К инфекционным болезням передающимися через воздух относятся к

Обновлено: 25.04.2024

3. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?

1. фагоциты 2. лимфоциты 3. эритроциты 4. тромбоциты

4. Малый круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка 2. от правого желудочка 3. от аорты 4. от правого предсердия

5. Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания

  1. волосковых клеток 3. жидкости улитки
  2. мембраны улитки 4. барабанной перепонки

6. Как называется чрезмерное повышение артериального давления?

1. гипертония 2. гипотония 3. аллергия 4. аритмия

7. Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника?

  1. из гладких мышц 3. из эпителиальной ткани
  2. из скелетных мышц 4. из соединительной ткани

8. Какие органы относятся к центральной нервной системе:

1. нервы, нервные узлы 3. спинной мозг, головной мозг, нервные узлы

2. спинной мозг, головной мозг 4. головной мозг, нервы, нервные узлы

  1. рецептор, воспринимающий сигнал 3. проводящие пути
  2. зона коры, где проводится анализ раздражений 4. все указанные компоненты

10. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?

1. Пргипопитеки 2.Дриопитеки 3. Парапитеки 4. Австралопитеки.

11. Наименьшая скорость движения крови в

12. Парным органом мочевыделительной системы является

  1. мочеточник 3. мочеиспускательный канал
  2. мочевой пузырь 4. почка

13. Как называется оболочка, которой покрыты легкие?

1. легочная плевра 2. эпителий 3. альвеола 4. мембрана

14. К железам внешней секреции относят:

1. печень 2. половые железы 3. гипофиз 4. надпочечники

15. Дыхательные пути - это

  1. носовая полость, гортань, трахея 3. только бронхи
  2. носовая полость, гортань, трахея, бронхи 4. трахея и бронхи

16. В органах пищеварения не расщепляются

1. углеводы 2. води и минеральные соли 3. жиры 4. белки

17. Пластический обмен это –

  1. синтез органических веществ из неорганических 3. синтез минеральных веществ
  2. окисление органических веществ 4. окисление минеральных веществ

18. При недостатке витамина В1 развивается

19. В ротовую полость открываются протоки

1. печени 2. поджелудочной железы 3. надпочечников

4. слюнных желез

20. К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относится

1. инфаркт миокарда 2. СПИД 3. малокровие 4. туберкулез

21. Какой орган выделительной системы главный?

1. кожа 2. сердце 3. почки 4. кишечник

22 . Где в коже содержится пигмент?

3. соединительная ткань.

4. в клетках ростового слоя эпидермиса.

23. Как называется неподвижное соединение костей?

1. стык 2. сустав 3. шов 4. Хрящ

24. Если мыло в воде плохо мылится, это свидетельствует о том, что вода:

25. Какой из органов чувств способен обнаруживать предметы и определять их место в пространстве?

1. слух 2. Зрение 3. Обоняние 4. осязание

1. Установите соответствие:

1. стекловидное тело А. зрительный

2. улитка Б. пространственный (вестибулярный)

3. колбочки В. слуховой

6. полукружные каналы

2. Установите соответствие

НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

  1. вены малого круга кровообращения
  2. вены большого круга кровообращения
  3. артерии малого круга кровообращения
  4. артерии большого круга кровообращения

3. Установите соответствие между типами зубов и их функциями и особенностями строения:

Строение и функции

Широкая, бугристая поверхность

Разжевывание и перетирание пищи

Состоит из дентина и эмали

  1. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.
  2. В чем значение крови для организма человека?

Итоговый тест по биологии за курс 8 класса

1. Белки расщепляются в

1. пищеводе 2. ротовой полости 3. печени 4. желудке, кишечнике

2. Как называются длинные отростки тел нейронов, покрытые оболочкой из соединительной ткани и выходящие за пределы головного и спинного мозга?

1. нервы 2. нервные центры 3. нервные узлы 4. гормоны

3. Что составляет основную часть плазмы?

1. белки 2. жиры 3. углеводы 4. вода

4. Большой круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка 2. от правого желудочка 3. от аорты 4. от левого предсердия

5. Структурой глазного яблока, регулирующей количество поступающих в глаз солнечных лучей, является

  1. роговица 2. зрачок 3. хрусталик 4. стекловидное тело

6. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы человека?

1. вены 2. артерии 3. капилляры 4. клапаны

7. Кровь движется к сердцу по

1. артериям 2. капиллярам 3. венам 4. лимфатическим сосудам

8. Как называется ответ организма на раздражение, который осуществляет и контролирует центральная нервная система?

1. гормон 2. Нейрон 3. Рефлекс 4. Синапс

9. Какой участок языка воспринимает горький вкус?

1.кончик языка 2. Корень языка 3. Боковая поверхность языка 4. Уздечка языка

10. Какой человек стал именоваться Человеком разумным?

1. питекантроп 2. Синантроп 3. Кроманьонец 4. Неандерталец

11. Нормальное артериальное давление человека

12. Наружная часть почки образована

  1. корковым слоем 2. мозговым слоем 3. почечной лоханкой 4. сетью капилляров

13. В качестве профилактики от заболевания гриппом нужно

  1. заниматься спортом 3. прикрывать рот и нос марлевой повязкой при обращении с больными
  2. делать зарядку 4. не бывать на улице

14 . Секрет желез внутренней секреции непосредственно выделяется:

1. в полость рта 2. кровеносные сосуды 3. органы мишени 4. во внешнюю среду

15. Голосовые связки расположены в

1. глотке 2. трахее 3. гортани 4. ротовой полости

16. У человека желудок расположен за

1. пищеводом 2. глоткой 3. толстой кишкой 4. тонкой кишкой

17. Энергетический обмен это -

  1. синтез органических веществ из неорганических 2.синтез минеральных веществ

3.окисление органических веществ с освобождением энергии

4.окисление минеральных веществ

18.Кто такие гельменты?

1. микроорганизмы 2. Паразитические черви 3. Вирусы 4. Бактерии

19. Как называется восполение червеобразного отростка, отходящего от слепой кишки?

1. дизентерия 2.гастрит 3. Аппендикс 4 холецистит

20. Какая система осуществляет перенос кислорода от легких к тканям и органам?

1. дыхательная 2. кровеносная 3. выделительная 4. Пищеварительная

21. Какое количество воды ежедневно удаляется через почки?

1. 0,5 л 2. 1,5 л 3. 2 л 4. до 3 л

22 . Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин

1. В1 2. С 3. D 4. А

23. .Сколько изгибов образует позвоночник человека?

24. Сколько воды необходимо выпивать человеку в сутки :

25. В какой момент человек воспринимает запахи?

1. при вдыхании воздуха 2. при выдыхании воздуха

3. при задержке дыхания 4. при поступлении кислорода в кору головного мозга

1.Соотнесите название структур глаза и окружающих его органов с их функциями или расположением в органе .

Название структур глаза

Функция структуры или его расположение в органе

А.увлажнение и защита глаза от бактерий

Б. место расположения глаза

В. Проведение нервного импульса

Г. Прозрачная оболочка

Д. светочувствительная оболочка

Е.. оболочка, придающая глазам цвет

Ж. орган, выполняющий функцию линзы

В2. Установите соответствие:

1. передается по наследству, врожденный;

2. возникает под действием вакцины;

3. приобретается при введении в организм лечебной сыворотки;

4. формируется после перенесенного заболевания.

3.Ниже приведены названия пищеварительных ферментов и их функции. Соотнесите их с отделами пищеварительной системы, в которых эти ферменты действуют наиболее активно.

Ферменты и их функции

Отделы пищеварительной системы

1. Амилаза и мальтоза расщепляют углеводы

2.Пепсин – расщепляет белки в кислой среде

А) ротовая полость

3.Липаза – расщепляет жиры

4.Трипсин – расщепляет белки в щелочной среде

1. В чем состоит барьерная функция печени?

2. Почему сердце работает всю жизнь, не утомляясь?

Инструкция по выполнению итогового теста

Итоговый тест состоит из 3 частей:

Часть А содержит 25задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

Часть В включает 3 задания, требующих написать ответ в виде последовательности цифр и букв.

Часть С включает 2 вопроса, на которые надо дать развернутый ответ.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, есл и они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

1-А, 2- В, 3-А, 4-А, 5-В, 6-Б

А – 2, 4, 6 Б – 3,6 В – 1, 5, 6

1-б, 2-а, 3-г, 4-е, 5-ж, 6-д, 7-в.

  1. Рекомендация врача вызвана тем, что у данного человека очаги инфекции находятся в больных зубах и пораженной ангиной глотке. Оттуда микробы и попадают в почки. Это нисходящая инфекция для почек.
  2. Кровь это вид соединительной ткани. Осуществляет связь между всеми частями организма. Обеспечивает питание и вынос продуктов распада

Ответы Вариант 2

С.1. Печень орган массой до 1,5 кг. В печень входят печеночная артерия, воротная вена, выходят лимфатические сосуды и общий печёночный проток. Стенки капилляров печени способны поглощать из крови циркулирующие в ней вещества, захватывать и переваривать вредные микроорганизмы, остатки эритроцитов, капли жира. Пройдя через капилляры , кровь собирается в центральные вены , которые впадают в нижнюю полую вену. ПО этим сосудам очищенная кровь выводится из печени.

Ответ на С 2. Сердце часть своего сердечного цикла отдыхает.

Систола (сокращение) предсердий и дистола (расслабление) желудочков-предсердия сокращаются, митральный и трёхстворчатый клапаны открываются и кровь поступает в желудочки.

Систола желудочков – кровяное давление в них повышается , полулунные клапаны аорты и клапаны легочных артерий открываются, кровь из желудочков поступает в сосуды.

Общая дистола-желудочки расслабляются. сердце остаётся в состоянии покоя, пока кровь, поступающая по венам , не заполнит предсердия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7-го класса("Животные").

Итоговая контрольная работа состоит из трех частей: часть1( тесты), часть2( установить соответствие), часть3( ответить на вопрос). Охвачены все темы по курсу" Животные".

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса.

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса.


Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"

Итоговая контрольная работа по биологии, 6 класс, 2 варианта (по УМК В.В. Пасечника).


Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса.

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса.( программа Пасечника В.В.) Тест составлен по материалам с сайта "Решу ЕГЭ" и рассчитан на 40 мин.

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса

Данная работа содержит в себе проверку знаний по основному материалу по биологии в 11 классе. Темы: "Основы учения об эволюции", "Антропогенез", "Основы экологии".

Заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем: разновидности и профилактика

Для заражения недугом, распространяющимся воздушно-капельным путем, необходим прямой контакта с носителем инфекции. Болезнетворные бактерии попадают в окружающее пространство через дыхание, кашель, чихание, зевоту и т. п.

Разновидности

Перечень наиболее распространенных болезней, передающихся воздушно-капельным путем:

  • Грипп. Носитель гриппа становится заразным уже на второй день после появления у него первых признаков заболевания. В первую очередь недуг поражает верхние дыхательные пути.
  • ОРВИ. По своей симптоматике респираторные инфекции очень напоминают грипп, однако протекают, как правило, в более легкой форме.
  • Дифтерия. Опасный недуг, поражающий носоглотку, трахеи, бронхи и органы зрения. Даже после полного выздоровления пациент может продолжать распространять инфекцию.
  • Менингококковая инфекция. Сложная болезнь, провоцирующая гнойное поражение головного мозга.
  • Коклюш. Типичные проявления коклюша — настойчивый кашель, сопровождающийся спазмами. Причиной недуга может стать обычный насморк.
  • Корь. На первом этапе симптомы болезни похожи на ОРВИ. Однако спустя несколько дней на теле пациента появляются розовые пятна.
  • Скарлатина. После резкого скачка температура (вплоть до +40 градусов) на сгибаемых участках тела появляется сыпь. Кроме головной боли, пациенты страдают гиперемией щек и тошнотой.
  • Эпидемический паротит. Недуг поражает ЦНС и слюнных желез. Кроме общих симптомов ОРВИ, паротит вызывает отек и боль шеи и ушей.
  • Краснуха. В результате этого заболевания страдают прежде всего лимфатические узлы и кожа (высыпания). При этом температура может оставаться в пределах нормы.
  • Полиомиелит. Самая опасная из всех болезней, распространяющихся воздушно-капельным путем. Поражает нервную систему и мозг позвоночника.
  • Ветряная оспа. Очень заразная инфекция, обычно поражающая детей.

Профилактика

Чтобы повысить сопротивляемость организма болезням, передающимся воздушно-капельным путем, специалисты рекомендуют соблюдать простые профилактические меры:

  • не перегружать организм;
  • качественно, разнообразно и полноценно питаться;
  • регулярно проветривать помещение;
  • избегать мест большого скопления людей.

После первых симптомов заболевания необходимо сразу же обратиться к врачу. То, что поначалу проявляется, как ОРВИ, может оказаться паротитом, корью или полиомиелит. Чем раньше пациенту будет оказана профессиональная помощь, тем больше у него шансов преодолеть недуг без последствий для здоровья.

Воздушно- капельные инфекции — относятся к инфекциям дыхательных путей, самой большой и распространенной группе инфекционных заболеваний, с самым быстрым способом передачи. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами - коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19, ОРВИ, грипп, аденовирусная инфекция, ветряная оспа, корь, краснуха, эпидемический паротит, так и бактериями - ангина, скарлатина, дифтерия, менингококковая и пневмококковая инфекции. В 2020 году заболеваемость составила 98,6% среди всех инфекционных заболеваний, из них 90,2% приходится на ОРВИ и грипп.

Болезнетворные микроорганизмы с капельками слюны, слизи, при разговоре, кашле, чихании попадают в воздух, оседают на пылевых частицах и током воздуха разносятся в разные стороны, а затем попадают в организм человека с вдыхаемым воздухом. Этот путь распространения инфекции характерен для закрытых помещений.

Краткая характеристика основных воздушно-капельных инфекций:

- Коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19 - относится к РНК содержащим вирусам, возбудитель SARS-CoV-2. В 2020 году обрела масштаб пандемии. Инкубационный период 2-14 дней, начинается постепенно, и в тяжелых случаях может длится до 6 недель, наиболее типичные симптомы повышение температуры тела, кашель, затрудненное дыхание.

- Грипп - это тяжелая острая вирусная инфекция, которая поражает верхние и нижние дыхательные пути. Инкубационный период 1-4 дня, начинается внезапно, и продолжается 3-7 дней, наиболее типичные симптомы повышение температуры тела, боль в теле и глазных яблоках.

- ОРВИ легкого течения (простуда) - клинический синдром острого воспаления верхних дыхательных путей, затрагивающего преимущественно нос и возникающего из-за неспецифической острой респираторной инфекции. Инкубационный период 1-3 дня, начинается постепенно и длится 7-12 дней, типичные симптомы насморк, воспаление горла, кашель.

- Коклюш - острая инфекция дыхательных путей. Наиболее опасна для детей до года. Инкубационный период— от 3 до 14 дней. Затем начинается лёгкий, постепенно усиливающийся сухой приступообразный кашель, вплоть до рвотного рефлекса. Ребенок может во время кашля синеть и могут лопаться капилляры глаз.

- Менингококковая инфекция - характеризуется широким диапазоном клинических проявлений от носительства до менингита и тяжелейшего менингококкового сепсиса. Инкубационный период 2-10 дней (чаще 3-4 дня). Может иметь очень быстрое, молниеносное развитие тяжелейших форм. Характерно острое начало, высокая температура, сильная головная боль, рвота, не приносящая облегчения. Сыпь: сначала розовая, затем багровая, неправильной формы, звездчатая, на стопах, голени, ягодицах, затем распространяется на все тело.

- Ветряная оспа - одна из самых распространенных инфекционных заболеваний, встречающихся у детей. Инкубационный период от 11 до 27 дней (чаще 13-21 день). Температура 37,5-38°С, появление розовых пятен по всему телу, через 4-7 часов сыпь превращается в мелкие пузырьки, а затем покрывается корочкой. Возможен зуд. Через 7-15 дней корочки отпадают.

Профилактика воздушно-капельных инфекций может быть специфическая и неспецифическая. К неспецифическим мерам профилактики капельных инфекций относится следующие:

Инфекционные болезни

Инфекционные болезни ("infectio" - заражение) - это группа заболеваний, которые вызываются проникновением в организм болезнетворных (патогенных) микроорганизмов. Чтобы патогенный микроб, попавший в организм, мог вызвать инфекционные болезни, он должен быть способен преодолевать сопротивляемость человеческого организма и оказывать на него токсическое действие. Эти качества специалисты называют вирулентностью (ядовитостью). Некоторые патогенные микроорганизмы высвобождают токсины (эндотоксины), в процессе саморазрушения (брюшной тиф, холера). Другие возбудители инфекционных заболеваний выделяют токсины (экзотоксины) в процессе своей жизнедеятельности (дифтерия, столбняк).

На сегодняшний день число известных науке инфекционных заболеваний превышает 1200, и эта цифра постоянно увеличивается. Человек на протяжении всей своей жизни контактирует с несчетным количеством микроорганизмов. Тем не менее, лишь 1/30000 часть микробов является возбудителями инфекционных заболеваний. Это грибки, бактерии, риккетсии и вирусы, обладающие патогенными свойствами. Интенсивность распространения инфекционных болезней зависит, в основном, от социально-бытовых факторов: условий труда, питания, жилищных условий, культурного и экономического уровня населения.

Процесс протекания инфекционных заболеваний

Инфекционные заболевания

Инфекционные заболевания отличаются от неинфекционных тем, что болезнетворный агент и организм при инфекционных болезнях обладают определённой биологической активностью. Патогенный микроорганизм является мощным раздражителем, в результате воздействия которого на организм возникает сложный процесс. С самого начала этого процесса в нем выделяется два основных звена - физиологическое состояние организма и возбудитель инфекционного заболевания. Соотношения между этими звеньями в каждом конкретном случае могут быть различными в зависимости от этапа, фазы, периода развития инфекционного процесса. Необходимо учитывать, что не только больные, но и выздоравливающие после инфекционных болезней люди могут служить источниками возбудителей (при кишечных инфекциях, дифтерии и некоторых других). Некоторые люди могут являться носителями инфекции, не заболевая сами.

В развитии патологического процесса выделяют несколько основных стадий:

  • момент заражения - происходит проникновение болезнетворных микробов в организм;
  • инкубационный (скрытый, латентный) период - длится с момента инфицирования до проявления первых симптомов заболевания;
  • продромальный период (предвестник заболевания) - сопровождается небольшим повышением температуры, головной болью, чувством разбитости, общим недомоганием;
  • период нарастания заболевания - происходит последовательное появление признаков, характерных для определенной болезни;
  • разгар болезни - время ярко выраженного проявления всех специфических для заболевания симптомов;
  • период угасания заболевания - сопровождается исчезновением клинических признаков заболевания с быстрым (кризис) или медленным (лизис) падением температуры;
  • период выздоровления - продолжительность зависит от общего состояния организма, условий, в которых находится пациент, тяжести перенесенного заболевания.

Для многих инфекционных болезней человека (оспа, тиф, грипп, скарлатина, дифтерия и др.) характерно развитие осложнений в период болезни. После перенесенной инфекционной болезни человек на некоторое время или навсегда становится невосприимчивым к воздействию ее возбудителей (приобретает иммунитет).

Классификация инфекционных болезней

Инфекционные заболевания человека, в зависимости от определенного механизма передачи и места преимущественной локализации процесса делятся на следующие группы:

  • кишечные - сальмонеллез, холера, дизентерия, паратифы А и В, пищевые токсикоинфекции, эшерихиоз, брюшной тиф;
  • инфекции дыхательных путей - ветряная оспа, ОРВИ, корь, грипп, микоплазменная респираторная инфекция;
  • трансмиссовые, или кровяные, инфекции - малярия, чума, возвратный и сыпной тиф, ВИЧ-инфекция;
  • инфекционные заболевания наружных покровов - столбняк, сибирская язва;
  • инфекции с множественными путями передачи - инфекционный мононуклеоз, энтеровирусные инфекции.

По природе возбудителей инфекционные заболевания подразделяются на:

  • вирусные - корь, грипп, парагрипп, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, менингит, цитомегаловирусная инфекция;
  • прионные - фатальная семейная бессонница, куру, болезнь Крейтцфельда-Якоба;
  • протозойные - критоспоридиоз, амебиаз, изоспориаз, бабезиоз, токсоплазмоз, бластоцистоз, малярия, балантидиаз;
  • бактериальные - холера, чума, дизентерия, стафилококковая и стрептококковая инфекции, сальмонеллез, менингит;
  • микозы (грибковые инфекции) - эпидермофития, аспергиллёз, кандидоз, мукормикоз, криптококкоз, хромомикоз.

Инфекционные заболевания подразделяются также на зоонозные и антропонозные. К зоонозам относятся болезни животных, возбудители которых могут попадать в организм человека и заражать его (бешенство, сибирская язва, туляремия, ящур, бруцеллез, лептоспироз, листериоз). Антропонозы являются исключительно человеческими болезнями и передаются между людьми (корь, тиф, холера, дизентерия, натуральная оспа, брюшной тиф, дифтерия). Вызываемые паразитами (возбудителями животного происхождения - насекомыми, простейшими, клещами) заболевания называют паразитарными, или инвазионными.

Среди всех инфекционных болезней выделяют ряд особо опасных инфекций, называемых карантинными. Они характеризуются склонностью к быстрому распространению, высокой степенью заразности, тяжелым эпидемическим течением и большим риском быстрого летального исхода. Всемирной организацией здравоохранения к этой группе отнесены натуральная оспа (считается искорененной в мире с 1980 года), чума, желтая лихорадка (и сходные с ней по эпидемиологии лихорадки Марбург и Эбола), холера. В России особо опасными инфекционными заболеваниями считаются также сибирская язва и туляремия.

Способы инфицирования, лечения и профилактики инфекционных заболеваний

Лечение и профилактика инфекционных заболеваний

Лечение инфекционных заболеваний обычно проводится в специализированных отделениях стационаров, в легких случаях возможно лечение в домашних условиях. Строгое соблюдение противоэпидемического режима является обязательным условием. Современная медицина создала и успешно использует большое число эффективных лекарственных средств. Это антибиотики, вакцины (применяются для профилактики инфекционных заболеваний), иммуноглобулины различного рода, бактериофаги и т.д.

Профилактика инфекционных болезней не менее важна, чем лечение инфекционных заболеваний. Большое значение придается воспитанию чистоплотности у людей. Обыкновенное мытье рук после посещения уборной, выполнения грязной работы, перед едой уже может уберечь от многих кишечных инфекций. Кроме того, источником инфекции могут быть не только места общего пользования, но и деньги, поручни в транспорте, поверхность прилавков и многое другое. Купленные фрукты и овощи могут быть источником гельминтов и других опасных микробов, поэтому их обязательно нужно тщательно вымывать перед употреблением. Инфекционными носителями являются тараканы и грызуны, для борьбы с которыми промышленность производит разнообразные средства, которыми необходимо обрабатывать места их скопления и распространения. Нельзя сбрасывать со счетов комаров и клещей. Эти насекомые особенно опасны, так как переносят не только энцефалит и малярию, но и СПИД вместе с кровью инфицированного человека. Для защиты от клещей и комаров существует множество кремов и аэрозолей для нанесения на одежду, а также фумигаторов и отпугивателей.

Читайте также: