Запрет чего остановил чуму в 17 веке

Обновлено: 24.04.2024

Данная вспышка бубонной чумы, охватившая Лондон в 1665-1666 гг считается самой значительной со времён Второй пандемии. Особенность её в том, что события были тщательно запечатлены современниками, а контрасты города и общества тех лет наложили интересный отпечаток на историю. Теперь давайте по порядку.
Что из себя представлял Лондон тех лет? Город, населённый сотнями тысяч жителей, проживавших в плотной застройке, большая часть которой находилась в окружении каменных стен. Важно заметить, что зайти в Лондон было возможно только через тесные ворота, количество которых не достигало десятка. Что же можно было увидеть внутри? Наседающие друг на друга здания в несколько этажей, узкие улочки, скользкие от нечистот дороги и смрад от гниющего мусора и смога многочисленных фабрик.
Гигиена жителей города находилась в плачевном состоянии. Бани / купальни существовали, но были доступны не для всех, и бешеной популярностью не пользовались. Люди ходили по колено в мусоре, который периодически вывозился Корпорацией Сити по заказу городских властей за стены, где и сваливался на радость крысам. Ситуация осложнялась плохими условиями жизни. Если богатые жили в отдельных коттеджах, окружённые десятками слуг, то бедные ютились в городских трущобах, подвалах и чердаках. Водопровода и канализации в городе практически не было. Уголь, которым отапливали дома и топили производственные печи на фабриках, ввозили на баржах и повозках.
Каждый день в задыхающийся город устремлялись крестьяне и ремесленники, жившие за городскими стенами. И каждый из них мечтал остаться там, вселившись в готовую или построив новую лачугу.
В городе, где проживало почти полмиллиона человек, нормальная смертность могла держаться на уровне десятка человек в неделю. Когла человек умирал, по нему звонил колокол и туда являлся "искстель смерти". Это были совсем не те чумные доктора средневековья, а вредные, невежественные бабки, которые делали малооплачиваемую работу, не интересовавшую молодых и вменяемых. Эти искатели часто брали взятки за внесение неверных сведений о причинах смерти. Дело в том, что в случае смерти от чумы (или иной заразной болезни), дом умершего сразу закрывался на 40-дневный карантин, входная дверь помечалась красным и надписью "Господи, помилуй", а рядом ставился стражник. Очень важно уточнить то, что карантин касался всех, кто проживал в доме. А т.к. люди не хотели гнить 40 дней в запертом доме, им было легко расстаться с деньгами.
Увы, вскоре такая проблема встала перед большинством лондонцев.

Великая чума в Лондоне История, Лондон, Эпидемия, Чума, Длиннопост

Великой эта эта чума стала относительно прочих вспышек болезни 17 века. Эпидемии в те годы часто терзали европейские города. И именно в 1665 году от одной такой оправлялось население голландского Амстердама, где незадолго до этого умерло 50 тысяч человек. Оттуда в Англию направлялись корабли с хлопком, в котором, как считает большинство историков, жили заразные блохи. Первыми пострадали пригороды Лондона в окрестностях прихода "церкви Сент-Джайлса на полях". Там проживало много портовых рабочих и просто нищих, живущих по уши в грязи и паразитах. Первая подозрительная смерть от неопознанной болезни там была зафиксировага ещё в феврале 1665 года, но власти ничего не прелприняли в связи с этим. Далее смертность лишь расла, но первую смерть именно от чумы зафиксировали лишь 12 апреля. Жертвой болезни стали некая Ребекки Эндрюс и ещё трое безымянных. В тот момент стало известно, что смертность среди бедняков достигла 398 человек в неделю. С приходом весны наступление болезни усилилось. Были поражены уже многие приходы за стенами города, а к концу апреля болезнь проникла уже в город. Чиновник Сэмюэл Пипс 30 апреля писал в своём дневнике о том, что в лондоне началась паника, подогреваемая слухами о наползающей чуме, уморившей уже два дома (жертвы могли исчисляться десятками) в городе.
Пипс вёл подробный дневник о жизни Лондона в те годы и на основе его записей можно отслеживать развитие эпидемии. 10 июня он написал, что чума проникла в городской район Сити и первым заболевшим из его знакомых стал доктор Бернетт с Фэнчерч-стрит. Бернетт самостоятельно диагностировал у себя заболевание и закрылся дома на карантин. За два месяца умер слуга доктора, а сам он выздоровел и продолжил работу над борьбой с инфекцией, но в августе того же года заразился от пациентча и скончался.
Летом король Карл II уехал с семьёй в Оксфордшир. Представители городских же властей, врачи и аптекари предпочитали оставаться в городе (чтобы сохранить должность и не посрамиться). У Лорда-мэра было много обязанностей на рабочем месте, а чтобы не заразиться, он общался с посетителями через закрытую стеклянную витрину.
Диагностировать чуму в те годы уже мало-мальски умели, а о её природе ничего не знали. Люди винили недавно виденную комету, испарения из земли, расплодившихся насекомых и зверей. Дошло до того, что горожане и городские власти принялись за яростное избиение собак и кошек, которых винили в разнесении болезни. Увы, те прежде охотились на крыс, которые, в свою очередь, таскали на себе чумных блох.
Люди пытались уезжать из Лондона, но для выхода из города требовалась справка о хорошем самочувствии, выдаваемая Лордом-мэром. Те же, кому удавалось преодолеть городские ворота, с трудом находили пристанище. В одних деревнях беженцев не хотели принимать вообще, а другие оказывались переполнены. Много людей умерло, скитаясь на дороге.
Летом жертв чумы в Лондоне стало так много, что власти нанимали большое количество уборщиков тел, которые ездили по городу на скрипучих повозках и кричали: "Выносите ваших мёртвых!". Из-за угрозы панических настроений среди населения стали поступать иначе: повозки в гробовом молчании объезжали город ночью, а покойников было велено выкладывать прямо под стенами домов. Но их было так много, что покойники могли лежать там и весь следующий день.
Летом количество жертв расло. Смертность достигала 3 тысяч человек в неделю. Точно установлено, что 2 тысячи из них - от чумы. Власти с трудом находили места под захоронения покойников. В общей яме прихода Олдгейт закопали 1114 человек разом, к примеру. Для борьбы с эпидемией нанимались врачи, которые ничего не могли поделать с эпидемией и часто сами становились её жертвами.
Никуда не делись средневековые "методы": на площадях постоянно горел огонь, чтобы очистить воздух. Против инфекции применялось окуривание помещений и улиц дымом от сожжения перца, хмеля, ладана. Характерными для этой эпидемии стали люди, массово курящие табак. Мера эта была принудительной и касалась всех.
В сентябре 1665 года смертность перевалила за 7000 человек. Но после этого начался спад, и уже в феврале следующего года город стал считаться безопасным (хотя, люди там ещё болели и умирали). Туда возвратился король. В то время, как к середине 1666 года Лондон наводнили новые желающие осесть там, опасность чумы всё ещё сохранялась. Жирную точку в этой истории поставил Великий пожар в Лондоне, случившийся в начале сентября того года (могу написать отдельно, если хотите). После него о чуме не было ни слова.

Великая чума в Лондоне История, Лондон, Эпидемия, Чума, Длиннопост

Разумеется, эпидемия столь заразного инфекционного заболевания в одном из крупнейших городов Старого света, не мог обойтись без отголосков. Да, повальной эпидемии в Англии удалось избежать. Но локальные вспышки имели место быть. Самый известный случай произошёл в деревне Им (Eyam), что в графстве Дербишир. Занесённая туда зараза быстро распространилась среди жителей, которые добровольно подвергли себя карантину. В итоге, деревня вымерла на 3/4.
Вслед за Лондоном чума поразила и Париж, куда за время эпидемии не переставали ходить торговые корабли. Смертность там также была значительной, хоть события и хуже задокументированы современниками.
В 1722 году Даниель Дефо выпустил исторический роман "Дневник чумного года". Кроме того, на этих событиях основано несколько театральных пьес и других литературных трудов.

На волне эпидемии лихорадки Эбола, вспоминаем как человечество побеждало самые страшные болезни

Чумная палочка (Yersinia pestis) живет в организмах грызунов, а ее переносчиком являются блохи. Болезнетворная бактерия размножается в пищеводе блохи и создает чумной блок (пробку). При укусах часть микробов смывается током крови и попадает в организм жертвы, вызывая заражение.

Победить чуму удалось благодаря разработкам советских ученых из НИИ эпидемиологии и гигиены Красной Армии. Они создали антибиотик стрептомицин, в 1947 году лекарство помогло полностью излечить первых пациентов. Сейчас в мире случаются отдельные вспышки чумы, при правильном лечении смертность не превышает 5 - 10%.

ОСПА: БОЛЕЮТ ВСЕ

Натуральной оспой страдают только люди, ее возбудитель - вирус variola. Инфекция передается воздушно-капельным путем и через предметы обихода. Сначала на коже появляются пузырьки (оспины), вскоре они превращаются в эрозии. Также оспины развиваются на слизистых оболочках носа, ротоглотки, гортани, на внутренних органах. У больного может развиться инфекционно-токсический шок и внутренние кровотечения.

Победить оспу удалось благодаря вакцинации. Еще в 1796 году английский врач Эдуард Дженнер втер в надрез на руке восьмилетнего мальчика содержимое из пузырьков с кожи доярки, заразившейся коровьей оспой (это легкая форма болезни, передающаяся людям от коров). Затем ребенку привили натуральную человеческую оспу, мальчик не заболел.

В 1800 г. ввели обязательную вакцинацию в английской армии и на флоте, в 1807 г. началось первое в мире всеобщее оспопрививание в Баварии. В Советском Союзе обязательная прививка от оспы появилась в 1924 году, а в 1958 году СССР предложил программу искоренения оспы во всем мире. ВОЗ поддержала разработки советских медиков, приняв соответствующую резолюцию. Благодаря всеобщей вакцинации человечества оспу удалось полностью уничтожить, о чем ВОЗ торжественно объявила в 1980 г.

ТИФ: СПУТНИК ВОЙН ПАЛ ЖЕРТВОЙ АНТИБИОТИКОВ

Эта лихорадка, которая сопровождается помрачением сознания, часто была спутником войн. Историки отмечают, что в Русско-турецкую войну 1768 - 1774 гг. от сыпного тифа людей погибло больше чем на поле сражений. В голодное послереволюционное время в 1917 - 1921 гг. в России тиф унес жизни более 3 млн человек.

Сыпной тиф переносят платяные вши, брюшной передается через продукты питания. Возбудители сыпного тифа поражают стенки сосудов, в том числе в центральной нервной системе, что ведет к появлению бреда, помутнению сознания. Высок риск внутренних кровотечений, в том числе мозговых, в результате которых больные погибают.

При брюшном тифе быстро происходит интоксикация организма, пациент страдает от диареи, развивается обезвоживание, часто также происходит нарушение сознания, начинаются бред и галлюцинации.

В 1942 году в СССР появилась эффективная вакцина от инфекции, а полностью победить болезнь удалось благодаря антибиотикам. Сейчас вспышки тифа встречаются в Северной Африке и Юго-Восточной Азии. Чаще всего люди заражаются через воду и продукты. Туристам рекомендуется делать прививки против брюшного тифа и строго соблюдать правила гигиены.

ХОЛЕРА: СПАСЛА ВАКЦИНА ОТ УЧЕНИКА ИЛЬИ МЕЧНИКОВА

В конце XIX века появилась первая вакцина от холеры. Ее создал Владимир Хавкин, ученик знаменитого биолога, нобелевского лауреата Ильи Мечникова. Хавкин эмигрировал в Париж, устроился в Институт Пастера, и в 1892 г. испытал на себе и нескольких друзьях новую вакцину. Эксперимент прошел успешно. Сейчас ВОЗ считает вакцинацию основным средством борьбы в очагах холеры. Лечится инфекция антибиотиками.

ВОПРОС-РЕБРОМ:

Могут ли вернуться в нашу жизнь катастрофические эпидемии?

КСТАТИ

История показывает, что даже при самых страшных эпидемиях человечество всегда как-то выживало, приспосабливалось. Например, когда свирепствовала чума, около 3% заболевших выздоравливали благодаря особым вариантам генов. А еще было замечено, что болезнь часто обходит стороной кавалеристов - оказалось, чумные блохи не выносят конский пот. В общем, выход так или иначе находится. Когда-то казалось, что люди могут вымереть от сифилиса, а сейчас его без особых сложностей полностью вылечивают антибиотиками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Всемирная организация здравоохранения объявила о том, что лихорадка Эбола опасна для всей планеты. Но, как выясняется, не только она

САМАЯ ЗЛАЯ ЛИХОРАДКА

Возрастная категория сайта 18 +


250 и 190 лет тому назад в нашей стране случились две мощные эпидемии, потребовавшие жестких карантинных мер. Оба раза они вызывали интересные психические эпидемии: массовые вспышки у населения самых диких конспирологических теорий. Как ни странно, большая их часть очень похожа на теории российских конспирологов и сегодня, в 2020 году. Четверть тысячи лет назад, при Екатерине II, жертвам одной из таких психических эпидемий удалось устроить в Москве бойню, заметно затормозившую победу над болезнью.

Попробуем разобраться, почему внедрение массового образования не сделало нашу реакцию на эпидемии заметно умнее и может ли это случиться в принципе.

Коронакризис уже убил сто тысяч человек и заразил 1,7 миллиона. Довольно очевидно, что мы еще не в конце эпидемии, отчего возникает классический вопрос: что делать? Его обостряет тот факт, что, как мы уже писали, надеяться на появление массовой вакцины раньше осени (а скорее — следующего года) не приходится. С лекарствами от болезни пока все тоже не особо радужно. Итак: современные подходы к борьбе с эпидемией пока не работают. Быть может, стоит обратиться к опыту прошлых веков?

Читатель может возразить: зачем? Ведь ясно же, что люди прошлого были неграмотные варвары без доказательной медицины, ничего не знавшие о возбудителях болезни, и поэтому их опыт в борьбе с ними должен быть совершенно бесполезен для нас, таких массово образованных и вооруженных доказательной медициной, основанной на эксперименте.

Как ни странно, это не так. Еще неандертальцы использовали основной компонент аспирина (из ивовой коры) и пенициллин (из плесени). Еще древние римляне и врачи Средневековья отмечали, что болезни вызывают микроскопические живые существа, невидимые глазу.

Еще в XVIII веке в России было показано, что длительный карантин может остановить даже исключительно мощную эпидемию без разрушения экономической жизни общества. Вспомним, как именно это удалось четверть тысячи лет назад.

Чума 1770 года: почему государству бывает так сложно подавить эпидемию



Двести пятьдесят лет назад недостаточная жесткость властей в реализации карантинных мероприятий закончилась бунтом, в ходе которого был утерян контроль над Москвой. Общее число жертв эпидемии в ней тогда превысило 57 тысяч человек / ©Wikimedia Commons

В конце концов, на проблему обратили внимание: фон Штофельн умер от чумы, о которой писал в своих донесениях. В сентябре 1770 года обеспокоенная ею Екатерина превентивно повелела установить кордоны в Серпухове, Боровске, Калуге, Алексине, Кашире, с целью не подпустить к Москве зараженных. Увы, меры эти не помогли, и с ноября-декабря больные появились в старой (на тот момент) столице.

Однако вне зависимости от мотивов итог был один: карантин не остановил чуму на пути к Москве.

Вывод первый: внимание граждан к рекомендациям властей с 1654 года существенно не повысилось. Равно как и не изменился уровень эгоизма.

Слишком мягкие власти, слишком жесткое население

В самой Москве эпидемия сперва шла медленно (из—за зимы). Инфекция попала в главный военный госпиталь (ныне им. Бурденко), однако его изолировали, и пока вспышка там не выгорела, никого не выпускали, а здание госпиталя, по личному указанию Екатерины II, сожгли.

Увы, в марте инфекция вспыхнула на ткацкой мануфактуре и затем начала расползаться по городу, даже несмотря на общий карантин. В июне погибших было более тысячи человек. Власти резко нарастили силу карантинных мер: были закрыты все промышленные предприятия и ремесленные мастерские, бани, магазины, рынки.

Все снабжение продовольствием шло через специальные рынки на окраинах, где между продавцами и покупателями были серьезные меры дистанцирования. Как писала Екатерина II в указаниях о проведении этих мер:

На таких площадках торговля шла исключительно под наблюдением полиции в строго ограниченные часы — полицейские наблюдали, чтобы люди не дотрагивались друг друга. Отлавливались бездомные собаки и кошки, всех нищих с улиц пособирали и отправили на казенное содержание в изолированные монастыри.

Чтобы эпидемия не пошла в другие крупные города, на Тихвинской, Старорусской, Новгородской и Смоленской дорогах всех едущих осматривали на предмет чумных бубонов, окуривали, а вещи, письма, деньги протирались уксусом.

Казалось, что болезнь вскоре отступит. Но не тут-то было.

Дело в том, что население было в принципе настроено против ряда противочумных мер. Сами зараженные ни в какой карантин не хотели, просто плюя на безопасность окружающих. Заболевших родственников не хотели сдавать в карантины — мол, пусть лучше лечатся дома.

Дополнительную проблему представлял криминальный элемент. Как ему и положено, особым интеллектом он не отличался и лез в дома умерших чумных больных, воруя их вещи и, соответственно, заболевая и умирая.

В общем, как резюмировал позднее историк Соловьев:

И тут борьбу с эпидемией осложнила еще одна проблема: конспирологи из народа.

То ли астероидная угроза, то ли бактериологическая война: до чего доводят сны анонимуса из 1770-х годов

В сентябре 1770 года среди множества теорий заговора о болезни распространилась одна, массово приглянувшаяся гражданам. Некий фабричный рабочий якобы увидел во сне Богородицу, жаловавшуюся ему на жизнь (неоднозначный выбор адресата жалобы народ не смутил). В сновидении она сказала, что Боголюбская икона с ее образом, в районе Варварских ворот Китай-города, давно не имела молебнов.


]]> ]]>
Варварские ворота Москвы, 1790-е годы (уничтожены уже в советский период). Икона, из-за которой разгорелся весь сыр-бор, находилась на выступе над входом в башню / ©Wikimedia Commons

Поэтому Амвросий распорядился икону убрать в храм, где доступ к ней был бы ограничен, а пожертвования в сундуке под ней — предать в воспитательный дом (туда свозили детей, чьи родители умерли от эпидемии).

Военный губернатор Павел Еропкин, правда, тут же сказал, что Амвросий зря так: если икону убрать, будет буча, но ящик с деньгами в самом деле лучше убрать. С деньгами — это знали уже тогда — зараза тоже передается.


]]> ]]>
Картина XIX века, изображающая убийство Амвросия в 1771 году / ©Wikimedia Commons

Такая необычная форма любви к церкви и ее иерархам не должна удивлять: русский народ той эпохи был на удивление энергичен и крайне слабо верил в любые авторитеты, включая церковные.

Собственные суждения по религиозным вопросам — даже инициированные сновидениями какого—то рабочего—анонима — он легко ставил выше суждений тех, кто, по идее, должен был чуть лучше разбираться в этих самых религиозных вопросах.



Генерал Еропкин, командовавший подавлением Чумного бунта 1771 года / ©Wikimedia Commons

Военный губернатор Еропкин, к его чести, смог разобраться с восставшими, несмотря на то, что имел под рукой всего 130 человек и две пушки (остальные войска вывели из зачумленного города, чтобы минимизировать потери от эпидемии). Он смог отбить Кремль у бунтовщиков. Попутно около сотни последних погибло, четверо зачинщиков были впоследствии казнены, а остальные плененные — отправлены на каторгу.

Конспирологи 1770 и 2020 года: есть ли различия?

Конспирологические мотивы бунта не сводились к одному только сну аноним-рабочего. Среди недовольных были в ходу и другие мифы об эпидемии: например, что карантины от нее не помогают (в наше время тоже много сторонников такой идеи в случае коронавируса). Другой миф был еще экзотичнее: якобы, лекари сыплют в больницах мышьяк и больным, и здоровым, и в этом, на самом деле, причина массовых смертей, а вовсе не в чуме.

В наше время многие люди тоже не любят карантинные мероприятия, и поэтому стремятся их избегать любой ценой, приводя какое-то псевдорациональное объяснение своей точки зрения.

Несмотря на меньшую странность подобной версии в сравнении с 1770 годом, она так же неосновательна, как и рассказы про мышьяк. Коронавирусом нельзя переболеть без горы трупов (в Испании погиб уже каждый трехтысячный), и не заметить такого явления, как переполненные морги, в которых не хватает мест, невозможно, даже если у вас вовсе нет никаких тестов.

Но даже если мы забудем о физике и биологии, остается важнейший вопрос: зачем? Зачем правительствам, врачам и операторам связи убивать людей мышьяком или вышками?

Разумный ответ на этот вопрос не был зафиксирован ни в 1770, ни в 2020 году. Вероятно, его просто слишком сложно найти.

Победа екатерининского карантина и его забвение

При подавлении бунта Еропкин был дважды ранен, отчего слег. Уставшая от московского бардака Екатерина послала туда Григория Орлова, весьма дорогого ей на тот момент человека. Это был деятель, резко отличавшийся от обычных московских властей. В первую очередь — патологическим бесстрашием и большой энергией.


]]> ]]>
Портрет Григория Орлова, 1770-е, художник Андрей Чёрный / ©Wikimedia Commons

Прибыв в столицу с несколькими тысячами солдат, он сперва все осмотрел и посчитал. Его люди нашли там 12,5 тысяч домов, из которых в 3 тысячах население погибло полностью, а в еще трех тысячах были зараженные. Быстро поняв, что часть местного населения не особенно склонна сотрудничать с властями, Орлов прямо сказал о некоторых москвичах:

Уже 30 сентября 1771 года Орлов предложил другую схему борьбы с эпидемией. Во-первых, людей в городе стали снабжать продовольствием — либо дав им работу, либо безвозмездно, но не полагаясь на их средства. Во-вторых, он потребовал доставить в Москву уксус в таком количестве, чтобы его недостатка более не было ни для граждан, ни для больниц. Уксус, выполнявший роль современного санитайзера, имел умеренную эффективность в случае переноса чумы (хотя она тоже могла передаваться контактно). В-третьих, по поводу мародеров в чумных домах он объявил, что:

В-четвертых, понимая нелюбовь русского человека к госпитализации, Орлов распорядился всем прошедшим курс лечения в больнице выдавать по 5 рублей холостым и 10 женатым (весьма солидная сумма для недворянского сословия). Каждому стукачу, наведшему на скрывающегося от властей чумного, платили по 10 рублей. За сдачу каждого лица, барыжившего краденным из чумных домов — по 20 рублей (стоимость стада коров).

Это был революционный шаг, поразивший местное население в его слабое место, — любовь к накоплению денежных средств. Он, наконец, позволил заманить всех разбегающихся во все стороны и не желающих изолироваться больных в места, где они почти не могли заражать новых людей. Разумеется, не обошлось без накладок: множество здоровых сразу объявило себя чумными. К счастью, регулярные осмотры врачей изобличали мнимых больных, хотя и со временем.

Меры Орлова были дорогими (всего 400 тысяч рублей, огромная сумма), но эффективными. Эпидемия кончилась, хотя сколько при этом людей погибло — сказать сложно. Официальные данные говорят о 57 тысячах. Однако сама Екатерина II, сильнейшим образом фрустрированная манерой своих подданных разбрасывать трупы в реках и полях, считала, что их могло быть и сто тысяч (половина населения Москвы).

Если вам кажется, что гибель половины москвичей от чумы — это много, то зря. В эпидемию 1654-1655 года, когда противочумные карантинные меры в Москве поводили лица без решительности Орлова, замер убыли населения нигде в столице не показал цифру ниже 77%.

Вообще, крупные города — идеальное место для эпидемии, и чем они крупнее, тем лучше. Поэтому потерять всего половину населения от чумы — особенно с учетом яростного саботажа карантина населением до прибытия Орлова — это довольно неплохой результат.

Севернее и заметно восточнее старой столицы чума не шагнула, всероссийской эпидемии удалось не допустить. Что характерно, длительный карантин (его частично держали до осени 1772 года), вовсе не привел к голоду в одном из крупнейших городов государства.

Жаль, что сегодня, в 2020 году, такой же энергии в изоляции столицы и ее карантировании пока не проявлено.

Увы, опыт екатерининского подавления эпидемии был в значительной степени благополучно забыт. В 1830 году в Россию (через Западную Азию) пришла холера, исходно вспыхнувшая на Ганге. Министр внутренних дел Закревский учредил карантины, но толку от них было мало.

Конспирологи 1830 года: а меняется ли хоть что-то в сознании нашего народа со временем?

В холерную эпидемию 1830 года процент грамотных в империи был намного больше, чем в 1770 году. Поэтому у нас сохранилось и больше источников о настроении населения, включая его высшие и, в теории, наиболее образованные слои.

Процитируем письма одного из них, немелкого служащего Министерства иностранных дел, Александра Булгакова. Поскольку он удивительным образом перекликается с нашими современниками из соцсетей, мы поставим его цитаты рядом с их высказываниями:


]]> ]]>
Портрет Александра Булгакова работы художника К.А. Горбунова / ©Wikimedia Commons

А вот пишет наш современник, весна 2020 года:

Но и Булгаков из 1830 года, и человек из нашего времени испытывают усталость от инфекционной тематики. К тому же, как и все малознакомое, мысли на эту тему требуют трудозатрат. Значительно проще свести все к более близким и понятным темам. Показать, что дело не в малопонятных новых болезнях, а в традиционных проблемах, типа пьянства.

Продолжим сравнивать конспирологию Булгакова и нашего времени. Дипломат ушедшей эпохи очень не хотел допускать мысль о том, что холера — реальная угроза. Поэтому писал:

Сравним с сегодняшним днем:

Через неделю массовых смертей, Булгаков начал постепенно верить в болезнь, но все еще предлагал ей конспирологические объяснения, полагая идеи властей на эту тему вздором:

А вот наш современник: (просим прощения за его русский язык, как вы понимаете, с 1830 года ошибки у умеющих писать стали встречаться намного чаще)

Даже на Новый год Булгаков все еще считает, что все карантины нужно снимать:

Напомним: 23 марта 2020 года карантин в Китае уже де-факто остановил коронавирус. Как Юлия Леонидовна может говорить, что карантин не может сдержать, если он уже сдержал? А очень просто: не упомянув в своем тексте китайский опыт вообще.

Второй, на вид более сложный вопрос: а почему, по ее мнению, российские власти не планируют бороться с эпидемией? Ну, это для вас он более сложный, а у Юлии Леонидовны сложных вопросов вообще не бывает:

В силу очевидных слабостей этой логической цепочки ее даже нет нужды анализировать.

Понимаете? Кандидат наук из 2020 года считает, что хорошо, что российские власти никак не будут лечить или оберегать свое население потому, что если бы они его лечили — то только заперев в концлагерь, где все бы заболели уже наверняка.

Возникает серьезный вопрос: как так получилось? Зачем мы вводили поголовную грамотность, всеобщую школу, вузы? Зачем, наконец, Юлия Леонидовна и масса ей подобных из образованного класса получили кандидатские степени? Чтобы на новый лад повторять россказни людей из 1770 года? Людей, с кольями в руках, но без единого класса образования в голове? Почему просвещение так и не позволило существенной части нашего населения стать умнее?

В 2020 году человек, часто допускающий даже грубые ошибки, умирает от них редко. Нет, конечно, есть личности, облизывающие ободки унитазов, чтобы доказать, что коронавируса не существует (мы не ставим фото, но для лиц с крепким желудком есть ссылка).

Однако эпидемии новых коронавирусов случаются редко. А вот людей, чьи умственные способности позволяют лизать ободок унитаза и совершать аналогичные подвиги, — много. В масштабе планеты, возможно, — десятки миллионов.

Если речь идет не о болезни, с которой мы еще не справились, в основном современное общество уберегает от гибели даже самых дремучих конспирологов типа Юлии Леонидовны и ей подобных. Достаточно уметь делать хотя бы что-то специализированное, чтобы общество платило человеку деньги, даже если во всех остальных сферах он ведет себя не самым разумным образом.

Это значит, что со временем люди, неадекватно реагирующие на новые угрозы — эпидемию коронавируса или любое другое нетипичное событие, — станут только многочисленнее. Уже сейчас мы видим клинических конспирологов, жгущих вышки 5G потому, что они не в состоянии осознать отсутствие связи между радиоволнами и пневмонией.

Если подход нашего вида к специализации не изменится, еще через 250 лет настолько же странные люди будут встречаться чаще. То есть при любой неожиданной новой угрозе в обществе будет куда больше тех, что реагируют на нее полностью неадекватно. Пожалуй, это стоит учесть на будущее: нынешний кризис явно не последний.

Но есть у углубления специализации и положительная сторона. Если в 1770 году гражданские активисты с кольями легко могли разгромить Москву и гонять по ней немногочисленные полицейские части, то сегодня это довольно сомнительно. Цивилизация сняла физические нагрузки с горожан, и на сегодня большинство населения Москвы с кольями в руках даже безопаснее, чем без них.

Ведь для бунта нужна не только хорошая физическая форма, но и волевые качества, которые у среднего человека современности наблюдаются довольно редко. Намного реже, чем у его предков в 1770 году. Поэтому можно расслабиться и не слишком опасаться нового коронавирусного бунта в 2020 году.

Лимон, который спас мир: как в 17 веке французы остановили бубонную чуму с помощью лимонада

Во второй половине 17 века во всем мире полыхали чумные пожары: в 1630 году в Венеции скончалось более 140 000 горожан (треть населения), в Милане – 130 000 человек, в 1664-1666 годах в Лондоне от бубонной чумы погибло более 100 000 человек, а до Вены чума добралась в 1679 году и унесла жизни более 80 000 людей. К счастью, это была последняя великая европейская чума. Кстати, в Россию эта зараза тоже захаживала и довольно масштабно: жертвами эпидемии 1654-1655 годов стали около 700 тысяч человек.

Но однажды случилось чудо! В 1668 году, когда эпидемия охватила практически все французские города, жители Парижа продолжали жить и радоваться. Историки утверждают, что это стало возможным благодаря первому министру французского короля Людовика XIV, итальянскому кардиналу Мазарини, который за несколько лет до эпидемии привез в Париж уличных торговцев лимонадом из Рима. У них можно было приобрести стаканчик прохладительного напитка, а также более густой вариант под названием aigre de cedre из лимонного сока, цедры, мякоти плода, сахара и воды.


Европа надеялась избавиться от чумы с помощью молитв, но помог лимон

Вероятно, вы подумали, что спас всех витамин С, содержащийся в больших количествах в цитрусовых. Возможно, он тоже сыграл важную роль в этой истории, но главное действующее лицо тут совсем другое. Дело в том, что в лимонах и других цитрусовых есть вещество под названием лимонин, который является замечательным природным инсектицидом. То есть способен уничтожать насекомых-вредителей. Особенно много лимонина содержится в цедре, поэтому когда торговцы лимонадом готовили свои напитки и выбрасывали лимонную кожуру на помойку, они спасали город!

Главными переносчиками чумы были, конечно, крысы, но заражали их блохи. Тут-то лимонин и пригодился! Пока грызуны наслаждались очередной порцией лимонных выжимок, зараженные опасной инфекцией насекомые массово погибали. Кстати, реппелентными свойствами также обладали популярные в то время анис, фенхель, кориандр и другие растения и травы. Все это было только на руку чумным докторам.


Для врачевателя чумы маска была единственной защитой от инфекции

Костюм европейского лекаря той поры был довольно оригинален: длинный черный плащ, шляпа, печатки и маска с длинным клювом. Все это было изготовлено из вощёной кожи или из пропитанного воском грубого холста. Клюв маски не только должен был отпугивать болезнь, но имел и практическое применение: в него закладывались лекарственные травы, чеснок и пропитанная уксусом или ладаном ткань. Все это спасало от "чумных миазмов" и работало как современный противогаз.

Конечно, один только лимон не может спасти ни от вируса, ни от эпидемии, но зато с его помощью можно укрепить иммунитет, а значит, дать организму больше сил для противостояния болезни. Будьте здоровы!



Вена, XVIII век. Чумная колонна /Pestsäule на Грабен. Гравюра, изданная в Аугсбурге в 1724-1737. Изображение не совсем точно. Wien Museum [1]

По официальной версии Вену от чумы конца XVII века спас император Леопольд I своими неустанными молитвами. Но у жителей Вены на сей счет было другое мнение – выйти из эпидемиологического кризиса им помог рецепт неунывающего музыканта Августина: жизнелюбие, веселая музыка, шутки, смех, то есть универсальные средства, укрепляющие иммунитет. Ну, и напитки, повышающие настроение. Кто прав – правитель или народ?

Во время эпидемий чумы люди молились об исцелении и давали обеты. После ухода болезни в благодарность Господу за спасение на центральных площадях городов устанавливали Мариинские или чумные колонны. Такие колонны можно видеть во многих европейских городах.

Особое распространение подобные памятники получили в XVII-XVIII веках в Центральной Европе. Этот период для Центральной Европы: Австрии, Чехии, Венгрии, Моравии был крайне тяжелым – бесконечные войны. До конца XVII века – войны с Османской империей, Тридцатилетняя война, тянувшаяся с 1618 по 1648 год, восстания в подвластных Габсбургах областях. Самое тяжелое и затяжное из восстаний – Освободительная война под руководством Ференца II Ракоци в Венгрии в начале XVIII века. В таких условиях не до развития экономики. Урожаи не собирались. Всё это делало Европу легкой добычей для болезней.


3.

Рим, XVII век. Марианская колонна на площади около базилики Санта Мария Маджоре в Риме. 1744. Джованни Паоло Панини / Giovanni Paolo Panini (1691–1765). The Piazza and Church of Santa Maria Maggiore. 1744. Oil on canvas. Quirinal Palace. Source: Gallery of Art, via

Прообразом чумных колонн для всей Европы стала колонна, установленная в 1614 году в Риме на площади Санта Мария Маджоре. На колонне, взятой из древней базилики Константина, 312 г. н.э., чуть позже установили статую Девы Марии, заступницы всех людей. Поэтому подобные колонны стали называться Мариинскими. Римская колонна послужила образцом для всех последующих чумных колонн и в Италии, и в прочих европейских городах.


4.

Чумная колонна в Вене. 1742 / Georg Christoph Kriegls, 1742. The plague column or Pestsäule in Vienna. Source

Официальная версия спасения Вены.


5.

Чумная колонна на улице Грабен в Вене. 1890-1905. Фотохром / Graben in Wien um 1900 / The Graben, Vienna, Austro-Hungary. Photochrom print (color photo lithograph). Between 1890 and 1905. Library of Congress. Source

В центре Вены на улице Грабен /Graben стоит чумная колонна.


6.

Чумная колонна на улице Грабен в Вене. Source

Венский памятник возведен в качестве платы Господу за избавление от чумы 1679 - начала 1680-х годов и повествует как победа над болезнью выглядит с точки зрения императора.


7.

Император Леопольд I в театральном костюме Ациса. 1667. Jan Thomas van Ieperen / Kaiser Leopold I (1640-1705) im Theaterkostüm, in ganzer Figur. 1667. Jan Thomas (1617 Ypern - 1678 Wien). 33,3 x 24,2 cm. Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie. Source (по клику)

Чума пришла в правление Леопольда I Габсбурга / Leopold I (1640, Вена - 1705, Вена), императора Священной Римской империи, короля Венгрии, Хорватии и Чехии.

Эпидемия конца XVII века первоначально началась не в самой Вене, а рядом с ней. Весной 1679 году чума вспыхнула в городе Леопольдштадт. Император Леопольд с целью защитить столицу от опасности приказал установить деревянную чумную колонну в самой Вене. Ее создал скульптор Johann Frühwirth (1640-1701).


8.

Противочумный костюм. 1665 год. Защитная одежда, которую носили врачи, лечившие пациентов во время бубонной чумы. © General Photographic Agency/Getty Images / Plague Doctors. 1665, Protective clothing on display at the Welcome Museum worn by doctors treating patients during the Great Plague of 1665. Photo by General Photographic Agency/Getty Images). Source

Но, как шутили тогда жители Вены, такой экономный вариант спасти столичный город от наступления болезни не смог.

Через некоторое время чума пришла непосредственно в Вену. Император бежал из города вместе с семьей, пообещав венцам молиться за их здоровье и, как только эпидемия отступит, установить новую роскошную чумную колонну.

В 1681 (? – уточнить) году Леопольд со своим двором прибыл в Прагу. На Пражском граде он устроил роскошный праздник, балы, балетные представления. Когда эпидемия вспыхнула и в Праге, сбежал в Линц, где продолжал развлечения.


9.

Чумной госпиталь в Вене 1679 года / Pesthospital in Wien 1679. „Erzwungene Gesellschaftsordnung eigener Art“. Quelle: picture alliance / akg-images Source

Венское братство Святой Троицы создало во время эпидемии 1679 года специальные чумные больницы.

После завершения эпидемии началась работы над новой чумной колонной. Над монументом трудились в течении 10 лет несколько скульпторов и архитекторов.


10.

Вена, чумная колонна. 1860-1870. Левый кадр стереопары для стереоскопа / Gezicht op de Graben in Wenen, Oostenrijk. Stereograph. Annotation: ‘277. Vue du Graben, Vienne. (Autriche) Breveté SGDG’. Artist: Ferrier Père-Fils et Soulier (possibly); Claude-Marie Ferrier (possibly); Jacques-Alexandre Ferrier (possibly); Soulier (possibly). Place: Vienna. 1860 - 1870. Material: glass zegel rand: paper. 84 mm × w 170 mm. Rijksmuseum. Source. Полная версия стереопары: Original (6636 × 3284)

Первоначально, в 1683 году, заказ на мраморную версию колонны достался знаменитому австрийскому скульптору Матиасу Раухмиллеру /Mathias Rauchmiller (1645-1686). Но он умирает через 3 года и остаются только его идеи связанные с колонной.


11.

Graben in Wien: "Prospect der berühmten Heiligen Dreyfaltigkeits Säule auf dem Graben in Wienn". Kupferstich, 1770. © Very Important Lot. Source


12.

Лодовико Оттавио Бурначини (1636-1707). Двенадцать гротесков с эскизами костюмов из серии Искушение Святого Антония. До 1668 / Lodovico Ottavio Burnacini (1636-1707). Figurinen: Zwölf Grotesken. Titel der Serie: Nani e Maschere ridicole. Detailentwürfe zur Serie der Versuchung des Heiligen Antonius. Datierung: o. Dat., vor 1668. Bleistift und Wasserfarben auf Papier. 24,7 cm × 37,9 cm. Inv. Nr.: HZ_Min20_180. © Theatermuseum, Wien. Source

В соавторстве скульптора и театрального инженера, при вовлечении еще пары скульпторов: Tobias Kracker и Johann Bendel, была создана поистине роскошная чумная колонна, не похожая на своих европейских предшественниц. Обычно подобные памятники, как уже говорилось, – Мариинские – колонны с фигурой Девы Марии наверху. Венская же посвящена не Деве Марии, а Святой Троице. Очевидно (я не проверяла – мое предположение), из-за значительной роли братства Святой Троицы в деле борьбы с заболеванием.


13.

Иллюстрация XIX века / Die Dreifaltigkeitssäule am Graben / British Library digitised image from page 975 of "Alt- und Neu-Wien. Geschichte der Kaiserstadt und ihrer Umgebungen, etc". Author: Bermann, Moriz. Place of publication: Wien. 1880. Monograph. Language: German. British Library. Source

Колонна освящена в 1693 году. По форме пышный барочный памятник напоминает пирамиду из сплетенных тел людей и ангелов, устремленных ввысь. Венчает колонну изображение Святой Троицы, опирающейся ногами на ангелов.


14.

Леопольд I на колонне Святой Троицы в Вене / Pestsäule. Wikimedia

Центральным героем колонны является Леопольд I. Слова благодарности Господу высечены на латыней на стилизованных грамотах.

По официальной версии, во время эпидемии император Леопольд I истово молился Господу об избавлении от мора. Он тогда принес обет, что навсегда останется коленопреклоненным, если Бог остановит чуму. На памятнике преклонивший колени кайзер молится за спасение столицы своего государства перед олицетворением Веры – обет исполнен – император на коленях навеки.


15.

Чума на венской чумной колонне – колонне Святой Троицы / Plague is defeated, detail of the "Column of the Plague" (Pestsäule), Graben, Vienna, Austria. 20 February 2012. Author Jebulon. Source

Главная идея монумента: Вена спасена через смирение и молитву императора. Такова точка зрения венских властей.

Альтернативная – народная версия спасения Вены.

Сами жители Вены были уверены, что не трусливо сбежавший император помог им преодолеть эпидемию, а совершенно другой человек. Городская легенда связывает избавление Вены от чумы конца XVII века с местным уличным певцом, которого звали Августин.


16.

O du lieber Augustin на марке

Текст песни:
-----

Оригинальный текст Дословный русский перевод
O, du lieber Augustin,
Augustin, Augustin,
O, du lieber Augustin,
Alles ist hin! [*]
Geld ist hin, Mensch ist hin,
Alles hin, Augustin.
O, du lieber Augustin,
Alles ist hin.
Rock ist weg, Stock ist weg,
Augustin liegt im Dreck,
O, du lieber Augustin,
Alles ist hin.
Und selbst das reiche Wien,
Hin ist’s wie Augustin;
Weint mit mir im gleichen Sinn,
Alles ist hin!
Jeder Tag war ein Fest,
Und was jetzt? Pest, die Pest!
Nur ein groß' Leichenfest,
Das ist der Rest.
Augustin, Augustin,
Leg' nur ins Grab dich hin!
Oh, du lieber Augustin,
Alles ist hin!
O, du lieber Augustin,
Augustin, Augustin,
O, du lieber Augustin,
Alles ist hin!
----- Ох, дорогой ты Августин,
Августин, Августин,
Ох, дорогой ты Августин,
Всё пропало!
Деньги пропали, человек пропал,
Всё пропало, Августин!
Ох, дорогой ты Августин,
Всё пропало.
Платья нет, трости нет,
Августин лежит в грязи.
Ох, дорогой ты Августин,
Всё пропало.
И даже богатая Вена
Пропала, как и Августин;
Плачьте со мною вместе,
Всё пропало!
Каждый день был праздником,
И что теперь? Чума, одна чума!
Только большие погребения,
Вот и всё.
Августин, Августин,
Короче, ложись в могилу!
Ох, дорогой ты Августин,
Всё пропало!
Ох, дорогой ты Августин,
Августин, Августин,
Ох, дорогой ты Августин,
Всё пропало!

[Перевод из wikipedia]

В 1720 году, ко времени первой нотной записи этой песни, существовало уже несколько вариантов, что говорит о ее чрезвычайной популярности.

По легенде, песню придумал житель Вены Августин около 1679 года, когда в городе свирепствовала чума.

Августин, как и все жители Вены, наверняка, тяжело переживал вспышку заразы, охватившую город, но, будучи жизнелюбом, придерживался мнения, что веселая музыка и дезинфекция изнутри выручают и в такой сложной ситуации. Можно кутить и пить: все равно умирать.


19.

Почтовая карточка Der liebe Augustin / Künstler Ansichtskarte / Postkarte Hann, Harry, Wien Österreich, Der liebe Augustin, Schutzpatron mit Dudelsack. Source

Однажды после приятно проведенного в таверне вечера, он возвращался к себе. Но дойти до дома не смог, поскольку сильно перебрал. Упал и уснул на улице. Мимо проезжал санитарный патруль – повозка, собиравшая тела жертв мора. Августина приняли за мертвеца, загрузили на телегу и повезли к городской стене. Там вместе с остальным скорбным грузом чертовски пьяное тело скинули в яму – открытую общую могилу. Чумные ямы в то время закапывались не сразу, а лишь при полной комплектации. Очередная партия трупов посыпалась известью, чтобы позже дополнить могилу вновь прибывшими трупами.


20.

Августин в чумной яме. 1841. / Adam Brenner (1800-1891). Der liebe Augustin erwacht in der Pestgrube. Im Hintergrund der Stephansdom. Signiert und 1841 datiert. Öl auf Leinwand. 114 x 142 cm. Auktionshaus Michael Zeller. Source, via

Утром Августин очнулся от холода и зловония в чумной яме, выбраться из которой самостоятельно не представлялось возможным, особенно после вечерних бурных возлияний. Августин принялся звать на помощь, крича, распевая песни и играя на волынке. На звуки, доносившиеся из могилы, пришли люди. Бедолагу вытащили. Оказалось, что Августин ни только не заразился чумой, но даже не простудился в ту холодную ночь. Оживший покойник, восставший из могилы, целый и невредимый – на свет явилось настоящее чудо.

Августин поделился с изумленной публикой своим рецептом: веселье, жизнерадостность, музыка. Жители Вены, ободренные успешным экспериментом Августина, стали постоянно напевать его песни, повышающие сопротивляемость организма, и стараться радоваться жизни. Только так они смогли спастись от чумы.

Продолжение – часть 2 – в следующий раз.


21.

27.03.2020. Жители Вены зажигают свечи и молятся у Чумной колонны о спасении от коронавируса. В период режима жестких ограничений для выхода из дома, введенного в Австрии 16 марта 2020. Фотография: © Дмитрий Валеев/ТАСС. Source

Итак, молитвы императора или веселые песни Августина спасли Вену?

Чумные колонны в Европе. Будапешт, Вена. 22-минутная лекция.

Рассказывает историк Медведева Екатерина Эрнестовна, Музеи Московского Кремля, заведующая лекционным отделом. В рассказе есть оговорки.

[2] Милый Августин, посланец с того света: о чем поется в одной из самых известных немецких песен? Елена Шлегель // Живой Берлин, 24.07.2017

Читайте также: