Планом действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса российской федерации

Обновлено: 25.04.2024

от 13 марта 2013 года N 11

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав глобальную эпидемиологическую ситуацию по полиомиелиту и в Российской Федерации, принятые меры по предупреждению завоза и распространения дикого полиовируса в субъектах Российской Федерации,

С 2002 года Российская Федерация в составе Европейского региона сертифицирована Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) как территория, свободная от полиомиелита.

В постсертификационный период работа по профилактике полиомиелита в Российской Федерации осуществлялась в рамках реализации "Национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации", согласно национальным нормативным и методическим документам, а также с использованием рекомендаций Европейской Комиссии по сертификации, методических документов ВОЗ. В стране создана и эффективно работает система реализации мероприятий по профилактике полиомиелита.

Основная задача профилактики полиомиелита в постсертификационный период - это поддержание свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации.

После осложнения в 2010 году эпидемиологической ситуации по полиомиелиту в связи с завозом в страну дикого полиовируса, в Российской Федерации проведен комплекс дополнительных профилактических и противоэпидемических мероприятий, позволивший стабилизировать эпидобстановку.

Приняты меры по совершенствованию организационных мероприятий, развитию нормативного и методического обеспечения профилактики полиомиелита и энтеровирусной инфекции. Совершенствуется система вакцинопрофилактики полиомиелита. Осуществляются меры, направленные на профилактику вакциноассоциированного паралитического полиомиелита. Проведена работа по повышению качества, чувствительности и эффективности эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами (далее - ОВП), энтеровирусной инфекцией (далее - ЭВИ). Поддерживается на высоком уровне, отвечающем требованиям ВОЗ, и совершенствуется лабораторная диагностика полиомиелита и неполиомиелитных энтеровирусных инфекций. Все лаборатории по диагностике полиомиелита Российской Федерации являются частью Глобальной лабораторной сети ВОЗ и аккредитованы для выполнения этих исследований. На постоянной основе осуществляется серологический мониторинг популяционного иммунитета к полиомиелиту. Обеспечивается биологическая безопасность работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом. Внедрен и совершенствуется эпидемиологический надзор за энтеровирусной (неполио) инфекцией. В целях обеспечения необходимого уровня популяционного иммунитета против полиомиелита в 2011-2012 годах проводилась дополнительная иммунизация детей в Северо-Кавказском федеральном округе. В других федеральных округах на территориях и в учреждениях, где не был достигнут 95% охват профилактическими прививками, проводилась кампания по дополнительной 2-туровой иммунизации детей от 1 года до 3 лет.

Вместе с тем отмечаются недостатки в работе по данному направлению.

В отдельных субъектах показатель охвата вакцинацией в разных возрастных группах не достигает нормативного (95%).

Остается большое количество не привитых против полиомиелита детей вследствие несвоевременного пересмотра медицинских отводов и отказов родителей от прививок, в том числе обусловленных религиозными убеждениями.

Имеются территории, где не регистрируются ОВП или где не выполняется нормативный показатель (1 случай ОВП на 100 тыс. детского населения до 15 лет) их выявления.

В отношении некоторых показателей чувствительности и качества эпиднадзора в 2011-2012 годах отмечены негативные тенденции: снизились показатели своевременности выявления больных ОВП и адекватного их обследования.

Ухудшение ряда показателей качества эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП как в целом по стране, так и в отдельных субъектах России, после стабилизации ситуации по полиомиелиту является следствием имеющихся недостатков в системе подготовки медицинских работников по вопросам диагностики ОВП.

В детских учреждениях имеют место нарушения санитарного законодательства в отношении соблюдения требований о разобщении непривитых детей от недавно получивших прививки живой полиомиелитной вакциной (профилактика заболевания полиомиелитом, ассоциированного с вакциной).

В ряде случаев не выполняются требования нормативных и методических документов по обеспечению биологической безопасности в вирусологических лабораториях, работающих (сохраняющих) с материалами, инфицированными (потенциально инфицированными) диким полиовирусом, требуется укрепление их материально-технической базы.

Современная диагностика нуждается в усовершенствованных методах, в том числе экспресс-диагностики, сокращающей время проведения вирусологических исследований.

Актуальным направлением работы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса страны является надзор за энтеровирусной инфекцией.

Ежегодно в стране регистрируются сезонные подъемы заболеваемости, групповые очаги заболеваний, а также остается риск завоза инфекции с сопредельных территорий и государств, прежде всего из КНР.

Несмотря на введение официальной регистрации ЭВИ, в ряде территорий отмечается неполный учет данных заболеваний.

В связи с тем, что риск завоза и распространения на территории нашей страны дикого штамма вируса полиомиелита остается высоким, работа по профилактике полиомиелита требует постоянного совершенствования в соответствии с современной эпидемиологической обстановкой.

В целях обеспечения предупреждения заноса и распространения дикого вируса полиомиелита на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 статьи 51 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1), ст.21, ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 50, ст.7359); пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.98 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4736; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1 (ч.1), ст.25; 2006, N 27, ст.2879; 2007, N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; N 52 (ч.1), ст.6236; 2009, N 1, ст.21; 2009, N 30, ст.3739; 2010, N 50, ст.6599; 2011, N 30 (ч.1), ст.4590); 2012, N 53 (ч.1), ст.7589), а также в целях стратегического плана ВОЗ по ликвидации полиомиелита на 2013-2018 годы в рамках глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита

1. Утвердить "План действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013-2015 годы" (далее - План) (Приложение).

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендовать:

2.1. Установить действенный контроль за разработкой и выполнением региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015 годы.

2.2. При необходимости рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации.

2.3. Оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в проведении в средствах массовой информации разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики полиомиелита и энтеровирусных инфекций и актуальности иммунизации против полиомиелита.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

3.1. Разработать и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные планы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015 годы.

3.2. Обеспечить взаимодействие с заинтересованными организациями и учреждениями в реализации разработанных региональных планов мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015 годы.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Планом и региональными планами мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015 годы.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить действенный контроль за выполнением региональных планов мероприятий по реализации по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015 годы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

в Министерстве юстиции

24 мая 2013 года,

регистрационный N 28496

Приложение

План действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013-2015 годы

В 2012 году из списка стран, эндемичных по данной инфекции, была исключена Индия где уже более 24 месяцев удается поддерживать популяционный иммунитет против полиомиелита, и случаев, вызванных диким вирусом, не регистрируется. В настоящее время эндемичными по полиомиелиту остаются 3 страны – Нигерия, Афганистан, Пакистан. Несмотря на значительные достижения в борьбе с полиомиелитом в мире, эпидситуация по полиомиелиту в этих странах остается нестабильной. В настоящее время продолжается вспышка полиомиелита в ряде африканских стран, вызванная полиовирусом 1 типа, с числом пострадавших суммарно 197 человек, в т.ч. зарегистриовано 174 сл. – в Сомали, 14 сл. – в Кении, 6 сл. – в Эфиопии, 3 сл. в Южном Судане. В 2013 году список стран, где регистрируются случаи полиомиелита, пополнила Сирийская Арабская Республика, где выявлено 10 лабораторно подтвержденных случаев полиомиелита.

Выделение дикого вируса полиомиелита 1 типа (WPV1) из сточных вод в Израиле и Египте, а также регистрация вспышки полиомиелита в Африканском Роге с 25 случаями (19 сл. в Сомали и 6 – в Кении) за прошедший период 2013 года свидетельствует о сохраняющемся риске завоза и распространения дикого полиовируса в мире.

Российская Федерация вносит существенный вклад в Глобальную инициативу по ликвидации полиомиелита. В последние годы создана серьезная политическая основа для работы по оказанию помощи странам содружества независимых государств: в рамках подписанных меморандумов осуществляется поставка в страны СНГ оборудования для лабораторий, вакцин, обучение специалистов (вирусологов и эпидемиологов).

В Российской Федерации реализация мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса осуществляется на постоянной основе в соответствии с действующими нормативными и методическими документами.

Ежегодно на территории области осуществляется ряд дополнительных организационных и практических мероприятий, направленных на профилактику полиомиелита.

В области функционирует система активного эпидемиологического надзора за выявлением острых вялых параличей (ОВП). Ежемесячно проводится мониторинг за выявлением случаев полиомиелита в лечебно-профилактических учреждениях.

Основную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию страны представляет завоз дикого полиовируса из эндемичных или неблагополучных по полиомиелиту стран (территорий). Наибольшему риску заболевания полиомиелитом в случае завоза вируса полиомиелита подвержены дети, не привитые против этой инфекции или получившие менее 3-х прививок против полиомиелита.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями основными критериями оценки качества и эффективности плановой иммунизации против полиомиелита детей являются своевременность и полнота охвата иммунизацией в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок не менее 95% от общего количества детей, подлежащих вакцинации в возрасте 12 месяцев.

По состоянию на 01.01.2013 года на территории Сахалинской области охват вакцинацией против полиомиелита детей в возрасте 1 года составил 98,8%.

Несмотря на высокие показатели охвата прививками против полиомиелита детей, продолжает регистрироваться увеличение количества отказов от проведения прививок. С начала 2013 г. наблюдается увеличение числа детей, не имеющих ни одной прививки. За 8 месяцев 2013 года число таких детей увеличилось по отношению к 2012 году в 1,2 раза и число непривитых лиц с 243 в 2012 году достигло 289 человек, из которых 100 человек имеют медицинские отводы, а 189 не привиты по причине отказа, что составляет на сегодняшний день 65,4%.

Вакцинация является единственным способои защиты от заболевания полиомиелитом. Вакцинируя ребенка, вы предупреждаете не только развитие самого заболевания, но и возникновение тяжелейших осложнений.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области, 2006-2022 г.

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав глобальную эпидемиологическую ситуацию по полиомиелиту и в Российской Федерации, принятые меры по предупреждению завоза и распространения дикого полиовируса в субъектах Российской Федерации, установил.

С 2002 года Российская Федерация в составе Европейского региона сертифицирована Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) как территория, свободная от полиомиелита.

В постсертификационный период работа по профилактике полиомиелита в Российской Федерации осуществлялась в рамках реализации "Национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации", согласно нормативным и методическим документам, а также с использованием рекомендаций Европейской Комиссии по сертификации, методических документов ВОЗ. В стране создана и эффективно работает система реализации мероприятий по профилактике полиомиелита.

Основная задача профилактики полиомиелита в постсертификационный период - это поддержание свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации.

После осложнения в 2010 году эпидемиологической ситуации по полиомиелиту в связи с завозом в страну дикого полиовируса, в Российской Федерации проведен комплекс дополнительных профилактических и противоэпидемических мероприятий, позволивший стабилизировать эпидобстановку.

Приняты меры по совершенствованию организационных мероприятий, развитию нормативного и методического обеспечения профилактики полиомиелита и эитеровирусной инфекции. Совершенствуется система вакцинопрофилактики полиомиелита. Осуществляются меры, направленные на профилактику вакциноассоциированного паралитического полиомиелита. Проведена работа по повышению качества, чувствительности и эффективности эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами (далее - ОВП), эитеровирусной инфекцией (далее - ЭВИ). Поддерживается на высоком уровне, отвечающем требованиям ВОЗ, и совершенствуется лабораторная диагностика полиомиелита и неполиомиелитных энтеровирусных инфекций. Все лаборатории по диагностике полиомиелита Российской Федерации являются частью Глобальной лабораторной сети ВОЗ и аккредитованы для выполнения этих исследований. На постоянной основе осуществляется серологический мониторинг популяционного иммунитета к полиомиелиту. Обеспечивается биологическая безопасность работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом. Внедрен и совершенствуется эпидемиологический надзор за энтеровирусной (неполио) инфекцией. В целях обеспечения необходимого уровня популяциошюго иммунитета против полиомиелита в 2011- 2012гг. проводилась дополнительная иммунизация детей в Северо-Кавказском федеральном округе. В других федеральных округах на территориях и в учреждениях, где не был достигнут 95% охват профилактическими прививками, проводилась кампания по дополнительной 2-туровой иммунизации детей от 1 года до 3 лет.

Вместе с тем отмечаются недостатки в работе по данному направлению.

В отдельных субъектах показатель охвата вакцинацией в разных возрастных группах не достигает нормативного (95%).

Остается большое количество не привитых против полиомиелита детей вследствие несвоевременного пересмотра медицинских отводов и отказов родителей от прививок, в том числе обусловленных религиозными убеждениями.

Имеются территории, где не регистрируются ОВП или где не выполняется нормативный показатель (1 случай ОВП на 100 тыс. детского населения до 15 лет) их выявления.

В отношении некоторых показателей чувствительности и качества эпиднадзора в 2011 - 2012гг. отмечены негативные тенденции: снизились показатели своевременности выявления больных ОВП и адекватного их обследования.

Ухудшение ряда показателей качества эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП как в целом по стране, так и в отдельных субъектах России, после стабилизации ситуации по полиомиелиту является следствием имеющихся недостатков в системе подготовки медицинских работников по вопросам диагностики OBП.

В детских учреждениях имеют место нарушения санитарного законодательства в отношении соблюдения требований о разобщении непривитых детей от недавно получивших прививки живой полиомиелитной вакциной (профилактика заболевания полиомиелитом, ассоциированного с вакциной).

В ряде случаев не выполняются требования нормативных и методических документов по обеспечению биологической безопасности в вирусологических лабораториях, работающих (сохраняющих) с материалами, инфицированными (потенциально инфицированными) диким полиовирусом, требуется укрепление их материально-технической базы.

Современная диагностика нуждается в усовершенствованных методах, в том числе экспресс-диагностики, сокращающей время проведения вирусологических исследований.

Актуальным направлением работы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса страны является надзор за энтеровирусной инфекцией.

Ежегодно в стране регистрируются сезонные подъемы заболеваемости, групповые очаги заболеваний, а также остается риск завоза инфекции с сопредельных территорий и государств, прежде всего из КНР.

Несмотря на введение официальной регистрации ЭВИ, в ряде территорий отмечается неполный учет данных заболеваний.

В связи с тем, что риск завоза и распространения на территории нашей страны дикого штамма вируса полиомиелита остается высоким, работа по профилактике полиомиелита требует постоянного совершенствования в соответствии с современной эпидемиологической обстановкой.

В целях обеспечения предупреждения заноса и распространения дикого вируса полиомиелита на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10: N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч.2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1 ст.6, N30 (ч. 1), ст. 4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N50, ст.7359); пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст.4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч.1), ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч.2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст.6599; 2011, N 30 (ч.1), ст. 4590); 2012, N53 (ч.1), ст. 7589), а также в целях стратегического плана ВОЗ по ликвидации полиомиелита на 2013-2018гг. в рамках глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита постановляю:

1. Утвердить "План действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013-2015 годы" (далее - План) (Приложение).

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендовать:

2.1. Установить действенный контроль за разработкой и выполнением региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

2.2. При необходимости рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации.

2.3. Оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в проведении в средствах массовой информации разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики полиомиелита и энтеровирусных инфекций и актуальности иммунизации против полиомиелита.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

3.1. Разработать и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные планы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

3.2. Обеспечить взаимодействие с заинтересованными организациями и учреждениями в реализации разработанных региональных планов мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Планом и региональными планами мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015гг.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить действенный контроль за выполнением региональных планов мероприятий по реализации по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015гг.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Руководитель Г. Онищенко

Механизм реализации "Национального плана действий на 2013-2015 годы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации"

Общее руководство и контроль за реализацией мероприятий "Национального плана действий" осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Координация деятельности, оказание методической и практической помощи органам и учреждениям Роспотребнадзора, органам и учреждениям здравоохранения в рамках "Национального плана действий" возложена на Координационный центр профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции полиомиелита (ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора).

Региональные центры эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами осуществляют контроль и методическую помощь в организации мероприятий по совершенствованию эпидемиологического надзора, профилактике полиомиелита в прикрепленных субъектах Российской Федерации.

Национальный центр по лабораторной диагностике полиомиелита (ФГБУ Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова РАМН) обеспечивает проведение заключительной лабораторной диагностики полиомиелита, совершенствование вирусологического обеспечения системы эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами.

Приволжский и Дальневосточный научно-методические центры по изучению энтеровирусной инфекции (ФБУН "Нижегородский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. академика И. Н. Блохиной" Роспотребнадзора и ФБУН "Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии" Роспотребнадзора соответственно) осуществляют мероприятия по совершенствованию эпидемиологического надзора за энтеровирусными (неполио) инфекциями.

Совершенствование диагностики полиомиелита и острых вялых параличей, биологической безопасности работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом, сертификации ликвидации полиомиелита являются основными задачами соответствующих Комиссий Роспотребнадзора.

Мероприятия по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации реализуются органами и учреждениями здравоохранения, органами и учреждениями Роспотребнадзора в рамках соответствующих "Планов действий", разрабатываемых в регионах в соответствии с основными направлениями "Национального плана действий" с учетом конкретных местных условий.

Финансирование мероприятий "Национального плана действий" осуществляется за счет средств федерального бюджета, финансовых средств, выделенных на реализацию государственного задания, региональных и ведомственных программ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также за счет финансовых средств из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О ПЛАНЕ
ДЕЙСТВИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ СВОБОДНОГО ОТ ПОЛИОМИЕЛИТА СТАТУСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2013 - 2015 ГГ.

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав глобальную эпидемиологическую ситуацию по полиомиелиту и в Российской Федерации, принятые меры по предупреждению завоза и распространения дикого полиовируса в субъектах Российской Федерации, установил.

С 2002 года Российская Федерация в составе Европейского региона сертифицирована Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) как территория, свободная от полиомиелита.

В постсертификационный период работа по профилактике полиомиелита в Российской Федерации осуществлялась в рамках реализации "Национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации", согласно национальным нормативным и методическим документам, а также с использованием рекомендаций Европейской Комиссии по сертификации, методических документов ВОЗ. В стране создана и эффективно работает система реализации мероприятий по профилактике полиомиелита.

Основная задача профилактики полиомиелита в постсертификационный период - это поддержание свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации.

После осложнения в 2010 году эпидемиологической ситуации по полиомиелиту в связи с завозом в страну дикого полиовируса, в Российской Федерации проведен комплекс дополнительных профилактических и противоэпидемических мероприятий, позволивший стабилизировать эпидобстановку.

Приняты меры по совершенствованию организационных мероприятий, развитию нормативного и методического обеспечения профилактики полиомиелита и энтеровирусной инфекции. Совершенствуется система вакцинопрофилактики полиомиелита. Осуществляются меры, направленные на профилактику вакциноассоциированного паралитического полиомиелита. Проведена работа по повышению качества, чувствительности и эффективности эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами (далее - ОВП), энтеровирусной инфекцией (далее - ЭВИ). Поддерживается на высоком уровне, отвечающем требованиям ВОЗ, и совершенствуется лабораторная диагностика полиомиелита и неполиомиелитных энтеровирусных инфекций. Все лаборатории по диагностике полиомиелита Российской Федерации являются частью Глобальной лабораторной сети ВОЗ и аккредитованы для выполнения этих исследований. На постоянной основе осуществляется серологический мониторинг популяционного иммунитета к полиомиелиту. Обеспечивается биологическая безопасность работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом. Внедрен и совершенствуется эпидемиологический надзор за энтеровирусной (неполио) инфекцией. В целях обеспечения необходимого уровня популяционного иммунитета против полиомиелита в 2011 - 2012 гг. проводилась дополнительная иммунизация детей в Северо-Кавказском федеральном округе. В других федеральных округах на территориях и в учреждениях, где не был достигнут 95% охват профилактическими прививками, проводилась кампания по дополнительной 2-х туровой иммунизации детей от 1 года до 3 лет.

Вместе с тем, отмечаются недостатки в работе по данному направлению.

В отдельных субъектах показатель охвата вакцинацией в разных возрастных группах не достигает нормативного (95%).

Остается большое количество не привитых против полиомиелита детей вследствие несвоевременного пересмотра медицинских отводов и отказов родителей от прививок, в том числе обусловленных религиозными убеждениями.

Имеются территории, где не регистрируются ОВП или где не выполняется нормативный показатель (1 случай ОВП на 100 тыс. детского населения до 15 лет) их выявления.

В отношении некоторых показателей чувствительности и качества эпиднадзора в 2011 - 2012 гг. отмечены негативные тенденции: снизились показатели своевременности выявления больных ОВП и адекватного их обследования.

Ухудшение ряда показателей качества эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП, как в целом по стране, так и в отдельных субъектах России, после стабилизации ситуации по полиомиелиту является следствием имеющихся недостатков в системе подготовки медицинских работников по вопросам диагностики ОВП.

В детских учреждениях имеют место нарушения санитарного законодательства в отношении соблюдения требований о разобщении непривитых детей от недавно получивших прививки живой полиомиелитной вакциной (профилактика заболевания полиомиелитом, ассоциированного с вакциной).

В ряде случаев не выполняются требования нормативных и методических документов по обеспечению биологической безопасности в вирусологических лабораториях, работающих (сохраняющих) с материалами, инфицированными (потенциально инфицированными) диким полиовирусом, требуется укрепление их материально-технической базы.

Современная диагностика нуждается в усовершенствованных методах, в том числе экспресс-диагностики, сокращающей время проведения вирусологических исследований.

Актуальным направлением работы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса страны является надзор за энтеровирусной инфекцией.

Ежегодно в стране регистрируются сезонные подъемы заболеваемости, групповые очаги заболеваний, а также остается риск завоза инфекции с сопредельных территорий и государств, прежде всего из КНР.

Несмотря на введение официальной регистрации ЭВИ, в ряде территорий отмечается неполный учет данных заболеваний.

В связи с тем, что риск завоза и распространения на территории нашей страны дикого штамма вируса полиомиелита остается высоким, работа по профилактике полиомиелита требует постоянного совершенствования в соответствии с современной эпидемиологической обстановкой.

В целях обеспечения предупреждения заноса и распространения дикого вируса полиомиелита на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359); пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6599; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590); 2012, N 53 (ч. I), ст. 7589), а также в целях стратегического плана ВОЗ по ликвидации полиомиелита на 2013 - 2018 гг. в рамках глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита постановляю:

1. Утвердить "План действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013 - 2015 годы" (далее - План) (Приложение).

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендовать:

2.1. Установить действенный контроль за разработкой и выполнением региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.

2.2. При необходимости рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации.

2.3. Оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в проведении в средствах массовой информации разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики полиомиелита и энтеровирусных инфекций и актуальности иммунизации против полиомиелита.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

3.1. Разработать и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные планы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.

3.2. Обеспечить взаимодействие с заинтересованными организациями и учреждениями в реализации разработанных региональных планов мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Планом и региональными планами мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить действенный контроль за выполнением региональных планов мероприятий по реализации по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Приложение
к постановлению Руководителя
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Г.Г. Онищенко
от 13.03.2013 N 11

ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ СВОБОДНОГО ОТ ПОЛИОМИЕЛИТА СТАТУСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ

Читайте также: