Запрет причастия при чуме новгород

Обновлено: 23.04.2024

Мы не можем не пере­жи­вать за судь­бы людей, пото­му что коро­на­ви­рус — опас­ная болезнь, про­те­ка­ет тяже­ло, осо­бен­но у пожи­лых людей. А имен­но они, как пра­ви­ло, состав­ля­ют боль­шую часть наших прихожан.

Я бы обра­тил вни­ма­ние, что состо­я­лось засе­да­ние Сино­да, где было при­ня­то разум­ное и взве­шен­ное реше­ние о том, что надо оза­бо­тить­ся состо­я­ни­ем сани­тар­ных норм на любом при­хо­де. Это ни в коем слу­чае не свя­за­но с лише­ни­ем цер­ков­ных таинств. Это зна­чит надо при­би­рать­ся вовре­мя в хра­мах, дез­ин­фи­ци­ро­вать руч­ки вход­ных две­рей, поль­зо­вать­ся одно­ра­зо­вой посу­дой в тра­пез­ных хра­ма, одно­ра­зо­вы­ми ста­кан­чи­ка­ми для запив­ки. Мы видим мно­го фак­то­ров рис­ка, кото­рые не свя­за­ны с таин­ством Евхаристии.

Надо пом­нить, голо­ва нам дана не толь­ко для того, что­бы шап­ку носить, а думать. Есть эле­мен­тар­ная куль­ту­ра чело­ве­че­ско­го обще­ния, кото­рая гово­рит о том, что если ты болен, то надо идти в боль­ни­цу или вызы­вать вра­ча на дом, а не под­став­лять дру­гих людей, под­вер­гать их опас­но­сти. Это каса­ет­ся всех слу­ча­ев, а не толь­ко посе­ще­ния хра­ма. Каса­ет­ся не толь­ко коро­на­ви­ру­са, но и любой дру­гой болезни.

У нас поче­му-то люди при пло­хом само­чув­ствии идут на рабо­ту и ещё гор­дят­ся этим. В шко­лу, садик отправ­ля­ют детей, когда те каш­ля­ют, чиха­ют. Так­же и в хра­мы идут, когда боле­ют. Поче­му бы не заду­мать­ся: если чув­ству­е­те себя неваж­но, если есть подо­зре­ние на вирус­ное или респи­ра­тор­ное забо­ле­ва­ние, не надо иску­шать Бога, не надо под­вер­гать окру­жа­ю­щих опас­но­сти. Луч­ше остать­ся дома. А если веру­ю­щий хочет при­ча­стить­ся в таком состо­я­нии, надо при­гла­сить домой свя­щен­ни­ка. Это не какое-то ново­вве­де­ние, извест­ная прак­ти­ка, когда к боль­но­му при­ез­жа­ет батюш­ка. Свя­щен­ник при­е­дет, испо­ве­ду­ет, при­ча­стит. Не под­вер­гать близ­ких опас­но­сти – это ува­же­ние, любовь к ним.

Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:

Сле­ду­ет раз­де­лить воз­мож­ность зара­же­ния в хра­ме и воз­мож­ность зара­же­ния через При­ча­стие. В хра­ме зара­зить­ся, есте­ствен­но, мож­но и не толь­ко коро­но­ви­ру­сом, но и грип­пом, и любой дру­гой воз­душ­но-капель­ной инфек­ци­ей. Так же, как в хра­ме может обва­лить­ся пото­лок и поуби­вать или пока­ле­чить людей. Дру­гое дело — При­ча­стие. В Чаше — Кровь и Тело Хри­сто­во. Мы в это верим, ина­че При­ча­стие бес­смыс­лен­но. Но Бог не может нести зла, а болезнь в любом слу­чае явля­ет­ся злом, даже если Гос­подь обра­ща­ет её к вящей сла­ве Сво­ей (ина­че не нуж­ны были бы вра­чи, кото­рые, как ска­за­но в Свя­щен­ном Писа­нии, “от Бога” — Сир.38 ). Здесь часто воз­ни­ка­ет недо­по­ни­ма­ние — мы зна­ем, что Свя­тые Дары сохра­ня­ют свои физи­че­ские свой­ства. На осно­ва­нии это­го мно­гие пред­по­ла­га­ют, что они так­же могут являть­ся пере­нос­чи­ком виру­са. Но дело не в том — живёт вирус в Чаше или нет. Он там вполне может ока­зать­ся. Но его зло­твор­ная спо­соб­ность (соб­ствен­но воз­мож­ность зара­жать) не реа­ли­зу­ет­ся. Воз­мож­но, что виру­сы были и в раю, и нико­го не зара­жа­ли. При­ча­стие — это соеди­не­ние Бога и чело­ве­ка, при­чём соеди­не­ние бла­го­дат­ное и физи­че­ское, поэто­му зла оно не приносит.

Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии, настоятель храма Воскресения Христова села Болотново:

Тело и Кровь Гос­под­ня, кото­рым мы при­ча­ща­ем­ся, — свя­ты­ня, побеж­да­ю­щая всё, и остав­лен­ная нам Гос­по­дом. Вер­нее, свя­ты­ня, кото­рая каж­дый раз пода­ёт­ся нам Гос­по­дом для здо­ро­вья наших душ и телес.

И мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, верим в то, что инфек­ция через При­ча­стие пере­да­вать­ся не может, пото­му что хлеб и вино на литур­гии таин­ствен­ным, непо­сти­жи­мым для чело­ве­ка обра­зом пре­тво­ря­ют­ся в Тело и Кровь Гос­под­ни, а в них ника­кая зара­за и ника­кой вирус не могут жить.

Так­же сле­ду­ет пом­нить, что попе­че­ние Бога о нас про­сти­ра­ет­ся даже до, каза­лось бы, мело­чей: “Не пять ли малых птиц про­да­ют­ся за два асса­рия? и ни одна из них не забы­та у Бога. А у вас и воло­сы на голо­ве все сочте­ны. Итак, не бой­тесь: вы доро­же мно­гих малых птиц”( Лк. 12:6–7 ). Неис­чис­ли­мо коли­че­ство слу­ча­ев исце­ле­ний и даже пре­кра­ще­ния эпи­де­мий при обра­ще­нии веру­ю­щих к Богу, мно­же­ство чудо­твор­ных икон, преж­де все­го Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, помо­га­ли во вре­ме­на “повет­рий и моро­вых язв”.

За годы сво­е­го слу­же­ния я мно­го кого при­ча­щал, эти люди име­ли раз­ные болез­ни, что не меша­ло мне потреб­лять Чашу. Но утвер­ждать, что свой­ства вина и хле­ба, став­шие Телом и Кро­вью, совер­шен­но лише­ны спо­соб­но­сти испор­тить­ся, я не стану.
Когда я при­е­хал на пер­вый свой при­ход, мне при­шлось при­ни­мать храм от свя­щен­ни­ка, кото­рый был изгнан сво­ей старостой.
Исто­рия была весь­ма печаль­ная и непра­вы были обе сто­ро­ны. Но так уж слу­чи­лось, что свя­щен­ник не потре­бил Чашу после сво­ей послед­ней служ­бы, и её содер­жи­мое на момент при­ё­ма мною при­хо­да пре­вра­ти­лось в комок пле­се­ни. Епи­скоп бла­го­сло­вил сжечь то, что было в потире.
Когда я слы­шу и читаю кри­ти­ку тех мер, кото­рые пред­пи­са­ны Сино­дом в свя­зи с пан­де­ми­ей, я думаю о том, что, хотя хри­сти­а­ни­ну не нуж­но боять­ся зара­зить­ся от При­ча­стия, но и при­ду­мы­вать для себя то, чего нет, тоже не стоит.
Напри­мер, что в хра­ме мож­но забыть обо всех предо­сто­рож­но­стях. Да, Бог печет­ся о каж­дом мгно­ве­нии жиз­ни чело­ве­ка. Но и разум чело­ве­ку тоже даро­вал Бог. Как и чув­ство осторожности.
Нам не запре­ще­но при­ча­щать­ся. Но даны реко­мен­да­ции, как пра­виль­но посту­пать в пери­од эпи­де­мии. И при­слу­шать­ся к мне­нию того, кого мы име­ну­ем Вели­ким гос­по­ди­ном и отцом, думаю, совер­шен­но логично.

В тех хра­мах, где я несу послу­ша­ние насто­я­те­ля, вве­де­ны меры без­опас­но­сти. Закуп­ле­на одно­ра­зо­вая посу­да, более тща­тель­но про­ти­ра­ют­ся ико­ны, поме­ще­ния про­вет­ри­ва­ют­ся. Но мы пом­ним, что “если Гос­подь не охра­нит горо­да, напрас­но бодр­ству­ет страж” ( Пс 126:1 ), поэто­му мы, пред­при­ни­мая меры без­опас­но­сти, всё своё упо­ва­ние воз­ла­га­ем на Бога.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:

Эпи­де­мии, эко­но­ми­че­ские кри­зи­сы и даже вой­ны — это всё вре­мен­ные явле­ния. А есть то, что при­бли­жа­ет к веч­но­сти — это молит­вы, бого­слу­же­ния и таин­ства, кото­рые явля­ют­ся для пра­во­слав­ных хри­сти­ан меро­при­я­ти­я­ми без­от­ла­га­тель­но­го харак­те­ра, подоб­ные похо­ду в поли­кли­ни­ку, лече­нию в боль­ни­це. Веру­ю­щие люди опыт­ным путем зна­ют, что после таинств мно­гие полу­ча­ют исце­ле­ние души и тела. И для мно­гих хри­сти­ан это жиз­нен­но необ­хо­ди­мые вещи.
Кста­ти, даже во вре­мя бубон­ной чумы, при­шед­шей в Рос­сию в XIV веке, пра­во­слав­ные хра­мы не закры­ва­лись. Пото­му что вера для людей в таких ситу­а­ци­ях явля­ет­ся силь­ным моти­ви­ру­ю­щим фак­то­ром, вплоть до укреп­ле­ния имму­ни­те­та, посколь­ку меди­ки зна­ют, что мно­гие болез­ни при­хо­дят из-за нерв­ных сры­вов и стрес­сов. Уже не гово­рю про укреп­ля­ю­щую силу цер­ков­ных таинств.
И в те ста­ро­дав­ние вре­ме­на, когда по стране ходи­ли эпи­де­мии оспы, диф­те­рии и брюш­но­го тифа – Цер­ковь нико­гда не пре­не­бре­га­ла сани­тар­ны­ми мера­ми. Дела­ет­ся это и сей­час. Более того, извест­но, что в Бла­го­ве­щен­ске в нача­ле XX века во вре­мя эпи­де­мии тифа, когда над дома­ми рея­ли чер­ные фла­ги, ука­зы­ва­ю­щие на зара­же­ние, после крест­но­го хода с Алба­зин­ской ико­ной Божи­ей Мате­ри – болезнь лока­ли­зо­ва­лась и сошла на нет. И пра­во­слав­ные бла­го­ве­щен­цы верят, что это про­изо­шло помо­щью свыше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но так­же пом­ним запо­ведь: на Бога надей­ся, а сам не плошай.

Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на севере Москвы, врач-психиатр:

Коро­на­ви­рус не суще­ству­ет сам по себе, всем управ­ля­ет Гос­подь! И если попус­ка­ют­ся эпи­де­мии и дру­гие скор­би, то, веро­ят­но, цель одна – оста­но­вить рас­про­стра­ня­ю­ще­е­ся без­бо­жие, при­ве­сти людей к пока­я­нию. Поэто­му и эпи­де­мию коро­на­ви­ру­са хоро­шо бы встре­тить с пока­ян­ной молит­вой, поста­рать­ся оста­вить гре­хов­ные при­выч­ки. В Таин­ствах дей­ству­ет Гос­подь, верим, что Он и сохра­нит от вся­ко­го зара­же­ния! Но что­бы не иску­шать Гос­по­да Бога наше­го, сле­ду­ет при­нять неко­то­рые меры в хра­ме – напри­мер, луч­ше мыть посу­ду в тра­пез­ной, вве­сти одно­ра­зо­вые поло­тен­ца, запи­вать после При­ча­стия из одно­ра­зо­вых стаканчиков.

Собра­ла мне­ния Алек­сандра Грипас

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

"и иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб не в виноград, а в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило"

Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями. т. 2. Екатеринбург, 2019, с 240.


“Hence both priests and hierarchs must employ some shift in time of a plague to enable them to administer communion to the sick without violating this canon, not, however, by placing the Holy Bread in grappes, but in some sacred vessel, so that the dying and the sick may take it thence with a spoon. The vessel and the spoon are to be placed in vinegar, and the vinegar is to be poured into a funnel, or in any other manner that they can do that safer and canonical.” )

Само 28 правило Шестого Вселенского Собора запрещает совмещать раздачу освященного винограда с причастием.

Никодим пользуется этим правилом для того, чтобы изложить свой совет о поведении во время эпидемии.

Судя по его комментарию, иногда священники использовали крупные виноградные ягоды как одноразовый сосуд при причастии заразных больных: ягоду разрезали и клали в нее частицу Причастия, чтобы съедалось все вместе.

Никодим видит в этом противоречие упомянутому правилу Шестого собора (нельзя, мол, вместе потреблять освященное и неосвященное). И предлагает сохранять обычный ход причастия, однако (что важно для нашей темы) - с обязательной стерилизацией. Значит, он видит угрозу заражения.

1. Священник не общается с источником угрозы (больным или могильщиком). Он оставляет ему Чашу, чтобы тот причастил себя самостоятельно ("больные могут брать его лжицей"). Так сегодня в карантинных регионах интернет-доставка еды проходит бесконтактно: рассыльный оставляет пакет у двери и уходит, не общаясь с закзчиком.

2. Не сказано, кто именно должен дезинфицировать лжицу и Чашу. Возможно, сам больной причастник, чтобы потом священник забрал назад их уже чистыми.

3. Отменяется требование потребления диаконом (или священником) той теплоты, которой замывали чашу после причастия. Замывочный уксус можно сразу выливать в колодец.

Преп. Никодим - самостоятельная духовно-учительная величина. Никак не "либерал". Наверняка, он описывает знакомую ему практику. Так что историко- церковный факт в том, что был святой, который полагал, что через причастие можно заразиться. И что это его мнение было реципиировано греческой церковью.

Алё, Синод! Где ваши эксперты и знатоки церковной истории и права? Неужто кроме Василика, с вами никто уже не остался?

А ведь это тот самый Пидалион, который так часто и восторженно цитировался моспатриархийными апологетами последние два года, ибо давал невыгодное для Фанара толкование одного из правил. Цитировали, но не читали.

***
Св. КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ
О болезнях

«Правда, некоторых смущает то, что нынешняя болезненная язва поражает наших наравне с язычниками: как будто христианин для того только и уверовал, чтобы бедствия не касались к нему и он, при наслаждении мирским временным счастием, свободный от всяких зол, сохранен был для будущей радости!

Смущает некоторых то, что нынешняя смертность есть общая для нас с другими: да что же в этом мире, пока по закону первого рождения остается еще общая у нас плоть, не есть общим для нас с другими? Доколе мы находимся здесь, в мире, дотоле мы связаны с родом человеческим одинаковостию плоти, а отделяемся духом. И потому пока это тленное не облечется в нетление и это смертное не облечется в бессмертие (1Кор. 15, 53); пока Христос не приведет нас к Богу Отцу: до тех пор все немощи плоти будут для нас общи со всем родом человеческим.


С распространением эпидемии коронавируса государством и Церковью приняты особые меры предосторожности, чтобы не допустить заражения. В Церкви, в частности, преподавание Причастия происходит с последующим окунанием лжицы в спирт для ее обеззараживания и в воду после каждого причащения (иной вариант – протирка платом, пропитанным спиртом, и окунание в воду). И другие действия, относящиеся к индивидуальным и коллективным средствам защиты: надевание масок, частое мытье рук и их дезинфекция; дистанция между людьми.

Конечно, смелость и бесстрашие имеют место в жизни христианина. Однако благоразумие и любовь к ближнему побуждают нас быть осторожными по отношению к тому, что нас окружает. Страх умереть от эпидемии болезни воздействует на инстинкт самосохранения, и человек всячески уклоняется от возможного заражения, минуя вкушение вечной жизни – Причастия. И, как ему кажется, преподавание Святых Даров – это один из таких возможных случаев заразиться.
В своей многовековой исторической традиции Церковь уже сталкивалась с подобными случаями эпидемий и выработала собственную практику преподавания Святых Даров. Почему и зачем такая предосторожность? Потому, что Святые Дары передаются человеку посредством лжицы, которая не содержит в себе святости. И чтобы предупредить возможное инфицирование самой лжицы, ее дезинфицируют.

Вышеизложенные свидетельства Священного Писания и Священного предания говорят о том, что Церковь выработала трепетное и уважительное отношение к человеческому телу и защиту его жизнедеятельности. В частности, в канонах и церковной практике закреплено положение о преподавании Святых Даров во время эпидемий.

Таким образом, чтобы обезопасить от заражения людей в случае эпидемии болезни, Святые Дары передаются мирянину лжицей с ее последующей дезинфекцией. Допустимо служение специальных Литургий для больных или причастие больных после здоровых. Лжица обеззараживается, если необходимо, и чаша также. То, чем вытирают уста причастники, подлежит сожжению.

Возможно ли в принципе заражение через Причастие и прикосновение к храмовым святыням? Стоит ли ограничить посещение храма на время эпидемии? Как поступить, если рядом во время богослужения кто-то кашлянул? Что будет, если власти запретят христианам собираться вместе и совершать литургию?


Причащаясь, можно заразиться?

Непосредственно через Причастие мы заразиться не можем. Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Безусловно, мы должны как сознательные граждане принимать определённые меры предосторожности во время общения с людьми. Тем более что эти меры советует нам соблюдать Священный Синод Русской Православной Церкви. 11 марта он дал рекомендации о том, что запивку после Причастия желательно подавать в одноразовой посуде, а иконы следует протирать с использованием антисептиков. Однако от самого Причастия человек заразиться коронавирусом не может.

Помимо коронавирусной инфекции есть масса других не менее тяжёлых заболеваний: гепатит, туберкулёз. Неужели мы, каждый раз подходя к Чаше, будем думать о том, кто причащался перед нами: а вдруг это человек с открытой формой туберкулёза или гепатитом С?

В моём храме стоит специальный дезинфицирующий раствор. После каждой службы сотрудники храма тщательно протирают все иконы. Независимо от коронавируса, в храм приходят разные люди, с разными болезнями. Если вы боитесь заразиться, не целуйте иконы. Но если вы уже пришли в храм, значит, вы доверяете Богу и Святой Церкви. Зачем тогда иначе вы пришли в церковь, где возле вас будет стоять множество людей? А если решили в храм не ходить, не ходите и в другие общественные места — ведь там тоже легко заразиться.

Говорить, что всё в храме святое, и потому заболеть там невозможно, я бы не стал. Мы общаемся с людьми, к чему-то прикасаемся и оставляем там свои бактерии и вирусы. Причастие свято, и заболеть через него коронавирусом нельзя. Но через запивку и даже через ручку дверей храма — вполне возможно. Храм — место общественной молитвы. Туда приходят люди со своими заболеваниями. Но верующий человек старается видеть во всём волю Божию и доверяет Богу.

Кроме того, сейчас определённые силы могут использовать коронавирус как предлог для нападок на Церковь: давайте закроем храмы, давайте запретим причащать… Но ведь мы понимаем, что если вирус распространится по всему миру, абсолютно закрыться и избежать его мы не сможем.

Коронавирусы — это большое семейство вирусов, которые вызывают заболевания органов дыхания. Считается, что источник их распространения — азиатские виды летучих мышей. Вирус прошёл цепочку от них к хищным млекопитающим — гималайским циветам, или виверрам, которые питаются летучими мышами, — и затем к людям. Каким образом и зачем люди контактировали с дикими животными, тем более ведущими ночной образ жизни и старательно избегающими человека?

За циветами охотятся те, кто ищет лёгкий заработок больших денег, а финансируют ловлю хищных зверьков самые состоятельные люди. Из мускуса, выделяемого железами анального прохода виверры, делают очень дорогие французские духи, а прошедшие этот же анальный проход кофейные зёрна, которые зверьки обожают поедать не меньше, чем летучих мышей, собирают и продают как один из самых дорогих в мире сортов кофе — копи-лувак. Стоимость одного килограмма такого кофе, который уже побывал в желудке и кишках азиатского зверька, составляет порядка 700 долларов. И хотя каждому из нас в детстве мама говорила, что нельзя поднимать с земли и есть всякую гадость, богатые люди планеты считают, что могут себе позволить пренебрегать этим правилом.

Предыдущие эпидемии подобных вирусных заболеваний — SARS (тяжелый острый респираторный синдром, с 2002 года) и ближневосточный респираторный синдром (MERS, с 2012 года) — также передались людям через цивет. Они успели распространиться в 37 странах и, согласно официальной статистике, за восемь лет унесли жизни порядка двух тысяч человек из 7,7 миллиардов проживающих на Земле и из десяти тысяч заражённых.

Новым коронавирусом согласно данным на 13 марта 2020 года заразились 135 801 человек, из которых 70 352 уже выздоровели, а 4 974 погибли.

Несмотря на пока ничтожную в масштабе планеты статистику, государства принимают все возможные карантинные меры, чтобы избежать распространения вируса — ведь по сей день лекарства от него не найдено.

Первые симптомы

Обычные симптомы заболевания — кашель, повышенная температура, затруднённое дыхание, слабость, головокружение, головные боли, реже диарея. В тяжёлых случаях бывают осложнения, связанные с работой внутренних органов. Хотя они могут быть симптомами и целого ряда других болезней, если вы их заметили, лучше принять карантинные меры и вызвать врача.

Как избежать возможного заражения?

Всемирная организация здравоохранения предлагает набор рекомендаций: регулярно мыть руки с мылом или антисептическими средствами на спиртовой основе, при чихании и кашле прикрывать рот и нос, не трогать руками глаза, нос и рот, держаться на расстоянии от людей с кашлем, повышенной температурой и другими симптомами заболевания, подвергать тщательной термической обработке мясо и яйца, избегать контактов с дикими животными, а при повышении температуры, кашле и затруднении дыхания как можно скорее обращаться за медицинской помощью. Хотя на создание препарата, который смог бы уничтожить коронавирус, уйдёт по меньшей мере год, медики помогут облегчить симптомы и увеличить шансы на выздоровление.

При этом всемирная организация здравоохранения подтвердила, что через письма и посылки из Китая, а также контакты с домашними кошками и собаками заразиться коронавирусом невозможно. На поверхности предметов вирус способен сохранять жизнеспособность лишь очень непродолжительное время — гораздо меньше, чем посылка идёт из Китая.

Причастие как панацея?

Не стоит подходить ко Причастию, чтобы принять его исключительно или главным образом для здоровья, причащаться каждый день, надеясь, что так мы сможем избежать заражения. Мы приходим в храм для того, чтобы общаться с Богом, и причащаемся для того, чтобы омыть свои грехи Кровью Христовой, соединиться со Христом. Но если в мыслях человека Бога нет, а есть только страх коронавируса, то зачем такому человеку причащаться? Зачем подходить к Чаше, если он в этой Чаше не видит Христа?

Часто мы подходим к духовной жизни с категориями и мерками жизни земной: я причащусь и буду здоров, или что-то у меня наладится. Это неправильный подход. Наша Родина — на Небесах, в Царствии Божием. Богослужение и Причастие — это не гарантия здоровья или обеспечения каких-то других земных благ. Такие гарантии всегда давали языческие жрецы: принеси жертву, и у тебя всё будет хорошо. Церковь никогда так не ставила вопрос. Она всегда говорила: живи со Христом и исполняй Его заповеди, чтобы твоя жизнь была угодна Ему. Но мы не приносим жертвы для того, чтобы у нас были какие-то земные блага. Мы хотим свою жизнь уподобить жизни Христа.

После Причастия человек не становится способным освящать всё вокруг. После того, как ты подошёл к запивке, Причастие пошло внутрь тебя и растворилось в тебе. Мы не освящаем через это посуду, из которой едим, или огрызки от яблок. И микробы вокруг себя мы, конечно же, не убиваем. Нельзя расценивать Причастие как антибиотик, который уничтожает микробы внутри нас.

Мы не можем знать, что точно происходит в момент Причастия. Кто-то из святых видел, как Господь кого-то причащал на расстоянии или, наоборот, человек, подходя к Чаше, оставался не причащённым из-за своих грехов. Но если мы будем всё это примерять к себе, это дерзость: мы расписываемся за Бога. Если человек заболел и не хотел бы никого заражать, но он имеет желание причаститься, всегда можно позвонить в храм и попросить, чтобы священник причастил его на дому.

Всё в этом мире происходит по воле Божией. Если в мире распространилась такая эпидемия, может, нам нужно о чём-то задуматься? Посмотреть в сторону Неба и подумать о нашей жизни?

Рискуют ли священники и прихожане?

Не стоит и, наоборот, опасаться сразу после Причастия искушений и болезней по причине того, что бесы недовольны. Это тоже распространённый миф. Лукавый дух, конечно же, не может быть доволен тем, что человек причастился. Однако если человек подходит к Чаше с мыслями о Христе и единении с Ним, бесы здесь бессильны, как бы они ни старались. Если же человек подходит ко Причастию с мыслями о коронавирусе, инфекциях и своих личных проблемах, то бесы довольны.

Искушения, безусловно, бывают. Чем больше человек начинает жить христианской жизнью, чем больше видит своих пороков и недостатков, тем больше встречает искушений. Это нормально для христианской жизни.

Священники причащают на дому самых разных людей с самыми различными заболеваниями. Мы, наверное, тоже очень рискуем, но всегда полагаемся на волю Божию. Недавно я освящал противотуберкулёзный диспансер. Побывал в отделениях, где лежат больные туберкулёзом. Мне дали маску, я совершал молитву в ней. Я против того, чтобы священники сейчас совершали Божественную литургию в масках, так мы можем ввести в искушение прихожан. Однако если все придут в масках, я не буду против, если священник тоже её наденет.

Как относиться к рекомендациям смотреть богослужение по телевизору?

Нас призывают не приходить в храмы, причащаться реже, чтобы меньше выходить на улицу. Правда ли, что причащаться часто вовсе не обязательно? Я всегда был противником того, чтобы Причастие помещать в какие-то рамки и графики: причащаться три раза в пост, столько-то раз в год… Это должно быть внутренней потребностью человека. Если человек живёт с Богом и по заповедям Божиим, у него возникает потребность причаститься Святых Христовых Таин.

Начинается Великий пост, за богослужением читается покаянный канон преподобного Андрея Критского, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Кульминация всего этого богослужения — Святое Причастие. Мы можем молиться, поститься, но если мы не подходим к Чаше и не причащаемся, мы оставляем незавершённой нашу молитву. Зачем тогда ты молился, если не хочешь соединиться с Богом? Выше Божественной литургии ничего нет. Кульминация молитвы — подойти к Святой Чаше и омыть свои согрешения Кровью Христа.

Живите христианской жизнью, и вам захочется причащаться. Вы не будете откладывать Причастие на потом. Те, кто причащается раз в год или реже, не живут христианской жизнью. Для них это просто какой-то обряд или символ. Это не истинная вера.

Молитва дома, наблюдение за богослужением по телевизору не могут заменить живое участие в богослужении и Причастие. А если эпидемия продлится год, два? Как священник, такой отказ от богослужения я не поддерживаю.

Власти Европы запрещают общественные богослужения

В числе предпринимаемых властями карантинных мер в ряде стран Европы действует запрет на совершение массовых общественных богослужений, в том числе Божественной литургии, если число её участников превышает 100 или 250 человек — везде по-разному. Поэтому одним из первых своё обращение к духовным чадам опубликовал епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней, правящий архиерей Лондонской и Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви заграницей:

«В разных странах, входящих в нашу епархию, местные органы власти будут издавать различные инструкции и указания для управления и контроля над распространением и последствиями этой недолговременной проблемы здравоохранения. Мы настоятельно призываем всех наших верующих ознакомиться с этими практическими предписаниями (которые, например, включают более частое мытье рук или внимательное отношение к личной гигиене) и в таких вопросах спокойно и разумно придерживаться этих официальных указаний, продолжая в добросовестном спокойствии решать вопросы повседневной жизни.

Если в отдельных регионах будут введены ограничения на поездки или другие оградительные меры, мы будем соблюдать их в тишине и покое. В подобных случаях мы должны быть для мира примером благочестивого доверия Богу, которое ведет не к беспорядочной тревоге, а скорее к продолжению жизни в умиротворенном духе и невозмутимой опоре на Божественную волю.

Общественные богослужения планируют запретить и в Киеве, а на входах в храмы проводить санитарный контроль. Об этом говорится в Протоколе заседания Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций КГГА.

Вместе с тем, Синод призвал к неукоснительному соблюдению санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях. В частности, он рекомендовал использовать санитарные растворы для дезинфекции кивотов икон и одноразовые стаканчиков для запивки после таинства Святого Причащения. Во всех храмах Русской Православной Церкви они соблюдаются.

А в Московской епархии порекомендовали организовать ежедневное измерение температуры священнослужителей, церковнослужителей и других сотрудников приходов, подворий и монастырей, а также использовать бактерицидные излучатели закрытого типа.

Что было бы, если бы у нас вышел запрет на совершение литургии?

Провоцировать людей, пренебрегая запретами властей, христианам не стоит. Если не разрешают проводить крестный ход, общественные молебны — не проводите. Если вдруг так случится, что выйдет запрет от властей на совершение литургии, на этот вопрос даст разъяснения правящий архиерей. Но впадать в панику или отчаиваться христианам не стоит. В любом случае, возможность причащения верующих священниками на дому всегда остаётся. Но, честно говоря, я не думаю, что до этого дойдёт.

Если рядом в храме кашлянули…

Когда я увидел репортаж о том, что происходило в Санжарах и как там встречали наших соотечественников, меня это просто шокировало. Люди потеряли всякий христианский и человеческий облик. Это просто ужас. Если вы встретили в храме или на улице больного на вид человека, просто посоветуйте ему лечиться и оставаться дома. Можно спокойно сказать, что ему не стоит заражать других людей и самому переносить болезнь на ногах.

Как реагировать, если вы узнали, что ваш сосед или прихожанин вашего храма болен? Мы шесть лет живём в условиях военных действий. Мы совершали богослужения под снарядами, и они прилетали в наши храмы. Но мы не остановили богослужения и не разбежались кто куда. Христиане надеются на волю Божию и трудятся в меру своих сил, остаются вместе. Коронавирус, любой другой вирус — христиане и в этих условиях продолжают оставаться людьми.

Если вы знаете одинокого человека, который болен какой-то опасной болезнью, принесите ему еды. Наденьте маску, соблюдайте все меры предосторожности, но оставайтесь людьми. Ведь рано или поздно мы предстанем перед Престолом Господа и дадим ответ о том, как мы прожили свою жизнь. Христианин призван любить и творить добро. А любовь проявляется как раз в тяжёлые моменты — в условиях войны, эпидемии. Возможно, Господь позволяет распространяться этим болезням для того, чтобы люди сплотились и стали человечнее.

В Пскове он дважды служил в Троицком соборе, а также в Снетогорском мужском монастыре Рождества Богородицы, в Михайловской и Иоанно-Богословской церквах, совершал крестные ходы с мощами святых вокруг города. Уезжая, архиерей благословил псковичей. Поскольку больные чумой искренне верили, что, до коснувшись до князя церкви, они обретут благодать, а то и вовсе выздоровеют, то желающих так сделать было много. Само собой, архиепископ Василий заразился и на обратном пути в Новгород был доставлен в Михайловский монастырь в устье р. Узы, притока Шелони, где св. Василий и скончался 3 июля 1352 г. скончался. Вместе с его телом черная смерть пришла в Новгород. Новгородцы по традиции должны были проститься со своим духовным пастырем. Это привело к страшной эпидемии.

Во время холерной эпидемии 1866 года св. Филарет Гумилевский предпринял объезд Черниговской епархии, чтобы ободрить павших духом прихожан. 5 августа Филарет выехал из Чернигова, а 8 августа – приехал в Конотоп уже больным, сделавшись жертвой епидемии. Помощь врачей была бессильной. Кстати, холера не передается воздушно-капельным путем, но только через продукты и воду.

Или: Во время этой пандемии холера распространилась на Украину в августе 1865 года из Константинополя сначала в Одессу, а с 1866 года — почти до всех общин Украины. В 1869—1870 гг заболевания холерой в Европе прекратилось, за исключением Российской империи. Наибольший ее пик на Украине был в 1870 году, когда заболело 633 318 человек, а умерло 238 027, однако это не означает, что опубликованы действительно точные числа. Было много неучтенных больных и умерших среди бедняков. В Киеве, например, летом 1871 года за день умирало до 140 человек. В 1872 году за две недели умер 1 151 житель города

В общем, тем, кто ныне кликушествует, что мол, в храме и на службе заразиться нельзя, советую вспомнить, сколько раз эпидемии выкашивали христианские города. Города, которые, конечно, принимали все меры духовной безопасности: и в колокола звонили, и самый душистый ладан использовали, и крестными ходами обходили свои пределы.


***
Сегодня во Франции

Ну почему для заграничной паствы - исполнение санитарных предписаний, а для дорогих россиян - авось?

Читайте также: