Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при холере

Обновлено: 06.05.2024

1.2. Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, лечебно-профилактических учреждений, участвующих в организации и проведении противохолерных мероприятий, в обеспечении и оценке противоэпидемической готовности учреждений на территории Российской Федерации.

2.2. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322.

3.1. Организационные мероприятия по профилактике холеры включают комплекс мероприятий на случай выявления больного (трупа) с подозрением на холеру и предупреждения возникновения очага этой инфекции.

3.2. Организация, обеспечение и оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий на случай возникновения очага холеры являются составной частью организационных профилактических противохолерных мероприятий.

4.1. Составление комплексных планов противохолерных мероприятий

В плане предусмотрена следующая структура с указанием наименования мероприятий, сроков исполнения и ответственных исполнителей по разделам:

1) организационные мероприятия;

2) подготовка кадров;

3) профилактические мероприятия;

4) противоэпидемические мероприятия;

5) мероприятия после ликвидации очага холеры.

4.2. Формирование медицинского штаба

Формирование медицинского штаба предусматривают на случай выявления больного (подозрительного на заболевание) холерой, при выделении из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды холерных вибрионов O1 или O139 серогрупп с учетом эпидемической обстановки, угрозе распространения инфекции.

Санитарно-противоэпидемической комиссией (СПК) назначается начальник медицинского штаба - руководитель Управления (отдела) Роспотребнадзора в субъекте (муниципальном образовании). Начальник медицинского штаба координирует и контролирует выполнение решений штаба.

В состав медицинского штаба входят специалисты:

• сбора и учета информации о профилактических и противоэпидемических противохолерных мероприятиях;

• эпидемиологического обследования очагов холеры;

• текущей и заключительной дезинфекции в очагах (по месту жительства, работы и др.), камерной дезинфекции, а также по эпидпоказаниям (систем водоснабжения, водоотведения, поверхностных водоемов и других объектов);

• организации, проведения и контроля бактериологическим обследованием больных холерой, вибриононосителей и контактировавших с ними, а также населения (по эпидпоказаниям) и исследованием проб из объектов окружающей среды;

• контроля выполнением режима биологической безопасности работы в холерном и провизорном госпиталях, изоляторе, бактериологических лабораториях, патологоанатомических отделениях (моргах) и других медицинских учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности;

• оперативного эпидемиологического анализа;

• санитарно-эпидемиологического надзора и контроля состояния среды обитания и условий проживания населения;

• санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за питанием населения, предприятиями общественного питания, торговли пищевыми продуктами и другими объектами;

• санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за детскими и подростковыми учреждениями;

• санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за промышленными и другими объектами;

2) органов управления и учреждений здравоохранения для организации и проведения противохолерных мероприятий по обеспечению работы:

• по сбору и учету информации о противохолерных мероприятиях в лечебно-профилактических учреждениях;

• холерного госпиталя с бактериологической лабораторией, провизорного госпиталя и изолятора для госпитализации, клинико-лабораторного, бактериологического обследования, лечения больных холерой и экстренной профилактики вибриононосителей и контактировавших с ними;

• по госпитализации больных холерой, вибриононосителей и контактировавших с ними;

• по активному выявлению больных холерой и находившихся с ними в одинаковых условиях по риску инфицирования путем организации подворных обходов;

• по медицинскому наблюдению за контактировшими с больными холерой или вибриононосителями, оставленными на дому;

• по организации и проведению сплошного или выборочного бактериологического обследования на холеру населения;

• патолого-анатомических отделений (моргов) - по вскрытию умерших, причиной смерти которых явились кишечные инфекции неустановленной этиологии, отбору проб и доставке в бактериологическую лабораторию для исследований на холеру;

• по текущей и заключительной дезинфекции в холерном госпитале, провизорном госпитале, изоляторе и других объектах;

3) противочумных учреждений, консультанты - инфекционисты, эпидемиологи, бактериологи и другие.

5.1. Составление оперативных планов проведения
первичных противоэпидемических мероприятий
на случай выявления больного (трупа)

В плане предусматривают:

• порядок передачи информации (в рабочее и нерабочее время) о выявлении подозрительного больного;

• схему оповещения и сбора специалистов (в рабочее и нерабочее время);

• наличие комплектов индивидуальной защиты (противочумные костюмы или другие регламентированные средства индивидуальной защиты);

• наличие и укомплектование укладок для забора материала от больного (с подозрением на заболевание) холерой и проб из объектов окружающей среды (прилож. 2, 3);

• учет имеющихся дезинфекционных камер, определение степени их пригодности к эксплуатации и содержание в постоянной готовности;

• определение функциональных обязанностей и действий каждого специалиста при выявлении больного (трупа) с подозрением на холеру.

5.2. Организация и обеспечение противоэпидемической готовности санитарно-карантинных отделов (пунктов)

Противоэпидемическая готовность санитарно-карантинных отделов (СКО) на водном транспорте, санитарно-карантинных пунктов (СКП) на воздушном и автодорожном, пограничных санитарно-карантинных пунктов (ПСКП) на железнодорожном транспорте проводится согласно оперативному плану первичных противоэпидемических мероприятий, который утверждается руководителем Управления (отдела) Роспотребнадзора и содержит следующие основные мероприятия:

• порядок передачи информации (в рабочее и нерабочее время) о выявлении больного с подозрением на холеру;

• составление и корректировка оперативных планов первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий на случай выявления больного на транспортном средстве, в здании аэровокзала, морского (речного) вокзала, железнодорожной или автодорожной станции;

• определение приказом руководителя транспортного предприятия места санитарной площадки (причала, тупика, стоянки), мероприятий диспетчерских служб при выявлении больного с подозрением на холеру на транспортном средстве;

• согласование порядка обеспечения вооруженной охраны транспортного средства, багажа пассажиров;

• согласование порядка прохождения пограничного и таможенного контроля больного с подозрением на холеру и пассажиров, контактных с больным, их багажа;

• определение и подготовка необходимого набора помещений:

◦ для временной изоляции больного с подозрением на холеру;

◦ для хранения багажа больного, пассажиров, контактировавших с больным, подозрительным на заболевание холерой;

• выделение транспорта для эвакуации больного и контактировавших с ним из транспортного средства в помещение для временной изоляции;

• укомплектование укладки для забора материала (прилож. 2, 3);

• наличие необходимого запаса дезинфицирующих средств;

• взаимодействие с лечебно-профилактическими учреждениями специального назначения, со службами транспортного предприятия и противочумными учреждениями.

5.3. Мероприятия по обеспечению эпидемиологического надзора за холерой

• сбор и анализ заболеваемости холерой за рубежом и на территории России;

• ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости холерой и выявления вибриононосителей, выделения холерных вибрионов O1/O139 из объектов окружающей среды на обслуживаемой территории;

• определение стационарных точек отбора проб воды на холеру из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды и осуществление контроля за исследованием на холеру;

• проведение мероприятий при выделении холерных вибрионов O1/O139 серогрупп из объектов окружающей среды.

На лаборатории для проведения исследований на холеру составляется паспорт (прилож. 5).

6.1. Формирование лабораторной базы и порядок ее реализации в очаге холеры

При выборе лаборатории руководствуются обязательными требованиями, предусматривающими размещение ее в отдельном здании или в изолированных помещениях (в обоих случаях с двумя входами) с наличием водопровода и канализации, силовой электроэнергии, телефонной связи. Планировка здания должна позволять развертывание всех подразделений лаборатории для проведения исследований на холеру с соблюдением требований действующих санитарных правил по режиму биологической безопасности работы.

Все диагностические лаборатории, предусмотренные для работы в очаге холеры, входят в лабораторную базу очага (прилож. 6).

С учетом конкретной ситуации корректируют предусмотренный комплексным планом противохолерных мероприятий порядок перепрофилирования лабораторных помещений, реализации расчетной мощности и кадрового обеспечения лабораторной базы.

6.2. Расчет мощности лаборатории и организация лабораторной службы

Среднее время, затрачиваемое на 1 анализ, выраженное в лабораторных единицах (10 мин), определяется суммой средних показателей времени для каждого вида исследований с учетом вероятной частоты встречаемости его в общем объеме анализов.

Предусмотрены показатели затрат времени на 1 анализ (в лабораторных единицах) всех сотрудников лаборатории (врач, лаборант, санитарка) для разных групп анализов.

Исследование по полной схеме:

материала от людей - 5,0;

Идентификация выделенной культуры:

реакция иммунофлюоресценции - 6,0;

развернутая агглютинация - 4,5;

биохимическое исследование - 3,0;

чувствительность к фагам - 4,0;

определение токсигенности бактериологическим и биологическим методами - 6,0;

определение токсигенности в ПЦР - 18,0;

определение чувствительности к антибиотикам методом дисков - 2,0;

определение чувствительности к антибиотикам методом серийных разведений - 6,0;

приготовление питательной среды - 0,5;

контроль качества питательной среды - 4,0;

прием, регистрация, выдача ответа - 0,75.

Расчет производственной мощности лабораторной базы проводят совместно эпидемиологическое и лабораторное подразделения с учетом количественных показателей анализов для конкретных контингентов и объектов обследования с определением среднесуточного объема по схеме (табл. 1).

Расчет производственной мощности лаборатории

Количество дней работы лаборатории

Среднее количество анализов

Планируемая мощность лабораторной базы (М) определяется как сумма показателей графы 6.

При планировании целесообразно исходить из следующих положений:

• общее количество анализов на одного больного холерой и вибриононосителя составляет 6;

• число госпитализированных в провизорный госпиталь в день должно быть выше примерно на 15,0 % по отношению к среднедневному количеству больных ОКИ, вычисленному для данного сезона в конкретном населенном пункте (за счет активного выявления больных);

• среднее число анализов от одного госпитализированного в провизорный госпиталь составляет 3;

• количество лиц, подлежащих обследованию на вибриононосительство, определяется противоэпидемической службой очага.

Объем и продолжительность работы лабораторной базы после ликвидации очага холеры рассчитывают в соответствии с конкретными задачами, определяемыми противоэпидемической службой.

Необходимо предусмотреть планирование обследований (в сутки) по контингентам и регулирование нагрузки лабораторий в соответствии с их расчетной мощностью.

Расчетная мощность лаборатории может быть превышена (иногда) не более чем на 20 %. Ответственность за регулирование нагрузки лабораторий возлагается на руководителя лабораторной службы очага.

В зависимости от территории очага, объема исследований и имеющихся возможностей лабораторная база очага может состоять из одной, двух или более лабораторий.

Целесообразно следующее распределение анализов между лабораториями по контингентам с учетом особенностей их исследования:

• анализы из холерного и провизорного госпиталей, изолятора и обсерватора;

• анализы от остальных групп населения, обследуемых по эпидемиологическим показаниям (декретируемые контингенты, обследуемые в соответствии с эпидемиологическим надзором, и другие);

• исследование объектов окружающей среды.

Указанные группы анализов целесообразно вести и учитывать раздельно, независимо от их распределения в одной или более лабораториях.

При большом объеме исследований основные питательные среды готовят и контролируют централизованно в специально организованной лаборатории. Целесообразно централизованно осуществлять розлив 1 %-й пептонной воды по флаконам и пробиркам, доставляя их в лабораторию стерильными. Также целесообразно организовывать дополнительные формирования, обеспечивающие централизованную стерилизацию лабораторной посуды для всех очаговых лабораторий и обеззараживание посевов.

При работе в очаге нескольких диагностических лабораторий идентификацию культур вибрионов в каждой из них проводят по сокращенной схеме или ограничиваются слайд-агглютинацией.

Полную идентификацию холерных и других видов вибрионов, с характеристикой чувствительности к антибиотикам и токсигенности, проводит специально организованная лаборатория или группа в составе одной из действующих лабораторий. Она же осуществляет контроль питательных сред. При необходимости в составе этой же лаборатории организуют группу серологических исследований.

Группы отбора проб входят в состав противоэпидемической службы. Обеспечение их необходимыми средствами для отбора проб осуществляет лабораторная служба.

Менее рациональным является принцип организации лабораторной службы в очаге холеры - распределение анализов по территориальному признаку.

6.3. Расчет потребности в кадрах

Особенностью работы лабораторий в очаге холеры является необходимость круглосуточной и ежедневной работы лабораторий. Предлагается следующая формула расчета потребности в кадрах, необходимых для реализации расчетной производственной мощности лаборатории в очаге холеры:


М - производственная мощность лаборатории (количество анализов в сутки);

Р - средняя продолжительность работы 1-го сотрудника в сутки (ч);

С - общее число сотрудников лаборатории;

Нср - норма времени на 1 анализ (человеко-час).

Под нормой времени здесь принята сумма средних показателей рабочего времени врача, лаборанта, санитарки, необходимого для качественного выполнения одного анализа в условиях рациональной организации труда.

Для удобства расчета показатель времени вычисляют как сумму средних показателей времени, затрачиваемого на производство анализа - на основные манипуляции, вспомогательные, подготовительно-заключительные работы и личные нужды.

Следует иметь в виду зависимость нормы времени анализа от производственной мощности лабораторий - чем больше мощность лаборатории, тем больше (при правильной организации труда) возможности увеличения производительности за счет максимальной дифференциации выполняемых операций и экономии времени на вспомогательных и подготовительно-заключительных работах.

При расчете мощности лаборатории учитывают, что сотрудники лабораторий в очаге холеры не выполняют внелабораторную работу, как это имеет место в обычное время.

При таком расчете нормы времени одного анализа показатель Р (средняя продолжительность времени работы одного сотрудника в сутки) можно учитывать полностью, т.е. как 100 %. Величина показателя Р определяется в зависимости от принятого графика двух- или трехсменной работы лаборатории в сутки.

Показатели Нср для анализов от людей (Hл) и проб воды (Hв) существенно различаются за счет удвоенного количества анализов для воды (1 проба - 2 анализа) и сравнительного преобладания числа анализов, требующих отбора колоний с последующей дифференциацией.

Соответственно для лабораторий, сочетающих эта виды анализов, расчет производится по формуле:


Показатель Нср для анализов пищевых продуктов, смывов и другого приравнивается к анализам от людей.

При расчете потребности кадров для таких лабораторий следует считать, что анализы проб воды в показателе производственной мощности (М) для очаговых лабораторий составляют не более 20 %.

При наличии обосновывающих данных расчет конкретизируют с учетом значений Hср при массовом исследовании на холеру (табл. 2).

Значение Hср при массовых исследованиях на холеру

Правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения заболеваний холерой.

3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Профилактика холеры.
Общие требования к эпидемиологическому
надзору за холерой

Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.1086-02

3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 4 января 2002 г.

5. Введены впервые.

Федеральный закон Российской Федерации

№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.


Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении в действие санитарно-
эпидемиологических правил СП 3.1.1086-02

УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации - Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

4 января 2002 г.

Дата введения: 1 апреля 2002 г.

3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Профилактика холеры.
Общие требования к эпидемиологическому
надзору за холерой

Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.1086-02

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают основные требования к комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения заболеваний холерой.

1.2. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

2.1. Холера является острой инфекционной болезнью из группы карантинных инфекций с диарейным синдромом, фекально-оральным механизмом передачи возбудителя инфекции, водным (наиболее частым), пищевым и контактным путями распространения. Характеризуется различной тяжестью клинического течения заболевания, нарушением водно-солевого обмена, обезвоживанием, токсикозом и гастроэнтеритом. Инкубационный период - 1 - 5 дней.

2.2. Холера входит в перечень заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации.

2.4. Возбудителями холеры являются токсигенные, содержащие ген холерного токсина ( ctx ) эпидемически значимые холерные вибрионы Ol-серогруппы, био-варов V. cholerae cholerae и V . cholerae eltor , а также V. cholerae О139-серогруппы. Выделяемые из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды не содержащие гена холерного токсина (ctx), эпидемически не значимые холерные вибрионы О1- и О139-серогрупп могут вызывать единичные заболевания, в т. ч. с клиникой, сходной с холерой.

2.5. В целях предупреждения возникновения и распространения холеры необходимо своевременно и в полном объеме проводить комплекс организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий.

2.6. Проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами, организационно-распорядительными документами Минздрава России и настоящими санитарными правилами.

3.1. Организационные мероприятия

3.1.1. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение завоза и распространения холеры на территории Российской Федерации, проводятся органами и учреждениями госсанэпидслужбы, здравоохранения, а также гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью согласно разрабатываемым в субъектах Российской Федерации комплексным планам, предусматривающим создание медицинских штабов.

3.1.2. Комплексные планы противоэпидемических противохолерных мероприятий разрабатываются территориальными центрами Госсанэпиднадзора, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, противочумными учреждениями и заинтересованными организациями сроком на пять лет и ежегодно корректируются.

Комплексные планы противохолерных мероприятий должны состоять из разделов: организационные, профилактические, противоэпидемические мероприятия и мероприятия в населенных пунктах после ликвидации очага холеры.

3.1.3. При составлении комплексного плана противохолерных мероприятий необходимо учитывать тип административной территории по эпидемическим проявлениям холеры (прилож.).

3.1.4. Мероприятия по организации и обеспечению противоэпидемической готовности центров Госсанэпиднадзора и лечебно-профилактических учреждений на случай выявления больного (трупа) с подозрением на холеру должны включать:

• разработку оперативных планов проведения первичных противоэпидемических мероприятий, в которых предусматриваются способ и порядок передачи информации (в рабочее и нерабочее время) вышестоящему руководству о выявлении подозрительного больного; схем оповещения и сбора специалистов (в рабочее и нерабочее время); подготовку комплектов индивидуальной защиты (противочумные костюмы или другие регламентированные средства индивидуальной защиты); укомплектование укладки для забора материала от больного и проб из объектов окружающей среды; определение функциональных обязанностей и действий каждого специалиста при выявлении больного (трупа) с подозрением на холеру; порядок госпитализации больного с подозрением на холеру, контактных с больным холерой и проведения заключительной дезинфекции;

• формирование противоэпидемической службы для обеспечения учета и информации об эпидемиологической обстановке и противохолерных мероприятиях, эпидемиологического обследования в очагах, отбора проб из объектов окружающей среды для лабораторного исследования, контроля за обеспечением режима биологической безопасности работы в холерном, провизорном госпиталях, изоляторе, бактериологических лабораториях и других медицинских учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, проведения дезинфекционных мероприятий, эпидемиологического анализа с оценкой эффективности проведенных мероприятий;

• формирование госпитальной базы и патолого-анатомической службы, паспортизацию холерного, провизорного госпиталей и изолятора, их материально-техническое оснащение, обеспечение медицинским оборудованием и средствами лечения;

• формирование лабораторной службы с определением мощности лабораторной базы, потребности в кадрах, оборудовании и централизованное обеспечение бактериологических лабораторий питательными средами и другими средствами диагностики;

• создание на уровне субъектов Российской Федерации (республиканского, краевого, областного) резерва кадров врачей, лаборантов, помощников эпидемиологов;

• определение порядка и обеспечения охраны стационаров специального назначения и бактериологических лабораторий учреждениями УВД;

• определение источников пополнения и расчет автотранспорта для работы в очаге холеры;

3.1.5. На территории всей страны ежегодно проводится теоретическая и практическая подготовка по холере на семинарах (рабочих местах):

• врачей-эпидемиологов, врачей-бактериологов, врачей-дезинфектологов центров Госсанэпиднадзора, врачей-дезинфектологов в организациях, проводящих дезинфекционные работы; медицинских работников санитарно-карантинных отделов, санитарно-карантинных пунктов, пограничных санитарно-карантинных пунктов и медицинских пунктов железнодорожных, авиа-, авто-, морских и речных вокзалов; заместителей главных врачей лечебно-профилактических учреждений, заведующих врачебными участками и фельдшерско-акушерскими пунктами; врачей-инфекционистов, врачей-терапевтов и других специалистов, приписанных к стационарам специального назначения (холерный, провизорный госпитали, изолятор и обсерватор); врачей станций (пунктов) скорой медицинской помощи, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов; патологоанатомов патолого-анатомических отделений больниц и бюро судебно-медицинских экспертиз; медицинских работников психоневрологических стационаров, центров социальной реабилитации и других учреждений;

• немедицинских работников гражданской авиации, железнодорожного транспорта, речного и морского флота (бортпроводников, проводников, командиров экипажей, помощников капитанов, сотрудников контрольно-пропускных пунктов, таможни, управлений внутренних дел на транспорте и др.), УВД, туристических агентств, гостиниц, санаторно-курортных учреждений.

3.1.6. Ежегодно проводятся тренировочные учения и практические занятия для всех категорий обучаемых с отработкой функциональных обязанностей и практических навыков на случай выявления больного с подозрением на холеру.

3.1.7. Проводится гигиеническое обучение и воспитание населения.

3.2. Эпидемиологический надзор за холерой

3.2.1. Эпидемиологический надзор за холерой включает систему мер, направленных на своевременное выявление завозных и местных случаев холеры, обнаружение холерных вибрионов в объектах окружающей среды, информационное обеспечение, выработку обоснованных рекомендаций к планированию и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью локализации и ликвидации возникших очагов холеры.

3.2.2. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и лечебно-профилактические учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также соответствующие структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов осуществляют эпидемиологический надзор за холерой на территории всей страны дифференцировано с учетом типов эпидемических проявлений холеры.

3.2.3. Информационное обеспечение при эпидемиологическом надзоре на территории всей страны осуществляется в следующем порядке.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России направляет информацию об эпидемиологической обстановке по холере на территории страны центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах, противочумным учреждениям, противочумным научно-исследовательским учреждениям, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, соответствующим структурным подразделениям федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

Противочумный центр Минздрава России информирует учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации о заболеваемости холерой за рубежом.

Противочумный центр Минздрава России совместно с Ростовским-на-Дону государственным научно-исследовательским противочумным институтом ежегодно сообщают о свойствах культур холерных вибрионов О1- и О139-серогрупп, выделенных из объектов окружающей среды и от людей на территории Российской Федерации, центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, противочумным учреждениям и научно-исследовательским противочумным институтам Минздрава России.

Руководители центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах представляют информацию о каждом случае заболевания холерой или вибриононосительства в Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России и в Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт, а также в курирующий научно-исследовательский противочумный институт.

Руководители центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах передают информацию о выделении холерных вибрионов О1- и О139-серогрупп из объектов окружающей среды на подконтрольной территории в Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России, Противочумный Центр Минздрава России, Ростовский-на-Дону государственный научно-исследовательский противочумный институт и курирующий научно-исследовательский противочумный институт.

3.2.4. Сбор, оценку, обработку первичной информации, эпидемиологический анализ осуществляют врачи-эпидемиологи и другие специалисты центров Госсанэпиднадзора в оперативном порядке. Результаты оперативного эпидемиологического анализа являются основой для принятия экстренных управленческих решений.

Ретроспективный эпидемиологический анализ осуществляют специалисты центров Госсанэпиднадзора на основе анализа данных о случаях завоза холеры на административную территорию, о заболеваемости холерой и выявлении вибрио-ноносителей, выделении холерных вибрионов из объектов окружающей среды с учетом природно-социальных условий, демографических особенностей территории, ее отдельных частей и конкретных эпидемиологически значимых объектов. Анализ включает выявление основных закономерностей проявления холеры, определение типа административной территории по эпидемическим проявлениям холеры и прогнозирование эпидемиологической обстановки.

3.2.5. Специалисты центров Госсанэпиднадзора осуществляют оценку качества воды на соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с целью определения степени потенциальной опасности водного пути распространения холеры на административной территории (город, район, населенный пункт).

3.1.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ.
КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Профилактика холеры. Организационные мероприятия.
Оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений
к проведению мероприятий на случай возникновения очага холеры

Дата введения 2007-10-01

1. РАЗРАБОТАНЫ: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Ю.М.Федоров, Н.Я.Жилина); Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора (Ю.М.Ломов, Э.А.Москвитина, Л.С.Подосинникова, Л.Г.Воронежская, И.Я.Черепахина, Л.М.Смоликова, В.И.Прометной); Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Иркутский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора (А.С.Марамович, А.Ф.Даниленко, Г.А.Воронова, С.А.Косилко, В.И.Погорелов); Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора (А.В.Топорков, А.И.Кологоров); Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Противочумный центр" Роспотребнадзора (В.Е.Безсмертный, С.М.Иванова); Федеральным государственным учреждением науки "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора (В.В.Малеев).

2. РЕКОМЕНДОВАНЫ к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол N 2 от 21 июня 2007 г.).

3. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 6 августа 2007 г. и введены в действие с 1 октября 2007 г.

4. ВВЕДЕНЫ ВЗАМЕН МУ 3.1.1.1096-02 "Профилактика холеры. Организационные мероприятия. Оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий на случай возникновения очага холеры".

1. Область применения

1.1. Методические указания разработаны для внедрения и применения действующих санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой" в части, касающейся организации и проведения профилактических противохолерных мероприятий на случай возникновения очага.

1.2. Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, лечебно-профилактических учреждений, участвующих в организации и проведении противохолерных мероприятий, в обеспечении и оценке противоэпидемической готовности учреждений на территории Российской Федерации.

3.4. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ

Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Дата введения 2009-11-01

1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Е.Б.Ежлова, Н.Д.Пакскина); ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб"" (В.В.Кутырев, А.В.Топорков, В.П.Топорков, Л.Н.Дмитриева, С.А.Бугоркова); ФГУЗ "Противочумный центр Роспотребнадзора" (В.Е.Безсмертный, Ю.М.Федоров, С.М.Иванова, К.С.Фонарева); ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт" (Ю.М.Ломов, Э.А.Москвитина, В.И.Прометной, Ю.М.Пухов, Н.Л.Пичурина, И.В.Рыжко, Р.И.Цураева); ФГУЗ "Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" (Т.И.Инокентьева, Е.И.Андаев, А.С.Марамович, С.А.Косилко, Г.А.Воронова); ФГУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" (А.Н.Куличенко, О.В.Малецкая, А.П.Бейер, С.М.Кальной, Т.В.Харченко, Г.М.Грижебовский, Г.К.Исмаилова).

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 17 сентября 2009 г.

4. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 ноября 2009 г.

КВГЛ - контагиозные вирусные геморрагические лихорадки

ТОРС - тяжелый острый респираторный синдром

КГЛ - Крымская геморрагическая лихорадка

ОКИ - острые кишечные инфекции

ООИ - особо опасные инфекции

Болезнь - инфекционная (паразитарная) болезнь, вызывающая чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

СПК - санитарно-противоэпидемическая комиссия

ПЧУ - противочумные учреждения

ПЦР - полимеразная цепная реакция

СП - санитарно-эпидемиологические правила

СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада

ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения

ФАП - фельдшерско-акушерский пункт

ФП - фельдшерский пункт

ФГУЗ - Федеральное государственное учреждение здравоохранения

ЦГиЭ - Центр гигиены и эпидемиологии

Минздравсоцразвития России - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Минздравсоцразвития России

ПАО - патолого-анатомическое отделение

БСМЭ - бюро судебно-медицинской экспертизы

СКП - санитарно-карантинный пункт

ПСКП - пограничный санитарно-карантинный пункт

1. Область применения

1.1. В методических указаниях приведены материалы по инфекционным болезням, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации: клинико-эпидемиологическая характеристика отдельных нозологических форм, действия медицинского персонала при выявлении больного (трупа), схемы информации и оповещения, лечения и экстренной профилактики, комплектование укладок, правила забора и транспортирования материала, применение средств индивидуальной защиты, режимы обеззараживания различных объектов, зараженных патогенными микроорганизмами.

1.2. Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, специалистов противочумных учреждений, органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений.

1.3. Методические указания обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации территориальными органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и рекомендованы к исполнению лечебно-профилактическими учреждениями.

2. Нормативные ссылки:

2.1. Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2007, N 1, ст.29).

2.4. СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней".

2.5. СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".

2.6. СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционной и паразитарной заболеваемости".

2.7. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих".

2.8. Международные медико-санитарные правила (2005 г.).

2.9. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр, Женева, 1995 г. (МКБ-10, Женева, 1995).

2.10. СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)".

2.11. СП 1.2.036-95 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортировки микроорганизмов I-IV групп патогенности".

* На территории Российской Федерации действуют СП 3.1.7.2492-09. - Примечание изготовителя базы данных.

2.13. СП 3.1.084-96, ВП 13.34.1100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных".

2.14. СанПиН 3.2.1333-03 "Профилактика паразитарной заболеваемости на территории Российской Федерации".

2.15. СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний".

2.16. СП 3.1.1.2343-08 "Профилактика полиомиелита".

2.17. СП 3.1.2.2156-06* "Профилактика менингококковой инфекции".

* Действуют СП 3.1.2.2512-09. - Примечание изготовителя базы данных.

2.18. СП 3.1.2260-07 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования материалов, инфицированных или потенциально инфицированных диким полиовирусом".

2.19. МУ 1.3.1877-04 "Порядок сбора, упаковки, хранения, транспортирования и проведения лабораторного анализа биологического материала от больных (и умерших) пациентов с подозрением на тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)".

2.20. МУ 3.1.1.2232-07 "Профилактика холеры. Организационные мероприятия. Оценка противоэпидемической готовности учреждений на случай возникновения очага холеры".

2.22. Руководство по профилактике чумы. Саратов, 1992.

2.23. Руководство по клинике, диагностике и лечению опасных инфекционных болезней. Москва, 1994.

3. Перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории

Кроме того, имеет значение также выявление неэндемичных для данной местности инфекций невыясненной этиологии с необычно высокими показателями заболеваемости и летальности.

На указанный перечень инфекционных болезней распространяется организация и проведение первичных мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевание.

Общие сведения об инфекционных болезнях, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения представлены в прилож.1.

4. Порядок планирования мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Комплексные планы должны быть согласованы со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и утверждены (1 раз в каждые 5 лет) главой администрации (правительства) соответствующей территории, коррективы вносятся ежегодно. Планы разрабатывают по разделам: 1) организационные мероприятия; 2) подготовка кадров; 3) профилактические мероприятия; 4) противоэпидемические мероприятия.

В комплексных планах должны быть предусмотрены следующие основные вопросы:

определение персонального состава межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии (СПК) и медицинского противоэпидемического штаба;

порядок информации о выявленном больном вышестоящих органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и органов управления здравоохранением, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (прилож.2);

определение учреждения, осуществляющего транспортирование больных в стационар;

выделение консультантов (инфекциониста, эпидемиолога, бактериолога или вирусолога) из числа наиболее квалифицированных специалистов;

выделение, освобождение и перепрофилирование помещений для специализированной и провизорной госпитализации больных, изоляции контактировавших, для развертывания обсерваторов в случае введения карантина;

Правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения заболеваний холерой.

3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Профилактика холеры.
Общие требования к эпидемиологическому
надзору за холерой

Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.1086-02

3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 4 января 2002 г.

5. Введены впервые.

Федеральный закон Российской Федерации

№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.


Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении в действие санитарно-
эпидемиологических правил СП 3.1.1086-02

УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации - Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

4 января 2002 г.

Дата введения: 1 апреля 2002 г.

3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Профилактика холеры.
Общие требования к эпидемиологическому
надзору за холерой

Санитарно-эпидемиологические правила
СП 3.1.1086-02

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают основные требования к комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения заболеваний холерой.

1.2. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

2.1. Холера является острой инфекционной болезнью из группы карантинных инфекций с диарейным синдромом, фекально-оральным механизмом передачи возбудителя инфекции, водным (наиболее частым), пищевым и контактным путями распространения. Характеризуется различной тяжестью клинического течения заболевания, нарушением водно-солевого обмена, обезвоживанием, токсикозом и гастроэнтеритом. Инкубационный период - 1 - 5 дней.

2.2. Холера входит в перечень заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации.

2.4. Возбудителями холеры являются токсигенные, содержащие ген холерного токсина ( ctx ) эпидемически значимые холерные вибрионы Ol-серогруппы, био-варов V. cholerae cholerae и V . cholerae eltor , а также V. cholerae О139-серогруппы. Выделяемые из поверхностных водоемов и других объектов окружающей среды не содержащие гена холерного токсина (ctx), эпидемически не значимые холерные вибрионы О1- и О139-серогрупп могут вызывать единичные заболевания, в т. ч. с клиникой, сходной с холерой.

2.5. В целях предупреждения возникновения и распространения холеры необходимо своевременно и в полном объеме проводить комплекс организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий.

2.6. Проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами, организационно-распорядительными документами Минздрава России и настоящими санитарными правилами.

3.1. Организационные мероприятия

3.1.1. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение завоза и распространения холеры на территории Российской Федерации, проводятся органами и учреждениями госсанэпидслужбы, здравоохранения, а также гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью согласно разрабатываемым в субъектах Российской Федерации комплексным планам, предусматривающим создание медицинских штабов.

3.1.2. Комплексные планы противоэпидемических противохолерных мероприятий разрабатываются территориальными центрами Госсанэпиднадзора, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, противочумными учреждениями и заинтересованными организациями сроком на пять лет и ежегодно корректируются.

Комплексные планы противохолерных мероприятий должны состоять из разделов: организационные, профилактические, противоэпидемические мероприятия и мероприятия в населенных пунктах после ликвидации очага холеры.

3.1.3. При составлении комплексного плана противохолерных мероприятий необходимо учитывать тип административной территории по эпидемическим проявлениям холеры (прилож.).

3.1.4. Мероприятия по организации и обеспечению противоэпидемической готовности центров Госсанэпиднадзора и лечебно-профилактических учреждений на случай выявления больного (трупа) с подозрением на холеру должны включать:

• разработку оперативных планов проведения первичных противоэпидемических мероприятий, в которых предусматриваются способ и порядок передачи информации (в рабочее и нерабочее время) вышестоящему руководству о выявлении подозрительного больного; схем оповещения и сбора специалистов (в рабочее и нерабочее время); подготовку комплектов индивидуальной защиты (противочумные костюмы или другие регламентированные средства индивидуальной защиты); укомплектование укладки для забора материала от больного и проб из объектов окружающей среды; определение функциональных обязанностей и действий каждого специалиста при выявлении больного (трупа) с подозрением на холеру; порядок госпитализации больного с подозрением на холеру, контактных с больным холерой и проведения заключительной дезинфекции;

• формирование противоэпидемической службы для обеспечения учета и информации об эпидемиологической обстановке и противохолерных мероприятиях, эпидемиологического обследования в очагах, отбора проб из объектов окружающей среды для лабораторного исследования, контроля за обеспечением режима биологической безопасности работы в холерном, провизорном госпиталях, изоляторе, бактериологических лабораториях и других медицинских учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, проведения дезинфекционных мероприятий, эпидемиологического анализа с оценкой эффективности проведенных мероприятий;

• формирование госпитальной базы и патолого-анатомической службы, паспортизацию холерного, провизорного госпиталей и изолятора, их материально-техническое оснащение, обеспечение медицинским оборудованием и средствами лечения;

• формирование лабораторной службы с определением мощности лабораторной базы, потребности в кадрах, оборудовании и централизованное обеспечение бактериологических лабораторий питательными средами и другими средствами диагностики;

• создание на уровне субъектов Российской Федерации (республиканского, краевого, областного) резерва кадров врачей, лаборантов, помощников эпидемиологов;

• определение порядка и обеспечения охраны стационаров специального назначения и бактериологических лабораторий учреждениями УВД;

• определение источников пополнения и расчет автотранспорта для работы в очаге холеры;

3.1.5. На территории всей страны ежегодно проводится теоретическая и практическая подготовка по холере на семинарах (рабочих местах):

• врачей-эпидемиологов, врачей-бактериологов, врачей-дезинфектологов центров Госсанэпиднадзора, врачей-дезинфектологов в организациях, проводящих дезинфекционные работы; медицинских работников санитарно-карантинных отделов, санитарно-карантинных пунктов, пограничных санитарно-карантинных пунктов и медицинских пунктов железнодорожных, авиа-, авто-, морских и речных вокзалов; заместителей главных врачей лечебно-профилактических учреждений, заведующих врачебными участками и фельдшерско-акушерскими пунктами; врачей-инфекционистов, врачей-терапевтов и других специалистов, приписанных к стационарам специального назначения (холерный, провизорный госпитали, изолятор и обсерватор); врачей станций (пунктов) скорой медицинской помощи, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов; патологоанатомов патолого-анатомических отделений больниц и бюро судебно-медицинских экспертиз; медицинских работников психоневрологических стационаров, центров социальной реабилитации и других учреждений;

• немедицинских работников гражданской авиации, железнодорожного транспорта, речного и морского флота (бортпроводников, проводников, командиров экипажей, помощников капитанов, сотрудников контрольно-пропускных пунктов, таможни, управлений внутренних дел на транспорте и др.), УВД, туристических агентств, гостиниц, санаторно-курортных учреждений.

3.1.6. Ежегодно проводятся тренировочные учения и практические занятия для всех категорий обучаемых с отработкой функциональных обязанностей и практических навыков на случай выявления больного с подозрением на холеру.

3.1.7. Проводится гигиеническое обучение и воспитание населения.

3.2. Эпидемиологический надзор за холерой

3.2.1. Эпидемиологический надзор за холерой включает систему мер, направленных на своевременное выявление завозных и местных случаев холеры, обнаружение холерных вибрионов в объектах окружающей среды, информационное обеспечение, выработку обоснованных рекомендаций к планированию и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью локализации и ликвидации возникших очагов холеры.

3.2.2. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и лечебно-профилактические учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также соответствующие структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов осуществляют эпидемиологический надзор за холерой на территории всей страны дифференцировано с учетом типов эпидемических проявлений холеры.

3.2.3. Информационное обеспечение при эпидемиологическом надзоре на территории всей страны осуществляется в следующем порядке.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России направляет информацию об эпидемиологической обстановке по холере на территории страны центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах, противочумным учреждениям, противочумным научно-исследовательским учреждениям, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, соответствующим структурным подразделениям федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

Противочумный центр Минздрава России информирует учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации о заболеваемости холерой за рубежом.

Противочумный центр Минздрава России совместно с Ростовским-на-Дону государственным научно-исследовательским противочумным институтом ежегодно сообщают о свойствах культур холерных вибрионов О1- и О139-серогрупп, выделенных из объектов окружающей среды и от людей на территории Российской Федерации, центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, противочумным учреждениям и научно-исследовательским противочумным институтам Минздрава России.

Руководители центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах представляют информацию о каждом случае заболевания холерой или вибриононосительства в Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России и в Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт, а также в курирующий научно-исследовательский противочумный институт.

Руководители центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах передают информацию о выделении холерных вибрионов О1- и О139-серогрупп из объектов окружающей среды на подконтрольной территории в Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России, Противочумный Центр Минздрава России, Ростовский-на-Дону государственный научно-исследовательский противочумный институт и курирующий научно-исследовательский противочумный институт.

3.2.4. Сбор, оценку, обработку первичной информации, эпидемиологический анализ осуществляют врачи-эпидемиологи и другие специалисты центров Госсанэпиднадзора в оперативном порядке. Результаты оперативного эпидемиологического анализа являются основой для принятия экстренных управленческих решений.

Ретроспективный эпидемиологический анализ осуществляют специалисты центров Госсанэпиднадзора на основе анализа данных о случаях завоза холеры на административную территорию, о заболеваемости холерой и выявлении вибрио-ноносителей, выделении холерных вибрионов из объектов окружающей среды с учетом природно-социальных условий, демографических особенностей территории, ее отдельных частей и конкретных эпидемиологически значимых объектов. Анализ включает выявление основных закономерностей проявления холеры, определение типа административной территории по эпидемическим проявлениям холеры и прогнозирование эпидемиологической обстановки.

3.2.5. Специалисты центров Госсанэпиднадзора осуществляют оценку качества воды на соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с целью определения степени потенциальной опасности водного пути распространения холеры на административной территории (город, район, населенный пункт).

Читайте также: