О картинах васнецова молочница и жница

Обновлено: 06.05.2024

Недаром говорят, что истинная поэзия есть сестра философии; есть даже философия в образах, и это в полной мере приложимо именно к картинам В.М. Васнецова…

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка, резьба по дереву, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники – всё это мог видеть любознательный и пытливый мальчик.

Природа края с холмистыми перелесками и таёжными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Её нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни. Васнецов не стал священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств.

В 1870 г. умер отец братьев Васнецовых. Двадцатидвухлетний Виктор и его брат Николай стали старшими в семье и должны были теперь заботиться о младших братьях. Приехав в родное село Рябово на похороны, Виктор увидел рисунки одного из младших братьев, Аполлинария. Решили, что Аполлинарию тоже нужно учиться художествам, и Виктор спустя некоторое время забрал его с собой в Петербург. Благодаря влиянию и помощи Виктора Михайловича, Аполлинарий Васнецов стал замечательным художником.

Виктор Михайлович провёл в стенах академии семь лет, с 1868 по 1875 г. За это время он приобрёл мастерство художника, овладел техникой живописи и отточил свой талант.

Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряжённость схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы, её героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озарённых отблесками восходящей луны.

Фриз разделён на три сцены: труд людей, охота на мамонта и пир после победы над мамонтом. В сцене труда Васнецов показывает первобытных людей за их насущными занятиями: они высекают каменные орудия, лепят глиняную посуду, долбят из ствола дерева лодку. Над всей сценой возвышается мощная фигура вождя с суровым и волевым лицом.

Но вот перед нами другая сцена: люди поймали в выкопанную в земле яму огромного мамонта и пытаются убить его, кидая камни, пуская копья и стрелы. Громадный зверь ревёт, пытаясь обороняться, острые тяжелые бивни взметнулись в воздух, люди с искажёнными от напряжения лицами нападают на чудовище. Охота закончилась победой – и вот уже на костре жарится мясо, люди поют какие-то дикие песни, пляшут вокруг костра под крики и ритмичный стук, издаваемый ударами кости о кость. Около двух лет – и в Москве, и в Абрамцеве – продолжалась работа над двадцатипятиметровым фризом, и только 10 апреля 1885 года художник его закончил.

Дар Васнецова-монументалиста, проявившийся в этих фризах, настолько очевиден, что в том же году (1885) его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей – Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображённые правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, чёткие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски – зелёная, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединён плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

Одним из самых известных архитектурных проектов В.М. Васнецова стал новый фасад Третьяковской галереи, созданный в 1901 г. Павел Михайлович Третьяков всю жизнь собирал свою коллекцию русского искусства для того, чтобы передать её в дар городу Москве. При жизни коллекционера она находилась в его доме в Лаврушинском переулке. После смерти Павла Михайловича и его жены Попечительский совет галереи решил частично перестроить дом, чтобы помещение лучше служило музейным целям. Также было решено пристроить новый фасад.

Кому было взяться за эту работу, как не Виктору Васнецову, долгие годы дружившему с семьей Третьяковых? Кто мог лучше его выразить русскую национальную идею, вдохновлявшую Павла Михайловича в его деятельности коллекционера и мецената? Васнецов решил выполнить эту работу бесплатно, из уважения к памяти Третьякова и делая тем самым свой вклад в благородное дело создания публичного музея русского искусства.

Так возник всем хорошо знакомый фасад, похожий на сказочный терем с тремя порталами-входами. Над главным входом в центре фасада – барельеф с изображением герба Москвы – Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона. В верхней части фасада расположена надпись, рассказывающая о даре братьев С.М. и П.М. Третьяковых. Над ней находится узорчатый майоликовый фриз, сделанный по рисункам Васнецова в керамической мастерской Абрамцева.

Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М.В. Нестерова, Васнецов скончался.

Виктор Михайлович Васнецов прожил долгую жизнь – семьдесят восемь лет. Он проделал огромный путь: от бедного сына священника из глухой вятской деревушки до великого русского художника. Добился он этого верой в своё высокое призвание, неустанным ежедневным трудом и развитием своего таланта. За свою жизнь он украсил русскую землю чудесными творениями, и созданные им образы впечатаны в сердце каждого русского человека.

* Существует два основных типа живописи: монументальная и станковая. Монументальная живопись всегда связана с архитектурой – это роспись стен и потолков зданий, украшение их изображениями из мозаики и других материалов, витражи – картины и орнаменты из цветных стёкол – т.д. Станковая картина не связана с определённым зданием и может быть перенесена из одного помещения в другое.

Станковая живопись – один из родов живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально – живопись, созданная на станке мольберте.

В фонде библиотеки имеется ещё больше информации о Викторе Васнецове и его творчестве, в том числе и в адаптированных форматах:


Бахревский, В. А. Виктор Васнецов [Звукозапись] : жизнь и творчество / В. А. Бахревский. – М. : Логосвос, 1991. – 5 мфк., (16 час.26 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Молодая гвардия, 1989.

Бахревский, В. А. Виктор Васнецов: биография [Текст] / В. А. Бахревский. – М. : Молодая гвардия, 1989. – 364 с.

Дмитренко А.Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова, О. Ф. Петрова, Н.А. Фёдорова. – Ленинград, 1971 г. – С. 163-169.

Пастон, Э. В. Виктор Васнецов [Текст] / Э. В. Пастон. – М. : Слово, 1996. – 96 с. – (Картинная галерея).

Русская живопись: великие мастера. Ч.1 П. Федотов, В. Васнецов [Видеозапись]. – М. : Rise media, 1997. – 1 вк. (90 мин.).

Человек с Луны: дневники, письма, статьи Николая Николаевича Миклухо-Маклая [Звукозапись] / читает В. Сушков. Косыгин / В. И. Андриянов ; читает Ю. Заборовский. Виктор Васнецов / В. А. Бахревский ; читает С. Репина. Юрий Гагарин / Л. Данилкин ; читает С. Кирсанов. – М. : Логосвос, 2012. – 1 фк., (73 час.40 мин.).


Центральным объектом, безусловно, является сама героиня. Присмотревшись, мы можем увидеть, что Васнецов не просто создал образ красивой девушки. Ее лицо, разведенные в стороны руки, неуверенная походка – все это свидетельствует о переживаемых эмоциях. Страх, неуверенность, тоска по дому, и стремление идти дальше – вот, что видит зритель. Особое внимание стоит уделить глазам красавицы, которые излучают невероятную печаль, передающуюся зрителю. Кажется, что дева сейчас заплачет… Но нет, Снегурочка просто не может плакать.

Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович, ч.2

Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем. Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки.
Koмпoзиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю.

Такой же неожиданностью, как и заказ на панно, было для художника внезапное предложение выполнить pоспись для Владимирского собора в Киеве. И опять же предложение поступило от М. Прахова. Вначале Васнецов решил отказаться от заказа, но материальные затруднения вынудили его взяться за роспись. За десять лет (1880-1890 гг.), шесть из которых он прожил в Киеве, художник с помощниками расписал 2880 квадpaтных метров во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур. В этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая пэзия сказок, мощь былин.Предверие рая, триптих левая часть 1896Предверие рая, триптих центральная часть 1896Предверие рая, триптих правая часть 1896

Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович, ч.2

Написал художник и еще одну картину "Ковер-самолет". На ней изображен Иван со своей суженой Еленой-Прекрасной (в вариантах сказок – Еленой-Премудрой, Василисой-Прекрасной и др. )
Вариант. 1919-1926. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. Картина исполнена романтизма и нежности. Соединяются любящие сердца, и герои, после множества испытаний, наконец обретают друг друга. Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Картина находится в Третьяковской галерее.

Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович, ч.2

Тризна по Олегу

Наряду с некоторыми другими иллюстрациями к этому произведению, она была создана к столетию со дня рождения поэта, для академического издания. Иван-царевич и лебедь. Начало XX века. Страшный суд. 1904 год.
Художник В.Васнецов: Призвание варягов (1909 г.)

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) - великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Наверное, первым из великих русских художников входит в нашу младенческую жизнь своими картинами-былинами, картинами-сказками и сопровождает нас в течение жизни, давая нам толчки для размышлений не только работами названного направления, но и открываемыми нами его жанровыми полотнами, портретами и религиозной живописью.

1. Жница (1867)

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябове, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств. Исполнив две жанровые картинки - "Молочница" и "Жница" (1867) - и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания.

2. Алёнушка (1881)

Холст, масло. 121 x 173 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

В 1881 году в Абрамцеве, имении русского мецената Саввы Мамонтова под Москвой, Васнецов написал одно из лучших своих произведений - "Аленушка" - на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд - все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой. Стройные березки, молоденькие елочки, окружающие Аленушку, словно оберегают ее от злого мира. Картина "Аленушка" - одна из первых в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы.

3. С квартиры на квартиру (1876)

Холст, масло. 53,5 x 67,2 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Особый успех выпал на долю картины "С квартиры на квартиру", над которой художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. "Я думаю, - писал Стасов, - каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая. Прекрасная картина!"

4. Книжная лавочка (1876)

Холст, масло. 84 х 66,3см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Картина "Книжная лавочка" закрепила за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.

5. Ковер-самолет (1880)

Холст, масло. 165 х 297 см. Нижегородский художественный музей

Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир.

6. Затишье (1881)

Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Дремлют сосны. Дремлют дали.
Отдыхая, дремлет лес.
В воды тихие упали
Отражения небес.

20 ноября 1912 г.

7. Витязь на распутье (1882)

Холст, масло. 167х299 см, ГРМ.

"Противоположения жанра и истории, - писал В.Васнецов, - в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило. Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах. в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".

8. Воины Апокалипсиса (1887)

На картине всадник на белом коне - чума, на рыжем - война, на вороном - голод, на бледном - смерть.

Из Откровения Иоанна Богослова:

Всадник на белом коне
"И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. (Откр.6:1-2)"

Всадник на рыжем коне
"И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. (Откр.6:3-4)"

Всадник на вороном коне
"И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. (Откр.6:5-6)"

9. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали (1896)

Холст, масло. 133 х 250 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин, как указывают средневековые источники, щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо. В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения.

Поэт-символист А. А. Блок откликнулся на картину стихотворением:

Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
Другая — вся печалью мощной
Истощена, изнурена.
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна.
Вдали — багровые зарницы,
Небес померкла бирюза.
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза.

10. Богатыри (1898)

Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски - зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году "Богатыри" заняли почетное место в Третьяковской галерее.

"Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", - выразил общее мнение В. В. Стасов. Сравнивая "Бурлаков" Репина с "Богатырями", Стасов писал: "И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетенная и еще затоптанная. а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа".

Васнецов в своём творчестве последовательно прошёл несколько этапов. Это была вполне логическая эволюция — художник пытался построить большой стиль, органически вырастающий из духа народной жизни.

В.М. Васнецов. Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали. 1896

В.М. Васнецов. Гамаюн, птица вещая. 1897

В.М. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897

Васнецова с полным правом можно назвать народным художником, его картины знает каждый, и столь широкая популярность даже делает некоторые из них достоянием масс-культуры, как бы выводя за границы истиной живописи. Вины Васнецова в этом нет — логика развития искусства такова, что многие новаторские, в контексте своего времени, произведения постепенно превращаются в своеобразные клише и тем самым обесцениваются. Но сам этот процесс недвусмысленно указывает на то место, которое они изначально занимали в художественном пространстве.

При всём при том минусы такого отношения к художнику очевидны; его следствием становится превращение живого мастера в некий памятник. Подобная мемориализация закрывает от широкой публики огромные пласты его творчества.

В.М. Васнецов. Дети в лесу. 1874

В.М. Васнецов. Калитка. 1876

В.М. Васнецов. Затишье. 1881

В.М. Васнецов. Арест Марфы Посадницы с внуком Василием Федоровым в Новгороде в 1478. 1882

В.М. Васнецов. Сергий Радонежский. Икона. 1882

Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве

В.М. Васнецов. Встреча Олега с кудесником. 1899

В.М. Васнецов. Гусляры. 1899

В.М. Васнецов. Призвание варягов. 1909

В.М. Васнецов. Известие о взятии Карса. 1878

В.М. Васнецов. Палаты царя Берендея. Декорации к спектаклю по пьесе А.Н. Островского Снегурочка. 1885

В.М. Васнецов. Каменный век. 1882-1885

В.М. Васнецов. Княжеская иконописная мастерская. 1870

Жанровые картины

В.М. Васнецов. Книжная лавочка. 1876

В.М. Васнецов. Нищие певцы (Богомольцы). 1873

В.М. Васнецов. Преферанс. 1879

В.М. Васнецов. Военная телеграмма. 1878

Портреты

В.М. Васнецов. Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896

В.М. Васнецов. Портрет Т.В. Васнецовой, дочери художника. 1897

В.М. Васнецов. Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой. 1884

В.М. Васнецов. Портрет Елены Адриановны Праховой. 1894

Настенные росписи

В.М. Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. 1885-1896

В.М. Васнецов. Бог Саваоф. Плафон главного нефа

В.М. Васнецов. Единородный сын, слово Божие. Плафон главного нефа. 1885-1896

В.М. Васнецов. Богоматерь с младенцем

В.М. Васнецов. Богоматерь. 1901

Поэма семи сказок

В.М. Васнецов. Змей-Горыныч или Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем. 1918

В.М. Васнецов. Царевна-лягушка. 1918

В.М. Васнецов. Избушка на курьих ножках. 1870-е

В.М. Васнецов. Спящая царевна. Сказка о спящей царевне. 1900-1926

В.М. Васнецов. Кащей бессмертный. 1917-1926

Богатырская тема

В.М. Васнецов. Богатырский скок. 1914

В.М. Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881

В.М. Васнецов. Единоборство Пересвета с Челубеем. 1914

Архитектура

Проект часовни над могилой А.С. Мамонтова рядом с Абрамцевской церковью. 1891

Часовня над могилой А.С. Мамонтова рядом с Абрамцевской церковью по проекту В.М. Васнецова

Эскиз церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. 1881

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Наши дни

В.М. Васнецов. Теремок. 1898

Проект русского павильона на Парижской выставке. 1898 г. Не осуществлён

Историк-поэт

Биография художника

Биография Виктор Михайлович Васнецов

Работы художника


С квартиры на квартиру


Витязь на распутье


Алёнушка


Богатыри

Читайте также: