Должностная инструкция врача педиатра инфекционного отделения

Обновлено: 12.05.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Врач-педиатр относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность врача-педиатра принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по одной из специальностей "Лечебное дело", "Педиатрия" и послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности "Педиатрия" или профессиональная переподготовка по специальности "Педиатрия" при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)"; сертификат специалиста по специальности "Педиатрия"; без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Врач-педиатр должен знать:

- Конституцию Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

- общие вопросы организации педиатрической помощи в Российской Федерации и работы больнично-поликлинических учреждений, родильного дома, детских дошкольных учреждений, школы, дома ребенка, детского дома, детского санатория, пункта неотложной помощи, станции скорой помощи и др. учреждений, связанных с обслуживанием детей;

- правила выдачи справок и листков нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией;

- принципы диспансеризации здоровых детей и подростков, распределения детей по группам здоровья и группам "риска";

- вопросы диспансеризации больных детей и профилактики хронических форм заболеваний;

- вопросы организации и задачи гигиенического обучения и воспитания детей;

- вопросы санпросветработы с родителями и детьми;

- санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по охране здоровья детей, противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;

- анатомо-физиологические особенности организма плода и ребенка;

- взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию;

- физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды;

- принципы рационального (сбалансированного) вскармливания и питания детей;

- основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других общемедицинских проблем;

- показатели гомеостаза в норме и патологии;

- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса, возможные типы их нарушений и принципы коррекции;

- физиологию и патофизиологию системы кроветворения;

- кровообращения, дыхания, пищеварения и др.;

- современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний;

- современную классификацию, клиническую симптоматику основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиологию и патогенез соматических и инфекционных заболеваний;

- современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний и патологических состояний;

- основы фармакотерапии детского возраста;

- механизм действия основных групп лекарственных веществ;

- показания и противопоказания к их применению;

- осложнения, вызванные их применением;

- диетотерапию при различных видах патологии;

- основы фитотерапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля в детском возрасте;

- принципы организации и проведения интенсивной терапии и реанимации в амбулаторных условиях и в стационаре;

- вопросы реабилитации и диспансерного наблюдения при различных заболеваниях, санаторно-курортное лечение;

- принципы организации медицинской службы гражданской обороны;

- формы планирования и отчетности своей работы основы трудового законодательства;

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

- санитарные правила и нормы функционирования учреждения здравоохранения.

2. Должностные обязанности

2.1. Оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка, школьную зрелость.

2.2. Рассчитывает содержание и калорийность основных ингредиентов пищи в суточном рационе ребенка любого возраста.

2.3. Оценивает детей по принадлежности к группам здоровья, дает рекомендации по воспитанию и вскармливанию, выделяет детей группы риска.

2.4. Получает информацию о здоровом и больном ребенке.

2.5. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

2.6. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

2.7. Организует и проводит противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

2.8. Оформляет и направляет в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного заболевания.

2.9. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию.

2.10. Организует и контролирует работу среднего медицинского персонала.

2.11. Ведет необходимую медицинскую документацию.

2.12. Составляет план своей работы, отчет о работе педиатрического участка (отделения) за год и проводит анализ этой работы.

2.13. Проводит анализ детской смертности на участке, анализ эффективности диспансеризации.

2.14. Организует стационар на дому.

2.15. Осуществляет пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний.

2.16. Организует и проводит иммунопрофилактику у детей.

2.17. Разрабатывает и выполняет индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов.

2.18. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности.

2.19. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического режима, оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

2.20. Систематически повышает свою квалификацию.

2.21. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Врач-педиатр имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию своей работы.

3.3. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством].

4. Ответственность

Врач-педиатр несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

I. Общие положения
1. Врач - педиатр относится к категории специалистов с высшим профессиональным образованием.
2. На должность врача-педиатра назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и документ о присвоении звания врача по соответствующей специальности.
3 .Врач - педиатр назначается и освобождается от должности приказом главного врача (директора) медицинского учреждения.
4. Врач - педиатр должен знать:
-основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
-правовые основы советского здравоохранения;
-общие вопросы организации педиатрической помощи в стране и работы больнично-поликлинических учреждений, родильного дома, детских дошкольных учреждений, школы, дома ребенка, детского дома, детского санатория, пункта неотложной помощи, станции скорой помощи и др. учреждений, связанных с обслуживанием детей;
-правила выдачи справок и листков нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией;
-принципы диспансеризации здоровых детей и подростков, распределения детей по группам здоровья и группам "риска";
-вопросы диспансеризации больных детей и профилактики хронических форм заболеваний;
-вопросы организации и задачи гигиенического обучения и воспитания детей;
-вопросы санпросветработы с родителями и детьми;
-санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по охране здоровья детей, противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
-анатомо-физиологические особенности организма плода и ребенка;
-взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию;
-физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды;
-принципы рационального (сбалансированного) вскармливания и питания детей;
-основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других общемедицинских проблем;
-показатели гомеостаза в норме и патологии;
-основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса, возможные типы их нарушений и принципы коррекции;
-физиологию и патофизиологию системы кроветворения; кровообращения, дыхания, пищеварения и др.;
-современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний;
-современную классификацию, клиническую симптоматику основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиологию и патогенез соматических и инфекционных заболеваний;
-современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний и патологических состояний;
-основы фармакотерапии детского возраста; механизм действия основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением;
-диетотерапию при различных видах патологии;
-основы фитотерапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля в детском возрасте;
-принципы организации и проведения интенсивной терапии и реанимации в амбулаторных условиях и в стационаре;
-вопросы реабилитации и диспансерного наблюдения при различных заболеваниях, санаторно-курортное лечение;
-принципы организации медицинской службы гражданской обороны;
-формы планирования и отчетности своей работы.
5. В своей деятельности врач - педиатр руководствуется:
- принципами врачебной этики и деонтологии;
- принципом соблюдения врачебной тайны;
- настоящей должностной инструкцией.

II. Должностные обязанности.
1. Врач-педиатр должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения основных функций: организационной, диагностической, консультативной, лечебной и профилактической. Он должен сочетать глубокую теоретическую подготовку с практическими умениями, ответственно относиться к порученному делу, быть требовательным к себе и подчиненным, постоянно повышать свою профессиональную компетентность и уровень общей культуры, занимаясь непрерывным самообразованием.
Врач-педиатр обязан применять на практике принципы научной организации труда, активно использовать электронно-вычислительную и лечебно-диагностическую технику применительно к профилю своей деятельности, уметь ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно использовать ее для решения практических задач, проявлять инициативу, принципиальность и добросовестность в работе.
2. Врач-педиатр должен:
2.1. Правильно оценивать физическое и нервно-психическое развитие ребенка.
2.2. Оценивать школьную зрелость.
2.3. Рассчитывать содержание и калорийность основных ингредиентов пищи в суточном рационе ребенка любого возраста.
2.4. Оценивать детей по принадлежности к группам здоровья, давать рекомендации по воспитанию и вскармливанию.
2.5. Выделять детей в группы риска.
2.6. Владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
2.7. Получать информацию о здоровом и больном ребенке, проводить объективное исследование ребенка.
2.8. Своевременно определять симптомы и синдромы, требующие оказания неотложной помощи, и оказывать ее:
-выявлять причины возникновения патологических состояний;
-назначать (по показаниям) лабораторно-инструментальные и другие исследования для уточнения диагноза;
-при необходимости проводить забор материала для лабораторного исследования.
2.9. Пользоваться необходимой медицинской аппаратурой (антропометрический набор, гемометр, аппарат для измерения артериального давления, желудочный и дуоденальный зонды, система для инфузионной терапии, аппарат Боброва, транспортные шины, аппаратура для ингаляции, электроотсос, дыхательный мешок "Амбу", кислородная палатка, интубационные трубки, дренажные системы и др.).
2.10. Вести необходимую медицинскую документацию.
2.11. Составлять план своей работы и среднего медицинского персонала.
2.12. Составлять отчет о работе педиатрического участка (отделения) за год и проводить анализ этой работы.
2.13. Проводить анализ детской смертности на участке.
2.14. Проводить анализ эффективности диспансеризации.
2.15. Организовывать стационар на дому.
3. Врач - педиатр должен давать клиническую оценку результатов лабораторных и специальных методов диагностики:
-морфологические, биохимические, серологические показатели крови, мочи, мокроты, испражнений, спинномозговой жидкости;
-результаты микробиологических, вирусологических, иммунологических исследований;
-показатели коагулограммы, кислотно-щелочного состояния;
-данные функционального исследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, печени, почек и других внутренних органов;
-показатели функции внешнего дыхания;
-данные ЭКГ, ФКГ, реовазографии;
-данные ультразвукового исследования различных органов;
-данные рентгенологического исследования органов грудной клетки, брюшной полости, черепа и др.;
-данные специальных исследований центральной и вегетативной нервной системы;
-осуществлять экстренные противоэпидемические меры и мероприятия при экстренных ситуациях;
-определять показания к госпитализации и организовать ее;
-определять степень нарушения гомеостаза и применить меры к его нормализации.
4. Специалист врач - педиатр должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение при следующих неотложных состояниях:
-клиническая смерть (остановка сердца, остановка дыхания);
-синдром внезапной смерти;
-острая дыхательная недостаточность;
-приступ апноэ;
-асфиктический синдром;
-синдром крупа;
-обструктивный синдром;
-астматический статус;
-отек легкого;
-синдром внутригрудного напряжения (пневмоторакс, эмпиема плевры, пиопневмоторакс);
-острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс, шок;
-гипертензивные и гипотензивные кризы;
-острая сердечная и сосудистая недостаточность;
-одышечно-цианотический приступ;
-приступ Морганьи-Адамса-Стокса;
-приступы пароксизмальной тахикардии, мерцательной аритмии;
-острая печеночная недостаточность;
-острая почечная недостаточность: острая задержка мочи, почечная колика;
-острая надпочечниковая недостаточность;
-нейротоксикоз, эксикоз;
-гипертермический синдром;
-энцефалические реакции;
-отек-набухание головного мозга;
-судорожный синдром;
-острые аллергические реакции (анафилактический шок, отек Квинке и др.);
-отравления;
-травмы (переломы, вывихи и др.);
-электротравма, поражение молнией;
-ожоги, отморожения;
-утопление, удушение;
-инородные тела;
-острый живот (аппендицит, перитонит, инвагинация кишечника, приступы острого панкреатита, калькулезного холецистита и др.);
-парез кишечника;
-кровотечения (носовые, легочные, желудочно-кишечные и др.);
-диабетическая, гипогликемическая комы;
-вегетативно-висцеральные пароксизмы;
-неотложные состояния при психических расстройствах.
5. Специалист врач - педиатр должен знать клинику, диагностику и оказывать необходимую лечебную помощь при следующих видах патологии:
5.1. Соматическая патология:
-наследственные заболевания;
-хромосомные и генные болезни;
-наследственные болезни обмена веществ;
-первичные и вторичные иммунодефицитные состояния;
-переходные состояния новорожденных;
-недоношенность, незрелость, переношенность;
-адаптационный синдром новорожденных;
-желтухи; анемии;
-перинатальные энцефалопатии;
-внутриутробные инфекции;
-дистрофии (гипотрофии, паратрофии);
-сепсис;
-локализованные гнойно-воспалительные заболевания;
-диатезы (аномалии конституции);
-рахит, гипервитаминоз Д;
-болезни органов дыхания (бронхит, бронхиолит, рецидивирующие бронхиты, острая пневмония, хронические неспецифические заболевания легких, плевриты);
-бронхиальная астма, респираторные аллергозы.
5.2. Болезни органов кровообращения:
-артериальные гипер- и гипотензии;
-врожденные и приобретенные пороки сердца;
-нарушения сердечного ритма и проводимости;
-неспецифические кардиопатии;
-неревматические кардиты;
-кардиомиопатии, фиброэластоз;
-недостаточность кровообращения.
5.3. Ревматические болезни:
-ревматизм;
-ревматоидный артрит;
-диффузные болезни соединительной ткани и системные аллергические васкулиты.
5.4. Болезни органов кроветворения:
-анемии и гемоглобинопатии;
-острый и хронический лейкоз;
-лимфогранулематоз;
-агранулоцитоз;
-лейкемоидные реакции;
-геморрагические тромботические заболевания;
-синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания.
5.5. Болезни органов пищеварения:
-функциональные и органические заболевания пищевода;
-Функциональные нарушения желудка и двенадцатиперстной кишки;
-гастрит, дуоденит;
-язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
-пилоростеноз;
-функциональные нарушения кишечника, дисбактериоз;
-пищевая аллергия;
-синдром нарушенного кишечного всасывания;
-хронический неинфекционный колит, энтероколит;
-болезнь Крона;
-неинфекционные гепатиты и гепатозы, цирроз печени;
-дискинезии желчевыводящих путей, холецистит;
-желчнокаменная болезнь;
-острый и хронический панкреатит.
5.6. Болезни мочевой системы:
-острый и хронический диффузный гломерулонефрит;
-интерстициальный нефрит;
-наследственный нефрит;
-острый и хронический пиелонефрит;
-цистит, уретрит;
-тубулопатии;
-дисметаболические нефропатии;
-мочекаменная болезнь;
-хроническая почечная недостаточность;
6. Специалист врач - педиатр должен знать клинику, диагностику и оказывать необходимую лечебную помощь в смежных дисциплинах:
6.1. Инфекционные и паразитарные болезни
-дифтерия;
-скарлатина;
-менингококковая инфекция;
-полиомиелит;
-коклюш и паракоклюш;
-корь;
-краснуха;
-ветряная оспа;
-эпидемический паротит;
-дифтерия;
инфекционный мононуклеоз;
-грипп и парагрипп;
-другие острые респираторные инфекции;
-колиинфекция;
-стафилококковый энтероколит;
-вирусные диареи;
-дизентерия;
-сальмонеллез и другие пищевые токсикоинфекции;
-кишечная инфекция неустановленной этиологии;
-тифо-паратифозные заболевания;
-иерсиниоз;
-ботулизм;
-столбняк;
-вирусный гепатит;
-рожа;
-холера;
-чума;
-бруцеллез;
-туляремия;
-сыпной тиф;
-полиомиелит;
-геморрагическая лихорадка;
-бешенство;
-орнитоз;
-малярия;
-лейшманиоз;
-токсоплазмоз;
-пневмоцистоз;
-туберкулез, туберкулезный менингит, псевдотуберкулез;
- СПИД;
- Поствакцинальные осложнения.
6.2. Болезни уха, горла, носа:
-отит;
-мастоитид;
-аденоиды, аденоидит;
-острые и хронические заболевания околоносовых пазух;
-ангина;
-заглоточный и перитонзиллярный абсцессы;
-хронический тонзиллит;
-инородные тела дыхательных путей и пищевода;
-травматические и другие повреждения ЛОР-органов.
6.3. Гинекологические заболевания:
-нарушения менструального цикла;
-вульвит, вульвовагинит, аднексит, опухоли.
6.4. Заболевание эндокринной системы:
-ожирение;
-гипотиреоз;
-тиреотоксикоз;
-эутиреоидный зоб.
-сахарный диабет;
-хроническая недостаточность коры надпочечников;
-врожденный адреногенитальный синдром;
-нарушение роста и полового развития.
6.5. Хирургические заболевания, ортопедия и травматология:
-локализированная гнойно-воспалительная инфекция (флегмона, мастит, остеомиелит и др.);
-аппендицит;
-перитонит;
-непроходимость желудочно-кишечного тракта;
-пилоростеноз;
-инвагинация кишечника;
-болезнь Гиршпрунга;
-грыжи (диафрагмальная, пупочная; пахово-мошоночная и др.);
-заболевания яичек;
-дисплазии и аномалии развития опорно-двигательного аппарата;
-нарушения осанки, плоскостопие;
-инородные тела бронхов, пищевода, желудка, кишечника и др.;
-опухоли различных органов.
6.6. Нейрохирургические болезни:
-гидроцефалия;
-черепно-мозговая травма;
-краниостеноз;
-грыжи черепно-мозговые, спинномозговые;
-абсцессы и опухоли.
6.7. Психические болезни:
-пограничные нервно-психические состояния;
-неврозы, психозы;
-эпилепсия;
-шизофрения;
-олигофрения.
6.8. Заболевания нервной системы:
-менингиты;
-энцефалиты;
-микроцефалия, гидроцефалия;
-детский церебральный паралич;
-миопатии;
-полирадикулоневрит;
-опухоли головного и спинного мозга;
-вегетососудистая дистония.
6.8. Стоматологические заболевания:
-врожденные аномалии и пороки развития челюстно-лицевой области, пороки развития зубов;
-кариес зубов;
-стоматиты;
-пародонтоз;
-околочелюстные абсцессы и флегмоны;
-остеомиелит и периодонтит;
-опухоли черепно-лицевой области.
6.9. Глазные болезни:
-аномалии рефракции, астигматизм;
-патология век, слезных путей;
-косоглазие;
-дакриоцистит;
-врожденная катаракта;
-врожденная глаукома;
-повреждения органов зрения (травмы, ожоги и др.);
-конъюнктивит;
-кератит;
-ячмень;
-поражения глаз при неинфекционных заболеваниях (диабет и др.).
6.10. Кожные и венерические болезни:
-дерматиты (атопический, себорейный и др.);
-строфулюс;
-псориас;
-пиодермия;
-чесотка;
-венерические болезни (гонорея, сифилис);
-трихомониаз;
-дерматомикозы;
-педикулез.
7. Врач - педиатр должен уметь проводить следующие манипуляции:
-реанимационные мероприятия (искусственная вентиляция легких с помощью аппаратуры, "рот в рот" или "рот в нос", закрытый массаж сердца);
-внутрисердечное введение препаратов при остановке сердца;
-первичная обработка ран, венепункция;
-иммобилизация конечностей при переломе;
-остановка наружного или внутреннего кровотечения;
-дренаж трахеобронхиального дерева;
-определение группы и видовой принадлежности крови;
-инфузионная терапия и гемотрансфузия;
-интубация, трахеотомия;
-пункция брюшной и плевральной полостей, спинномозговая пункция;
-промывание желудка, желудочное и дуоденальное зондирование;
-обменное переливание крови;
-принять роды.

III. Права.
Врач - педиатр имеет право:
1. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.
2. Получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
3. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

IV. Ответственность.
Врач - педиатр несет ответственность:
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.
2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
3. За причинение материального ущерба, - в соответствии с действующим трудовым, гражданским законодательством.

I. Общие положения
1. Врач - педиатр - инфекционист относится к категории специалистов с высшим профессиональным образованием.
2. На должность врача - педиатра - инфекциониста назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и документ о присвоении звания врача по соответствующей специальности.
3. Врач - педиатор - инфекционист назначается и освобождается от должности приказом главного врача (директора) медицинского учреждения.
4. Врач - педиатр - инфекционист должен знать:
-основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
-общие вопросы организации медицинской помощи инфекционным больным;
-организацию профилактической и лечебной помощи детям с инфекционными заболеваниями в поликлинике, скорой и неотложной помощи в инфекционной больнице;
-эпидемиологию детских инфекций;
-структуру инфекционной заболеваемости детей; общие вопросы инфекции и иммунитета и его особенности в детском возрасте;
-этиологию и патогенез инфекционных болезней у детей;
-клинику, критерии диагностики, возрастные особенности течения, дифференциальную диагностику инфекционных болезней;
-современные методы лабораторно-инструментальных исследований;
-методы интенсивной терапии ведущих синдромов и неотложных состояний при инфекционных болезнях у детей, основы реанимационных мероприятий;
-принципы этиотропной, патогенетической терапии и диетотерапии;
-реабилитацию и диспансеризацию инфекционных больных;
-иммунопрофилактику детских инфекций;
-противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
-основы диагностики и лечения смежной патологии у детей.
5. В своей деятельности врач - педиатр - инфекционист руководствуется:
-принципами врачебной этики и деонтологии;
-принципом соблюдения врачебной тайны;
-настоящей должностной инструкцией.

II. Должностные обязанности.
1. Врач-педиатр-инфекционист должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения основных функций: организационной, диагностической, консультативной, лечебной и профилактической. Он должен сочетать глубокую теоретическую подготовку с практическими умениями, ответственно относиться к порученному делу, быть требовательным к себе и подчиненным, постоянно повышать свою профессиональную компетентность и уровень общей культуры, занимаясь непрерывным самообразованием.
Врач-педиатр-инфекционист обязан применять на практике принципы научной организации труда, активно использовать электронно-вычислительную и лечебно-диагностическую технику применительно к профилю своей деятельности, уметь ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно использовать ее для решения практических задач, проявлять инициативу, принципиальность и добросовестность в работе.
2. Врач-педиатр-инфекционист должен:
2.1. Собирать анамнез заболевания, выявлять характерные жалобы и симптомы, патологические состояния органов и систем, функциональные отклонения.
2.2. Оценивать тяжесть состояния, устанавливать объем и последовательность экстренной помощи больному.
2.3. Назначать лабораторные, инструментальные и другие исследования, производить забор материала, интерпретировать полученные данные, в том числе рентгенограммы и электрокардиограммы.
2.4. Проводить дифференциальную диагностику основных инфекционных заболеваний и смежной патологии, обосновывать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного.
2.5. Применять средства реабилитации в периоде реконвалесценции, давать рекомендации по дальнейшему ведению больного в условиях поликлиники.
2.6. Проводить противоэпидемическую работу, определять сроки изоляции больного, тактику в отношении контактных реконвалесцентов, проводить борьбу с внутриблочной инфекцией.
2.7. Составлять индивидуальный график профилактических прививок, выявлять поствакцинальные реакции.
2.8. Оформлять медицинскую документацию.
2.9. Проводить санпросветработу среди детей и их родителей.
2.10. Проводить анализ эффективности лечебной и профилактической работы.
3. Специалист педиатр - инфекционист должен уметь установить диагноз и провести все необходимые противоэпидемические и лечебные мероприятия при следующих заболеваниях:
3.1. Капельные инфекции:
-дифтерия;
-скарлатина;
-менингококковая инфекция;
-коклюш, паракоклюш;
-корь;
-краснуха;
-ветряная оспа;
-эпидемический паротит;
-инфекционный мононуклеоз.
3.2. Острые респираторные заболевания:
-грипп, парагрипп;
-респираторно-синцитиальная инфекция, аденовирусная, ОРЗ неустановленной этиологии;
- респираторная микоплазменная инфекция;
-острый бронхит, бронхиолит;
-очаговые и сегментарные пневмонии.
3.3. Острые кишечные инфекции:
-сальмонеллез;
-дизентерия;
-кишечная колиинфекция;
-вирусный гастроэнтерит, кишечная инфекция неустановленной этиологии;
-тифо-паратифозная инфекция;
-ботулизм.
3.4. Другие инфекционные заболевания:
-сепсис;
-иерсиниоз;
-псевдотуберкулез;
-вирусные гепатиты;
-энтеровирусные заболевания;
-герпетическая инфекция;
-цитомегаловирусная инфекция;
-рожа;
-туберкулез.
3.5. Острые нейроинфекци.
3.6. Гнойные и серозные менингиты. Туберкулезный менингит.
3.7. Энцефалиты и менингоэнцефалиты.
3.8. Арахноидит.
3.9. Полиомиелит и полиомиелитоподобные заболевания.
3.10. Бешенство.
3.11. Столбняк.
3.12. Парантинные и зоонозные инфекции
-холера;
-чума;
-бруцеллез;
-туляремия;
-лептоспироз;
-токсоплазмоз;
-хламидиозы;
-сибирская язва;
-СПИД.
3.13. Протозоозы:
-малярия, малярийная кома;
-амебиаз;
-лейшманиозы;
-лямблиоз;
-гельминтозы;
-пневмоцистоз.
3.14. Смежная патология:
-рахит;
-дистрофии;
-анемии;
-кардиопатии при острых инфекционных заболеваниях;
-приобретенные нейропатии;
-неспецифический язвенный колит;
-дисбактериоз кишечника;
синдром нарушенного кишечного всасывания;
-ангины;
-острый аппендицит, перитонит, непроходимость кишечника.
3.15. Болезни кожи:
-токсикодермия;
-герпетиформная экзема Капоши;
-пиодермия;
-дерматомикозы;
-венерические болезни.
3.16. Основные синдромы, требующие интенсивной терапии:
-инфекционно-токсический шок;
-синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС-синдром);
-гиповолемический шок;
-синдром крупа при острых респираторных инфекциях;
-судорожный синдром;
-гипертермический синдром;
-анафилактический шок.
3.17. Отек мозга:
-токсикоз с эксикозом;
-острая дыхательная недостаточность;
-острая сосудистая недостаточность;
-острая сердечная недостаточность;
-острая почечная недостаточность;
-печеночная кома;
-парез кишечника;
-отравления;
-утопления, охлаждения, тепловой удар, поражение молнией;
-клиническая смерть.

4. Врач-педиатр-инфекционист должен уметь проводить следующие манипуляции:

-внутривенные и внутримышечные введения лекарственных препаратов;
-забор крови для серологических, биохимических, бактериологических исследований;
-определение группы крови, переливание крови;
-спинномозговая пункция;
-ректороманоскопия;
-плевральная пункция;
-промывание желудка;
-катетеризация мочевого пузыря;
-постановка кожных аллергических проб;
-забор крови на толстую каплю;
-искусственное дыхание;
- непрямой массаж сердца.

III. Права.
Врач - педиатр-инфекционист имеет право:
1. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.
2. Получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
3. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

IV. Ответственность.
Врач - педиатр-инфекционист несет ответственность:
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.
2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
3. За причинение материального ущерба, - в соответствии с действующим трудовым и гражданским законодательством.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Основные положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-педиатра лечебнооздоровительного учреждения (ЛОУ).

1.2. На должность врача-педиатра ЛОУ назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, прошедшее послевузовскую подготовку или специализацию по специальности "Педиатрия".

1.3. Врач-педиатр ЛОУ должен знать:

- основы законодательства РФ о здравоохранении;

- нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

- основы организации лечебно-профилактической помощи в ЛОУ, лекарственного обеспечения населения и ЛОУ;

- теоретические основы, принципы и методы диспансеризации;

- организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;

- основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, медицинской этики и деонтологии;

- правовые аспекты медицинской деятельности;

- общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма;

- этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний;

- правила оказания неотложной медицинской помощи;

- основы экспертизы временной нетрудоспособности и медикосоциальной экспертизы;

- основы санитарного просвещения;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.4. По своей специальности врач-педиатр ЛОУ должен знать:

- современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

- содержание и разделы педиатрии как самостоятельной клинической дисциплины;

- задачи, организацию, структуру, штаты и оснащение педиатрической службы;

- действующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы по специальности;

- правила оформления медицинской документации;

- принципы планирования деятельности и отчетности педиатрической службы;

- методы и порядок контроля ее деятельности.

1.4. Врач-педиатр назначается на должность и освобождается от должности приказом главного врача ЛОУ в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.5. Врач-педиатр непосредственно подчиняется заведующему отделением, а при его отсутствии руководителю ЛОУ или его заместителю.

2. Должностные обязанности

2.1. Ведет прием приезжающих на отдых и лечение детей.

2.2. Назначает лечебные процедуры по показаниям.

2.3. Осуществляет контроль за своевременностью и правильностью выполнения диагностических и лечебных процедур пациентами, находящимся под наблюдением.

2.4. Своевременно направляет на стационарное лечение всех нуждающихся в госпитализации пациентов.

2.5. Оказывает квалифицированную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике.

2.6. Определяет тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами.

2.7. Разрабатывает план обследования больного, уточняет объем и рациональные методы обследования пациента с целью получения в минимально короткие сроки полной и достоверной диагностической информации.

2.8. На основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований устанавливает (или подтверждает) диагноз.

2.9. В соответствии с установленными правилами и стандартами назначает и контролирует необходимое лечение, организует или самостоятельно проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия.

2.10. Вносит изменения в план лечения в зависимости от состояния пациента и определяет необходимость дополнительных методов обследования.

2.11. Оказывает консультативную помощь врачам других подразделений ЛОУ по своей специальности.

2.12. Руководит работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала (при его наличии), содействует выполнению им своих должностных обязанностей.

2.13. Контролирует правильность проведения диагностических и лечебных процедур, эксплуатации инструментария, аппаратуры и оборудования, рационального использования реактивов и лекарственных препаратов, соблюдение правил техники безопасности и охраны труда средним и младшим медицинским персоналом.

2.14. Участвует в проведении занятий по повышению квалификации медицинского персонала.

2.15. Планирует свою работу и анализирует показатели своей деятельности.

2.16. Обеспечивает своевременное и качественное оформление медицинской и иной документации в соответствии с установленными правилами.

2.17. Проводит санитарно-просветительскую работу.

2.18. Соблюдает правила и принципы врачебной этики и деонтологии.

2.19. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства ЛОУ, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности.

2.20. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима.

2.21. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

2.22. Систематически повышает свою квалификацию.

3. Права

Врач-педиатр ЛОУ имеет право:

3.1. Самостоятельно устанавливать диагноз по специальности на основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований; определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; назначать необходимые для комплексного обследования пациента методы инструментальной, функциональной и лабораторной диагностики; проводить диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения; привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для консультаций, обследования и лечения пациентов.

3.2. Вносить предложения руководству ЛОУ по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, улучшению работы административнохозяйственных и параклинических служб, вопросам организации и условий своей трудовой деятельности.

3.3. Контролировать работу подчиненных сотрудников (при их наличии), отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству ЛОУ по их поощрению или наложению взысканий.

3.4. Запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.6. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.

3.7. Повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

3.8. Врач-педиатр пользуется всеми правами, предусмотренными трудовым законодательством РФ.

4. Ответственность

Врач-педиатр ЛОУ несет ответственность за:

4.1. Своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей.

4.2. Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативноправовых актов по своей деятельности.

4.3. Соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4.4. Своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами.

4.5. Предоставление в установленном порядке статистической и иной информации о своей деятельности.

4.6. Обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии).

4.7. Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

4.8. За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов врач-педиатр ЛОУ может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Читайте также: