Какой признак строения паразитических клещей свидетельствует об их развитии по пути идиоадаптации

Обновлено: 25.04.2024

1. Уменьшение или исчезновение органов в ходе нормального индивидуального развития или при болезненных изменениях, а также в ходе эволюции при изменении условий существования организмов:
а) дегенерации
б) адаптации
в) адаптивность

2. Пример дегенерации у животных:
а) появление хвоста у головастика в процессе метаморфоза
б) исчезновение хвоста у головастика в процессе метаморфоза +
в) рост мозга у человека

3. Общая дегенерация характерна для оседлых и … форм:
а) вымерших
б) нововыявленных
в) паразитических +

4. Положительная сторона дегенерации:
а) уход от конкуренции с другими видами +
б) приход к конкуренции с другими видами
в) отсутствие эволюционного развития

5. Положительная сторона дегенерации:
а) приобретение неблагоприятной среды обитания
б) отсутствие эволюционного развития
в) защита (за счет организма хозяина) +

6. Положительная сторона дегенерации:
а) приобретение неблагоприятной среды обитания
б) приобретение благоприятной среды обитания +
в) приход к конкуренции с другими видами

7. Одно из направлений эволюционного процесса, связанное с упрощением организации, в том числе утратой органов и их систем:
а) индивидуальная дегенерация
б) выборочная дегенерация
в) общая дегенерация +

8. При дегенерации естественным путём устраняются органы:
а) потерявшие прежнее значение +
б) получившие прежнее значение
в) нужные организмам

9. Паразитические черви утратили органы пищеварения, т.к. живут в:
а) водной среде
б) неорганической среде
в) питательной среде +

10. Повилика:
а) имеет один лист
б) не имеет листьев +
в) имеет иголки

11. Растение Петров крест не способен к фотосинтезу, так ли это:
а) да +
б) нет
в) не изучено

12. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:
а) дегенерации
б) биологического регресса +
в) ароморфоза

13. Пример ароморфоза у хвойных растений – возникновение:
а) семени +
б) цветка
в) плода

14. Какой ароморфоз позволил древним пресмыкающимся вытеснить древних земноводных:
а) способность к регенерации
б) покровительственная окраска
в) роговой покров +

15. Какой ароморфоз позволил древним пресмыкающимся вытеснить древних земноводных:
а) развитые легкие +
б) теплокровность
в) четырехкамерное сердце

16. Идиоадаптации способствуют возникновению:
а) отделов
б) семейств +
в) типов

17. Ароморфоз ведет к…:
Выберите неверный ответ:
а) повышению интенсивности жизнедеятельности
б) общему подъему организации
в) формированию частных приспособлений +

18. Длинный липкий язык, которым хамелеон ловит насекомых:
а) дегенерация
б) идиоадаптация +
в) дивергенция

19. Примером дегенерации является отсутствие:
а) жабр у взрослых лягушек
б) конечностей у змей
в) стебля у повилики +

20. Не является ароморфозом:
а) возникновение двух кругов кровообращения
б) увеличение размеров тела +
в) появление внутреннего скелета

21. Является ароморфозом:
а) появление челюстей у позвоночных животных +
б) увеличение размеров тела
в) оба варианта верны

22. К идиоадаптации относится:
а) развитие образовательных тканей у растений
б) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений +
в) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

23. К идиоадаптации относится:
а) крупная, влажная пыльца у ветроопыляемых растений
б) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных
в) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений +

24. К идиоадаптации относится:
а) развитие образовательных тканей у растений
б) железистые волоски на листьях душистой герани +
в) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

25. К ароморфозам относят:
а) образование клубней у картофеля
б) появление цветков у голосеменных
в) появление семян у голосеменных +

26. К ароморфозам относят:
а) образование прицепок у плода череды
б) появление тканей и органов у растений +
в) появление обтекаемой формы тела у дельфина

27. К ароморфозам относят:
а) появление цветка у покрытосеменных +
б) образование клубней у картофеля
в) появление обтекаемой формы тела у дельфина

28. Пример, иллюстрирующий общую дегенерацию:
а) отсутствие легких у рыб
б) отсутствие хвоста у лягушки
в) отсутствие зрения у животных, живущих под землей +

29. Пример, иллюстрирующий общую дегенерацию:
а) редукция органов чувств у паразитических червей +
б) отсутствие легких у рыб
в) превращение корней растения повилики в присоски

30. Пример, иллюстрирующий общую дегенерацию:
а) приобретение кишечника ленточными червями
б) утрата кишечника ленточными червями +
в) отсутствие хвоста у лягушки

Материал может быть использован для тематического контроля и подготовке к ЕГЭ (2 варианта).

ВложениеРазмер
variant12_osn.docx 35.85 КБ

Предварительный просмотр:

а) Дж. Рей б) К. Линней в) Ж.. Б . Ламарк г)Ч. Дарвин

2. Основной направляющий фактор эволюции, по Дарвину :

а) наследственность б) изменчивость в) естественный отбор

в) борьба за существование

3. Какую форму борьбы за существование считают наиболее напряженной?

1) межвидовую 2) с вредителями сельского хозяйства

3) с факторами неживой природы 4) внутривидовую

4 . Элементарная единица эволюции:

а) отдельный вид б) совокупность видов, объединенных родством

в) отдельная популяция какого-либо вида

г) отдельная особь

5. Миграции особей популяции как фактор эволюции приводит к:

а) расселению особей на новые территории,

б) уменьшению или увеличению численности популяции

в) обновлению генофонда популяции, либо образованию новой популяции

г) распаду родительской популяции на несколько более мелких дочерних популяций

6. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций выступает изоляция:

а) географическая б) генетическая

в) экологическая г) этологическая

7. В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит учение о

А) дивергенции б) естественном отборе в) дегенерации г) искусственном отборе

8 . Пример покровительственной окраски:

а) зелёная окраска кузнечика

б) зеленая окраска листьев у большинства растений

в) ярко- красная окраска у божьей коровки

г) сходство в окраске брюшка у мухи – журчалки и осы

9. Выберите правильную формулировку биогенетического закона Э. Геккеля и Ф. Мюллера:

1) особенности распределения организмов на планете тесно связаны с

преобразованием земной коры

2) каждая особь в индивидуальном развитии повторяет основные этапы истории развития своего вида

3) состав флоры и фауны островов зависит от происхождения островов

4) гены, отвечающие за развитие древних признаков, блокируются и не проявляются

10. Микроэволюция приводит к :

а) изменениям генотипов отдельных особей и обособлении популяций

б) формированию родов, семейств, отрядов

в) изменению генофонда популяций и образованию новых видов

г) возникновению обособленных популяций и образованию географических подвидов и рас

11 . По морфологическому критерию птицы отличаются от других хордовых:

а) хромосомным набором б) перьевым покровом

в) способностью к полету г) интенсивным обменом веществ

12. Приспособленность организмов к среде обитания результат:

а) стремления особей к самоусовершенствованию

б) деятельности человека

в) модификационной изменчивости

г) взаимодействия движущих сил эволюции

13. Отбор, в результате которого в природе сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют

1) разрывающим 2) движущим

3) стабилизирующим 4) методическим

14. Пример внутривидовой борьбы за существование – это конкурентные отношения между

1) кротом и землеройкой

2) мышами и лисицами

3) лосями и косулями

4) волками одной стаи

15. Аналогичными являются крылья голубя и

1) крылья летучей мыши 2) крылья пчелы

3) ласты кита 4) крылья воробья

16 . О чем свидетельствует сходство в строении и жизнедеятельности водорослей и мхов

1) о разнообразии растительного мира

2) о родстве и единстве растительного мира

3) об усложнении растений в процессе эволюции

4) о приспособлении растений к среде обитания

17. Сколько видов растений в приведённом списке: берёза, редька, берёза бородавчатая, редька посевная, берёза пушистая, берёза обыкновенная, редька дикая, тополь ?

1) 5 2) 6 3) 3 4) 4

18. Наличие в популяции большого числа особей с различными

наследственными изменениями является важным условием

1) установления пищевых связей с другими популяциями

2) эффективности действия естественного отбора

3) установления пищевых связей между её особями

4) уменьшения её численности

19. Путь эволюции, приводящий к упрощению организации живых существ, называют

1) общей дегенерацией 2) идиоадаптацией

3) биологическим регрессом 4) ароморфозом

20. Какой признак строения паразитических клещей свидетельствует об их развитии по пути идиоадаптации?

1) колюще-сосущий ротовой аппарат 2) трахейное дыхание

3) хитиновый покров 4) членистые конечности

В 1. Экологический критерий вида характеризуется

1) приспособленностью вида к условиям обитания

2) последовательностью нуклеотидов в хромосоме

3) способом питания

4) сходством физиологических процессов

5) особенностями запаха

6) выбором мест размножения

В2 . К элементарным эволюционным факторам (движущим силам) относят

3) модификационную изменчивость

4) плотность популяции

5) приспособленность особей к среде

6) борьбу за существование

В3 .Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам ?

1) возникновение теплокровности у позвоночных

2) развитие трёхкамерного сердца у земноводных

3) формирование торпедообразного тела у акул

4) развитие зародыша внутри матки

5) появление рогов у копытных

6) формирование крыльев у летучих мышей

В4. Установите соответствие между причинами и способами видообразования

Причины видообразования Способы

1.расширение ареала исходного вида А) географическое

2. стабильность ареала исходного вида Б) Экологическое

3. разделение ареала вида различными

4.многообразие изменчивости особей внутри ареала

5. многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

В5. Установите последовательность возникновения групп беспозвоночных животных в процессе исторического развития.

А) плоские черви

Б) одноклеточные животные

Г) кольчатые черви

Д) колониальные одноклеточные организмы

С1. Самцы павлинов длинный ярко окрашенный хвост. Птицы, обладающие слишком коротким и тусклым хвостовым оперением или слишком длинным и ярким, уничтожаются естественным отбором. Чем это объясняется? Какая форма ЕО проявляется в этом случае?

С2. Почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов? Объясните, какие факторы эволюции этому способствуют.

С3. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее 3-х признаков.

С4.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

  1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию.
  2. Основными характеристиками популяции являются плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей класса. 4. Популяция - это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию.

1 . Область распространения северного оленя в зоне тундры - это критерий :

а) экологический б) генетический

в) морфологический г) географический

2 . Роль рецессивных мутаций в эволюционном процессе состоит в том, что они

1) затрагивают только гены соматических клеток

2) являются скрытым резервом наследственной изменчивости

3) уменьшают генетическую неоднородность особей в популяции

4) проявляются всегда у организмов в первом поколении

3 . Критерий вида – это

1) совокупность признаков, свойственных данному виду

2) способность организмов к саморегуляции

3) способность особей к эволюции

4) популяционная структура вида

4. Наиболее остро борьба за существование происходит между

а) особями одного вида б) особями одного рода

в) популяциями разных видов г)популяциями и условиями среды

5. Единица эволюции видов в природе:

а) порода б) популяция в) сорт г)отряд

6. Какой морфологический критерий характерен для земноводных

а) пятипалый тип конечности б) глаза прикрытые веками

в) голая слизистая кожа г) роговой покров чешуи

7. В направлении приспособления организмов к среде обитания действует

а) искусственный отбор б) естественный

в) наследственная изменчивость г) борьба за существование.

8. Какой критерий позволяет выделить в самостоятельные виды двух кузнечиков, морфологически неотличимых друг от друга, занимающих сходные ареалы, но различных по числу хромосом?

9. Исходная единица систематики организмов:

а) вид б) род в) популяция г) отдельная особь

10. Следствием изоляции популяции является

а) миграция особей на соседнюю территорию

б) нарушение их полового состава

в) близкородственное скрещивание

г) нарушение их возрастного состава

11 . Пример мимикрии:

А) зеленая окраска у кузнечика

б) ярко-красная окраска божьей коровки

В) сходство в окраске брюшка у мухи- журчалки и осы

Г) сходство в окраске и форме тела гусеницы и сучка.

12. Согласно взглядам Ч. Дарвина, естественный отбор приводит к :

А) выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей

Б) гибели в поколениях наименее приспособленных особей

В) возникновению приспособленности у организмов к условиям существования

Г) изменчивости, представляющей материал для развития приспособленности

13. Основатель научной систематики (классификации)

А) Дж. Рей б) К. Линней в) Ж.Б. Ламарк г) Ч. Дарвин

14. Гомологичными являются крылья бабочки и крылья

1) летучей мыши 2) пчелы 3) воробья 4) летучей рыбы

15 . При распознавании видов двойников учитывается главным образом критерий

а) генетический б) географический

в) морфологический г) физиологический

16. Внутривидовая борьба за существование в популяции является напряжённой, так как её особи

1) имеют одинаковые потребности

2) составляют часть биоценоза

3) быстро размножаются

4) образуют пищевые связи в биогеоценозе

17. К результатам эволюции относят

1) наследственную изменчивость

2) модификационную изменчивость

3) многообразие видов

4) репродуктивную изоляцию

18. Сужение ареала вида служит показателем

1) общей дегенерации

2) биологического регресса

19. Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием :1

а) дрейфа генов б) движущей формой отбора

в) стабилизирующей формы отбора г) мутационного процесса.

20. О чем свидетельствует развитие многоклеточных организмов из зиготы?

1) о происхождении многоклеточных организмов от одноклеточных

2) об историческом развитии органического мира

3) об индивидуальном развитии растений и животных

4) о влиянии окружающей среды на развитие живых организмов

В1. Какие факторы относят к движущим силам эволюции?

1) приспособленность организмов

2) популяционные волны

3) антропогенную деятельность

4) абиотические факторы

5) мутационный процесс

6) естественный отбор

В2.Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию?

1) отсутствие лёгких у рыб

2) редукция органов зрения у крота

3) отсутствие хвоста у лягушки

4) редукция органов чувств у паразитических червей

5) превращение корней растения повилики в присоски

6) утрата кишечника ленточными червями

В3. Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида, для которых они характерны.

Признаки голого слизня Критерии вида

1.обитает в огородах и садах А) морфологический

2. раковина отсутствует

3. тело мягкое мускулистое Б) экологический

4. питается мягкими тканями наземных

5. органы чувств – две пары щупалец

6. ведёт наземный образ жизни

В4. Установите соответствие между приспособленностью организмов к среде обитания и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась.

А) ласты кита и роющая конечность крота 1) дивергенция

Б) крылья птицы и крылья бабочки 2) конвергенция

В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы

Г) разные формы клюва у вьюрков

Д) крыло летучей мыши и совы

В5. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции.

А) кистепёрые рыбы

Г) бесчерепные хордовые

Д) птицы и млекопитающие

С1.Одно растение одуванчика занимает площадь 10 см2 и даёт в год более100 семян. Через 10 лет потомство одной особи могло бы занять всю поверхность земного шара. Объясните, почему этого не происходит. Приведите не менее трёх аргументов.

С2.Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение остатков переходных форм и филогенетических рядов. Объясните значение этих доказательств и приведите примеры.

С3. Как происходит экологическое видообразование в природе?

С4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей класса. 4. Популяция - это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Контрольная работа по теме"Эволюционное учение" 11 класс

Контрольная работа по теме"Эволюционное учение" 11 класс для базового уровня, составлена по 2образу" материалов КИМов ЕГЭ.


контрольная работа по теме "Эволюционное учение" 11 класс

Контрольная работа по теме "Эволюционное учение" для 11 класса. Предложены два варианта разноуровневых заданий типа АВС. Ответы прилагаются.


Контрольная работа по теме"Эволюционное учение"

Два варианта контрольной работы рассчитаны на 45 мин . Используются разноуровневые задания и структура ЕГЭ.


Контрольная работа по биологии 9 класс раздел"Генетика. Эволюционное учение"

Контрольная работа по биологии 9 класс по разделам "Генетика и Эволюционное учение" в четырех вариантах. Предлагаютя задания с выбором одного правильного ответа из четырех - часть А; задания с кратким.

Контрольная работа по биологии 11 класс по итогам первого полугодия по теме "Эволюционное учение"

Контрольная рабора в 4 вариантах по итгам 1 полугодия по теме "Эволюционное учение".

3 варианта (итоговая за 1 ч).

Контрольная работа на тему: "Учение об эволюции"

Контрольная работа на тему: "Учение об эволюции"9 классОдин из возможных вариантовТипы заданий:выберите правильное утверждение; закончите предложения; определить связь между терминами и найт.

Биологический прогресс, как одно из направлений эволюции, достигается тремя путями (или характеризуется тремя формами): ароморфозом, идиоадаптацией и общей (филогенетической) дегенерацией.

В КИМах ОГЭ и ЕГЭ по биологии встречается много заданий по выявлению знаний учащимися этих трех характеристик биологического прогресса.

Светлана : Всегда считала эту тему не сложной. Но, оказывается всё не так просто… Встретился вопрос, какие из примеров иллюстрируют общую дегенерацию (три верных ответа из шести):

1) сокращение числа пальцев до двух у страусов; 2) упрощение нервной системы у ленточных червей; 3) превращение корней у повилики в присоски; 4) развитие детёнышей млекопитающих в матке; 5) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски; 6) отсутствие конечностей у змей.

Ответы 2 и 3 для меня очевидны, точно знаю что не 4, а остальное ?

Б.Ф .: Для характеристики общей дегенерации, вероятно, хорошими можно считать такие правила:

1) переход от активного образа жизни к более пассивному; 2) переход к паразитическому образу жизни; 3) возможности для большего использования готовых энергетических материалов.

Считаю, как и Вы, ответы 2 и 3 очевидными — характеризуют переход организмов к паразитизму. Наверное еще и 5, так как 1 и 6 — идиоадаптации, 4 — ароморфоз.

Светлана : Я так же думаю, как и вы. Но прочитала в пособии под редакцией Гусева, Каменского издательство Московского университета, что дегенерация рассматривается как переход к оседлому образу жизни, или жизни в экстремальных условиях (я поэтому и ряску отнесла к дегенерации, потому что для покрытосеменного растения вода это экстремальные условия). Всё вроде бы ничего.

Но там приводятся примеры дегенераций: превращение листьев кактуса в колючки, редукция задних конечностей китообразных и ещё ряд примеров, которые я всегда относила к идиоадаптациям… Короче я в расстройстве. Я никудышный биолог…

Светлана : Приведите, пожалуйста, примеры дегенераций с возможностью использования готовых энергетических материалов.

Б.Ф .: Растения паразиты утратили хлоропласты и стали питаться готовыми органическими веществами растения-хозяина, а не синтезировать их сами. (Не путать этот пример дегенерации с хищными растениями, как пример идиоадаптации, которые лишь частично утратили способность к фотосинтезу).

Сюда следует отнести и паразитических червей, утративших пищеварительную систему, перешедших фактически на осмотрофное питание всей поверхностью тела.

Светлана : Вот что сегодня обнаружила в книжице Калиновой, Петросовой, Никишовой отличник ЕГЭ по биологии 2010 (стр.41):

Б.Ф .: Только теперь остаётся сообразить какие изменения носят частный характер, а какие кардинальный?

Марина : как Вы можете объяснить, почему утрата зрения у крота — это общая дегенерация, а отсутствие конечностей у китов — это идиоадаптация. Общая дегенерация возникает при переходе организма в более простую среду обитания, а по сравнению с наземно-воздушной — водная, более простая среда; сопровождается утратой органов — так и есть утратили. В чем разница?

Я считаю, что утрата зрения — это серьёзно, потеря эволюционно очень важного анализатора. К тому же это явно привело и к менее подвижному существованию (значит дегенерация).

А утрата за ненадобностью задних конечностей у китообразных (только задних) никак не может быть примером дегенерации. Бывшие парнокопытные идеально приспособились к жизни в водной среде, видоизменив конечности, способны активно передвигаться в ней — это бесспорно пример идиоадаптации.

К тому же, основных критериев для дегенерации все же два: переход организмов к паразитическому или к малоподвижному образу жизни.

Марина : Большое спасибо за ответ. Будем надеяться, что спорных вопросов в этом году будет меньше.

Людмила : Возникли сомнения в следующем вопросе. Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб?

1) ароморфоз; 2) дегенерация; 3) биологический прогресс; 4) биологический регресс.

Мне кажется, если говорить о том, что приводит к возрастанию численности, как одному из проявлений биопрогресса, то в данном случае это ароморфоз. Но, учитывая, что это часть А, авторы вполне могут иметь в виду сам биопрогресс?

Б.Ф .: Здесь и сомневаться не стоит. Направления эволюции: биологический прогресс, биологический регресс, стабилизация. А вот пути достижения (или формы) биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Поэтому здесь правильный ответ 3.

Б.Ф .: Ароморфоз, алломорфоз (или идиоадаптация) и общая дегенерация — это три формы (три пути) биологического прогресса.

Ароморфозами называют крупные эволюционные достижения организмов, приводящие к формированию новых крупных таксонов: царств, типов, классов. Это, как правило, усложнения строения и функций организмов не являющиеся приспособлением к конкретным условиям среды, но носящие самый общий характер, с явным повышением уровня организации и возможным выходом в другую адаптивную зону (возникновение эукариотической клетки, многоклеточности, автотрофности).

Алломорфозами (идиоадаптациями) называют приспособления организмов к определенным условиям существования — адаптации в узком смысле, или идиоадаптации, посредством которых организмы из поколения в поколение приспосабливаются к разнообразным условиям жизни, причем сложность их
организации и интенсивность жизнедеятельности в общем не повышаются. Алломорфозы протекают на уровне семейств, родов или видов. Например, покровительственная окраска у животных, видоизменения вегетативных органов растений.

Катерина : Вот раньше постоянно путалась с регрессом и дегенерацией…они почему-то упорно в голове были соединены в одно целое. Теперь поняла. Дегенерация — это прогресс…просто он достигается путём упрощения общей организации, исчезновения чего-то НЕнужного…так? Тогда сюда же можно отнести редукцию мышц ушных раковин у человека, третье веко и копчик (это всё рудименты) , но они относятся к дегенерации или нет?

Марина : Почему всё же утрату зрения у крота относят к дегенерации? Ведь это не связано с паразитизмом или переходом к неподвижному образу жизни.

Б.Ф .: В третьей колонке таблицы Т.Л. Богдановой приведены лишь примеры дегенерации, связанные с переходом организмов к паразитическому существованию.

Марина : Спасибо за ответ!
Может быть полезным сравнение понятий биологический и морфофизиологический прогресс, а также биологический и морфофизиологический регресс. Биологический прогресс может быть достигнут с помощью морфофизиологического регресса (общей дегенерации — упрощения строения).

Дарья : Хищные растения — это результат ароморфоза или идиоадаптации?

Б.Ф .: По определению ароморфоз — это прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Идиоадаптация — это наиболее распространенный путь эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.

Живя в болотистой местности, при дефиците азота и фосфора, они, не утратив полностью способности к фотосинтезу (производству углеводов из углекислого газа воздуха и воды), выработали особенный (хищный) способ дополнительного обеспечения себя дефицитными элементами питания — значит это пример идиоадаптации.

Алексей : Помогите, пожалуйста, разобраться. Специализация — это тип приспособления или путь эволюции?

Я считал, что специализация это крайняя степень проявления идиоадаптации. Отвечал на вопрос, где было изображение колибри на цветке. Надо было определить тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции. В ответах: тип приспособления — специализация, а путь — идиоадаптация, форма отбора — движущий (тут мне все понятно).

У кого есть вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, замечания, пожелания — прошу в комментарии.

Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Клещевой энцефалит — природно-очаговое инфекционное заболевание, которое может протекать в острой или хронической форме, развивающееся при повреждении головного и спинного мозга флавивирусом. Заражение происходит при укусе человека иксодовом клещом. Заболевание имеет неблагоприятное течение и может завершиться летальным исходом.


Характеристика возбудителя заболевания

Вирус клещевого энцефалита был выделен в 1937 году. Он подразделяется на 6 генотипов, наиболее значимыми из которых являются дальневосточный (наиболее опасный, с тяжелым лечением и летальностью до 30-40%), западный и урало-сибирский.

Флавивирус представляет собой РНК-вирус, локализующийся в нервной ткани. Он хорошо сохраняется во внешней среде при пониженных температурах, проявляет устойчивость к высушиванию. Вирус клещевого энцефалита сохраняется в молоке в течение двух недель, в масле и сметане — до двух месяцев.

Губительным для вируса является кипячение в течение двух минут или воздействие температурой +60 градусов в течение 20 минут. Ультрафиолетовые лучи и бытовые средства дезинфекции также вызывают быструю гибель микроорганизма.

Иксодовый клещ, который переносит это вирусное заболевание, распространен преимущественно в Сибири, на Дальнем Востоке, в Китае и Монголии. Вспышки заболевания также регистрируются в лесных районах стран Восточной Европы и Скандинавского полуострова.

Инфекция возникает в весенне-летний период. Особую активность клещи проявляют в мае-июне и августе-сентябре.


Второстепенный резервуар вирусного клещевого энцефалита в природе — теплокровные млекопитающие и птицы. Инфекцию могут переносить лисы, бурундуки, зайцы, белки, козы, снегири, тетерева.

Вирус циркулирует таким образом: клещ-животные и птицы-клещ. Если происходит заражение вирусом человека, этот цикл прерывается, так как энцефалит не передается от человека другим живым организмам.

Пути заражения

Вирус клещевого энцефалита в большинстве случаев передается человеку при укусе зараженных иксодовых клещей. Это может произойти не только на природе: паразитов приносят домой собаки или кошки. Также их может принести на одежде человек после прогулки по лесу.

Еще один возможный путь проникновения возбудителя заболевания в организм человека — алиментарный, через употребление некипяченого молока от зараженных животных.

К заражению клещевым энцефалитом восприимчивы абсолютно все люди, вне зависимости от пола и возраста.

В наибольшей степени заражению подвержены:

  • работники леспромхозов;
  • строители железнодорожных и автомобильных путей;
  • охотники;
  • туристы.

Жители городов могут заразиться в пригородных зонах, лесопарках, на садово-огородных участках.


Чем старше человек и чем уязвимее его иммунитет, тем более он подвержен заражению и развитию неблагоприятных для здоровья и жизни последствий.

Особенности течения клещевого энцефалита

В зависимости от преобладающих симптомов, это заболевание протекает в таких формах:

  • лихорадочная, с преобладанием лихорадки (развивается в 50% случаев);
  • менингеальная, с поражением оболочек головного и спинного мозга (30% случаев);
  • очаговая, с вовлечением в инфекционный процесс вещества головного мозга и развитием очаговой неврологической симптоматики (до 20% случаев).

Клиническая картина клещевого энцефалита

Симптоматика заболевания зависит от того, в какой форме оно протекает.

От заражения до проявления первых признаков инфекционного процесса проходит 1-2 недели, но в некоторых случаях энцефалит развивается без инкубационного периода и имеет молниеносное течение. В таком случае первые признаки появляются уже через 24 часа. Также иногда встречаются затяжные формы клещевого энцефалита, когда инкубационный период длится около месяца.

Вне зависимости от формы, в которой протекает заболевание, начальный период практически всегда имеет одинаковые симптомы. Клиническая картина разворачивается остро. Изначально состояние напоминает грипп. У зараженного отмечаются:

  • ломота в мышцах;
  • озноб;
  • суставные боли;
  • головные боли;
  • общая слабость.


Температура тела резко поднимается, на этом фоне могут возникать рвота и судороги. Это особенно часто проявляется у детей.

Проявления лихорадочной формы клещевого энцефалита

Лихорадочное состояние может сохраняться от 2 до 10 дней. Обычно после первого подъема температуры наблюдается стихание симптомов, но затем они возобновляются с новой силой. Примерно через 10 дней после начала развития заболевания общее состояние больного улучшается, температура нормализуется, но общая слабость, повышенная потливость и учащенное сердцебиение могут сохраняться на протяжении месяца с момента выздоровления.

Симптомы менингеальной формы

Для этой формы клещевого энцефалита характерна симптоматика менингита. Проявления возникают на 3-4 день после заражения. Основные признаки:

  • сильные головные боли, усиливающиеся при малейшем движении головы;
  • головокружения;
  • тошнота, рвота (может быть как одно-, так и многократной);
  • светобоязнь;
  • общая слабость, вялость, заторможенность;
  • сильное напряжение затылочных мышц, приводящее к непроизвольному запрокидыванию головы назад.

Перечисленные симптомы свидетельствуют о том, что вирус клещевого энцефалита достиг оболочек спинного и головного мозга. Клиническая картина сохраняется в течение двух недель.


После выздоровления у больного в течение некоторого времени сохраняются слабость и вялость. Он плохо переносит яркий свет и громкие звуки.

Особенности очаговой формы

Очаговая форма, которую также называют менингоэнцефалитической, считается наиболее опасной и неблагоприятной в плане течения и прогноза. В этом случае возбудитель заболевания проникает непосредственно в вещество головного и спинного мозга. Изначально у больного повышается температура до 40 градусов, возникают общая слабость, вялость, сонливость. Возможны рвота, судороги и озноб.

Характерные проявления очаговой формы клещевого энцефалита:

  • галлюцинации;
  • расстройства сознания;
  • бред;
  • нарушения дыхания и сердечной деятельности;
  • нарушение симметрии лица;
  • нарушения координации;
  • тремор рук;
  • дрожь в ногах;
  • нарушение функции речевого аппарата;
  • парезы и параличи мышц шеи, плеч, верхней части груди (при поражении спинного мозга);
  • радикулит (при проникновении вируса энцефалита в корешки спинного мозга).

Осложнения клещевого энцефалита

Прогноз заболевания и возможные последствия зависят от формы, в которой протекает энцефалит, а также возраста и общего состояния пациента. К осложнениям после этого заболевания относят следующее:

  • нарушение концентрации внимания;
  • постоянное чувство усталости;
  • полная или частичная потеря памяти;
  • личностные изменения;
  • нарушения координации;
  • отек головного мозга с развитием комы, нарушением функции дыхания и кровообращения (высок риск летального исхода);
  • кровоизлияние в мозг, часто приводящее к мгновенной смерти;
  • сепсис;
  • пневмония;
  • отит;
  • миокардит.


При лихорадочной форме клещевого энцефалита прогноз наиболее удачный: обычно все больные выздоравливают. При менингиальной форме прогноз менее благоприятный, но выздоровление также наступает в большинстве случаев, при этом часто наблюдаются стойкие осложнения со стороны ЦНС (мигрень, хронические головные боли). Очаговая форма наименее благоприятна в плане прогноза: около 30 человек из заболевших умирают.

Что делать, если вы обнаружили на себе клеща?

Если после прогулки или отдыха на природе вы обнаружили на себе клеща, нужно вынуть его из кожи. Действовать нужно аккуратно. Для начала нужно вымыть руки с мылом, надеть защитные перчатки и подготовить пинцет, предварительно продезинфицировав его. Существуют специальные инструменты для удаления клещей — выкручиватели, но они есть не у каждого.

Концами пинцета нужно захватить тельце клеща как можно ближе к коже. Его нужно тянуть очень аккуратно и медленно, чтобы не оторвать головку.

После извлечения клеща руки, инструмент и место, к которому присосался паразит, продезинфицировать.

Еще один способ извлечь клеща — воспользоваться ниткой. После подготовки места прикрепления клеща и рук продезинфицировать нитку и завязать ее узлом у самого хоботка. Плавно потянуть клеща вверх, не скручивая, чтобы не оторвать головку.

Ни в коем случае нельзя брать паразита руками, пытаясь убрать его с кожи или с животного. Делать это можно только в перчатках. Также запрещено лить на клеща растительное масло, бензин и алкоголь, чтобы задушить его. В таких условиях он может из-за нехватки воздуха выпустить еще больше слюны в рану, а это увеличивает риск инфицирования.

После удаления клеща нужно поместить в пробирку или любую небольшую емкость с плотно закрывающейся крышкой. Желательно поместить его на ватку, смоченную водой, чтобы он оставался жив. Паразита нужно доставить в лабораторию на анализ не позднее, чем через 3 дня после удаления.

Диагностика

Диагностика клещевого энцефалита начинается с внешнего осмотра пациента. Врач обращает внимание на такие характерные симптомы, как отечность лица и шеи, тремор рук, судорожный синдром, дезориентацию в пространстве.

Лабораторные исследования при подозрении на клещевой энцефалит включают:

  • анализ спинномозговой жидкости;
  • метод ИФА на определение повышенного уровня антител класса IgM к вирусу клещевого энцефалита;
  • метод ПЦР (выявление РНК вируса в крови и ликворе).

Также проводится ряд инструментальных диагностических мероприятий. Это:

  • электроэнцефалография;
  • КТ головного мозга;
  • МРТ головного мозга.


Клещевой энцефалит дифференцируют от энцефалитов и менингитов другой инфекционной природы (менингококковые, коревые, герпетические), абсцесса и опухолевых новообразований головного мозга, деменции, болезни Лайма, травматических повреждений ЦНС.

Лечение клещевого энцефалита

Все пациенты с выявленным клещевым энцефалитом госпитализируются в инфекционное или неврологическое отделение (в зависимости от того, какая форма заболевания была выявлена).

Этиотропное лечение, направленное непосредственно на вирус, предусматривает введение специфического противоклещевого иммуноглобулина. Лечебный эффект наблюдается спустя 12-24 часов после введения препарата.

В случае раннего выявления энцефалита эффект дает применение препаратов интерферона. Для предотвращения острого отека головного мозга вводят комплекс диуретиков.

В остром периоде заболевания показаны покой и строгий постельный режим.

При лихорадочной и менингеальной формах клещевого энцефалита проводят патогенетическое лечение, направленное на уменьшение интоксикации. Суть заключается в пероральном и парентеральном введении жидкости для восстановления водно-электролитного баланса и кислотно-щелочного состояния организма.

Для уменьшения отека мозга вводят инъекции глюкокортикоидов.


Пациентам с очаговой формой клещевого энцефалита назначают ноотропные препарата для уменьшения возможного неврологического эффекта. При проявлении судорожного синдрома показан длительный прием (в течение 4-6 месяцев) противоэпилептических препаратов.

Профилактика

При нахождении в местах, потенциально опасных в плане обитания иксодовых клещей, нужно тщательно закрыть тело, чтобы не оставалось открытых участков. Нужно, чтобы:

  • воротник плотно прилегал к коже;
  • свитер или куртка были заправлены в брюки (верх обязательно должен иметь длинные рукава);
  • брюки были заправлены в обувь, которая должна быть высокой.

Для похода в лес лучше выбирать однотонную светлую одежду: на ней легче заметить клеща.

Для защиты от паразита рекомендуется использовать специальные отпугивающие средства — репелленты. Его наносят на открытые участки кожи. На одежду нужно наносить акарициды — средства, которые оказывают паралитическое воздействие на клещей.

Читайте также: