Закроют ли метро из за коронавируса

Обновлено: 19.04.2024

Транспортные эксперты пока не видят целесообразности в закрытии метрополитена в Москве в качестве профилактики распространения коронавируса по примеру ряда крупных мегаполисов мира. В городе и так реализуется комплекс мер для защиты населения, и закрытие метро в текущих условиях не только будет малоэффективным, но и посеет панику среди населения.

Неэффективная мера

Как считает замдиректора Центра цифровых высокоскоростных транспортных систем РУТ-МИИТ Александр Чекмарев, на фоне других стран динамику распространения заболевания в Москве нельзя назвать критичной, и повода к закрытию метрополитена в российской столице пока нет.

"В ситуации с Москвой основным источником распространения являются люди, прилетевшие из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, и те люди, которые с ними контактировали. И пока, к счастью, в целом по городу между обычными людьми, распространение этого вируса не фиксируется, либо это какие-то единичные случаи. Поэтому пока закрывать целиком метро, что во многом парализует и жизнь города, и деловую активность, пока нецелесообразно", - сказал Чекмарев ТАСС.

Председатель Транспортной ассоциации Московской агломерации Норайр Блудян отметил, что метрополитен является частью огромной развитой структуры городского транспорта, и для сдерживания роста заболевания властям пришлось бы приостановить работу также наземного и железнодорожного транспорта, включая Московские центральные диаметры и Аэроэкспресс.

"Закрытие метрополитенов в крупных городах имеет смысл только в том случае, если он выполняет 80-90% объемов всех перевозок, то есть в тех городах, где, например, не развит наземный транспорт. В противном случае, закрытие только лишь метрополитена не решает проблемы, и эффекта от этого не будет", - пояснил он.

Запрет на работу метрополитена должен коррелировать с другими не менее серьезными ограничительными мерами для жизни города, поскольку подземка - не единственное место, где москвичи проводят много времени в течение дня, добавил Чекмарев.

"Это должно быть и введение чрезвычайного положения, и ограничение в целом на передвижение людей по городу, и ограничение работы предприятий. Строго говоря, изменения традиционного уклада жителей города. Пока такой необходимости нет", - подчеркнул собеседник агентства.

Общероссийское объединение пассажиров в текущих условиях также не видит необходимости в приостановке работы подземки. Это принесет гораздо больше минусов, чем плюсов, спровоцирует необоснованный хаос и панику в городе, считает глава организации Илья Зотов.

"В метро действует комплекс мер для защиты людей: проводится контроль температурного режима сотрудников перед выходом на линию, кассирам выдают антисептики, вагоны проходят кварцевание переносными ультрафиолетовыми лампами, проводится дезинфекция элементов пассажирской инфраструктуры, влажная уборка вагонов и станций. Поэтому остановку движения подвижного состава считаем нецелесообразной мерой", - пояснил собеседник агентства.

Самоизоляция в личном транспорте

При этом эксперты сошлись во мнении, что в последнее время во всем городском транспорте наблюдается отток пассажиров: таким образом горожане пытаются изолироваться от потенциальных носителей коронавирусной инфекции.

"Нагрузка на общественный транспорт действительно становится ниже, это можно легко заметить. В поездах метро даже в пиковое время стало свободнее. Повлиял тот факт, что значительное число сотрудников на многих предприятиях работают удаленно или приезжают в офис на отдельные мероприятия. С другой стороны, ухудшилась ситуация на улично-дорожной сети: боясь инфицироваться, многие люди стараются изолироваться и передвигаются на личном транспорте", - добавил Чекмарев.

По его словам, в последние дни заторы стали образовываться в тех местах, где их традиционно не было, "выросла нагрузка на такси, цены на поездки стали подниматься".

Блудян, между тем, не ожидает коллапса на дорогах столицы, но обратился к работодателям с просьбой перевести максимально возможное число сотрудников на удаленный режим работы.

"Это может оказаться единственным методом для снижения пассажиропотока в транспорте и нагрузки на дорожную сеть, а также поможет несколько снизить динамику распространения инфекции. Это касается не тяжелых производств, а структур бизнеса, которым реально организовать дистанционную работу своих сотрудников", - сказал он.

О коронавирусе

Сергей Собянин

Он также заявил, что циркулирующие в интернете слухи о закрытии метро не соответствуют действительности.

Ранее в воскресенье мэр Москвы заявлял, что, если метро закроется, на восстановление его систем уйдет полгода, поскольку поезда должны постоянно ходить и прокачивать воздух.

Как китайский стартап завоевывает в России опустевший рынок одежды

НДФЛ по-новому: на что компаниям обратить внимание после марта 2022 года

Фото: Ilya S. Savenok / Getty Images

Ни слова о недовольстве: как быть с негативными эмоциями в коллективе

Фото: Shutterstock

Полиграф и тест на наркотики: как кандидата проверяют при трудоустройстве

Фото: Junko Kimura / Getty Images

Как Toyota следовала своей философии во времена Великой рецессии

Фото: Shutterstock

Как Fujifilm обошла конкурентов и прошла десяток кризисов

Фото: Michael Buckner / Getty Images

Брендинг под копирку: зачем компании выпускают продукты-клоны


В Москве с начала марта действует режим повышенной готовности. В школах и вузах введено дистанционное обучение, введены ограничения на посещение больниц, закрыт доступ посетителей в фитнес-клубы, бассейны, аквапарки.

По состоянию на 22 марта в России зафиксировано 367 случаев заражения коронавирусом, из них 191 случай — в Москве. За последние сутки наличие инфекции было подтверждено у 61 человека.

По мнению экспертов, закрыть московское метро возможно, а сберечь его от сырости помогут вентиляция и откачка воды, которую будут контролировать часть работников. Ранее о том, что приостановка метро недопустима, заявил Собянин

По его словам, необходимости в том, чтобы поезда постоянно ходили и тем самым обеспечивали техническую устойчивость метро, нет. Ранее об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин, отметивший, что в случае простоя работу подземки потом придется восстанавливать полгода.

Фото:Михаил Терещенко / ТАСС

О том, что отсутствие движения поездов не сказывается на состоянии системы метрополитена, заявил и эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства Роман Мюнге. По его мнению, технических препятствий для закрытия метро нет, а уменьшение воздухообмена можно компенсировать за счет вентиляционных камер.

Фото: Shutterstock

Как выявить спад в экономике по длине юбок и спросу на трусы и помаду

Фото: Zuma \ TASS

Переждать не получится: как за два-три года изменится российский бизнес

Фото: Shutterstock

Как Fujifilm обошла конкурентов и прошла десяток кризисов

Как китайский стартап завоевывает в России опустевший рынок одежды

Фото: China Photos / Getty Images

Вам необходимо снизить фонд оплаты труда. Как сделать это законно

Россияне перешли на кризисные модели шопинга: что и где они скупают

Фото: Adam Pretty / Getty Images

Как справляться с мыслями о катастрофе и жить дальше

Фото: Spencer Platt / Getty Images

Повышенные цены и переориентация экспорта. Что ждет российский нефтегаз

Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

Как сообщили власти, коронавирус уже повлиял на работу московского транспорта. По данным профильного департамента, со 2 по 19 марта количество поездок в московском метрополитене снизилось почти на треть. Также москвичи стали реже пользоваться автобусами, троллейбусами и трамваями — падение составило 24%, а также такси и каршерингом — падение на 10–15%.

По последним данным, в России известно о 306 заразившихся коронавирусом, 137 из которых находятся в Москве. На фоне эпидемии в столице ввели ряд ограничений. В частности, в помещениях запрещены массовые собрания численностью более 50 человек, а все прибывшие из стран с неблагополучной ситуацией по коронавирусу должны пробыть в самоизоляции 14 дней.

Меры профилактики COVID-19 продолжат действовать в Москве после завершения нерабочих дней

В столице приостановят бесплатный и льготный проезд в общественном транспорте для соблюдающих домашний режим, а посетить музеи и театры можно будет только при наличии QR-кодов.

8 ноября Москва возвращается к обычному режиму — ситуация, связанная с пандемией, стабилизировалась, но остается достаточно напряженной. В связи с этим нерабочие дни продлены не будут, однако в городе сохранятся некоторые ограничения, которые предотвратят рост заболеваемости COVID-19.

В частности, сохраняется правило, согласно которому предприятия должны перевести не менее 30 процентов своих сотрудников на дистанционную работу, включая всех работников с хроническими заболеваниями и тех, кому больше 60 лет. Горожане, которые входят в эти социальные группы, не прошли вакцинацию и не болели COVID-19 в последние шесть месяцев, обязаны соблюдать домашний режим.

В это время не следует покидать свои дома за исключением случаев, когда нужно сходить к врачу, купить продукты в ближайшем магазине, выгулять питомца или выбросить мусор. Прогулки и занятия физической культурой на свежем воздухе не ограничиваются.

Эти ограничения распространяются не на всех. Исключения — вакцинированные и переболевшие в течение последних шести месяцев.

Театры и музеи продолжат работу при условии заполняемости помещений не более 70 процентов. Посещать их можно только при наличии QR-кодов. Предъявлять их, а также носить защитные маски обязательно и на концертах, развлекательных, культурных, зрелищных, спортивных мероприятиях, где присутствуют более 500 человек.

Кроме того, с 8 ноября приостановят бесплатный и льготный проезд в общественном транспорте для тех, кто должен соблюдать домашний режим, — людям старше 60 лет и тем, у кого есть хронические заболевания. Однако карты москвича не заблокируют гражданам из группы риска, которые переболели COVID-19 в течение последних шести месяцев или прошли вакцинацию. Также социальную карту разблокируют сразу после вакцинации первым компонентом (либо если человек выздоровел после заражения коронавирусной инфекцией).


Что бы ни происходило, московское метро должно работать всегда. Его закрывали лишь однажды при страшных обстоятельствах.

Сотрудники метрополитена проверяют у пассажиров московского метро температуру с помощью тепловизора.

Сотрудники метрополитена проверяют у пассажиров московского метро температуру с помощью тепловизора.

Что будет, если закрыть метро?

Тем не менее, российские эксперты считают, что технически возможно закрыть метро для пассажиров: такие карантинные меры приняты в Ухане, одном из крупнейших городов Китая, а также в столице Украины Киеве.

Да и Москва время от времени закрывает некоторые участки метро для ремонта.

Речь не идет о том, чтобы выключить свет и распустить сотрудников по домам: нужно, чтобы сотрудники метрополитена продолжали следить за системами вентиляции и состоянием путей.

Вопрос в другом - что будет с городом, если хотя бы частично закроется метро и насколько это будет компенсировано другими мерами, объясняет Russia Beyond старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Павел Зюзин.


Самым масштабным из них стала авария 25 мая 2005 года, которая по всей видимости, произошла из-за перегрузки энергосетей в городе. Тогда из-за массового отключения электроэнергии движение в метро в 11 утра остановилось на 52 из 170 станций метро. Тысячи пассажиров эвакуировали из застрявших в тоннелях поездах, света не было нигде. Восстановить работу метро полностью удалось только к 9 вечера.

А были ли случаи, когда метро не работало?

На самом деле, московское метро с самого момента своего открытия в 1935 году перевозило пассажиров каждый день. Это и сегодня самый популярный транспорт в городе (в 2019 им пользовались более 9,5 млн человек в сутки!). В это сложно поверить, но за все это время был единственный день, когда метро не открылось утром.

Произошло это 16 октября 1941 года. Во время Великой Отечественной войны метрополитен продолжал перевозить людей, даже несмотря на бомбежки. Поезда ходили до 10 вечера, а затем на станциях размещались люди, чтобы спрятаться от ночных авиаударов по столице СССР. Самые страшные бомбардировки были в Москве в октябре и ноябре 1941 года. И советское руководство даже приняло решение уничтожить метрополитен, чтобы не сдавать инфраструктуру врагу.

Метро Маяковская в Великую Отечественную войну.

Метро Маяковская в Великую Отечественную войну.

В ночь с 15 на 16 октября рабочие уже начали демонтировать эскалаторы и рубить электрические кабели, однако утром решение отменили. За несколько часов все вернули обратно, и в 18:45 движение поездов возобновилось. А затем возобновилось и строительство новых станций и тоннелей (об этом подробнее читайте здесь )

Читайте также: