Нормативы занятости инфекционной койки

Обновлено: 25.04.2024

от 30 августа 2012 года N 16-1/10/2-1891

[О направлении Методических рекомендаций по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах]

Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Планом реализации подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" "О разработке комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусматривающих принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей" направляет методические рекомендации по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах, разработанные Центральным научно-исследовательским институтом информатизации и организации здравоохранения Минздрава России.

Телефоны для консультаций по методике расчета:

8 968 867 6257 Гажева Анастасия Викторовна

Таблицы для заполнения в формате Excel направлены в адрес органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации по электронной почте.

Методические рекомендации по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах

Методические рекомендации подготовлены авторским коллективом в составе доктора медицинских наук, профессора Сон И.М., доктора медицинских наук, профессора Леонова С.А., кандидата медицинских наук Гажевой А.В., кандидата медицинских наук, ведущего научного сотрудника Матвеева Э.Н., научного сотрудника Мургиной О.В., научного сотрудника Несветайло Н.Я. при участии сотрудника Томского МИАЦ Шибалкова И.П.

Введение

Ресурсы здравоохранения в любом обществе всегда ограничены, поэтому вопросы их наиболее эффективного использования являются ключевыми.

В Российской Федерации вопросы кадрового обеспечения являются неотъемлемой частью государственной политики в области здравоохранения, а медицинские кадры рассматриваются в качестве главного его ресурса.

Значимость совершенствования кадровой политики в развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления системой в качестве одной из ведущих задач и мер по повышению доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации. В этих условиях формируется новая роль планирования численности кадровых ресурсов в здравоохранении как метода согласования потребностей с имеющимися экономическими возможностями страны, выбора оптимального варианта их перспективного развития.

В настоящих методических рекомендациях представлен алгоритм расчета потребности населения во врачебных кадрах для текущего планирования здравоохранения с целью выявления недостатка или избытка врачебных кадров в системе здравоохранения на региональном и федеральном уровнях и оценки эффективности их использования.

Особенность планирования потребности в медицинских кадрах заключается в его ярко выраженной социальной направленности. Сложность планирования в здравоохранении обусловлена длительным циклом подготовки квалифицированных работников. Оно должно опираться на данные прогнозов (социально-демографических, экономических, научно-технических, эпидемиологических).

Планирование кадров должно содержать:

- определение потребности в квалифицированных специалистах,

- планирование подготовки квалифицированных специалистов и их специализации,

- распределение медицинских кадров по территории,

- мероприятия по повышению эффективности использования кадров.

Система плановых показателей развития кадровых ресурсов должна отражать взаимосвязь всех фаз воспроизводства кадров, создавать возможность для комплексного планирования всех категорий работников, обеспечивать рациональное сочетание отраслевого и территориального принципов планирования; обеспечивать сводимость и сопоставимость плановых расчетов всех управления.

Ключевой задачей планирования кадров является обеспечение адекватного расчета потребности с учетом различной продолжительности принятого планового периода (1, 5, 10 и более лет).

Особенностью этих расчетов является определение оптимальной численности врачебных кадров, необходимой для обеспечения объемов медицинской помощи, предусмотренных Федеральной и Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ТПГГ).

С показателем "должность" в здравоохранении связывается определенный объем деятельности по оказанию медицинской помощи, в связи с чем, этот показатель имеет экономическое содержание. С учетом имеющего место в учреждениях здравоохранения совместительства должностей медицинских работников анализ численности медицинских кадров, особенно врачей, планирование проводится в должностях и физических лицах. Совместительство кадров является действенным инструментом расширения возможностей предоставления населению медицинской помощи в условиях недостатка физических лиц медицинских работников.

Сущность предлагаемого порядка расчета потребности во врачебных кадрах на основе моделирования по методу компонентов

Врачебные кадры являются сложной динамической системой, включающей разнообразные группы персонала с учетом роли в организации лечебно-диагностического процесса. В этой связи выделяется несколько групп врачебного персонала. Важнейшей является "лечебная группа" - врачи, непосредственно оказывающие помощь населению (врач амбулаторного приема, врачи, ведущие больных в стационаре, врачи скорой помощи).

В "лечебную группу" включается также "группа усиления", к которой отнесены врачи, принимающие участие в оказании медицинской помощи населению, но в специфической форме (заведующие отделениями, врачи-консультанты, врачи, относящиеся к общебольничному персоналу, дежурные врачи, врачи приемного покоя, врачи по оказанию медицинской помощи детям в школьно-дошкольных образовательных учреждениях, цеховые врачи и др.). Врачи этой группы составляют значительное число кадров системы здравоохранения.

Особую группу врачей, как в стационаре, так и в поликлинике составляют специалисты так называемой "параклинической группы", включающей в себя две подгруппы: "лечебно-диагностическую" и "управления". Следует отметить, что численность "лечебно-диагностическая" подгруппы врачей в последние годы интенсивно возрастает, в связи с нарастающими темпами научно-технического прогресса в отрасли.

Теория штатного нормирования персонала учреждений здравоохранения теоретически обосновала и практически показала возможность использования расчета потребности в кадрах как "прямым расчетом" их необходимой численности, так и использования метода соотношения между отдельными группами персонала. Методической особенностью определения потребности в кадрах является установление их необходимого количества по каждой группе в отдельности (метод компонентов), с учетом их функциональных обязанностей.

Так, врачи "параклиники", согласно штатно-нормативным документам Минздравсоцразвития России, рассчитываются на основе соотношения между потребностью в них и числом врачей, ведущих амбулаторный прием, либо в расчете на определенную численность больничных коек (суммарно всех профилей или отдельных профилей). Эта особенность определения потребности во врачах данной группы ("врачей параклиники") позволяет в расчетах, помимо метода "прямого счета", использовать сложившиеся устойчивые коэффициенты соотношения.

В основе алгоритма расчета необходимого числа врачей, непосредственно оказывающих помощь пациентам (врачи амбулаторного приема полклиники и врачи, ведущие больных в стационарах), лежат нормативные показатели программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, представленные в виде объемных показателей (число посещений, число госпитализаций, число пролеченных в дневном стационаре в расчете 1 жителя (на 1000 жителей) в год).

С учетом функции врачебной должности врача поликлиники осуществляется переход от норматива объема помощи к нормативу должности врача-специалиста, ведущего соответствующий прием.

Функция врачебной должности врачей-специалистов включает не только непосредственно амбулаторный прием в учреждении, но и другие виды работ: работу с документацией, санпросветработу, работу в выездных бригадах, осуществляет визиты на дом с разными целями (активные визиты, патронаж, вызовы по поводу заболеваний), проведение амбулаторных операций, диагностические исследования во время амбулаторного приема и т.д.. Затраты времени на данные виды работ разные и должны быть регламентированы в учреждении. Исходя из этого, необходимо рассчитать и утвердить (в учреждении, в субъекте) нагрузки на врачебную должность в количестве посещений на амбулаторном приеме, включая визиты на дом. Именно нагрузка на врачебную должность (количество посещений в год) используется для расчета потребности во врачебных кадрах "лечебной группы" при оказании амбулаторной медицинской помощи.

От потребности населения в госпитализации через показатели средней длительности пребывания больного на койке (по каждому профилю) и показателя числа дней работы койки в году определяется нормативная потребность в больничных койках (и мест в дневном стационаре). С учетом установленной нагрузки на одного врача в стационаре (ведущего больных) осуществляется переход от норматива коек к нормативу врачебных должностей. Более сложным в методическом отношении является установление необходимой численности врачей "группы усиления".

В каждом субъекте Российской Федерации с учетом местных особенностей потребность в специалистах группы "усиления" будет различной и усредненный показатель по России (полученный на основе репрезентативного выборочного исследования) имеет для конкретного региона относительное значение. Наиболее надежным может быть метод "прямого расчета". Например, рассчитать потребность в штатных должностях заведующих отделением можно, разделив число фактически развернутых коек определенного профиля на нормативную коечную мощность отделения, при которой вводится 1 должность заведующего отделением (30, 40, 60 коек).

Алгоритм расчета потребности региона в медицинских кадрах построен на использовании нормативов объемов (вызовов скорой медицинской помощи, посещений, койко-дней, дней лечения), утвержденных в Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению (ТПГГ) субъекта. При этом объемы медицинской помощи в ТПГГ субъекта Российской Федерации должны быть сбалансированы (иметь тенденцию) и сопоставимы с нормативами объемов Федеральной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Российской Федерации.

Следует заметить, что расчеты необходимого числа медицинских кадров проводятся по методу компонентов раздельно по следующим структурным подразделениям - скорая медицинская помощь, поликлиника, стационар, дневной стационар и группам персонала (Схема 1).


, где,


- число койко-дней на 1000 жителей (утвержденный норматив по территориальной программе государственных гарантий, равен произведению уровня госпитализации на 1000 жителей на средние сроки лечения 1-го больного в стационаре);

Н - численность населения;

Д - среднегодовая занятость койки.

С помощью данной методики можно определить абсолютное количество коек, необходимое для реализации территориальной программы в целом, так и по профилям отделений больничных учреждений.

1.2. Определение фактической среднегодовой занятости койки (Д):

Д = 365 дней в году - - ( x F), где:


- среднее время простоя койки на ремонт (примерно 10 -15 дней в году), для расчета этого показателя необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;


- простой койки в связи с оборотом койки, т.е. время необходимое на санацию койки после выписки и приема больного и время ожидания госпитализации (1,0 для всех профилей; кроме: фтизиатрических - 3; акушерских, - 2,5 - 3; инфекционных - 3; коек для абортов - 0,5 и т.п.);

F - плановый оборот койки (число пролеченных больных на одной койке за год).

1.3. Определение планового оборота койки (F):


, где

Т - средние сроки лечения.

Пример: расчет необходимого числа коек терапевтического профиля.

Т = 14,6 дней; Н = 1 000 000 человек; = 10,0 дней; = 1,0 день, =353,32 койко-дня на 1000 жителей.


Д = 365 - 10 - (1 x 23) = 332 дня.


койки терапевтического профиля.

2. Определение потребности в медицинском персонале

2.1. Медицинская помощь в стационарных условиях

Определение необходимого числа врачей и среднего медицинского персонала в больничных учреждениях рекомендуется проводить на основе показателей нагрузки на одну должность врача (среднего медицинского работника) (таблица 7.1).

Рекомендуемое значение показателей нагрузки на одну должность врача (среднего медицинского работника) в многопрофильной больнице

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 апреля 2018 г. N 182 "Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения"


Обзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 апреля 2018 г. N 182 "Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения"

Утвердить прилагаемые методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения.

Министр В.И. Скворцова

Утверждены
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 20 апреля 2018 N 182

Методические рекомендации
о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения

1. Настоящие методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения (далее - методические рекомендации) разработаны в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р и направлены на оказание методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при расчете нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения и определении потребности в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с учетом сложившейся региональной инфраструктуры здравоохранения, уровня обеспеченности объектами здравоохранения, а также кадровой обеспеченности в целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам путем оптимального использования государственных ресурсов и размещения медицинских организаций на территории субъекта Российской Федерации.

2. Нормы ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения рекомендуется рассчитывать с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальные нормативы объемов медицинской помощи), а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

3. Расчет нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения (далее - нормативы и нормы) при определении потребности в медицинской помощи и медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, рекомендуется проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации на основании методических рекомендаций самостоятельно могут определять возможности применения нормативов и норм в зависимости от:

особенностей половозрастного состава населения субъекта Российской Федерации;

уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации;

уровня и структуры смертности населения субъекта Российской Федерации;

климатических и географических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций;

сбалансированности объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

4. Для оценки использования имеющихся ресурсов здравоохранения и возможности применения нормативов и норм рекомендуется провести анализ следующих плановых и фактических показателей в динамике за прошедшие 3-5 лет:

объем первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе в неотложной форме, и в условиях дневного стационара;

объем специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;

объем скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

объем паллиативной медицинской помощи;

обеспеченность койками дневных стационаров, больничными койками*(1), *(2);

обеспеченность врачебными кадрами и специалистами со средним профессиональным (медицинским) образованием*(3), *(4);

уровень и структура смертности и заболеваемости населения.

Кроме того, для оценки деятельности отдельных видов медицинских организаций рекомендуется проводить сравнение плановой и фактической численности обслуживаемого ими населения с учетом его плотности и территориальной доступности медицинской организации.

По результатам указанного анализа могут быть сформированы основные требования к планированию сети медицинских организаций с учетом требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения*(5) и номенклатуры медицинских организаций*(6).

5. В целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида оказываемой медицинской помощи, а также определения нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство-гинекология")*(7) могут быть распределены по трем уровням:

первый уровень - медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены: первичную медико-санитарную помощь и (или) паллиативную медицинскую помощь и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь;

второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по широкому перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные);

третий уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.

6. При расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендуется учитывать инфраструктуру здравоохранения и территорию обслуживания медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.

7. Для определения потребности в мощностях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, рекомендуется проводить расчеты обеспеченности коечным фондом по каждому профилю медицинской помощи.

Обеспеченность коечным фондом (К) медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, рассчитывается следующим образом:

Nк/д - число койко-дней на 1 000 жителей (произведение уровня госпитализации на 1 000 жителей на средние сроки лечения 1-го больного в стационаре);

Н - численность населения;

Д - среднегодовая занятость койки.

С помощью данной методики рекомендуется определять абсолютное количество коек, необходимое для реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в целом по субъекту Российской Федерации, а также по профилям медицинской помощи.

Фактическая среднегодовая занятость койки (Д) рассчитывается следующим образом:

Д = 365 дней в году - ,

- среднее время простоя койки на ремонт, для расчета этого показателя необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;

- простой койки, то есть время, необходимое на санитарно-гигиеническую обработку;

F - плановый оборот койки (число пролеченных больных на одной койке за год).

Плановый оборот койки (F) рассчитывается следующим образом:

Т - средние сроки лечения.

8. Общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из следующих примерных нормативов:

в районах компактного проживания населения (с высокой плотностью населения) при длине радиуса обслуживания равной 20 км - 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого взрослого населения, 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого детского населения;

в районах с низкой плотностью населения при длине радиуса территории обслуживания равной 30 км - 1 бригада на 9 тыс. чел. населения, 40 км - 1 бригада на 8 тыс. чел. населения, 50 км - 1 бригада на 7 тыс. населения, свыше 50 км - 1 бригада на 6 тыс. чел. населения.

Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из примерного норматива - 1 бригада на каждые 100 тыс. чел. обслуживаемого населения.

9. В целях полного и своевременного удовлетворения потребности населения в лекарственных препаратах для медицинского применения на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется планировать размещение аптечных организаций, площадей индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, с учетом пешеходно-транспортной доступности.

*(1) Для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, число коек определяется исходя из территориальных нормативов объемов медицинской помощи, с учетом уровня медицинской организации и профилей оказываемой медицинской помощи.

*(3) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июня 2014 г. N 322 "О методике расчета потребности во врачебных кадрах".

*(4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. N 73 "О методике расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием".

Обзор документа

Для органов исполнительной власти регионов разработаны методические рекомендации по расчету нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения и определению потребности в медицинских организациях.

Нормы ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения рекомендуется рассчитывать с учетом нормативов объемов медпомощи в расчете на одного жителя, установленных территориальной программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи.

Регионы самостоятельно могут определять возможности применения нормативов и норм в зависимости от особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости и смертности населения, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медорганизаций, сбалансированности объема медпомощи, оказываемой в рамках территориальной программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи.

Для определения потребности в мощностях медорганизаций, оказывающих медпомощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, рекомендуется рассчитывать обеспеченность коечным фондом по каждому профилю медпомощи.

Приведены примерные нормативы формирования общепрофильных выездных бригад скорой медпомощи.

Даны рекомендации по планированию размещения аптечных организаций.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

от 20 ноября 2017 года N 2803

Об утверждении норм работы

В целях оптимизации работы учреждений здравоохранения Ростовской области приказываю:

1. Утвердить нормативную годовую работу койки стационаров, санаториев, домов ребенка, годовую нагрузку на врачебную должность, количество экспертиз и исследований в год, количество условных единиц продукта, переработки (в перерасчете на 1 литр цельной крови) в год и годовой объем обрабатываемой площади, согласно приложению.

2. Руководителям бюджетных и казенных учреждений здравоохранения Ростовской области, подведомственных министерству здравоохранения области, обеспечить выполнение нормативной годовой работы койки стационаров, санаториев, домов ребенка, годовой нагрузки на врачебную должность, количество экспертиз и исследований в год, количество условных единиц продукта, переработки (в перерасчете на 1 литр цельной крови) в год и годового объема обрабатываемой площади, в соответствии с утвержденными нормативами.

3. Данный приказ вступает в действие с 01.01.2018.

4. Приказ министерства здравоохранения области от 31.10.2016 N 1769 "Об утверждении норм работы" признать утратившим силу с 01.01.2018.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения по экономике и финансам И.П. Тащилину, заместителя министра по лечебной работе А.Ю. Ерошенко.

Приложение
к приказу
минздрава Ростовской области от 20.11.2017 N 2803

НОРМАТИВНАЯ ГОДОВАЯ РАБОТА КОЙКИ СТАЦИОНАРОВ, САНАТОРИЕВ, ДОМОВ РЕБЕНКА, ГОДОВАЯ НАГРУЗКА НА ВРАЧЕБНУЮ ДОЛЖНОСТЬ, КОЛИЧЕСТВО ЭКСПЕРТИЗ, ВСКРЫТИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ В ГОД, КОЛИЧЕСТВО УСЛОВНЫХ ЕДИНИЦ ПРОДУКТА, ПЕРЕРАБОТКИ (В ПЕРЕРАСЧЕТЕ НА 1 ЛИТР ЦЕЛЬНОЙ КРОВИ) В ГОД И ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ОБРАБАТЫВАЕМОЙ ПЛОЩАДИ

Специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, по профилям: "Психиатрия", в условиях оказания услуги "Стационар"

Нормативная работа койки

Средняя продолжительность пребывания пациента на койке

Специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, по профилям: "Психиатрия", в условиях оказания услуги "Дневной стационар"

Нормативная работа койки

Средняя продолжительность пребывания пациента на койке

Первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, по виду первичной медико-санитарной помощи "Психиатрия", в условиях оказания услуги "Дневной стационар"

Нормативная работа койки

Средняя продолжительность пребывания пациента на койке

Первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую программу, обязательного медицинского страхования, по виду первичной медико-санитарной помощи "Психиатрия", в условиях оказания услуги "Амбулаторно"

Рациональное использование фактически развернутого коечного фонда (при отсутствии перегрузки) и соблюдение необходимого срока лечения в отделениях с учетом специализации коек, диагноза, тяжести патологии, сопутствующих заболеваний имеют большое значение в организации работы стационара.

Для оценки использования коечного фонда вычисляются следующие наиболее важные показатели:

1) обеспеченность населения больничными койками;

2) среднегодовая занятость больничной койки;

3) степень использования коечного фонда;

4) оборот больничной койки;

5) средняя длительность пребывания больного на койке.

Обеспеченность населения больничными койками (на 10 000 населения):

Общее число больничных коек х 10 000 / численность обслуживаемого населения.

Среднегодовая занятость (работа) больничной койки:

Число койкодней, фактически проведенных больными в стационаре / среднегодовое число коек.

Среднегодовое число коек в стационаре определяется следующим образом:

Число фактически занятых коек каждого месяца года в стационаре / 12 месяцев.

Этот показатель может быть вычислен как в целом по стационару, так и по отделениям. Его оценка производится путем сопоставления с расчетными нормативами для отделений различного профиля.

Анализируя данный показатель, следует учитывать, что в число фактически проведенных койкодней входят дни, проведенные больными на так называемых приставных койках, которые в числе среднегодовых коек не учитываются; связи с этим среднегодовая занятость койки может оказаться больше числа дней в году (свыше 365 дней).

Работа койки меньше или больше норматива свидетельствует соответственно о недогрузке или перегрузке стационара.

Ориентировочно этот показатель составляет для городских больниц 320 – 340 дней в году.

Степень использования коечного фонда (выполнение плана по койкодням):

Число фактически проведенных больными койкодней х 100 / плановое число койкодней.

Плановое число койкодней за год определяется умножением среднегодового числа коек на норматив занятости койки в году (табл. 13).

Среднее число дней использования (занятости) койки в году.

Медицинская статистика: конспект лекций
Медицинская статистика: конспект лекций

Этот показатель рассчитывается в целом по больнице и по отделениям. Если среднегодовая занятость койки в пределах норматива, то он приближается к 30%; при перегрузке или недогрузке стационара показатель будет соответственно выше или ниже 100%.

Оборот больничной койки:

Число выбывших больных (выписанных + умерших) / среднегодовое число коек.

Средняя длительность пребывания больного в стационаре (средний койкодень):

Число проведенных больными койкодней за год /число выбывших (выписанные + умершие).

Как и предыдущие показатели, вычисляется как по стационару в целом, так и по отделениям, профилям коек, отдельным заболеваниям. Ориентировочно норматив для больниц общего типа составляет 14 – 17 дней, с учетом профиля коек – значительно выше (до 180 дней) (табл. 14).

Среднее число дней пребывания больного на койке.

Медицинская статистика: конспект лекций

Средний койкодень характеризует организацию и качество лечебно-диагностического процесса, указывает на резервы повышения использования коечного фонда. По данным статистики, сокращение средней длительности пребывания на койке только на один день позволило бы госпитализировать дополнительно свыше 3 млн больных.

Величина этого показателя в большой степени зависит от типа и профиля стационара, организации его работы, качества лечения и пр. Одной из причин длительного пребывания больных в стационаре является недостаточное обследование и лечение в поликлинике. Сокращение сроков госпитализации, высвобождающее дополнительные койки, должно проводиться прежде всего с учетом состояния больных, так как преждевременная выписка может привести к повторной госпитализации, что в итоге даст не уменьшение, а увеличение показателя.

Значительное снижение среднего койкодня по сравнению с нормативом может указывать на недостаточную обоснованность сокращения сроков госпитализации.

Удельный вес сельских жителей среди госпитализированных больных (Раздел 3, подраздел 1):

Число сельских жителей, госпитализированных в стационар за год х 100 / число всех поступивших в стационар.

Этот показатель характеризует использование коек городской больницы сельскими жителями и влияет на показатель обеспеченности сельского населения данной территории стационарной медицинской помощью. В городских больницах он составляет 15 – 30%.

Читайте также: