Масонская кантата моцарта для острицы

Обновлено: 12.05.2024

Расцвет масонства приходится на 18 век, точнее, на вторую его половину. Тогда никакой особой тайны в этих "тайных обществах" не было. Некоторые ложи имели даже свои печатные издания. В Австрии масонство было под защитой императора, да и сам Иосиф II намеревался стать членом одной из них.

В то время масонство имело огромную привлекательность для многих прогрессивно мыслящих людей, поскольку оно было основано на культе дружбы и братства, стремлении к духовному совершенству и при этом вовсе не противоречило ценностям католицизма.

К тому же членство в ордене могло принести практическую пользу, например, в карьерном продвижении. На собраниях ложи легко можно было завести полезные знакомства и заручиться поддержкой влиятельных братьев, среди которых был весь цвет венской аристократии. Кого-то привлекали таинственность ритуалов, кого-то - дружеские масонские пирушки с музыкой.

В какой-то момент масонство стало не только популярным, но и модным. В 80-х годах его атрибуты перешли в быт: дамы стали носить белые перчатки "à la francs-maçon", а мужчины цепляли к часам брелоки с масонскими знаками.

Что касается музыкантов и композиторов, то среди них тоже было довольно много масонов. Правда, не все из них были идейными членами этого тайного общества. Например, Йозеф Гайдн или Леопольд Моцар т - отец великого композитора - вступили в орден, что называется, за компанию. А младший сын Баха - Иоганн Кристиан Бах или автор Марсельезы Руже де Лиль состояли, но не особенно преуспели на этом поприще.

Зато имена вот этих трёх великих музыкантов вписаны в историю масонства золотыми буквами.

Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарта можно считать главным масоном классической музыки. Для этого есть все основания.

Во-первых, он был убеждённым масоном, то есть человеком, всей душой поддерживающим идеологию "вольных каменщиков" . В 1784 году он стал членом ложи “К коронованной надежде на Востоке Вены”, которая была известна пышными церемониями и богатыми пирами - в её состав входили знатные и состоятельные горожане. Для служебных обрядов(включая похоронные) Моцарт написал несколько сочинений, в основном, песни и кантаты.

Во-вторых, он не только сам вступил, но и привёл в орден своего отца, а также старшего друга и коллегу Йозефа Гайдна. Кроме того, как вспоминала его вдова Констанция, он даже хотел основать собственную ложу, придумал для неё название ("Грот") и сам написал устав.

А главное то, что Моцарт увековечил идеалы масонства в светской музыке. Речь идёт о "Волшебной флейте" - самой популярной опере в мире. Он написал её вместе со своим приятелем - тоже масоном - Эмануэлем Шиканедером . Сюжет и музыка "Волшебной флейты" от первого до последнего такта наполнены символами и идеями ордена.

Через некоторое время после того, как Моцарт умер, братья по ложе провели собрание с траурной церемонией. Сохранился текст речи на этом мероприятии. Вот фрагменты:

"Вечный зодчий мира нашёл необходимым вырвать из нашей братской цепи одного из наших любимейших, наших достойнейших членов. Кто не знал его? кто не ценил его? кто не любил его, нашего почтенного брата Моцарта.

Он был ревностным приверженцем нашего ордена; любовь к своим братьям, терпимость, готовность к хорошим делам, благотворительность, истинное сердечное чувство удовольствия, ежели он мог своими талантами принести пользу своим братьям, - таковы главные черты его характера."

Самым последним законченным произведением Моцарта стала "Небольшая масонская кантата" (KV 623). А самое известное из его сочинений для ордена - 👉 "Масонская траурная музыка" .

Ференц Лист

Наверняка многие знают, что великий венгерский виртуоз и композитор Ференц Лист был аббатом-францисканцем. Он принял малый постриг после смерти дочери и сына в 1865 году.

Менее известно то, что значительно раньше началась его членство в масонских ложах.

«Я, нижеподписавшийся Ференц Лист, католик и проживающий в Париже, настоящим прямо подтверждаю, что я свободно общался с моим другом г-ном Вильгельмом Шпейером из желания стать масоном и что я подтверждаю это желание.

. Я клянусь своей совестью и честью, что подчинюсь его (масонства) обычаям и правилам и буду хранить полнейшее молчание о том, что я могу узнать или о том, что я узнаю от масонства.

. Я с верой и надеждой присоединяюсь к содружеству хороших и честных людей, которые ставят перед собой благие цели и которые их объединяют. Я верю и надеюсь, что мой дух найдет там пищу и что в случае нужды или опасности я увижу протянутые ко мне братские руки".

Это фрагменты из документов на вступление Листа в ложу "К единству" (Франкфурт-на-Майне). 18 октября 1841 года он был единогласно принят в братство. Вечером этого же дня он дал благотворительный концерт. Благотворительность была важной частью масонского служения, и Лист дал очень много таких концертов за свою артистическую жизнь.

Поскольку Лист был необыкновенно популярной фигурой - первым пианистом мира, он получал много приглашений от разных лож и быстро продвигался по карьерной лестнице. Уже через год в Берлине он был возведён в чин мастера, минуя промежуточный этап.

Многие ложи в разных странах сделали его своим почётным членом. Но после того, как он стал аббатом, некоторые из них вычеркнули его из своих рядов. Сам Лист считал, что нет никакого противоречия между идеалами масонства и католицизма.

Ян Сибелиус

С тех пор, как Финляндия вошла в состав Российской империи (1809 год), масонство там было объявлено вне закона. Только в 1922 году, после того, как страна обрела независимость, структура ордена на её территории была отстроена заново.

Ян Сибелиус принимал в этом активное участие, и стал членом первой финской ложи “Суоми №1” в Хельсинки. В его обязанности входило музыкальное сопровождение собраний, что он и делал с большим энтузиазмом, исполняя на фисгармонии музыку Моцарта и Генделя.

Позже по заказу ложи Сибелиус написал несколько песен и хоров в национальном духе ("Масонская ритуальная музыка" ор.113). Интересно, что он запросил с своих братьев за эту работу довольно солидный гонорар.

Самым последними сочинениями в его жизни стали ритуальные "Ода братству" и "Гимн" .


Вольфганг Амадеус МОЦАРТ (1756-1791)
Масонская музыка
Поскольку из буклета имеются лишь обложка и содержание диска
(по-немецки и по-японски), то ниже дается содержание в русском
переводе с добавлением дат и подробностей об исполняемых сочинениях

[01] Песня "O, священный союз" К.148 (1772)
Эта песня, учитывая время ее написания, не могла быть "масонским"

(авторство которого так и не установлено).
3 Кантата "Тебе, душа мироздания" К.429 (1783?)
Похоже, что во время написания этой неоконченной кантаты Моцарт

ученика (Lehrling), в ложе "К благотворительности" только 14.XII 1784 г.
Эта кантата, наряду с последующими вокальными сочинениями,

этой ложи - певцом хорошей школы Иоганном Адамбергером.
[04] Песня "Странствия подмастерья" К.468 (26.III.1785)
Хоровая песня, предназначенная для обряда посвящения братьев

Леопольда Моцарта, состоявшегося 16.IV.1785 .
[05] Кантата "Радость свободного каменщика" К.471 (20.IV.1785)
Написана для заседания ложи "Истинное единение" в честь Игнаца

он был также членом Петербургской Академии наук).
[06] Траурная масонская музыка К.477 (1785)
Написана на смерть двух гроссмейстеров масонской ложи
(один из них - из рода Эстергази).

Несомненно, самое значительное масонское сочинение Моцарта.
8 Две песни для соло, хора и органа К.483 и К.484 (1785)
Эти песни предназначались для исполнения, соответственно,

"Вы,чествующие создателя беспредельного мироздания" К.619 (VII.1791)
Это сочинение, лишь идейно связанное с масонством, написано

Предназначалось для исполнения при открытии колонии.
(В дальнейшем дела Цигенхагена как с колонией, так и с

бизнесом, пришли в упадок и в 1806 г он покончил с собой.)
11 Маленькая масонская кантата К.623 (15.XI.1791)
Написана по случаю освящения нового масонского храма

(между прочим, последнее завершенное сочинение Моцарта).
[14] Хор "Соединим же руки, братья" К.623а (XI.1791?)

Исполнители:
Вернер Кренн тенор / Том Краузе баритон
Георг Фишер ф-но, орган
Хор Эдинбургского фестиваля
Лондонский СО / Иштван КЕРТЕС

"Complete Masonic Music". Для полноты недостает двух инструментальных сочинений, написанных Моцартом для масонских лож, а именно:
Адажио для 2-х бассетгорнов и фагота F-dur К.410
Адажио для 2-х кларнетов и 3-х бассетгорнов B-dur К.411
Leonid Zotov (LSZ ) добавил ссылку на архив lossless

Кажется, были когда-то у меня два диска с записями всех масонских сочинений Моцарта, в том числе и тех, что здесь не представлены. Поищу сегодня вечером. Должен быть ещё как минимум "De profundis" на текст 129-го псалма.

В масонские сочинения можно включить и "Волшебную флейту", а тут подход более строг, но эти Адажио ему отвечают. Про одно из них точно известно, что исполнялось во время масонских церемоний.
Если найдете их, то пожалуйста выложите, а остальное, полагаю, тоже лишним не будет.

Насколько я знаю, они признают наличие Высшего Творца, организовавшего мир в гармонии, но затем, после вступления людей на путь разрушения, эта гармония была потеряна, поэтому их целью является (по крайней мере во времена Моцарта было так) её восстановление, в том числе и через музыку. Христианская ветвь масонства - одна из самых крупных, что объясняется географией распространения лож, начиная с XVII-го века - Шотландия, Великобритания, Франция, Пруссия, Италия, - а 129-й псалом считается одним из важнейших музыкальных средств сопровождения вступления нового члена в масонскую ложу и по сей день.

изобретение нового способа амальгамирования. Из комментария к кантате номер 5.

Где-то я читал, что этот самый Игнац фон Борн послужил прототипом Зарастро из "Волшебной флейты". Видимо, с Моцартом они были знакомы достаточно накоротке. Крупный был естествоиспытатель для своего времени. Не так давно мне довелось близко познакомиться с его коллекцией морских раковин, которая сохранилась в Вене. Можно было подержать в руках эти раритеты, сфотографировать. Прикоснуться, так сказать, к осколку имперской Вены конца XVIII века.

А что Вы имеете в виду, Юрий, под "ходячим представлением"?
Борн - это весьма интересная фигура, о которой на русском языке очень мало что написано. Он меня заинтересовал в первую очередь как конхолог (= исследователь раковин) и один из отцов-основателей знаменитого Венского естественноисторического музея. И он, кстати, один из первых, кто догадался, что метеориты - это тела небесного, а не земного происхождения. А ещё он выращивал у себя в саду сибирские растения, которые ему присылал великий натуралист Паллас. И многое многое другое. Как масон, он был гроссмейстером ложи "К истинному согласию" (единению). В общем, много чего о нем можно рассказать, лишь только начнешь копать глубже.

Ходячее представление - что одаренный от Бога, сочинял музыку как птичка, человек был легкомысленный, кругозор его был узок, никакие проблемы его не интересовали и т.п. И противопоставление ему Бетховена, размышлявшим в масштабе "миллионов".

Ну да, это скорее а "Амадею" Формана относится Явно, что в жизни все было достаточно сложнее, тем более век узкой специализации ещё не наступил и культурный человек той эпохи имел по определению широкий кругозор.

Последняя опера Моцарта содержит в себе множество тайных символов, что неудивительно, ведь и композитор, и либреттист (Шиканедер) были членами масонской ложи, в те времена находившейся под запретом. Есть так же версия, что орден заказал Моцарту оперу, в которой был бы зашифрован сам масонский ритуал, который они хотели сохранить для потомков. Как бы то ни было, интересно было бы рассмотреть, что же именно скрывается в музыке, так как для современного зрителя доступен чаще всего только верхний смысловой пласт произведения.

Числовая символика

Масоны всегда уделяли внимание числам, совершенными для них были числа 3, 6 и 18 (3х6, высший солярный символ). Вполне логично, что Моцарт всячески насытил ими свою партитуру:

  • 3 Дамы из свиты Царицы ночи
  • 3 мальчика (три Гения)
  • 3 храма во владениях Зарастро: Мудрости, Правды и Природы.
  • основная тональность ми-бемоль мажор - с тремя бемолями при ключе.
  • увертюра начинается с торжественного звучания трех аккордов
  • мудрый Зарастро (само имя героя - отсылка к древнему мудрецу и магу Заратустре) появляется в 18 сцене, его окружают 18 жрецов, а его речитатив длится 18 тактов.

Ритуал посвящения

Чтобы обрести счастье с возлюбленной Паминой, принц Тамино должен пройти ряд испытаний, сначала - молчанием, потом четырьмя стихиями — огнем, водой, землей и воздухом. В этом просматривается основная тема оперы — выход из духовной тьмы в свет через посвящение, что является ключевой идеей вольных каменщиков. И кстати, верный спутник принца, птицелов Папагено, тоже проходит свои испытания, но в более комическом виде, самым сложным для него оказалось сохранить молчание, но он тоже мечтает найти себе спутницу жизни (ей оказывается Папагена, возраст которой 18 лет (!)), а это нужно ещё заслужить.

Замечу также, что действие происходит в Древнем Египте, а посвящение происходит в пирамиде (тоже своеобразный символ), а сам Зарастро - верховный жрец Осириса и Исиды.

Ещё интересная версия, что в образах Царицы ночи и Зарастро аллегорически представлены современные Моцарту правители - Мария-Терезия и Франц-Иосиф, что можно воспринимать как развенчание идеи о просвещенной монархии, ведь даже мудрец Зарастро, несмотря на свой положительный образ, не лишен недостатков, например, злоупотребляет своей властью, пусть и в благих целях.

Напоследок предлагаю послушать самый популярный номер оперы - Арию Царицы ночи.

Канал создан для популяризации классической музыки! Мне очень важна ваша поддержка) ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙК! А также спрашивайте в комментариях, будем вместе разбираться в этом чудесном мире музыки.

Laut verkünde unsre Freude до мажор, К.623, также известная как Маленькая масонская кантата — кантата австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

— Chor (Allegro) Laut verkünde unsre Freude (0:00)
— Accompagnato. Zum ersten Male, edle Brüder / Tenor (1:27)
— Arie (Andante) Dieser Gottheit Allmacht / Tenor (3:52)
— Accompagnato. Wolhan, ihr Brüder / Tenor, Bass (7:07)
— Duett (Andante) Lange sollen diese Mauern / Tenor, Bass (8:15)
— Chor (Allegro) Laut verkünde unsre Freude (10:56)

Состав оркестра и строение
Кантата состоит из хора с солистами, арии, 2 речитативов и дуэта.

Партитура кантаты включает:

2 гобоя;
2 валторны;
флейту;
струнные (2 скрипки и альт);
а также:

мужской хор;
2 тенора;
бас.

ЛИБРЕТТО

Chor; mit Soli
Laut verkünde unsre Freude
froher Instrumentenschall,
jedes Bruders Herz empfinde
dieser Mauern Widerhall.
Denn wir weihen diese Stätte
durch die goldne Bruderkette
und den echten Herzverein
heut’ zu unserm Tempel ein.
Rezitativ; Tenor II
Zum ersten Mal, edle Brüder,
schließt uns dieser neue Sitz
der Weisheit und der Tugend ein.
Wir weihen diesen Ort
zum Heiligtum unserer Arbeit,
die uns das große
Geheimnis entziffern soll.
Süß ist die Empfindung des Maurers
an so einem festlichen Tage,
der die Bruderkette neu und enger schließt;
süß der Gedanke, daß nun die Menschheit
wieder einen Platz unter Menschen gewann;
süß die Erinnerung an die Stätte,
wo jedes Bruderherz
ihm, was er war, und was er ist,
und was er werden kann,
so ganz bestimmt, wo Beispiel ihn belehrt,
wo echte Bruderliebe seiner pflegt
und wo aller Tugenden heiligste, erste,
aller Tugenden Königin, Wohltätigkeit
in stillem Glanze thront.
Arie; Tenor II
Dieser Gottheit Allmacht ruhet
nicht auf Lärmen, Pracht und Saus,
nein, im Stillen wiegt und spendet
sie der Menschheit Segen aus.
Stille Gottheit, deinem Bilde
huldigt ganz des Maurers Brust.
Denn du wärmst mit Sonnenmilde
stets sein Herz in süßer Lust.
Rezitativ; Tenor I, Baß
Wohlan, ihr Brüder, überlaßt euch ganz
der Seligkeit eurer Empfindungen,
da ihr nie, daß ihr Maurer seid, vergeßt.
Diese heut’ge Feier sei ein Denkmal
des wieder neu und festgeschloss’nen Bunds.
Verbannet sei auf immer Neid,
Habsucht und Verleumdung aus unsrer Maurerbrust.
Und Eintracht knüpfe fest das teuere Band,
das reine Bruderliebe webte.
Duett; Tenor I, Baß
Lange sollen diese Mauern
Zeuge unsrer Arbeit sein,
und damit sie ewig daure,
weiht sie heute Eintracht ein.
Laßt uns teilen jede Bürde
mit der Liebe Vollgewicht,
dann empfangen wir mit Würde
hier aus Osten wahres Licht.
Diesen Vorteil zu erlangen,
fanget froh die Arbeit an.
Und auch der schon angefangen,
fange heute wieder an.
Haben wir an diesem Orte
unser Herz und unsre Worte
an die Tugend ganz gewöhnt,
o dann ist der Neid gestillet,
und der Wunsch so ganz erfüllet,
welcher unsre Hoffnung krönt.
Chor; mit Soli
Laut verkünde unsre Freude…

Связь с владельцем сайта возможна через электронную почту.

ВНИМАНИЕ! Если какое-то конкретное видео не показывается, сообщите мне, пожалуйста! Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕЗАЛЬЮ!

Читайте также: