Лишаев с а отзывы студентов

Обновлено: 25.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Уроки простых вещей: Интервью с философом Сергеем Лишаевым

Уроки простых вещей

Самарские философы проясняют структуры опыта

Интеллектуальная жизнь за пределами Москвы – вещь, настолько мало прояснённая для столичного сознания, что кому-нибудь, возможно, кажется, будто её вовсе нет. Но это - представление глубоко ложное, объяснимое мало чем, кроме лени и нелюбопытства столичных жителей и исчезающе-малых тиражей провинциальных изданий.

Вообще, интеллектуальная жизнь за пределами Москвы – вещь, настолько мало прояснённая для столичного сознания, что кому-нибудь, возможно, кажется, будто её вовсе нет. Но это - представление глубоко ложное, объяснимое мало чем, кроме лени и нелюбопытства (да разве ещё снобизма) столичных жителей и исчезающе-малых тиражей провинциальных изданий.

Так в чём же специфика провинциальных смысловых лаботаторий – и есть ли эта специфика вообще?Постараемся понять: в чём её особенности, если они там вообще есть? Вправду ли дух философии веет, где хочет, и меняются ли траектории его полёта в зависимости от того, над чем он пролетает?

— Сергей Александрович, можно ли говорить о существовании в Самаре философского сообщества со своим узнаваемым интеллектуальным стилем?

— Я склонен думать, что да. Собственно, для нашего города это явление совсем новое: Самара всё-таки не Москва, где философия берёт истоки ещё от общества любомудров. У нас философия появляется вместе с Самарским государственным университетом. То есть, философы в городе наверняка были и раньше, но о них, об их текстах или вообще о каких-то плодах их активности, увы, ничего не известно. А университет возник в 1969 году, и вместе с ним была создана кафедра философии. На кафедру пригласили Вадима Борисова - довольно крупного советского философа. Он в своё время закончил Московский университет, - учился с 1945 по 1950 год, одновременно с Грушиным, Мамардашвили, Ильенковым, Зиновьевым… Занимался он в основном философией науки, работал в Новосибирском университете - в Академгородке, в среде интеллектуалов-шестидесятников, на его новосибирской кафедре работал Михаил Розов и действовал знаменитый семинар по методологии науки. В 1972 году в Самару из Новосибирска переехал и стал работать на кафедре молодой кандидат наук Владимир Конев. Это - уже начало самарской философской среды. В 1984 году Борисов открыл здесь совет по защите диссертаций – первый в Поволжье.

А в начале 90-х произошло сразу несколько событий. В 1991-м группа преподавателей с кафедры философии Борисова решила создать негосударственный ВУЗ - Самарскую гуманитарную академию. Собственно, это были философы: Наталья Воронина – она до сих пор возглавляет наш ВУЗ; Алексей Харченко, много лет работавший в нашей академии, и я, не покидавший с тех пор кафедры философии. Так в 1992-м возникла ещё одна точка философской активности. Именно здесь, впервые в Самаре, появился философский факультет, долгие годы называвшийся философско-филологическим.

Философы создали его для реализации своих планов, проектов, идей. В университете же факультета не было, были только две философские кафедры – естественных и гуманитарных факультетов, - неплохие по тем временам.

Такое медленное чтение и медленная работа с текстом были особенно характерны для 90-х. Тогда все эти тексты только появлялись в России в открытом доступе, и такая практика чтения была актуальна и полезна. Кроме рутинно-профессиональной составляющей, которая нужна всегда, в 90-е это занятие имело и общекультурный резонанс – важны были сами имена, само прикосновение к тому, что на фоне марксистской догматической традиции воспринималось как подлинная мысль. Приходили люди и с других факультетов, - не только философы, иногда просто со стороны – такое это было важное событие.

То есть, сообщество стало по-настоящему развиваться в 90-е, когда вообще был мощный всплеск общественного, внепрофессионального интереса к философии. Стали выходить неизвестные прежде тексты русских, советских философов; пошла волна переводов.

То есть, с одной стороны, было постоянное ядро, - оно, правда, тоже менялось, хотя и не быстро, - люди заканчивали академию, уезжали. – и, с другой, - приходящие участники.

Кроме того, в академии действовал постоянный преподавательский семинар, - там мы тоже читали и Делёза, и Хайдеггера. Люди извне приходили и туда.

По-моему, во многих российских городах есть какие-то специализированные формы философской жизни: клубы, вузовские или кафедральные сайты, семинары – но нет даже попытки свести философскую жизнь города воедино, в одно виртуальное пространство. Конечно, в небольшом городе, где всего один-два вуза, представлять нечего, - слишком мало и людей, и событий. С другой стороны, в Москве или в Петербурге один такой сайт создать невозможно - всего слишком много. А вот размеры города-миллионника или близкого к нему, где достаточно много вузов: Саратов, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Волгоград… - вполне это позволяют. Начиная проект, мы хотели, чтобы он стал заразительным, чтобы в других городах возникли аналогичные сайты. Пока ничего подобного я не видел, но надежды не теряю.

Примерно с середины 2000-х мы в СаГА стали проводить по две конференции в год. Это ещё один момент, новый и важный. Они часто невелики по составу участников, но посвящены интересным, актуальным темам. Для того, чтобы было сообщество, важна ритмичность. Так же важно, чтобы был журнал и выходил регулярно: пусть хоть раз или два в год, но обязательно - много лет подряд. Желательно - десять, двадцать. Вокруг таких вещей сохраняются общие умонастроения, стилистическое единство – и круг авторов. Это то ядро, вокруг которого уже можно наращивать сообщество.

— Какие темы там обсуждаются?

Возможны вопросы - и неудобные, и, может быть, глупые. Но это делает философскую мысль способной постоять за себя. Академическая обстановка всё же расслабляет: мы вещаем перед студентами, аспирантами, и они обязаны слушать, что бы мы ни говорили: сдавать-то надо. Но, приходя к людям со стороны, которые ничем вам не обязаны, в которых, наоборот, заинтересованы вы сами, - вы должны говорить так, чтобы вас слушали и чтобы к вам пришли опять.

Сама способность понимать в мире, сознавать вещи и мир в целом уже предполагает вынесенность человека во вне-мирное пространство. Мы некоторым образом выдвинуты в ничто, как говорит Хайдеггер; причастны к Другому. Мы не только есть, но ещё и отсутствуем; мы - ещё и некоторая пустота и прокол существования. Именно благодаря этому мы способны знать о себе и о вещах, которые есть в мире.

Иногда метафизическое измерение опыта выходит на поверхность. Есть опыт особенный, глубинный – например, опыт ужаса, о котором писал Хайдеггер; или переживания ветхого; или полемики (о нём писал Виталий Лехциер). Это - привилегированные точки опыта, они заслуживают анализа прежде всего. Говоря о той же метафизике эмоций, мы, с одной стороны, можем говорить о метафизике любых эмоций вообще – а с другой, выделять эмоции специфические, в которых этот метафизический элемент явлен особенным образом.

Есть ещё один характерный для нас момент – может быть, больше свойственный художественному творчеству, и то не всякому. В наших изданиях много статей, написанных в соавторстве Мариной Корецкой, Еленой Савенковой и Еленой Иваненко. Они пишут тексты втроём: каждое предложение обдумывается, обговаривается – так у них написаны уже целые (философские) книги! Это уникальная вещь, такого, кажется, больше нигде нет, по крайней мере, я не встречал. По-моему, это тоже говорит об особой устремлённости к творческому поведению, поисковому, игровому, даже где-то хулиганскому – свободному, отличному от чисто философского умозрения по некоторому эмоционально-художественному подъёму. На нашей площадке такие тексты оказались явно не случайно.

— На какие теоретические авторитеты вы ориентируетесь в своей работе? Имя Хайдеггера приходит на ум первым, но он наверняка не единственный.

— Не единственный, конечно. Вообще, что касается имён, принципиальных для самарского философского сообщества, я не вижу существенных отличий от России в целом, прежде всего, от Москвы и Петербурга. Мы прошли те же волны интереса: Мамардашвили, Гуссерль, Хайдеггер; Делёз, Лакан, Жижек, Фуко, Деррида, Бодрийяр. Можно долго перечислять, но, думаю, из европейских философов ХХ века для нас особенно важны Хайдеггер, Делёз и Фуко.

— А если говорить о философах-художниках в названном смысле, чья работа в культуре кажется вам важной?

— Это - уже названные Хайдеггер и Мамардашвили, Ницше, Розанов, Флоренский. Я бы упомянул В.В. Бибихина… Многих можно назвать. Мне кажется, эта линия в философии в последнее время заметно укрепилась - в этом одно из отличий неклассической и постклассической парадигмы философии от классики, которая тяготела к научному идеалу рациональности, стремилась мыслить строго, систематично, последовательно…

— Как бы вы сформулировали генеральную идею своей – и ваших единомышленников - работы в целом?

Эта задача, конечно, родственна художественной, поэтической. Художник ведь тоже по-своему, на образно-метафорическом языке делает непроговоренный, безымянный опыт достоянием других: благодаря тому, что делает художник, они получают возможность этот опыт назвать, прочувствовать, - в интенсифицированной, сгущенной форме. Одна из задач философии, по-моему, – тоже такая зоркость взгляда, попытка и умение прояснить опыт, показать, что в опыте, который кажется проходящим, незаметным, - есть глубина; что подлинная метафизическая глубина не есть нечто выходящее за рамки повседневности.

— Что же вам, философам, видится целью такого прояснения? Имеется ли в виду построение некоторой философской системы?

— Говорить от имени всех авторов, конечно, не могу, но вряд ли тут можно построить систему на предметно-содержательном уровне. Речь идёт скорее о выработке точки зрения, инструментария, оптики: принципов, опираясь на которые, мы можем по-особому отнестись к реальности - раскрыть в ней то, что прежде было утаено.

Понятно, что мир нашего опыта, его многообразных структур в принципе не может быть исчерпан: он всё время порождается. Его исчерпание означало бы завершение мира. Пока существует человек, опыт меняется, появляются новые его конфигурации, - поэтому я и не думаю, что здесь возможно построить систему.

Всё, что мы можем предложить – это именно угол зрения, способ существования в мире: отношение к реальности, позволяющее усмотреть в обыденных, незаметных вещах глубокое и существенное. Это, по-моему, важная задача, и она сейчас активно осваивается в современной философии. Безусловно, смежные, аналогичные нашему, течения есть, но работы ещё явно непочатый край.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Уроки простых вещей: Интервью с философом Сергеем Лишаевым

Уроки простых вещей

Самарские философы проясняют структуры опыта

Интеллектуальная жизнь за пределами Москвы – вещь, настолько мало прояснённая для столичного сознания, что кому-нибудь, возможно, кажется, будто её вовсе нет. Но это - представление глубоко ложное, объяснимое мало чем, кроме лени и нелюбопытства столичных жителей и исчезающе-малых тиражей провинциальных изданий.

Вообще, интеллектуальная жизнь за пределами Москвы – вещь, настолько мало прояснённая для столичного сознания, что кому-нибудь, возможно, кажется, будто её вовсе нет. Но это - представление глубоко ложное, объяснимое мало чем, кроме лени и нелюбопытства (да разве ещё снобизма) столичных жителей и исчезающе-малых тиражей провинциальных изданий.

Так в чём же специфика провинциальных смысловых лаботаторий – и есть ли эта специфика вообще?Постараемся понять: в чём её особенности, если они там вообще есть? Вправду ли дух философии веет, где хочет, и меняются ли траектории его полёта в зависимости от того, над чем он пролетает?

— Сергей Александрович, можно ли говорить о существовании в Самаре философского сообщества со своим узнаваемым интеллектуальным стилем?

— Я склонен думать, что да. Собственно, для нашего города это явление совсем новое: Самара всё-таки не Москва, где философия берёт истоки ещё от общества любомудров. У нас философия появляется вместе с Самарским государственным университетом. То есть, философы в городе наверняка были и раньше, но о них, об их текстах или вообще о каких-то плодах их активности, увы, ничего не известно. А университет возник в 1969 году, и вместе с ним была создана кафедра философии. На кафедру пригласили Вадима Борисова - довольно крупного советского философа. Он в своё время закончил Московский университет, - учился с 1945 по 1950 год, одновременно с Грушиным, Мамардашвили, Ильенковым, Зиновьевым… Занимался он в основном философией науки, работал в Новосибирском университете - в Академгородке, в среде интеллектуалов-шестидесятников, на его новосибирской кафедре работал Михаил Розов и действовал знаменитый семинар по методологии науки. В 1972 году в Самару из Новосибирска переехал и стал работать на кафедре молодой кандидат наук Владимир Конев. Это - уже начало самарской философской среды. В 1984 году Борисов открыл здесь совет по защите диссертаций – первый в Поволжье.

А в начале 90-х произошло сразу несколько событий. В 1991-м группа преподавателей с кафедры философии Борисова решила создать негосударственный ВУЗ - Самарскую гуманитарную академию. Собственно, это были философы: Наталья Воронина – она до сих пор возглавляет наш ВУЗ; Алексей Харченко, много лет работавший в нашей академии, и я, не покидавший с тех пор кафедры философии. Так в 1992-м возникла ещё одна точка философской активности. Именно здесь, впервые в Самаре, появился философский факультет, долгие годы называвшийся философско-филологическим.

Философы создали его для реализации своих планов, проектов, идей. В университете же факультета не было, были только две философские кафедры – естественных и гуманитарных факультетов, - неплохие по тем временам.

Такое медленное чтение и медленная работа с текстом были особенно характерны для 90-х. Тогда все эти тексты только появлялись в России в открытом доступе, и такая практика чтения была актуальна и полезна. Кроме рутинно-профессиональной составляющей, которая нужна всегда, в 90-е это занятие имело и общекультурный резонанс – важны были сами имена, само прикосновение к тому, что на фоне марксистской догматической традиции воспринималось как подлинная мысль. Приходили люди и с других факультетов, - не только философы, иногда просто со стороны – такое это было важное событие.

То есть, сообщество стало по-настоящему развиваться в 90-е, когда вообще был мощный всплеск общественного, внепрофессионального интереса к философии. Стали выходить неизвестные прежде тексты русских, советских философов; пошла волна переводов.

То есть, с одной стороны, было постоянное ядро, - оно, правда, тоже менялось, хотя и не быстро, - люди заканчивали академию, уезжали. – и, с другой, - приходящие участники.

Кроме того, в академии действовал постоянный преподавательский семинар, - там мы тоже читали и Делёза, и Хайдеггера. Люди извне приходили и туда.

По-моему, во многих российских городах есть какие-то специализированные формы философской жизни: клубы, вузовские или кафедральные сайты, семинары – но нет даже попытки свести философскую жизнь города воедино, в одно виртуальное пространство. Конечно, в небольшом городе, где всего один-два вуза, представлять нечего, - слишком мало и людей, и событий. С другой стороны, в Москве или в Петербурге один такой сайт создать невозможно - всего слишком много. А вот размеры города-миллионника или близкого к нему, где достаточно много вузов: Саратов, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Волгоград… - вполне это позволяют. Начиная проект, мы хотели, чтобы он стал заразительным, чтобы в других городах возникли аналогичные сайты. Пока ничего подобного я не видел, но надежды не теряю.

Примерно с середины 2000-х мы в СаГА стали проводить по две конференции в год. Это ещё один момент, новый и важный. Они часто невелики по составу участников, но посвящены интересным, актуальным темам. Для того, чтобы было сообщество, важна ритмичность. Так же важно, чтобы был журнал и выходил регулярно: пусть хоть раз или два в год, но обязательно - много лет подряд. Желательно - десять, двадцать. Вокруг таких вещей сохраняются общие умонастроения, стилистическое единство – и круг авторов. Это то ядро, вокруг которого уже можно наращивать сообщество.

— Какие темы там обсуждаются?

Возможны вопросы - и неудобные, и, может быть, глупые. Но это делает философскую мысль способной постоять за себя. Академическая обстановка всё же расслабляет: мы вещаем перед студентами, аспирантами, и они обязаны слушать, что бы мы ни говорили: сдавать-то надо. Но, приходя к людям со стороны, которые ничем вам не обязаны, в которых, наоборот, заинтересованы вы сами, - вы должны говорить так, чтобы вас слушали и чтобы к вам пришли опять.

Сама способность понимать в мире, сознавать вещи и мир в целом уже предполагает вынесенность человека во вне-мирное пространство. Мы некоторым образом выдвинуты в ничто, как говорит Хайдеггер; причастны к Другому. Мы не только есть, но ещё и отсутствуем; мы - ещё и некоторая пустота и прокол существования. Именно благодаря этому мы способны знать о себе и о вещах, которые есть в мире.

Иногда метафизическое измерение опыта выходит на поверхность. Есть опыт особенный, глубинный – например, опыт ужаса, о котором писал Хайдеггер; или переживания ветхого; или полемики (о нём писал Виталий Лехциер). Это - привилегированные точки опыта, они заслуживают анализа прежде всего. Говоря о той же метафизике эмоций, мы, с одной стороны, можем говорить о метафизике любых эмоций вообще – а с другой, выделять эмоции специфические, в которых этот метафизический элемент явлен особенным образом.

Есть ещё один характерный для нас момент – может быть, больше свойственный художественному творчеству, и то не всякому. В наших изданиях много статей, написанных в соавторстве Мариной Корецкой, Еленой Савенковой и Еленой Иваненко. Они пишут тексты втроём: каждое предложение обдумывается, обговаривается – так у них написаны уже целые (философские) книги! Это уникальная вещь, такого, кажется, больше нигде нет, по крайней мере, я не встречал. По-моему, это тоже говорит об особой устремлённости к творческому поведению, поисковому, игровому, даже где-то хулиганскому – свободному, отличному от чисто философского умозрения по некоторому эмоционально-художественному подъёму. На нашей площадке такие тексты оказались явно не случайно.

— На какие теоретические авторитеты вы ориентируетесь в своей работе? Имя Хайдеггера приходит на ум первым, но он наверняка не единственный.

— Не единственный, конечно. Вообще, что касается имён, принципиальных для самарского философского сообщества, я не вижу существенных отличий от России в целом, прежде всего, от Москвы и Петербурга. Мы прошли те же волны интереса: Мамардашвили, Гуссерль, Хайдеггер; Делёз, Лакан, Жижек, Фуко, Деррида, Бодрийяр. Можно долго перечислять, но, думаю, из европейских философов ХХ века для нас особенно важны Хайдеггер, Делёз и Фуко.

— А если говорить о философах-художниках в названном смысле, чья работа в культуре кажется вам важной?

— Это - уже названные Хайдеггер и Мамардашвили, Ницше, Розанов, Флоренский. Я бы упомянул В.В. Бибихина… Многих можно назвать. Мне кажется, эта линия в философии в последнее время заметно укрепилась - в этом одно из отличий неклассической и постклассической парадигмы философии от классики, которая тяготела к научному идеалу рациональности, стремилась мыслить строго, систематично, последовательно…

— Как бы вы сформулировали генеральную идею своей – и ваших единомышленников - работы в целом?

Эта задача, конечно, родственна художественной, поэтической. Художник ведь тоже по-своему, на образно-метафорическом языке делает непроговоренный, безымянный опыт достоянием других: благодаря тому, что делает художник, они получают возможность этот опыт назвать, прочувствовать, - в интенсифицированной, сгущенной форме. Одна из задач философии, по-моему, – тоже такая зоркость взгляда, попытка и умение прояснить опыт, показать, что в опыте, который кажется проходящим, незаметным, - есть глубина; что подлинная метафизическая глубина не есть нечто выходящее за рамки повседневности.

— Что же вам, философам, видится целью такого прояснения? Имеется ли в виду построение некоторой философской системы?

— Говорить от имени всех авторов, конечно, не могу, но вряд ли тут можно построить систему на предметно-содержательном уровне. Речь идёт скорее о выработке точки зрения, инструментария, оптики: принципов, опираясь на которые, мы можем по-особому отнестись к реальности - раскрыть в ней то, что прежде было утаено.

Понятно, что мир нашего опыта, его многообразных структур в принципе не может быть исчерпан: он всё время порождается. Его исчерпание означало бы завершение мира. Пока существует человек, опыт меняется, появляются новые его конфигурации, - поэтому я и не думаю, что здесь возможно построить систему.

Всё, что мы можем предложить – это именно угол зрения, способ существования в мире: отношение к реальности, позволяющее усмотреть в обыденных, незаметных вещах глубокое и существенное. Это, по-моему, важная задача, и она сейчас активно осваивается в современной философии. Безусловно, смежные, аналогичные нашему, течения есть, но работы ещё явно непочатый край.

Выводы: МГЮА им. О.Е. Кутафина - неплохой ВУЗ по российским меркам. Благодаря наличию хороших преподавателей и какой-никакой традиционной школы, а также тоталитарной системой посещаемости можно стать более или менее сносным юристом. Не каждый российский ВУЗ может и таким похвастать. Посоветовал ли я поступать в МГЮА на юриспруденцию, скорее всего да, но либо на заочную форму обучения, либо по целевому направлению. Очная форма того не стоит (тем более платная), лучше задуматься об МГУ, Финашке, ВШЭ и других университетах, там знания дадут плюс-минус такие же, но проблем в процессе обучения возникнет меньше (есть множество коллег, окончивших эти заведения.
Спасибо за внимание, решать поступать сюда или нет - только Вам.



Oops. Что-то пошло не так. Возможно, пропал Интеренет :(
Загрузить еще раз

"Это не работает" - в лучших традициях МГЮА ©

Столкнувшись лбом с красно-белым чудовищем отечественного правоведения, прежде выполировав до блеска ещё молодой Табитуриент.ру в 2018 году в поисках адекватных откликов о московских юрфаках, успев оскорбиться на современные отзывы об Университете, побуждаемый надломленным чувством справедливости, я делюсь этим САМЫМ ЧЕСТНЫМ, НЕПОДКУПНЫМ и ПОЛНЫМ обзором на Университет имени Кутафина.

2. После поступления у нас наверняка общага.
В универе с ней действительно проблема. Мне, с 284 баллами в совокупности (добавилась медалька) койки в первые месяцы не досталось - стоит иметь в виду. Тут же я столкнулся с красно-белым волшебством. Приходишь к проректору - просишь, просто, без выкрутасов и честно просишь место в общежитии - ждёшь три дня - звонок - общага твоя. Усвоено первое правило: здесь НУЖНО требовать. Для девушек ещё проще: слёзы спасают любого, ой, любую. Как видно, места всегда припасены.
Есть 4 общежития: 2 собственно Кутафинские - в Тушино и Донском (названия в Академии произносятся с особым благоговением) и 2 частично арендованные у других московских вузов - Сокол и Пищевой (произносятся с тревожным содроганием сердца). Так или иначе, рыженькие, чёрненькие, с синевой и отливом усатые животные, сошедшие со строк Чуковского (ТАРАКАНЫ) терроризируют мгюашников по всей Москве, но в разных условиях: где-то (Тушино, Донской) пристойных (в сравнении), где-то (Сокол, Пищевой) как в гестаповских (или, как кому нравится, нквдшных) заслонках. Платная стирка, бесплатный белок на стенках.
Я жил на Донском, лучшая общага из представленных, бесплатный зал, в котором можно косить ФИЗРУ (о ней позже, отдельная боль для первака). Общага стоит 500 рублей, есть легендарные комнаты-"одиночки" по 2000. В комнатах двое-трое располагаются с нормативом в 6 кв. м., всегда душно (особенно ЗИМОЙ, да) - здание 80-ых годов постройки полностью изнутри обшито пластиком - вентиляция современному человеку ни к чему. Коридорный тип, душ только на первом этаже, иногда просто труба, часто нет воды; душ условно общий - от посторонних взоров предусмотрены засаленые шторочки; традиции упавшего мыла искоренены. Кухня на этаже, только электрические печки, так что вода закипает минут за 75. Пропускная система отслеживает приход-отход студента. А в целом, как везде в России: достаёт Даниловский военкомат, азиаты вечно варят свои носки, жарят селёдку, или что они там едят.
В общем, как это понятно, общага мне быстро осточертела, меня там больше нет.

4. Наконец, нагрузка и преподаватели.
Немного напрягает совсем небольшая нагрузка, хотя на первом курсе было пожестче.
На 1 курсе в среднем 4 пары в день. Второй радует 2,5 академчасами в день. Кстати, академчас в МГЮА составляет 80 минут, вместо стандартных 90. Тут тоже включилась жадность администрации – ведь теперь за стандартный день можно провести 8 пар, вместо 7 – вечером приходят, как это ни странно, вечерники. Для очки занятия не заканчиваются позже 17:50.
На первом курсе сложно понять, но все БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ преподаватели либо монстры юриспруденции, бывшие судьи Верховного, Высшего Арбитражного Судов, бывшие и настоящие аппаратчики Конституционного Суда, депутаты прошлых созывов Государственной Думы, прокуроры, ректоры и проректоры в других вузах, крупные научные деятели, либо просто невозможно эрудированные и приятные в общении люди, каких редко встретишь. Это не пустые слова, такой концентрат энергии и силы мне не доводилось встречать нигде более. Сидишь и слушаешь, открыв рот каждое случайно обронённое слово. Открытость к диалогу, живому общению, невероятно ловкое владение слогом – сумасшедший опыт.
Без гномов-каннибалов, конечно, не обходится, но и они сумасшедше профессиональные люди, которые, конечно, может быть, не обладая должными педагогическими навыками не всегда смогут корректно донести материал.
Особо важная в политических дисциплинах, как юриспруденция, свобода прений и высказываний не просто дозволяется, большинство преподавателей поощряют и действительно кайфуют от спора. Путинисты и оппозиционеры, коммунисты и московские буржуи на белых бентли континенталь – взрыв мозга. Люди разных эпох и взглядов, к тому же, сумасшедше харизматичные. Поставленные в условия легендарных отработок, балльно-рейтинговой системы и бюрократической возни, студенты и преподаватели выступают единым фронтом.

7. Подытожим
Универ действительно лучший по ряду направлений. Лучшее в стране Конституционное, избирательное, муниципальное и еже с ними, уголовное право и процесс, административное, гражданское право на теоретическом уровне лучше брать в МГУ (всё-таки классический вуз), но практика точно за МГЮА. Международно-правовой институт МГЮА конкурирует с МГИМО, а Head Hunter считает МПИ лучшим юридическим факультетом в стране, по мнению работодателей.

Английский в вузе на нуле, по общей программе до конца 1 курса, хотя и есть платный курс с дополнительным дипломом переводчика.

Я закончила бакалавриат два года назад, работаю сейчас по специальности в рекламном агентстве)В целом от обучения впечатлений мало прям приятных. Есть несколько не совсем адекватных преподавателей, несколько дисциплин, которые нафиг не сдались для профессии. Но мне кажется, сейчас почти везде так.Если прям коротенько, то хорошую теоретическую базу в сфере маркетинга/рекламы получить можно. И она реально полезная. Я работаю иногда с людьми без профильного образования и разница заметна.Но! Если поступите, то лучше совмещать учёбу с какими-нибудь более практическими курсами или лучше даже работой после курса эдак второго-третьего точно.Потому что в работе вышка в нашей сфере не сильно играет роль)Больше смотрят на опыт/портфолио/кейсы из практики. Но диплом всё равно небольшое преимущество :)Я не жалею, что поступила, так как мне нравится сфера, в которой теперь работаю. Она очень динамичная, часто приходится учиться чему-то новому. Но у меня половина одногруппников не работают потом по специальности и помнят только плохое. И я их отчасти понимаю (всякое бывало за 4 года).Вопрос, стоит или нет поступать в этот вуз, нужно задать самому себе в первую очередь. Если вам интересно было бы этим заниматься, то да, можно поступать.В целом наверное это универсальный совет - просто подумать, интересно ли вам, о какой специальности бы ни шла речь 👀Важно не рассчитывать всё получить именно от института. Там сидят возрастные горделивые тётки, которые давно толком не занимаются реальной практикой. Поэтому её нужно будет добирать самостоятельно 😞Кстати, на аналогичном направлении в СибГУ вроде как больше практики, мероприятий и они вроде даже то ли в Питер ездили, то ли в Мск.

О ВУЗе в целом положительные впечатления, достаточно различных направлений, помимо основного обучения, где можно реализовать свои интересы, спорт или творчество. Касательно факультета, за пару лет произошли изменения существенные, в основном в лучшую сторону, из-за того что обучение теперь в одном месте и в новом корпусе. Восприятие учёбы это вещь достаточно субъективная, но если ответственно подходить, то проблем от начала обучения и до выпуска возникать не должно. Качество знаний на выходе неплохое, опять же зависит от подхода к обучению. Практики конечно меньше, чем хотелось бы, т.е. в основном идёт много теории.Ну и к вопросу стоит-ли поступать, думаю, что стоит)

Я закончил матфак в 20-м.Как скажет на первом курсе Сорокин Роман Викторович, "матфак - это маленький и недооценненый институт". Собственно, так и есть.До третьего курса программа более-менее общая между направлениями. Потом - уже зависит от кафедры. Я закончил на кафедре вычислительных и информационных технологий. Тут упор больше на программирование. Остальные кафедры - на математику.Говоря об учебе: сойдет. Если говорить о качестве знаний для программиста: дают какие-то базовые знания (и довольно качественно, между прочим). Но дальше в программировании приходится развиваться самостоятельно. Если про математику - зависит от преподавателей. Есть очень приятные преподаватели (Шлапунов А.А. или Шипина Т.В., например). Но кто-то из преподавателей - не очень.

СФУ я уже закончила. Факультет Социологии ИППС (институт педагогики, психологии и социологии) отличный выбор, преподавательский состав отличается своей человечностью, добротой, и конечно же профессионализмом.Все предметы гуманитарной направленности, из домашних заданий чаще всего нам задавались проекты и доклады. Много работы было в маленьких группках, что безусловно сплотило наш коллектив. Все предметы интересные, преподаватели не "читают по бумажке", а реально рассказывают лекции. Знаний я набралась достаточно для дальнейшего профессионального использования, а также для жизни.Много преподавателей ставят оценки за семестр автоматом, когда отличная посещаемость, и выполнены все доклады, их в целом за семестр нужно будет выполнить 2-3 штуки, зависит он нагрузки.А так я с большим теплом вспоминаю своё обучение в ИППС

Я училась в СФУ в институте нефти и газа. Если вы рассматриваете нефтегазовое дело, то я бы рекомендовала разработку, там качество знаний получше будет. Кафедру тех.машин и оборудования не рекомендую, бурение тоже. Неплохой вариант - геология. По остальным кафедрам ничего сказать не могу. Если в целом институт рассматривать, то он значительно уступает своим собратьям по России. Если есть возможность учиться в другом городе, то лучше выбрать другой вуз. В Томске, например, или в Тюмени. В целом все держится на самостоятельности и личной тяге к знаниям. Большинство информации лично я узнавала и изучала самостоятельно (это больше касается именно профильных предметов нефтегазовой отрасли). По базовым предметам, которые заполняют почти полностью 1-2 курс везде плюс-минус ситуация нормальная, но, как по мне, профильные знания гораздо важнее.

Перед поступлением долго сомневалась. стоит ли идти в на тот момент в Педагогический. В 2011 году окончила уже ПГСГА, ни капли не жалею) Учителя требуются всегда и везде, и я считаю, что министерство должно и может уделять больше внимания техническому и материальному оснащению вуза, чтобы подготовить сильных специалистов. Химические, микробиологические и биохимические лаборатории, нуждаются в поддержке и держатся только на энтузиазме преподавателей и лаборантов. Поражаюсь преподавателям, которые, несмотря на все изменения, сокращения и большое количество бюрократических перемен всё также остаются на своих местах и делают всё возможное, чтобы подготовить новых и преданных своему делу учителей.

Корпуса, нуждается в капитальном ремонта ( в частности на Антоново-Овсеенко), в капитальной уборке территорий от зарослей, старых деревьев, мусора. Есть некоторые кафедры, например информатики, где царит ужас. Давно пора пересмотреть там педагогический состав и начать контролировать работу педагогического состава, некоторые работники откровенно говоря уже давно забыли главную свою задачу - учить. На парах очень часто происходит ничего, в смысле просто отсутствует педагог или занимается своими делами, дав глупое задание. Есть много отличных специалистов, которые достойны лучшего чем работать в данном ВУЗе, без столовой, без нормальных розеток и кабинетов. Знания которые дают такие педагоги достойны и 6 звезд, однако на фоне большинства остальных педагогов - это всего лишь 2 звезды. А столовой просто нет. В кабинет не убираются, в принципе. Чтобы заниматься научной деятельностью, вам придется найти адекватного педагога, которых мало, но не факт, что его профиль совпадет с вашими желаниями, поэтому многие не занимаются такой деятельностью.Вообщем, знаний получите мало, комфорта совсем нет. Подумайте, надо ли вам это. Можно в сто раз лучше провести 4 или 5 лет своей жизни в другом ВУЗЕ. Заранее прошу прощения у педагогов, которые отдаются своей работе на все 100%, Вы лучшие, но ваши усилия на фоне остального слишком незначительны. И платить за такое образование - бессмыслено.

Я учился в данном ВУЗе с 2006 по 2011 год и тогда он именовал Самарским Государственным Педагогическим Университетом. ПГСГА (быв. СГПУ) популярный в Самаре и области ВУЗ, но не престижный- педагоги- не самые востребованные специалисты на рынке труда. Но есть здесь и очень престижные специальности, например- переводчик. Академия одна из старейших в России, имеет довольно обширную научную базу (лаборатории, полевые лагеря, практики), которые активное используются в образовательной деятельноси, т.е. студентам предоставляется великолепная практика. Еще из плюсов- наличие довольно благоустроенного и современного общежития, прекрасная профессура, удобное расположение в центре города (возле Автовокзала), замечательный профсоюз, действительно работающий. Из минусов- нет военной кафедры, очень много платников и целевиков- преподаватели стараются их "тянуть" (негласная установка что ли такая?), корпуса расбросаны по всей Самаре, иногда перемещение между ними может занять даже час (в Самаре дикие пробки), питание в ВУЗе- довольно дорогое кафе (в корпусе на "Антошке", а рядом- только ларьки). Заключение- сюда идут учиться в основном те, кому просто нужно высшее образование или отсрочка от армии. Поступить сюда на бюджет- вполне реально, но рекомендую пройти подготовительные курсы в самой академии, это реально помогает, плюс вы заранее познакомитесь с ВУЗом, преподавателями и будущими одногрупниками.

Данное учреждение существует только потому, что в регионе мало альтернатив. Осенью 2012 года он был признан неэффективным учебным заведением - и это абсолютная правда. Правда, очень быстро (в течение недели) каким-то престранным образом звание "неэффективного" было снято - и это маскирует правду. Если вы хотите получить образование, а не отсидеться где-то 4-6 лет, то сюда ни в коем случае НЕ надо поступать. Если вам нужен только диплом о наличии высшего образования, то лучше сразу купите готовый. Уровень профессионализма педагогического состава близок к нулю (нам на старших курсах "преподавали" женщины из деканата, функционал которых - перебирать бумаги). Библиотечный фонд и техническое обеспечение обучения - на том же уровне. Много хамства (не на факультетах, но среди администрации ВУЗа) и много (а это уже и на факультетах тоже) случайных людей, к преподаванию и академической науке не имеющих никакого отношения.

Обучаюсь на факультете Психологии. Магистратура. Обучение нулевое. Ничего не дают. Требуют одни отчеты ( и те для галочки, чтобы потом не лишили лицензии ВУЗ). Обучение превратилось в АД (отчеты, отчеты, отчеты - при этом непонятно для кого и чего). В общем жаль денег и времени, потраченного на "обучение". Психологом не станете 100%

Читайте также: