2020 год экономические проблемы борьбы с вич

Обновлено: 12.05.2024

Эпоха активистов

Правда, выбирать сферу поддержки нужно с осторожностью, поэтому львиная доля пожертвований коммерческих компаний идет на проблемы с нулевым риском PR-провала: помощь детям, старикам, животным и природе.

Сегодня ВИЧ-сервис разительно отличается от прошлых лет: ВИЧ больше не является смертным приговором, главной целью активистов стала борьба со стигматизацией болезни, а НКО занимаются выявлением ВИЧ-положительных, профилактикой среди ключевых групп риска, повышением социального благополучия людей с ВИЧ. Государства по всему миру взялись за финансирование программ лечения, но в вопросах выявления и профилактики нуждаются в помощи НКО — те же не могут рассчитывать на значительные частные пожертвования, не имеют достаточной поддержки государства и ищут донорской помощи. Вот только кто в России займется проблемой, ассоциированной с сексом, часто однополым, проституцией, наркотиками и прочими вещами, никак не укладывающимися в картину мира социально благополучного россиянина?

Основные цели, на которые выдаются гранты в сфере ВИЧ, — это тестирование населения с целью выявления ВИЧ-положительных людей и постановки их на лечение, а также просвещение общества на темы современных методов профилактики и лечения. И в какой-то момент интересы НКО и сообществ совпали с интересами фармкомпаний. Ведь на их доходы, с одной стороны, влияет количество выявленных и начавших лечение ВИЧ-положительных людей, для которых государство будет закупать препараты, а с другой — обновление и совершенствование этих самых лекарств с заменой на более современные и, следовательно, дорогие — и без просвещения сообщества людей с ВИЧ это обновление сильно буксует.

По мере того как растет выявляемость и люди с ВИЧ все активнее добиваются современной терапии, производителям терапии становится выгодно увеличивать свой рынок, выводя АРТ за рамки ВИЧ-позитивного сообщества. Поддерживая программы по доконтактной и постконтактной профилактике, они смогут со временем рассчитывать на спрос со стороны ВИЧ-негативных людей — на примере западных стран видно, как и эти программы начинают финансироваться государством в интересах граждан.

Дефицит помощи

Эта благостная картина, казалось бы, отвечает на все вопросы: ВИЧ-сервис развивается, доноры довольны, россияне в плюсе. Но в этой бочке меда есть две ложки дегтя. Первая, поменьше: мы не знаем, как долго интересы ВИЧ-сервиса будут синхронизироваться с фармкомпаниями. И это не было бы такой проблемой, если бы не вторая: Россия остается одним из мировых лидеров по темпам распространения эпидемии ВИЧ. Средств, которые выделяют фармкомпании, государство и частные жертвователи, просто недостаточно.

И здесь мы возвращаемся к первоначальному посылу: бренды, а за ними и потребители в погоне за лучшей репутацией выбирают наименее опасные сферы благотворительности — и заливают деньгами проблемы, в решение которых деньги вносят все меньший и меньший результат. При этом не менее 1% дееспособных жителей России живут с ВИЧ — и интересны различным брендам и как потребители, и как сотрудники.

Когда общество поймет, что помощь страдающим взрослым, забытым на фоне детей, стариков и животных, ценнее как раз из-за дефицита такой помощи, поддержка сфер вроде ВИЧ-сервиса станет важнее для имиджа компаний, чем стандартная корпоративная благотворительность. И больше всего репутационных бенефитов получат первые решившиеся. Осталось только дождаться и увидеть, кто это будет.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Драчук П.Э., Драчук Т.Э., Пешикова М.В., Пешиков О.В.

В статье рассмотрены экономические и социальные проблемы, связанные с распространением ВИЧ-инфекции и СПИДа в России. Приведены результаты различных клинико-экономических и социальных исследований регионального и международного уровней. Показано, что инфекция влечет за собой не только человеческие страдания, но и серьезные последствия для всех участников экономической деятельности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Драчук П.Э., Драчук Т.Э., Пешикова М.В., Пешиков О.В.

Использование информационных технологий (цифровой контент-буклет) в профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи Челябинской области

SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE PROBLEM OF HIV-INFECTION IN RUSSIA

The article deals with the economic and social problems associated with the spread of HIV-infection and AIDS in Russia. The results of various clinical, economic and social studies at the regional and international levels are presented. It is shown that infection entails not only human suffering, but also serious consequences for all participants of economic activity.

УДК 616-097-022(09) ББК 55.142

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИИ

В статье рассмотрены экономические и социальные проблемы, связанные с распространением ВИЧ-инфекции и СПИДа в России. Приведены результаты различных клинико-экономических и социальных исследований регионального и международного уровней. Показано, что инфекция влечет за собой не только человеческие страдания, но и серьезные последствия для всех участников экономической деятельности.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, СПИД, демография, экономическая активность, факторы производства, рынок труда, расходы, финансовое обеспечение, профилактика.

Актуальность. Распространение ВИЧ-инфекции в настоящее время привело к социально-экономическому кризису во многих странах (отрицательные последствия для факторов производства, рабочей силы и физического капитала).

Распространение ВИЧ-инфекции в России отличается от распространения этого заболевания в других странах, что важно для оценки экономических последствий этого явления [2]. Во-первых, в России основные случаи заболевания вызваны внутривенным употреблением наркотиков [7], а во-вторых, темпы роста российского населения составляют отрицательную величину.

Воздействие ВИЧ-инфекции и СПИДа усугубляется тем, что в России прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения. Этот процесс может привести к смещению распределения ресурсов в сторону потребления, снизить уровень инвестиций и темпы экономического роста. В то время как в африканских странах с высоким уровнем ВИЧ-инфицированности [12] продолжается рост численности населения, несмотря на более высокий уровень заболеваемости (достигает 30%), население России продолжает сокращаться, и согласно мнению экспертов [6, 8], этот процесс будет продолжаться независимо от ВИЧ-инфекции.

Поскольку в основном инфицированными становятся люди молодого возраста,

воздействие инфекции не будет компенсировано ростом численности населения. Это усугубляет негативное воздействие сокращения

численности населения на экономику, социальное обеспечение (пенсионное обеспечение, здравоохранение) и полноценное предоставление социальных услуг. Все это говорит о необходимости рассматривать ВИЧ-инфекцию как реальную угрозу национальному благосостоянию страны и считать приоритетным направлением деятельности государства обеспечение всеобщего доступа населения к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции [3, 11].

Цель работы. Обсудить проблемы негативного влияния распространенности ВИЧ-инфекции на демографическую структуру общества, факторы производства,

распределение бюджета, а также определить роль экономических мероприятий для профилактики ВИЧ-инфекции.

Материалы и методы. Проведен анализ клинико-экономических исследований,

распространения ВИЧ / СПИДа. При поиске информации использовались базы данных PubMed, данные Федерального центра по борьбе со СПИДом, оценки ВОЗ и другие источники [2]. Рассматривали затраты на профилактику и лечение ВИЧ / СПИДа. Исследовали социально-экономические последствия распространения инфекции.

Результаты исследования. Распространение ВИЧ-инфекции и гибель зараженных от СПИДа вызывают многофакторное разрушающее воздействие на социальную и экономическую

жизнь общества. В таблице 1 представлены изменения в социально-экономической сфере, вызванные ВИЧ-инфекцией и определяющие негативные последствия для экономики страны.

Изменения в социально-экономической сфере, вызванные ВИЧ-инфекцией и определяющие негативные последствия для экономики страны_

Изменения, вызванные распространением ВИЧ-инфекции

Социально-экономические последствия ВИЧ / СПИДа

1. Сокращается продолжительность жизни населения, снижается его экономическая активность, эффективность труда.

2. ВИЧ-инфекция негативно влияет на уровень рождаемости и смертности, и в итоге, на возрастную и половую структуру трудоспособного населения; снижается рождаемость, возрастает смертность и инвалидность, увеличивается количество детей-сирот; распространение инфекции является причиной преждевременной смерти среди населения наиболее трудоспособного и репродуктивного возраста.

3. Распространение ВИЧ-инфекции сопровождается уменьшением численности населения и трудовых ресурсов, снижением качества населения, т.е.:

- ухудшением характеристик его здоровья и продолжительности жизни;

- увеличением смертности в молодом возрасте, старением населения;

- необратимых негативных последствиях в процессах воспроизводства;

- в депопуляции населения, что негативно отражается на качестве трудовых ресурсов. Высокий уровень распространения ВИЧ-инфекции оказывает негативное влияние на демографическую структуру населения._

трудоспособного населения. Последствия для рынка труда.

В результате распространения ВИЧ-инфекции:

- изменяется структура экономически активного населения (в составе половых и возрастных групп);

- сокращаются трудовые ресурсы, в том числе из-за высокой смертности среди квалифицированных специалистов;

- происходит резкое снижение численности и качества населения трудоспособного возраста; уменьшение числа занятых среди ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в трудоспособном возрасте, снижение численности женщин трудоспособного возраста;

- падение доходов больных СПИДом из-за снижения трудоспособности.

Проблема ВИЧ / СПИДа является производственной проблемой (среди ВИЧ-инфицированных порядка 90% - лица трудоспособного возраста). ВИЧ / СПИД оказывает влияние на трудовые ресурсы предприятий из-за сокращения рабочей силы, увеличения издержек и снижения производительности труда._

Расходы бюджета и внебюджетных фондов

Большие средства выделяются на:

- организацию лабораторных исследований;

- диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;

- лечение ВИЧ-инфицированных детей и детей-инвалидов от ВИЧ-инфицированных матерей;

- профилактику ВИЧ / СПИДа [5].

Антиретровирусная терапия проводится на бесплатной основе за счет государственного бюджета. Это требует высоких экономических затрат и приводит к росту нагрузки на работающее население._

1. Уменьшаются налоговые поступления в бюджет, возрастают расходы на социальную сферу и здравоохранение.

2. Увеличиваются расходы государства на содержание детей-сирот, оставленных после смерти умерших от ВИЧ-инфекции молодых родителей.

3. Осуществляется бесплатное обеспечение лекарственными средствами ВИЧ-инфицированных детей и детей-инвалидов, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.

4. Решение социально-экономической проблемы профилактики ВИЧ-инфекции (повышение информированности населения, формирование толерантности общества по отношению к инфицированным ВИЧ, больным СПИДом).

5. Медицинское обслуживание и психологическая поддержка ВИЧ-инфицированных детей и подростков в образовательных учреждениях._

Долгосрочное влияние на

Происходит сокращение банковских вкладов и инвестиций, падение мотивации вкладывать средства в человеческие ресурсы - в образование и здоровье. Возрастут финансовые риски, изменится платежный баланс. Уменьшатся налоговые поступления в бюджет._

Барьеры в международных отношениях Возможность сокращения миграции, туризма, студенческих обменов, коммерческих и других видов международного общения. Это может оказывать негативное воздействие на социально-экономическое развитие многих стран.

Социально- экономическая политика государства в противодействии эпидемии ВИЧ / СПИДа Активное участие государства в обеспечении прав граждан вне зависимости от ВИЧ-статуса, социального положения, этнического происхождения, вероисповедания, политических, сексуальных и других предпочтений. Это касается целого ряда прав человека: политических, экономических, культурных, социальных, репродуктивных и т.д. Улучшение эпидемиологической ситуации невозможно без политических решений, направленных на разработку законов, обеспечивающих права ВИЧ-позитивных граждан: свободу от дискриминации, право заниматься социально-экономической деятельностью, стабильное финансирование программ борьбы с ВИЧ / СПИДом. Преодоление дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным. Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ / СПИДом предполагает проведение оценки экономического и социального воздействия эпидемии ВИЧ / СПИДа и разработку стратегии преодоления последствий, ускорение научных исследований для разработки вакцин, обеспечение доступа к профилактике, уходу и лечению. Выделяемые ресурсы должны быть значимыми, стабильными и результативными. ВИЧ-инфекция не является основанием для прекращения трудовых отношений [10].

Для снижения темпов распространения ВИЧ-инфекции необходимы профилактические мероприятия, которые информируют о способах защиты, формируют адекватное восприятие собственного риска и мотивацию к изменению опасного поведения, адекватного отношения к ВИЧ-инфицированным, мобилизуют

общественные и политические силы для борьбы с эпидемией ВИЧ / СПИДа [3, 9, 11].

Согласно проекту стратегии противодействия ВИЧ до 2020 года [4], правительство Российской Федерации планирует выделить

дополнительные 52,9 млрд. руб. в ближайшие четыре года с ежегодным увеличением расходов примерно на 13,2 млрд. руб. на борьбу с распространением ВИЧ-инфекции.

Выводы. Распространение ВИЧ-инфекции порождает ряд важных проблем, требующих

выработки государственной политики в различных сферах деятельности общества: здравоохранение, защита гражданских прав, медицинское обслуживание, социальное обеспечение.

В настоящее время в борьбе с ВИЧ / СПИДом проводятся преимущественно биомедицинские и эпидемиологические исследования. Необходимо привлечение социальных наук к решению проблемы профилактики СПИДа, информированности населения [1] и экономического анализа возможных

последствий. ВИЧ / СПИД - это проблема не только работников здравоохранения, но и многих других специалистов, экономистов, юристов и социологов, а также государственных деятелей.

1. Информированность студентов гуманитарных и технических ВУЗов г. Челябинска в вопросах верификации ВИЧ-инфекции /Манаев А.И. [и др.] //Молодежный инновационный вестн. - 2013. - Т. 2, №1. - С. 103.

3. Комплексный анализ профилактических мероприятий по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции в Челябинской области за 2011-2016 гг. / М.В. Радзиховская [и др.] // Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - №3 (18), т. 1. - С. 61-65.

4. О государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу: распоряжение Правительства РФ № 2203-р от 20.10.2016. - Москва, 2016.

5. Об утверждении правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом: постановление Правительства РФ № 426 от 08.04.2017. -Москва, 2017.

7. Пропаганда распространения наркотиков, как социальная и медицинская проблема современного общества / А.В. Егорова [и др.] // Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - Челябинск, 2014. - №1 (4). -С. 25-29.

9. Соболева Е.В. Адаптация ВИЧ-положительных больных в кризисной ситуации установления диагноза / Е.В. Соболева, М.А. Курбатова // Вестн. Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 (7). -С. 35-38.

11. Шлепотина Н.М. Опыт проведения мероприятий, посвященных профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи / Н.М. Шлепотина, И.В. Красильникова, М.В. Пешикова //Вестн. Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2, №3 (14). - С. 79-82.

12. Diomidous M. Planning for AIDS or HIV related services in Greece: first steps towards operational schemes / M. Diomidous, A. Sissouras // Economic aspects of AIDS and HIV infection / eds. D. Schwefel, R. Leidl, J. Eovira. - Berlin, Heidelberg: Springer, 1990. - P. 251-261.

SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE PROBLEM OF HIV-INFECTION IN RUSSIA

The article deals with the economic and social problems associated with the spread of HIV-infection and AIDS in Russia. The results of various clinical, economic and social studies at the regional and international levels are presented. It is shown that infection entails not only human suffering, but also serious consequences for all participants of economic activity.

Keywords: HIV-infection, AIDS, demography, economic activity, factors of production, labor market, expenses, financial provision, prevention.

Эксперты рассчитали экономическое бремя распространения инфекции

Экономическое бремя ВИЧ за период с 2019 по 2030 год составит в России 2,8–4,4 трлн руб. Такую оценку дали эксперты Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина, проведя математическое моделирование возможных сценариев распространения заболевания на основе данных статистики. В сумму потерь входят прямые медицинские затраты, расходы на выплату пенсий по инвалидности и косвенные потери ВВП (включая утрату зарплаты). Авторы работы указывают, что финансирование госпрограммы профилактики и лечения ВИЧ необходимо увеличить в несколько раз, иначе к 2030 году смертность от СПИДа вырастет на четверть.


Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ / купить фото

Результаты проведенного НИФИ математического моделирования продемонстрировали, что при таких показателях эпидемиологической обстановки экономическое бремя ВИЧ-инфекции (на основе данных за 2018 год) составляет ежегодно 194,9 млрд руб.

Основная часть этой суммы (77%, или 149,5 млрд руб.) приходится на косвенные затраты от преждевременной смертности и инвалидизации населения. 68,8 млрд руб. составляют потери зарплаты, прямые медицинские затраты оценены в 32,8 млрд руб. В работе отмечается, что распространение ВИЧ в России ежегодно снижает прирост населения (на 26,7 тыс. человек) и ожидаемую продолжительность жизни при рождении (на 0,31 года), а также увеличивает смертность населения в трудоспособном возрасте (на 23,9 случая на 100 тыс. населения).

В НИФИ считают, что при сохранении объема финансирования на уровне 2020 года смертность взрослого населения от ВИЧ вырастет с 20 тыс. до 25 тыс. человек в год.

Увеличение же финансирования на 25% от нынешнего уровня позволит стабилизировать социально-экономическую нагрузку на нынешнем уровне, однако эпидемиологическая обстановка останется неблагоприятной. При увеличении финансирования примерно на 65% по сравнению с инерционным сценарием рождаемость в 2021–2030 годах должна вырасти на 12 тыс. человек, смертность — снизиться на 110 тыс., а ожидаемая продолжительность жизни — вырасти на 0,32 года. Экономическое бремя, в свою очередь, сократится до 2,4 трлн руб., что является минимальным показателем среди всех рассмотренных сценариев. Максимально же снизить социальное бремя болезни позволит только увеличение расходов почти в три раза (на 270%) — в этом случае смертность трудоспособного населения сократится до 280,7 случая на 100 тыс. населения, а число умерших от СПИДа будет составлять менее 5 тыс. человек в год.

Отметим, что пока в России, по всей видимости, реализуется инерционный сценарий развития событий. Сейчас совокупные расходы государства на профилактику и лечение ВИЧ составляют около 130 млрд руб., и принятая в конце 2020 года стратегия противодействия распространению ВИЧ в России до 2030 года подразумевает, что расходы останутся на схожем уровне и в ближайшем будущем.

Еще

В СМИ широкую огласку получил фильм, подготовленный Ю. Дудем, посвященный проблеме распространения ВИЧ в РФ. Тема драматическая, однако мне как экономисту и участнику фондового рынка интересен вопрос об экономических последствиях распространения данной эпидемии для экономики РФ и рынка ценных бумаг.
Построение серьезной финансовой модели, учитывающей большинство нюансов данной проблемы, полагаю, возможно, но крайне сложно в связи с отсутствием достоверных данных о реальных масштабах эпидемии и должно выполняться в рамках работы соответствующих государственных структур, занимающихся построением средне-и долгосрочных экономических прогнозов.

1. Распространение ВИЧ приведет к падению численности экономически активного населения. Это сокращение на миллионы человек потребителей продукции, услуг, кредитов, ипотек и т.д.

2. Демографический кризис, усиленный эпидемией ВИЧ, приведет к падению количества и качества трудовых ресурсов, а значит окажет сдерживающее влияние на темпы развития экономики. Очевидно, что увеличится количество больничных, отгулов, предоставляемых ВИЧ-инфицированным по здоровью, что окажет негативное влияние на объем выпускаемой продукции.

3. Расходы государства на борьбу с заболеванием будут многократно увеличены в течение ближайших лет (в настоящее время они явно недостаточны), и на долгосрочную перспективу будут сохранятся в значительном объеме. При этом финансовые ресурсы государства будут отвлекаться от инвестиций в экономическое развитие. Издержки будут возрастать. Высока вероятность увеличения налогового бремени для мобилизации у населения и предприятий ресурсов в необходимом объеме.

4. Миллионы ВИЧ-инфицированных скорее всего не будут задумываться о проблемах увеличения своего дохода, формирования пенсионного капитала или инвестиционного портфеля, ИИСах, покупке недвижимости и иных вариантах долгосрочных инвестиций. Негативные последствия этого для фондового рынка очевидны.

5. На Западе ранее уже были сделаны инвестиции различные сферы здравоохранения и образования, необходимые для контроля и успешного преодоления эпидемии. В РФ это еще только предстоит сделать.

На мой взгляд, спекулянтов данная ситуация не затрагивает. Но если вы средне-или долгосрочный инвестор, тогда есть большой резон принять эти риски во внимание и присмотреться к развитым рынкам, прежде всего США, Канады, UK или ЕС, где экономические последствия распространения ВИЧ к настоящему времени в значительной мере купированны.

Снизить годовой прирост заболеваемости ВИЧ с 76 тыс. человек в 2020 году до 45 тыс. в 2030-м. Обеспечить антиретровирусной терапией 95% заболевших — сегодня она доступна 75%. А также полностью изжить дискриминацию носителей вируса иммунодефицита в обществе. Такие цели указаны в стратегии борьбы с ВИЧ-инфекцией до 2030 года, утвержденной правительством. Эксперты отмечают, что для их достижения прежде всего нужно значительно увеличить финансирование имеющихся программ. По подсчетам академика РАН Вадима Покровского, только из федерального бюджета необходимо ежегодно выделять на борьбу с ВИЧ около 100 млрд рублей. В противном случае к 2030 году число ВИЧ-инфицированных может удвоиться, достигнув цифры в 1,5 млн человек.


Целевые показатели

Правительство утвердило Государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции в России до 2030 года (текст есть в распоряжении редакции).

За следующие 10 лет планируется снизить ежегодный прирост новых случаев ВИЧ с 76 тыс. человек в 2020 году до 45 тыс. Повысить число людей, принимающих антиретровирусную терапию, с 72 до 95%. Снизить риск передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку до минимальных показателей. Увеличить охват тестирования населения на ВИЧ с 29 до 39% — в стратегии отмечается, что в 2019 году было протестировано около 42 млн человек. А также разработать региональные программы противодействия ВИЧ-инфекции, привлекая к этому некоммерческие организации.

Тест


В целях профилактики заболевания правительство планирует разработку различных методов, включая иммунологические, а также различных тест-систем, в том числе экспресс-диагностику.

По словам академика РАН, руководителя Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Вадима Покровского, для достижения этих целей в стратегии стоило бы обозначить работу сразу нескольких ведомств, в первую очередь Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина.

Вопрос на 100 млрд

По словам Вадима Покровского, расходы регионов на лечение сейчас очень большие, порядка 100 млрд. Чтобы существенно снизить число новых больных, необходимо ежегодно выделять не менее 100 млрд рублей также из федеральной казны. Сейчас эта цифра составляет около 30 млрд.

Причем, считает специалист, не нужно растягивать финансирование на 10 лет. Если в бюджете найдутся необходимые средства, уже через пять лет можно достигнуть значительного снижения прироста заболеваемости. Во Франции, например, сегодня регистрируют 4 тыс. новых случаев в год, а у нас цифры в 45 тыс. планируют достичь только через 10 лет. Разрыв между этими показателями очень большой, даже учитывая разницу в количестве населения, подчеркнул эксперт.

Купюры

Сегодня в России, по данным Минздрава, около 750 тыс. больных ВИЧ-инфекцией. За 10 лет, судя по заложенным в стратегии цифрам, их число практически удвоится, подсчитал Вадим Покровский.


— Но если мы доведем число новых больных ВИЧ до 1,5 млн человек через 10 лет, их потом придется лечить 30–40 лет. Это приведет к еще большим расходам, — отметил академик РАН.

Диагностика пока отстает

Профилактика болезни должна сопровождаться доступностью тестирования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного, в первую очередь на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи, а также во время проведения профилактических акций с привлечением мобильных бригад, говорится в стратегии.

С этим в России тоже проблемы, считает Вадим Покровский.

Попробуйте прийти в поликлинику, чтобы сдать анализ на ВИЧ. Скорее всего, вам откажут. По закону человек может обследоваться в любой поликлинике, но на деле этого часто не происходит. Количество протестированных увеличивается только в отчетах, — заключил эксперт.

В стратегии обозначено повышенное внимание к ключевым и уязвимым в отношении ВИЧ-инфекции группам населения. Предполагается работа по выявлению людей с ВИЧ в таких группах — помощь с диагностикой, содействие в обращении за медпомощью, сопровождение.

Кровь

По его словам, для этого следует подключать НКО. Сейчас специализированные некоммерческие организации финансируются либо по остаточному принципу, либо вообще никак. Но именно НКО могут выходить на целевые группы людей и правильно, системно организовывать с ними работу.


Без дискриминации

Наконец, согласно стратегии, в России за ближайшие 10 лет необходимо полностью изжить дискриминацию людей с ВИЧ. А также сделать акцент на повышении знаний о ВИЧ-инфекции у всех медработников и педагогов.

Дискриминация ВИЧ-инфицированных актуальна до сих пор. Нередко она заметна даже со стороны медицинского персонала.

Давление


Руководитель центра по борьбе со СПИДом Вадим Покровский — об эпидемии СПИДа, новых штаммах и ситуации с лекарствами

Кроме того, по его словам, каждый год встречаются попытки ограничить сферы труда для ВИЧ-инфицированных. Например, им нельзя работать прокурорами и водить суда дальнего плавания. При этом, если человек принимает лекарства, он ничем не отличается от здорового.

— Пытались запретить летать пилотам с ВИЧ. Но известен случай, когда пилот подал в суд и выиграл дело, — заключил Денис Годлевский.

Помочь решить психологические проблемы таких пациентов и разобраться с вопросами социальной адаптации способны только профессиональные сообщества или специализированные социальные службы, уверен эксперт.

Читайте также: