Методическая разработка острые кишечные инфекции сестринское дело

Обновлено: 26.04.2024

Цель учебного занятия: закрепить освоенные знания и умения студентов по сестринской помощи при кишечных инфекциях и энтеральных гепатитах, санитарно – эпидемическом режиме в кишечном отделении ЛПУ.

По итогам занятия студент должен:

иметь практический опыт:

  • осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
  • ведения медицинской документации.
  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  • вести утвержденную медицинскую документацию.
  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;
  • пути введения лекарственных препаратов;
  • правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Средства обучения:

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал:

– методическая разработка практического занятия для преподавателя;

– методические указания для студентов к практическому занятию;

– алгоритмы и оснащение манипуляций;

Технические средства обучения:

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):

Основная литература:

  1. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях, 2012, М: Академия
  2. Митрофанова Н.А. Сестринское дело во фтизиатрии ГЭОТАР-Медиа, 2012
  1. Сестринское дело во фтизиатрии: учебник / Н. А. Митрофанова, Ю. В. Пылаева. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 256 с. : ил.

2.Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: учебник. Антонова Т.В., Антонов М.М., Барановская В.Б. и др. 2011. 416с

Дополнительная литература:

1.Инфекционные болезни: учебник / Н. Д. Ющук, Г. Н. Кареткина, Л. И. Мельникова. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 512 с.

3.Педиатрия с детскими инфекциями: практикум / Г. В. Енгибарьянц. – Изд. 2-е, перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 397 с. – (Среднее профессиональное образование).

1.Вопросы для исходного уровня знаний.

Ответить на вопросы (письменно):

1.Пути передачи острых кишечных инфекций (ОКИ).

2.Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции (текущая и заключительная дезинфекции).

3.Изоляция пациентов по клиническим и эпидемическим показаниям.

  1. Сестринский уход и наблюдение при вирусном гепатите А.
  2. Признаки обезвоживания и первая помощь при осложнениях, вызнанных кишечными инфекциями (гиповолемический шок, анафилактический шок).

2.Профилактические противоэпидемические мероприятия.

3.Классификация отходов ЛПУ. Их сбор, хранение и утилизация.

4.Профилактика энтеральных гепатитов.

  1. Признаки обезвоживания и первая помощь при осложнениях, вызнанных кишечными инфекциями (желудочно-кишечные кровотечения, инфекционно-токсический шок).

2.Самостоятельная работа на занятии.

Студенты делятся на группы по два человека и приступают к выполнению самостоятельной работы:

Задание №1 (текст задания). Ход манипуляции описать в дневнике.

Задание №2 (текст задания). Ход манипуляции описать в дневнике.

Задание №3 (текст задания). Ход манипуляции описать в дневнике.

Задание №4 (текст задания). Ход манипуляции описать в дневнике.

Задание № 5 (текст задания). Ход манипуляции описать в дневнике.

В процессе самостоятельной работы преподаватель, контролирует работу студентов, направляет их работу, поправляет, отвечает на вопросы, разбирает со студентами алгоритм манипуляций.

На этом этапе оцениваются активность и грамотность работы студентов, практические навыки, инициативность, соблюдение этики и деонтологии.

Преподаватель проверяет дневники студентов, оценивает выполнение самостоятельной работы. Выводы по ходу занятия – отметка действий лучших студентов, указание на пробелы в знаниях студентов и пути их устранения.

3.Заполнение дневников .

Преподаватель контролирует заполнение дневников студентов. Студенты кратко описывают весь объем самостоятельной работы.

  1. Вопросы(тесты, задания, задачи)для конечного уровня знаний (письменно): Перед проведением опроса преподаватель выясняет, какие вопросы могли возникнуть у студентов в ходе подготовки задания и коллективно разбирает возникшие вопросы. При проведении контроля знаний, лекционные конспекты, дневники для практического обучения и учебники должны быть закрыты.
  1. При диагностике кишечных инфекций чаще исследуют

б) перфорация язвы кишечника

  1. При задержке стула у больного брюшным тифом показано

а) щадящая очистительная клизма

б) массаж живота

г) продукты, богатые клетчаткой

  1. Строгий постельный режим у больного брюшным тифом соблюдается до

а) 6-7 дня после нормализации температуры

б) улучшения самочувствия больного

в) окончания лихорадки

г) полного выздоровления

  1. При колитической форме шигеллезов кал имеет вид

а) “болотной тины”

б) “ректального плевка”

в) “горохового пюре”

г) менингококковая инфекция

  1. Боли в животе при колитической форме дизентерии

а) постоянные, ноющего характера

б) появляются только после акта дефекации

в) cхваткообразные, усиливаются перед актом дефекации

  1. Приоритетная проблема пациента с пищевой токсикоинфекцией

б) отсутствие аппетита

г) головная боль

а) “рисового отвара”

б) “ректального плевка”

в) “малинового желе”

г) “гороховогое пюре”

  1. В лечении холеры на первый план выходит борьба с

а) чабанов и зоотехнических работников

б) медицинских работников

в) работников овощехранилищ

г) охотников и рыболовов

  1. Больной вирусным гепатитом А наиболее заразен

а) на всем протяжении болезни

б) в период разгара болезни

в) в конце инкубационного периода и преджелтушный период

г) в период лихорадки

  1. Основной способ индивидуальной профилактики шигеллезов

б) соблюдение правил личной гигиены

в) прием дизентерийного бактериофага

г) прием антибиотиков

  1. Назовите способы лечения легкой формы сальмонеллеза

а) промывание желудка + обильное питье

б) ампициллин внутримышечно

г) парентеральное введение солевых растворов

а) в кислой среде

б) под действием крахмала

в) в щелочной среде

г) под действием раствора марганцевокислого калия

а) промывание желудка + cифонная клизма

б) борьба с гипертермией

в) искусственная вентиляция легких

г) прием левомицетина

а) уходе за больным

б) употреблении немытых фруктов

в) употреблении консервов домашнего приготовления

г) питье сырой воды

б) развитие бактерионосительства

в) риск развития параличей

г) риск развития хронического заболевания

а) не приносит облегчения

б) приносит облегчение

в) возникает при резком вставании больного

г) не связана с приемом пищи

а) инфекционно-токсический шок

б) гиповолемический шок

в) прободение кишечника

г) отек-набухание головного мозга

в) вирусный гепатит

  1. Больной вирусным гепатитом А наиболее заразен

а) на всем протяжении болезни

б) в период разгара болезни

в) в конце инкубационного периода и преджелтушный период

г) в период лихорадки

  1. Потенциальные проблемы пациента при бруцеллезе

а) риск развития удушья

б) инвалидность по опорно-двигательной системе

в) развитие потери зрения

г) риск развития пневмонии

  1. Ваш предположительный диагноз.
  2. Составьте план обследования больной.
  3. Укажите основные патогенетические звенья развития при данном заболевании.
  4. Укажите варианты этиотропной терапии .
  5. Назовите механизм передачи заболевания.
  1. Ваш диагноз и его обоснование.
  2. Укажите методы лабораторной диагностики в данном случае.
  3. Нуждается ли больная в госпитализации? Дайте рекомендации по дальнейшему лечению больной.
  4. Укажите этиологический агент данного заболевания.
  5. Показана ли антибактериальная терапия данной больной?

5.Домашнее задание.

задания для группы:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы

Д ИСЦИПЛИНА: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060109 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

СЕСМЕСТР VI

hello_html_76396d30.jpg

Москва 2013

на методическое пособие преподавателя Бесединой Т.П.

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Специальность: 060109 Сестринское дело 51

Рецензируемый материал методического пособия включает цели обучения, задание, время проведения, критерии оценок и образец выполнения задания.

Цели обучения сформированы на языке умений, задания однозначны для восприятия, реальны для учебного процесса. Все это поможет сформировать профессиональное, добросовестное отношение к больному ребенку и поможет медицинской сестре проводить профилактику ОКИ у детей.

Методическое пособие составлено так, что все вопросы противоэпидемических мероприятий ОКИ у детей наглядны и просты для восприятия и запоминания.

Правильно составленная студентами схема противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ, поможет закрепить материал данной темы, в частности важный раздел о профилактике ОКИ у детей и будет способствовать правильному формированию профессиональных навыков.

Рецензент: Заместитель директора по производственному обучению

преподаватель сестринского дела

при инфекционных болезнях

( высшая квалификационная категория )

_______________Н.И. Павлова

на методическое пособие преподавателя Бесединой Т.П.

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Вид работы: составление схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острых кишечных инфекций у детей.

Специальность: 060109 Сестринское дело 51

Рецензируемый материал методического пособия включает: инструкцию для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, задание, образец выполнения задания, критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы.

В пособии указаны цели самостоятельной работы студентов по данной теме, время, отведенное на внеаудиторную самостоятельную работу.

Тема методического пособия актуальна и необходима медицинской сестре при проведении профилактики острых кишечных инфекций у детей.

Учитывая все сказанное, рекомендую материал данного пособия для изучения студентам медицинских училищ, а также медицинским сестрам детских лечебно – профилактических учреждений для повышения их квалификации.

Рецензент: Заместитель главного врача детской

поликлиники №12 ЮАО г. Москвы.

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для специальности 060109.51 Сестринское дело и на основании рабочей программы по сестринскому делу в педиатрии.

Заместитель директора по

учебной работе

Протокол №3

Епишина Е.В.

Председатель ЦМК №5

_________________

Рытова Т.Н.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Беседина Т.П. - преподаватель Сестринского дела в педиатрии

Медицинское училище №4

(высшая квалификационная категория)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

ПавловаН.И. –преподаватель Сестринского дела при инфекционных

(высшая квалификационная категория)

Гущина О.А. – заместитель главного врача по лечебной

части детской поликлиники №12 ЮАО

(высшая квалификационная категория)

Острые кишечные инфекции (ОКИ ) занимают одно из ведущих мест в инфекционной патологии детского возраста. По данным ВОЗ в мире ежегодно болеют ОКИ более 1 миллиарда человек, из которых 65- 70 % составляют дети в возрасте до 5 лет . В нашей стране в последние годы отмечается отчетливая тенденция к росту заболеваемости ОКИ ( в 2010 году заболеваемость дизентерией возросла на 26% , сальмонеллезом на 34% ) .

Все ОКИ вызываются фекально-оральным путем, нельзя исключить водный и контактный путь. Все кишечные инфекции независимо от этиологии клинически проявляются в той или иной мере кишечным токсикозом, чаще всего у детей токсикозом с эксикозом.

Важное значение для профилактики ОКИ у детей играет проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекций.

Мотивацией к изучению данной темы является получение знаний по проведению противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ (сальмонеллеза, дизентерии, колиинфекции), которые позволят своевременно локолизовать кишечные инфекции у детей и не допустить эпидемической вспышки, этому должна научиться будущая медицинская сестра.

Уверена, что Вы хорошо овладели сестринским процессом при сальмонеллезе, дизентерии, колиинфекции у детей и сможете успешно выполнить самостоятельную внеаудиторную работу по данной теме.

Предлагаю Вам составить схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ у детей. Она поможет снизить риск заражения, сохранить здоровье и качество жизни.

hello_html_m16e0d06f.jpg

Уважаемый студент!

Основными целями самостоятельной внеаудиторной работы студентов являются:

Развить инициативу и индивидуальное творчество

Закрепить навыки работы с энциклопедической, справочной, специальной литературой, периодической медицинской печатью;

Закрепить навыки работы с компьютером;

Узнать много нового и понять, какие проблемы и почему возникли у Вас при изучении данной темы;

При исследовании данной темы у Вас, несомненно, появится интерес к чтению научной и специальной литературы.

Конкретная цель самостоятельной внеаудиторной работы:

после выполнения задания студент

должен знать:

Особенности этиологии, эпидемиологии, клиники, лабораторной диагностики ОКИ ;

Профилактику ОКИ ;

Схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ

должен уметь:

Составить схему проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острой кишечной инфекции;

Рассказать на языке доступном языке пациенту об особенностях эпидемиологии, клиники ОКИ ;

Взять биологический материал для лабораторного исследования при ОКИ ;

Перечислить основные меры профилактики ОКИ

Место выполнения задания : Вы можете выполнять задание в библиотеке училища или в домашних условиях.

Время, отведенное на самостоятельную внеаудиторную работу – 3 часа .

Для составления схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ Вам необходимо прочитать литературу, которую Вы можете найти в библиотеке училища.

Рекомендуемая литература :

Обратите внимание на особенности ОКИ у детей раннего возраста

Приступайте к заполнению схемы, выписывая основные положения из литературных источников .

При составлении схемы проведения противоэпидемических мероприятий в очаге острой кишечной инфекции Вам необходимо отметить следующие моменты:

I . Мероприятия в отношении источника

Решить вопрос о месте изоляции больного – инфекционная больница или домашние условия;

Заполнить карту экстренного извещения в ЦГСЭН, предварительно послав телефонограмму;

Указать каким транспортом осуществляется госпитализация в инфекционную больницу.

II . Мероприятия в отношении пресечения путей передачи возбудителя

Указать вид дезинфекции при изоляции источника на дому;

Указать вид дезинфекции при изоляции источника в инфекционную больницу;

Указать, кто проводит дезинфекцию в семейном очаге и в государственных учреждениях (школа, детский сад, интернат и т.д.)

III. Мероприятия в отношении контактных

Определить круг контактных;

Заполнить на контактных необходимую документацию (лист наблюдения за контактными, патронажный лист по наблюдению за здоровьем и т.д.);

Установить за контактными медицинское наблюдение с указанием срока и ежедневных мероприятий;

В учреждениях на срок медицинского наблюдения наложить карантин;

Провести забор биологического материала у контактных;

Провести среди контактных санитарно – просветительную работу;

При необходимости провести экстренную профилактику;

При необходимости собрать сведения о профилактических прививках.

IV . Условия выписки из стационара и диспансерное наблюдение за переболевшими ОКИ.

Общий объем схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ должен составлять 5-6 страниц машинописного текста, при желании к ним могут быть оформлены приложения, иллюстрации, таблицы, схемы.

Оформите схему противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ

(дизентерии, сальмонеллеза, колиинфекции) согласно требованиям:

Противоэпидемические мероприятия в очаге ОКИ могут быть написаны от руки или напечатаны на формате А – 4, шрифтом 13-14, на одной стороне листа и представлены в сброшюрованном виде;

Оформление работы, схемы противоэпидемических мероприятий в очаге ОКИ производится в следующем порядке:

- титульный лист (смотри образец титульного листа)

- основная часть

- список литературы

- приложения

и каждая часть начинается с новой страницы;

Каждая страница нумеруется в середине верхнего поля, счет нумерации ведётся с титульного листа, на котором цифры не проставляются;

При выполнении работы соблюдаются размеры полей: левое – 25мм, правое – 10мм, верхнее и нижнее по 20мм.;

Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом, в конце заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.

Если у Вас возникнут затруднения при составлении схемы противоэпидемических мероприятий в очаге острых кишечных инфекций, Вы можете обратиться за консультацией к преподавателю.

Желаю успеха!


1. Двойников С.И., Жилина Л.С. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ - инфекции и эпидемиологии: Учебное пособие. - М.: АНМИ, 2012. - 284 с.

2. Детские болезни: Учебник /Под ред. А.А. Баранова и Г.А. Лыскиной/. - М.: Медицина, 2010. год 529 - 535 с.

3. Ищенко О.Ю., Савощенко И.В. Оценка эффективности деятельности нефрологического отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения [Журнал] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - М.: Медицина, 2014 г. - № 1. С. 29-32.

По данным ВОЗ ведущее место в патологии детского возраста занимают острые кишечные инфекции (ОКИ). Каждую минуту от них в мире погибает 10 детей, часть из которых умирают от некачественного ухода и ежегодно регистрируется в мире до 1,2 млрд. кишечных заболеваний. Поэтому от эффективности организации работы при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями средним медицинским персоналом при своевременной постановки диагноза зависит исход заболевания.

Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов сестринской деятельности при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Определить и охарактеризовать основные виды острых кишечных инфекций у детей;
  2. Изучить особенности ухода и наблюдения за детьми с ОКИ.
  3. Систематизировать основные принципы работы медицинских сестер отделения воздушно-капельных инфекций ДИБ города Краснодара.
  4. Проанкетировать родителей этих детей на предмет знаний особенностей ухода у данной категории пациентов.
  5. Исследовать мнение медицинских сестер о необходимости создания памятки по уходу за детьми с ОКИ.
  6. Сделать выводы и предложения по теме исследования.

Исследование показало, что в ЦРБ продолжает увеличиваться количество исследований на возбудителей острых кишечных инфекций в 1,3 раза или на 33%, по сравнению с 2011 годом.

Из проведенных лабораторных исследований по количеству выделенных культур неизменными лидерами остаются сальмонеллы и различные энтеропатогенные кишечные палочки, которые представлены. Как видно, в общее количество выделенных патогенных микроорганизмов изменилось не значительно, увеличение было лишь на 3,5%. В динамике рост превалирует у ЭТЭ и ЭИЭ. Особенно их количество сильно увеличились в 2012 году на 114% по сравнению с 2011 г. И сальмонеллез в 2014 г. примерно на 42,1%, кампилобактерии – на 216,7% по сравнению с 2011 г.

Как видно из приведённых данных большинство составляют Salm. гр. D 82%, 80% и 67% за три года.

Серологическая группа D оказалась доминирующей и была представлена только одним серологическим вариантом – Salmonella enteritidis. Частоту регистрации сальмонеллеза, в группе детей можно объяснить тесным общением детей этой возрастной группы в организованных коллективах и их низкой самоорганизацией. Заболевание протекает в локальной форме гастроэнтерита, ведущий синдром - диарейный.

Для проведения эмпирического исследования были выбраны два отделения инфекционное и педиатрическое. Мощность инфекционного отделения для взрослых -10 коек, а для детей -20, в педиатрическом отделении – 25 коек. Полученные данные говорят о большом потоке больных в данных отделениях. При этом показатель работы койки во взрослом инфекционном отделении соответствует норме, а показатель в детском и педиатрическом отделении – выше. Что говорит о повышенной нагрузке на мед. персонал и можно объяснить нехваткой коек для данного контингента пациентов.

Укомплектованность инфекционного отделения средним медперсоналом составляет 55%, младшим медперсоналом составляет 51,8%. Укомплектованность средним медперсоналом педиатрического отделения составляет 84%, младшим медицинским персоналом 91,3%. Укомплектованность врачами составляет 80,9%. В структуре преобладают высшая и первая категории, что показывает высокий профессионализм мед. персонала и значит высокое качество предоставляемых услуг.

С целью изучения проблем пациентов детского инфекционного отделения было проведено сплошное исследование на базе Усть-Лабинской РЦБ родителей детей находящихся в детском и инфекционном отделении. В анкетировании (анонимно) приняли участие n= 30 родителей детей.

Большинство детей респондентов, лежащих в отделениях, соответствуют возрасту от 1 года до трёх – 56,7% и дети первого года – 36,7%. По составу семьи: у 18 человек семья полная – 60%, остальных воспитывали один родитель или опекун. По условиям жилья: большинство 16 семей – 53,3% проживают в отдельной квартире остальные в коммунальной или общей квартире.

Проблему с тошнотой и рвотой имеют большинство детей 30 человек, из них 28 человек имеют сопутствующую лихорадку и 37 диарею. При этом страх и слабость испытывают 23 человека. Большинство 21 испытывают дискомфорт.

Опрошенные – 90%, удовлетворены ухо­дом и мед. помощью которую им предоставляют в отделение. Этот показатель так же говорит о хорошем качестве предоставляемых услуг.

Проблему связанные со стрессом, дефицитом знаний о заболеваемости, и уходом за ребенком отметили большинство – 26 человек.

В результате проведённого исследования полученные следующие результаты:

Анализ двадцати современных источников литературы выявил, что в настоящее время заболеваемость кишечными инфекциями в России остается достаточно высокой. Острые кишечные инфекции занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости, особенно среди пациентов детского возраста.

Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями влияют на сестринский процесс в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо - физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Систематизация основных принципов работы медицинских сестер отделения, проведённое исследование проблем пациентов с острыми кишечными инфекциями путем анкетирования родителей, мнения медицинских сестер позволило выявить, что основными особенностями сестринского ухода у детей с острыми кишечными инфекциями являются:

  • строгое выполнение врачебных назначений;
  • необходимая подготовка к лабораторным и инструментальным методам исследования;
  • разъяснение и убеждение в необходимости проведения исследований;
  • соблюдения всех врачебных назначений и динамическое наблюдение за ребенком;
  • соблюдение санитарно-противоэпидеми­ческого режима в отделении: обеспечение инфекционной безопасности для родителей, персонала пациентов;
  • оценка состояния ребенка при каждом контрольном посещении и поддержание его положительного эмоционального состояния;
  • установление с ребенком и его родителями доверительных отношений;
  • поддержка родителей на всех стадиях развития заболевания
  • восполнение дефицита знаний родителей о причинах заболевания, факторах риска, особенностях течения и др.
  • обучение родителей приемам профилактики кишечных инфекций формирование здоровых привычек не только ребенка, но и всей семьи.

Для улучшения качества оказываемой сестринской помощи необходимо ввести в штатное расписание отделения острых кишечных инфекций 4,5 ставки медицинской сестры процедурного кабинета.

Обеспечить отделение перфузорами для проведения инфузионной терапии с целью дозированного введения инфузионных растворов и соблюдения скорости инфузии.

Создать методические рекомендации с актуальными результатами исследований по проблеме ухода за пациентами детского возраста в инфекционном отделении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: несмотря на то, что в РФ, как и в других экономически развитых странах, достигнуто существенное снижение уровня заболеваемости инфекционными болезнями, они продолжают причинять большой ущерб здоровью людей и экономике страны

Формирование профессиональных и общих компетенций по вопросам борьбы, а именно диагностики и профилактики кишечных инфекций являются очень важной для обучения специалистов сестринского дела. Учитывая распространенность заболеваний, с ними может столкнуться каждый медработник, поэтому необходимо знать все типичные и атипичные варианты заболеваний, формы развития заболеваний и виды их проявлений, методы диагностики, принципы сестринского ухода.

Вы хотите просто стать хорошим высокооплачиваемым специалистом, профессионалом. Для этого необходимо знать основную, часто встречающуюся патологию, чтобы ответить на любой вопрос вашего пациента, показав тем самым свою компетентность.

Практические занятия являются самым важным звеном в системе среднего профессионального образования медицинских работников. Они являются самыми значимыми в процессе формирования профессиональных и общих компетенций у студентов медицинского колледжа.

Предусматривается проведение занятий на базах учреждений практического здравоохранения, что позволяет максимально приблизить учебный процесс к реальным условиям.

Специфика проведения практических занятий подразумевает проведение контроля исходного и итогового уровня знаний, использование информационно-компьютерных технологий, закрепление лекционного материала и большой блок самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной).

Вид учебного занятия: Практическое занятие

Продолжительность: 6 часов

Формирование компетенций:

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 4.1. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.2. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.3. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.4. Соблюдать санитарно-противоэпидемический режим.

ПК 4.5. Вести утверждённую медицинскую документацию.

Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Тип занятия: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков

Форма проведения: практическое занятие с элементами решения ситуационных задач и игрового тренинга на этапе оценочной деятельности студентов.

Место проведения: кабинет основ сестринского дела.

Методы обучения: словесный – беседа, ролевая игра, игровые тренинги, решение конкретной ситуации.

Методическая цель: применение методики активного обучения для формирования у студентов профессиональной мотивации и практических умений выполнения манипуляций.

Цели занятия:

1. Учебная – закрепить у студентов знания в области санитарно- эпидемического режима; сформировать и закрепить умения подготовки пациентов к лабораторно- инструментальным исследованиям, основам проведения диспансеризации.

2. Воспитательная – способствовать развитию интереса к избранной профессии; сформировать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

3. Развивающая – способствовать становлению конкурентоспособной личности, развитию мотивации к обучению; развить способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности.

Ожидаемый результат:

Студент должен знать:

Что такое сальмонеллёз;

Что такое ботулизм

Что такое ботулотоксин;

Принципы работы в эпидемическом очаге при выявлении сальмонеллёза и ботулизма;

Принципы работы в инфекционной больнице в отделении кишечных инфекций;

Задачи и функциональные обязанности медицинской сестры, работающей с пациентами инфекционного профиля с сальмонеллезом и ботулизмом.

Структуру, организацию работы и задачи инфекционной больницы (отделения кишечных инфекций);

Принципы профилактики и диспансеризации пациентов с кишечными инфекциями.

Студент должен уметь:

выявлять проблемы пациента на всех этапах развития болезни;

обеспечить безопасность пациента и адекватную сестринскую помощь;

оказать психологическую поддержку пациенту с инфекционными заболеваниями и его семье;

организовать безопасное положение в эпидемическом очаге;

провести все профилактические мероприятия, для предупреждения развития инфекционных болезней;

консультировать пациентов и их близких по вопросам диспансеризации.

Задание для самоподготовки:

Применить теоретический материал, представленный в лекции и учебнике по теме занятия.

Ответить на вопросы для самоконтроля (устно):

Принципы устройства и работы инфекционной больницы ( кишечное отделения)

Какие основные задачи должна выполнять медсестра при работе с реконвалесцентами

16. Как подготовить пациента к инструментальным исследованиям?

Алгоритм подготовки пациентов к лабораторным исследованиям

Алгоритм подготовки пациентов к инструментальным исследования

Алгоритм разведения дез. растворов

Алгоритм введения сыворотки по методу Безредко

Алгоритм промывания желудка

Алгоритм проведения сифонной клизмы

Алгоритм проведения очистительной клизмы

Алгоритм постановки газоотводной трубки

Межпредметные связи:

- латинский язык – терминология,

- сестринский уход в терапии

Внутрипредметная связь:

Оснащение урока: таблицы, схемы

Методическое оснащение:

- Методическая разработка практического занятия для преподавателя:

- Методическая разработка практического занятия для студента:

- алгоритмы профессиональной деятельности медицинских сестер.

- выписки из приказов по соблюдению санитарно-эпидемического режима в ЛПУ, по проведению диспансеризации.

Материально-техническое:

- маска, перчатки, лотки, дез.растворы, мыло, салфетки, кожный антисептик, марля, вата, ножницы, шприцы, лекарственные препараты, фартуки, клеенка, кружка Эсмарха.

Уровни усвоения учебного материала

2 уровень Правила подготовки пациентов к инструментальным исследованиям, правила проведения профилактических мероприятий в эпидемическом очаге, правила оказания первой помощи при отравлениях дез. средствами, правила проведения диспансеризации. Национальный календарь прививок.

Рекомендуемая литература:

2. Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя сибирской язвы.

Методические указания. МУК 4.2.2013-08

6. Агеев, В.С., Э.Н.Головко, К.И. Дерлятко; Под ред. А.А. Слудского; Гиссарский природный очаг чумы. - Саратов: Саратовский университет, 2003

Дополнительная:

Читайте также: