Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой
Обновлено: 12.05.2024
от 13 декабря 2012 года N 01/14242-12-32
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для использования в работе резолюцию региональных совещаний по вопросам совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой, состоявшихся в г.Таганроге 12-13 сентября 2012 года и г.Благовещенске 30-31 октября 2012 года.
РЕЗОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОВЕЩАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА КОРЬЮ И КРАСНУХОЙ
В рамках завершения программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году, в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 30.06.2011 N 643, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой (ФБУН "МНИИЭМ им.Г.Н.Габричевского") в г.Таганрог 12-13 сентября 2012 года, г.Благовещенск 30-31 октября 2012 года проведены региональные совещания по вопросам совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой в Российской Федерации.
В работе совещания приняли участие представители ВОЗ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой (ННМЦ), руководители и специалисты 10 региональных центров по надзору за корью и краснухой, ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии", а также специалисты Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, курируемыми РЦ по надзору за корью и краснухой (83 территории).
На совещании рассмотрены эпидемиологическая ситуация по кори и краснухе в мире, странах европейского и азиатского регионов, Глобальная и Европейская стратегии элиминации кори и краснухи на современном этапе, актуальные вопросы элиминации кори в Российской Федерации и причины обострения эпидемиологической ситуации по кори в России в 2011-2012 годах.
Специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации представлены отчеты о результатах эпидемиологического надзора за корью и краснухой, причинах возникновения вспышек кори и мероприятиях по предупреждению распространения кори в регионах.
Отмечено, что, несмотря на обострение эпидемиологической обстановки по кори, в большинстве субъектов Российской Федерации:
- обеспечен охват прививками против кори декретированных возрастных групп детского населения на уровне, превышающем 95%;
- в субъектах Российской Федерации проводится работа по иммунизации против кори мигрантов и других труднодоступных групп населения;
- проводится лабораторное подтверждение практически всех случаев краснухи;
- введен индивидуальный учет случаев краснухи с обязательным заполнением карт эпидрасследования;
- соблюдается объем и сроки обследования пациентов с заболеваниями, сопровождающимися лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью с целью активного выявления случаев кори;
- в субъектах Российской Федерации органами управления здравоохранением совместно со специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводятся проверки работы медицинских организаций по иммунизации населения против кори.
Вместе с тем, в 2012 году на территории Российской Федерации продолжают регистрироваться локальные вспышки кори. Распространение инфекции среди не привитых лиц декретированных возрастов свидетельствует о недостатках в работе по иммунизации взрослого населения. Значительное количество очагов внутрибольничного заражения корью - результат отсутствия настороженности в отношении кори у медицинских работников и нарушений санэпидрежима в лечебно-профилактических учреждениях.
При этом 57% всех случаев краснухи приходится на 4 субъекта Российской Федерации: г.Москва - 195 (24,2%) случаев, Хабаровский край - 104 (12,9%) случая, Республика Саха - 86 (10,7%) случаев, Приморский край - 74 (9,2%) случая.
Отмечается также увеличение числа территорий, вовлеченных в эпидемический процесс.
Заслушивание и обсуждение докладов, анализ представленных на совещании материалов показали, что в большинстве территорий Российской Федерации осуществляются мероприятия по обеспечению высокого охвата населения прививками против кори и краснухи, в том числе из групп риска, проводится лабораторное подтверждение всех случаев кори, в рамках эпидемиологического надзора за корью осуществляется активный поиск больных корью среди лиц с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью.
Вместе с тем остается актуальной проблема отказов населения от профилактических прививок, что способствует накоплению когорты восприимчивых лиц и свидетельствует о недостаточной эффективности разъяснительной работы с населением.
До настоящего времени продолжают иметь место случаи расхождения сведений о заболеваемости краснухой, предоставляемые управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в форме федерального статистического наблюдения N 1 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" и в таблицах, представляемых в Региональный центр по надзору за корью и краснухой.
В ряде территорий не соблюдаются сроки доставки в лабораторию региональных центров сывороток крови от больных корью, от лиц с подозрением на это заболевание, а также от больных с "экзантемными" заболеваниями, не на всех территориях введен единый формат присвоения эпидномера в направлениях на клинический образец для исследования в лабораторной сети и в карту эпидрасследования случая кори/краснухи.
В результате обсуждения участники совещания считают целесообразным в целях стабилизации заболеваемости корью и краснухой на территории Российской Федерации рекомендовать:
1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Обеспечить достоверность полноты учета детского и взрослого населения, подлежащего иммунизации.
1.2. Обеспечить строгий контроль за планированием профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению, в том числе организованному населению, находящемуся на территории обслуживания лечебно-профилактической организации, ежеквартально заслушивать выполнение плана профилактических прививок населению.
1.3. Обеспечить достоверность учета профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению.
1.4. Обеспечить достижение и поддержание не менее 95% охвата прививками против кори и краснухи детей (вакцинацией в 1 год и ревакцинацией в 6 лет) в каждом амбулаторно-поликлиническом учреждении.
1.5. Обеспечить достижение и поддержание не менее 90% охвата двумя дозами вакцины против кори взрослого населения, обратив особое внимание на иммунизацию лиц профессиональных и труднодоступных групп населения (религиозные общины, мигранты, беженцы, цыгане и т.д.).
1.6. Обеспечить наличие нормативно-методических документов по вопросам профилактики кори и краснухи, в т.ч. по элиминации кори во всех ЛПО.
1.7. Внедрить автоматизированный учет профилактических прививок детскому и взрослому населению в лечебно-профилактических организациях с последующим созданием объединенной системы автоматизированного учета по субъекту с использованием сертифицированных программ.
1.8. Повысить эффективность системы контроля за условиями соблюдения "холодовой цепи" с использованием электронных термоиндикаторов в практике.
1.9. Обеспечить персональную ответственность руководителей (заместителей, заведующих отделением) за организацию, планирование и проведение иммунизации против кори и краснухи, обратив особое внимание на привитость медицинских работников.
1.10. Проводить обследование беременных женщин при постановке на учет только на наличие специфических IgG антител к вирусу краснухи.
1.11. Обеспечить лабораторное подтверждение каждого случая кори и краснухи в вирусологических лабораториях РЦ по надзору за корью и краснухой с использованием тест-систем, рекомендованных ВОЗ и ННМЦ по надзору за корью и краснухой
1.12. Активизировать работу по информированию населения о профилактике кори, краснухи и СВК, о негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.
1.13. Осуществлять дополнительную иммунизацию против кори выявленных серонегативных лиц независимо от возраста, количества прививок против кори и заболевания корью в анамнезе.
1.14. Осуществлять активный надзор за корью в условиях спорадической заболеваемости, обеспечив обследование больных с экзантемой только при наличии пятнисто-папулезной сыпи и температуры 37,5 и выше, преимущественно взрослых, как основной контингент, поддерживающий в настоящее время эпидемический процесс кори.
Исключить из обследования пациентов, иммунизированных против кори менее 6 месяцев назад и пациентов, больных краснухой.
Обследование больных осуществлять равномерно в течение года из расчета 2 человека на 100 тыс. населения субъекта Российской Федерации.
При выявлении IgM антител к вирусу кори у лиц с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью, обеспечить повторное обследование через 10-14 дней от даты взятия первой сыворотки для определения IgM и IgG антител в динамике.
При регистрации вспышечной заболеваемости корью в субъекте Российской Федерации не проводить обследование больных экзантемными заболеваниями до установления спорадического уровня заболеваемости корью.
1.15. Принять меры по повышению уровня знаний специалистов лечебной сети по вопросам клинико-эпидемиологических особенностей и лабораторной диагностики кори и краснухи.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
2.1. Обеспечить контроль за:
- достоверностью учета детского и взрослого населения, подлежащего иммунизации;
- планированием профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению, в том числе организованному населению, находящемуся на территории обслуживания лечебно-профилактической организации;
- достоверностью учета профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению;
- достижением и поддержанием не менее 95% охвата прививками против кори и краснухи детей (вакцинацией в 1 год и ревакцинацией в 6 лет) по каждому амбулаторно-поликлиническому учреждению;
- достижением и поддержанием не менее 90% охвата двумя прививками против кори взрослого населения, обратив особое внимание на иммунизацию лиц декретированных профессиональных и труднодоступных групп населения (мигранты, беженцы, цыгане и т.д.);
- соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех этапах "холодовой цепи".
- обследованием беременных женщин при постановке на учет только на наличие специфических IgG антител к вирусу краснухи, при продолжающихся обследованиях на IgM антитела к краснухе направлять все положительные сыворотки в лаборатории региональных центров по надзору за корью и краснухой.
2.3. При регистрации случаев кори\краснухи проводить эпидемиологическое расследование причин и условий возникновения заболеваемости, включая вопросы достоверности учета детского и взрослого населения, подлежащего иммунизации и достоверности выполненных прививок против кори\краснухи прикрепленному населению.
2.4. В случае необходимости проведения подчищающей вакцинации населения против кори представить обоснование в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для получения разрешения на проведение данного мероприятия.
- осуществление эпиднадзора за СВК в соответствии с МУ "Эпидемиологический надзор за врожденной краснухой" (МУ.3.1.2.2356-08);
- своевременное представление в ННМЦ и региональные центры по надзору за корью и краснухой карт эпидемиологического расследования случаев кори, краснухи, в том числе у беременных женщин (случаи отмены диагноза корь), а также СВК у ребенка;
- своевременное представление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Национальный центр по надзору за корью и краснухой внеочередных донесений о вспышечной заболеваемости корью (3 и более) и краснухой (5 и более случаев);
- присвоение единого эпидномера в направлении клинического образца на лабораторную диагностику и на карте эпидрасследования случаев кори/краснухи;
- межведомственное взаимодействие по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других труднодоступных контингентов (лиц БОМЖ, кочующих групп населения);
- взаимодействие с религиозными конфессиями, диаспорами, профессиональными объединениями и ассоциациями по вопросам иммунопрофилактики;
- организацию дополнительной иммунизации против кори выявленных серонегативных лиц независимо от возраста, количества прививок против кори и заболевания корью в анамнезе.
2.2. Внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан вопрос о внедрении автоматизированного учета профилактических прививок детскому и взрослому населению в лечебно-профилактических организациях с последующим созданием объединенной системы автоматизированного учета по субъекту. Принятое решение по данному вопросу представить в Роспотребнадзор до 30.03.2013.
2.6. Продолжить обучение специалистов лечебной сети по вопросам клинико-эпидемиологических особенностей и лабораторной диагностики кори и краснухи.
2.7. В целях проведения молекулярно-генетического обследования очагов кори и краснухи обеспечить:
- сбор клинических образцов от первых 5 случаев заболевания при каждой вспышке, (не более 10 случаев при вспышке), от всех импортированных случаев, всех не связанных ("спорадических") случаев,
- сбор образцов 1 раз в месяц от 2-3 пациентов при продолжительности вспышечной заболеваемости более 1 мес.,
- сбор образцов для генотипирования вирусов кори/краснухи осуществлять в оптимальные сроки (корь - до 7 дня с момента появления сыпи; краснуха - до 3 дня),
Первое совместное совещание состоялось 14-15 сентября 2005 года в г.Владивостоке для специалистов Хабаровского края, Сахалинской обл., Камчатской обл., Еврейской автономной области, Читинской, Амурской, Иркутской обл., Приморского края, Р.Саха, Агинского Бурятского АО, Усть-Ордынского Бурятского АО, Чукотского АО, Корякского АО, Р.Бурятия.
В последнее время внимание к проблеме коревой инфекции вновь заметно повысилось. Это связано с успешной реализацией США, странами европейского сообщества и некоторыми странами средиземноморского региона программы ликвидации кори, предложенной ВОЗ.
Эпидемическая ситуация, сложившаяся в отношении кори в последнее десятилетие в нашей стране такова, что Россия, вслед за странами Европы, вправе поставить перед собой задачу элиминации кори к 2010 году.
Для реализации поставленной задачи проведен ряд организационно-методических мероприятий.
Организован Национальный научно-методический центр по надзору за корью (далее Национальный центр) на базе Государственного учреждения “Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Министерства здравоохранения Российской Федерации” на функциональной основе (Приказ Минздрава РФ № 327 от 15.08.01 г.).
Задачи и функции центра
Проведение мониторинга и. анализа заболеваемости, состояния привитости и специфического иммунитета населения к вирусу кори, оценка уровни лабораторной диагностики кори и других экзантемных заболеваний.
Составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов заболеваемости корью в Российской Федерации.
Выделение и изучение биологической, молекулярно-генетической характеристики штаммов диких вирусов кори, циркулирующих среди населения России.
Создание и поддержание музея штаммов вируса кори, циркулирующих на территории Российской Федерации.
Подготовка предложений по совершенствованию нормативно-методических документов по стратегии и тактике специфической профилактики кори, проведению эпидемиологического надзора за коревой инфекцией на этапе се ликвидации, а также клинике и лабораторной диагностике современной кори и других экзантемных заболеваний.
Организационно-методическая работа по ликвидации кори и снижению заболеваемости другими экзантемными заболеваниями в Российской Федерации.
Методическое руководство деятельностью вирусологических лабораторий Региональных центров по эпиднадзору за корью в субъектах Российской Федерации.
Участие в международных программах контроля качества лабораторных исследований и проведения эпидемиологического надзора за корью с целью совершенствования стратегии и тактики мероприятий по ликвидации кори в отдельных субъектах Российской Федерации.
В своей деятельности Национальный центр в соответствии с положением опирается на 10 региональных центров (Приказ Минздрава № 59 от 20.02.02 г.), на которые возложены функции по методическому руководству и координации деятельности по эпидемиологическому надзору за корью и ее лабораторной диагностике, выполнения исследований по серологическому подтверждению случаев кори в закрепленных субъектах Российской Федерации. (Центры госсанэпиднадзора в г. Москве, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской, Амурской областях, Красноярском и Приморском краях, Республике Башкортостан и Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Минздрава России).
Утверждены:
программа элиминации кори в Российской Федерации к 2010 году (Приказ Минздрава РФ № 270 от 19.08.02 г.);
национальный план мероприятий по реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации (утвержден Минздравом РФ 26.09.02 г.);
приказ о реализации программы ликвидации кори к 2010 году (Приказ Минздрава РФ № 117 от 21.03.03 г.). Приказ содержит приложения и таблицы, регламентирующие порядок выполнения каждого мероприятия, а также сроки и формы отчетности.
Организационные мероприятия
В рамках программы ВОЗ элиминации кори в Европейском регионе сотрудниками центра проведено два семинара для вирусологов региональных центров России (23-25.04.02 и 4-6.05.02) на тему “Лабораторная диагностика кори и других экзантемных заболеваний”. Лекционный материал касался теоретических и практических аспектов элиминации кори, эпидситуации по кори, клиники и дифференциальной диагностики кори, строения вируса кори и его генетической изменчивости, механизмов формирования противокоревого иммунитета.
В ноябре 2002 года в рамках реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации проведено два региональных совещания в г. Новосибирске для восточных территорий и в г. Ростове-на-Дону для западных территорий Российской Федерации.
В процессе совещаний были рассмотрены организационные и научные аспекты выполнения программы элиминации кори в Европейском регионе и в Российской Федерации, определены основные стратегии прекращения циркуляции местных штаммов вируса кори, подробно рассмотрены вопросы лабораторной и клинической диагностики кори. На совещаниях были также обсуждены доклады представителей 10 региональных центров. Результаты обсуждения ряда важных организационных вопросов нашло отражение в резюме совещаний, представленном в Департамент ГСЭН МЗ РФ.
Вирусологи Национального центра успешно прошли контрольное тестирование их профессионального уровня.
2001 год. По запросу ВОЗ в 2001 году Национальным центром обобщены и представлены в Департамент ГСЭН МЗ и ЕРБ ВОЗ:
ежегодные данные официальной статистики заболеваемости корью в России за 1996 - 2000 гг. (5 форм),
уточненные данные с учетом возраста и прививочного анамнеза каждого заболевшего в 2000 году, собранные НЦ с 60 территорий Российской Федерации,
аналогичные данные за 2001 год, собранные практически со всех территорий России.
2002 год. Организационная работа в 2001 году позволила наладить с января 2002 года ежемесячный сбор данных о заболеваемости корью с учетом прививочного анамнеза и возраста заболевшего (форма ВОЗ) со всех территорий России. Обобщенные и проанализированные данные направляются в ЕРБ ВОЗ для включения их в общеевропейскую структуру заболеваемости корью.
2003 год. 26-30 мая и 2-6 июня по предложению ЕРБ ВОЗ Национальный центр по надзору за корью провел семинар по лабораторной диагностике кори и других экзантемных заболеваний для лабораторной сети стран СНГ.
В ноябре 2003 года планируется провести совещание в Москве региональных центров (эпидемиологов, вирусологов, а также представителей лечебной сети - педиатров и взрослых инфекционистов) по анализу работы в рамках реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации.
С февраля с.г. планируется организовать: ежемесячное представление в ЕРБ ВОЗ данных о заболеваемости корью с указанием возраста и прививочного анамнеза каждого заболевшего; полное и активное выявление всех случаев кори с помощью обязательного серологического обследования всех больных с экзантемной сыпью; проведение пяти кустовых региональных совещаний (с выездом специалистов НЦ на места) по контролю за выполнением эпиднадзора за корью с целью ее элиминации.
Существенное снижение заболеваемости корью в России наблюдается с 1995 года, когда показатель на 100 тыс. нас. колебался от 5,4 в 1996 году до 0,4 в 2002 году. При этом в 2002 году на 50 территориях страны случаи заболевания корью не регистрировались вообще, а на 19 территориях корь не регистрируется более 4 лет, в 32 регионах показатель заболеваемости не превышает 1,0 на 100 тыс. нас., в 5 - он сохраняется в пределах от 1,0 до 3,0 , т.е. практически на всей территории страны сохраняется спорадический уровень заболеваемости. Это стало возможным благодаря увеличению охвата прививками против кори детей в декретированные сроки.
В 2003 году, судя по результатам шести месяцев, ожидается рост заболеваемости корью за счет вспышек среди детей в Чеченской республике, республике Дагестан и Красноярском крае. Высокой остается заболеваемость корью в Москве, чему способствуют усилившиеся миграционные потоки.
Комбарова Светлана Юрьевна – Директор ФБУН МНИИЭМ им.Г.Н.Габричевского Роспотребнадзора, доктор биологических наук.
Алешкин Владимир Андрианович - доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки, член РАЕН и Нью-Йорской академии наук - . Владимир Андрианович - автор 568 научных работ, соавтор пяти монографий, 28 изобретений и 68 авторских свидетельств и патентов, 3 фармакопейных препаратов.
Сафронова Алла Васильевна - Ученый секретарь ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н.Габричевского Роспотребнадзора, кандидат медицинских наук.
Руженцова Татьяна Александровна - заместитель директора по клинической работе ФБУН МНИИЭМ имени Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора, доктор медицинских наук.
За большой вклад в организацию работы по предупреждению и предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) Указом Президента РФ награждена орденом Пирогова. Особый вклад в реализацию приоритетных проектов отмечен Благодарственным Письмом Президента РФ
Алешкин Андрей Владимирович - заместитель директора по биотехнологии ФБУН МНИИЭМ имени Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора, доктор биологических наук, профессор РАН
Об институте
Федеральное государственное учреждение науки “Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии" Роспотребнадзора (г.Москва) (бывший Горбак) был организован на базе Бактериологического Императорского Московского Университета, созданного в 1895 г. одним из основоположников отечественной микробиологии Георгием Норбертовичем Габричевским. Имя Г.Н. Габричевского было присвоено институту в 1979 г. в знак признания успешного развития научных идей его основателя.
С первых дней существования вся деятельность института была неразрывно связана с задачами практического здравоохранения, направленными на снижение инфекционной заболеваемости и детской смертности. Уже в первый год со дня основания бактериологического института впервые в России было организовано производство противодифтерийной сыворотки, необходимость которой была продиктована высокой заболеваемостью и смертностью от этой инфекции (150 тыс. смертей в год).
После ухода из жизни Г.Н. Габричевского (март 1907 г.) институт остался, верен научным традициям основателя Московской бактериологической школы.
Развитию идей Г.Н. Габричевского посвятили свою деятельность его ученики и последователи - Н.М. Берестнев, П.В. Циклинская, Л.А. Чугаев, Е.И. Марциновский, В.И. Кедровский, Ф.М. Блюменталь, М.Б. Вермель, - многие из которых впоследствии стали основателями самостоятельных научных учреждений России.
Более 30 лет институт возглавлял доктор медицинских наук профессор, заслуженный деятель науки Иван Иванович Шатров, создавая и постоянно расширяя научный потенциал института.
МНИИЭМ является основоположником и активным участником внедрения системы эпидемиологического надзора за дифтерией, коклюшем, корью, менингококковой инфекцией, внутрибольничными инфекциями, сальмонеллезом.
Hаучные разработки МНИИЭМ традиционно включают в себя создание новых вакцинных препаратов. В институте созданы брюшнотифозная спиртовая вакцина, Vi-антиген, рибосомальные дизентерийные вакцины, разработаны менингококковые вакцины А и А+С.
Впервые в стране в 1946 г. под руководством проф. Н.В. Холчева было начато производство первого отечественного гамма-глобулина.
МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского является пионером среди научных учреждений России по экспериментально-теоретическому обоснованию и разработке биологических препаратов для коррекции микрофлоры человека при дисбактериозах различного генеза. В его стенах разработаны и внедрены в здравоохранение широко применяемые биопрепараты: бифидобактерин, бификол, ацилак, бифилонг, созданы их различные лекарственные и кисломолочные формы, ведется обоснование новых сфер применения в клинической практике.
Институт является одним из основоположников научных исследований по изучению дисбиотических состояний организма, в т. ч. по диагностике дисбактериозов.
МНИИЭМ широко известен исследованиями в области иммунологии, в частности теоретическими и прикладными аспектами изучения гуморальных и клеточных факторов иммунитета.
Под руководством проф. Н.А. Краскиной разработана система доклинической и клинической оценки иммунологической безвредности вакцинных препаратов.
В состав научной части института входят 5 отделов с 17 лабораториями и секторами, а также клинический отдел, поликлинический отдел и консультативно-диагностический центр (на хозрасчетной основе).
Учёный совет
На базе института активно функционирует Ученый совет института, состав которого утвержден Главным санитарным врачом России Г.Онищенко и включает 33 ведущих специалиста по профильным направлениям деятельности института. На заседаниях Ученого совета заслушиваются научные доклады по актуальным проблемам современной медико-биологической науки, обсуждаются наиболее важные результаты исследований, рассматриваются вопросы перспективного планирования, структуры и штатного расписания, определяются приоритетные направления научного поиска.
Научные центры
Референс- лаборатория ЕРБ ВОЗ по кори и краснухе для стран СНГ.
Региональная референс лаборатория сети ВОЗ инвазимных бактериальных заболеваний, управляемых вакцинацией.
Референс-центр по мониторингу за возбудителями кори, краснухи, эпидемического паратита, коклюша и дифтерии Роспотребнадзора.
Научно-методический центр по изучению и идентификации бактериофагов Роспотребнадзора.
Государственная коллекция микроорганизмов – представителей нормальной микрофлоры человека и животных.
4-е региональное совещание лабораторной сети по кори и краснухе Российской Федерации было проведено в г.Санкт-Петербург, 1-3 декабря 2009 года. В совещании приняли участие вирусологи 10 региональных центров по кори и краснухе РФ, представители ЕРБ ВОЗ, сотрудник лаборатории краснухи Отдела вирусологии СДС, Атланта, а также специалисты Национального научно-методического центра по надзору за корью. Совещание осуществлялось при финансовой и методической поддержке ЕРБ ВОЗ. На совещании был дан обзор состояния Глобальной и Европейской Программы ВОЗ по ликвидации кори и краснухи, предупреждения СВК, актуальные вопросы ликвидации кори, краснухи и предупреждению синдрома врожденной краснухи (СВК), актуальные вопросы и мероприятия по реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации, проведение процедуры сертификации субъектов Российской Федерации, как территорий, свободных от эндемичной кори, достижения и перспективы лабораторного надзора за корью, краснухой и синдромом врожденной краснухи.
Региональные совещания, посвященные совершенствованию эпидемиологического надзора за корью в России. Ростове-на-Дону 19-20 октября, в г. Красноярске 16-17 ноября 2009г
В рамках реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Национальным научно-методическим центром по надзору за корью при поддержке Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения в г. Ростове-на-Дону 19-20 октября, в г. Красноярске 16-17 ноября 2009г. состоялись региональные совещания, посвященные совершенствованию эпидемиологического надзора за корью в России.
На совещаниях были рассмотрены Глобальная и Европейская стратегия элиминации кори и краснухи на современном этапе, актуальные вопросы реализации 3-го этапа программы ликвидации кори в России, обсуждены вопросы подготовки и проведения процедуры сертификации территорий, свободных от эндемичной кори.
Рекомендации 3-го ежегодного совещания лабораторной сети по кори/краснухе Российской Федерации (Москва, 9-11 декабря 2008г)
В рамках реализации Программы ликвидации кори к 2010 году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Национальным научно-методическим центром по надзору за корью при поддержке Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения проведено 3-е региональное совещание лабораторной сети по кори и краснухе Российской Федерации (Москва, 9-11 декабря 2008г) (приказ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2008 №568).
от 1 марта 2010 года N 69
О координации деятельности по эпиднадзору за корью и краснухой
В целях совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой, повышения качества лабораторной диагностики кори и краснухи, осуществляемой в рамках Региональной программы Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения по элиминации кори и краснухи, снижения заболеваемости синдромом врожденной краснухи в Европейском регионе к 2010 году,
1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по городу Москве, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Амурской областям, Пермскому, Красноярскому и Приморскому краям, Республике Башкортостан, главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в городе Москве, Ростовской, Нижегородской, Новосибирской, Амурской областях, Пермском, Красноярском и Приморском краях, Республике Башкортостан, директору ФГУН "Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Л.Пастера" Роспотребнадзора (А.Б.Жебрун):
1.1. Обеспечить в закрепленных субъектах Российской Федерации (приложение 1) методическое руководство и координацию деятельности:
1.1.1. По эпидемиологическому надзору за корью и краснухой, лабораторной диагностике этих заболеваний, сбору сывороток крови от больных корью и подозрительных на это заболевание, от больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой, беременных женщин, больных краснухой или имевших контакт с больным краснухой, больных с врожденной краснушной инфекцией и синдромом врожденной краснухи, а также клинического материала для генотипирования вирусов кори и краснухи.
1.1.2. По серологическому подтверждению случаев кори, краснухи.
1.2. Обеспечить взаимодействие с Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой (ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского" Роспотребнадзора) по вопросам организации и осуществления эпидемиологического надзора и лабораторной диагностики кори, краснухи, врожденной краснушной инфекции, синдрома врожденной краснухи, а также профилактики этих заболеваний.
1.3. Представлять информацию о каждом выявленном случае кори, а также ежемесячные отчетные материалы и ежегодный отчет о проведенной работе в Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой в установленном порядке.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации обеспечить:
2.1. Представление информации в региональные центры по надзору за корью и краснухой по принадлежности (приложение) в установленные сроки о случаях заболеваний корью, а также подозрительных на это заболевание, о случаях заболевания краснухой беременных, случаях врожденной краснухи и синдрома врожденной краснухи.
2.2. Контроль за своевременным взятием сывороток крови у больных корью, а также у больных с подозрением на это заболевание, больных с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой, беременных женщин, больных краснухой или имевших контакт с больным краснухой, больных с синдромом врожденной краснухи и доставкой материала в вирусологическую лабораторию регионального центра по надзору за корью и краснухой по принадлежности.
2.3. Контроль за своевременным сбором и доставкой клинического материала от больных корью и краснухой в Национальный научно-методический центр по надзору за корью и краснухой для проведения генотипирования штаммов вирусов кори и краснухи.
2.4. Представление ежемесячных отчетов о заболеваемости корью и краснухой на территории субъекта Российской Федерации в региональный центр по надзору за корью и краснухой.
3. Директору ФГУН Московского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им.Н.Г.Габричевского (В.А.Алешкин) обеспечить:
3.1. Методическое руководство и координацию деятельности региональных центров по надзору за корью и краснухой.
3.2. Проведение генотипирования штаммов вирусов кори и краснухи.
3.3. Организацию и проведение мероприятий по повышению квалификации врачей-эпидемиологов и вирусологов, осуществляющих эпидемиологический надзор за корью и краснухой и лабораторную диагностику этих заболеваний.
3.4. Проведение прикладных научных исследований по эпидемиологии, профилактике и лабораторной диагностике кори и краснухи.
3.5. Подготовку информационных и аналитических материалов о заболеваемости корью и краснухой и участие в разработке проектов организационно-распорядительных документов по совершенствованию эпидемиологического надзора за корью и краснухой и лабораторной диагностике этих заболеваний.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В.Брагину.
Приложение
к приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека
от 1 марта 2010 года N 69
Перечень субъектов Российской Федерации, закрепленных за региональными центрами по надзору за корью и краснухой
Санкт-Петербургский региональный центр по надзору за корью и краснухой (ФГУН "Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Л.Пастера" Роспотребнадзора)
Читайте также: