Гемоконтактные инфекции контрольная работа

Обновлено: 25.04.2024

ВложениеРазмер
metodvich_teoriya_21g.docx 114.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы

для проведения теоретического занятия

ПМ.02Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело,базовая подготовка

(код и наименование специальности)

предметной (цикловой) комиссией

Председатель П(Ц)К ПМ СД№2

на заседании методического совета

Председатель методического совета

Дубровина Е.А.. - методист

Список условных сокращений

1.1Технологическая карта занятия

1.2 Фронтальный опрос для проверки исходного уровня знаний

3.1.Контрольно-оценочные средства текущего контроля (тест 2варианта, критерии оценки) по теме

на методическую разработку теоретического занятия

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Содержание методической разработки в полной мере соответствует теме и целям обучения. Методическая разработка соответствует современным представлениям, написана понятным языком, с употреблением современных медицинских терминов, что обеспечивает эффективность усвоения материала данной темы. Преподавателем проведена качественная работа по составлению методической разработки, подбору иллюстративного и статистического материала.

Данная методическая разработка может использоваться преподавателями ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

_____________Зонис И.Г. – преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6.

Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения «ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья).

На занятии подчёркивается актуальность и значимость темы в современных условиях. Целью проведения занятия является приобретение новых знаний по данной теме, определение остаточных знаний по предметам, изученным ранее (анатомия и физиология, фармакология, технология выполнения медицинских услуг). Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и обучающимися. Студент, выполняющий задание, контролируется своими сокурсниками. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, выполнять взаимозависимую роль, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формированию общих и профессиональных компетенций

Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные ФГОС среднего профессионального образования нового поколения.

Список условных обозначений

АРВП – антиретровирусные препараты

АРВТ – антиретровирусная терапия

ВААРТ – высокоактивная антиретровирусная терапия

ВИЧ (HIV) – вирус иммунодефицита человека

ДН – диспансерное наблюдение

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ИИ – ингибиторы интегразы ВИЧ

ИП – ингибиторы протеазы ВИЧ

ИС – ингибиторы слияния (фузии)

ИФА – иммуноферментный анализ

ИХЛА – иммунохемилюминесцентный анализ

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

МО – медицинская организация

НИОТ – нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧКР4113

НК ВИЧ – нуклеиновые кислоты ВИЧ

ННИОТ – ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧ

ПЦР – полимеразная цепная реакция

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ЦНС – центральная нервная система

Требования ФГОС к уровню подготовки:

Студент должен знать:

С целью формирования вышеуказанных компетенций студент в итоге занятия должен знать:

2.факторы риска, этиологию, механизм развития ВИЧ-инфекции;

3.основные проблемы пациентов с ВИЧ-инфекцией;

5.принципы лечения заболевания;

6.сестринский процесс при ВИЧ-инфекции;

7.профилактика и диспансеризация пациентов с ВИЧ-инфекцией.

Составлять алгоритмы оказания доврачебной помощи с мотивацией действий при ВИЧ-инфекции.

Применять знания для осуществления сестринской деятельности и сестринского ухода за пациентами с ВИЧ-инфекцией:

1. постановка сестринского диагноза;

2.участие в диагностике (лабораторной, инструментальной);

3.участие в лечении (медикаментозном, немедикаментозном, хирургическом);

4.оказание первой доврачебной помощи;

профессиональные компетенции (ПК):

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные,культурные и религиозные различия

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Пристальное внимание к гемоконтактным инфекциям было привлечено с момента начала эпидемии ВИЧ-инфекции в мире. Связано это было с несколькими факторами. Во-первых, выявление вируса иммунодефицита человека во многом совпало по времени с выявлением других вирусов гемоконтактных инфекций (вирус гепатита В был открыт в 1965 году, вирус иммунодефицита человека был описан в 1983 году, а гепатита С-в 1989 году). Во-вторых, стало понятно, что эти вирусы вызывают значительно более тяжелые заболевания и у большего количества людей, чем предполагалось первоначально. В-третьих, значительно увеличилось количество лиц с гемоконтактными инфекциям среди пациентов лечебных учреждений ввиду вспышек среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) и переливания неадекватно проверенной крови, до сих пор эффективное лекарство от этого заболевания не найдено, терапия лишь продлевает жизнь инфицированного, но не избавляет от болезни.

В Российской Федерации наблюдается сложная эпидемиологическая обстановка по гемоконтактным инфекциям.

По данным Роспотребнадзора от 1.12.2019г.,число инфицированных ВИЧ в России составляет 1,06 млн. человек. Из них умерло 276 660 человек. Ежегодный прирост ВИЧ инфицированных в среднем 10%.отмечают специалисты, если раньше больше рисковали гомосексуальные пары, то теперь большинство заражений происходит в гетеросексуальных парах. В группе риска по данным заболеваниям находятся, прежде всего, медицинские работники, контактирующие с пациентами, имеющими различные гемоконтактные инфекции, в том числе протекающие латентно. По мнению директора НИИ медицины труда РАМН академика РАМН Н. Ф. Измерова в начале XXI в. положение с охраной здоровья медицинских работников оставляет желать лучшего, так как наметилась тенденция роста несчастных случаев и профессиональных заболеваний. При этом, по его словам, уровень общей заболеваемости в отрасли всегда был достаточно высоким. Причины — прямой контакт с больными, а также специфика условий труда. О потенциальной возможности заражения работников здравоохранения при оказании медицинской помощи известно уже давно. Насколько актуальна проблема профессионального заражения инфекциями, передающимися с кровью?

Медики находятся в группе повышенного риска заражения гемотрансмиссивными инфекциями, включая вирусы гепатитов В и С, а также вирус иммунодефицита человека. Это может произойти при попадании инфицированной биологической жидкости пациента на слизистые оболочки медработника, а также при случайном уколе или порезе использованным острым медицинским инструментом. Риск заражения ВИЧ при уколе инфицированной иглой составляет около 0,3%, достигает 10% при вирусе гепатита С и 30% при вирусе гепатита В. Сейчас в мире официально задокументировано профессиональное заражение ВИЧ-инфекцией почти 350 медицинских работников.

В чем же причина такой ситуации?Как это ни парадоксально, основным препятствием для защиты наших медработников является отечественная нормативная база, регламентирующая обращение с острым инструментарием и медицинскими отходами. Ее крайне устаревшее требование по дополнительной обработке использованного инструментария дезинфектантами приводит к тому, что до сих пор в России широко используются методы обеззараживания шприцев, подразумевающие множество ручных манипуляций. Они значительно повышают риск получения профессиональной травмы медсестрами, вынужденными заниматься отделением игл и промыванием инструментов вручную. С другой стороны, применение целого ряда эффективных безопасных технологий (типа современных инъекционных устройств и надежных контейнеров), также нередко противоречит действующим архаичным нормативам. Это еще больше ограничивает возможности по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников российских ЛПУ.

Вторым серьезным барьером является общая слабость корпоративной культуры безопасности в российском здравоохранении. Это выражается и в настойчивом стремлении большинства ЛПУ выявить ВИЧ-статус пациента до начала оказания медицинской помощи, и в частом пренебрежении элементарными мерами безопасности в отсутствие информации о наличии гемоконтактных инфекций. При этом, как правило, игнорируется целый ряд неидентифицированных рисков, таких как возможность серонегативного периода окна, ложноотрицательного результата и присутствия других патогенов.О традиционном пренебрежении к решению вопросов защиты медперсонала свидетельствует и структура финансирования отечественного здравоохранения. Несмотря на существенный рост закупок медикаментов и поставок лабораторного оборудования, в большинстве российских ЛПУ до сих пор отсутствует базовое оборудование, рекомендованное для безопасного сбора и транспортировки медицинских отходов, а сбор использованных и потенциально инфицированных шприцев производится не в приспособленную бытовую технику. Работа ЛПУ по ВИЧ в РФ определена в основных регламентирующих документах (Приложение 1)

Таким образом, анализируя полученные данные можно сделать следующий вывод: ВИЧ инфекция остается глобальной проблемой всего человечества. Из года в год число больных не сокращается, а увеличивается во всех странах и континентах.

Статья создана на основе изучения источников литературы в области профилактики гемоконтактных инфекций среди медицинского персонала. В статье раскрыты основные причины инфицирования медицинских работников при работе с кровью, основные направления профилактики и безопасности на рабочих местах медицинских сестер. Исследовательская деятельность обучающихся позволяет проявить интерес к своей будующей профессии и подготовить конкурентноспособных выпускников.

ВложениеРазмер
Статья 33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москва

МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА - 2017

IX Открытой межрегиональной студенческой научно-практической конференции с международным участием

(г. Москва, 01 февраля 2017 г.)

Сборник адресован преподавателям и студентам средних медицинских и фармацевтических образовательных организаций. Статьи, включённые в сборник, рецензировались. За достоверность сведений, изложенных в статьях, ответственность несут авторы публикаций. Мнение редакционной коллегии может не совпадать с мнением авторов. При перепечатке ссылка на материалы конференции обязательна.

Секция 1. Общие вопросы профилактики. Сохранение здоровья медицинской сестры.

➢ История развития медицинской профилактики с древних времен и до наших дней –

➢ Профилактическая деятельность по укреплению здоровья среди различных категорий населения как неотъемлемая составляющая профессиональной компетенции медицинского работника среднего звена - А. Котельников

➢ Проблема смысловых ориентаций студентов – медиков - В. Зеленцов

➢ Эфирные масла - бесценный дар природы - И. Лаврова

➢ Влияние факторов космических полетов на здоровье человека - В. Рознер

➢ Роль старшей медицинской сестры в профилактике эмоционального выгорания -

➢ Профилактика воздействия вредных факторов на здоровье медицинской сестры на рабочем месте - И. Лазарева, С. Стоматов

➢ Профилактика травматизма медицинской сестры - А. Викман, Е. Галушкевич

➢ Влияние дезинфицирующих средств на организм среднего медицинского персонала - С. Кадочникова

➢ Фастфуд – за и против - Г. Евсеева, Е. Бондарь, В. Гирник

➢ Питание как важная часть здорового образа жизни - А. Котельников

➢ Влияние ГМО на организм человека. Пища будущего или вред - Д. Тутычева

➢ Оценка меню новогоднего стола с точки зрения здорового питания - В. Прусаков

➢ Оценка потребительской корзины с точки зрения здорового питания - Н. Метляева

➢ Влияние пищевых добавок на здоровье студентов – О. Семенова, И. Ершов

➢ Основы профилактики пищевых отравлений токсическими веществами среди молодежи - М. Грошева, Е. Шелудченко

➢ Изучение двигательной активности обучающихся разных возрастных групп -

А. Дедова, Т. Иванова

➢ Влияние гиподинамии на уровень здоровья студентов медицинского колледжа. Профилактика гиподинамии - Е. Комина, Е. Ходакова

➢ Диагностика и профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи - Э. Джомидава

➢ Влияние алкогольной интоксикации на морфологию кардиомиоцитов экспериментальных животных - Д. Кононова, В. Мурзина

➢ Профилактика компьютерного зрительного синдрома у студентов медицинского колледжа - А. Торопова

➢ Психологический компонент гестационной доминанты беременных женщин -

➢ Женское бесплодие как комплекс медико – психологических факторов -

➢ Особенности факторов, влияющих на возникновение послеродовой депрессии -

➢ Контрацепция – профилактика аборта - Е. Бюрюкова, И. Маруценко

➢ Современные аспекты невынашивания беременности - Е. Селезнёва , А. Клостер

➢ Роль грудного вскармливания в формировании здоровья детей - И. Форого

Секция 2. Профилактическая деятельность медицинского работника при различных заболеваниях.

➢ Роль медицинской сестры в организации школы здоровья для пациентов с ХОБЛ -

➢ Проведение профилактической работы по ХОБЛ у взрослого населения - С. Кирьянова, А. Кожанова, И. Лаврись

➢ Роль физической реабилитации больных с бронхиальной астмой - С. Гладков

➢ Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у взрослых - О. Топал

➢ Профилактика и уход при ОРВИ у пациентов пожилого возраста - А. Оруджова, Н. Склярова

➢ Грипп. А так ли нужны прививки? - А. Воронина

➢ Роль фельдшера в организации первичной и вторичной профилактики среди больных с сердечно – сосудистой патологией - Е. Самусева

➢ Профилактика заболеваний сердечно – сосудистой системы - К. Мартиросян

➢ Профессиональная деятельность медицинской сестры в профилактике ишемической болезни сердца в условиях поликлиники - В. Комендантов

➢ Эффективность программы обучения больных с артериальной гипертензией в сочетании с сахарным диабетом 2 типа - О. Симоненко

➢ Мы то, что едим! Проект по профилактике заболеваний желудочно – кишечного тракта у детей школьного возраста - К. Алексеева

➢ Вторичная профилактика язвенной болезни двенадцатиперстной кишки -

➢ Профессиональная роль фельдшера в профилактике заболевания рака молочной железы - Г. Кинзябаева

➢ Рак молочной железы – мы против! Знать – значит действовать! - М. Строкова,

Д. Фатеев, И. Маликов

➢ Роль маммографии в ранней диагностике онкологических заболеваний –

А. Гриневская, И. Миллер

➢ Факторы риска развития патологии органов зрения в младшем школьном возрасте и их модификация - Э. Исмайлова

➢ Профилактика нарушений остроты зрения у подростков - Е. Киршина

➢ Современные подходы в профилактике остеопороза и переломов - М. Звягин,

➢ Профилактика сахарного диабета путем внедрения в диагностику заболевания теста на гликированный гемоглобин - Н. Березова

➢ Профилактика рахита у детей раннего возраста - С. Олемская, А. Пелихова

➢ Осторожно корь! Здоровье детей в наших руках! – М. Строкова, Д. Фатеев,

➢ Роль медсестры в профилактике гипогалактии - Е. Фролова

➢ Неспецифическая профилактика орви у детей как фактор сохранения и укрепления здоровья - М. Собуль

➢ Йододефицит: выявить и предупредить - С. Лебеденко, И. Паршина, Л. Романенко

➢ Проблема йододефицитных заболеваний в современной эндокринологии - Д. Грамматиков, Э. Мутуева

➢ Проблема дефицита йода у студентов - В. Давыдова

➢ Роль фельдшера в профилактике йододефицита у школьников - Е. Шаршакова

➢ Профилактическая работа по устранению ошибок в процессе изготовления металлокерамических зубных протезов - Р. Попов

➢ Адаптация к полным съемным протезам во время ортопедического лечения больных пожилого возраста - Ю. Федотова

➢ Пульпит – очаг боли в самом сердце - А. Мукатов

➢ Профилактика кариеса без страха и слез - К. Игисинова

Секция 3. Инфекционная безопасность и профилактика социально-значимых заболеваний.

➢ Внедрение инновационных процессов в образовательный процесс с целью освоения основного вида профессиональной деятельности и профилактики социально обусловленных заболеваний среди студентов и жителей района Кунцево г. Москвы - Ю. Федоренко, В. Фетисова

➢ Методология проведения санитарно – просветительной работы среди подростков, направленной на предотвращение инфекций, передающихся половым путем -

➢ Роль студентов медицинских учреждений в санитарном просвещении населения -

➢ Роль участковой медицинской сестры в профилактике педикулеза - Я. Гетц

➢ Роль медицинской сестры в профилактике инфекций, вязанных с оказанием медицинской помощи в отделениях реанимации и интенсивной терапии -

➢ Профилактика нозокомиальных инфекций в онкологической клинике - Ю. Григоренко

➢ Роль ЦСО в профилактике инфекционных заболеваний - А. Алешина, В. Кузнецова

➢ Основные меры профилактики при работе с медицинскими отходами - Г. Намазова, М. Хримян

➢ Актуальные вопросы по профилактике ВИЧ/СПИДа - Шикерт Даулет

➢ Профилактика гемоконтактных инфекций среди медицинских работников -

А. Махмудова, С. Урвачева, А. Кондратьева, Д. Хамурзова

➢ Профилактика туберкулеза - В. Трутнева, Г. Хамидуллова, К. Хачатурян, А. Хомякова

➢ Оценка уровня информированности граждан, отправляющихся в тропические страны, по вопросам профилактики малярии - Ю. Игнатьева

ПРОФИЛАКТИКА ГЕМОКОНТАКТНЫХ ИНФЕКЦИЙ СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

А. Махмудова, С. Урвачева, А. Кондратьева –

студенты 2 курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело

ИСПМ - инфекции, связанные с оказанием любых видов медицинской помощи, а также случаи инфицирования медицинских работников в результате их профессиональной деятельности.

Гемоконтактные инфекции – заболевания, которые получают медицинские работники, соприкасающиеся с кровью и ее компонентами во время оказания медицинской помощи пациентам.

Данная проблема чрезвычайно актуальна для всех учреждений здравоохранения любого профиля. Актуальность этой проблемы, подтверждается тем, что, по данным официальной статистики, в России ежегодно страдают около 320 тыс. медицинских работников. Медицинские работники – группа высокого риска заболевания гемоконтактными инфекциями ( гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция).

Цель работы: изучить частоту случаев гемоконтактных инфекций среди медперсонала, основные причины травм медицинских работников при оказании медицинской помощи, определить современный подход к мерам безопасности при работе с биологической жидкостью пациента.

Методы исследования: метод теоретического исследования - литературный обзор по данной теме.

Риску профессионального заражения больше всего подвергаются сотрудники хирургических отделений и отделений гемодиализа, гематологических, реанимационных, стоматологических, гинекологических, родильных, процедурных кабинетов, лабораторий и т.д., а также лица, работающие на производстве по заготовке крови, ее компонентов и препаратов.

Заражение медицинского персонала в процессе выполнения профессиональных обязанностей (данные с июня 1995 г. по декабрь 2003 г. (n = 23197)): медсестры – 43%, врачи – 28%, сотрудники лабораторий – 15%, студенты – 4%, санитары и уборщики – 3%, администрация – 1%, другой медперсонал – 6%.

Степень риска инфицирования сотрудников гепатитами В и С, ВИЧ инфекцией в значительной мере зависит от множества факторов:

  • от характера и экстренности оказываемой медицинской помощи
  • стажа профессиональной деятельности
  • соблюдения правил личной безопасности при работе с инфицированным материалом
  • доли пациентов, инфицированных гепатитами В и С
  • эпидемическим риском при отдельных методах лечения и диагностики, обусловленных техническими особенностями аппаратуры и возможностью ее надежной дезинфекции и стерилизации.

Заражение медицинских работников гемоконтактными инфекциями, в частности вирусными гепатитами, в основном происходит через кожу (85%) и слизистые оболочки (10%), через кожу и слизистые (4%), неизвестные (1%).

Большинство (40%) повреждений кожных покровов наблюдается в стационарах (в основном в общехирургических палатах и в бригадах интенсивной терапии), а также в оперблоках (25%). При оказании амбулаторно-поликлинической помощи происходит 9% повреждений кожных покровов, в процедурных кабинетах – 8%, в лабораториях – 5%, в отделениях неотложной помощи – 4%, в ходе утилизации / стирки / снабжения – 1% (n = 16 855).

Повреждения кожных покровов во время операций отличаются от других повреждений в стационаре, они неизбежны и требуют особых мер предосторожности (в зависимости от специфики).

Во время операций в 51% случаев повреждения кожных покровов происходят хирургической иглой, 13,2% – полой иглой, 11,7% – лезвием скальпеля.

Повреждения при работе с хирургическими иглами происходят: при установке или переустановке иглы в держателе; в процессе передачи из рук в руки острых инструментов между хирургом, ассистентами и операционной медсестрой; в процессе наложения швов, особенно когда игла направляется пальцами; при раздвигании или натяжении тканей руками; когда хирург зашивает ткань в направлении своей руки или руки ассистента; при завязывании узлов с присоединенной иглой; когда сразу после использования шовный материал оставляется в области операционного поля без присмотра; при помещении использованной иглы в переполненный контейнер.

До 16% повреждений кожных покровов связаны с передачей острых инструментов из рук в руки.

Действия, связанные с использованием полых игл, во время которых возможно повреждение кожных покровов: использование во время операции; установка или передача оборудования; перенос для утилизации и утилизация, особенно с нарушениями санитарных правил; очистка; случайное касание; надевание колпачка на иглу; катетеризация вены; перенос или обработка образцов.

Повреждения при работе со скальпелем происходят: при установке или извлечении использованного лезвия из многоразовой рукоятки; в процессе передачи скальпеля из рук руки; при раздвигании или натяжении тканей руками; при осуществлении разреза в направлении пальцев хирурга или ассистента; непосредственно перед или сразу после использования при оставлении скальпеля без присмотра в области операционного поля; при помещении скальпеля в переполненный контейнер для острых предметов.

Профилактика гемоконтактных инфекций.

Профилактика делится на специфическую (вакцинация гепатита В) и неспецифическую, проводимую в отношении всех гемоконтактных инфекций (гепатиты В, С, ВИЧ – инфекция).

Специфическая профилактика. В России лицензированы только генно-инженерные вакцины против гепатита В.

Неспецифическая профилактика. В системе мер неспецифической профилактики гемоконтактных инфекций все пациенты должны рассматриваться как потенциальный источник инфицирования вирусами гепатитов и ВИЧ. Эти меры применяются при контакте с кровью, со слизистыми оболочками и поврежденной кожей, всеми биологическими жидкостями организма человека, продуктами секреции и экскреции, содержащими и не содержащими кровь.

В комплекс мер неспецифической профилактики, снижающих риск возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), входят: мытье рук; применение кожных антисептиков; правильное использование перчаток; обеспеченность изделиями одноразового применения; ношение специальной рабочей одежды, масок и др.; система дезинфекционных мероприятий; стерилизация изделий медицинского назначения; утилизация медицинских отходов и др.

93,3% травм в оперблоке – это травмы рук. Поэтому з ащита рук имеет первостепенное значение.

Основная защита от таких повреждений – правильно подобранные перчатки. Причем надевание двух пар перчаток значительно увеличивает степень защиты и снижает риск экспозиции крови на коже рук хирургов. Объем крови на поверхности иглы при прохождении через 2 слоя перчаток снижается на 95%. При использовании двух перчаток внутренняя перчатка остается неповрежденной в 98% случаев. По результатам исследования, надевание двух перчаток снижало долю загрязнения рук кровью среди хирургов с 13% (15/115) до 2% (2/98).

Профилактический эффект и экономическая обоснованность использования двойных перчаток при выполнении оперативных вмешательств на сегодня абсолютно доказаны.

По результатам проводимых исследований:

общая хирургия - 841 пар перчаток (443 обычных одинарных и 398 двойных),

использовавшихся во время 218 хирургических вмешательств. Тестирование перчаток на целостность проводилось с помощью водного теста.

Результат: доля перфорации одной перчатки – 11,8%

доля перфорации двойные, внешняя сторона – 13,4%

доля перфорации двойные, внутренняя сторона – 2,6%

Частота обнаружения проколов значительно выше при использовании перчаток с индикацией (при проколе этих медицинских изделий в присутствии жидкости быстро появляется яркий визуальный знак, который сигнализирует о необходимости замены перчаток для сохранения защитного барьера).

По результатам проводимых исследований:

ортопедия – 1769 перчаток после 349 операций.

Результат: доля обнаружения перфорации двойных перчаток с индикацией –

доля обнаружения перфорации двойных обычных перчаток –

До 92% проколов остаются незамеченными в ходе операции, использование же перчаток с индикацией позволяет обнаружить до 97% проколов.

Немаловажной мерой профилактики заражения гемоконтактными инфекциями является внедрение в работу медицинских организаций современных безопасных изделий: саморазрушающихся шприцев, периферических венозных катетеров с устройством защиты от укола, инъекционных игл с защитным чехлом, безопасных комплектов для взятия венозной крови и т. д.

Ситуация, когда при осуществлении медицинских манипуляций происходит попадание биологических и патологических жидкостей пациента на слизистые оболочки глаз, носа, ротовой полости медработника или травматизация его кожных покровов использованным инструментарием, в результате чего возникает риск профессионального инфицирования, расценивается как аварийная и подлежит обязательной регистрации. При этом каждый пациент, имеющий даже отрицательные результаты анализов на ВИЧ и вирусные гепатиты, учитывая особенности лабораторной диагностики, рассматривается как потенциальный источник инфекции.

Практическая значимость работы

Комплексная система профилактических мероприятий позволит своевременно предупредить заражение гемоконтактными инфекциями медицинских работников во время оказания медицинской помощи.

ВложениеРазмер
metodvich_teoriya_21g.docx 114.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы

для проведения теоретического занятия

ПМ.02Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело,базовая подготовка

(код и наименование специальности)

предметной (цикловой) комиссией

Председатель П(Ц)К ПМ СД№2

на заседании методического совета

Председатель методического совета

Дубровина Е.А.. - методист

Список условных сокращений

1.1Технологическая карта занятия

1.2 Фронтальный опрос для проверки исходного уровня знаний

3.1.Контрольно-оценочные средства текущего контроля (тест 2варианта, критерии оценки) по теме

на методическую разработку теоретического занятия

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Содержание методической разработки в полной мере соответствует теме и целям обучения. Методическая разработка соответствует современным представлениям, написана понятным языком, с употреблением современных медицинских терминов, что обеспечивает эффективность усвоения материала данной темы. Преподавателем проведена качественная работа по составлению методической разработки, подбору иллюстративного и статистического материала.

Данная методическая разработка может использоваться преподавателями ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

_____________Зонис И.Г. – преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6.

Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения «ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья).

На занятии подчёркивается актуальность и значимость темы в современных условиях. Целью проведения занятия является приобретение новых знаний по данной теме, определение остаточных знаний по предметам, изученным ранее (анатомия и физиология, фармакология, технология выполнения медицинских услуг). Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и обучающимися. Студент, выполняющий задание, контролируется своими сокурсниками. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, выполнять взаимозависимую роль, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формированию общих и профессиональных компетенций

Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные ФГОС среднего профессионального образования нового поколения.

Список условных обозначений

АРВП – антиретровирусные препараты

АРВТ – антиретровирусная терапия

ВААРТ – высокоактивная антиретровирусная терапия

ВИЧ (HIV) – вирус иммунодефицита человека

ДН – диспансерное наблюдение

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ИИ – ингибиторы интегразы ВИЧ

ИП – ингибиторы протеазы ВИЧ

ИС – ингибиторы слияния (фузии)

ИФА – иммуноферментный анализ

ИХЛА – иммунохемилюминесцентный анализ

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

МО – медицинская организация

НИОТ – нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧКР4113

НК ВИЧ – нуклеиновые кислоты ВИЧ

ННИОТ – ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧ

ПЦР – полимеразная цепная реакция

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ЦНС – центральная нервная система

Требования ФГОС к уровню подготовки:

Студент должен знать:

С целью формирования вышеуказанных компетенций студент в итоге занятия должен знать:

2.факторы риска, этиологию, механизм развития ВИЧ-инфекции;

3.основные проблемы пациентов с ВИЧ-инфекцией;

5.принципы лечения заболевания;

6.сестринский процесс при ВИЧ-инфекции;

7.профилактика и диспансеризация пациентов с ВИЧ-инфекцией.

Составлять алгоритмы оказания доврачебной помощи с мотивацией действий при ВИЧ-инфекции.

Применять знания для осуществления сестринской деятельности и сестринского ухода за пациентами с ВИЧ-инфекцией:

1. постановка сестринского диагноза;

2.участие в диагностике (лабораторной, инструментальной);

3.участие в лечении (медикаментозном, немедикаментозном, хирургическом);

4.оказание первой доврачебной помощи;

профессиональные компетенции (ПК):

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные,культурные и религиозные различия

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Пристальное внимание к гемоконтактным инфекциям было привлечено с момента начала эпидемии ВИЧ-инфекции в мире. Связано это было с несколькими факторами. Во-первых, выявление вируса иммунодефицита человека во многом совпало по времени с выявлением других вирусов гемоконтактных инфекций (вирус гепатита В был открыт в 1965 году, вирус иммунодефицита человека был описан в 1983 году, а гепатита С-в 1989 году). Во-вторых, стало понятно, что эти вирусы вызывают значительно более тяжелые заболевания и у большего количества людей, чем предполагалось первоначально. В-третьих, значительно увеличилось количество лиц с гемоконтактными инфекциям среди пациентов лечебных учреждений ввиду вспышек среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) и переливания неадекватно проверенной крови, до сих пор эффективное лекарство от этого заболевания не найдено, терапия лишь продлевает жизнь инфицированного, но не избавляет от болезни.

В Российской Федерации наблюдается сложная эпидемиологическая обстановка по гемоконтактным инфекциям.

По данным Роспотребнадзора от 1.12.2019г.,число инфицированных ВИЧ в России составляет 1,06 млн. человек. Из них умерло 276 660 человек. Ежегодный прирост ВИЧ инфицированных в среднем 10%.отмечают специалисты, если раньше больше рисковали гомосексуальные пары, то теперь большинство заражений происходит в гетеросексуальных парах. В группе риска по данным заболеваниям находятся, прежде всего, медицинские работники, контактирующие с пациентами, имеющими различные гемоконтактные инфекции, в том числе протекающие латентно. По мнению директора НИИ медицины труда РАМН академика РАМН Н. Ф. Измерова в начале XXI в. положение с охраной здоровья медицинских работников оставляет желать лучшего, так как наметилась тенденция роста несчастных случаев и профессиональных заболеваний. При этом, по его словам, уровень общей заболеваемости в отрасли всегда был достаточно высоким. Причины — прямой контакт с больными, а также специфика условий труда. О потенциальной возможности заражения работников здравоохранения при оказании медицинской помощи известно уже давно. Насколько актуальна проблема профессионального заражения инфекциями, передающимися с кровью?

Медики находятся в группе повышенного риска заражения гемотрансмиссивными инфекциями, включая вирусы гепатитов В и С, а также вирус иммунодефицита человека. Это может произойти при попадании инфицированной биологической жидкости пациента на слизистые оболочки медработника, а также при случайном уколе или порезе использованным острым медицинским инструментом. Риск заражения ВИЧ при уколе инфицированной иглой составляет около 0,3%, достигает 10% при вирусе гепатита С и 30% при вирусе гепатита В. Сейчас в мире официально задокументировано профессиональное заражение ВИЧ-инфекцией почти 350 медицинских работников.

В чем же причина такой ситуации?Как это ни парадоксально, основным препятствием для защиты наших медработников является отечественная нормативная база, регламентирующая обращение с острым инструментарием и медицинскими отходами. Ее крайне устаревшее требование по дополнительной обработке использованного инструментария дезинфектантами приводит к тому, что до сих пор в России широко используются методы обеззараживания шприцев, подразумевающие множество ручных манипуляций. Они значительно повышают риск получения профессиональной травмы медсестрами, вынужденными заниматься отделением игл и промыванием инструментов вручную. С другой стороны, применение целого ряда эффективных безопасных технологий (типа современных инъекционных устройств и надежных контейнеров), также нередко противоречит действующим архаичным нормативам. Это еще больше ограничивает возможности по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников российских ЛПУ.

Вторым серьезным барьером является общая слабость корпоративной культуры безопасности в российском здравоохранении. Это выражается и в настойчивом стремлении большинства ЛПУ выявить ВИЧ-статус пациента до начала оказания медицинской помощи, и в частом пренебрежении элементарными мерами безопасности в отсутствие информации о наличии гемоконтактных инфекций. При этом, как правило, игнорируется целый ряд неидентифицированных рисков, таких как возможность серонегативного периода окна, ложноотрицательного результата и присутствия других патогенов.О традиционном пренебрежении к решению вопросов защиты медперсонала свидетельствует и структура финансирования отечественного здравоохранения. Несмотря на существенный рост закупок медикаментов и поставок лабораторного оборудования, в большинстве российских ЛПУ до сих пор отсутствует базовое оборудование, рекомендованное для безопасного сбора и транспортировки медицинских отходов, а сбор использованных и потенциально инфицированных шприцев производится не в приспособленную бытовую технику. Работа ЛПУ по ВИЧ в РФ определена в основных регламентирующих документах (Приложение 1)

Таким образом, анализируя полученные данные можно сделать следующий вывод: ВИЧ инфекция остается глобальной проблемой всего человечества. Из года в год число больных не сокращается, а увеличивается во всех странах и континентах.

3 пути заражения

1 Контакт здоровой крови с зараженной (парен­теральный путь): проник­новение возбудителя через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки; исполь­зование чужих бритвенных и маникюрных принадлежностей, зубных щеток; использование нестерильного инструментария при оказании медицинских и косметологических услуг; выпол­нение немедицинских процедур нестерильными инструмента­ми (бритье, маникюр, педикюр, нанесение татуировок, пирсинг); переливание зараженной донор­ской крови и ее компонентов.

2 Незащищенный поло­вой контакт.

3 Вертикальный путь: от инфицированной матери (во время беремен­ности, родов и при кор­млении грудью).

Основные факты о ВИЧ-инфекции

Что такое ВИЧ-инфекция?

Вирус – простейшая форма жизни, которая паразитирует и размножается в клетках других организмов.

Иммунодефицит – сниже­ние способности организма человека сопротивляться различ­ным инфекциям.

Человек – вирус живет ТОЛЬКО в организме человека.

ВИЧ погибает в течение 1 мину­ты в крови и других жидкостях, если они находятся вне тела человека.

ВИЧ не передается насекомыми.

ВИЧ не передается при быто­вых контактах (объятия, руко­пожатия, совместный прием пищи).

В каких случаях рекомендуется сдать тест на ВИЧ-инфекцию?

Тест на ВИЧ рекомендуется сдать при наличии комплекса симпто­мов:

длительное повышение тем­пературы тела неясного проис­хождения;

увеличение лимфатических узлов при отсутствии воспали­тельных заболеваний;

диарея на протяжении нескольких недель;

затяжные и рецидивирующие гнойно-бактериальные, парази­тарные и грибковые заболева­ния;

резкое снижение массы тела;

затяжные и рецидивирующие пневмонии;

хронические воспалительные и инфекционные заболевания репродуктивной системы;

легочный и внелегочный туберкулез.

А также в случаях:

подготовки к операции;

частых случайных половых контактов;

при плани­ровании бере­менности и во время беремен­ности.

В настоящее время применя­ется комплекс профилактиче­ских мер для беременных ВИЧ- инфицированных женщин, сни­жающий риск инфицирования будущего ребенка до 2% и менее.

Помните, единст­венный надежный способ определить ВИЧ-статус челове­ка – это прохожде­ние теста на ВИЧ!

Гемоконтактные гепатиты

Вирусные гемоконтактные гепа­титы (В, С, D, ТТ и G) сопровожда­ются симптомами интоксикации, нарушением функций печени и желтухой.

Заболеваемость вирусными гепа­титами остается одной из акту­альнейших проблем здравоохране­ния всех стран мира.

Наиболее опасными являются гепатиты B и C.

При отсутствии адекватного лечения могут переходить в хро­ническую форму и приводить к развитию осложнений – циррозу и раку печени.

Диагностика и лечение гепати­тов и их осложнений требуют все­стороннего обсле­дования, высокой дисциплиниро­ванности пациен­та, а также регу­лярного наблюде­ния у врача.

При объятиях и рукопожатиях, в общественном транспорте или бассейне, когда не происходит обмена жидкостями организма, заразиться гемоконтактными гепатитами невозможно.

Профилактические мероприятия

Плановое проведение профи­лактических прививок – схема проведения вакцинации опреде­лена Национальным календарем профилактических прививок.

Для профилактики контакт­но-бытового пути передачи вирусов гепатитов в домашних условиях необходимо использо­вать индивидуальные предметы гигиены.

Использование механических средств защиты (презервативы) для профилактики полового пути передачи инфекции.

Применение только стериль­ных инструментов и принадлеж­ностей для маникюра, педикюра, татуажа и пирсинга.

Использование одноразового медицинского инструментария, неукоснительное соблюдение правил дезинфекции и стерили­зации медицинских инструмен­тов и оборудования.

Статья создана на основе изучения источников литературы в области профилактики гемоконтактных инфекций среди медицинского персонала. В статье раскрыты основные причины инфицирования медицинских работников при работе с кровью, основные направления профилактики и безопасности на рабочих местах медицинских сестер. Исследовательская деятельность обучающихся позволяет проявить интерес к своей будующей профессии и подготовить конкурентноспособных выпускников.

ВложениеРазмер
Статья 33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москва

МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА - 2017

IX Открытой межрегиональной студенческой научно-практической конференции с международным участием

(г. Москва, 01 февраля 2017 г.)

Сборник адресован преподавателям и студентам средних медицинских и фармацевтических образовательных организаций. Статьи, включённые в сборник, рецензировались. За достоверность сведений, изложенных в статьях, ответственность несут авторы публикаций. Мнение редакционной коллегии может не совпадать с мнением авторов. При перепечатке ссылка на материалы конференции обязательна.

Секция 1. Общие вопросы профилактики. Сохранение здоровья медицинской сестры.

➢ История развития медицинской профилактики с древних времен и до наших дней –

➢ Профилактическая деятельность по укреплению здоровья среди различных категорий населения как неотъемлемая составляющая профессиональной компетенции медицинского работника среднего звена - А. Котельников

➢ Проблема смысловых ориентаций студентов – медиков - В. Зеленцов

➢ Эфирные масла - бесценный дар природы - И. Лаврова

➢ Влияние факторов космических полетов на здоровье человека - В. Рознер

➢ Роль старшей медицинской сестры в профилактике эмоционального выгорания -

➢ Профилактика воздействия вредных факторов на здоровье медицинской сестры на рабочем месте - И. Лазарева, С. Стоматов

➢ Профилактика травматизма медицинской сестры - А. Викман, Е. Галушкевич

➢ Влияние дезинфицирующих средств на организм среднего медицинского персонала - С. Кадочникова

➢ Фастфуд – за и против - Г. Евсеева, Е. Бондарь, В. Гирник

➢ Питание как важная часть здорового образа жизни - А. Котельников

➢ Влияние ГМО на организм человека. Пища будущего или вред - Д. Тутычева

➢ Оценка меню новогоднего стола с точки зрения здорового питания - В. Прусаков

➢ Оценка потребительской корзины с точки зрения здорового питания - Н. Метляева

➢ Влияние пищевых добавок на здоровье студентов – О. Семенова, И. Ершов

➢ Основы профилактики пищевых отравлений токсическими веществами среди молодежи - М. Грошева, Е. Шелудченко

➢ Изучение двигательной активности обучающихся разных возрастных групп -

А. Дедова, Т. Иванова

➢ Влияние гиподинамии на уровень здоровья студентов медицинского колледжа. Профилактика гиподинамии - Е. Комина, Е. Ходакова

➢ Диагностика и профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи - Э. Джомидава

➢ Влияние алкогольной интоксикации на морфологию кардиомиоцитов экспериментальных животных - Д. Кононова, В. Мурзина

➢ Профилактика компьютерного зрительного синдрома у студентов медицинского колледжа - А. Торопова

➢ Психологический компонент гестационной доминанты беременных женщин -

➢ Женское бесплодие как комплекс медико – психологических факторов -

➢ Особенности факторов, влияющих на возникновение послеродовой депрессии -

➢ Контрацепция – профилактика аборта - Е. Бюрюкова, И. Маруценко

➢ Современные аспекты невынашивания беременности - Е. Селезнёва , А. Клостер

➢ Роль грудного вскармливания в формировании здоровья детей - И. Форого

Секция 2. Профилактическая деятельность медицинского работника при различных заболеваниях.

➢ Роль медицинской сестры в организации школы здоровья для пациентов с ХОБЛ -

➢ Проведение профилактической работы по ХОБЛ у взрослого населения - С. Кирьянова, А. Кожанова, И. Лаврись

➢ Роль физической реабилитации больных с бронхиальной астмой - С. Гладков

➢ Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у взрослых - О. Топал

➢ Профилактика и уход при ОРВИ у пациентов пожилого возраста - А. Оруджова, Н. Склярова

➢ Грипп. А так ли нужны прививки? - А. Воронина

➢ Роль фельдшера в организации первичной и вторичной профилактики среди больных с сердечно – сосудистой патологией - Е. Самусева

➢ Профилактика заболеваний сердечно – сосудистой системы - К. Мартиросян

➢ Профессиональная деятельность медицинской сестры в профилактике ишемической болезни сердца в условиях поликлиники - В. Комендантов

➢ Эффективность программы обучения больных с артериальной гипертензией в сочетании с сахарным диабетом 2 типа - О. Симоненко

➢ Мы то, что едим! Проект по профилактике заболеваний желудочно – кишечного тракта у детей школьного возраста - К. Алексеева

➢ Вторичная профилактика язвенной болезни двенадцатиперстной кишки -

➢ Профессиональная роль фельдшера в профилактике заболевания рака молочной железы - Г. Кинзябаева

➢ Рак молочной железы – мы против! Знать – значит действовать! - М. Строкова,

Д. Фатеев, И. Маликов

➢ Роль маммографии в ранней диагностике онкологических заболеваний –

А. Гриневская, И. Миллер

➢ Факторы риска развития патологии органов зрения в младшем школьном возрасте и их модификация - Э. Исмайлова

➢ Профилактика нарушений остроты зрения у подростков - Е. Киршина

➢ Современные подходы в профилактике остеопороза и переломов - М. Звягин,

➢ Профилактика сахарного диабета путем внедрения в диагностику заболевания теста на гликированный гемоглобин - Н. Березова

➢ Профилактика рахита у детей раннего возраста - С. Олемская, А. Пелихова

➢ Осторожно корь! Здоровье детей в наших руках! – М. Строкова, Д. Фатеев,

➢ Роль медсестры в профилактике гипогалактии - Е. Фролова

➢ Неспецифическая профилактика орви у детей как фактор сохранения и укрепления здоровья - М. Собуль

➢ Йододефицит: выявить и предупредить - С. Лебеденко, И. Паршина, Л. Романенко

➢ Проблема йододефицитных заболеваний в современной эндокринологии - Д. Грамматиков, Э. Мутуева

➢ Проблема дефицита йода у студентов - В. Давыдова

➢ Роль фельдшера в профилактике йододефицита у школьников - Е. Шаршакова

➢ Профилактическая работа по устранению ошибок в процессе изготовления металлокерамических зубных протезов - Р. Попов

➢ Адаптация к полным съемным протезам во время ортопедического лечения больных пожилого возраста - Ю. Федотова

➢ Пульпит – очаг боли в самом сердце - А. Мукатов

➢ Профилактика кариеса без страха и слез - К. Игисинова

Секция 3. Инфекционная безопасность и профилактика социально-значимых заболеваний.

➢ Внедрение инновационных процессов в образовательный процесс с целью освоения основного вида профессиональной деятельности и профилактики социально обусловленных заболеваний среди студентов и жителей района Кунцево г. Москвы - Ю. Федоренко, В. Фетисова

➢ Методология проведения санитарно – просветительной работы среди подростков, направленной на предотвращение инфекций, передающихся половым путем -

➢ Роль студентов медицинских учреждений в санитарном просвещении населения -

➢ Роль участковой медицинской сестры в профилактике педикулеза - Я. Гетц

➢ Роль медицинской сестры в профилактике инфекций, вязанных с оказанием медицинской помощи в отделениях реанимации и интенсивной терапии -

➢ Профилактика нозокомиальных инфекций в онкологической клинике - Ю. Григоренко

➢ Роль ЦСО в профилактике инфекционных заболеваний - А. Алешина, В. Кузнецова

➢ Основные меры профилактики при работе с медицинскими отходами - Г. Намазова, М. Хримян

➢ Актуальные вопросы по профилактике ВИЧ/СПИДа - Шикерт Даулет

➢ Профилактика гемоконтактных инфекций среди медицинских работников -

А. Махмудова, С. Урвачева, А. Кондратьева, Д. Хамурзова

➢ Профилактика туберкулеза - В. Трутнева, Г. Хамидуллова, К. Хачатурян, А. Хомякова

➢ Оценка уровня информированности граждан, отправляющихся в тропические страны, по вопросам профилактики малярии - Ю. Игнатьева

ПРОФИЛАКТИКА ГЕМОКОНТАКТНЫХ ИНФЕКЦИЙ СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

А. Махмудова, С. Урвачева, А. Кондратьева –

студенты 2 курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело

ИСПМ - инфекции, связанные с оказанием любых видов медицинской помощи, а также случаи инфицирования медицинских работников в результате их профессиональной деятельности.

Гемоконтактные инфекции – заболевания, которые получают медицинские работники, соприкасающиеся с кровью и ее компонентами во время оказания медицинской помощи пациентам.

Данная проблема чрезвычайно актуальна для всех учреждений здравоохранения любого профиля. Актуальность этой проблемы, подтверждается тем, что, по данным официальной статистики, в России ежегодно страдают около 320 тыс. медицинских работников. Медицинские работники – группа высокого риска заболевания гемоконтактными инфекциями ( гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция).

Цель работы: изучить частоту случаев гемоконтактных инфекций среди медперсонала, основные причины травм медицинских работников при оказании медицинской помощи, определить современный подход к мерам безопасности при работе с биологической жидкостью пациента.

Методы исследования: метод теоретического исследования - литературный обзор по данной теме.

Риску профессионального заражения больше всего подвергаются сотрудники хирургических отделений и отделений гемодиализа, гематологических, реанимационных, стоматологических, гинекологических, родильных, процедурных кабинетов, лабораторий и т.д., а также лица, работающие на производстве по заготовке крови, ее компонентов и препаратов.

Заражение медицинского персонала в процессе выполнения профессиональных обязанностей (данные с июня 1995 г. по декабрь 2003 г. (n = 23197)): медсестры – 43%, врачи – 28%, сотрудники лабораторий – 15%, студенты – 4%, санитары и уборщики – 3%, администрация – 1%, другой медперсонал – 6%.

Степень риска инфицирования сотрудников гепатитами В и С, ВИЧ инфекцией в значительной мере зависит от множества факторов:

  • от характера и экстренности оказываемой медицинской помощи
  • стажа профессиональной деятельности
  • соблюдения правил личной безопасности при работе с инфицированным материалом
  • доли пациентов, инфицированных гепатитами В и С
  • эпидемическим риском при отдельных методах лечения и диагностики, обусловленных техническими особенностями аппаратуры и возможностью ее надежной дезинфекции и стерилизации.

Заражение медицинских работников гемоконтактными инфекциями, в частности вирусными гепатитами, в основном происходит через кожу (85%) и слизистые оболочки (10%), через кожу и слизистые (4%), неизвестные (1%).

Большинство (40%) повреждений кожных покровов наблюдается в стационарах (в основном в общехирургических палатах и в бригадах интенсивной терапии), а также в оперблоках (25%). При оказании амбулаторно-поликлинической помощи происходит 9% повреждений кожных покровов, в процедурных кабинетах – 8%, в лабораториях – 5%, в отделениях неотложной помощи – 4%, в ходе утилизации / стирки / снабжения – 1% (n = 16 855).

Повреждения кожных покровов во время операций отличаются от других повреждений в стационаре, они неизбежны и требуют особых мер предосторожности (в зависимости от специфики).

Во время операций в 51% случаев повреждения кожных покровов происходят хирургической иглой, 13,2% – полой иглой, 11,7% – лезвием скальпеля.

Повреждения при работе с хирургическими иглами происходят: при установке или переустановке иглы в держателе; в процессе передачи из рук в руки острых инструментов между хирургом, ассистентами и операционной медсестрой; в процессе наложения швов, особенно когда игла направляется пальцами; при раздвигании или натяжении тканей руками; когда хирург зашивает ткань в направлении своей руки или руки ассистента; при завязывании узлов с присоединенной иглой; когда сразу после использования шовный материал оставляется в области операционного поля без присмотра; при помещении использованной иглы в переполненный контейнер.

До 16% повреждений кожных покровов связаны с передачей острых инструментов из рук в руки.

Действия, связанные с использованием полых игл, во время которых возможно повреждение кожных покровов: использование во время операции; установка или передача оборудования; перенос для утилизации и утилизация, особенно с нарушениями санитарных правил; очистка; случайное касание; надевание колпачка на иглу; катетеризация вены; перенос или обработка образцов.

Повреждения при работе со скальпелем происходят: при установке или извлечении использованного лезвия из многоразовой рукоятки; в процессе передачи скальпеля из рук руки; при раздвигании или натяжении тканей руками; при осуществлении разреза в направлении пальцев хирурга или ассистента; непосредственно перед или сразу после использования при оставлении скальпеля без присмотра в области операционного поля; при помещении скальпеля в переполненный контейнер для острых предметов.

Профилактика гемоконтактных инфекций.

Профилактика делится на специфическую (вакцинация гепатита В) и неспецифическую, проводимую в отношении всех гемоконтактных инфекций (гепатиты В, С, ВИЧ – инфекция).

Специфическая профилактика. В России лицензированы только генно-инженерные вакцины против гепатита В.

Неспецифическая профилактика. В системе мер неспецифической профилактики гемоконтактных инфекций все пациенты должны рассматриваться как потенциальный источник инфицирования вирусами гепатитов и ВИЧ. Эти меры применяются при контакте с кровью, со слизистыми оболочками и поврежденной кожей, всеми биологическими жидкостями организма человека, продуктами секреции и экскреции, содержащими и не содержащими кровь.

В комплекс мер неспецифической профилактики, снижающих риск возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), входят: мытье рук; применение кожных антисептиков; правильное использование перчаток; обеспеченность изделиями одноразового применения; ношение специальной рабочей одежды, масок и др.; система дезинфекционных мероприятий; стерилизация изделий медицинского назначения; утилизация медицинских отходов и др.

93,3% травм в оперблоке – это травмы рук. Поэтому з ащита рук имеет первостепенное значение.

Основная защита от таких повреждений – правильно подобранные перчатки. Причем надевание двух пар перчаток значительно увеличивает степень защиты и снижает риск экспозиции крови на коже рук хирургов. Объем крови на поверхности иглы при прохождении через 2 слоя перчаток снижается на 95%. При использовании двух перчаток внутренняя перчатка остается неповрежденной в 98% случаев. По результатам исследования, надевание двух перчаток снижало долю загрязнения рук кровью среди хирургов с 13% (15/115) до 2% (2/98).

Профилактический эффект и экономическая обоснованность использования двойных перчаток при выполнении оперативных вмешательств на сегодня абсолютно доказаны.

По результатам проводимых исследований:

общая хирургия - 841 пар перчаток (443 обычных одинарных и 398 двойных),

использовавшихся во время 218 хирургических вмешательств. Тестирование перчаток на целостность проводилось с помощью водного теста.

Результат: доля перфорации одной перчатки – 11,8%

доля перфорации двойные, внешняя сторона – 13,4%

доля перфорации двойные, внутренняя сторона – 2,6%

Частота обнаружения проколов значительно выше при использовании перчаток с индикацией (при проколе этих медицинских изделий в присутствии жидкости быстро появляется яркий визуальный знак, который сигнализирует о необходимости замены перчаток для сохранения защитного барьера).

По результатам проводимых исследований:

ортопедия – 1769 перчаток после 349 операций.

Результат: доля обнаружения перфорации двойных перчаток с индикацией –

доля обнаружения перфорации двойных обычных перчаток –

До 92% проколов остаются незамеченными в ходе операции, использование же перчаток с индикацией позволяет обнаружить до 97% проколов.

Немаловажной мерой профилактики заражения гемоконтактными инфекциями является внедрение в работу медицинских организаций современных безопасных изделий: саморазрушающихся шприцев, периферических венозных катетеров с устройством защиты от укола, инъекционных игл с защитным чехлом, безопасных комплектов для взятия венозной крови и т. д.

Ситуация, когда при осуществлении медицинских манипуляций происходит попадание биологических и патологических жидкостей пациента на слизистые оболочки глаз, носа, ротовой полости медработника или травматизация его кожных покровов использованным инструментарием, в результате чего возникает риск профессионального инфицирования, расценивается как аварийная и подлежит обязательной регистрации. При этом каждый пациент, имеющий даже отрицательные результаты анализов на ВИЧ и вирусные гепатиты, учитывая особенности лабораторной диагностики, рассматривается как потенциальный источник инфекции.

Практическая значимость работы

Комплексная система профилактических мероприятий позволит своевременно предупредить заражение гемоконтактными инфекциями медицинских работников во время оказания медицинской помощи.

Читайте также: