазм. Они находятся в постоянном напряжении, что не может не отразиться на качестве речи.


Еще одна причина заикания – борьба между правым и левым полушариями мозга. Первое отвечает за ритмичную, четкую речь, тогда как второе – за аритмичную. В норме правое полушарие должно подчиняться левому, но у заик они развиты одновременно хорошо, из-за чего вступают в конкуренцию. Нарушение закономерности их взаимодействия влечет за собой сбивчивость речевого ритма.

Классификация и причины расстройства

Заикание может классифицироваться по разным критериям. В первую очередь разделяют лалоневроз:

  • клонический;
  • тонический;
  • смешанный.

В основе клонического лалоневроза лежат клонические судороги мышц речедвигательного аппарата. Они характеризуются мелкими мышечными подергиваниями, в результате чего человек монотонно повторяет один и тот же звук либо слог, слово. Например, о-к-к-к-кно.

Для тонических судорог характерен длительный спазм мускулатуры. При этом мышца застывает в одном положении и как бы деревенеет. В этом случае проявлением расстройства станет длительная пауза в слове или в речи: ко…..рова. Больному речь дается с большим трудом.

Смешанная форма совмещает в себе признаки обоих предыдущих форм.

По локализации логоневроз делят на:


Но самая значимая классификация разделяет расстройство на невротическое и неврозоподобное.

Неврозоподобный лалоневроз возникает при наличии конкретной физиологической патологии. У таких детей отмечается отклонение показателей на ЭЭГ, обнаруживаются мозговые расстройства, нарушения моторики, повышенное внутричерепное давление, спазмофилия. Причины данной формы заикания:

  • внутриутробные, родовые травмы;
  • отягощенная беременность матери;
  • инфекционные заболевания.

Обычно неврозоподобное заикание проявляется в 3-4 года и нарастает постепенно. Его характер не имеет ситуационной зависимости. Дети начинают говорить с опозданием. Характерны нервные тики, ритуальные движения, выраженные дефекты речи.

Мальчик, 8 лет. Беременность матери протекала тяжело. В родах у ребенка наблюдалась асфиксия. Впоследствии он находился на учете у невролога по поводу перинатального поражения нервной системы. Получал лечение. Мальчик отличался повышенной возбудимостью и двигательной активностью с рождения. Заикание проявилось в 3 года спонтанно, без причины, обострялось на фоне простудных заболеваний.

Невротический лалоневроз возникает без физиологических нарушений нервной системы. Изначально для ребенка характерно нормальное и даже раннее речевое развитие. Как правило, можно проследить конкретную причину, которая вызвала расстройство. Оно может вовсе отсутствовать в спокойной обстановке и обостряться под влиянием стрессовых факторов. К его возникновению предрасполагают следующие факторы:


  • перегруз нервной системы ребенка по причине завышенных требований родителей;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • сильный испуг или стрессовая ситуация;
  • подражание заикающимся членам семьи;
  • напряженная обстановка в семье, ссоры, конфликты;
  • неправильная модель воспитания: гипер- или гипоопека;
  • раннее речевое развитие;
  • издержки обучения, скудный словарный запас.

Заикание также существует в 3 степенях своего развития:

  • легкая – дефект проявляется периодически, под воздействием травмирующей ситуации;
  • средняя – речь нарушается при беспокойстве, эмоциональном напряжении;
  • тяжелая – заикание присутствует у больного постоянно.

Проявления

Нет одного определенного симптома, который бы мог охарактеризовать расстройство. В сознании большинства заикание проявляется как ритмичное повторение отдельных звуков или слогов. Например, м-м-м-ма-ма. Однако это не единственный симптом заболевания.

К проявлениям лалоневроза относят и чрезмерное растягивание речевых единиц, длительные паузы во время разговора, проглатывание слов. Человек может испытывать нерешительность в высказываниях, трудности в произношении слов.

При спазмах дыхательной мускулатуры больной испытывает проблемы с дыханием. Возникает чувство, как будто он задыхается.

Несостоятельность речи приводит к психическому дисбалансу. Такие люди отличаются нервозностью и агрессивностью, дети замкнуты, избегают общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Ребенок отказывается ходить в детский сад, не желает играть с другими детьми. У него нарушается сон и аппетит.

Не стоит думать, что нарушенная речь не влечет за собой никаких последствий. Это совсем не так. Если вовремя не заняться проблемой малыша, то в итоге можно получить:

  • задержку психического развития;
  • проблемы с усвоением знаний и обучением в школе;
  • энурез;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • акцентуации характера, неврозы;
  • по мере взросления – трудности с получением профессии и дальнейшим трудоустройством.


Нередко заикание провоцирует формирование фобий и защитных ритуальных движений. Среди возможных фобических вариантов выделяют логофобию – боязнь разговаривать, социофобию – боязнь людей, ведущая к социальной изоляции, глоссофобию – боязнь публичных выступлений.

Люди с логоневрозом вырабатывают для себя систему защитных ритуалов. Среди учеников распространены касание лба ладонью – признак напряженного мышления, сдавливание пальцами крышки стола. У взрослых при общении с начальством наблюдается:

  • топтание с ноги на ногу;
  • касание мочки уха;
  • похлопывание рукой по бедру.

Кроме этого, у больных формируются ритуалы по типу навязчивых действий: постучать по дереву, обернуться 3 раза вокруг своей оси.

Ребенок отличается повышенной педантичностью по отношению ко всему, что касается школы, и тревожностью. Постоянно беспокоится по поводу своего и родительского здоровья.На фоне заикания у него появились навязчивые ритуалы, обращенные в целую систему. Так, перед уходом в школу ему необходимо дернуть 3 раза пуговицу на своей одежде, после этого трижды постучать и в окончании переступить с ноги на ногу. Если ритуал был прерван, ребенок начинает последовательность заново. Мальчик утверждает, что это позволяет снять напряжение, и он меньше беспокоится по поводу своего дефекта.

В случае с заиканием следует знать, что чем быстрее будет начата терапия, тем выше шансы на выздоровление. Коварство расстройства заключается в том, что оно склонно к рецидивированию.


Так, молодой человек утверждал, что ему удалось избавиться от логоневроза за 1,5 месяца. Обрадовавшись, он прекратил занятия, и расстройство возвратилось через некоторое время. Тогда парень понял, что заболевание не такое уж и простое, и требует тщательного, вдумчивого подхода. Впоследствии он создал сайт для людей с заиканием zaikanie.com, призванный помочь нуждающимся преодолеть этот неприятный недуг.

Как лечат

Лечение заикания – комплексное. Проводится с привлечением специалистов разного рода: педагогов, психологов, терапевтов.

Основа терапии – коррекционные занятия, проводимые логопедом и дефектологом. Программа разрабатывается индивидуально для каждого пациента.

Дополнительно применяют массаж, призванный улучшить кровообращение в судорожных мышцах и расслабить их. Дыхательная гимнастика помогает сформировать правильный темп и ритм дыхания.

Если заикание имеет стрессовую природу, больной напряжен и тревожен, назначается медикаментозная терапия в виде седативных препаратов, транквилизаторов.


В случае неврозоподобной формы привлекается терапевт и невропатолог для лечения органической патологии.

Неотъемлемой частью терапии является психотерапия. В тяжелых случаях применяется гипноз для кардинального избавления от дефекта. Обычно ему подвергают детей в возрасте от 10 до 18 лет.

Психотерапия необходима для того, чтобы выявить психические причины заикания. С ее помощью также проводят терапию фобий и навязчивых действий, используют групповые и индивидуальные ее формы.

Лечение логоневроза должно быть не только комплексным, но и полноценным, завершенным. Это очень важный аспект лечения, поскольку расстройство имеет тенденцию возвращаться, особенно в кризисные периоды развития человека. К таковым относят, например, социально значимые события: поступление в школу, ВУЗ, период полового созревания.

Читайте также: