Приказ 1341 рб о профилактике бешенства
Обновлено: 07.05.2024
В связи с обострением в последние годы на территории Российской Федерации эпизоотологической обстановки по бешенству значительно возросла угроза распространения этой инфекции среди населения.
Количество случаев бешенства среди животных в последние два года увеличилось почти в два раза, число неблагополучных населенных пунктов достигло 1240, что на 44,5% больше, чем в 1995 году. Ситуация усугубляется ростом численности безнадзорных животных, повсеместным нарушением правил содержания домашних животных, неудовлетворительным проведением охото-хозяйственных мероприятий по регулированию численности диких животных в природных условиях. Наиболее стойкие природные очаги бешенства сохраняются в Центральном, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском, Поволжском, Уральском, Дальневосточном районах страны. В этих же районах регистрируются случаи заболевания людей этой инфекцией.
Число лиц, получивших повреждения от животных в 90 годы, по сравнению с 80-ми годами, увеличилось более чем в два раза. В 1996 году за медицинской помощью обратилось 439 тысяч человек, из них 34,5% дети в возрасте до 14 лет. Специфическое антирабическое лечение назначалось 47% пострадавших. Число лиц, самостоятельно прекративших курс антирабических прививок, возросло в 1996 году до 11,4% против 7% в 1990 году.
В Российской Федерации ежегодно регистрируется от 5 до 20 случаев бешенства среди людей. В 1996 году от бешенства погибло 8 человек, за 8 месяцев 1997 года - 8 человек (в Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Астраханской, Московской, Курской, Орловской, Самарской областях). При это из 16 умерших от бешенства в 1996 и 1997 годах в 10 случаях возникновение заболеваний было связано с несвоевременным обращением пострадавших от укусов животных за медицинской помощью, в двух случаях - с отказом их от предлагаемой вакцинации, в двух случаях заболевания возникли по вине медицинских работников, которые при наличии показаний не назначили курс прививок.
Введение в 1993 году в практику здравоохранения концентрированной очищенной культуральной антирабической вакцины (КОКАВ) позволило сократить схему полного курса вакцинации до 6 инъекций и уменьшить разовую прививочную дозу до 1 мл. Однако, несмотря на рекомендации Минздрава России "О расширении использования культуральной очищенной концентрированной антирабической вакцины (КОКАВ) с антирабическим иммуноглобулином", в ряде территорий органами и учреждениями здравоохранения не принимаются меры по внедрению этой высокоэффективной вакцины.
В стране отсутствует производство антирабического иммуноглобулина, необходимого для сочетанного с вакциной применения при тяжелых травмах и повреждениях опасной локализации, полученных от животных.
На качестве антирабической помощи населению негативно сказывается отсутствие территориальных консультативно-методических центров по оказанию антирабической помощи, недостаточная подготовка врачей-травматологов и врачей-хирургов, непосредственно оказывающих антирабическую помощь, отсутствие настороженности в отношении этой инфекции, особенно среди медицинских работников в сельской местности. Низким остается уровень информационно-разъяснительной работы среди населения по проблеме бешенства. Все это приводит к тому, что значительное число лиц, пострадавших от животных, не придавая значения опасности этой инфекции, не обращается вовремя за медицинской помощью или самовольно прекращает назначенный курс специфического антирабического лечения.
Санитарно-противоэпидемиологическая комиссия Правительства Российской Федерации своим решением (протокол N 11 от 22.07.97) обратила внимание органов и учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы на необходимость совершенствования оказания антирабической помощи населению.
В целях улучшения качества оказания антирабической помощи и совершенствования мероприятий по профилактике заболевания людей бешенством приказываю:
1.1. Организовать до 01.01.98 центры антирабической помощи на базе одного из лечебно-профилактических учреждений, имеющем в своем составе травматологический пункт или травматологическое отделение (Приложение 1).
1.2. Провести в IV квартале 1997 года, а в последующем ежегодно, семинары для медицинских работников по вопросам антирабической помощи населению и профилактики бешенства.
1.3. Обеспечить представление в Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России копий историй болезни каждого случая бешенства.
2.1. Совместно с главными государственными ветеринарными врачами в субъектах Российской Федерации внести до 01.01.98 в органы исполнительной власти планы неотложных мероприятий по борьбе с бешенством.
2.2. Проводить совместно с центром антирабической помощи анализ обращаемости, причин и обстоятельств укусов людей животными для подготовки предложений по усилению профилактических мероприятий.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
3.1. Обеспечить работу подведомственных учреждений в соответствии с инструкцией "О порядке работы лечебно-профилактических учреждений и центров госсанэпиднадзора по профилактике заболевания людей бешенством" (Приложение 2).
3.2. Организовать с 01.01.98 проведение обязательной профилактической иммунизации против бешенства лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения вирусом бешенства.
3.3. Обеспечить расширение применения концентрированной очищенной культуральной антирабической вакцины (КОКАВ) и сокращение применения культуральной антирабической вакцины.
3.4. Осуществлять строгий контроль за наличием антирабических препаратов и условиями их хранения в лечебно-профилактических учреждениях.
3.5. Активизировать информационно-разъяснительную работу среди населения, используя средства массовой информации и наглядной агитации.
4. Управлению организации медицинской помощи населению оказать необходимую помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в организации создания центров антирабической помощи и подготовке персонала.
5. Управлению обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой представить до 01.12.97 предложения по организации в 1998 году промышленного производства в Российской Федерации антирабических иммуноглобулинов.
6. Департаменту госсанэпиднадзора подготовить до 15.11.97 письмо руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о необходимости регулирования численности диких животных, принятия действенных мер по сокращению численности безнадзорных животных, соблюдения гражданами правил содержания домашних животных и организации специальных площадок для их выгула, строительству кремационных печей для утилизации трупов безнадзорных животных.
7. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 05.06.75 N 540 "О профилактике заболеваний людей бешенством" считать не действующим на территории Российской Федерации.
8. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Онищенко Г.Г.
Вступает в силу с 21 февраля 2022 г., за исключением пп. "а" п. 1 приложения к настоящему приказу, который вступает в силу с 9 февраля 2022 г.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 14 и пунктом 3 статьи 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2017, № 31, ст. 4791), пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 38, ст. 4736; 2013, № 48, ст. 6165) и подпунктами 5.2.22, 5.2.96 и 5.2.199 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2017, № 52, ст. 8131), приказываю:
2. Настоящий приказ вступает в силу с 21 февраля 2022 г., за исключением подпункта "а" пункта 1 приложения к настоящему приказу, который вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Министр М.А.Мурашко
Приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.02.2022 № 58н
Изменения, которые вносятся в приложения № 3 и № 4 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2021 № 1053н "Об утверждении формы медицинской документации "Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации" и порядка ее выдачи, формы медицинской документации "Медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" и порядка ее ведения, а также формы "Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)"
1. В приложении № 3 к приказу:
а) в разделе 2 из наименования графы "Срок, на который установлены временные медицинские противопоказания" слово "временные" исключить;
б) дополнить разделом 4 следующего содержания:
"4. Информация о положительных результатах исследований на наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (при наличии)
2. В приложении № 4 к приказу:
абзац первый дополнить словами:
", и сведений о положительных результатах исследований на наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (любым из методов) (далее - тест на антитела), содержащихся на Едином портале.";
сноску 4 к абзацу первому считать сноской 1;
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Медицинский сертификат формируется на русском и на английском языках не позднее 3 календарных дней со дня внесения в информационный ресурс сведений о завершении в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Медицинский сертификат, содержащий сведения о положительных результатах теста на антитела, формируется однократно при наличии на Едином портале указанных сведений не позднее 3 календарных дней со дня подачи гражданином заявления с использованием Единого портала.";
б) пункт 2 дополнить словами ", или о наличии на Едином портале сведений о положительном результате теста на антитела";
подпункт 1 после слов "датой наступления события" дополнить словами ", либо о наличии на Едином портале сведений о положительном результате теста на антитела";
подпункт "а" дополнить предложением следующего содержания: "Данный раздел также может быть сформирован на основании сведений о положительном результате исследования на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (далее - ПЦР-тест), подтвержденном положительным результатом теста на антитела, в этом случае в графе "Дата установления диагноза" указывается дата проведения ПЦР-теста, графа "Дата выздоровления (при наличии)" не заполняется, в графе "Наименование медицинской организации" указывается наименование медицинской организации, проводившей исследование;";
дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
а) в соответствующих графах указывается информация о положительных результатах теста на антитела, включая номер записи о лице, имеющем положительный результат теста на антитела, на Едином портале, дату проведения исследования, метод исследования, наименование и производителя медицинского изделия, с использованием которого проводилось исследование, наименование медицинской организации, проводившей исследование;
б) сведения данного раздела формируются однократно на основании заявления гражданина, поданного на Едином портале, в случае отсутствия на Едином портале медицинского сертификата, содержащего информацию о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Повторное формирование медицинского сертификата, содержащего информацию, указанную в подпункте "а" настоящего подпункта, не осуществляется.".
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 31) приказываю:
1. Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, согласно приложению N 1.
2. Номенклатуру инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, согласно приложению N 2.
к приказу Министерства здравоохранения
от 29 ноября 2021 г. N 1108н
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЧАЕВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
1. Инфекционное заболевание пациента является инфекцией (инфекционной болезнью), связанной с оказанием медицинской помощи (далее - ИСМП), в случае соответствия следующим критериям:
1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;
2) возникло у пациента в результате его поступления в медицинскую организацию или обращения за оказанием медицинской помощи вне зависимости от времени появления симптомов заболевания;
3) связано с оказанием медицинской помощи;
4) отсутствовало у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания, кроме случаев инфекций (инфекционных болезней), связанных с предшествующей госпитализацией или предшествующим обращением за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию;
5) не является закономерным продолжением патологического процесса, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи;
6) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи.
2. Инфекционное заболевание работника медицинской организации является ИСМП в случае соответствия следующим критериям:
1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;
2) возникло у работника медицинской организации при выполнении трудовых обязанностей в результате профессиональной деятельности;
3) связано с оказанием медицинской помощи;
4) не выявлено у работника при поступлении на работу в данную медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания;
5) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у работника до начала работы.
Расследование и учет профессиональных заболеваний работников медицинской организации проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .
Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149; 2020, N 30, ст. 4898).
3. В медицинской организации осуществляется разработка и проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и снижение распространения ИСМП в медицинских организациях (далее - мероприятия по профилактике ИСМП), проведение противоэпидемических мероприятий, выявление случаев ИСМП, проведение эпидемиологического расследования каждого предполагаемого случая ИСМП и регистрация выявленных случаев ИСМП, определение причин и условий возникновения случаев ИСМП, анализ заболеваемости ИСМП.
4. Профилактика ИСМП включает следующие мероприятия:
снижение риска заноса возбудителя инфекционных болезней в медицинскую организацию и предотвращение возникновения условий для формирования внутрибольничных штаммов микроорганизмов, а также штаммов, обладающих устойчивостью к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;
обеспечение эпидемиологической безопасности внешней среды медицинской организации;
предотвращение распространения (выноса) инфекционного заболевания за пределы медицинской организации;
обеспечение соответствия медицинской организации санитарно-эпидемиологическим требованиям к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также условиям деятельности медицинской организации ;
проведение оценки риска возникновения случаев ИСМП у пациента и принятие мер по его минимизации;
проведение лечебно-диагностических мероприятий для выявления и лечения пациентов с ИСМП;
обеспечение пребывания пациента в условиях изоляции (при необходимости) и оказания ему медицинской помощи;
проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекционного заболевания ;
проведение микробиологического мониторинга циркулирующих микроорганизмов с определением резистентности к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;
проведение противоэпидемических мероприятий в отношении контактных лиц ;
проведение микробиологических исследований биологического материала пациентов, медицинских работников (включая случаи подозрения и (или) возникновения ИСМП) и объектов внешней среды медицинской организации ;
проведение дезинфекционных, стерилизационных мероприятий в медицинской организации ;
обеспечение эпидемиологической безопасности медицинских технологий, применяемых в медицинской организации, в том числе соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств ;
соблюдение правил гигиены рук в медицинской организации, наличие оборудованных мест для мытья и обработки рук;
предупреждение случаев ИСМП у работников медицинских организаций ;
СанПин 3.3686-21; Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности; медицинской деятельности; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н.
рациональное применение противомикробных лекарственных препаратов, химических и (или) биологических средств для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний.
5. Организация мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией по профилактике ИСМП (далее - Комиссия).
6. Проведение мероприятий по профилактике ИСМП и обеспечению эпидемиологической безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими и иными работниками медицинской организации в рамках исполнения должностных обязанностей.
7. Для контроля за проведением мероприятий и координации действий медицинских и иных работников медицинской организации по профилактике ИСМП в медицинской организации создается Комиссия, которая осуществляет следующие функции:
проводит анализ заболеваемости ИСМП, анализ потенциального и реализованного риска ИСМП и формирует рекомендации по профилактике ИСМП в медицинской организации;
оценку качества, полноты и своевременности профилактических и противоэпидемических мероприятий;
проводит оценку причин и условий возникновения единичного или групповых случаев ИСМП;
осуществляет формирование комплекса необходимых мер для ликвидации эпидемической ситуации и предотвращения возникновения случаев ИСМП;
рассматривает подготовленную врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом или лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, программу профилактики ИСМП и рекомендует ее к утверждению в медицинской организации.
Комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации до 30 января текущего года.
Председателем Комиссии назначается руководитель или заместитель руководителя медицинской организации.
В состав Комиссии включаются врач-эпидемиолог, главная (старшая) медицинская сестра, заведующие структурными подразделениями, врач-бактериолог, врач-клинический фармаколог, врач-инфекционист, врач-патологоанатом и другие работники медицинской организации.
Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом, утверждаемым руководителем медицинской организации. Форма проведения заседаний Комиссии определяется руководителем медицинской организации.
Комиссия с целью реализации своих задач и выполнения функций может запрашивать у работников медицинской организации письменные и устные объяснения по существу рассматриваемых вопросов, вносить предложения по снижению риска возникновения случаев ИСМП, необходимым противоэпидемическим мероприятиям, по материально-техническому обеспечению для профилактики ИСМП.
Решение Комиссии оформляется протоколом.
Председатель Комиссии ежеквартально и по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе Комиссии.
Контроль за деятельностью Комиссии осуществляет руководитель медицинской организации.
8. Ответственность за организацию и проведение мероприятий по профилактике ИСМП возлагается на руководителя медицинской организации.
9. Руководителем медицинской организации в целях выявления и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации устанавливаются:
перечень состояний и нозологических форм заболеваний ИСМП, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, на основе номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, утвержденной настоящим Приказом (приложение N 2 к настоящему Приказу), с учетом вида медицинской организации, профиля, условий и форм оказания медицинской помощи;
стандартные операционные процедуры по выявлению и регистрации случаев ИСМП, в том числе алгоритмы действий медицинских работников при выявлении случаев ИСМП, порядок передачи информации о выявлении и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации;
порядок представления руководителю медицинской организации информации об анализе заболеваемости ИСМП.
10. Информация о подозрении на случай ИСМП при выявлении незамедлительно подается медицинским работником структурного подразделения медицинской организации врачу-эпидемиологу, в эпидемиологический отдел, лицу, уполномоченному руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).
11. На основании полученной информации о подозрении на случай ИСМП проводится эпидемиологическое расследование предполагаемого случая ИСМП, которое осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации.
12. Случай инфекционного заболевания определяется как ИСМП на основе совокупности клинико-анамнестических, лабораторных, инструментальных и эпидемиологических данных, по результатам эпидемиологического расследования с учетом критериев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Порядка.
13. Информация о выявленных случаях ИСМП учитывается и анализируется в рамках мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .
Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
О случае ИСМП передается экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
14. Анализ заболеваемости ИСМП в медицинской организации осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией на основе результатов эпидемиологического мониторинга, микробиологического мониторинга, мониторинга проведения инвазивных процедур, оценки факторов риска возникновения и распространения ИСМП в медицинской организации.
15. Оценка качества проведения мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется путем плановых и целевых (внеплановых) проверок медицинской организации в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .
16. В целях повышения эффективности выявления и регистрации случаев ИСМП, а также улучшения качества профилактических мероприятий медицинские работники с высшим образованием и средним профессиональным образованием проходят обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам эпидемиологии и профилактики ИСМП со сроком обучения не реже 1 раза в 3 года не менее 36 часов.
к Порядку проведения профилактических
мероприятий, выявления и регистрации
в медицинской организации случаев
возникновения инфекционных болезней,
связанных с оказанием медицинской
помощи, утвержденному приказом
от 29 ноября 2021 г. N 1108н
о подозрении на случай инфекции (инфекционной болезни), связанной с оказанием медицинской помощи
к приказу Министерства здравоохранения
от 29 ноября 2021 г. N 1108н
ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ
В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Клинические (нозологические) группы инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами
Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)
Инфекции области хирургического вмешательства
A48.0; T79.3; T81.4; T82.6; T82.7; T83.5; T83.6; T84.5 - T84.7; T85.7; T87.4; T88.8; G04.2; G04.8; G04.9
Другие коды МКБ-10 нозологических форм в соответствии с областью хирургического вмешательства (J85; J86; K65; N98.0; O04.0; O04.5; O07.0; O08.0 и другие)
Инфекции органов дыхания
J15.0 - J15.6; J15.8; J15.9; J16; J18; J20 - J22; T88.0
Инфекции, связанные с инфузией, трансфузией и лечебной инъекцией, иммунизацией, в том числе катетер-ассоциированные инфекции кровотока
A40; A41; I80; T80.2; T.82.6; T.82.7; T88.0; R65.0; R65.1; Y71.2
Инфекции мочевыводящих путей
N30.0; N34.0; N39.0; T83.5; T83.6; T81.4
Гнойно-септические инфекции новорожденных
G00; I80.8; J15.0 - J15.6; J15.8; J15.9; J16; J18; J20 - J22; L00; L01; L02; L03; L08.0; L08.8; L08.9; M86.0 - M86.2; M86.8; M86.9; P36; P38; P39; T80.2; T83.5
Гнойно-септические инфекции родильниц
O85; O86; O90.0 - O91.1; O99.5; O75.3
Нозологические формы инфекционных болезней, вызываемые патогенными микроорганизмами, и паразитарных болезней
Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)
Острые кишечные инфекции, острые вирусные гепатиты A, E
A01; A03; A04; A05; A08; A09; B15; B17.2
Другие сальмонеллезные инфекции
A36; A37; A39; B01; B05; B06; B26; J06; J09 - J11; J22
в том числе корь
Туберкулез впервые выявленный, активные формы
Болезнь, вызванная ВИЧ
Вирусный гепатит B
Вирусный гепатит C
Пневмонии (вирусные, бактериальные, вызванные иными возбудителями, неуточненные)
Другие инфекционные заболевания, носительство возбудителей инфекционных заболеваний
обозначаются кодами по МКБ-10, соответственно нозологической форме
"Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом на 2022 год"
В соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983), приказываю:
2. Настоящий приказ действует до 1 марта 2027 г.
к приказу Минсельхоза России
от 24.08.2021 N 586
ВНОСИМЫЕ В ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ, ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ
И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УСТАНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ КАРАНТИНА И ИНЫХ
ОГРАНИЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИЮ ОЧАГОВ БЕШЕНСТВА, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ
МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ ОТ 25 НОЯБРЯ 2020 Г. N 705
1. В абзаце первом пункта 3 слово "теплокровных" заменить словом "млекопитающих".
2. Пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Для профилактики бешенства специалистами в области ветеринарии проводится вакцинация восприимчивых животных семейств псовых и кошачьих, за исключением диких восприимчивых животных, находящихся в состоянии естественной свободы, вакцинами против бешенства согласно инструкциям по их применению.
Вакцинация восприимчивых животных против бешенства, за исключением восприимчивых животных, вакцинация которых осуществляется в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, в том числе диких восприимчивых животных, находящихся в состоянии естественной свободы, проводится специалистами в области ветеринарии вакцинами против бешенства согласно инструкциям по их применению в соответствии с планом диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории субъекта Российской Федерации на текущий календарный год .".
3. Дополнить сноской 2.1 следующего содержания:
" Абзац второй пункта 3 Правил предоставления субсидий федеральным казенным предприятиям, отнесенным к ведению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством и доставкой в субъекты Российской Федерации лекарственных средств и препаратов для ветеринарного применения для обеспечения проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 490 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24, ст. 3529).".
4. В абзаце первом пункта 12 слова "в течение 14 календарных дней" заменить словами "в течение 10 календарных дней".
5. В пункте 25 слова "руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также" исключить.
6. Абзац третий пункта 29 изложить в следующей редакции:
"территория, прилегающая к эпизоотическому очагу, радиус которой составляет от 500 м до 3 км от границ эпизоотического очага и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между хозяйствами, расположенными на указанной территории (далее - неблагополучный пункт).".
7. Дополнить пунктом 29.1 следующего содержания:
8. В подпункте "б" пункта 32:
в абзаце втором слова "не менее 14 календарных дней" заменить словами "не менее 10 календарных дней";
абзац третий после слов "вакцинация против бешенства всех восприимчивых животных," дополнить словами "относящихся к семействам псовых, кошачьих, куньих, а также крупного рогатого скота, овец, коз, свиней и лошадей,";
в абзаце пятом после слова "формальдегида" слово "и" заменить словом "или".
а) абзац третий подпункта "а" изложить в следующей редакции:
"вывоз восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты или восприимчивых животных, вакцинированных против бешенства в течение 179 календарных дней, предшествующих дню вывоза;";
б) абзац третий подпункта "б" после слов "вакцинация против бешенства восприимчивых животных," дополнить словами "относящихся к семействам псовых, кошачьих, куньих, а также крупного рогатого скота, овец, коз, свиней и лошадей,".
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по бешенству в Российской Федерации и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установила, что эпидемиологическая обстановка по бешенству на территории Российской Федерации характеризуется как неустойчивая.
1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Разработать и принять региональные целевые программы или межведомственные планы по профилактике бешенства, включая вопросы благоустройства населенных пунктов, определения порядка содержания домашних животных и мер по отношению к безнадзорным животным.
1.2. Принять меры по организации учета и регистрации поголовья домашних животных, а также проведения им обязательной вакцинации против бешенства.
1.3. Обеспечить контроль за деятельностью муниципальных образований по организации мероприятий по профилактике бешенства среди животных.
1.4. Принять меры по выявлению и устранению фактов несанкционированного размещения отходов на территории городских и сельских поселений, а также организации дератизационных мероприятий в местах размещения отходов.
2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:
2.1. Организовать работу кабинетов по оказанию антирабической помощи (в случае их отсутствия) на базе медицинских организаций, имеющих в своем составе травматологические пункты или отделения.
2.2. Принять меры по обеспечению медицинских организаций, оказывающих антирабическую помощь, неснижаемым запасом антирабических иммунологических препаратов.
2.3. Обеспечить подготовку медицинских работников по вопросам профилактики бешенства и оказанию антирабической помощи.
3. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору рекомендовать:
3.1 Принять меры по оптимизации подходов к содержанию домашних животных, отлову и содержанию безнадзорных животных и иммунизации диких плотоядных животных.
3.2. Принять дополнительные меры, направленные на увеличение охвата вакцинацией против бешенства сельскохозяйственных животных общественного и частного секторов в объемах, необходимых для обеспечения эпизоотологического благополучия.
3.3. Провести оценку эффективности применяемых вакцин на территории Российской Федерации для иммунизации диких животных от бешенства.
4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии рекомендовать организовать в плановом порядке иммунизацию против бешенства сельскохозяйственных животных, участвующих в массовых развлекательных мероприятиях.
5. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора:
5.1. Выйти с предложением в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке и внедрению целевых региональных программ по профилактике бешенства.
5.2. Обеспечить проведение ретроспективного эпидемиологического анализа по бешенству с определением причинно-следственной связи с целью разработки санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
5.3. Взять на контроль санитарно-просветительную работу с населением по профилактике бешенства, включая работу с общественными объединениями, органами управления садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, с целью повышения информированности владельцев домашних животных о мерах, направленных на предотвращение возникновения и распространения бешенства и его ликвидацию.
5.4. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определить объемы иммунизации населения против бешенства, сроки ее проведения.
6. ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора принять меры по разработке и внедрению в практику здравоохранения современных методов диагностики бешенства.
7. ФБУН "Омский НИИ природно-очаговых инфекций" Роспотребнадзора:
7.1. Обеспечить на регулярной основе подготовку информационных бюллетеней об эпизоотологической ситуации по бешенству на территории Российской Федерации и анализу оказания антирабической помощи населению.
7.2. Обеспечить методическую и практическую помощь по вопросам профилактики бешенства органам и организациям Роспотребнадзора и медицинским организациям.
7.3. Обеспечить вирусологический и молекулярно-биологический мониторинг за состоянием вируса бешенства в природных очагах на территории Российской Федерации.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации И.В. Брагину.
Читайте также: