Отравление загрязнение или иная порча земли вредными продуктами

Обновлено: 07.05.2024

Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.

Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе – административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть первая статьи устанавливает административную ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Предметом правонарушения является та часть почвы, которая обладает способностью удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культур.

Часть вторая статьи устанавливает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Из приведенного содержания статьи следует, что Закон направлен на охрану земель не только сельскохозяйственного назначения, но и других категорий (земель населенных пунктов, промышленности, лесного фонда и т.д.), так как земли любой категории могут подвергнуться указанным в Законе вредным видам воздействия при проведении строительных работ, при добыче полезных ископаемых и т.п.

Федеральным законом от 02.04.2014 № 61-ФЗ в статью 8.6 КоАП РФ внесены изменения, связанные с повышением размеров административных штрафов, налагаемых за совершение указанных видов правонарушений.

По части первой данной статьи максимальный размер административного штрафа, налагаемого на граждан, повышен до трех тысяч рублей (ранее - до одной тысячи пятисот рублей), на должностных лиц – до десяти тысяч рублей (ранее - до трех тысяч рублей), на юридических лиц – до пятидесяти тысяч рублей (ранее - до тридцати тысяч рублей).

За совершение действий, предусмотренных частью второй, по новому Закону на граждан может быть наложен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц – от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкцией части второй для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц предусмотрено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли.

Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по части 1 статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по части 2 статьи 254 УК РФ.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по части 3 статьи 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.

Прокуратура
Тамбовской области

Прокуратура Тамбовской области

10 июня 2014, 11:41

Административная и уголовная ответственность за порчу земель

Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.

Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе – административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть первая статьи устанавливает административную ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Предметом правонарушения является та часть почвы, которая обладает способностью удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культур.

Часть вторая статьи устанавливает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Из приведенного содержания статьи следует, что Закон направлен на охрану земель не только сельскохозяйственного назначения, но и других категорий (земель населенных пунктов, промышленности, лесного фонда и т.д.), так как земли любой категории могут подвергнуться указанным в Законе вредным видам воздействия при проведении строительных работ, при добыче полезных ископаемых и т.п.

Федеральным законом от 02.04.2014 № 61-ФЗ в статью 8.6 КоАП РФ внесены изменения, связанные с повышением размеров административных штрафов, налагаемых за совершение указанных видов правонарушений.

По части первой данной статьи максимальный размер административного штрафа, налагаемого на граждан, повышен до трех тысяч рублей (ранее - до одной тысячи пятисот рублей), на должностных лиц – до десяти тысяч рублей (ранее - до трех тысяч рублей), на юридических лиц – до пятидесяти тысяч рублей (ранее - до тридцати тысяч рублей).

За совершение действий, предусмотренных частью второй, по новому Закону на граждан может быть наложен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц – от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкцией части второй для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц предусмотрено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли.

Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по части 1 статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по части 2 статьи 254 УК РФ.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по части 3 статьи 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 500-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, предусмотренное статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

3. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в любом виде, состоянии, совершенная в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, превышающая один миллион рублей.

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 254 УК РФ

1. Земля - охраняемый законом природный объект, поверхностный почвенный слой, являющийся связующим звеном между живой и неживой природой.

2. Общественная опасность отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или прочей деятельности заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении вреда окружающей среде, здоровью человека или его жизни.

Комментируемая статья раскрывает основной, квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. Части 1 и 2 коммент. статьи содержат соответственно основной и квалифицированный составы, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 3 - особо квалифицированный состав преступления, описывающий общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести.

3. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством земли. Факультативные объекты - здоровье человека, жизнеспособность и экологическое равновесие иных объектов охраны окружающей природной среды, как то: недр земли, подземных и поверхностных вод, растительности, животного мира, микроорганизмов, атмосферного воздуха и т.д. В особо квалифицированном составе преступления жизнь человека - дополнительный объект посягательства.

4. Основным предметом отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности выступают земная поверхность на глубину ее почвенного слоя, земля как органо-минералогическое, естественно-историческое природное образование (невозобновимый природный ресурс). Дополнительный предмет отражен в собственной биологической структуре иных объектов природной среды.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия, например, поведение лица, использующего при обработке земли способы и вещества, приводящие к ее порче, является активным и считается преступным действием. Если же виновный не выполняет требований безопасности при хранении ядохимикатов, в результате чего происходит отравление почвы, то такое его пассивное поведение надлежит считать преступным бездействием.

6. Обязательным признаком объективной стороны составов преступления следует считать способ его осуществления, который может быть выражен в: а) отравлении; б) загрязнении; в) иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или прочей деятельности.

7. Отравление земель - заболевание почвы, возникающее в результате воздействия на нее токсических доз химических препаратов, ядов, бактерий и т.д.

8. Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеров, каменистых поверхностей и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). Загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве (п. 3 приложения N 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утв. Приказом Минприроды России от 25.05.1994 N 160 ). Подобное загрязнение может возникнуть вследствие производственных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, нарушения правил применения пестицидов, других агрохимикатов.
--------------------------------
РВ. 1994. N 123.

9. Иная порча земель - их захламление, эрозия (водная, ветровая), т.е. потеря почвенного плодородия вследствие разрушения почвы и выноса из нее питательных веществ, затопление, избыточное засоление, заболевание пахотных земель, полное или частичное их истощение и т.д. Указанные последствия, как правило, возникают ввиду нерационального использования земель.

9.1. Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков и др.). Порча (уничтожение) плодородного слоя почвы - частичное или полное ее разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Данное разрушение характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель (п. 2, 4 приложения N 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России).

10. Поскольку отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности могут быть лишь следствием нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, постольку диспозиция статьи является ссылочно-бланкетной, т.е. для определения преступности деяния и его надлежащей квалификации отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам: правилам, ГОСТам, санитарным нормам, предельно допустимым концентрациям химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве и т.д. Таковыми являются, например, ЗК; Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды РФ; ГОСТ 17.4.3.04-85 (Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения); ГОСТ 17.5.3.05-84 (Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землепользованию); Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. СанПиН 2.1.7.1287-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 53 .
--------------------------------
БНА. 2003. N 29.

11. Обязательным признаком объективной стороны составов преступления, связанного с порчей земли, является наличие средств его совершения, которые выступают в виде: а) удобрений; б) стимуляторов роста растений; в) ядохимикатов; г) иных опасных химических или биологических веществ.

11.1. Удобрения - вещества (органические, минеральные), предоставляемые растениям или вносимые в почву для снабжения их биогенами с целью повышения урожайности культурных растений. Как правило, это соединения азота, фосфора и калия.

11.2. Стимуляторы роста растений - природные или синтетические органические соединения, вызывающие (в очень низких концентрациях) стимуляцию или подавление роста и морфогенеза растений: а) природные - фитогормоны (ауксины, гиббереллины, цитокинины, абсцизовая кислота, этилен), ингибиторы негормональной природы (некоторые фенолы, производные мочевины и т.д.); б) синтетические - стимуляторы типа ауксинов (индолилмасляные, индолилуксусные, нафтилуксусные кислоты) и синтетические ингибиторы (морфактины, ретарданты, дефолианты и др.) .
--------------------------------
См.: Сельскохозяйственный энциклопедический словарь. М., 1989. С. 454, 565.

11.3. Ядохимикаты - это химические препараты, используемые для борьбы с нежелательными для человека явлениями. Ядохимикаты, используемые для борьбы с вредителями растений, называются зооциды, акарициды, инсектициды, нематициды, вирусоциды; с сорняками - гербициды; с болезнями растений - фунгициды, бактерициды, арборициды и т.д. Способность ядохимикатов вызывать отравление организма называется токсичностью.

11.4. Иные опасные химические вещества - это не относящиеся к указанным химические препараты, способные причинить вред здоровью людей или природной среде.

11.5. Иные опасные биологические вещества - средства биологического происхождения, предназначенные для повышения плодородия и продуктивности почв, защиты растений от вредителей и болезней и т.д., например вирин ЭКС, вирин ЭНШ, нитрагин, трихотецин, фитобактериомицин, а также соединения, не относящиеся к данным биологическим препаратам (в том числе содержащиеся в семенах самих растений - госсинол).

12. Обязательным признаком объективной стороны квалифицированного состава преступления (ч. 2) является место его совершения - зона экологического бедствия или зона чрезвычайной экологической ситуации.

12.1. О зоне экологического бедствия см. п. 10.2 коммент. к ст. 247.

12.2. О зоне чрезвычайной экологической ситуации см. п. 10.3 коммент. к ст. 247.

13. Отравление, загрязнение, иная порча земли могут произойти в процессе хранения, использования, перевозки перечисленных вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности.

13.1. Хранение - любые умышленные действия, связанные с нахождением ядохимикатов, удобрений, стимуляторов роста растений, иных опасных химических или биологических веществ во владении виновного лица (независимо от их места расположения).

13.2. Использование - любые умышленные действия, связанные с применением ядохимикатов, удобрений, стимуляторов роста растений, иных опасных химических или биологических веществ.

13.3. Транспортировка - любые умышленные действия по перемещению ядохимикатов, удобрений, стимуляторов роста растений, иных опасных химических или биологических веществ (независимо от его способа).

14. По законодательной конструкции основной (ч. 1) и особо квалифицированный (ч. 3) составы преступления являются материальными. Преступление окончено (составами): а) в момент причинения вреда здоровью человека или окружающей его среде (применительно к ч. 1); б) в момент наступления по неосторожности смерти хотя бы одного человека (применительно к ч. 3).

14.1. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) также материален. Преступление окончено (составом) в момент осуществления отравления, загрязнения либо иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности в зоне экологического бедствия, а равно в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Фактически же любая порча земли в указанных зонах предполагает наступление вреда окружающей среде.

14.2. О вреде здоровью человека см. в п. 10.3 коммент. к ст. 246.

14.3. Вред окружающей среде - это любой (как несущественный, так и существенный) вред объектам природы, вызванный порчей земли и выраженный в материальной форме. Это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 Закона об охране окружающей среды). К несущественному вреду можно отнести гибель домашних или диких животных, растений, водных объектов, локальную деградацию земель. О существенном вреде окружающей среде см. п. 9.3 коммент. к ст. 247.

15. Материальный ущерб исчисляется с учетом всех вынужденных расходов по восстановлению плодородных качеств земли, а также доходов, которые были бы получены землепользователем до приведения этих земель в состояние, пригодное для использования по назначению.

Порядок определения размера ущерба от загрязнения земель, правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв), предусматриваются соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами, например письмом Минприроды России N 04-25, Роскомзема N 61-5678 от 27.12.1993 "О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами".

16. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Умышленная форма вины имеет место, например, если лицо заведомо нарушает правила транспортировки ядохимикатов, предвидит возможность наступления материальных общественно опасных последствий в результате такой транспортировки и хотя не желает, но сознательно допускает наступление данных последствий либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Помимо неосторожного отношения виновного лица к наступившему последствию, предусмотренному ч. 3 коммент. статьи, при квалификации общественно опасного деяния как преступления можно говорить и о неосторожном отношении данного лица к нарушению правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами, иными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании или транспортировке, например, в том случае, если виновный в силу халатного отношения к своим обязанностям использует ненадлежащие ядохимикаты и не предвидит в связи с этим возможности наступления вреда окружающей среде, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности он должен был и мог использовать надлежащие ядохимикаты и соответственно предвидеть и предотвратить наступление общественно опасных последствий.

16.1. Неосторожностью, как правило, характеризуются деяния должностных и других лиц, ответственных за соблюдение соответствующих правил. Если должностное лицо не обеспечивает выполнения данных правил, то его деяние следует квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК, предусматривающей УО за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30).

16.2. Психическое отношение виновного лица к совершению данного преступления может характеризоваться двумя формами вины (сложной виной).

17. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста, нарушающее соответствующие правила.

Другой комментарий к Ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления является земля как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Смежным с термином "земля" является понятие "почва" как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризующийся плодородием.

2. Объективная сторона преступления выражается в порче земли, которую законодатель определяет как отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Порча земли вследствие нарушения иных правил, не указанных в ч. 1 ст. 254 УК, образует административное правонарушение.

3. Обязательным признаком является последствие в виде причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. Санкция ч. 1 ст. 254 УК РФ предполагает дополнительную квалификацию по нормам, предусматривающим ответственность за причинения вреда здоровью личности (ст. ст. 111, 112, 115, 118 УК РФ).

Вред окружающей среде может характеризоваться: возникновением заболеваний и гибелью животных и растений; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

4. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или
иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста
растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при
их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека
или окружающей среде, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,
либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными
работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной
экологической ситуации, -
наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами
на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по
неосторожности смерть человека, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
тот же срок.

Комментарий к Ст. 254 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления является земля как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Смежным с термином "земля" является понятие "почва" как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризующийся плодородием.

2. Объективная сторона преступления выражается в порче земли, которую законодатель определяет как отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Порча земли вследствие нарушения иных правил, не указанных в ч. 1 ст. 254 УК, образует административное правонарушение.

3. Обязательным признаком является последствие в виде причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. Санкция ч. 1 ст. 254 УК предполагает дополнительную квалификацию по нормам, предусматривающим ответственность за причинения вреда здоровью личности (ст. 111, 112, 115, 118 УК).

Вред окружающей среде может характеризоваться: возникновением заболеваний и гибелью животных и растений; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

4. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Второй комментарий к Ст. 254 УК РФ

1. Отравление земли характеризуется насыщением почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, доведением ее до такого состояния, когда она в результате антропогенной деятельности становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых и иных организмов. Загрязнение — это физическое, химическое или биологическое изменение состава почвы, превышающее установленные предельные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию флоры и фауны. Иная порча земли — это частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы, повлекшее утрату ее плодородности, снижение в целом природно-хозяйственной ценности.

2. Под причинением вреда здоровью человека следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам. Содержание последствия в виде вреда окружающей среде аналогично содержанию такого же последствия, предусмотренного иными нормами об экологических преступлениях.

3. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое по роду своей профессиональной деятельности или в частном порядке хранит, использует или транспортирует удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.

5. О понятиях зон экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации см. комментарий к ст. 247 УК.

Третий комментарий к статье 254 УК РФ

1. Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения по охране земли от противоправных действий, ухудшающих ее качество.
Предметом преступления является земля, т.е. земная поверхность на глубине ее почвенного слоя.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в нарушении правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании, транспортировке. Подобные нарушения должны иметь своим следствием отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности людей. Речь, следовательно, идет об антропогенном физико-химическом, биологическом изменении качества земной поверхности на глубине ее почвенного слоя в связи с превышением в ней ПДК опасных вредных веществ.
Характеризуя объективную сторону состава преступления, закон говорит об "отравлении", "загрязнении" или "иной порче земли".
Под загрязнением земли понимается ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).
Загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется их увеличением свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.
Под порчей земли понимается частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами.

3. Обязательным общественно опасным последствием порчи земли должно быть причинение вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 247 УК).

4. Субъективная сторона преступления, на наш взгляд, характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям противоправных действий. Вместе с тем само нарушение может быть допущено умышленно.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет, вменяемое.

6. Если те же деяния, включая последствия, совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст. 247 УК), то содеянное образует квалифицированный состав рассматриваемого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 254 УК.

7. Часть 3 ст. 254 УК в качестве особо тяжкого последствия данного преступления предусматривает причинение по неосторожности смерти человека (см. комментарий к ст. 247 УК).

Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.

Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно - хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т. п.

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. Для привлечения к ответственности не имеет значение правовой титул на земельный участок. К ответственности за порчу земель может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок. Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно - следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по ч. 3 ст. 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.

1 Изображения

Прокуратура
Калужской области

Прокуратура Калужской области

28 июня 2016, 09:40

За порчу земель законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность

Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.

Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно - хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т. п.

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. Для привлечения к ответственности не имеет значение правовой титул на земельный участок. К ответственности за порчу земель может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок. Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно - следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по ч. 3 ст. 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.

Читайте также: