Занятие для детей что такое вирусы

Обновлено: 23.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Уточнить представления детей, почему болеет человек, о том, что многие болезни вызывают микробы и вирусы . Познакомить детей с тем как выглядят микробы , как избежать их попадания в организм человека.

Формировать умение рассказывать о различных способах защиты организма, закреплять правила приёма лекарств.

3акрепить правила личной гигиены

Развивать речь, память детей.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение.

Предварительная работа :

Рассматривание картинок, знакомство с микроскопом , чтение детям книг :

Материал :

Микробы бывают разные :

Страшные и грязные,

- Вы догадались, о чем сегодня у нас пойдет речь?

Ответы детей микробах )

- Правильно о микробах . Поговорим о том “Почему болеют люди?” Вот расскажите мне, по каким признакам мы может догадаться, что кто-то из нас заболел?

Примерные ответы детей : (усталость, кашель, чихание, насморк, головная боль, плохое настроение, слабость).

- Вы сейчас болеете? (ответ детей) .

- Почему мы болеем? (не соблюдение правил личной гигиены)

Какая причина? (ответы детей) .

- А кто знает- что такое микроб ?

-Я вас хочу познакомить со сказкой “3 микроба ” Савельева Владислава.

Вы послушайте, а потом мы разберем, что же такое- микробы ?

После прочтения сказки

-Понравилась Вам сказка

-Кто главные герои сказки, как их звали?

-Что придумали микробы , чтобы попасть в детский организм?

-Какие ошибки совершили дети?

-Что должны были делать дети, что бы микробы не смогли попасть в их организм?

-Какие еще методы личной гигиены вы знаете, которые могут вас обезопасить от микробов ?

« Микроб – это очень опасный злодей,

Не жалко ему ни зверей, ни людей.

Всех страшных болезней причина – микроб ,

Люди давно знали о существовании разных болезней. Иногда они заболевали, заражаясь друг от друга, а иногда просто потому, что ели немытые овощи и фрукты. Порой болезнь поражала жителей целого города. Но никто не мог сказать в чём её причина, как инфекция переходит от человека к человеку и как от неё защититься. Так происходило до тех пор, пока учёные не изобрели микроскоп . И тогда врачи увидели тех невидимых отравителей, которые поселяются в организме человека.

Микроскоп – это прибор с двумя увеличительными линзами, через которые можно увидеть микробов .

Рассматривание слайдов, какие бывают вирусы , микробы .

hello_html_42446b80.jpg

— Это и есть возбудители болезней – микробы или бактерии . Их мы не можем увидеть при помощи микроскопа . Несмотря на крошечные размеры, микробы – существа коварные . Стоит им только пробраться в организм человека, они начинают там разбойничать и размножаться. Человеку становится плохо, он заболевает – чихает, кашляет, у него поднимается температура. как известно, никто не любит болеть. И человек объявляет войну микробам- он (при помощи врачей, конечно) начинает лечиться.

- А как правильно лечиться? Что для этого нужно делать? (ответ детей)

- Что бы микробы не одолели и мы с вами не заболели давайте сделаем самомассаж-

Массаж для профилактики простудных заболеваний.

Чтобы горло не болело Движения по тексту

Мы его погладим смело.

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком.

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем да – да – да, потирают ладони друг о друга

Нам простуда не страшна.

- Молодцы ребята, думаю, простуда нам теперь не страшна.

Давайте повторим правила, которые помогут нам не болеть :

Не пить сырую воду.

Не есть немытые фрукты и овощи.

Не забывать почаще мыть руки с мылом.

Гулять на свежем воздухе.

Не кутаться в тёплые одежды.

Одеваться по погоде

А можно самостоятельно пить лекарства (ответ детей)

-Отлично справились с заданием!

Вы готовы поиграть со мной в игру?

Правила игры- если вы согласны с тем, что я читаю, то вы говорите :

1. Утром и вечером умываюсь, и чищу зубы.

2. Содержу свои вещи в чистоте.

3. Подбираю все с земли и подношу ко рту.

4. Мою руки перед едой.

5. Ем вкусную, но неполезную пищу (чипсы, сухарики) .

6. Занимаюсь по утрам гимнастикой.

7. В холодную погоду выхожу на улицу без шапки.

8. Ем полезные овощи и фрукты.

-Вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем встанем в круг на ковре.

Физкультминутка с дыхательной гимнастикой :

Дети выполняют движения по тексту стихотворения :

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

А теперь остановились, остановили дыхание.

Правую руку на грудь, левую на живот :

глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.

-Мы размялись, отдохнули, давайте сейчас проверим ваше воображение.

Я предлагаю вам нарисовать микробов . Как вы их себе представляете.

Цель: Дать детям элементарное представление об инфекционных

болезнях и их возбудителях (микробы, вирусы).

Рассказать об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку.

Задачи: Воспитать у детей правильное отношение к здоровью, расширять представления о том, что полезно, а что вредно.

Материал: иллюстрации микробов, пластилин.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Микробы бывают разные :

Страшные и грязные,

-Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

-Мы сегодня поговорим о микробах и вирусах.

2. Основная часть.

Микробы или бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.

Бактерии живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже.

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов.

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо.

Давайте посмотрим, как это происходит. скатайте шарик из пластилина. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и другие заболевания. Через некоторое время микроб начинает делиться. Давайте разделим шарик пополам. Сначала микробы маленькие, потом они питаются и растут. Их становится все больше и больше и человек заболевает сильнее. А теперь посмотрим, что будет если человек примет лекарство. Они сморщились и слиплись между собой. (сдавите шарики между собой)Вот справился организм, выздоровел. Конечно лучше никогда не болеть. Для этого нужно укреплять организм, закалять его, мыть руки, следить за чистотой одежды.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите

Влево, вправо повернулись, Сели-встали

Сели-встали и на месте побежали.

Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.

Полотенце, кисточка, зубная щётка, зубная паста, расчёска, карандаши, носовой платок, книга, игрушки.

– А как вы думаете, какую пользу приносит носовой платок? (Ответы детей).

– При чихании и кашле больной человек разбрызгивает 40000 маленьких капелек, которые разлетаются на 3-5 метров. Капельки очень лёгкие, они долго могут парить в воздухе. Люди, стоящие рядом, вдыхают эти капельки вместе с миллионом микробов, находящихся в них. Так здоровый человек может заразиться и заболеть. Но микробу можно преградить дорогу, это поможет сделать сложенный вчетверо носовой платок. Прикрой при кашле или чихании платком рот или нос. А как ещё микробы могут попасть в наш организм? (Ответы детей).

– От игры или работы, руки становятся грязными. И ничего страшного тут нет. Страшно, когда дети садятся кушать с грязными руками. Вместе с едой микробы попадают в организм. Так что же надо делать, чтобы избавиться от гадких микробов. Какие правила гигиены вы знаете? (ответы детей)

3. Итог занятия.

-Ребята, мы сегодня с вами узнали много интересного. Узнали что такое микробы и вирусы, что нужно делать при чихании и кашле. Узнали, что нельзя пить воду из - под крана, вспомнили правила личной гигиены. Надеюсь, вы будете их соблюдать и никогда не заболеете.

Цель: Уточнить представления детей, почему болеет человек, о том, что многие болезни вызывают микробы и вирусы. Познакомить детей с тем как выглядят микробы, как избежать их попадания в организм человека.

Формировать умение рассказывать о различных способах защиты организма, закреплять правила приёма лекарств.

3акрепить правила личной гигиены

Развивать речь, память детей.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение.

Рассматривание картинок, знакомство с микроскопом, чтение детям книг:

Ход занятия:

Микробы бывают разные :

Страшные и грязные,

- Вы догадались о чем сегодня у нас пойдет речь?

Ответы детей (о микробах)

- Правильно о микробах. Поговорим о том “Почему болеют люди?” Вот расскажите мне, по каким признакам мы может догадаться, что кто-то из нас заболел?

Примерные ответы детей: (усталость, кашель, чихание, насморк, головная боль, плохое настроение, слабость).

- Вы сейчас болеете? (ответ детей).

- Почему мы болеем? (не соблюдение правил личной гигиены)

Какая причина? (ответы детей).

- А кто знает- что такое микроб?

-Я вас хочу познакомить со сказкой “3 микроба” Савельева Владислава.

Вы послушайте, а потом мы разберем, что же такое-микробы?

После прочтения сказки

-Понравилась Вам сказка

-Кто главные герои сказки, как их звали?

-Что придумали микробы, что бы попасть в детский организм?

-Какие ошибки совершили дети?

-Что должны были делать дети, что бы микробы не смогли попасть в их организм?

-Какие еще методы личной гигиены вы знаете, которые могут вас обезопасить от микробов?

«Микроб – это очень опасный злодей,

Не жалко ему ни зверей, ни людей.

Всех страшных болезней причина – микроб,

Люди давно знали о существовании разных болезней. Иногда они заболевали, заражаясь друг от друга, а иногда просто потому, что ели немытые овощи и фрукты. Порой болезнь поражала жителей целого города. Но никто не мог сказать в чём её причина, как инфекция переходит от человека к человеку и как от неё защититься. Так происходило до тех пор, пока учёные не изобрели микроскоп. И тогда врачи увидели тех невидимых отравителей, которые поселяются в организме человека.

Микроскоп – это прибор с двумя увеличительными линзами, через которые можно увидеть микробов.

Рассматривание слайдов, какие бывают вирусы, микробы.

- Это и есть возбудители болезней – микробы или бактерии. Их мы не можем увидеть при помощи микроскопа. Несмотря на крошечные размеры, микробы – существа коварные. Стоит им только пробраться в организм человека, они начинают там разбойничать и размножаться. Человеку становится плохо, он заболевает – чихает, кашляет, у него поднимается температура. как известно, никто не любит болеть. И человек объявляет войну микробам- он (при помощи врачей, конечно) начинает лечиться.

- А как правильно лечиться? Что для этого нужно делать? (ответ детей)

- Что бы микробы не одолели и мы с вами не заболели давайте сделаем самомассаж-

Массаж для профилактики простудных заболеваний.

Чтобы горло не болело Движения по тексту

Мы его погладим смело.

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком.

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем да – да – да, потирают ладони друг о друга

Нам простуда не страшна.

- Молодцы ребята, думаю, простуда нам теперь не страшна.

Давайте повторим правила которые помогут нам не болеть:

Не пить сырую воду.

Не есть немытые фрукты и овощи.

Не забывать почаще мыть руки с мылом.

Гулять на свежем воздухе.

Не кутаться в тёплые одежды.

Одеваться по погоде

А можно самостоятельно пить лекарства (ответ детей)

-Отлично справились с заданием!

Вы готовы поиграть со мной в игру?

Правила игры- если вы согласны с тем, что я читаю, то вы говорите :

1. Утром и вечером умываюсь и чищу зубы.

2. Содержу свои вещи в чистоте.

3. Подбираю все с земли и подношу ко рту.

4. Мою руки перед едой.

5. Ем вкусную, но неполезную пищу (чипсы, сухарики).

6. Занимаюсь по утрам гимнастикой.

7. В холодную погоду выхожу на улицу без шапки.

8. Ем полезные овощи и фрукты.

-Вы наверное устали? Давайте немного отдохнем встанем в круг на ковре.

Физкультминутка с дыхательной гимнастикой:

Дети выполняют движения по тексту стихотворения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

А теперь остановились, остановили дыхание.

Правую руку на грудь, левую на живот:

глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.

-Мы размялись, отдохнули, давайте сейчас проверим ваше воображение.

Я предлагаю вам нарисовать микробов. Как вы их себе представляете.

- Чтобы не заболеть и не встречаться с микробами, нужно:

«Убирать свои игрушки, маме дома помогать.

Чистым ушком на подушку ночью лечь в свою кровать.

Кушать кашу чистой ложкой, за обедом не болтать.

Поиграв с пушистой кошкой, руки мыть не забывать.

Фантик, огрызки, обрывки бумаг

В урну бросай или в мусорный бак.

Тогда сверкает речка, вокруг цветут цветы,

И не страшны микробы, когда чистюля ты.

- Я желаю вам быть всегда здоровыми,бодрым детьми.

Сказка про трех микробов

Жили – были в лесу три микроба : Ах, Ох и Чих. Стало им скучно, и решили они, завести себе много друзей. А надо сказать, что у микробов друзья заводятся, только с помощью человека.

А в доме на опушке леса жили два брата и их младшая сестра. И хотя папа с мамой всегда говорили им, что надо умываться по утрам, мыть руки перед едой, не есть немытые фрукты и овощи и ни в коем случае не пить воду из болотца, ребята очень часто не слушали своих родителей, говоря: и так сойдет. Эту фразу: и так сойдет, ребята говорили всегда, когда им что-то не хотелось делать.

И вот однажды, Ах, Ох и Чих решили заразить детей. Стали они думать, как бы им проникнуть в дом к детям. Самим до двери не допрыгнуть – высоко, а до окна и подавно.

Стали микробы думать, как бы хитростью проникнуть в дом. Думали – думали и придумали.

-Я, самый хитрый микроб, сказал Ах.

-Я знаю, что дети каждый день ходят в лес собирать ягоды. Так вот, я на одной ягодке притаюсь. Я настолько маленький, меня простым глазом не увидишь. Попаду в дом, может быть дети не будут ягоды мыть.

-Я самый умный микроб, сказал Ох.

-Я знаю, что дети каждый день набирают воду из речки. Я подплыву к берегу, вдруг меня зачерпнут ведром. Попаду в дом с водой. А как решат водицы испить, я тут как тут.

-Я самый смелый микроб, сказал Чих.

-Я запрыгну на кошку, у нее шерсть густая, длинная. Я спрячусь на кошке, а она каждый день дома на коврике лежит. Погладят дети кошку, да руки не помоют перед едой. Так вот я тут как тут.

Так они и сделали.

Пошли утром братья с сестрой собирать ягоды. Набрали много ягод, целое лукошко. Пришли домой. Им бы помыть ягодки с водой, да лень – матушка обуяла.

- И так сойдет, решили ребята. И съели ягодки, на одной из которой притаился хитрый микроб Ах.

Пошли братья за водой, зачерпнули ведро воды вместе с умным микробом Охам. Принесли ведерко домой. Да водицу не прокипятили, а выпили. Не будем кипятить и так сойдет, решили дети. А Ох, тут как тут.

В дом кошка пришла с улицы. А в шерсти у нее глазу невидимый, смелый микроб Чих сидит.

Поиграли дети с кошкой, да руки не помыли. И так сойдет. А Чих тут как тут.

К вечеру у всех, голова разболелась, живот заныл, температура поднялась, да кашель замучил.

Микробы добились цели. Празднуют. Гуляют. Друзей нашли.

А в деревню балаган приехал. Артисты представление показывают. Всю деревню собрали, только наши братья и сестра придти не могут. Сильно болеют.

Среди приехавших артистов, старушка целительница была. Травами всякими лечила. Как узнала она, что в одном доме такое несчастье приключилось, пришла она к ним. Посмотрела она детей и говорит:

-Помогу я вам, выздороветь. Только и вы уж не пускайте к себе больше плохих микробов. От них все беды. От них болезни.

-А мы их и не пускали, говорят наши братья с сестрой. Они сами пришли.

-Нет, отвечает целительница. Микробы тем и опасны, что глазу невидимы. Подбираются они,

Конечно, сами, а вот пускать их или не пускать каждый решает сам. Я вас научу. Дело нехитрое.

Любой микроб боится чистоты и живет там, где грязно. Умываться по утрам, чистить зубы, мыть руки перед едой, не есть немытые овощи и фрукты и ни в коем случае, не пить грязную воду, вот что защитит вас от бед.

-Дам я вам лекарства и убегут все микробы от вас.

Дала старушка – целительница детям лекарства и убежали от детей микробы Ах, Ох и Чих, да со всеми своими друзьями.

Выздоровели дети, и пошли смотреть представление в балагане. И были они веселые и счастливые. Потому что здоровье это главное.

Савельев Владислав, 8 лет, Иваново

Конспект занятия для подготовительной группы в мире старинных вещей с элементами малых фольклорных форм Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с предметами старины с историей русского народа. Углубить знания детей о прошлом предметов.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Что такое вирусы?

Вирусы - это очень маленькие частицы, которые могут инфицировать животных и растения и вызывать у них болезни. Вирусы состоят из генетических материалов, таких как ДНК, и защищены белковой оболочкой.

Вирусы захватывают клетки живых организмов. Они вводят свой генетический материал прямо в клетку и вступают во владение. Затем они используют клетку, чтобы произвести больше вирусов и захватить больше клеток.

Вирусы живы?

Ученые расходятся во мнениях относительно того, живы ли вирусы или нет. Многие люди говорят, что они неживые, потому что они не могут воспроизводить потомство без помощи хозяина. Вирусы также не превращают пищу в энергию и не имеют организованных клеток, что обычно характерно для живых существ.

Характеристики вирусов

У них нет организованной клеточной структуры.

У них нет клеточного ядра.

Обычно они имеют одну или две цепи ДНК или РНК.

Они покрыты защитной белковой оболочкой, которая называется КАПСИД.

Они неактивны, когда находятся вне живой клетки, но активны, когда находятся внутри другой живой клетки.

Чем плохи вирусы?

Когда вирусы проникают в клетки организма и начинают размножаться, они вызывают заболевание хозяина. Вирусы могут вызывать всевозможные заболевания.

Как распространяются вирусы?

Вирусы очень маленькие и легкие. Они могут парить в воздухе, выживать в воде или даже на поверхности вашей кожи. Вирусы могут передаваться от одного человека к другому при рукопожатии, прикосновении к еде, через воду или по воздуху, когда человек кашляет или чихает. Вирусы также могут передаваться через укусы насекомых, животных или через плохую пищу.


Примеры вирусов

Существует множество вирусов, которые могут инфицировать людей и вызывать их болезни. Один из наиболее распространенных - грипп, от которого люди заболевают гриппом. К другим заболеваниям, вызываемым вирусами, относятся простуда, корь, эпидемический паротит, желтая лихорадка и гепатит.

Как не заразиться.

Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы снизить вероятность заражения вирусом. Вот несколько примеров:

Вымойте руки (наверное, одни из самых важных).

Не засовывайте руки или пальцы в рот, нос или глаза. Потирание носа или глаз может привести к заражению тела вирусом на руках.

Убедитесь, что ваша еда хорошо приготовлена, особенно мясо.

Принимайте витамины каждый день.

Высыпайтесь и занимайтесь спортом. Это помогает укрепить вашу иммунную систему для борьбы с вирусами.

Как лечат вирусы?

Врачи мало что могут сделать для лечения вирусов. В большинстве случаев иммунная система нашего организма борется с вирусом. Ученые разработали вакцины, которые помогают нашему организму вырабатывать иммунитет к определенному вирусу. Одним из примеров вакцины является прививка от гриппа. Прививка от гриппа помогает организму выработать собственную защиту от гриппа, называемую антителами.

Интересные факты о вирусах

Вирусы не относятся ни к одному из пяти царств живых существ. Это означает, что они не бактерии, грибки, протисты, растения или животные.

Большинство вирусов настолько малы, что их невозможно увидеть в оптический микроскоп.

Иногда вирусы могут атаковать и убивать бактерии.

Первым вирусом, обнаруженным человеком, был вирус желтой лихорадки в 1901 году Уолтером Ридом.

Читайте также: