Циолковский константин эдуардович скарлатина

Обновлено: 25.04.2024

Константин Циолковский - настоящий феномен - учёный-самоучка, фанатик своего дела, основоположник теоретической космонавтики и ракетодинамики. Человек удивительной судьбы, которая будет интересна даже очень далекому от космоса читателю.

Начало

Боровск

Через три года финансовые возможности Циолковского-отца оскудели, сыну пришлось вернуться домой. В Вятке, где на тот момент жила семья, Циолковский начал давать частные уроки по физике и химии, настолько успешно находил общий язык с детьми, что недостатка в учениках не было. Вынужденный переезд семьи в Рязань и не возможность найти в новом городе частных учеников вынудили Циолковского сдавать экзамены для подтверждения квалификации, по результатам которых Константин Эдуардович получил должность учителя арифметики и геометрии в Боровском уездном училище Калужской губернии.

В Боровске молодой преподаватель женился на Варваре Соколовой - дочери священника Евграфа Соколова, у которого снимал комнаты: "По указанию жителей попал на хлеба к одному вдовцу с дочерью, жившему на окраине города, поблизости реки. Дали две комнаты и стол из супа и каши. Был доволен и жил тут долго. Хозяин, человек прекрасный, но жестоко выпивал. Мы часто беседовали за чаем, обедом или ужином с его дочерью. Поражен был ее пониманием Евангелия" .

В родном городе жены семья прожила 12 лет. Всё это время он не оставлял занятий наукой, продолжал ставить опыты, выписывал научные книги и журналы. Преподавал же нестандартно, часто ставил с детьми опыты, несколько раз к примеру запускал с учениками воздушный шар с гондолой, в качестве нагревательного элемента использовал лучину. Среди взрослого же населения слыл скорее чудаком, чего только стоили его сани с парусом: " По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался ".

В этот же период Константин Эдуардович пишет научные статьи, высылает их в журналы. Вот один из примечательных случаев: работа "Теория газов" была направлена в "Русское физико-химическое общество", её прочитал Менделеев, ответ сильно обескуражил автора, оказывает кинетическая теория газов была открыта ещё 25 лет назад, сказалась удалённость Циолковского от научного сообщества и передовой литературы. По сути - изобрёл заново колесо. Но в авторе безусловно чувствовался огромный потенциал.

Ещё один примечательный случай. На долгое время Циолковского заняла идея металлического дирижабля. Он написал труд, обосновывающий возможность его создания. Рецензенты, в число которых входили известные учёные "Императорского Русского технического общества", не поверили приведённым доводам и денег на строительство дирижабля не дали, хоть и по обыкновению признали в авторе большие возможности (постановили оказать автору "нравственную поддержку"). На момент написания статьи идея создания именно металлического дирижабля казалась невозможной. Сейчас нам известно, что это мнение ошибочно, металлические дирижабли были построены и впоследствии получили название "Цепеллины" по имени своего конструктора Фердинанда Цеппелина.

Калуга

Главный труд

Одна из главных и значимых работ написана в 1903 году (первое издание), называется "Исследование мировых пространств реактивными приборами" . Циолковский решает проблему движения тела в безвоздушном космическом пространстве (там, где не от чего оттолкнуться) путём реактивного движения. Выбрасывая через узкие сопла ракеты собственный раскаленный газ, она сама отталкивается от него (это как при выстреле из крупного оружия, вас отбросит назад). Также он додумался до многоступенчатой ракеты, где самая нижняя ступень, израсходовавшая всё топливо, отстыковывается от ракеты, чтобы уменьшить её вес, затем начинает действовать следующая ступень. Топливо рассчитывается так, чтобы его хватило для выхода на орбиту. На орбите же ракета находится в состоянии невесомости, вращаясь вокруг Земли, как спутник, не тратя на это энергии.

Статья вышла в печать и стала первой в мире научной статьёй о космонавтике, однако не обратила на себя внимание общественности и не получила должное количество положительных откликов, возможно из-за неправильно выбранного для публикации журнала. Вторая же часть "исследований" вышла в свет в 1911-1912 гг. и вызвала большой резонанс. С этого момента о Циолковском заговорили, как о большом учёном.

После революции

После революции его деятельность получила государственную поддержку, кроме того с 1921 года (с этого же периода перестаёт заниматься преподавательской деятельностью) учёный получал пожизненную пенсию за заслуги перед отечественной и мировой наукой, это спасло его голодной смерти в период Гражданской войны. Не избежал учёный и вызова на Лубянку, где в тюрьме провёл несколько недель, но в итоге был отпущен.

Идея космических полётов, возможность доказать, что в небе Бога нет (помните как докладывал об этом Гагарин прямо из космоса?), не могла не найти поддержку у советской атеистической власти. Исследованиям Циолковского дали зелёный свет. Он много публиковался, занимался общественной работой, в т.ч. большое внимание уделял работе с молодёжью.

Своё 75-летие учёный отметил в Кремле.

Циолковский оставил после себя множество работ, в таких областях как философия, музыка (не смотря на плохой слух), литература (написал несколько фантастических произведений). И даже говорил, что теорию ракетостроения он разработал лишь как приложение к своим философским изысканиям!

Семья и любовь

Жили Циолковские небогато, так как основные средства уходили на науку, в т.ч. материальную базу для опытов, около 100 экспериментальных моделей создал он на личные деньги. "Я никогда не угощал, не праздновал, сам никуда не ходил, и мне моего жалованья хватало. Одевались мы просто, в сущности, очень бедно, но в заплатах не ходили и никогда не голодали. Были маленькие семейные сцены и ссоры, но я сознавал себя всегда виновным и просил прощения".

В семье росло 7 детей, но лишь две дочери Любовь и Мария смогли пережить отца. Один из детей - Леонтий умер от коклюша в первый год жизни, два сына Игнатий и Александр с разницей практически в 20 лет покончили жизнь самоубийством. Младший сын Иван умер при жизни отца в возрасте 32 лет от заворота кишок, а младшей дочери Анны не стало в возраст 24 лет, её сразил туберкулёз. Константин Эдуардович тяжело переживал смерть детей.

Жена Варвара Евграфовна была главным помощником, другом и союзником своему мужу, её роль в жизни супруга трудно переоценить. Героическая женщина, представьте - жить с гением! В глазах провинциальных горожан, которые до сих пор устраивали кулачные бои по праздникам и возили по городу перины с буфетами в качестве демонстрации богатого приданного невесты, Циолковский слыл абсолютным чудаком, этаким "безумным профессором", который ведёт себя как мальчишка, играет в какие-то опыты. Добавьте сюда глухоту - получается совсем незавидный жених. И только постепенное признание его работ другими учёными помогло перевести его из ранга "чудаков" в разряд "гениев".

"Мы говорим в нашей семье, - поделился правнук Циолковского, инженер РКК "Энергия" Сергей Самбуров , - что, может быть, и не стал бы Циолковский известным всему миру Циолковским, не было бы этих замечательных работ, много было бы не написано, если бы попалась ему не такая жена. Она своей женской интуицией поняла, что он делает великое дело".

Natalia Kopanda


Natalia Kopanda ответила Лене

😎

Лена, я про то, что в "Речи" нужна такая серия. А НН я всерьёз не воспринимаю, хоть и купила с огромным удовольствием Конюхова, например. Ладненькие книжечки, иллюстрированные, но информации хотелось бы больше. Не на уровень первого знакомства с темой, а для деток постарше. И без ошибок. Про Циолковского у них как раз не самая удачная вышла книга. Увы. А про книги КП не могу ничего сказать, на ошибки не проверяла.

Лена Проничева

Ты про серию, чтоб прям энциклопедического характера, не для детей? Детских-то полно вышло. Некоторые биографии даже для малышей 0+ выпускают)))))

Меня не смутил этот гусь на столе в родительском доме, если честно. Для общего знакомства информации вполне хватает. Более подробную биографию, боюсь, детям будет не столь интересно читать.

Natalia Kopanda


Natalia Kopanda ответила Лене

Лена, я допускаю гуся, но никак не могу принять тот факт, что 13-летнего Циолковского кормила им мать, которая к тому времени умерла. Мария Ивановна Юмашева скончалась в 1870 году. Там неувязочка как минимум в несколько месяцев выходит. Я не хочу критиковать автора книги, но меня поймут те, кто читал юношеский науч-поп от Якова Перельмана, например. Можно просто его переиздать, а не дёргать куски, переставляя слова. В издании 1937 года ещё и иллюстрации были.

Лена Проничева

Natalia, история с его мамой сложная. Кто знает, может и правда успел с ней свидеться. Перельмана я не читала, посему его точки зрения не знаю. Хотя прекрасно тебя понимаю, как неприятно видеть в тексте неувязки, опечатки и ошибки.

Natalia Kopanda


Natalia Kopanda ответила Лене

🙏

Лена, я просто Перельмана очень люблю!

Но почему же гениальный Циолковский не участвовал в научной жизни России? Для этого была очень уважительная и печальная причина. Дело в том, что Константин Циолковский был… глухой.

Однажды мальчик Костя заболел скарлатиной[2]. Болезнь не то чтобы очень опасная: болели ею в те времена многие дети и обычно полностью выздоравливали. А вот у Кости скарлатина дала тяжелейшее осложнение на уши. В результате он почти целиком утратил способность слышать в возрасте десяти лет. Пение птиц, голоса друзей, музыка, шум ветра в верхушках деревьев — всё это для него исчезло навсегда. Учиться вместе с другими детьми он теперь не мог, потому что не слышал ничего из сказанного учителем на уроке.

Многие бы на его месте пали духом и махнули на себя рукой. Но Костя продолжал упорно заниматься дома. Часами он сидел над учебниками, решая задачи, рисуя чертежи, запоминая формулы. Но о поступлении в университет и речи быть не могло.

Что дали бы университетские лекции юноше, для которого мир звуков был уничтожен беспощадной болезнью?

И всё же наперекор судьбе в шестнадцать лет Костя Циолковский приехал в Москву учиться. Ни родственников, ни знакомых у него там не было. Какой же силой духа нужно было обладать, чтобы решиться во что бы то ни стало получить образование, заведомо зная, что ни в одном учебном заведении глухой студент не нужен никому! Циолковский получал из дома совсем немного денег, которых не хватало даже на картошку и чай. Раз в три дня он ходил в булочную и покупал там чёрного хлеба на девять копеек.

Так и питался — ел хлеб, запивал водой. Зато покупал книги и разные нужные вещи для опытов: трубки, ртуть, серную кислоту и прочее.

Вы, наверно, спросите: а в каком же всё-таки институте он учился? А ни в каком! Костя Циолковский самостоятельно занимался в Румянцевской библиотеке[3]. Брал книги, садился за стол и читал, читал, читал… За три года он освоил курсы высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, аналитической геометрии, сферической тригонометрии, аналитической механики. Самостоятельно, без всяких профессоров. Питаясь одним чёрным хлебом с водой.

Для них такой учитель был как бы не совсем взрослым, а потому близким и понятным.

Только как же глухой Циолковский отвечал на вопросы учеников и слушал их ответы у доски? А никак! Он объяснял тему урока, а задания давал только письменные и потом проверял тетрадки.

Несмотря на это, он всегда был самым любимым учителем у ребят. Всё дело в том, что он умел сделать школьные занятия необычайно интересными: на его уроках летали модели аэростатов[4], сверкали рукотворные молнии, гремели искусственные громы. На учительском столе Циолковского сами собой плясали бумажные куколки, а электрический осьминог хватал щупальцами за пальцы и нос всякого, кто желал проверить на себе действие статического электричества.

Вот так и жил Циолковский: учил детей и постоянно занимался научными исследованиями. И к тому же смешил окружающих своими чудачествами. Зимой катался на коньках с собаками наперегонки, а летом в такой же компании гонял на велосипеде. Нужно сказать, тогда велосипедов в Калуге почти не было. И собаки на всякий случай облаивали каждого, кто передвигался по городу на такой непонятной штуковине с колёсами: а вдруг это что-то опасное?

А ещё Циолковский любил… петь!

Но это были очень странные песни, в которых не было ни музыки, ни стихов. Ведь Циолковский был глухим и потому не знал песен, которые поют все остальные люди. Но разве это помеха для человека, у которого душа поёт! И Константин Эдуардович шёл по лесной тропинке, во весь голос распевая какие-то одному ему понятные мелодии без слов. Грибники, случайно встретив его, долго смотрели вслед прогуливающемуся учителю, а потом обескуражено качали головой: мол, что тут поделаешь — чудак-человек.

История в деталях

Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя — 19 сентября 1935, Калуга, СССР) — русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики.

Open app




Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский запись закреплена
Туристско-информационный центр "Калужский край".

Промышленный туризм в Калужской области

Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский запись закреплена
Россия — страна возможностей

Участвуй в народном голосовании — пусть победит твой регион


Kolin Wood

🎅

Астраханский регион если шо так, можно?

Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский запись закреплена
Константин Турта

Ответим на все ваши вопросы!

Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский запись закреплена

Чижевский: человек, связавший Вселенную воедино (Д. Перетолчин, Е. Звонова)

Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский запись закреплена

Мечтатель Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский запись закреплена
ДРУГОЕ ВСЕ

Константин Циолковский. Темнота людей.

"Во все времена люди были погружены во тьму (не представляет исключения и настоящее время). Они не видели того, что видели немногие: это были мыслители. Когда они пытались открыть людям глаза, осветить окружающую темноту, их не понимали, принимали за преступников, избивали, лишали свободы, мучили, унижали и казнили.
Показать полностью.

Вся история открытий, изобретений, история науки говорит о том. Возьмём, в пример, каменный век. Разве умели люди добывать железо из руды? На что проще книгопечатания? Однако до 16-17 столетия люди не пользовались им. Америка существует сотни тысяч лет, а открыли ее только 100 лет тому назад. Открывшему Колумбу не верили, а когда она была им открыта, его заковали в цепи.

И сейчас, большинство людей не верит в движение Земли, видит хрустальный небесный свод и золотые искорки - звёзды.

Кругом нас тысячи лет действовали разные силы природы. Но только гении заметили их и применили на пользу человека. Они построили ветряные и водяные мельницы, паровые машины.

Давно была возможность облегчить человеческий труд в десятки, сотни и тысячи раз, но только гении это увидели. Они изобрели ткацкие станки и разные машины.

Плохо им заплатили люди за это прозрение. Напр., изобретатель швейной машины только сам шил на своей машине. Люди пренебрегли ей. Такова же судьба и сапожной машины. Воспользовался этой идеей мало причастный к изобретению человек, хотя и достойный.

Что было давно, то было всегда, то совершается и теперь. Десятки, сотни и тысячи гениев резных калибров в разных странах бьются в муках от усилий и доброго и страстного желания открыть людям глаза. Но их не понимают, не поддерживают, смеются, отталкивают и хорошо, если не сажают в сумасшедший дом или не ведут на виселицу.

Прежде всего, такому зрячему надо дать возможность высказаться. Высказаться в печати, чтобы много было слушателей! Только между многими могут найтись немногие, усвоившие мысль. Они бы и поддержали светоч. Но на издание труда нужны деньги, а где их взять, когда изобретатель, работая бескорыстно, и так умирает с голоду и морит семью. Цензура запрещает новые мысли, несогласные с мыслями господствующих, люди не дают денег. Но вот книга каким-нибудь чудом издана. Её не понимают, подвергают гонениям.

Пусть её даже поняли. Изобретение сулит выгоды. Но конкурентам не выгодно изменение и перестройка фабрик.

Подымается и зависть, и честолюбие. Пусть и это всё устранено. Изобретатель делает модель своей машины. Но это первый опыт, первый блин комом.

По незнанию истории, это не принимается во внимание. Противники ржут от радости и говорят: "вот видите, мы вас предупреждали, что это чепуха".

Но пусть понимают историю. И тогда всё же надо много сил, денег, времени и общественного труда, чтобы достигнуть полного успеха.

Сначала все работы ничего, кроме громадных убытков не приносят. Но потом изобретение приносит в биллионы, триллионы раз больше, чем на него затрачено. Кто это понимает?

DELETED

Никита Фадеев

Для того, чтобы определенная новая технология была выражена или выпущена, должна быть готовность ее принять. И это требует, как изменения коллективного сознания, так и наличия определенных ученых, готовых поставить под сомнение то, что большинство ученых в настоящее время не ставит под сомнение, включая материализм.
Показать полностью.
Теперь, как конкретный пример, у нас есть концепция свободной энергии. Её можно объяснить в терминах того, что в настоящее время известно в квантовой физике. У нас есть наблюдения, сделанные квантовыми физиками в пузырьковых камерах, того, что мы можем иметь состояние, в котором нет частиц, внезапно появляется одна частица, делится на несколько частиц, они снова сталкиваются, а затем исчезают. Были некоторые ученые, которые были готовы предположить, что за пределами того, что можно наблюдать даже на субатомном уровне, должно быть какое-то энергетическое поле, некоторые называют его квантовым полем, некоторые называют его основным состоянием, как бы они его ни называли, но квантовая физика в основном доказала, что существует какое-то состояние за пределами физической материальной сферы. И в этом состоянии есть энергия. И тогда эта энергия может войти в материальную сферу и стать физической материей. Так не означает ли это, что также возможно создание технологии, которая была бы способна, так сказать, направлять энергию из другой сферы в материальную, где она могла бы затем использоваться для выполнения физической работы или, по крайней мере, создавать электричество, которое могло бы питать машины, выполняющие физическую работу. Это полностью соответствует тому, что уже было обнаружено.
Видите ли, то, что у нас есть прямо сейчас, это технологии, которые является отражением коллективного сознания, а коллективное сознание на самом деле не полностью принимает существование другой сферы. Вот почему, как мы уже говорили, человечество стало замкнутым кругом, замкнутой системой, подчиненной второму закону термодинамики. Вот почему технология, которая у нас есть сегодня, источники энергии, которые у нас есть сегодня, подразумевают, что единственный способ обеспечить энергию - это либо сжечь какое-то топливо, либо расщепить атом и освободить энергию, которая уже находится в материальной сфере. Но это просто определенное мировоззрение, основанное на неполном понимании того, как устроен мир. Как я уже сказал, квантовая физика уже доказала, что мир создается энергией из другого мира, и поэтому, естественно, в этом мире гораздо больше энергии, и это вопрос возвышения нашего взгляда на мир, нашего понимания мира, повышения коллективного сознания до тех пор, пока мы не сможем понять, что же это за другая сфера, и, следовательно, быть в состоянии получить технологию, которая может использовать энергию, которая там есть.

Фрэнк-Кристофер Тайк

В чём состоит высшая цель существования Человечества, на Земле, в Космосе и во Вселенной от -. 2000г. - 2019г. . - и на +ОО времени?
1*) 1) В наведении в каждом Государстве и на всей поверхности Земли "Образцового порядка" (проект Экономического плана на этот счёт для Землян с 1998г. имеется).
Показать полностью.
2) Создание совершенно правильной (Абсолютно, или предельно идеальной) Технически Высокоразвитой многопланетной Роботизированной Сверхцивилизации.
2*) Познание и освоение всей Мега Вселенной.
3*) С тем чтобы в конечном итоге:
1) Или достичь собственной Абсолютной физической неуничтожимости во Вселенной, на бесконечность времени (если Бога не существует).
2) Или при помощи технических средств, обнаружить и достичь во Вселенной Бога (и влиться в Его Божественные сферы, если Он существует).
3) Или стать Богочеловечеством (Богом управителем), всей или достаточной для нас части Вселенной, самостоятельно (Если Бога не существует).
4) Или, при помощи технических средств, извлечь, воссоздать из Вселенской материи, растворённых в ней, Бога и Сатану.
И отдать им законную часть их власти над Вселенной.
5) Или при помощи технических средств, из материи и энергии, искусственно самостоятельно изготовить Бога (*как отдельное живое Абсолютно идеальное и справедливое существо).
Для того чтобы Он управлял движением всей Вселенской материи. И всеми живыми существами имеющимися в ней.
6) А так же изготовить Сатану со всеми его чертями, злыми духами, оборотнями, с проклятыми участками на планетах, с Адскими планетами (для того чтобы поместить в Ад всех врагов НТП, из числа Землян, и из числа всех прошлых Инопланетных цивилизаций. Всех тех из за кого собственно погибли все прошлые, до нас существовавшие цивилизации).
4*) 1) Наша высшая цель состоит в том чтобы создавать из материи любые Искусственные Вселенные. Со всеми теоретически возможными видами пространственно - структурно - временных измерений.
2) Материализовываться на планетах, в любых телах, проживать жизни с самыми интересными судьбами.
3) Наблюдать за всеми создаваемыми нами цивилизациями, из всех точек, углов Пространства, бесконечность времени.
4) Испытывать все теоретически существующие во Вселенной виды наслаждений (учитывая мораль и принципы Арийской рассы).
5*) 1) Извлечь из всей массы Вселенской материи души всех разумных и не разумных обитателей Вселенной, которые в ней когда либо существовали, и теоретически могут появиться в бесконечном будущем.
2) Извлечь вообще всё животное и растительное живое, вплоть до самых мельчайших микроорганизмов.
3) Удалить из всего живого во Вселенной, принцип "пожирания одних существ другими".
4) Умело, равномерно, по очерёдно материализовывать всё живое (души всех находящихся на "Том Свете" в отдельных Кубах хранилищах Землян и Инопланетян) из этих "Кубов" на планеты.
5) При необходимости доразвить до уровня умственных способностей человеков, до уровня сознания человеков, каких то животных, все деревья, растения, всех рыб, водоросли. Сделать одушевлёнными (очеловеченными?) целые Звёзды и планеты, всю Мега Вселенную?
6) Предназначение всей массы Вселенской материи это "не быть слепой бессмысленной и бесполезной вещью самой в себе".
А служить Земному и Вселенскому разуму, и всему живому во Вселенной, бесконечность времени.
6*) 1) Обезопасить себя, и всё живое (*все растения, деревья и всех животных, все микроорганизмы), на бесконечность времени, от злых судеб, от новых рождений в несовершенных телах, в несовершенных мирах, от рождения на несовершенных планетах, таких как Земля, или на ещё более худших.
2) Обезопасить себя и всё живое во Вселенной от ужасов Ада на бесконечность времени.
3) Иметь власть над своими судьбами в своих руках на бесконечность времени.
4) Наблюдать за всеми красотами имеющимися во всей Мега Вселенной бесконечность времени.
7*) Если эти высшие цели ставим мы сейчас в -. 2019г. . -, то эти высшие цели ставил перед собой разум и в бесконечном прошлом Вселенной, и вполне возможно, что он их уже давно достиг.
А это значит что, мы должны следовать по указанным путям, ко всем обозначенным высшим целям, без всяких каких то внутренних сомнений и без всяких колебаний.
*12.12.2017г., 7.01.2018г. 7.08.2019г. *Главный Философ и Пророк Человечества,- г.Тайк

Биография Циолковского Константина Эдуардовича является примером стойкой преданности выбранному делу. Педагог, ученый, популяризатор науки, а главное - неисправимый мечтатель, не только смог пронести через всю жизнь любовь к космосу, знаниям, к науке, но и поделиться этой любовью со многими учениками.

Оригинал статьи и другие материалы, вы можете найти на нашем сайте .

Ставьте, пожалуйста, лайки и подписывайтесь на канал "О планетах" . Это позволит нам публиковать больше интересных статей.

Многие из его догадок подтвердились.

ХХI век выполнил все обещания перед веком ХХ-ым, а Константин Эдуардович Циолковский один из первых в списке тех, кому покорился космос.

Биография

Еще в 1928 году, его вера в возможность человека подчинить своей воле холодный, неприветливый космос у многих вызывала снисходительную усмешку.

В 1957 г. наша страна вывела на орбиту земли спутник и первой в мире получила статус космической державы. А в 1961г. в космический полет отправился Юрий Гагарин.

Циолковский Константин Эдуардович далеко опережал свое время, а время, надо сказать, было и вовсе не простое. Первая мировая война, две революции, гражданская война и становление новой власти.

Детство и юность

Константин Циолковский появился на свет 17 сентября 1857 года в небольшой рязанской деревушке в семье лесничего и домохозяйки, правда, дворянского происхождения.

Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, семья Циолковских переезжает в город Вятку, где Костю отдают на обучение в местную гимназию.

В течении 1869 – 1870 гг. семью постигают сразу два горя. Сначала умирает старший брат Константина Циолковского – Дмитрий. Костя тяжело переносит утрату.

Многодетные семьи в те времена не были редкостью. 7-8 детей считалось нормой. В семье Циолковских было 13 детей.

К сожалению, высокую рождаемость сопровождала не менее высокая смертность. Через год уходит из жизни Мария Ивановна Юмашева – мать семейства.

Учеба

В жизни мальчика начинается черная полоса. Учеба в гимназии идет из рук вон плохо. Причина не только в ранней смерти близких ему людей. В девятилетнем возрасте Константину Циолковскому не посчастливилось подхватить скарлатину. Болезнь дала осложнение – у Кости стал пропадать слух. Этот недуг сильно повлиял на ребенка.

Появляются трудности в общении в среде сверстников. Деформировавшаяся личность стремится к самоизоляции. Тем более удивительно, как Циолковскому удалось преодолеть этот барьер?!

А пока, будущий ученый с мировым именем остался на второй год. Известно, что мальчик за неповиновение уставу заведения бывал посажен в карцер.

В общем, явно не заладилась жизнь вятского гимназиста Константина Циолковского. Спустя некоторое время Костю отчисляют из гимназии за неуспеваемость.

Но именно в этот период, в личности Константина Эдуардовича Циолковского закладывается тот базис, который даст толчок к появлению принципиально новых идей в отечественном ракетостроении. Любознательный от природы парнишка решает заняться самообразованием.

Константин читает много книг, увлекается математикой, астрономией, естественными науками. Отсутствие классического академического образования он компенсирует невероятной тягой к знаниям и нестандартным мышлением, которое в 19 веке многими воспринимались не более как чудачество.

Москва

В 1873 Циолковский приезжает в большой город. В кармане молодого человека немного денег и письмо к знакомому семьи с просьбой помочь устроиться будущему студенту.

Впоследствии ученый признавался, что не хотел поступать. На что мог рассчитывать почти глухой юноша из провинции, проживающий на 10-15 рублей в месяц, без связей и знакомств в огромном городе. Он продолжает заниматься тем, чем занимался и раньше.

Основную часть отцовских денег молодой изобретатель тратит на проживание в комнатах, покупку книг и оснащение любительской лаборатории.

Днями напролет Циолковский просиживает в единственной бесплатной библиотеке. Ему удается самостоятельно изучить стандартный гимназический курс и большую часть университетской программы.

И это при том, что жил молодой изобретатель лишь на хлебе и воде. Самодисциплина и труд – вот, что характеризует по-настоящему великих людей.

Но не стоит думать, что Константин Циолковский того времени похож на монаха затворника.

Ему 17 лет - пора любви и мечтательный молодой человек, с горящими глазами и неуемной тягой к знаниям не мог избежать встречи с ней. Правда свою первую любовь - Ольгу, юноша так и не увидел. Он влюбился в девушку по переписке.

Ольга происходила из очень состоятельной семьи. Скорее всего, переписка с Циолковским для нее была просто забава. Девушке рассказали о странном молодом человеке, который конструирует модели летательных аппаратов и хочет покорять на них звезды.

Красивая история. Ольга и Константин долго переписывались. Письма Циолковского читать было интересно. Звезды, космос, далекие сказочные миры.

В итоге, родители Ольги узнали о платоническом увлечении дочери и решили от греха подальше прекратить опасную переписку с бедным, глухим изобретателем.

Личная жизнь

К 1876 году здоровье Эдуарда Игнатьевича несколько пошатнулось. Не имея больше возможности помогать сыну в его московских изысканиях, отец просит Константина вернуться домой – в Вятку.

Читайте также: