Жизнь в чуме на ямале

Обновлено: 28.03.2024

"Не переживайте, сейчас брат приедет, поставят чум и будете спать в нем", - я сидела и с недоумением смотрела на оленевода Славу, в то время как за окном были уже сумерки и -20 °С.

Его брат Яша вместе с женой Линой уехали делать прививки. И чум свой забрали, чтобы другие ненцы могли в тепле ожидать очереди.

"Слава, а сколько времени занимает поставить чум?" - спрашиваю я, пытаясь прикинуть, во сколько получится лечь спать и стоит ли мне вообще рассчитывать на спальное место.


Исторически чум ставит женщина, но в реальности мужчины всегда помогают - так получается быстрее. Летом, во время камлания (переездов), семья меняет место стоянки примерно каждые 2 дня. Это получается, что раз в два дня нужно разобрать чум утром, а потом собрать. Зимой на одном месте стоят по несколько месяцев, но, как видите, и тут иногда приходится сниматься с места и увозить "дом" с собой.

А вот и Яша приехал, и чум привез. Естественно, тут же все вышли помогать: и собаки, и дочка Алиса, и сын Яши, и сын Славы.

Когда чум ставят на новом месте, предварительно утаптывают площадку под него, но тут чум уже стоял раньше. Поэтому можно сразу приступать к сборке.

Три шеста связывают между собой и устанавливают вертикально.

Обратите внимание, что внутри уже установили мебель и печку.

Потом на этот остов начинают накладывать жерди, сделанные из ели. Яша говорит, что лиственницу для этих целей использовать нельзя.

Параллельно с устройством стен идет сборка "интерьера": на пол укладывают крашеные доски. Но ими застилается только пелейняны - половина чума, где будет спальное место. Во второй половине (вауняны) на пол стелют линолеум или кладут листы пластика - там место для умывальника, собак, дров.

На шесты крепится электрический провод от генератора и протягивается шнур от телевизионной антенны, закрепленной на лиственнице.

Спальное место тоже сооружают ещё до окончания строительства. И постепенно всё внутреннее "убранство" чума покрывается снегом.

Пока хозяйка чума Лина укладывает жерди для стен, мужчины устанавливают трубу от буржуйки.

И тут же в печке разводится огонь и ставится чайник.

После того, как все жерди установлены, на них нужно набросить шкуры. Чум покрывается четырьмя полотнами из сшитых между собой шкур. Два полотна - внутренний слой. Два полотна - наружный. А всего для чума надо около 160 оленьих шкур.

И они довольно быстро приходят в негодность, особенно если зима была холодная и приходилось сильно топить печку. Шкура от тепла пересыхает, мех обгорает и начинает выпадать. Кстати, именно поэтому зимнюю меховую одежду тоже стараются хранить на улице. Тот случай, когда мороз лучше, чем тепло.

Быт семейства оленеводов

Кругом - пустота

У лодочной станции на берегу реки Полябты пересаживаемся на вездеходы. Большие машины с огромными колесами не портят природный ландшафт, в отличие от гусеничной техники, поэтому по тундре ездить можно только на них. Вместо привычного адреса у стойбища, в который едем в гости, на бумаге указаны географическая долгота и широта. Как рассказали сопровождающие, дорога - как повезет, поэтому можно 200 км ехать "быстро" - 30 км в час, а еще 20 км - "тащиться" со скоростью пять км в час.

Ямал

В Салехарде проходят торжества в честь Дня оленевода.

Молотком по росомахе

У хозяина чума Василия Ного - пятеро детей и трое внуков. Также с ними живут жены умерших братьев. Василий - не только глава большого семейства, но и бригадир, а все его родственники - еще и работники предприятия. Несмотря на то, что семья большая, на стойбище не все: некоторые дети учатся в колледже, некоторые - в школе-интернате. Дома старший, Александр, юноша пока работает с отцом и ждет призыва в армию.

Ямал

Обязанности мужчин и женщин строго распределены. Раз в несколько дней сильная половина чума отправляется к своему стаду оленей. Чаще зимой нельзя: животным нужен покой, иначе они будут плохо есть и не наберут вес. Пасутся они в двадцати километрах от стойбища. Самая большая угроза – это браконьеры и дикие звери.

Ямал

У Василия около 2500 оленей, примерно 500 из них свои, остальные - предприятия. Шкуры, рога, мясо своих животных мужчины не только продают, но и обменивают на рыбу.

День оленевода в Салехарде 25 марта 2017 | Фотогалерея









День оленевода в Салехарде 25 марта 2017 | Фотогалерея









Рядом с чумом одно из главных благ цивилизации - антенна. Вечером включают электрогенератор, и вся семья смотрит телевизор.

Ямал

У женщин-чумработниц каждый день также расписан по минутам. Забот у них, пожалуй, больше, чем у мужчин.

Ямал

Постепенно небольшой чум начал наполняться гостями. За небольшой, но богатый стол садиться пришлось в два захода. Для гостей - все то, чем славится север: мясо оленины, строганина из щекура, морошка и национальная выпечка. Такой стол готовится преимущественно по праздникам. В будни в меню блюда попроще, даже лапша быстрого приготовления. Опасения ученых по поводу того, что вредная еда плохо сказывается на здоровье коренных жителей, сами аборигены не подтверждают.

Ямал

За сотни километров

Ямал

Также на каждом новом месте нужно собирать чум. При хорошей погоде на это уходит около 1,5 часа - и так десятки раз за сезон из года в год. И менять такой тяжелый, но привычный образ жизни аборигены Ямала не хотят и с каждым годом количество представителей коренных народов на полуострове только растет.

Ямал

Национальные блюда народов Ямала. Фото: АиФ/ Алексей Косенчук

На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Это около 20% КМНС России. Кочевой образ жизни ведут 16,5 тысячи человек. С 2002 по 2010 годы численность коренных северян на Ямале увеличилась на 11,5%. На ЯНАО более 50 национальных общин, 3000 частных оленеводческих хозяйств. В АПК ЯНАО занято 13 тысяч человек, из них 80% - представители коренных малочисленных народов Севера. На Ямале выпасается самое крупное в России стадо домашних северных оленей - более 700 тысяч голов. 56% всех оленей находятся в частных хозяйствах, 44% - в сельхозпредприятиях. На Ямале ежегодно производится более 2,5 тысячи тонн мяса северного оленя.

У ямальских кочевников существуют свои традиции, которые они бережно хранят на протяжении веков.

Соблюсти чужие традиции

У каждого народа есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека другой культуры. Если когда-нибудь судьба забросит вас в тундру, в стойбище оленеводов, нужно помнить о некоторых правилах.

Ямальская кочевница с ребенком.

Ненцы - представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера, как и их предки занимаются оленеводством и верят в сокрытую подземную цивилизацию. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы, в каждом из них по правилам гостеприимства хозяйка предложит угощение. Гость обязательно должен его принять, не отказаться от чашечки чая. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.

Ямальский опыт в развитии оленеводства высоко оценили на всероссийском уровне.

При входе в чум не нужно стучать и ждать пока тебя впустят или кричать, сообщая о своем приходе. Гости сразу же могут зайти, подняв край покрытия чума. Взяв его одной рукой и, повернувшись через плечо, той же рукой положить край чумового покрытия на исходное положение. Так входят в чум все ненцы.

Ямальская делегация примет участие в сессии ОНН.

За возведение домов у ненцев отвечают женщины. Они следят и за домашним очагом. Принести воду, дрова и развести огонь, это - исключительно женские занятия. Очаг находится в ведении женщины. Только она может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.

Ямальские оленеводы круглосуточно защищают новорожденных оленят.

Раньше костер в чуме разжигали прямо на земле или даже на снегу. В 20-х годах появились печки-буржуйки. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум. Женщины часто являются и собственниками чумов, его они также могут получить в приданое от своих родителей.

Мужские обязанности в ненецкой семье предполагают полное самообеспечение. Поэтому уметь нужно всё. Мужское дело – сделать тынзян, хорей, нарты, изготовить упряжь, поймать в стаде арканом передового оленя, запрячь упряжку.

По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в некоторых случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

Мой дом-моя крепость

Быт семейства оленеводов

Наклонные шесты, покрытые шкурами, символизируют воздушную сферу, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.

После того, как чум разбирали и поднимали очажный лист, под ним оставалось пятно. Второй раз на это же место класть очажный лист не разрешается. Считается, что это поранит землю. Территорию обязательно очищают. А мусор сжигают, Обитатели тундры считают, что очень опасно оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По преданию, злой дух может погубить человека.

Мужчина при входе в чум снимает верхнюю одежду и оставляет ее на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу или женскую ягушку.

Многовековое гостеприимство

В самой маленькой деревне Ямала - Ханты-Мужи проживает всего 2 человека.

Если гость остается на ночь, то обязательно готовится суп из отборных кусков свежего мяса. У ненцев принято переворачивать чайные чашки. Хозяин чума, увидев пустую чашку, будет подливать чай до тех пор, пока не перевернуть чашку вверх дном.

В чуме свои традиции расположения гостей и домочадцев. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу.

В тундре, по традиции ненецкого гостеприимства, хозяева дарят подарки гостям. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам дарят чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку.

Быстровозводимое жилье могут получить многодетные коренные жители.

Для молодых семей

Чумовые дошкольные учреждения посещают десятки детей

На Ямале молодая семья может претендовать на один комплект чума. Он состоит из зимнего нюка (покрытие из оленьих шкур) и брезента на лето, двух нарт, печи, обрезной доски и 40 шестов. Чтобы получить жилье необходимо, чтобы возраст у участников был до 36 лет и в семье имелось трое детей, младший из которых родился с 1 января 2021 года.

Проект появился благодаря молодой паре, когда в администрацию села Салемала пришла семья Езанги с просьбой властей о помощи. Они хотели жить отдельно, но возможности построить свой чум не было.

Сертификаты на чум - существенная поддержка для молодых семей. Стоимость хорошего традиционного жилья недешёвая - 700-800 тысяч рублей.

Как говорит блогер Надежда Худи, цена формируется за счет тяжёлой ручной работы по шитью нюков. Оленью шкуру после выделки нужно прокоптить, потом сшить и такого стройматериала нужно порядка 80 штук.

Молодая семья может претендовать на один комплект чума.

Молодая семья может претендовать на один комплект чума. Фото: Администрация муниципального образования Пуровский район

Есть свои плюсы и минусы

Надежда признается, что отношение к быстровозводимым чумам у нее неоднозначное, с одной стороны, это проще, с другой, не всегда овчинка выделки стоит.

По заявлениям представителей малочисленных народов севера, эти принадлежности выдают в течение года.

Сертификаты на чум - существенная поддержка для молодых семей.

Кстати, раздобыть лиственницу не так-то просто, она есть только в лесотундре, поэтому за ней добираются на снегоходе.

Своими руками

Семья Надежды не спешит с приобретением готового чума. Женщина уверена, что если есть возможность, лучше строить самим.


Блогерше нравится жить и в поселковом доме, и в чуме. Но без тундры своей жизни она не представляет. Раз в два месяца обязательно приезжает на волю, подышать свежим воздухом, побыть на бескрайних просторах родной земли.

Стоит отметить, что чум для северных жителей чуть больше, чем просто жилье.

У него есть и божественный, космический промысел - разборность, возможность перенести такое жилище с одного места на другое - отображает динамичность мира, а сама его конструкция — постоянство мира. Монтаж и демонтаж чума может приравниваться фактически к разрушению, хаосу и созданию космоса, мирового порядка заново.

Свадьбу коренные народы предпочитают отмечать осенью

Читайте также: