Что такое голландская лихорадкой

Обновлено: 25.04.2024

Я вам рассказывал некоторое время назад про Тюльпановую лихорадку. Очень любопытная история на мой взгляд. А вот в продолжении ее давайте узнаем про историю одного необычного сорта тюльпанов, а заодно добавим ее в наш раздел САМЫЕ САМЫЕ.

Адриаан Паув (Adriaan Pauw) был человеком от власти — государственный советник Голландии, управляющий целым городом и известный дипломат. Но сегодня его имя чаще упоминается в связи с цветами. Как и у многих богатых людей в Нидерландах XVII века, у Паува были тюльпаны. В его саду сотни цветов росли вокруг беседки с зеркалами, которые многократно увеличивали их количество. Это была показная демонстрация богатства: в то время, луковица тюльпана могла стоить как корова, участок земли, или даже целый дом.

Тюльпаны появились в Европе в XVI веке. Дикорастущий цветок из Центральной Азии через Османскую империю попал в Вену. А уже к 1630 году голландцы словно сошли по нему с ума.

В том десятилетии цены на тюльпаны росли с сумасшедшей скоростью. Они стали модным трендом своего времени, их очень ценили коллекционеры за их высокую стоимость и красоту. Больше ценились луковицы пестрых сортов, а не одного цвета.

Тюльпан Semper Augustus стал самым знаменитым, отчасти потому, что был наиболее дефицитным. Известно, что в одних руках было не более 12 луковиц этого цветка.

Он был очень красивый, с ярко-алыми языками пламени на чисто белом фоне. В пестрых тюльпанах чаще всего полосы идут через весь лепесток, от края до края. Но Semper Augustus особенный: алый цвет у него разбивается на отдельные хлопья.

Мало кто видел цветок Semper Augustus, поскольку Адриаан Паув, монопольно владеющий луковицами, отказывался их продавать даже за самую большую предложенную цену – 3000 гульденов за одну луковицу. В те годы это был мешок серебряных монет весом в 30,8 килограмм — годовой доход успешного предпринимателя, на который можно было купить дом.

Тюльпаномания закончилась после биржевого краха, когда цены упали в двадцать раз, и множество голландцев разорились. За прошедшие века сорт Semper Augustus был утерян, так же как и главная отличительная черта большинства тюльпанов тех лет – острые кончики лепестков. У нынешних цветов они округлые.

А еще существует Тайна черного тюльпана

История выведения чёрного тюльпана доподлинно неизвестна. Существует несколько версий, в той или иной степени отсылающих к 1637 году, году расцвета и падения тюльпаномании, когда жители Харлема захотели иметь чёрный цветок. В любом случае, в середине XVII века были известны харлемские тюльпаны глубокого фиолетового цвета, что нашло своё отражение в литературе.

Фактическое появление тюльпана чёрного цвета можно отнести к февралю 1986 года, когда директор национального института флористики Нидерландов Хенк ван Дам заявил на пресс-конференции, что в лаборатории института выращены первые образцы абсолютно чёрных тюльпанов. В марте того же года стало известно, что тюльпан выведен 29-летним датским селекционером Гертом Хагеманом. Исследования по селекции были начаты в 1979 году, материалом для скрещивания послужили два сорта тюльпанов — ‘Queen of the Night’ и ‘Wiener Weld’. Хотя цветок кажется чёрным фактически на любом фоне, на самом деле он также очень тёмного фиолетового цвета. Стоимость выведения составила 400 тысяч долларов. Между первыми упоминаниями и признанием существования прошло около трёхсот лет.

Ожье Гислен де Бусбек, австрийский посол в Турции в 1555-1562 годах и по совместительству любитель тюльпанов, однажды привёз из Константинополя в Вену несколько луковиц пока ещё диковинных для Европы цветов. Тюльпаны были посажены в садах императора Фердинанда I и через некоторое время расцвели — во многом благодаря стараниям французского ботаника Шарля де Леклюза, более известного под латинским именем Карл Клузиус.

Как зарождалась торговля тюльпанами в Европе

Голландцы же всерьёз заинтересовались этими цветами только в начале XVII века — раньше, чем итальянцы, но намного позже, чем французы и немцы. Скорее всего, причиной послужила Нидерландская революция, длившаяся вплоть до 1648 года. Золотой век Голландии уже наступил, и страна начала богатеть, но действительно богатых людей, которые хотели и могли бы оплачивать дорогое хобби, было очень мало. Голландские цветоводы-любители и спекулянты луковицами пока не вышли на сцену — тогда в стране существовали только разрозненные группы людей, стоящие на разных ступенях социальной лестницы. Выше находились знатоки во главе с вышеупомянутым Клузиусом, ниже — обычные садовники, которых сам французский ботаник презирал за невежество.

Расцвет тюльпаномании в Голландии

Первые признаки настоящей тюльпаномании начали проявляться в 1633 году вдалеке от обеих столиц, фактической и цветочной, — в Западной Фрисландии. По словам летописца Теодора Велиуса, летом того года цены на тюльпаны резко выросли, и ажиотаж не заставил себя долго ждать — например, один житель города Хорн отдал свой каменный дом в обмен на три луковицы, другой — обменял на луковицы своё фермерское хозяйство. Стоимость каждого объекта недвижимости составляла по меньшей мере 500 гульденов. То есть луковицы тюльпанов становились полноценными деньгами. Масло в огонь подлили и селекционеры, которые в 1634 году выпустили на рынок много новых сортов. Как следствие, цены на популярные ранее луковицы снизились, как и порог входа на рынок для новых участников. С этого момента количество тюльпаноманов стало быстро расти.

В декабре 1634-го случилось ещё одно нововведение — луковицы стали продавать не поштучно, а на вес. Условной единицей веса был 1 ас — примерно 0,05 грамм. К осени 1635-го к асам были привязаны практически все сделки.

Тюльпановый кризис: как это было на самом деле

Как отмечают историки, данных о том, какими были цены на луковицы до начала ажиотажа в 1636 году, практически не осталось. Отсюда — и разнообразные интерпретации событий, которые предшествовали пику тюльпаномании 17 века. Но сам пик имеет чёткие временные границы — он начался в первую неделю ноября 1636 года и закончился крахом в самом начале февраля 1637-го. До начала ажиотажа цены на луковицы росли довольно равномерно.

В первую неделю ноября 1636 года, когда появились первые сведения об исходе битвы при Виттштоке (по результатам которой голландцы потеряли один из рынков сбыта), цены на луковицы упали в семь раз. Аристократы начали распродавать свои лучшие экземпляры, и предложение редких тюльпанов неожиданно увеличилось. Началась спекулятивная игра, в ходе которой цены вновь начали бурно расти. Цепочки фьючерсных контрактов превратились в опционы, никак не связанные друг с другом. Размер отступных по ним был прописан в законе, и покупатели были уверены, что ничем не рискуют.

В феврале 1637-го цены на контракты упали в 20 раз. Покупатели отказывались платить оговорённые суммы, продавцы настаивали. Немногие смогли разойтись мирно, и тогда для урегулирования ситуации был проведён фермерский съезд, по результатам которого было решено добиваться законодательного минимума отступных, равного 10 % от суммы сделки. Чиновники по большей части эту идею не поддержали — во всех городах, кроме Амстердама, тюльпановые контракты были объявлены недействительными. Покупателям и продавцам пришлось разбираться друг с другом самостоятельно, что навсегда разрушило доверительную атмосферу, ранее сложившуюся в голландских общинах.

Вопреки многим существующим мифам, тюльпаномания не вызвала крах промышленности — даже несмотря на народные волнения, золотой век Голландии продолжился. В торговлю тюльпанами было вовлечено ограниченное число людей, поэтому даже полный крах голландского цветоводства не подорвал бы рост экономики страны. Как пишет экономист Питер Гарбер, не сохранилось никаких свидетельств массового банкротства, и это в полной мере доказывает, что спекуляция луковицами не была настолько сумасшедшей, как привыкли считать. А небольшой кризис, который возник после краха рынка, скорее был вызван подорванными социальными ожиданиями.

Экономисты и историки до сих пор спорят о том, что это было – пирамида, спекулятивный пузырь или один из первых экономических кризисов, и были ли его последствия настолько катастрофическими для страны. Все соглашаются лишь в одном, тюльпаномания настолько поразила общество, что подкосила его этические основы. Политический климат в Голландии с тех пор уже никогда не был прежним. Этот пример, вошедший во все учебники, вспоминают сегодня, когда анализируют перспективы криптовалют.

Интересно, что причиной лихорадки в равной степени стали жажда наживы и любовь к прекрасному. Дело в том, что завезенные в середине XVI века из Османской империи тюльпаны в Европе очень быстро подверглись селекции, которая сильно видоизменила цветок. Он при этом утратил аромат, но приобрел известную нам форму, стал больше размером и, самое главное, началась игра с окрасками. Характерной особенностью этого растения является склонность к мутациям – получить по-новому выглядящий цветок можно буквально за несколько сезонов. Так садовники очень быстро вывели двухцветные сорта. Цветы обычного вида стоили недорого, но новинки становились предметом поиска и коллекционирования – всем хотелось обладать редкими диковинами.

Просвещенные европейцы тех времен наслаждались тюльпанами как произведениями искусства. Каждый цветок был одновременно и даром природы, и творением человеческих рук, и счастливой случайностью. Эстетизм и тяга к коллекционированию редкостей в данном случае дали первичный толчок. Известно, что из 21 участника первого тюльпанового аукциона в 1625 году, о котором сохранились подробные записи, только пятеро занимались тюльпанами профессионально, зато 14 покупателей были известны как собиратели картин. Однако причиной дальнейших событий, несомненно, стали жажда наживы и ожидание сверхприбылей.

Пик лихорадки пришелся на октябрь 1636 - февраль 1637 года. За эти месяцы цены на луковицы, которые и так уже были заоблачными, сначала взлетели, подорожав в 20 раз, но затем еще быстрее упали – пузырь лопнул. На рынке началась паника. Множество людей остались с тюльпановыми контрактами на руках, но выкупать луковицы они теперь не хотели. Начались многолетние тяжбы, и осознание нарушенных обязательств было, пожалуй, наиболее тяжелым из последствий.


К началу XVII века в Европе рос интерес к ботанике и садоводству , что можно объяснить многократно возросшим торговым и культурным обменом с другими странами и континентами , включая Латинскую Америку и страны Востока. Многие известные художники — в частности , Ян Брейгель Старший, Амброзиус Босхарт, Рулант Саверей — сделали цветы центром своего творчества. На такие полотна был хороший спрос: живой цветок не вечен , а роскошный натюрморт

исключительно выигрышно смотрелся в интерьере. В этот же период в Нидерландах создавались ботанические сады и процветала международная торговля экзотическими цветами , в том числе и тюльпанами.

Ян Давидс де Хем. Ваза с цветами

Историки считают , что в Европу изысканный восточный цветок привез фламандский ученый и дипломат Ожье Гислен де Бусбек ( 1522 — 1592). С 1556 года де Бусбек на протяжении семи лет был посланником Священной Римской империи в Стамбуле , где не только участвовал в переговорах о границах двух империй , но и вел исследовательскую деятельность по вопросам лингвистики , а также изучал местные флору и фауну. Считается , что именно Ожье де Бусбек познакомил европейцев с тюльпанами , привез первую сирень , а также конский каштан.

Первые тюльпаны в Европе были описаны швейцарским ботаником и энциклопедистом Конрадом Геснером (151

Первые тюльпаны в Европе были описаны швейцарским ботаником и энциклопедистом Конрадом Геснером ( 1516−1565), который увидел их весной 1559 года в саду магистрата Аугсбурга — города , где жили богатейшие купцы и ювелиры. Два года спустя Геснер стал первым , кто опубликовал иллюстрацию этого цветка — низкорослого растения с ароматными красными цветами , похожими на лилию. Почти двести лет спустя Карл Линней назвал в честь Геснера красный декоративный тюльпан — Tulipa gesneriana.

Амброзиус Босхарт Старший. Цветочный натюрморт в вазе Ван-Ли

Янсон Михиль ван Миревельд. Парный семейный портрет. Муж держит тюльпан и луковицу. 1609 Тюльпан

Янсон Михиль ван Миревельд. Парный семейный портрет. Муж держит тюльпан и луковицу. 1609

Тюльпан и луковица тюльпана , изображенные на этом двойном портрете — отсылка на богатство супругов , а также символ быстротечности жизни. Цветок появляется из луковицы , совсем недолго цветет и вскоре умирает. Пустые раковины на столе — еще один символ ушедшей жизни. Вероятно , это памятный портрет , выполненный по заказу одного из супругов ( возможно — мужа) после смерти другого. Картина была куплена на аукционе Sothebis в 2011 году за 71,5 тыс. долларов. Источник

К началу XVII века тюльпаны были отрадой богачей и символом высокого статуса. Выводились новые сорта — не слишком быстро: чтобы размножить луковицу определенного вида тюльпанов , требовалось время. В первый год цветок давал прирост в одну луковку , на следующий год два цветка могли дать при благоприятных условиях уже четыре луковицы. Для того , чтобы решиться и продать лишние редкие луковицы другому коллекционеру , их обладателям требовалось до десяти лет. Особого внимания при разведении тюльпанов удостоились пестрые цветки — истинный , особый шик!

В 1612 году цветочный каталог содержал уже порядка ста сортов тюльпанов , некоторые из которых оценивались в сотни и даже тысячи гульденов.

Амброзиус Босхарт Старший. Натюрморт

Амброзиус Босхарт Старший. Натюрморт с тюльпанами. Ок. 1629. Национальный музей Стокгольма

Рулант Саверей. Цветочный натюрморт

К началу 1630-х годов в Голландии экономический спад , вызванный войной с Испанией и последующей рецессией , остался позади. Практически эксклюзивные права на торговлю с Ост-Индией , мощный флот , успешные и знаменитые мануфактуры , фабрики , развитие банковского дела — все это сделало Голландию одной из богатейших и влиятельных стран Европы. Развивающийся финансовый рынок начал оперировать такими понятиями , как опционы и сырьевые фьючерсы. Грузы , идущие с Востока , продавались заранее , однако не все корабли приходили в порт назначения , и фьючерсные продажи были запрещены законом. Однако купцы в погоне за наживой обходили закон , который не карал за предварительные продажи , и фьючерсные сделки были на совести сторон , их заключающих.

Ян Брейгель Младший. Аллегория тюльпаномании

Ханс Гиллис Болоньер. Цветочный натюрморт

Ян Брейгель Младший. Аллегория тюльпаномании (II)

Некоторые исследователи считают , что ситуацию дополнительно спровоцировало большое количества золота , которое голландцы добывали в Латинской Америке. Другие считают , что после эпидемии чумы поредевший средний класс стал зарабатывать больше денег и мог позволить себе некоторые элементы роскоши , в том числе относительно недорогие сорта тюльпанов. А тем временем у богачей скопились изрядные денежные средства , которые они легко тратили — в том числе и на луковицы. Еще одной составляющей всеобщего безумия стал повышенный интерес к тюльпанам в других странах Европы , в том числе при дворе Людовика XIII. Мода диктовала спрос , спрос вырос , а предложение от него изрядно отставало.

Ян Брейгель Младший. Аллегория тюльпаномании Картина будет выставлена на аукционе Dorotheum Room 28

Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше

Картина будет выставлена на аукционе Dorotheum Room 28 апреля 2020. Эстимейт 250−350 тыс. евро. Источник

Все хотели купить побольше , чтобы потом продать подороже. Даже художник Ян ван Гойен не избежал участия в этом всеобщем сумасшествии: за 10 тюльпанных луковиц бургомистр Гааги получил от него 1900 флоринов деньгами , и к этому — пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Жан-Леон Жером. Тюльпановое безумие

Неизвестный голландский художник. Портрет дамы. Ок. 1615. Коллекция Маурицхёйс, Гаага


Осторожно! В тексте раскрывается сюжет фильма. Если вы предпочитаете прочитать разбор после того , как увидите фильм , посмотрите пока другие материалы Артхива о живописи в кино.

И , естественно , ничего не получает.

В этой истории вообще мало кто что-то получает — главным героям не достаётся счастья , участникам тюльпанной лихорадки — денег , зрителям — хеппи-энда. Но кое-что они , несомненно , получат — отличную работу костюмеров , декораторов , оператора и тех изобретательных людей , что буквально нашпиговали фильм весьма узнаваемыми цитатами из нидерландской живописи XVII века.

Удивительно , но самая удачная цитата досталась не главным героям , а супругу героини , чей образ — несомненная отсылка к портретам работы Франса Хальса , созданным в те счастливые годы , когда его пренебрегающая гладкостью живопись была востребована богатыми клиентами.

Здесь и на кадрах внизу - Кристоф Вальц в роли Корнелиса ван Сендвурда в фильме "Тюльпанная лихорадка".


Контраст размеренной и довольно унылой жизни бедной ( хотя уже богатой) Софии составляет весьма насыщенная жизнь её служанки Марии ( от лица которой и ведётся повествование). Эта барышня в исполнении актрисы Холлидей Грейнджер — круглолицая , смеющаяся , чрезвычайно часто подающая к столу рыбу ( потому что торговец рыбой очень хорош собой) — связана не с одной , а с множеством голландских и фламандских картин , начиная от статных кухарок Питера Артсена и заканчивая служанками Питера де Хоха.

качественно и недорого ( озвученная в фильме цена в 50 гульденов для того времени невысока).

Франс Хальс. Молодой мужчина и женщина в гостинице (Юнкер Рамп и его возлюбленная)

Несмотря на строгую протестантскую мораль , изображения сцен ухаживания и сводничества были весьма популярны. Тем более , что их всегда можно было объявить иллюстрациями к ветхозаветным притчам.

Явившийся на зов купца художник Ян ван Лоо , вероятно , должен ассоциироваться у зрителей с самым известным и изученным голландским мастером этого времени — Рембрандтом. Достигается это незамысловатыми средствами — растрёпанные кудри , усики и латный воротник , знакомый нам по множеству автопортретов Рембрандта.

Дэйн ДеХаан в роли художника Яна ван Лоо.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет в латном нашейнике

Хотя , будем честны — несмотря на то , что обаяние Дейна ДэХаана ( сыгравшего недавно супер-агента Валериана в новом фильме Люка Бессона) скорее отрицательное , чем положительное , внешние данные у него значительно лучше , чем у Рембрандта Харменса ван Рейна , который большую часть жизни был похож на среднестатистического хоббита. Кстати , реальные живописцы с именем ван Лоо в это время вполне себе жили — к примеру , Якоб ван Лоо , младший современник Рембрандта.

Якоб ван Лоо. Автопортрет

История жизни Якоба ван Лоо была вполне романтическая — ему пришлось оставить родину из-за убийства и искать себе заработка и славы во Франции.

, на котором каждый из супругов уютно устраивался на отдельном холсте , а общий , и немедля предлагает добавить в него милой голландскому сердцу символики: глобус , сообщающий , что хозяин дома занимается торговлей , весы , на которых будут взвешены души в Судный день и череп , напоминающий , что картины — тщеславие и суета.



Ян де Брай. Семейный портрет

Франс Хальс. Портрет мужчины с черепом

Но в этот момент в роскошном синем платье , так непохожем на её повседневные чёрно-белые наряды , появляется жена хозяина , и из головы живописца разом вылетают все мысли о тщете сущего. Кстати , головное украшение с жемчугом , в котором позирует София , мы можем видеть на картине Яна Верспронка.

Позируя художнику без мужа и выслушивая его комплименты синему платью , на которое пойдёт драгоценный ультрамарин , тот , которым писали плащ Богородицы , София понимает , что красивый молодой художник — это гораздо интереснее , чем немолодой муж с заурядной внешностью. То , что зрителю показывают далее , пожалуй , единственная бытовая тема , недостаточно отражённая в голландской живописи XVII века. Художники много и охотно писали подготовительные этапы адюльтера — визиты докторов к мнимым больным , чтение и написание писем , совместное распитие вина и лимонада , но акт плотской любви изображали обычно в сценах мифологических. Впрочем , у возможного прообраза нашего героя Якоба ван Лоо есть несколько эротических сцен и обнажённых красавиц , больше похожих на горожанок , чем на нимф и библейских героинь.

Якоб ван Лоо. Обнаженные мужчина и женщина

Якоб ван Лоо. Девушка, готовящаяся ко сну

Якоб ван Лоо. Обнаженная

Вся эта трогательная романтика развивается на фоне поисков луковиц бело-красных тюльпанов , торгов , на которых луковица редкого сорта продаётся по цене кареты с четвёркой лошадей , и излюбленных световых решений Рембрандта — темнота , из которой то фонарь , то свеча , то факел выхватывает белый воротник , блеск металла и искажённое гримасой лицо.





Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой

Ян Вермеер. Молодая женщина с кувшином для воды

Ян Вермеер. Девушка с жемчужным ожерельем

За вымышленного Яна ван Лоо картины для фильма написал художник Джейми Роутли ( Jamie Routley , род. 1982). С его собственным творчеством можно познакомиться здесь. Ниже работы Роутли , которые показаны в фильме.

Ян Стен. Больная девушка (Визит доктора)

Сцены с врачами , посещающими настоящих , а чаще мнимых больных писали многие голландские мастера. Нередко в них намекалось на возможный роман героини с врачом , либо на то , что все её страдания — от отсутствия любовника.

Пока София со служанкой изобретательно обманывают Корнелиса ван Сендвурда , её возлюбленный решает заработать денег на совместный побег и благополучную жизнь , продав луковицу редкого бело-красного тюльпана. И из этого , естественно , не получается ничего хорошего , кроме того , что зрителям неоднократно показывают ещё одну любимую натуру голландских художников — церковные интерьеры. Изображения внутреннего пространства готических церквей было весьма популярно в Голландии XVII века.

Эмануэль де Витте. Интерьер Новой церкви в Амстердаме

При взгляде на эти пронизанные светом храмы возникает ощущение , что таким образом художники обходили собственную , внутреннюю секуляризацию искусства , рисуя если не самого Бога , то его дом.

Впрочем , вскоре у ван Сэндвурта отнимают и эту призрачную семью — к служанке возвращается торговец рыбой , она больше не согласна быть кормилицей для родной дочери. В этот момент мелодрама внезапно превращается в рождественскую сказку , и купец , оставив счастливым родителям свой дом , отбывает лечить разбитое сердце в Ост-Индию ( где добрые создатели фильма обещают ему счастье и новую семью). Удивительно , но и для этого случая у Хальса есть портрет

Франс Хальс. Портрет Виллема Хейтхессена

Тем временем драгоценную луковицу полосатого тюльпана случайно съедают , как обычный ( и весьма невкусный) лук , а несчастная София исчезает на несколько лет , оставив бедного ван Лоо с твёрдым знанием , что любовь не вечна , жизнь бренна и всё суета и суета сует , а писать нужно увядающие тюльпаны и череп , чтобы помнить о тщете всего сущего.

Читайте также: