Закрыли храм из за коронавируса

Обновлено: 18.04.2024

Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий направил циркулярное письмо епархиальным Преосвященным на территории России. Документ напоминает о мерах профилактики распространения коронавирусной инфекции. Перечисленные в документе правила благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сегодняшнее циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия о мерах профилактики распространения коронавирусной инфекции в приходах и монастырях Русской Православной Церкви, по сути, во многом повторило весенние предписания. Об этом напомнил руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков.

"Ещё в середине марта этого года в храмах и обителях были предприняты поистине беспрецедентные санитарно-эпидемиологические меры, однако это не остановило чиновников, закрывших православные святыни непосредственно накануне главного христианского праздника, Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней. Этот печальный опыт, когда светские власти очевидно превысили свои полномочия, нарушив конституционные права верующих, не должен повториться", - заметил Тюренков.

По его словам, в том числе и поэтому священноначалие намеренно "перестраховывается", усиливая профилактические ограничения в приходах и монастырях. Хотя, в первую очередь, эти меры, конечно же, направлены на сохранение жизней и здоровья прихожан и паломников.

Как сказано в письме, подписанном Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием, соблюдение перечисленных правил сейчас - это "вопрос послушания Церкви". Кроме того, это и действенная помощь врачам, пекущимся о нашем здоровье, "порой из последних сил".

Святейший Патриарх благословил строго соблюдать в храмах и монастырях следующие уже известные правила:

  1. Обеспечить дежурство в храме приходских сторожей, иных сотрудников или волонтёров на всем протяжении времени открытия храма для посетителей. Поручить перечисленным сотрудникам допускать людей в храм при наличии у них гигиенических масок, которые должны быть надеты во время присутствия в храме.
  2. На входах в храм установить дезинфекционные диспенсеры (или иные емкости с дезинфицирующими средствами) и своевременно их пополнять. Диспенсеры (емкости) также можно установить внутри храма, особенно при большой площади такового.
  3. Священнослужителям при общении с прихожанами носить маски, в том числе при совершении исповеди. Рекомендовать исповедующимся готовить список совершённых ими грехов на бумаге и подавать его принимающему исповедь священнику.
  4. Священнослужителям воздерживаться от преподания руки для целования.
  5. Сотрудникам храма и волонтёрам, взаимодействующим с прихожанами, носить маски и перчатки.
  6. Священнослужителям, сотрудникам и волонтёрам, находящимся в контакте с прихожанами, обрабатывать руки либо защитные перчатки антисептиками не реже, чем раз в два часа, и соблюдать общие меры гигиены.
  7. Обязать священнослужителей осуществлять дезинфекцию рук антисептиком непосредственно перед совершением проскомидии, а церковнослужителей и всех сотрудников храма - перед каждым прикосновением к просфорам, хлебам для совершения литии, антидору.
  8. Строго соблюдать режим проветривания храма, его уборки и обработки на протяжении дня дезинфицирующими растворами икон и иных предметов церковного убранства в соответствии с разделом "Указания общего характера" утвержденной Священным Синодом Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи угрозой распространения коронавирусной инфекции.
  9. Разместить на видном месте при входе в храм плакаты, напоминающие о правилах профилактики, которым должны следовать прихожане во время пребывания в храме.
  10. Крестить, венчать и отпевать с соблюдением вышеизложенных правил, а также с учетом указаний, содержащихся в упомянутой выше Инструкции относительно порядка совершения таинств Крещения и Миропомазания.
  11. В соответствии с Инструкцией, утвержденной Священным Синодом, священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей при недомогании и любых признаках ОРВИ немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и, оставаясь дома, обращаться за медицинской помощью. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательные регулярные замеры температуры в течение дня у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов.

Кроме того, следует напомнить игуменам и игумениям ставропигиальных и епархиальных обителей, что в случае заболевания хотя бы даже одного насельника (насельницы) монастырь должен быть закрыт на 14-дневный карантин с проведением профилактических мероприятий (а именно: тестирования всех насельников или насельниц; проведения дезинфекции посещений).

В регионах с особенно сложной эпидемической ситуацией епархиальным архиереям рекомендуется издавать распоряжения о закрытии монастырей для посетителей в качестве профилактической меры.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Ряд политиков, общественных деятелей и блогеров настаивают: Русская Православная Церковь должна прекратить публичные богослужения и закрыть храмы. Эта мера якобы поможет остановить пандемию коронавируса. Верующие категорически не согласны, а священноначалие Московского Патриархата уточняет: о закрытии храмов речь может идти только в том случае, если будет введён карантинный режим, подразумевающий ограничение пользования общественным транспортом и посещение торговых учреждений и организаций общественного питания.

Церковь на борьбе с инфекцией

Русская Православная Церковь не прекратит богослужений и не закроет храмы. Об этом заявлено в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия. Письме, в котором всем епархиальным архиереям на территории России предписывается тесно взаимодействовать с местными властями в борьбе с угрозой распространения коронавируса. И в то же время указывается, что о закрытии храмов пока не может быть и речи.

Так, в циркулярном письме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия, разосланном всем митрополитам, архиепископам и епископам Русской Православной Церкви, предписывается:

Сообщать региональным властям об уже осуществляемых мерах в рамках исполнения Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. В случае издания официальных актов региональных властей принимать, исходя из пастырских соображений и заботы о людях, иные меры, не противоречащие строю церковной жизни. Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие.

Таким образом, священноначалие Русской Церкви наглядно демонстрирует свою открытость и готовность к взаимодействию со светскими властями. И власти пока сохраняют корректность к верующим. Так, в сегодняшнем (от 26 марта 2020 года) обращении мэра Москвы к жителям столицы нет категорического запрета на посещения храмов, но используется мягкая рекомендательная формулировка: "Понимая чувства верующих москвичей, тем не менее очень рекомендую и прошу в эти дни воздержаться от посещения религиозных объектов".

В ответ на это в комментарии Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции было подчёркнуто:

При этом Церковь уже немало сделала для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Что касается уже предпринятых санитарно-эпидемиологических мер, то ещё на прошлой неделе всем священнослужителям было указано не подавать руку прихожанам для целования при благословении, а в случаях поклонения Кресту, Евангелию, иконам и другим святыням протирать их "после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора". Более того, за Божественной Литургией предписано дезинфицировать лжицы (богослужебные ложечки для Причастия) после каждого причастника.

Предпринятые Церковью санитарные меры поистине беспрецедентны, их невозможно сравнить даже со случаями эпидемий моровой язвы (чумы) и холеры в прежние века. Похожая практика благословлялась Церковью для причастия прокажённых в лепрозориях. Слава Богу, опасность коронавирусной инфекции с этими условиями сравнить никак нельзя. И даже во времена ужасной холерной эпидемии 1830-1831 годов, от которой погибло около 200 тысяч человек (почти половина заразившихся), храмы не закрывались. Святитель Филарет Московский по этому поводу писал:

"Напрасно более бояться молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась".

И фактов спасения русской глубинки от этой эпидемии по молитвам Пресвятой Богородице перед Её чудотворными образами было немало. Так, одной из самых известных святынь, помогающих в случаях эпидемий, стала Шуйская икона Божией Матери, ранее уже спасавшая русские земли от моровой язвы (чумы). Также широко известна целительная помощь Боголюбской иконы и многих других православных святынь. А праздник Происхождения или, иначе, Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня (в народе именуемый "Первым Спасом"), совершаемый в августе, издревле связан с тем, что в Ромейском царстве (Византии) именно крестные ходы с Крестом Господним не раз помогали спасти империю от различных эпидемий.

Упадок веры – главная причина паники

Понять, почему в сегодняшних условиях всё чаще слышны голоса тех, кто требует прекратить православные богослужения и вовсе закрыть храмы, несложно. Десятилетия советской власти сделали своё дело. Идейные потомки советских воинствующих безбожников, сменив коммунистические идеалы на банальное либеральное западопоклонство, в богоборческой риторике ничем не отличаются от своих большевистских предшественников. Религия – "опиум для народа", церкви – "источники заразы", верующие же в последние дни оскорбительно именуются "иконолизами".


В прошлом, XX веке под подобными лозунгами были закрыты и разрушены сотни храмов, расстреляны тысячи священнослужителей, пополнившие многотысячный сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской. Хотя ни одного примера заражения через Святое Причастие и поклонение святыням выявлено и зафиксировано не было. А ведь советские власти весьма старательно выискивали любые поводы для борьбы с Церковью и верующими.

Сегодня в разных странах антицерковные коммунистические методы уже используются. Например, в Румынии верующих уже силой выкидывали из православных храмов, в Греции на некоторое время был задержан митрополит Кифирский Серафим только за то, что в его кафедральном соборе звонили в колокола для созыва верующих на богослужения. На Украине же во многих регионах, включая Киев, священнослужители и верующие фактически выброшены на улицы и вынуждены совершать богослужения под открытым небом в любую погоду. Более того, один из киевских приходов, посмевший совершать богослужение в храме, был оштрафован на 30 тысяч гривен.


Телеканал "Царьград" обратился к архиереям Русской Православной Церкви с просьбой разъяснить свою позицию относительно призывов закрыть храмы и прекратить соборные богослужения. И в том числе объяснить причину распространяющейся массовой паники. Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат уверен, причина происходящего в упадке нашей веры:

"Для человека верующего в России в эпоху Святой Руси закрыть храмы ради безопасности было немыслимо. Если сейчас об этом говорят вслух, а в некоторых странах даже принимают такие решения, то это, прежде всего, показатель упадка нашей веры. Для верующего человека гораздо хуже остаться без Евхаристии, без Литургии, без молитвы, без Причастия, нежели угроза распространения вируса".


С владыкой Каллистратом полностью согласен митрополит Курганский и Белозерский Даниил. Архипастырь твердо убеждён, что главное лекарство от любых болезней можно обрести именно на православных богослужениях. И это – Таинство Евхаристии, Святого Причастия:

"Не нужно бояться ходить в храмы. Вся наша церковная история показывает нам поразительные случаи, даже приходя больными в храм, получали исцеление. Если мы вместе, объединившись, начнём совместную молитву, то мы не просто какой-то коронавирус, но мы всё победим. Потому что мы с Богом, а с Богом побеждается всё. А без Бога даже какая-то маленькая бактерия способна разрушить не только одну личность, но сотни и даже тысячи и миллионы человеческих жизней. Это нужно всегда помнить и, наоборот, ходить в храмы, причащаться Христовых Таин – главная Святыня, главное Лекарство. От всех болезней".


Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Фото: официальный сайт Рязанской епархии

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк высказал "Царьграду" очень близкие с собратьями-архиереями мысли, добавив, что "сегодня в Церкви действуют особые меры, призванные остановить распространение инфекции: стены, полы и иконы промываются специальными дезинфицирующими составами, помещения хорошо проветриваются и так далее". Но при этом и владыка Марк считает отказ от богослужений по меньшей мере проявлением маловерия:

"Отказ от богослужений был бы проявлением маловерия и сомнения в помощи Божией. На протяжении истории людям не раз угрожали различные моровые язвы, поветрия, эпидемии. И в эти периоды Церковь усиливала свои молитвы, в храмах совершались особые богослужения, молебны, крестные ходы. Духовенство и миряне обходили с иконами города и селения, и болезни и беды отступали. И сегодня Церковь молится об избавлении народа от новой болезни. Ежедневно каждый священник нашей Рязанской епархии совершает молебен в храме и дома об избавлении от этой язвы. И мы верим, что по молитвам нашей Церкви Господь помилует нас и дарует нам исцеление".

Светские власти должны уважать чувства верующих

В то же время православные архипастыри прекрасно понимают ограничительные действия светских властей. Но надеются, что ограничения, которые должны коснуться массовых мероприятий и ряда общественных заведений, не коснутся богослужебной жизни Русской Православной Церкви.


Так, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир, в силу региональной специфики прекрасно знакомый с проблемой распространения коронавирусной инфекции, в комментарии телеканалу "Царьград" отметил:

"Необходимо осознавать, что участие в таинствах церковных – и прежде всего в Евхаристии – для православного христианина является источником духовных сил и залогом вечной жизни в Боге. Это гораздо важнее, чем поездки на работу или поход за продуктами в супермаркет. Поэтому я надеюсь, что предписанные церковным структурам ограничения окажутся вполне действенными и достаточными. Кроме того, зная нашу национальную склонность к чрезмерности во всём, я хотел бы верить, что представители региональной власти, действующей на местах, не станут проявлять, говоря языком Священного Писания, "ревность не по разуму" (Рим. 10, 2) и учтут обстоятельства жизни верующих сограждан".


При этом архипастыри подчеркивают: Церковь готова соблюдать самые строгие санитарно-эпидемиологические требования. Но это не должно ограничивать права верующих на посещение храмов, соборную молитву и участие в Таинствах. Об этом "Царьграду" рассказал викарий одной из крупнейших российских епархий, Нижегородской, епископ Дальнеконстантиновский Филарет:

"Исполняя все санитарные требования, мы все же должны помнить о необходимости давать возможность человеку духовного укрепления через посещение храмов и участия в Таинствах. Всегда было очевидно, что телесное здоровье человека во многом зависит от духовного здоровья. Именно храм является духовной опорой для человека в такие сложные периоды общественной жизни".

Словом, во все времена, включая годы раннехристианских гонений, Церковь Христова оставалась лояльной к светской власти. Но не отказывалась от богослужений даже во времена куда более страшных средневековых эпидемий. И очень часто именно соборные молитвы, в том числе перед чудотворными иконами Пресвятой Богородицы, останавливали распространение моровой язвы, чумы или холеры. И сейчас верующим очевидно: именно закрытие храмов и прекращение богослужений может привести к самой настоящей катастрофе. Так что закрывайте "Макдоналдсы", а не храмы!

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Зачем это нужно? Вирус распространяется в общественных местах — старайтесь их избегать. Домашний режим особенно важно соблюдать людям старше 65 лет и тем, кто страдает хроническими заболеваниями. Молодым стоит воздержаться от личного общения с родителями, бабушками и дедушками и пожилыми людьми вообще. Старайтесь поддерживать контакты по телефону или через интернет — это поможет уберечь пожилых людей от опасности заражения.

Зачем это нужно? Кашляя или чихая, человек с респираторной инфекцией, такой как COVID-19, распространяет вокруг себя мельчайшие капли, содержащие вирус. Если вы находитесь слишком близко, то можете заразиться вирусом при вдыхании воздуха. Держитесь от людей на расстоянии как минимум один метр, особенно если у кого-то из них кашель, насморк или повышенная температура.

Зачем это нужно? Если на поверхности рук есть вирус, то обработка спиртосодержащим средством или мытье рук с мылом убьет его.

Зачем это нужно? Руки касаются многих поверхностей, на которых может присутствовать вирус. Прикасаясь к глазам, носу или рту, можно перенести вирус с кожи рук в организм.

При кашле и чихании прикрывайте рот и нос салфеткой или сгибом локтя; сразу выбрасывайте салфетку в контейнер для мусора с крышкой, обрабатывайте руки спиртосодержащим антисептиком или мойте их водой с мылом.
Зачем это нужно? Это позволит предотвратить распространение вирусов и других болезнетворных микроорганизмов. Если при кашле или чихании прикрывать нос и рот рукой, микробы могут попасть на ваши руки, а затем на предметы или людей, к которым вы прикасаетесь.

При повышении температуры, появлении кашля и затруднении дыхания как можно скорее обращайтесь за медицинской помощью

Зачем это нужно? Повышение температуры, кашель и затруднение дыхания могут быть вызваны респираторной инфекцией или другим серьезным заболеванием. Симптомы поражения органов дыхания в сочетании с повышением температуры могут иметь самые разные причины, среди которых, в зависимости от поездок и контактов пациента, может быть и коронавирус.

Внимание:

Нашли лазейку


Тезисы, выписанные в посте над видеообращением гласят, что коронавирус — это операция по разрушению мира.


Фото: страница Анатолия Артюха во ВКонтакте

Следовательно, закрывать храмы в таких условиях просто кощунственно. По словам активистов, икона Корсунской Божией Матери помогала во время эпидемии холеры 1871 года, ее пронесли с крестными ходами через все окрестные села. При этом, утверждают они,

Патриаршее служение в праздник Благовещения в храме Христа Спасителя

Патриаршее служение в праздник Благовещения в храме Христа Спасителя

Архимандрит Никон (Дубляженко):

Всё и все замерли в растерянности и страхе. Храмы — как гроб, заваленный огромным камнем, который не осилить простым человеческим усилием в одиночку, запечатанный печатью закона… Но мы знаем, что там лежит наш Христос, и ничто не может удержать истинно любящее сердце от того, чтобы не пойти вместе с женами-мироносицами и не увидеть Его хотя бы еще раз, даже ценою своей жизни!

Но намного страшнее камня и стражи у гроба тот камень, который запечатывает наши души для Воскресшего Христа, — это наши безверие и страх! Перед каждым из нас и сегодня выбор: оставив Его, бежать и сидеть за закрытыми дверями "страха ради иудейска" или позволить Любви победить страх и встретить Христа, коснуться стоп Его и услышать сладчайший глас Его, зовущий меня по имени.

Епископ Звенигородский Питирим:

Пасхальная служба немыслима без верующих, надо идти в храмы! Пусть на улице будем стоять, но Пасха должна быть не по телевизору. Неужели Победитель смерти Христос не сможет в день своего славного Воскресения победить микроскопическую взбесившуюся молекулу? Пасха должна быть торжеством над страхом, а не трусливым бегством

Игумен Афанасий (Селичев):

Даже Сталин весной 1942 года, когда немцы были совсем недалеко от Москвы, разрешил праздновать Пасху. Кстати, с нарушением светомаскировки и комендантского часа! На моей же памяти это будет первый случай препятствия власти попасть верным на Пасхальное богослужение. Если, не дай Бог, до этого дойдет, разумеется.


Каждый человек должен САМ решить, идти ему праздновать Пасху в церкви или нет, сообразуясь со многими обстоятельствами. Во-первых, это состояние его здоровья, во-вторых, ответственность перед другими (семьей, соседями, сослуживцами), и в-третьих, с советами (благословением) духовника. Если нет никаких препятствий, то как можно ограничить себя в радости о Воскресшем Христе, который победил смерть и даровал каждому из нас бессмертие!

Митрополит Даниил (Доровских):

Конечно, очень важно разъяснять людям сложившуюся ситуацию, призывать соблюдать санитарно-эпидемиологические предписания, но у каждого должен быть выбор: идешь ты или не идешь в храм. Это право каждого. А к тому священнику, который, например, в той же Белоруссии, где открыты увеселительные заведения, призывает не идти в храм, верующие вообще могут перестать ходить.

Царский путь

Тем временем коронавирус распространяется и среди духовенства. 13 апреля коронавирусную инфекцию нового типа подтвердили у 18 священников и монахов, которые служат в храмах и монастырях Московской епархии РПЦ. Еще у 21 священника и монаха обнаружились симптомы заболевания.

Более того, вирус вплотную подобрался к окружению патриарха — 15 апреля положительный результат анализа на SARS-COV-2 пришел протоиерею Александру Агейкину, настоятелю Богоявленского кафедрального собора и заместителю руководителя секретариата Московской патриархии.

Отец Максим:

— Правильно ли закрывать храмы, когда в метрополитен и в гипермаркеты стоят очереди? И тут у меня возникает много вопросов.

Мы готовы были предельно идти на исполнение всех требований санитарных врачей, ставить прихожан на расстояние социального дистанцирования — а не так, как толпу в московском метро. В храмах висят дезинфицирующие средства, во многих — дезары, одноразовая посуда для запивки, перчатки для сотрудников… Все есть. Пожалуйста — можно было бы обсудить каждый конкретный храм. Но решение по Москве такое, какое принято, как и в ряде других регионов.

Безусловно, навык дистанционного присутствия на богослужениях — небесполезный в наше время, и он будет приобретен (не знаю уж, благоприобретен или просто). В каких-то случаях это неплохо: можно озаботиться книгами, по которым параллельно следить за службой. Можно, в конце концов, непонятный фрагмент потом переслушать и постараться разобраться или глубже вникнуть.

Но есть вещи, которые невоспроизводимы в дистанционном формате. Невозможно дистанционно участвовать в церковных таинствах и, самое главное, нельзя причащаться. В дни Великого четверга, в день установления таинства причастия и в день самого светлого Христова Воскресения у воцерковленных православных людей (а мы говорим именно о таких, а не о случайно собирающихся освящать куличи в субботу) имеется естественное стремление причаститься в святых Христовых тайн. И в этом году они будут этого лишены.

Церковное священноначалие и благоразумные пастыри церкви всеми силами стараются объяснить народу Божию, что это временная мера, которая носит исключительный характер, что это не повторится в ближайшем будущем. Мы надеемся на это, конечно. Но повторюсь: сопоставление людей, ходящих в храмы, с количеством людей, едущих в общественном транспорте, оставляет вопросы об объективности этих запретов.

В отношении ролика с владыкой Мефодием: владыка говорил эту проповедь до принятия святейшим патриархом решения и соответствующих циркуляров, до наступления в России и в его регионе сколь-либо приметной массовой заболеваемости. Ясно, что многие из нас перед постом или в его начале не очень представляли масштабов, которых достигнет ситуация.

Поэтому, мне кажется, слова владыки Мефодия следует понимать контекстуально. Я видел этот ролик — он говорит о необходимости христианину прежде всего идти за Христом, с соблюдением необходимых санитарных мер. В принципе, я разделяю его позицию по сути, но тактически сейчас, особенно в московском регионе, это будет какая-то акция гражданского неповиновения. В нынешний напряженный момент это, конечно, никак нельзя приветствовать.

Замок на воротах кладбища в Александро-Невской лавре, закрытого в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, Санкт-Петербург

Замок на воротах кладбища в Александро-Невской лавре, закрытого в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, Санкт-Петербург

Предположим, сейчас идет речь о достижении верхних показателей, о плато. И вот так совпало, что все это пришлось на светлую Страстную неделю. Но хорошо бы при этом получить от властей какой-то посыл, что по мере выравнивания ситуации мы постепенно сможем возвращаться к прежде достигнутым договоренностям. Я не говорю о бесконтрольном посещении храмов — но, скажем, групп верующих, на основании площади храма, которую можно рассчитать исходя из социального дистанцирования. Это могут быть малые группы, по одному-два человека.

Почему у нас храм не указан в качестве возможных причин выхода из дома — хотя бы во внебогослужебное время — которую можно внести в этот пресловутый московский пропуск?

Есть, конечно, и другие случаи. Например, жители города Усмань написали обращение к губернатору Липецкого региона, в котором говорили, что лобызание икон помогало заболевшим холерой выздороветь. Что тут можно сказать — нервное напряжение сейчас есть у нас всех. И очень важно идти тем, что называется в православии средним, царским путем — путем благоразумия.

Да, конечно, мы верим в то, что через причастие человек не может заразиться. Это вера абсолютного большинства церковных людей и вера Церкви. Но, с другой стороны, мы понимаем, что храм как пространство не есть нечто обеззараживающее и уничтожающее вирусы и микробы. Что люди, стоящие в замкнутом пространстве два-три часа, должны соблюдать естественные гигиенические меры предосторожности. Что, подходя к иконе, чтобы почтить святыню, не обязательно ее лобызать губами.


Некоторое время назад разошелся известный сюжет о фундаменталисте из нехристианской религии, который лизал двери культового здания, чтобы показать свою уверенность в том, что это не может нанести ему вреда. Понятно, что подобного рода крайности — это путь к околосектантскому сознанию.

Я думаю, что мы должны сочетать веру и естественные требования гигиены и медицины. Если посмотреть на то, как действовала Русская православная церковь в последние три-четыре века — так, собственно, и было в эпоху эпидемий XVIII-XIX веков — сообразно состоянию и уровню тогдашней медицины противоэпидемические меры принимались церковью. Она была институтом, через который до народа доносилась необходимость применения этих мер.


Коронавирус продолжает уносить жизни людей, а количество зараженных по всему миру растет с каждым днем. Пандемия вносит свои коррективы в жизнь каждого из нас, не стоят в стороне и верующие. Будут ли закрывать храмы из-за коронавируса, ответили в мэрии Москвы.

Новые правила проведения богослужений

17 марта глава РПЦ патриарх Кирилл утвердил новые правила проведения богослужений и совершения таинств в Москве. Теперь прихожанам нельзя целовать крест по окончании литургии, а священникам — совершать таинства без медицинских перчаток. На эти и другие меры профилактики церкви пришлось пойти в связи с угрозой распространения коронавируса.


Всего в инструкции 22 пункта. Большинство из них касаются совершения таинств и богослужения. Так, после каждого причастника ложицу (специальную ложечку) теперь нужно обтирать спиртом, а затем окунать в воду, которую позже утилизируют. Кроме того, запивку (горячую воду, смешанную с вином) после причастия будут подавать только в одноразовой посуде — по стаканчику на каждого человека.

Для миропомазания теперь будут использовать ватную палочку вместо стрючицы (специальной кисти) и бумажную салфетку вместо губки. После совершения таинств салфетку и палочки сожгут. Купель будут дезинфицировать после каждого крещения, чуть реже — иконы, к которым прикладываются прихожане.

Закрывают ли храмы в других странах

Меры предосторожности начали соблюдать и представители других конфессий и религий. Например Ватикан отменил пасхальные службы, мусульмане начали дезинфицировать ковры, а иудеи призвали соблюдать дистанцию и ограничить паломничество к Стене Плача. В Италии храмы закрыты, а Саудовская Аравия не пускает мусульман в Мекку.


В Молдове и Румынии православная церковь решила проводить церковные службы на свежем воздухе, кроме того Патриархия Бухареста разрешила причащать верующих одноразовыми ложками.

Правительство Греции попросило закрыть все церкви страны, но Синод Афинской архиепископии выступил против данной меры.

Церковь Кипра согласилась с требованиями властей ограничить церковные богослужения. Такое же решение приняла и Грузинская православная церковь.

Храмы Москвы, закрытые для посещений в связи с пандемией COVID-19


АГН Москва / Сергей Киселев

Храмы Москвы, закрытые для посещений в связи с пандемией COVID-19
Праздничная литургия в Вербное воскресенье в Высоко-Петровском монастыре

Праздничная литургия в Вербное воскресенье в Высоко-Петровском монастыре
АГН Москва / Александр Авилов

РПЦ после долгого игнорирования коронавируса и ограничительных мер светских властей все-таки вынуждена была призвать верующих воздержаться от посещения храмов, а духовенство - проводить богослужения без мирян. Московский патриархат даже разъяснил, как освятить пасхальные куличи и яйца самостоятельно в домашних условиях. Однако некоторые региональные епархии продолжают гнуть свою линию. Послушания не выказали и верующие: в Вербное воскресенье многие пришли в храмы вопреки воззванию патриарха Кирилла смотреть трансляции богослужений по телевизору.

В Москве и Подмосковье храмы начали закрывать только после того, как коронавирус подтвердился у 18 духовных лиц, а еще у 21 человека COVID-19 подозревают. При этом еще в конце марта Московская патриархия в ответ на временный запрет губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова посещать храмы заявляла, что региональные и муниципальные власти не могут "ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях".

На прошлой неделе патриархии самой пришлось пойти на ограничения. Первый викарий патриарха Московского и всея Руси по Москве митрополит Воскресенский Дионисий обратился к приходам и монастырям столичного региона с циркулярным письмом, в котором предписывается проводить богослужения в Страстную неделю 13-19 апреля только при участии клира храма, сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. Прихожан же нужно "утешить отеческим словом" и уведомить о временных ограничениях на посещение храмов.

Священник и религиовед Дионисий Батарчук напомнил в беседе с телеканалом "360", что в РПЦ есть практика послушания старшему, начальствующему. Он попросил прихожан прислушаться к словам медиков, биологов и собственному священноначалию, проявить послушание, остаться дома и отпраздновать Пасху "келейно".

"Я так понимаю, достаточный процент верующих людей будет говорить: "Да с нами Бог, да с нами крестное знамение, святая вода, к нам ничего не прилипнет". Но знаете, такая вера, может, и помогает для какого-то внутреннего настроя. Но, как показывает история, различного рода заразам плевать, верующий человек или атеист", - сказал отец Дионисий.

В пресс-службе Екатеринбургской епархии заявили, что прихожанам раздавали маски и дезинфицирующие средства, а все пришедшие на службу стояли в храме на расстоянии друг от друга согласно разметке, но в администрации города сосредоточились "лишь на единственном фрагменте" масштабного богослужения. На фото Куйвашева ни одного прихожанина в маске нет.

"Согласитесь, имея открытыми магазины, детские сады, парикмахерские и др., странно говорить о закрытии храмов, где меры санитарно-эпидемиологической безопасности соблюдаются неукоснительно. Печально именно в нашем регионе наблюдать особое стремление закрыть храмы под предлогом распространения вируса", - говорится на сайте епархии.

Недовольство действиями клириков высказали и власти Прибайкалья. И.о. зампреда правительства Иркутской области Валентина Вобликова заявила, что местная епархия допустила скопление людей в храмах. "К сожалению, несмотря на уменьшение количества участников богослужения, в четыре раза по сравнению с прошлым годом, но мы наблюдали скопление людей, тесное общение, не было явной разобщённости, маски тоже не всем выдавались", - приводит ее слова портал "Ирсити".

В Коми конфликт между духовной и светской властью грозит перерасти в судебный из-за того, что региональное управление Роспотребнадзора запретило храмам до 30 апреля проводить богослужения с большим скоплением людей и постановило вообще приостановить посещение храмов прихожанами.

Епископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим назвал это решение антиконституционным и заявил, что православная общественность готовит судебные иски, а также призвал прихожан сообщать обо всех случаях задержания или наложения штрафа за посещение храмов.

"Есть пророчество, когда пасху справят в неправильное время, взойдёт Антихрист. Закрывать храмы и прекращать причастие нельзя ни под какими предлогами. Благословение всем храмам исцелять колокольным звоном. Наши предки в России так делали. Истинно название - коронавирус возможно не случайно, а связано с коронацией и возведением на престол антихриста", - написал Питирим на своей странице во "ВКонтакте" (стиль, орфография и пунктуация сохранены).

По словам епископа, "Господь может попустить болезнь каждому", но придет она "не через святыню". В качестве доказательства тому, что от святынь нельзя заразиться, он привел случаи взятия "проб на микробы" с "зацелованной" иконы святителя Николая в Киеве и ковчега с мощами Иоанна Крестителя в Петербурге. В обоих случаях результаты были "кристально чистыми", утверждает Питирим.

Между тем Коми входит в пятерку регионов России, где отмечено больше всего случаев заражения коронавирусом на 100 тысяч человек населения, и занимает четвертое место после Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга. 2 апреля на фоне новостей о вспышке коронавируса в Эжвинской городской больнице Сыктывкара губернатор Коми Сергей Гапликов подал в отставку. Источники "Коммерсанта" в Кремле связывали это с неготовностью главы региона к эпидемии. 13 апреля президент РФ Владимир Путин пригрозил губернаторам мерами "не только административного характера", если они допустят "разгильдяйство" в борьбе с эпидемией коронавируса.

Читайте также: