Ив сен лоран вич

Обновлено: 25.04.2024

Ив Сен-Лоран был эксгибиционистом, пациентом военной психушки и любителем кокаина. Но прежде всего — последним великим художником моды.

Ив СенЛоран фото биография и личная жизнь кутюрье

Лимузины, Сент-Оноре, строгие черные костюмы, стук высоких каблуков, звезды моды, искусства и политики, толпа людей, сдерживаемая охраной за заграждением, — все это могло бы быть началом показа очередной коллекции Yves Saint Laurent. Но нет, 5 июня эти люди собрались в парижской церкви Сен-Рок, чтобы проститься с самим Ивом Сен-Лораном, покинувшим этот мир на 72-м году жизни поздним вечером 1 июня 2008 года.

КОРОЛЬ-СОЛНЦЕ

В церкви, посвященной людям искусства с тех пор, когда первый ее камень заложил Людовик XIV, собрались и верные музы Сен-Лорана — от заплаканной Катрин Денев до Карлы Бруни-Саркози (с супругом) — и монстры мира моды — от Юбера де Живанши и Валентино до Жан-Поля Готье и Марка Джейкобса.

Как это часто бывает с королями, начал Ив Сен-Лоран удивительно рано. Родился в 1936 году в алжирском городке Оране, в семье военного и красавицы. Любил мать и сестер, боялся злых одноклассников, в 18 лет переехал с семьей в Париж. Всегда рисовал. В 1954-м победил на модном конкурсе (кстати, в другой категории того же конкурса лучшим был некто Карл Лагерфельд), и его эскизы издатель Vogue Мишель де Брюноф показал Кристиану Диору, чья слава тогда была в самом зените. Создатель нью-лука сразу же взял юного Ива на работу ассистентом.

21-летний Сен-Лоран на балконе Дома Dior в день триумфа первой коллекции

Кутюрье и его команда, первая коллекция, 1958

ТРИ БУКВЫ

Начавшись на столь высокой ноте, долгая карьера Сен-Лорана была обречена на падения и взлеты, подобные изменениям в длине юбок последних пятидесяти лет. Всего два года спустя после триумфального дебюта Сен-Лоран представляет коллекцию сезона весна–лето 1960 под названием Beatnik. В ней были короткие мотоциклетные куртки из кожи аллигатора, пальто из норки с узкими вязаными рукавами и костюмы, надетые на водолазки. Тогдашние инвесторы еще не обладали свойственной нынешним бонзам тягой к вызывающей роскоши — владельцев Дома Dior такой смелый взгляд на моду очень испугал.

Он проделал длинный путь от кукольных платьев до собственной выставки в Метрополитен-музее, прослужил 20 дней в армии и собрал произведений искусства больше чем на 350 миллионов евро.

Ив СенЛоран фото и интересные факты о дизайнере

Ив Сен-Лоран – легендарный французский дизайнер, который внес неотъемлемый вклад в мир моды. За его плечами десятки изысканных коллекций, сотни (если не тысячи) элегантных силуэтов и даже выигранный суд против самого Кристиана Диора. Мы собрали 7 фактов из биографии этого выдающегося деятеля, которые вам точно стоит знать.

1. Кукольные постановки

Создавать платья Сен-Лоран начал еще в детстве, которое провел в Алжире. На тот момент это была французская колония. Первые костюмы Ив, еще не умея шить, склеивал для кукол из ветхих тканей. В дальнейшем он придумывал театральные постановки с участием этих кукол и создавал декорации. Затем, когда он освоил принципы кройки и работы с тканью, он занялся нарядами для сестер и матери. К 17 годам Сен-Лоран уже умел отлично шить и учился в Париже. В 1953 году его маленькое коктейльное платья одержало победу в конкурсе, организованном Международным секретариатом по шерсти.

2. J'adore Dior

Ив Сен-Лоран и Фарах Диба в 1959 году.

3. Солдат удачи

Пьер Берже и Ив Сен-Лоран, Париж, 1976 год.

В 1960 году Сен-Лорана призвали в армию – во французский батальон в Алжире. Через 20 дней у Ива случился нервный срыв, и его демобилизовали. За этим последовало лечение в психиатрической больнице. Когда Сен-Лоран вернулся в Париж, он познакомился с французским промышленником и меценатом Пьером Берже, который помог ему выиграть суд против Dior. Модный Дом разорвал контракт с модельером и нарушил условия договора, за что Иву полагалась компенсация. Эти деньги позволили ему основать собственный бренд YSL (Yves Saint Laurent).

4. Выставка в Метрополитене

Ив Сен-Лоран и Лорен Бэколл и ее дочь Лесли.

Сен-Лоран обожал французских бульдогов. У него их было четыре. Всех собак дизайнер брал с собой всюду, куда бы не ехал. Его первый пес, французский бульдог по имени Мужик (неизвестно, что именно сподвигло дизайнера назвать своего изысканного бульдога Мужиком) трагически погиб, отравившись таблетками, которые Сен-Лоран случайно рассыпал на полу в своей квартире на одной из особенно безумных вечеринок. Дизайнер был разбит и немедленно принялся искать замену своему четвероногому другу. Вскоре Мужик II стал новым лучшим другом эксцентричного дизайнера. Последний же пес Сен-Лорана, которого звали Мужик IV, пережил хозяина и даже успел побывать на аукционе, где продавали вещи из дома дизайнера (и, соотвественно, дома Мужика IV).


Ив Сен-Лоран, Летиция Каста и Катрин Денев на последнем показе дизайнера коллекции haute couture в 2002 году в центре Помпиду.

Тиран, наркоман, алкоголик - великий французский кутюрье Ив-Сен Лоран в разоблачительной биографии. |
Tyran, drogué alcoolique - le grand couturier français Yves Saint Laurent dans une biographie démystifiante.


Великий кутюрье Ив Сен-Лоран, скончавшийся в 2008 году от рака мозга, страдал депрессией и тягой к самоубийству, а также зависимостью от алкоголя и наркотиков - утверждает в новой книге “Saint Laurent, mauvais garcon” ("Негодник Сен-Лоран”) Мари-Доминик Лельевр, французский биограф и автор популярных биографий Сержа Гензбура (можно назвать его и Гинзбургом) и Француазы Саган. Опираясь на беседы с более чем пятьдесятью родственниками, друзьями, подчиненными и врачами Сен-Лорана, она описывает личную жизнь кутюрье, подробно останавливаясь на его гомосексуализме, мазохизме, тирании, которой он подвергал своих помощников, и нервных срывах, во время которых Сен-Лоран мог запустить в друзей стеклянной пепельницей. Публикация вызвала немалый резонанс во Франции еще и потому, что написана без участия главного источника информации - Пьера Берже, делового партнера и многолетнего спутника жизни дизайнера. Именно Берже создал миф о Лоране, как о великом и безумном гении.

В интервью французской газете Le Journal du Dimanche Лельевр cказала, что хотела показать Сен-Лорана без мифов и прикрас. Его жизнь вобрала в себя блеск, драматизм, величие и упадок целой эпохи. Биограф стремилась раскрыть жизнь дизайнера в историческом контексте послевоенной Франции - на фоне деколонизации, cексуальной революции 60-х и французской моды, которая благодаря Сен-Лорану стала такой же частью культуры, как картины импрессионистов или произведения Пруста.

Ив Сен-Лоран родился в 1936 году в Алжире, бывшем тогда французской колонией. В 1954 году он уехал с мамой в Париж в школу при Профсоюзе высокой моды, которую вскоре бросил. В 19 лет он завоевал первую премию на конкурсе молодых дизайнеров за модель вечернего платья, после чего Кристиан Диор принял его на роль ассистента. Через два года, после смерти Диора, Ив Сен-Лоран возглавил главный французский дом моды. Ему был 21 год. Затем юного дизайнера призвали в армию и отправили воевать в родной Алжир. Через три недели Сен-Лоран с нервным истощением и дистрофией оказался в военном госпитале, где его лечили самыми примитивными способами - шоковой терапией и транквилизатороми.

Из Christian Dior Лорана уволили, но на полученные в качестве компенсации за расторгнутый контракт деньги в 1961 году Ив Сен-Лоран вместе со своим другом Пьером Берже создали собственный дом высокой моды. Это событие положило начало ставшим самыми влиятельными в наше время коллекциям одежды pret-à-porter.

По словам Лельевр, период с 1965 по 1976 годы был самым продуктивным в 40-летней карьере дизайнера. Именно тогда он ввел в женскую моду новые элементы, без которых ее уже не возможно представить: брючные костюмы, куртки-сафари, прозрачные платья и женский смокинг. Дело здесь не только в том, что Ив Сен-Лоран осмелился предложить кутюрным клиенткам черные водолазки и байкерские куртки, кожаные плащи и морские бушлаты – изобретения, cледы которых сегодня можно найти в гардеробе любой женщины. Масштаб его таланта проявился в том, что Сен-Лоран смог вообразить не просто новую моду, а новую женщину - свободную и независимую - и создавал для нее вещи удобные и практичные, всегда приспособленные к современности. Долгое время дефиле моделей Сен-Лорана сопровождали скандалы, так было и с закрытыми, но при этом практически обнажающими женское тело полупрозрачными шифоновыми платьями и блузами в оборках и бантах. Он черпал идеи и в искусстве: Матисс, Пикассо, Мондриан и Энди Уорхол присутствуют в его моделях; и одним из первых почувствовал симптомы глобализации, требовавшей заново осмыслить экзотические культуры: он вдохновлялся искусством Китая, Марокко, Экваториальной Африки и царской России.

Пьер Берже отвечал за все: финансы, маркетинг, брендирование, отношения с прессой. Все нити модного бизнеса были у него в руках. Иногда его сравнивали с кукловодом, держащим на короткой привязи не только своего гениального друга, но и все их окружение и всю французскую индустрию моды. Пьер Берже спас карьеру Сен-Лорана, считает Лельевр. Их 40-летний союз может иллюстрировать тезис о единстве и борьбе противоположностей: Лоран - робость, одиночество, приступы гениальных озарений, сменяющихся беспросветной депрессией; Берже — расчетливый ум, напор и железное здоровье. Сделав себя незаменимым, Берже отнял у Сен-Лорана его незавивисимость, cчитает Лельевр, и превратил его в бесмопощную примадонну.

Saint Laurent, mauvais garçon
Marie-Dominique Lelièvre,
Flammarion, Broché, 2010
318 pages
Prix : CHF 38.80

AP ©
AP ©
AP ©

Ив Сен-Лоран (полное имя - Ив Анри Дона Матье Сен-Лоран) родился 1 августа 1936 г. в обеспеченной аристократической семье в г. Оран в Алжире - стране, которая тогда считалась частью Франции. Несколько поколений подряд династия Сен-Лоран занималась юриспруденцией, а потому будущее маленького Ива было практически определено: он должен был стать юристом в соответствии с семейными традициями. И если бы в один прекрасный день его мать Люсьен не заметила в тощем и болезненном мальчике склонности к профессии дизайнера (в три года он уже рисовал платья для кукол сестры) и не приложила бы всех усилий к тому, чтобы он развил в себе эти таланты, мир мог бы не увидеть шикарных творений легендарного модельера.

Так или иначе, в 17 лет Ив Сен-Лоран, окончив местную школу искусств, приехал в Париж с обширным портфолио, а вскоре получил известность и несколько наград в области дизайна. Спустя два года состоялся дебют Сен-Лорана в качестве модельера - он принял участие в конкурсе молодых дизайнеров, на котором завоевал первую премию одновременно с молодым Карлом Лагерфельдом за дизайн вечернего платья. Та победа открыла молодому дизайнеру заветные двери: журнал Vogue опубликовал несколько его эскизов, а главный редактор познакомил его с Кристианом Диором, который сразу распознал в талантливом юноше своего нового ассистента. Впрочем, их совместная работа продолжалась недолго: в октябре 1957 г. Диор скоропостижно скончался, и 21-летний Сен-Лоран стал его преемником, получив в управление самый знаменитый французский дом моды.

Однако в 1960 г. многообещающий дизайнер, которого уже признала французская пресса, был призван в армию и отправлен воевать в Алжир, где в то время шла война за независимость. Для впечатлительного Ива это закончилось психиатрическим отделением военного госпиталя, и вскоре его комиссовали по здоровью не без помощи Пьера Берже, с которым дизайнер познакомился вскоре после своего первого триумфа. Вернувшись в Париж, Сен-Лоран обнаружил, что инвесторы дома моды Dior уже подобрал ему замену. Но и этот удар судьбы модельер перенес достойно: в 1962 г. он основал вместе с Берже модельный дом Yves Saint Laurent, который привнес в моду невиданную доселе простоту и одел женщин в исключительно мужскую, как тогда считалось, одежду - брюки, кожаные пиджаки, сапоги по бедро и даже смокинги, из-за чего многие его показы сопровождались скандалами. Впрочем, это не помешало Сен-Лорану в 1983 г. стать первым модельером, которому при жизни была посвящена выставка в нью-йоркском музее Метрополитен.

Тем не менее от пережитого в армии шока Ив Сен-Лоран так и не оправился. Он пристрастился к наркотикам и алкоголю, периодически впадал в глубокие депрессии и даже несколько раз балансировал на грани самоубийства. Но каждый раз Пьер Берже оказывался рядом и выводил друга из кризиса. В середине 1990-х в парижской тусовке поползли слухи о том, что Ив Сен-Лоран тяжело болен - то ли раком, то ли СПИДом. Сам модельер, не скрывавший, кстати, своих пагубных пристрастий, позднее вспоминал об этом с улыбкой: "В один "прекрасный" день по радио объявили, что я умер. Ко мне бросились толпы журналистов, пришлось мне говорить, что это все ложь и вот он я, жив и почти здоров. Но они почему-то совершенно не хотели мне верить, хотя видели меня собственными глазами".

В 1999 г. маэстро, наконец, решил продать свою легендарную марку, производство повседневной одежды и аксессуаров дому моды Gucci. Сумма сделки составила $1 миллиард. А вскоре, в начале 2002 г., Сен-Лоран и вовсе почувствовал, что занятие высокой модой перестало приносить ему удовольствие, и решил окончательно распрощаться со своим ремеслом. "Я познал страх и ужасное одиночество, транквилизаторы и наркотики, липовых друзей, тюрьму депрессии и клиник, - сказал тогда кутюрье. - Я вынырнул из всего этого, ослепленный, но протрезвевший".

Позднее Сен-Лоран раскрыл истинную причину своего ухода. Он признался, что очень устал находиться почти полвека на пике моды, а его решение оставить свое ремесло было основано на все возрастающем отвращении к индустрии, где правит коммерция, а не искусство. "У меня нет ничего общего с этим новым миром моды, который скатился к обычному украшению витрин, - подчеркнул кутюрье. - Ты никогда не уверен в себе в этой торговле. Ты постоянно вынужден учиться новым вещам. И постоянно приходится превосходить себя. Элегантность же и красота изгнаны".

После этого Ив Сен-Лоран ушел в тень. Никто не знал, чем он занимается. Поговаривали, что он сочиняет рассказы и стихи. Появились даже слухи о том, что Сен-Лоран хочет вернуться в мир моды. В итоге после двухлетнего молчания он сам заявил о себе в новом качестве, открыв собственный культурный фонд. Однако мир запомнил Сен-Лорана именно как великого модельера, почитавшегося многими последним из плеяды французских кутюрье, в которую входили Кристиан Диор и Коко Шанель. Человек-эпоха, мастер своего дела, он был чудовищно одинок и жил, по его собственному признанию, как монах.

Читайте также: