По характеру питания вши являются

Обновлено: 25.04.2024

  • обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
  • развивать умения решать ребусы и головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви и бережному отношению к природе.
  • тестового контроля;
  • игровой технологии;
  • групповой работы.

1. Организационный момент

Акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока.

2. Вступительное слово учителя

  • двусторонне – симметричное сегментированное тело и членистые конечности;
  • плотный хитиновый покров (роль наружного скелета);
  • различают головной, грудной и брюшной отделы;
  • дыхание лёгочное, трахейное или жаберное;
  • нервная система представлена головным мозгом и брюшной нервной цепочкой;
  • сложные фасеточные глаза, органы слуха;
  • подавляющее большинство – раздельнополые животные, развитие часто с метаморфозом;
  • рост возможен только путём периодических линек;
  • кровеносная система незамкнутая, с сердцем над кишечником.

3. Представление групп учащихся (название и девиз)

4. Загадки о членистоногих.

Учащимся предлагается не просто отгадать загадки, а назвать класс (отряд) животного. За правильно отгаданное животное – 1 балл. За правильно названный класс (отряд) – 1балл (Слайды 1-6).

Все мои друзья – на суше,
Ну а я – живу в пруду.
Когда надо, дом воздушный
Под водою возведу. (Паук серебрянка)

Муравьев тепло встречая
Под высоким сосняком,
Мы всегда их угощаем
Очень вкусным молочком. (Тля)

На своем паучьем свете
Неумейка, так сказать.
Не вязал ни разу сети
И не думаю вязать. (Паук-волк)

Солнце светлое приметив,
В поле выбрались с утра.
Только мы на белом свете
Опыляем клевера. (Шмели)

Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног. (Рак)

Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый вертолет
На былинке посидит –
Вдруг вспорхнет и улетит (Стрекоза)

Не зверь, не птица,
А нос, как спица
Летит – кричит, сидит – молчит.
Кто его убьет –
Свою кровь прольет. (Комар)

Круглый панцирь сбит добротно,
В глазках – злобные огни,
По бокам прижались плотно
Две тяжелые клешни. (Краб)

Неприметный в чаще леса
Я – малыш, но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в сто девять раз. (Муравей)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Падает – землю роет. (Жук)

5. Работа с текстом

В каждой группе на столе лежит текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова. За каждое правильно вставленное слово команда получает –1 балл (Слайды 7-9).

Задание для первой группы "Ракообразные".

Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________.

Задание для второй группы "Паукообразные".

Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие _________.

Задание для третьей группы "Насекомые".

Тело насекомых разделено на _________, ___________и ___________. На голове у насекомых расположены________глаза и ________усиков. Насекомые имеют ______или _______пары крыльев и _______ног. Взависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы:_________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________.Развитие у насекомых 2х типов с________и с не __________ превращением.

6. Ребусы

  • тараканы
  • паутина
  • бабочка
  • мозаичное

7. Исключите лишнее

  • Тарантул, крестовик, омар. Омар – ракообразное, а тарантул и крестовик – паукообразные;
  • Вши, блохи, пчела. Пчела – общественное насекомое, а первые два – паразиты;
  • Колорадский жук, бабочка капустница, божья коровка. Божья коровка – регулирует численность вредителей; колорадский жук, бабочка капустница – вредители огородных культур;
  • Таежный клещ, чесоточный клещ, скорпион. Скорпион – свободно живущее животное; таежный и чесоточный клещи – переносчики возбудителей болезней человека относятся к группе клещей.

8. Биологические задачи

9. Кроссворд

(Слайд №20. Чтобы открыть слово, необходимо щелкнуть мышью на номер нужного слова).

Учащиеся группами разгадывают кроссворд. Учитель обращает их внимание на то, что после разгадывания, в выделенных клетках, должно получиться название паука с характерным рисунком на брюшке. Затем проверяют по картинке на слайде. За каждое правильно отгаданное слово – 1 балл. За угадывания ключевого слова – 1 балл дополнительно. (Слайд 20)

  • Оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.
  • Орган дыхательной системы у майского жука.
  • Родственник пчелы.
  • Личинка бабочек.
  • Заболевание, передающееся через вшей и блох.
  • Вылетевшая из улья семья пчел.
  • Наружные паразиты волосяных покровов человека.
  • Взрослое насекомое.
  • Парящие на поверхности воды мелкие ракообразные и другие организмы.

Ключевое слово: крестовик.


10. Тестовая работа

Индивидуальная работа с тестами.

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза, четыре пары ходильных ног?

2. Линька у членистоногих происходит в связи с тем, что хитиновый покров по мере роста животного:

а) изнашивается;
б) теряет свою окраску;
в) становится нерастяжимым;
г) пропускает воду.

3. Какой клещ прогрызает ходы в коже человека?

4. По характеру питания вши являются:

а) наружными паразитами;
б) внутренними паразитами;
в) хищниками;
г) потребителями мертвого органического вещества.

5. Какую роль играют наездники в хозяйственной деятельности человека?

а) опыляют культурные растения;
б) обогащают почву перегноем;
в) регулируют численность членистоногих;
г) разрыхляют почву.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести

В1. Чем членистоногие отличаются от других беспозвоночных?

1) тело состоит из неодинаковых члеников
2) система опоры и движения образована хитиновым покровом и мышцами
3) передвигаются с помощью лопастевидных выростов
4) кровеносная система замкнутая
5) покровы тела и мышцы образуют кожно-мускульный мешок
6) конечности расчлененные

В2. Установите соответствие между насекомым и типом его развития.

Насекомое Тип развития

а) азиатская саранча 1) неполное превращение
б) комнатная муха 2) полное превращение
в) капустная белянка
г) колорадский жук
д) постельный клоп

В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят.

Животное Класс

а) медоносная пчела 1) Ракообразные
б) майский жук 2) Паукообразные
в) чесоточный зудень 3) Насекомые
г) дафния
д) креветка
е) черный таракан

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят животных, имеющих три пары ног, три отдела тела (голову, грудь, брюшко), органы дыхания – трахеи.

а) насекомых;
б) ракообразных;
в) сосальщиков;
г) паукообразных.

2. Жук-навозник по характеру питания

а) хищник;
б) паразит;
в) растительноядное животное;
г) разрушитель органических веществ.

3. Человек заражается чесоткой:

а) при охлаждении тела;
б) при рукопожатии;
в) через укусы клещей;
г) через воздух.

4. Какую роль играют божьи коровки в хозяйственной деятельности человека:

а) опыляют растения;
б) обогащают почву перегноем;
в) разрыхляют почву;
г) регулируют численность членистоногих.

5. По характеру питания все стрекозы и их водные личинки:

а) кормятся растительной пищей;
б) активные хищники;
в) паразиты;
г) поедают мертвых животных.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести:

В1. Какие признаки характерны для насекомых

1. Одна пара усиков
2. Органы дыхания – трахеи
3. Тело состоит из головогруди и брюшка
4. Четыре пары ног
5. Функцию газообмена у большинства выполняют жабры
6. У большинства развиты крылья

В2. Установите соответствие между признаком развития насекомого и типом его развития.

а) три стадии развития 1) неполное превращение
б) личинка превращается во взрослое насекомое 2) полное превращение
в) за стадией личинки следует стадия куколки
г) личинка внешне напоминает взрослое насекомое
д) личинка, как правило, червеобразная

В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят.

а) камчатский краб 1) Ракообразные
б) комнатная муха 2) Паукообразные
в) таежный клещ 3) Насекомые
г) паук-крестовик
д) обыкновенный комар
е) циклоп

11. Подведение итогов

12. Рефлексия

Эмоциональная оценка работы с обозначением перспективы успеха.


Вот забавная таблица.
На таблице только лица.
Повнимательней взгляни…
И для себя лицо найди…

Микроскопические членистоногие кровососущие насекомые - вши - на протяжении длительного времени приносят дискомфорт и неприятные последствия в жизнь человека. Ошибочно полагать, что паразиты могут завестись только у нечистоплотного человека без определенного места жительства. Ни социальное положение, ни уровень гигиены, ни место проживания существенно не влияют на риск заражения вшами. Любой из нас может пройти мимо заражённого человека, столкнуться с ним в транспорте, переночевать в хостеле и т.п. и стать жертвой кровососущих вредителей.

Образ жизни вшей

Внешний вид и жизненный цикл вшей

Вши имеют вытянутую форму туловища (лобковые - более округлую) и достигают небольших размеров (до 5 мм). Брюшко наибольшая часть тельца насекомого, с которой соединены грудь и голова. Вши слабо видят, но обладают хорошо развитым обонянием.

В зависимости от вида они имеют полупрозрачный окрас с белым, жёлтым или коричневым оттенком, который может темнеть при насыщении кровью. Также вши имеют крылья, но лишь некоторые разновидности способны летать, в большинстве случаев они атрофированы.

Благодаря строению ротового аппарата (колюще-сосущего типа) насекомые с помощью хоботка проникают под кожу человека и пьют кровь. Три пары лап с коготками позволяют им беспрепятственно крепиться в волосяном покрове человека и откладывать там яйца, закрепляя их специальным клейким веществом.

Жизненный цикл вшей включает следующие стадии:

  • яйцо (гнида) - 1 мм;
  • нимфа первой стадии - 1,5 мм;
  • нимфа второй стадии - 1,75 мм;
  • нимфа третьей стадии - 2 мм;
  • взрослая особь - 2,3 - 3,6 мм.

Полный цикл развития от яйца до имаго занимает около недели-двух. Продолжительность жизни насекомых составляет около 38 дней. При благоприятных температурных условиях (10-20°С) вши могут обходиться без пищи 10 суток. При повышении температуры до 44°С они погибают. Также вши, паразитирующие в волосяном покрове человека, не могут обитать на нем после сбривания волос.

Питание и размножение

Однократного спаривания самке достаточно для оплодотворения всех ее яйцеклеток. В среднем женская особь за жизнь откладывает порядка 200-300 яиц. Самки откладывают около 5 яиц в день. Яйца очень выносливы и стойки по отношению к изменению температуры, химическим веществам, пребыванию в воде (могут находиться в воде до двух суток). Примерно через 7 дней появляется личинка, способная сразу же питаться кровью, благодаря чему ещё через 7-8 дней она становится взрослой особью. Если личинке нечем питаться на протяжении 18 часов - она погибает.

Вши питаются кровью. Некоторые виды исключительно человеческой, некоторые - отмершими клетками и волосками домашних животных, другие же - клеем. О том, какие разновидности вшей существуют читайте в статье Виды вшей.

Человек зачастую встречает в своей жизни тех паразитов, которые питаются его кровью. Насыщаются паразиты каждые несколько часов около 5 раз в день (0,5 мг крови за раз), что позволяет им активно размножаться и развиваться.

Признаки появления вшей

Основными симптомами наличия у вас вшей служат:

  • усиливающийся к ночи зуд;
  • следы укусов на голове, теле, в области паха и подмышек;
  • мелкие белые шарики в волосах.

Вши представляют угрозу для человека, так как являются переносчиками различных вирусов и инфекций, способны вызвать аллергию.

Вышеперечисленное обуславливает необходимость борьбы с паразитами, о чем описано в статьях Как избавиться от вшей, Средство от вшей.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести
В1. Чем членистоногие отличаются от других беспозвоночных?
1) тело состоит из неодинаковых члеников
2) система опоры и движения образована хитиновым покровом и мышцами
3) передвигаются с помощью лопастевидных выростов
4) кровеносная система замкнутая
5) покровы тела и мышцы образуют кожно-мускульный мешок
6) конечности расчлененные
В2. Установите соответствие между насекомым и типом его развития.
Насекомое Тип развития
а) азиатская саранча 1) неполное превращение
б) комнатная муха 2) полное превращение
в) капустная белянка
г) колорадский жук
д) постельный клоп
В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к
которому его относят.
Животное Класс
а) медоносная пчела 1) Ракообразные
б) майский жук 2) Паукообразные
в) чесоточный зудень 3) Насекомые
г) дафния
д) креветка
е) черный таракан

perevoznyukv

4 а) наружными паразитами
5 в) регулируют численность членистоногих;
В1 1) тело состоит из неодинаковых члеников
2) система опоры и движения образована хитиновым покровом и мышцами
6) конечности расчлененные
В2 а) азиатская саранча 1) неполное превращение
б) комнатная муха 2) полное превращение
в) капустная белянка 2) полное превращение
г) колорадский жук 2) полное превращение
д) постельный клоп 1) неполное превращение
В3.
а) медоносная пчела 3) Насекомые
б) майский жук 3) Насекомые
в) чесоточный зудень 2) Паукообразные
г) дафния1) Ракообразные
д) креветка1) Ракообразные
е) черный таракан 3) Насекомые

Новые вопросы в Биология

100 ОЧКОВ СОСТАВЬТЕ ПЛАН- КОНСПЕКТ В настоящее время покрытосеменные, или цветковые, растения преобладают среди растительности на Земле. Их насчитывае … тся около 300 тыс. видов. Покрытосеменные — наиболее высокоорганизованные растения. Они представлены разными жизненными формами (деревьями, кустарниками, травами и др.) с разной продолжительностью жизни и заселяют большинство сухопутных мест обитания. От всех других растений Покрытосеменные отличаются наличием у них:  цветка,  плода,  двойного оплодотворения,  более совершенным строением проводящей системы. Кроме этих основных, есть и другие отличительные признаки. У покрытосеменных растений образуются семена, в отличие от мхов и папоротников, у которых образуются споры. Однако семена образуются не только у покрытосеменных, но также у голосеменных растений. Главное отличие между ними заключается в отсутствии у голосеменных завязи, защищающей семязачатки, и плода, служащего органом распространения семян. Приобретение в процессе эволюции цветка и плода позволило Покрытосеменным (цветковым) освоить новые способы опыления генеративных органов и новые способы распространения семян. Опыление у них стало осуществляться не только с помощью воды (как у мхов и папоротников) и ветра (как у голосеменных). Покрытосеменные приспособились к опылению разнообразными насекомыми. Для этого у них эволюционно развились яркие, пахнущие, вырабатывающие нектар хорошо заметные цветки и соцветия. Наличие плода, в свою очередь, позволило цветковым растениям, распространять свои семена не только с помощью ветра, а также с помощью животных, птиц, и другими способами. Семена покрытосеменных содержат большое количество запасных питательных веществ. Они содержатся либо в частях зародыша (обычно в семядолях), куда они перетекают в процессе созревания из эндосперма, либо остаются в эндосперме. Эндосперм — это особая ткань цветковых растений, которая представляет собой результат двойного оплодотворения. После опыления один спермий оплодотворяет яйцеклетку (образуется зигота), а второй так называемую центральную клетку семязачатка. В результате центральная клетка становится триплоидной (3n, содержит тройной набор хромосом). Ее деление формирует эндосперм, в котором находится запас питательных веществ, для зародыша растения, развивающегося из зиготы. Все особенности Покрытосеменных растений дали возможность заселить новые места обитания, лучше приспособиться к ним. Цветковые оказались более прогрессивной группой растений, чем папоротники и голосеменные.

Мхи относятся к 1. __________ растениям. Тело мхов состоит из 2.__________ и 3.________________. Органами прикрепления служат 4.____________. На верху … шках 5.__________ растения образуются коробочки на ножках. В этих коробочках образуются 6.__________, которые служат для 7.__________ мхов. Пишу лабораторку, help с выводом

СРОЧНОО. Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем:вымирания животных, уменьшение лесов, исчезание многих ви … дов растений, появление веществ которых никогда не было в природе, появление озоновой дыры, кислотный дожди парниковый эффект ​

44.1. Определите тип развития насекомых, приведённых в перечне. Запишите цифры, подкоторыми указаны насекомые, в соответствующую ячейку таблицы.Список … насекомых:1) пустынная саранча2) зелёная муха3) жук плавунец4) постельный клоп5) сосновый шелкопряд6) зелёный кузнечикРазвитие с полнымпревращениемРазвитие с неполнымпревращениемОтвет.​

Что такое рахит? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Федотовой Натальи Николаевны, педиатра со стажем в 11 лет.

Над статьей доктора Федотовой Натальи Николаевны работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Наталья Бычкова и шеф-редактор Маргарита Тихонова

Федотова Наталья Николаевна, детский аллерголог, педиатр - Тамбов

Определение болезни. Причины заболевания

Рахит (Rickets) — это заболевание, которое возникает при нарушениях обмена фосфора и кальция, из-за чего растущая костная ткань не минерализируется [6] . Болезнью страдают только дети, преимущественно грудного и раннего возраста.

К рахиту приводит дефицит витамина D, а именно его активных метаболитов — кальцитриола и кальцидиола. При заболевании повышается нервная возбудимость, деформируются кости и снижается мышечный тонус [13] [14] [15] [16] [17] .

Рахит [18]

Распространённость рахита

Рахит встречается во всём мире, но чаще всего его выявляют у народов Крайнего Севера. В этих районах не хватает солнечного света, а 90 % образующегося в организме витамина D вырабатывается в коже под влиянием ультрафиолета. По последним данным, частота рахита в России колеблется от 54 до 66 %, но преобладают лёгкие и стёртые формы [13] .

Причины и факторы риска рахита

Выделяют первичный и вторичный рахит. Разница между ними — в причинах заболевания, которые, в свою очередь, связаны с возрастом ребёнка.

Причины первичного витамин D-дефицитного рахита:

  1. Ребёнок мало времени проводит на свежем воздухе, ему не хватает солнечного света. Постоянное пребывание в помещении — это важный фактор развития рахита.
  2. Пищевые факторы:
  • питание неадаптированными молочными смесями, в которые в том числе не добавлен витамин D;
  • длительное исключительно молочное вскармливание (женским или коровьим молоком), введение прикорма позднее 6-месячного возраста;
  • применение только вегетарианского прикорма: овощей, фруктов, злаков, бобовых [1] .

К предрасполагающим причинам относятся факторы, связанные с беременностью и родами:

  • возраст матери младше 17 и старше 35 лет [13] ; ;
  • плацентарная недостаточность;
  • несбалансированное питание беременной, недостаток двигательной активности и свежего воздуха;
  • недоношенность (преждевременные роды);
  • большая масса плода при рождении (более 4 кг);
  • низкая масса тела при рождении (менее 1,5 кг).

Причины вторичного витамин D-дефицитного и минералдефицитного рахита:

  1. Синдром мальабсорбции — нарушенное всасывание питательных веществ в тонком кишечнике; синдром мальдигестии — недостаточность пищеварения (глютеновая энтеропатия, муковисцидоз и другие заболевания) [15] .
  2. Повышенная проницаемость кишечной стенки и хронические неспецифические воспалительные заболевания кишечника (болезнь Крона, неспецифический язвенный колит).
  3. Лактазная недостаточность — в организме отсутствует, недостаточно вырабатывается или слабо активен фермент лактаза, расщепляющий молочный сахар (лактозу).
  4. Тяжёлые и длительно текущие энтериты с выраженным дисбактериозом и диареей.
  5. Гипофосфатемия как генетическая патология, наследуемая по Х-сцепленному доминантному типу.
  6. Хронические болезни печени и почек: хронический гепатит, в том числе аутоиммунный; первичный склерозирующий холангит; наследственное заболевание печени, обусловленное недостаточностью a-1-антитрипсина; нефрогенные остеопатии — аномалии развития почек (поликистоз, гипоплазия почек), интерстициальный нефрит, тубулопатии.
  7. Медикаментозные факторы:
  8. приём противосудорожных средств (Фенобарбитала и Дифенина) от полугода;
  9. длительное применение диуретиков (зависит от частоты приёма и дозы; но обычно с ними назначаются витамин D и микроэлементы);
  10. внутривенное питание более пяти дней.
  11. Экологические факторы:
  12. повышенное содержание в почве, воде и пище тяжёлых металлов: стронция, свинца, цинка;
  13. избыток фосфора в продуктах питания;
  14. недостаток кальция в почве и воде и, соответственно, в овощах.

Также к развитию рахита предрасполагают:

  • недостаточная двигательная активность ребёнка (тугое пеленание, отсутствие гимнастики);
  • нарушения обмена веществ;
  • полигиповитаминозы (дефицит многих витаминов);
  • хронические инфекции.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы рахита

Клинические проявления рахита зависят от периода его развития. Выделяют начальный период, период разгара, выздоровления и остаточных явлений.

Начальный период

Симптомы заболевания отчётливо видны в 3–4-месячном возрасте, но первые признаки проявляются уже в 1–1,5 месяца. К таким проявлениям относятся:

  • повышенная нервная возбудимость: ребёнок становится беспокойным, пугливым, раздражительным, излишне чувствительным к внешним факторам; у него нарушается сон, он часто вздрагивает, особенно при засыпании, громком звуке или внезапной вспышке света;
  • снижение аппетита;
  • сильная потливость, особенно во сне и при кормлении; пот приобретает кислый запах, становится липким;
  • облысение затылка (из-за повышенной потливости головки, беспокойства и трения о постель или шапочку);
  • резкий запах мочи;
  • сниженный тонус мышц; .

Начальный период рахита длится от 1,5 недель до месяца.

Период разгара

Далее наступает период разгара, во время которого возникают изменения со стороны скелета:

Рёбра при рахите

Костные утолщения запястий при рахите [19]

Период выздоровления

Исчезают признаки активного рахита, такие как потливость, повышенная нервная возбудимость, сниженный мышечный тонус, размягчение костей и др. Обычно этот период наступает после лечения, но может возникать и спонтанно.

Период остаточных явлений

Патогенез рахита

Витамин D поступает в организм с едой и пищевыми добавками, а также образуется в коже под воздействием солнечного света. Чтобы поступивший из пищи витамин D стал активным, ему предстоит пройти две последовательные реакции окисления:

  • первая реакция протекает в печени, в результате образуется кальцидиол;
  • вторая реакция проходит в почках и завершается выработкой активной формы — кальцитриола.

Кальцитриол контролирует обмен кальция в организме. При низкой концентрации ионов кальция он способствует его мобилизации из костной ткани. Также кальцитриол повышает содержание кальция и фосфора во внеклеточной жидкости, что укрепляет растущие кости.

В метаболизме витамина D важная роль принадлежит паратгормону — гормону паращитовидной железы. При дефиците витамина D развивается гипокальциемия, из-за чего избыточно вырабатывается паратгормон, что ведёт к потере фосфора и снижает отложение кальция в костях.

На начальной стадии рахита снижается концентрация кальция в сыворотке крови. При этом активируется паратгормон, что возвращает уровень кальция в норму, но содержание фосфора остаётся низким. Щелочная фосфатаза просачивается во внеклеточную жидкость, её концентрация повышается от умеренной до очень высокой [2] . Щелочная фосфатаза вырабатывается остеобластами — сверхактивными клетками костной ткани, играющими важную роль в её формировании и обновлении. Чем выше их активность, тем больше концентрация щелочной фосфатазы в крови, поэтому её уровень высок после переломов.

Классификация и стадии развития рахита

В клинической педиатрии многие годы используется классификация рахита, принятая на VI Всесоюзном съезде детских врачей в 1947 году по предложению педиатра С. О. Дулицкого. В ней предусмотрено уточнение периода болезни, её течения и степени тяжести [15] .

По периоду заболевания различают начальный период, период разгара, выздоровления и остаточных явлений.

По характеру течения выделяют:

По тяжести течения рахита выделяют:

Осложнения рахита

У детей, страдающих рахитом, может возникнуть спазмофилия — состояние, при котором появляются судороги и другие признаки повышенной нервно-мышечной возбудимости.

Для спазмофилии характерны:

  • лицевой феномен Хвостека — мышцы лица сокращаются в ответ на удар молоточком в области перед ухом, где проходит лицевой нерв ;
  • симптом Эрба — мышцы сокращаются при воздействии электрического тока силой менее 5 мА.

Смазмофилия возникает из-за снижения уровня ионов кальция в крови менее 1,0 ммоль/л (общего кальция ниже 1,8 ммоль/л) на фоне увеличения pH крови и других тканей организма.

Спазмофилию могут провоцировать острые респираторные вирусные инфекции, гипервентиляция лёгких, нервно-психическое возбуждение, рвота, терапия витамином D одновременно с ультрафиолетовым облучением (УФО) [13] .

Диагностика рахита

Для диагностики рахита врач собирает анамнез (историю болезни), осматривает ребёнка и назначает лабораторно-инструментальные исследования.

Лабораторная диагностика:

  • анализ крови на содержание кальция — на начальной стадии рахита его уровень снижен (2,0 ммоль/л), но на момент постановки диагноза часто повышается до нормы (2,2 – 2,7 ммоль/л), что связано с активной секрецией гормонов паращитовидной железы;
  • определение уровня фосфора в сыворотке крови — обычно его уровень ниже возрастной нормы (1,5 – 1,8 ммоль/л);
  • исследование концентрации в крови щелочной фосфатазы — обычно её содержится примерно в два раза больше, чем в норме (более 400 ЕД/л);
  • исследование содержания в крови паратгормона — обычно также повышено;
  • определение уровня метаболита витамина D (кальцитриола) в крови — может быть нормальным или повышенным из-за активной работы паращитовидной железы.

Снимок коленного сустава при рахите [20]

Перечисленные исследования позволяют как уточнить диагноз, так и контролировать эффективность лечения [16] .

Дифференциальная диагностика

Рахит следует отличать от следующих заболеваний:

  • Гипофосфатазия — редкое генетическое врождённое заболевание, при котором нарушается минерализация костей скелета и зубов, возникают системные осложнения: проблемы с дыханием, судороги, слабость мышц, боль в костях и кальциноз почек.
  • Синдром Янсена — редкая аутосомно-доминантная форма нарушения развития костей, для которой характерно поражение метафизов и непропорционально низкий рост.
  • Гипофосфатемический рахит, устойчивый к витамину D, — наследственная группа заболеваний, при которых из организма избыточно выводится фосфор. Болезнь может развиться из-за поломок в различных генах, которые регулируют обмен фосфора. В результате нарушается минерализация костной ткани и не хватает энергии мышцам, так как молекула АТФ (аккумулятор энергии в организме) включает фосфор. Когда ребёнок начинает ходить, под тяжестью собственного тела у него появляются рахитические деформации ног.
  • Дефицит кальция — признаки нехватки кальция и витамина D одинаковы. Отличить состояния можно, сдав анализ крови.
  • Дефицит фосфора — может развиться у недоношенных детей, находящихся на грудном вскармливании и не получающих минеральных добавок. Симптомы также схожи с дефицитом витамина D, поэтому такое состояние можно ошибочно принять за рахит.

Лечение рахита

Для лечения и профилактики назначают витамин D: минимум 1000 МЕ в сутки для детей грудного возраста, 1500 – 2000 МЕ — детям от года до трёх лет. Используются капли — Аквадетрим, Вигантол, ДеТриФерол. Аквадетрим также есть в таблетках. Препараты применяют ежедневно в течение нескольких месяцев, пока концентрация щелочной фосфатазы не приблизится к норме.

Также рекомендуется регулярно гулять на свежем воздухе, проводить общий массаж и заниматься лечебной гимнастикой. В первый год жизни ребёнка следует кормить грудью или адаптированной смесью и своевременно вводить прикормы [5] . Остаточные явления рахита устраняются с помощью лечебной физкультуры и массажа.

Ребёнку, страдающему рахитом, обязательно проводится санация очагов инфекции (например, носоглотки, кишечника, мочевыводящей системы). Детям с перинатальным поражением центральной нервной системы, т .е. возникшим во время беременности и родов, нужно своевременно проходить неврологическое лечение и реабилитацию.

Повышенная чувствительность и передозировка витамином D может привести к повышенному уровню кальция в крови и моче. При этих состояниях нарушается сердечный ритм, появляется тошнота, рвота, головная боль, слабость, раздражительность, снижается вес, усиливается жажда, учащается мочеиспускание, образуются почечные камни, повышается уровень кальция в почках и мягких тканях, возникает почечная недостаточность, анорексия, гипертония, запор или жидкий стул.

При хронической передозировке витамином D возникает деминерализация костей, кальций откладывается в почках, сосудах, сердце, лёгких, кишечнике и нарушается работа органов [6] . Развивается полиурия и полидипсия — обильное выделение мочи и очень сильная жажда. Повышенная концентрация кальция в крови и моче способствует нефрокалькулёзу и нефрокальцинозу. Всё это может привести к смерти пациента, поэтому принимать витамин D нужно под контролем врача и с наблюдением за лабораторными показателями [17] .

Прогноз. Профилактика

Дети с витамин D-дефицитным рахитом, как правило, хорошо реагируют на адекватное лечение препаратами витамина D. Однако как во время выздоровления, так и в период остаточных явлений, у них могут сохраняться, а иногда даже усиливаться кариес, деформация грудной клетки и костей таза, нарушение осанки и искривление ног.

У женщин, перенёсших в детстве рахит, может развиться поясничный лордоз — искривление поясничного отдела позвоночника, при котором этот отдел как бы уходит вперёд, к животу. Из-за этого могут быть сужены размеры входа и выхода из малого таза, что осложняет вынашивание плода и роды, часто требуется операция кесарева сечения [15] .

Профилактика рахита

Профилактику рахита нужно начинать ещё до рождения ребёнка. Пища беременной женщины должна содержать достаточно калорий, белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Обязательны прогулки на свежем воздухе и здоровый образ жизни. Специфическая профилактика в этом периоде заключается в приёме витамина D. Учитывая, что в России часто встречается его дефицит, всем женщинам, готовящимся к зачатию, желательно получать витамин D в профилактических дозах (не менее 600–800 МЕ витамина D в сутки). При наступлении беременности дозу увеличивают до 800–1200 МЕ в сутки.

Постнатальная профилактика рахита начинается сразу после рождения ребёнка. Предпочтительнее естественное вскармливание, но важно своевременно ввести прикорм. Также нужно заниматься гимнастикой, принимать воздушные ванны, проводить массаж, водные процедуры, гулять на свежем воздухе и поддерживать положительный эмоциональный тонус ребёнка.

Специфическая профилактика рахита заключается в приёме витамина D [15] . Искусственные заменители грудного молока, хотя и обогащены им (в среднем 40–45 МЕ на 100 мл), суточную потребность не покрывают. Шестимесячный ребёнок, находящийся на искусственном вскармливании, получает не более 15–20 % необходимого витамина D. Относительно низкая его усвояемость приводит к тому, что это количество оказывается ниже ещё в два раза. Даже самые лучшие смеси не способны обеспечить ребёнка достаточным количеством этого витамина.

Согласно международным рекомендациям, чтобы предотвратить рахит, нужен ультрафиолетовый свет или 10 мкг (400 МЕ) препарата витамина D ежедневно и нормальное поступление кальция и фосфора [11] [12] . В день достаточно 20 минут ультрафиолетового облучения, попадающего на лицо светлокожего ребёнка, и на несколько минут больше для детей с повышенной пигментацией.

В руководстве по клинической практике Эндокринного общества США сказано, что детям первого года жизни в сутки требуется принимать 400–1000 МЕ витамина D, а детям от года — 600–1000 МЕ [9] . Европейское общество детской гастроэнтерологии, гепатологии и питания также рекомендует приём витамина D по 400 МЕ/сутки детям первого года жизни [10] .

Отечественные рекомендации отличаются из-за климатических особенностей. Профилактические дозы витамина D составляют:

  • детям 1–12 месяцев — 1000 МЕ/сутки без перерыва на летние месяцы (не требует пересчёта у детей на смешанном и искусственном вскармливании);
  • детям 1–3 лет — 1500 МЕ/сутки без перерыва на летние месяцы;
  • детям 3–18 лет —1000 МЕ/сутки без перерыва на летние месяцы.
  • беременным женщинам — 2000 МЕ на весь период беременности [14] .

Для Европейского севера России рекомендованы следующие дозы в зависимости от возраста ребёнка:

  • 1–6 месяцев (вне зависимости от вида вскармливания) – 1000 МЕ/сутки;
  • 6–12 месяцев – 1500 МЕ/сутки;
  • 1–3 года – 1500 МЕ/сутки;
  • дети старше 3 лет – 1500 МЕ/сутки.

Микроскопические членистоногие кровососущие насекомые - вши - на протяжении длительного времени приносят дискомфорт и неприятные последствия в жизнь человека. Ошибочно полагать, что паразиты могут завестись только у нечистоплотного человека без определенного места жительства. Ни социальное положение, ни уровень гигиены, ни место проживания существенно не влияют на риск заражения вшами. Любой из нас может пройти мимо заражённого человека, столкнуться с ним в транспорте, переночевать в хостеле и т.п. и стать жертвой кровососущих вредителей.

Образ жизни вшей

Внешний вид и жизненный цикл вшей

Вши имеют вытянутую форму туловища (лобковые - более округлую) и достигают небольших размеров (до 5 мм). Брюшко наибольшая часть тельца насекомого, с которой соединены грудь и голова. Вши слабо видят, но обладают хорошо развитым обонянием.

В зависимости от вида они имеют полупрозрачный окрас с белым, жёлтым или коричневым оттенком, который может темнеть при насыщении кровью. Также вши имеют крылья, но лишь некоторые разновидности способны летать, в большинстве случаев они атрофированы.

Благодаря строению ротового аппарата (колюще-сосущего типа) насекомые с помощью хоботка проникают под кожу человека и пьют кровь. Три пары лап с коготками позволяют им беспрепятственно крепиться в волосяном покрове человека и откладывать там яйца, закрепляя их специальным клейким веществом.

Жизненный цикл вшей включает следующие стадии:

  • яйцо (гнида) - 1 мм;
  • нимфа первой стадии - 1,5 мм;
  • нимфа второй стадии - 1,75 мм;
  • нимфа третьей стадии - 2 мм;
  • взрослая особь - 2,3 - 3,6 мм.

Полный цикл развития от яйца до имаго занимает около недели-двух. Продолжительность жизни насекомых составляет около 38 дней. При благоприятных температурных условиях (10-20°С) вши могут обходиться без пищи 10 суток. При повышении температуры до 44°С они погибают. Также вши, паразитирующие в волосяном покрове человека, не могут обитать на нем после сбривания волос.

Питание и размножение

Однократного спаривания самке достаточно для оплодотворения всех ее яйцеклеток. В среднем женская особь за жизнь откладывает порядка 200-300 яиц. Самки откладывают около 5 яиц в день. Яйца очень выносливы и стойки по отношению к изменению температуры, химическим веществам, пребыванию в воде (могут находиться в воде до двух суток). Примерно через 7 дней появляется личинка, способная сразу же питаться кровью, благодаря чему ещё через 7-8 дней она становится взрослой особью. Если личинке нечем питаться на протяжении 18 часов - она погибает.

Вши питаются кровью. Некоторые виды исключительно человеческой, некоторые - отмершими клетками и волосками домашних животных, другие же - клеем. О том, какие разновидности вшей существуют читайте в статье Виды вшей.

Человек зачастую встречает в своей жизни тех паразитов, которые питаются его кровью. Насыщаются паразиты каждые несколько часов около 5 раз в день (0,5 мг крови за раз), что позволяет им активно размножаться и развиваться.

Признаки появления вшей

Основными симптомами наличия у вас вшей служат:

  • усиливающийся к ночи зуд;
  • следы укусов на голове, теле, в области паха и подмышек;
  • мелкие белые шарики в волосах.

Вши представляют угрозу для человека, так как являются переносчиками различных вирусов и инфекций, способны вызвать аллергию.

Вышеперечисленное обуславливает необходимость борьбы с паразитами, о чем описано в статьях Как избавиться от вшей, Средство от вшей.

Читайте также: