Острица и человек тип взаимоотношений

Обновлено: 13.05.2024

Воспользуйтесь, лекционным материалом по данной теме и выполните практические задания.

ВложениеРазмер
praktikum.tipy_bioticheskihotnosheniy_-_kopiya.docx 22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум на тему: "Типы взаимодействия организмов"

Закрепление лекционного материала. Вспомните лекцию на данную тему. Ответьте устно на вопросы:

1.​ Основные типы взаимодействия, их суть?

2.​ По каким критериям отличаются хищники от паразитов?

3.​ Как сказывается конкуренция на интенсивности жизнедеятельности соперничающих видов?

4.​ Каким образом паразитизм и хищничество влияют на интенсивность естественного отбора?

5.​ Какое значение имеет нейтрализм?

Подберите правильные пары: какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы.

А. Густой подрост ельника.

Б. Светолюбивая трава растущая под березой.

3.​ Конкуренция внутривидовая

4.​ Конкуренция межвидовая

Г. Аскарида и человек.

Д. Прусак и черный таракан.

Е. Росянка и муха.

Ж. Акула и рыба-прилипала.

3. Повилика и крапива.

И. Синица и лягушка.

К. Пчелы и луговые цветы

Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать большой пестрый дятел.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать заяц- беляк.

Составьте список организмов, с которыми может иметь разного рода экологические связи клевер луговой

Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.

Проверочные работы по теме урока:

1.​ Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Почему?

2.​ Для нейтрализма характерно отсутствие непосредственной связи между видами в сообществе. Однако в любом сообществе опосредованно все виды связаны. Объясните, как нейтральные виды, например лось и белка, опосредованно влияют друг на друга.

3.​ Дайте определения понятиям: мутуализм, нейтрализм, конкуренция, аменсализм, комменсализм, паразитизм, хищничество.

Задания для 1 варианта :

1. Прочитайте параграф учебника

2. Выясните, какие формы позитивного отношения между отдельными особями могут наблюдаться в природе.

3. Познакомьтесь с примерами, указанными в учебнике, и приведите свои по каждой форме взаимоотношений.

4. Составьте словесно-логическую схему, демонстрирующую изученный материал.

Задания для 2 варианта :

1. Прочитайте параграф учебника

2. Выясните, какие формы негативного отношения между отдельными особями могут наблюдаться в природе.

3. Познакомьтесь с примерами, указанными в учебнике, и приведите свои по каждой форме взаимоотношений.

4. Составьте словесно-логическую схему, демонстрирующую изученный материал.

1.​ Увеличится количество кошек.

2.​ Уменьшится количество мышей.

3.​ Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.

4.​ Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.

5.​ Увеличивается удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

1.​ Экологические факторы, проявляемые во взаимодействии между живыми организмами, называются:

А) Биотические Б) Абиотические В) Антропогенные

2.​ Вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида, называются:

А) Конкуренция Б) Паразитизм В) Хищничество

3.​ Взаимоотношения организмов, соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке, называются:

А) Комменсализм Б) Кооперация В) Конкуренция

4.​ Форма взаимоотношений, при которых животные одного вида используют животных другого вида в качестве среды обитания или источника пищи, причиняя тем самым вред, называются:

А) Паразитизм Б) Хищничество В) Комменсализм

5.​ Сотрудничество двух видов организмов, при котором каждый вид может существовать отдельно, но жизнь в сообществе приносит им обоим пользу, называется:

А) Нейтрализм Б) Кооперация В) Симбиоз

6.​ Форма симбиоза, при которой один из партнеров доставляет пищу или убежище другому виду; в этом случае один вид извлекает пользу, другой – не имеет ни пользы, ни вреда. Такой вид отношений называется:

А) Кооперация Б) Комменсализм В) Конкуренция

7. Тип взаимоотношений, при которых оба организма получают взаимную пользу
А) хищничество Б) конкуренция В) симбиоз Г) паразитизм

8. Организм, в теле которого происходит половое размножение паразита, называется:

А) основным хозяином Б) промежуточным хозяином

В) переносчиком Г) паразитоидом

9. Опыление пчелами разных луговых растений является примером:
А) симбиоза Б) комменсализма В) мутуализма Г) протокооперации

10. Отношения жвачных копытных и инфузорий обитающих в желудке являются
примером:

А) комменсализма Б) мутуализма В) паразитизма Г) протокооперации

1.Первичное сотрудничество, при котором совместное проживание необязательно это:

А) протокооперация; Б) нахлебничесово В) хищничество

2.Связи между разными организмами называется:

А) биотические Б) абиотические В) антропогенные

3.Рыба-прилипала это пример:

А) сотрапезничества Б) нахлебничества В) квартиранства

4.Отношения, в которых выгода всегда односторонняя это отношения:

А) нахлебничество Б) хищничество В) комменсализм

5.Симбиоз это отношения:

А) взаимовыгодые Б) вредные

В) полезно-вредные Г) полезно-нейтральные

А)хищники Б)паразиты В) квартиранты

7.Отношения, при которых средой обитания служит хозяин называются:

А) нахлебничество Б) квартиранство

В) паразитизм Г) мутализм

8.Азотофиксирующие бактерии в клубеньках бобовых это пример:

А)паразитизма Б) хищничества

В) симбиоза Г) комменсализма

9.Пример полезно-вредных отношений это:

А) гельменты -паразитические черви; Б) лишайники

В) распространение семян муравьями; Г) рыба-прилипала

10.Форма связи, при которой один организм получает необходимые питательные вещества от другого организма, принося ему обычно вред, но не вызывая немедленную гибель это:

А) симбиоз Б) паразитизм В) хищничество

Домашнее задание по группам: создание презентации

1.Что такое симбиоз?

2.Приведите примеры такого типа взаимодействий между организмами на примере:

а) растений, б) животных

3.Опишите разновидность симбиоза - комменсализм

4.Какие виды комменсализма существуют в природе? Приведите примеры.

5.Что такое протокооперция? Покажите это на конкретных примерах.

1.Дайте определение понятию паразитизм.

2.Приведите примеры паразитизма:

А) среди животных Б) среди растений В) среди грибов.

1.Дайте определение понятию хищничество.

2.Приведите пример хищничества между:

А) животными Б) растениями и животными.

3.Какие средства умерщвления, добывания и переваривания пищи развиты у хищников?

1. Раффлезия и лиана.

Раффлезия Арнольди — растение, обладающее самым крупным цветком, который распускается на поверхности почвы. Остальная часть растения представляет собой разветвлен​ную сеть нитей, пронизывающих корни лиан. Раф​флезия высасывает соки (воду и питательные веще​ства) из лиан и поэтому не нуждается в собствен​ной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

2.Росянка и муха.

Росянка — насекомоядное растение, привлекающее насекомое каплей жидкости (напоминает росу), захватывающее и переваривающее его.

3. Корова и слепень.

Слепень — кровососущее на​секомое, питающееся кровью крупного рогатого скота, а также других животных и человека. Наружный паразит.

Ель и сосна — растения хвойного ле​са, которым для осуществления процесса фотосин​теза требуются солнечная энергия и вода почвы, с растворенными' в ней минеральными веществами.

5. Дятел и жук-короед.

Короеды — растительноядные насекомые; их жуки и личинки часто обитают под корой деревьев, прогрызая сложные ходы. Дятлы — птицы, питающиеся семенами, насекомыми;
имеют долотообразный клюв и тонкий длинный
язык, приспособленные для поиска и захвата насекомых и их личинок под корой ствола дерева.

6. Лисица и полевка.

Лисица — хищник, питающийся мышевидными грызунами.

7. Аскарида и человек.

Аскарида — круглый червь, семейства нематод. Паразитирует в кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

8. Кенгуру и кролики в Австралии.

Кенгуру и завезенные в Австралию, кролики встречаются в сходных
местах обитания и, питаются вегетативными частями
растений.

Заяц — наземное травоядное животное, крот — подземное насекомоядное животное.

10. Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пишу различные корма и непосредственно никак друг с другом не связаны.

11. Волк и бабочка-крапивница.

Волк — хищное млекопитающее, питающееся, в основном, позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цвет​ков, а её личинки (гусеницы) —. вегетативными частями растений.

12. Акула и рыба-прилипала.

Рыба-прилипала присо​сками прикрепляется к брюху акулы, путешествуя вместе с ней и питаясь остатками её трапезы.

13. Воробей в гнезде скопы.

Скопа — рыбоядная птица, но, охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в
стенках ее гнезда

14. Лев и птицы - падальщики.

Лев — крупное хищное млекопитающее, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники - птицы - падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы наземных хищников.

15. Гречиха и пчела медоносная.

Пчела опыляет растение гречихи, взамен получая нектар и пыльцу.

16. Рябина и дрозд-рябинник.

Ягоды рябины являют​ся пищей для птицы. Пройдя через кишечный тракт дрозда, оболочки семян частично разрушаются, что способствует прорастанию семян. Птица распространяет семена рябины на значительные расстояния.

17. Медоуказчик и медоед.

Птицы - медоуказчики питаются насекомыми, в том числе личинками пчёл, а также медом и воском (воск переваривается благо​
даря присутствию в желудке бактерий - микрококкус), однако сами добраться до пчелиных гнезд не способны. Медоуказчики разыскивают поселения пчел и привлекают к ним медоеда (класс млекопита​ющих, семейство куньих), издавая крики около пчелиного гнезда. Когда медоед разоряет гнездо, медоуказчики кормятся остатками меда и воска.

Лишайник образован двумя организ​мами: грибом и водорослью. Гриб обеспечивает во​доросли защиту, позволяя ей выживать в сухих мес​тах обитания. Водоросль посредством фотосинтеза снабжает себя и гриб питательными веществами.

19. Клубеньковые бактерии и клевер.

Азотфиксирующие бактерии, проникая в корни бобовых, образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное пита​ние растений. Взамен бактерии получают органичес​кое питание.

Микориза – это связь грибницы гриба и дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывает фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку на тему: "Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов"

Презентация к уроку.


Кроссворд по дисциплине: Менеджмент Тема: Типы организационных структур организаций

Кроссворд по дисциплине: МенеджментТема: Типы организационных структур организаций.


Презентация по дисциплине экономика по теме "Типы экономических систем"

Слайдовое сопровождение урока по дисциплине экономика.


Тест по теме "Типы норм русского языка"

Тест для проверки знаний по пройденному материалу.


Обобщение по теме:Типы химических реакций

УРОК ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ.

Конспект урока по теме "Типы речи"

В приведенном материале дается план развернутый проведения урока с применением технологии развивающего обучения.


Лекция на тему: "Типы биотических отношений".

На основании данной лекции обучающиеся, должны выполнить практические задания по данной теме.

Добавить в избранное

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1573.

1601. Установите соответствие между популяциями организмов в экосистеме и типом межвидовых отношений, который характерен для этих популяций.

А) щука и речной окунь
Б) бабочка-капустница и бабочка-репница
В) береза и подберезовик
Г) носорог и воловьи птицы
Д) картофель и пырей ползучий
Е) бобы и клубеньковые бактерии

1) конкуренция
2) симбиоз

Добавить в избранное

Верный ответ: 112212

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1601.

А) осуществляется саморегуляция численности популяций в экосистеме
Б) обитает большое количество видов
В) большую роль играет антропогенный фактор и преобладает искусственный отбор
Г) пищевые цепи длинные
Д) круговорот веществ незамкнутый
Е) преобладают растения одного вида

1) природная экосистема
2) агроэкосистема

Добавить в избранное

Верный ответ: 112122

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1629.

1657. Установите соответствие между организмами и функциональной группой биогеоценоза, к которой их относят.

А) железобактерии
Б) травоядные животные
В) простейшие
Г) серобактерии
Д) цианобактерии
Е) плоские черви

1) продуценты
2) консументы

Добавить в избранное

Верный ответ: 122112

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1657.

1685. Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.

А) наличие специальных органов прикрепления (присосок, крючков)
Б) хорошее развитие органов чувств
В) развитие со сменой хозяев
Г) наличие плотной кутикулы, защищающей от пищеварительных соков
Д) высокая плодовитость
Е) низкая плодовитость, забота о потомстве

1) свободноживущие
2) паразиты

Добавить в избранное

Верный ответ: 212221

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1685.

А) широкий лентец - рыба
Б) острица - человек
В) рысь - заяц-беляк
Г) аскарида - лошадь
Д) филин - лесная мышь
Е) гидра - дафния

1) паразит - хозяин
2) хищник - жертва

Добавить в избранное

Верный ответ: 112122

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1713.

1741. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой они относятся.

А) разлагают органические вещества до минеральных
Б) в клетках содержат пигменты для фотосинтеза
В) являются сапротрофами
Г) синтезируют органические вещества из неорганических
Д) поглощают из окружающей среды углекислый газ
Е) питаются готовыми органическими веществами

1) продуцент
2) редуцент

Добавить в избранное

Верный ответ: 212112

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1741.

А) холерный вибрион
Б) серобактерии
В) железобактерии
Г) сине-зеленые водоросли
Д) метанообразующие бактерии

МЕСТО В ЦЕПИ ПИТАНИЯ

1) продуцент
2) консумент
3) редуцент

Добавить в избранное

Верный ответ: 21113

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1769.

1797. Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе.

А) используют неорганические вещества почвы
Б) растительноядные и плотоядные животные
В) синтезируют органические вещества из неорганических
Г) используют готовые органические вещества
Д) в качестве источника энергии используют животную и растительную пищу
Е) аккумулируют солнечную энергию

1) продуценты
2) консументы

Добавить в избранное

Верный ответ: 121221

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1797.

1825. Установите соответствие между характеристикой и функцией живого вещества в биосфере: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) образование кислорода в процессе фотосинтеза
Б) образование торфа и каменного угля
В) накопление кремния в хвощах
Г) накопление углекислого газа в атмосфере
Д) образование оксалата кальция

1) окислительно-восстановительная
2) концентрационная

Добавить в избранное

Верный ответ: 12212

К окислительно-восстановительной (1) функции относятся: образование кислорода в процессе фотосинтеза (А), накопление углекислого газа в атмосфере (Г).
К концентрационной (2) функции относятся: образование торфа и каменного угля (Б), накопление кремния в хвощах (В), образование оксалата кальция в вакуолях растительных клеток (Д).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1825.

1) геологическими процессами;
2) космическими факторами;
3) высокими темпами прогресса ;
4) изменением климата.

  1. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:

1) особенности рельефа местности;
2 ) пищевые ресурсы и болезни ;
3) особенности климата;
4) географическое положение страны.

1) увеличению видового разнообразия птиц;
2) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
3) уменьшению испарения;
4 ) нарушению кислородного режима .

А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют

1) видовое разнообразие

А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются

А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы

1) пирамида численности

2) экологическая пирамида

3) пирамида энергии

4) пирамида массы

А 10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. К антропогенным экологическим факторам относят

А) внесение органических удобрений в почву

Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

В) выпадение осадков

Г) прекращение вулканической деятельности

Д) прореживание саженцев сосны

Е) обмеление рек в результате вырубки лесов

Ответ___________ В1:АДЕ ___________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

В 2. В естественной экосистеме

А) разнообразный видовой состав

Б) обитает небольшое число видов

В) незамкнутый круговорот веществ

Г) замкнутый круговорот веществ

Д) разветвленные цепи питания

Е) среди консументов преобладают хищники

Ответ____ В2 АГД __________________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

В 3 Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами

А) Круговорот веществ незамкнутый

Б) Круговорот веществ замкнутый

В) Цепи питания короткие

Г) Цепи питания длинные В3 12121

Д) Преобладание монокультур

2 А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания - фактор

4) экологический вар

А 5. Продуценты в экосистеме дубравы

1) поглощают готовые органические вещества

2) образуют органические вещества

3) разлагают органические вещества

4) выполняют все перечисленные функции

А 6.Самая высокая продуктивность

1) смешанные леса

2) лиственные леса

4) тропические леса

А 7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ

В 1. Местом для первичной сукцессии могут служить

А) лесная вырубка

Б) обнаженная горная порода

В) песчаные дюны

Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия

Д) выгоревшие участки

Е) бывшее ложе ледника

Ответ___ В1.БВЕ ______ Часть В.

В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке. В1.БВЕ

В 1. Местом для первичной сукцессии могут служить

А) лесная вырубка

Б) обнаженная горная порода

В) песчаные дюны

Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия

Д) выгоревшие участки

Е) бывшее ложе ледника

Ответ___ В1.БВЕ ______

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

В 2. Консументом леса является волк

А) Потребляет солнечную энергию

Б) регулирует численность мышевидных грызунов

В) выполняет роль редуцента

Д) накапливает в теле хитин

Е) поедает растительноядных животных

Ответ________ В2 БГЕ ______________________

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

В 3. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений

А) острица – человек

Г) гидра - дафния

Д) бычий цепень – копытное животное В3 21112_____________________

1) хищник – жертва

2) паразит - хозяин

С 1 . Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

1. Уменьшение численности шмелей.

2.Увеличение численности травоядных животных.

3. усиленное размножение растений-конкурентов.

С 2. В чем причина массовых миграций животных?

1. Недостаток или отсутствие кормовой базы

2. Инстинкт миграции в период размножение.

3. Интенсивное размножение (увеличение) численности вида.

4. Природные катаклизмы (наводнение и др.)

С 1. Как нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

1. Редис – растение короткого дня.

2. Для получения корнеплодов выращивать весной и осенью при более коротком дне.

3 Для получения семян выращивать летом, при длинном дне редис зацветает.

С 2. В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?

1.Интенсивное размножение кроликов объясняется: малым количеством хищников и обилием пищевых ресурсов.Численность может быть снижена биологическим методом (использование например, вирусов).

3. Ярусность и мозаичность распределения организмов разных видов − это

а) экологическая структура; б) пространственная структура; в) видовая

9. Пример целенаправленно созданного человеком сообщества – это …

а) биосфера; б) биоценоз; в) геобиоценоз; г) агроценоз.

8. Какая экологическая пирамида имеет универсальный характер и отражает

уменьшение количества энергии, содержащейся в продукции, создаваемой на

каждом следующем трофическом уровне?

а) пирамида энергии; б) пирамида биомассы; в) пирамида чисе

13. Как называют водные организмы, которые в основном пассивно

перемещаются за счет течения?

а) бентос; б) нектон; в) планктон; г) перифито

Исторически сложившаяся совокупность живых организмов и абиотических факторов называется

а) биоценоз б) биогеоценоз в) биотоп г) агроценоз

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тест по общей биологии 9 класс"Размножение и индивидуальное развитие организмов"

Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов".


тест по общей биологии по теме:"Общие биологические понятия"

Тест используется для проверки знаний учащихся.

Тесты по общей биологии. Темы: строение и жизнедеятельность клетки.

Тесты по общей биологии. Темы: строение и жизнедеятельность клетки.Для 9-10 класса.


тест по общей биологии

Тест по общей биологии по теме "Химический состав и структура клетки".

Итоговые тесты по общей биологии 10 класс

Составление теста на основе изученного материала.

Тесты по общей биологии

Текущий контроль на уроках удобно проводить с помощью мини-тестов.Здесь приведены тесты по темам: "Изменчивость", "Органоиды клеток", "Решение генетических задач", "Синтез белка".


тесты по общей биологии

Тесты по общей биологии для 9-11 классов. Можно использовать для проверки знаний по основным темам программы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации выложены задания для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по экологии с учётом методических рекомендаций Министерства образования.

Олимпиадные задания для 10 - 11 классов

по предмету экология (школьный тур)

Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называется:

а) форезией б) зooxopией в) зоонозом г) зоофагией.

2. Недостаток ионов какого элемента в питьевой вое вызывает повреждение эмали на зубах?

а) кальция 6) кремния в) фтора г) серы.

3. Соединения какого элемента, применяемого при производстве светотехники, ламп, электрохимическом производстве хлора, красок и пестицидов, вызывает болезнь Минамата, тератологические эффекты, психические расстройства и слепоту?

а) фосфора б) неона в) Ртути г) тантала.

4. Устойчивое развитие биосферы обеспечивается в основном за счет:

а) биологического разнообразия 6) экологического мониторинга

в) международной политики г) круговорота воды.

5. Привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов называют:

а) реаклиматизацией 6) биологическим загрязнением

в) химическим загрязнением г) природным загрязнением.

б. Какие погодные условия в наибольшей степени оказывают неблагоприятное влияние на живые организмы в условиях атмосферного загрязнения.

а) дождь 6) туман в) снегопад г) солнечная погода.

7. Как называются яды, оказывающие отравляющее действие только после накопления их в организме до определенной концентрации?

а) хронические 6) кумулятивные в) тиреостатики г) консерванты.

8. Ионы какого элемента, используемого в аккумуляторах и присутствующие в сигаретном дыму, приводят к почечно - каменной болезни, гипертонии, уменьшению гемоглобина в крови, вследствие замещения в организме ионов цинка?

а) стронция 6) свинца в) кадмия г) висмута.

9. Какие растения предпочитают влажные местообитания?

а) псаммофиты 6) ксерофиты в) гигрофиты г) пирофиты.

10. Как называется заболевание растений, вызванное загрязнением окружающей среды, при котором происходит отмирание ограниченных участков ткани?

а) анастомоз 6)авитаминоз в) некроз г) токсикоз.

11. Фактором, ограничивающим интенсивность размножения почвенных бактерий, является:

а) избыточная влажность 6) сезонные колебания температуры

в) освещённость г) количество почвенных насекомых.

12. Включение большого количества овощей и фруктов в состав рациона питания человека обусловлено тем, что эти продукты:

а) являются основными источниками белков

6) содержат большое количество воды

в) богаты витаминами и минеральными веществами

г) способствуют усвоению углеводов.

13. Нередко различные виды беспозвоночных поселяются в норах грызунов, находя для себя благоприятные условия, и при этом не являются паразитом хозяина норы. Такое явление называется:

а)акклиматизацией 6) квартирантством в) симпатрией

а) Вернадский В.И. 6) Сукачев В.Н. в) Зюсс Г. г) Тенсли А.

15. Процессы засоления усиливаются в тех почвах, где содержится большое количество солей:

а) алюминия 6) кальция в) мaгния г) натрия.

16. Животные, использующие для питания ограниченный набор кормов:

а) пантофаги б)орнитофаги в) эврифaги г) олигофаги.

17. К ярко выраженным орнитофагам следует отнести:

а) полевого луня 6) сапсана в) орлана-белохвоста г) сипа белоголового.

18. Типичным гидробионтом является:

а) имаго стрекозы - коромысло

6) личинка стрекозы - коромысло

в) имаго бабочки капустной белянки

г) личинка бабочки капустной белянки.

19. Какой из перечисленных видов соколообразных специализируется на добывании насекомых?

а) обыкновенная пустельга 6) кобчик в) болотный лунь

20. Процесс, в результате которого может происходить гибель рыб в замкнутом непроточном водоёме (летом и зимой):

а) элиминация 6) эвтрофикация в) эдификация г) замор.

2l. Для селитебных ландшафтов характерен вид:

а) серый журавль 6) рысь в) галка г) козодой.

22. Как называют организм, живущий в водах, в той или иной степени загрязненных органическими веществами?

а) детритобионт 6) катаробионт в)сапробионт г) бентобионт

23. Суммарная масса организмов рассматриваемой группы, или всего сообщества в целом, называется:

а)валовой первичной продукцией

6) вторичной продукцией сообщества

в) чистой первичной продукцией

24. У растений каких климатических областей экологический оптимум находится в области низких температур?
а) умеренные 6) тропические в) субтропические г) высокогорные.

25. Между какими видами в местах их совместного обитания, существует пищевая конкуренция?:

а) орёл могильник и стрепет; б) скворец и сизый голубь

в) ласточка – береговушка и зимородок г) рысь и росомаха

Задание 2. Задание включает 10 предложений, в которых не достаёт нужных терминов и понятий. Дополните предложения.

1. С помощью видов - . различают близкие сообщества, участки с различной степенью или качественным составом компонентов загрязнения почв, воздуха или воды и территорий с проявлениями некоторых полезных ископаемых.

2. Новый для региона организм. Относительно недавно успешно внедрившийся в местные природные комплексы или случайно, либо преднамеренно искусственно перемещённый за пределы своего ареала — это .

3. Образуемые растениями биологически активные вещества в своем большинстве газoo6paзные, убивающие или подавляющие рост и развитие микроорганизмов, в том числе болезнетворных не только для растений, но и животных — это . .

4. Научная дисциплина, разрабатывающая основы эффективного выращивания леса, ухода за ним, защиты его от болезней, вредителей и

5. Комплекс технических мероприятий. цель которых — выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных

6. Территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования для охраны животных. растений и всего природного комплекса в

7. Вещества, используемые для избирательного уничтожения нежелательных растений — это .
8. Специалист, руководящий работами по защите лесов от вредителей и болезней и осуществляющий контроль за соблюдением санитарных правил в лесах — это .

9. Вид растений, количественно прео6ладающий в данном сообществе

10. Вид растений, в растительном сообществе определяющий его особенности и играющий ведущую роль в сложении структуры и функционирования экосистемы

Задание 3. В заданиях выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

1. К антропогенным экологическим факторам относят
А) внесение органических удобрений в почву
Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины
В) выпадение осадков
Г) прекращение вулканической деятельности
Д) прореживание саженцев сосны
Е) обмеление рек в результате вырубки лесов

2. В естественной экосистеме
А) разнообразный видовой состав
Б) обитает небольшое число видов
В) незамкнутый круговорот веществ
Г) замкнутый круговорот веществ
Д) разветвленные цепи питания
Е) среди консументов преобладают хищники

3. Местом для первичной сукцессии могут служить
А) лесная вырубка
Б) обнаженная горная порода
В) песчаные дюны
Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия
Д) выгоревшие участки
Е) бывшее ложе ледника

4. Консументом леса является волк
А) Потребляет солнечную энергию
Б) регулирует численность мышевидных грызунов
В) выполняет роль редуцента
Г) хищник
Д) накапливает в теле хитин
Е) поедает растительноядных животных

Задание 4. Установите соответствие

1. Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами

Компоненты среды Экосистемы
А) Круговорот веществ незамкнутый 1) Агроценоз
Б) Круговорот веществ замкнутый 2) Биогеоценоз
В) Цепи питания короткие
Г) Цепи питания длинные
Д) Преобладание монокультур

2. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений

Пары животных Типы взаимоотношений
А) острица – человек 1) хищник – жертва
Б) волк – заяц 2) паразит - хозяин
В) сова – мышь
Г) гидра - дафния
Д) бычий цепень – копытное животное

Читайте также: