Что такое лихорадка в заговорах

Обновлено: 13.05.2024

Славяне персонифицировали духи болезней. Согласно поверьям, лихорадок (лихоманок, лиходеек) – девять, а в большинстве заговоров – двенадцать крылатых сестер; живут они в глубоких темных подземельях ада и представляются злыми страшными бабами: худыми, косматыми, всегда голодными, иногда слепыми, безрукими, вислогубыми. Называют их еще бесицы-трясовицы. Одна из них – старшая сестра – главенствует, руководит действиями других, насылает их на землю мучить людей.

В названии каждой болезни угадываются те муки, которыми они терзают род людской:

Ледея – холодит как лед; кого она мучит – тот и на печи не может согреться. Еще называют ее озноба, зябуха, студенка, зимница, знобуха, ледница. Ледея – одна из болезней, которая, согласно поверьям, уступает по силе огнее и трясее. Ледея никогда не встречается с огнеей, но иногда приходит на смену ей. Эта болезнь забирает у человека силы тайком; при этом больной ощущает головокружение и привкус крови во рту. Ледея приходит ночью во мраке. Пальцы у нее синие, длинные, с маленькими иголками вместо ногтей. Она запускает ногти-иголки в тело человека и холодит кровь. Нападает часто весной, когда еще солнце не успевает прогреть воздух и землю. Издавна прогоняли ледею крепкими напитками.

Огнея (огненка, огневица, горячка) – насылает внутренний жар. У южных славян – грозница – указывает на связь с грозой, с пламенем молнии. Огнею представляли в образе старухи со сморщенным красным лицом, пылающими глазами и лысой головой. Одежда у нее красного цвета, развевается даже в тихую погоду. Она самая страшная из всех болезней, самая жестокая. В древние времена, чтобы уберечься от огнеи, парились в бане, охотники натирались жиром. Считали, что отгоняет огнею амулет из тотемного зверя. Огнея нападает на слабых. Она выжигает внутренние органы человека, при этом вызывает неутолимую жажду, которую не погасить водой. Сама же огнея боится жары-зноя.

Если в поселении появлялась горячка, то из дома, где были больные, не выпускали никого и заходить с улицы в дом никому не позволяли, чтобы горячка, превратившись в человека, не вышла на улицу для сбора новых жертв.

Гнетея (гнетница, гнетуха, гнетучка, черевуха) – болезнь желудка, внутренностей; гнетет утробу, отбирает аппетит, вызывает рвоту.

Гринуша (грудница, хрипуша, храпуша, грызачка) – сжимает сердце, грудь, вызывает хрипы, кашель. Гринуша пугает людей своими криками, хрипами. Согласно поверьям, у кого возле дома кричала сова, к тому придет гринуша. Нападает она в большинстве случаев на подростков. Острыми зубами впивается в горло, а длинным языком забивает человеку рот и не дает разговаривать. Но не калечит, а пугает. У взрослых гринуша вызывает хрипы, кашель, не дает дышать, останавливает сердце. Гринуша не признает других подруг-лихоманок и нападает на людей одна. Передвигаться ей тяжело. В дом проникает лишь со сквозняком.

Глохня (глухея, глуханя, глушня) – нападает на голову, закладывает уши, вызывает глухоту, отбирает слух.

Пухнея (пухлея, пухлячка, дутиха) – насылает опухоль.

Коркуша (корчи, корчея) – жилы сводит, насылает корчи.

Глазница (глазея, очница) – мучит человека болезнями так, что не дает глаза сомкнуть, вместе с ней приходят к человеку бесы и кошмары, с ума сводят.

Навея (невея, огнеястра) – от навь, дух умершего, смерть (навье – покойники). В этом названии – связь демонов-болезней с духами умерших. Навея – самая старшая из сестер-лихорадок, самая сильная, если возьмется за человека – смерти не избежать.

У славян сохранилось много поверий, преданий о болезнях и заговоры против них.

Согласно поверьям, 2 января мороз и зима выгоняют из пекла сестер-лихорадок с нечистью, и те ищут себе пристанище среди людей в теплых жилищах.

18 января собирали снег (перед Крещением) и тем снегом лечили недуги – онемение ног, головную боль, судороги.

На Максима 11 мая больных лихорадкой отпаивали березовым соком.

2 декабря первые метели прогоняют разные болезни в овраги, бездны, ущелья, пещеры.

10 декабря северный ветер, если дует в этот день, сметает болезни с лица земли.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Любовная лихорадка

Любовная лихорадка О любовных похождениях Людовика XIV слагали легенды, и, судя по историческим документам и воспоминаниям современников, они мало чем отличались от действительности. Уже в 15 лет этот красавец с темными локонами, правильными чертами лица, изящными

ПУШНАЯ ЛИХОРАДКА

Русские демоны болезни, упоминаемые в заговорах. Их представляли в виде двенадцати безобразных женщин, насылавших на людей различные болезни. В некоторых текстах заговоров подчеркивается связь трясовиц с нечистой силой, поэтому говорится о том, что они появляются у постели больного в дьявольском обличье.

В заговорах трясовицы названы по именам: Тресея, Отпея, Гладея, Аввариуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша. Имена отражают их свойства вызывать у людей глухоту, немоту, желтуху и т. п.

Упоминание трясовиц только в заговорах показывает, что они входят в апокрифический слой русской демонологии. В частности, известно народное сказание о том, как Бог наказал за избиение младенцев царя Ирода и его двенадцать дочерей, превратив их в трясовиц. По другому сюжету, Иоанн Креститель превратил в этих демонов 77 девиц, насмехавшихся над святым, одетым в верблюжью шкуру.

Известно также много быличек, где рассказывается о встрече человека с сестрами-трясовицами. Он должен уговорить сестер перестать вредить людям. Подобный мотив встречается и в заговорах, причем к трясовицам всегда обращаются в подчеркнуто вежливой и даже ласкательной форме: их называют сестрицами, тетками, гостюшками, кумохами.

В рассказах о трясовицах много общего с европейской демонологией. Так, всеми их действиями управляет старшая сестра, живут они на горах или болотах.

В районе Итима, между Тюменью и Омском, стали вдруг умирать жители определенных сел при картине болей в горле, кровотечений и лихорадки

В районе Итима, между Тюменью и Омском, стали вдруг умирать жители определенных сел при картине болей в горле, кровотечений и лихорадки И. В. Давыдовский[103] как будто был первым, снявшим противочумное одеяние и заявившим, после вскрытия трупов больных, что болезнь ничего

Заговор от лихорадки

Заговор от лихорадки Тетки, лихоманки, вас двенадцать сестер, идольных дочерей, отстаньте от раба Божия (имя), по сей день и по сей час и будет вам его трясти и трепать. Я буду просить Матвее святого, Марка святого, Луку святого, Ионна святого. Они вас пошлют по пням, по лугам,

МАХОВИК ЗОЛОТОЙ ЛИХОРАДКИ В ДЕЙСТВИИ

МАХОВИК ЗОЛОТОЙ ЛИХОРАДКИ В ДЕЙСТВИИ Охота надрываться чудаку! Он клада ищет жадными руками И, как находке, рад, копаясь в хламе, Любому дождевому червяку. Гете. Фауст Во второй половине XIX в. грабежи курганов и других археологических памятников приняли такие масштабы,

Лихорадки

В русской культурной традиции образы лихорадок персонифицировались в женском облике. Лихорадок могли представлять в образе девушек или женщин в белом одеянии, с непокрытой головой, распущенными волосами и без пояса, что считалось недопустимым в традиционном обществе; либо в образе безобразных косматых сгорбленных старух с клюкой, что сближало их с обликом мифологических существ низшей демонологии и колдуний. По поверьям, лихорадка стучит своей клюкой в дома, и если кто откроет такой старухе, тот обязательно заболеет.

Лихорадки, в зависимости от того, с каким симптомом болезни они соотносятся, поражают разные части тела человека и вызывают разные болевые ощущения. В старых заговорах встречаются перечисления имен лихорадок вместе с определением того, что делает каждая из них:

В крестьянском сознании появление лихорадок могло связываться не только с мифологическими пространственными образами, но и с конкретными реками и водоемами. Так, во многих местностях у русских лихорадки считались особенно опасными в конце зимы и весной и что легче всего заболеть лихорадкой на воде. Поэтому во избежание опасности весной старались как можно реже переправляться через реки.

В Тульской губернии верили в то, что лихорадки появляются из-под земли в определенное — опасное — время: в полдень или на закате солнца, что также сближает их образ с мифологическими персонажами низшей демонологии и нечистой силой вообще.


В русских поверьях и заговорах лихорадок считали дочерями, реже — сестрами царя Ирода, с именем которого связано евангельское событие усекновения головы Иоанна Крестителя. Правитель Галилеи Ирод Антипа был обличен Иоанном Крестителем за то, что отнял у своего брата жену Иродиаду и женился на ней при жизни прежнего мужа, нарушив тем самым древние иудейские обычаи. Согласно Евангелию, падчерица Ирода (Саломея) настолько угодила ему своей пляской на празднике по случаю его дня рождения, что отчим обещал исполнить любое ее желание. По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила голову Иоанна Крестителя. После казни Иоанна Предтечи его голову преподнесли ей на блюде. Имя преступного правителя и мотив пляски его падчерицы на русской почве соединились с образом опаснейшей болезни: лихорадок называли не только Иродовыми дочерьми, но и трясовицами. Основной симптом лихорадки соотносился в народном сознании с пляской. Согласно сложившимся позже народным легендам, дочери царя Ирода за смерть Иоанна Крестителя подверглись Божьему проклятию и были обращены им в орудие наказания людей болезнями.

Защитные меры против лихорадки обусловливались разнообразными представлениями об этой болезни. По народным представлениям не заболеет лихорадкой тот, кто соблюдает православные обычаи, например постится в пятницы, предшествующие Троице и Успению Богородицы. Считали также, что тря-совиц отгоняет крест. В качестве оберега от болезни носили на веревочке нательного креста написанную на бумаге молитву.

Существовали и предметные обереги от лихорадок. В Саратовской губернии хорошим предохранительным средством считали ношение змеиной шкурки или пояса, через который трижды переползала змея. К архаичной магической практике восходит изготовление кукол, оберегающих человека от болезни. Так, в Российском Этнографическом Музее в Санкт-Петербурге хранится коллекция кукол-лихорадок, привезенных в 1930-е годы из Воронежской области. Это двенадцать антропоморфных изображений длиной около 10 см, скрученных из пестрых лоскутков; лица кукол нарисованы карандашом. Этих кукол вешали в хате возле печки, и они, согласно местным поверьям, должны были служить магическим средством, отгоняющим лихорадок от хозяев дома.

Способы лечения от лихорадки были разнообразными. На юго-западе России верили, что избавиться от нее можно следующим образом: страстной свечой выжечь на потолке крест, соскрести сажу, насыпать ее в освященную воду и выпить. Повсеместно считали, что от лихорадки помогают почки освященной вербы: их заваривали и отвар давали больному. По поверьям от лихорадки помогало ношение сушеной лягушки в ладанке или привешивание живой лягушки в мешочке на груди. В Тверской губернии от лихорадки на шею вешали сушеную летучую мышь, клали под подушку паука, окуривали больного табаком. На Кубани, чтобы излечить ребенка от лихорадки, мать ходила на кладбище и брала с семидесяти семи могил по щепотке земли в узелок, который затем вешала на шею больному.

А вот как рассказывали об изгнании лихорадки в Олонецкой губернии:

По мнению исследователей, образы лихорадок-трясовиц, входящих в довольно большой ряд персонифицированных болезней, восходят к книжному источнику. Представления о двенадцати демонах — олицетворениях болезней — очень древние и известны многим народам. Один из источников славянских заговоров видят в греческой легенде о Сисинии, который, защищая детей своей сестры Милетины, вступил в борьбу со злым демоном Гило, губившим младенцев. Средством борьбы с этим духом, согласно легенде, оказывается перечисление его двенадцати с половиной имен. Многие имена лихорадок, сохранившиеся в русских заговорах, — ахоха, лекта, хампоя и другие — восходят к греческим словам. Многие же со временем были заменены народными словами с ясным для простого человека значением — хрипуша, дряхлея, пухлея, зябуха, дремлея, ветрея и подобные. В русских заговорах Сисиний выступает как главный противоборец лихорадок.

В Древней Руси молитвы и заговоры от лихорадок помещались в канонические церковные книги. Позже подобные тексты отвергались церковью и переходили в разряд апокрифических, что обусловило их перемещение из письменных источников в сферу устного бытования, сблизив с фольклорными произведениями. Заговоры, в которых присутствуют образы сестер-трясо-виц, сохранились в многочисленных записях начиная с XVIII века и по сию пору.

Лихорадка

Лихорадка

Лихорадка Лихорадка – в славянской мифологии так звали женского духа, который вселялся в людей и вызывал болезни.Изображалась лихорадка в образе женщины демонического вида. Чтобы задобрить лихо, древние славяне часто называли её ласково и приветливо – добруха, кумоха,

Лихорадка

Лихорадка Лихорадка – в славянской мифологии так звали женского духа, который вселялся в людей и вызывал болезни.Изображалась лихорадка в образе женщины демонического вида. Чтобы задобрить лихо, древние славяне часто называли её ласково и приветливо – добруха, кумоха,

Fiévre Лихорадка

Fi?vre Лихорадка 1921 — Франция (46 мин)· Произв. Alhambra Films· Реж. ЛУИ ДЕЛЛЮК? Сцен. Луи Деллюк· Опер. Альфонс Жильбори, Жорж Люка· В ролях Эв Франсис (Сара), Ван Даэль (Милитис), Елена Саграри (девушка с Востока), Гастон Модо (Топинелли), Футит (мужчина в серой шляпе), Ивонн Орель

МЕДНАЯ ЛИХОРАДКА

МЕДНАЯ ЛИХОРАДКА Редкий день в Литве в начале 90-х годов обходился без сенсационных происшествий, связанных с кражей меди. Основательно обчистив кладбища, храмы и даже знаменитую Крестовую гору, воры начали проявлять незаурядную изобретательность в поисках медных

ТЮРЕМНАЯ ЛИХОРАДКА

ТЮРЕМНАЯ ЛИХОРАДКА Эта зловредная и часто смертельная эпидемия нередко посещала старый Ньюгейт и тюрьмы других городов Англии.Судебное разбирательство, состоявшееся в Оксфорде в году 1577, явило собой пример смертельного воздействия на людей тюремной лихорадки и

Лихорадка — защитно-приспособительная реакция организма на инфекцию, реже возникает в ответ на воздействие других неблагоприятных внутренних и внешних раздражителей. Характеризуется стойким повышением температуры тела, усиленным потоотделением, ознобом, в некоторых случаях сочетается с признаками интоксикации: тошнотой, рвотой, слабостью, общим недомоганием. Свойственна широкому кругу инфекционных и воспалительных заболеваний, онкологии. Диагностическая задача заключается в выявлении причин лихорадки, выбора адекватного курса лечения.

изображение

Причины лихорадки

Лихорадка — ранний признак инфекционных заболеваний, когда другие симптомы ещё не наблюдаются. При поражении болезнетворными микроорганизмами верхних дыхательных путей (тонзиллит, ОРВИ, ОРЗ, гайморит) лихорадка продолжается от трёх до семи дней. Если высокая температура тела сохраняется дольше недели, то вероятнее всего, она вызвана злокачественными опухолями, заболеваниями инфекционно-воспалительного характера, системным поражением соединительной ткани. В основе развития лихорадки могут лежать следующие состояния:

  • инфекционные заболевания почек, легочной ткани, костного мозга, сердца, туберкулёз, другие инфекции;
  • злокачественные новообразования разной локализации;
  • ревматические болезни: системная красная волчанка, болезнь Крона, ревматизм, аллергический васкулит;
  • наследственные патологии;
  • нарушение обмена веществ;
  • психические и психоэмоциональные расстройства.

Лихорадка может быть следствием переохлаждения, плохого питания, ослабления иммунной защиты.

Статью проверил

Дата публикации: 24 Марта 2021 года

Дата проверки: 24 Марта 2021 года

Дата обновления: 22 Апреля 2022 года

Содержание статьи

Типы лихорадки

Чаще лихорадка начинается остро с повышения температуры тела свыше 37 градусов при подмышечном измерении, и 37.8 градусов — при ректальном или оральном способе. Сопровождается ощущением жара, ознобом, мышечной дрожью в теле, слабостью, недомоганием, головной болью, феноменом “гусиной кожи”. Дополнительно может наблюдаться бледность кожи, раздражительность, суставная боль, потеря аппетита, бессонница, сыпь, приступы удушья, нарушения дыхания, рвота, тошнота.

Классификацию лихорадки проводят по разным признакам:

Методы диагностики

С целью выяснения причин лихорадки терапевт проводит всестороннее комплексное обследование пациента. В процессе диагностики важно установить вид лихорадки, источник заражения, инфекцию. Выявить конкретную болезнь, тип возбудителя, его устойчивость к антибактериальным препаратам можно с помощью данных общего и биохимического анализа крови, мочи, коагулограммы, бактериологического посева из носоглотки. В соответствии с проявлениями болезни одновременно с лабораторными анализами врач может назначить:

  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • УЗИ брюшной полости;
  • электрокардиографию;
  • рентгенологическое обследование легких;
  • статистическую сцинтиграфию скелета с целью определения злокачественных опухолей, метастазов.

В сети клиник ЦМРТ диагностику причин лихорадки проводят следующими способами:

Читайте также: