Программа по контролю туберкулеза в организации

Обновлено: 25.04.2024

Снижение распространения туберкулезной инфекции путем своевременного выяв­ления больных туберкулезом, выделяющих микобактерии туберкулеза и качествен­ного лечения больных всеми формами туберкулеза.

1.2 Международная стратегия контроля над туберкулезом, рекомендованная ВОЗ


  • 2 млрд. населения, что равно 1/3 населения всего земного шара, инфицирова­
    ны микобактериями туберкулеза (МБТ).

  • 1 из 10 зараженных МТБ в течение жизни становится больным активной фор­
    мой ТБ;

  • Лица с ВИЧ состоят в группе повышенного риска.

  • ТБ - заразное заболевание и при отсутствии лечения каждый больной актив
    ным ТБ, выделяющий МБТ, ежегодно заражает в среднем от 10 до 15 людей.

  • Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью (ТБМЛУ) при
    сутствует практически во всех 109 странах, недавно обследованных ВОЗ и
    партнерами.

  • Предположительно, ежегодно возникает 450 000 новых случаев ТБМЛУ, при
    чем самые высокие показатели отмечены в бывшем Советском Союзе и Ки
    тае.

  • Несмотря на то, что ТБ излечим, он ежедневно уносит 5000 жизней на плане­
    те. Главным образом, ТБ поражает наиболее уязвимые слои населения: бед­
    ных и лиц с плохим питанием. Фактически все случаи смертности от ТБ на­
    блюдаются в развивающихся странах, поражая наиболее молодой контингент
    в наиболее продуктивном возрасте. ТБ — ведущая причина смертности среди
    ВИЧ-инфицированных людей.

В 2000г. правительства 22 стран с высочайшим бременем ТБ подписали Амстердам­скую декларацию "Остановить ТБ" о совместной борьбе с этой бедой, объединив технических партнеров, финансовые агентства и гражданское общество. Вместе с тем, приоритет, отданный достижению глобальных целей ТБ контроля, был рас­смотрен в контексте того,.как ТБ контроль будет способствовать общей цели усиле­ния систем здравоохранения. Первый форум партнеров "Остановить ТБ" состоялся в Вашингтоне в октябре 2001 г, где был объявлен первый Глобальный план в рамках партнерства "Остановить ТБ", на котором установлены две цели: 1). к 2005 г довести выявление бациллярных форм ТБ до 70%; 2). добиться излечения 85% из них. В марте 2004 г. в Нью Дели на втором форуме разработана стратегия Партнерства

"Остановить ТБ" для достижения Целей Развития Тысячелетия к 2015 г. - уменьшить преобладание смертности от ТБ до 50 % в сравнении с 1990 г. и к 2050 г: ликвидиро­вать ТБ как проблему общественного здравоохранения (менее 1 случая на 1 млн. населения).

На Саммите Большой Восьмерки, состоявшемся в Окинаве (апрель, 2001г.) были сделаны конкретные предложения о финансовой поддержке общественного здраво­охранения в борьбе с тремя заболеваниями — СПИДом, Туберкулезом и Малярией. В 2002 г. под эгидой ООН и других международных организаций был организован Глобальный Фонд по борьбе со СПИДом, ТБ и Малярией - GFATM. На программы по туберкулезу в Центральной Азии Глобальный фонд выделил 52,7 млн. долларов США. Казахстан получил грант в 2006г. на сумму $9,8 млн. для противотуберкулез­ных мероприятий. Средства Глобального Фонда направлены на укрепление нацио­нальной программы по туберкулезу, а также на лечение больных с множественной лекарственной устойчивостью.

В 2005 г. Всемирная Ассамблея Здравоохранения вновь объявила о двух ключевых целях для контроля над ТБ - это выявление, по меньшей мере, 70% заразных боль­ных (в 2005 г этот показатель составил - 48%) и излечение 85% впервые выявленных бациллярных больных ТБ (по данным 2004г. - 82%). Для достижения этих целей была представлена современная международная стратегия "Остановить туберкулез", основанная на принципах ДОТС стратегии, которая состоит из следующих ключевых компонентов:


  • Политическая приверженность в сочетании с возросшим и устойчи­
    вым финансированием

  • Выявление случаев заболевания с помощью бактериологических ис­
    следований гарантированного качества

  • Стандартная контролируемая химиотерапия с оказанием поддержки па­
    циентам

  • Эффективная система снабжения и управления лекарственными сред­
    ствами

  • Система мониторинга и оценки, в том числе, количественная оценка
    результатов лечения

  1. Борьба с ВИЧ-ассоциированным ТБ, МЛУ ТБ

  2. Содействие укреплению систем здравоохранения

  3. Вовлечение всех поставщиков медицинских услуг (сотрудничество между го­
    сударственными организациями и частным сектором)

  4. Расширение возможностей лиц с туберкулезом и общества (просветительс­
    кая работа и социальная мобилизация)

  5. Поддержка и развитие научных исследований

  • Добиться универсального доступа к высококачественной диагностике и лече­
    нию, ориентированных на пациента.

  • Уменьшить страдания людей от социально-экономического бремени, ассо­
    циированного с ТБ.

  • Защитить бедные и уязвимые слои населения от ТБ, ТБ/ВИЧ и МЛУ ТБ.

• Поддерживать разработку новых средств в борьбе с всеми формами туберку­
леза и сделать возможным их своевременное и эффективное использование.

1.3 Организация Национальной программы по контролю над туберкулезом в РК

Национальная программа контроля над туберкулезом в РК осуществляется на го­сударственном уровне и интегрирована в национальную систему здравоохранения для достижения эффективного выявления и лечения больных туберкулезом и пре­дотвращения распространения инфекции.



  1. Указ Президента от 16 ноября 1998 г. №4556 "Государственная программа
    здоровья народа" (с дополнениями и изменениями)

  2. Указ Президента РК № 3956 от 18 мая 1998 г с дополнениями "О первоочеред­
    ных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казах­
    стан"

  3. Постановление Правительства РК № 839 "О неотложных мерах защиты насе­
    ления от ТБ в РК" (с дополнениями и изменениями)

  4. "Государственная программа реформирования и развития здравоохранения
    на2005-2010гг"

  5. Постановление Правительства РК № 1263 от 21 декабря 2007 г. "О мерах за­
    щиты населения от туберкулеза в Республике Казахстан"

  1. оказание консультативной, организационно-методической помощи ПТО об­
    ластного, городского и районного уровней, медицинским организациям об­
    щей лечебной сети и ведомств Министерства юстиции Республики Казахстан
    (далее - МЮ), Министерства обороны Республики Казахстан (далее - МО),
    Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД)

  2. осуществление контроля в определении потребности в противотуберкулез­
    ных препаратах для лечения, профилактики туберкулеза, над их рациональ­
    ным использованием, целевым расходованием и правильным хранением по
    стране

  3. бесперебойное обеспечение качественными ПТП и обеспечение доступа к
    качественной бактериологической диагностике ТБ

  4. мониторинг реализации противотуберкулезных мероприятий в областях, ре­
    гионах и на районном уровне согласно графику, утверждаемому уполномо­
    ченным органом

  5. организация и проведение тренингов, семинаров, конференций для специали­
    стов фтизиатрической службы, органов ГСЭН гражданского сектора, ведомств
    МЮ, МО, МВД и сети ПМСП по вопросам борьбы с туберкулезом

  6. работа с неправительственными организациями, в том числе общественными
    и международными

  • Государственное учреждение "Национальный центр проблем туберкулеза" МЗ
    РК (НЦПТ), являющийся центральным органом НПП

  • Противотуберкулезные диспансеры (областной и городской уровни)

  • Противотуберкулезные больницы (городской и районный уровни)

  • Противотуберкулезные отделения (районный уровень)

  • Фтизиатрические кабинеты (районный уровень)

  • Специализированные противотуберкулезные санатории (республиканский,
    областной, городской уровни)


  • Стратегическое планирование противотуберкулезных мероприятий в стране;

  • Координация мероприятий по улучшению эпидемиологической ситуации по
    туберкулезу в Казахстане

  • Надежное обеспечение Программы качественными противотуберкулезными
    препаратами, лабораторным и медицинским оборудованием, контроль за их
    использованием и расходом

  • Мониторинг выполнения всех компонентов противотуберкулезных меропри­
    ятий в республике (клиника, лабораторная служба, лекарственное обеспече­
    ние, управление информацией и отчетности, санитарная пропаганда);

  • Руководство научной и лечебно-практической деятельностью фтизиатричес­
    кой службы республики

  • Проведение экспертной оценки выполнения Национальной противотуберку­
    лезной Программы на всех уровнях

  • Проведение тренингов и разработка стратегии развития человеческих ресур­
    сов в противотуберкулезной Программе

Деятельность противотуберкулезной программы на региональном уровне опреде­ляется и контролируется национальным уровнем и осуществляется областными (городскими) и районными противотуберкулезными организациями (ПТО). Основной функцией региональной противотуберкулезной программы является кон­троль над процессом выявления и лечения ТБ больных. Анализ, планирование и координация деятельности должны способствовать качественному оказанию меди­цинских услуг, оказываемых ПТО, которые включают следующее:

По определению ВОЗ "эффективно работающая национальная программа борьбы с ту­беркулезом добивается высокого показателя излечения больных, низкого уровня приобре­тенной лекарственной устойчивости и, в конечном счете, высокого показателя выявле­ния случаев туберкулеза".

1.4 Интеграция НПП в общую систему здравоохранения

Одним из путей, гарантирующих долгосрочный контроль над туберкулезом в стра­не, является интеграция Национальной противотуберкулезной программы в общую систему здравоохранения, дающую больным туберкулезом бесплатный доступ к диагностике и лечению. Руководство НЦПТ РК, как центральный орган управле-


  • Руководство по НПП, включающее техническое руководство по НПП (об­
    щая информация о туберкулезе, определение случаев и классификации забо­
    левания, выявлении случаев, процедура лечения и т.п.)

  • Операционное руководство для НПП - описание штатных единиц на всех
    уровнях, должностные инструкции, деятельность по контролю и лаборатор­
    ным исследованиям

  • Планирование подробного бюджета, источники финансирования и обязан­
    ности

  • Программа обучения противотуберкулезным мероприятиям на всех уровнях

  • Организация лабораторной службы

  • Система регистрации и отчетности с использованием стандартизированных
    регистров

  • План мониторинга и оценки - распределение обязанностей на различных
    уровнях

  • План обеспечения и поставок, включающий процедуры закупок лекарствен­
    ных средств и диагностических материалов

  • Наличие Национальной Программы борьбы с туберкулезом в РК

  • Показатель излечиваемости новых случаев с положительным мазком (с ТБМЛУ
    и без ТБМЛУ)

  • Удельный вес бактериовыделителей среди новых случаев легочного туберку­
    леза

  • Показатель смертности от туберкулеза

2.1 Цель определения случаев и факторы, влияющие на их классификацию


  • правильной регистрации пациентов с включением данных в официальную от­
    четность;

  • обеспечения приоритетного лечения больных с положительным мазком, яв­
    ляющихся основным источником инфекции;

  • назначения надлежащих стандартных режимов лечения;

  • оценки соотношения больных ТБ в соответствии с локализацией заболева­
    ния, бактериологическим статусом и предыдущей историей лечения;

  1. Локализация туберкулезного процесса

  2. Ранее используемые подходы в лечении туберкулеза

  3. Результаты бактериологического исследования

  4. Тяжесть заболевания

  • легочный туберкулез - заболевание, при котором в патологический процесс
    вовлечена паренхима легкого. (Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов
    или туберкулезный плеврит без рентгенологических признаков вовлечения
    легочной ткани в патологический процесс относится к внелегочному тубер­
    кулезу).

  • внелегочный туберкулез - туберкулез всех других органов и тканей (туберку­
    лез плевры, лимфоузлов, брюшной полости, мочеполовой системы, кожи,
    суставов и костей, оболочек головного и/или спинного мозга); диагноз дол­
    жен ставиться на основании комплексного клинико-рентгенологического,
    бактериологического, цитоморфологического исследований, указывающих на
    активный внелегочный туберкулез.

Локализация туберкулеза в большей степени имеет значение для регистрации, от­четности, чем для схем лечения.

2.3 Сведения о ранее использованном противотуберкулезном лечении необходимы для
назначения адекватного режима лечения, для идентификации пациентов с высоким
риском развития лекарственной устойчивости. Разделение больных на впервые вы­
явленных (новых) и раннее леченных имеет важнейшее значение в эпидемиологи­
ческом мониторинге распространения туберкулеза как в отдельно взятом регионе
(район, область), так и в стране.

2.4 Результаты микроскопического исследования важны для выявления наиболее за­
разных случаев туберкулеза и их срочного лечения.

Легочный туберкулез с положительным результатом микроскопии мокроты (бактериовы-делитель) определяется у больного, у которого:

• при микроскопии мазка мокроты до проведения лечения обнаружены МБТ,
даже при однократном выявлении;

В целях снижения риска внутрибольничной передачи микобактерий туберкулеза (МБТ) разработке мер административного контроля должно уделяться первостепенное внимание по сравнению с проведением всех остальных профилактических мероприятий.

Без эффективных мер административного порядка контроль за состоянием окружающей среды и индивидуальные средства защиты органов дыхания имеют ограниченное значение.

Как сказано во введении, данные методические рекомендации касаются мер борьбы с распространением инфекции в условиях лечебно-профилактических учреждений двух уровней — районного (медицинские пункты, диспансеры, медсанчасти и больницы) и специализированной помощи (областные или республиканские больницы, клиники при университетах).

В большинстве случаев такое разделение имеет место, однако могут возникать трудности при отнесении некоторых медучреждений к той или иной категории. Например, районная больница может действительно оказаться достаточно крупной и иметь в своей структуре специализированные службы, в большей мере напоминая медицинское учреждение по оказанию специализированной помощи.

С учетом вышесказанного приводится описание важнейших элементов административного контроля по борьбе с туберкулезом (ТБ) на этих двух уровнях. Следует, тем не менее, отметить, что любой уровень административного контроля строится на реализации нижестоящего (т.е. помимо соответствующих мер, предназначенных для уровня специализированной помощи, также должны быть реализованы меры, предлагаемые для районного уровня).

Районный уровень

Оценка условий, связанных с риском передачи МБТ

Независимо от размера лечебно-профилактического учреждения первым шагом на пути совершенствования работы по борьбе с внутрибольничным распространением МБТ должна быть оценка риска заражения микобактерией туберкулеза, которому подвергаются медработники.

Риск передачи МБТ подлежит оценке не только на уровне всего учреждения в целом, но и на тех участках учреждения, где оказывают помощь больным туберкулезом (например, кабинеты для обследования, лаборатория, аптека, места для ожидания и т.п.).

Не на всех участках учреждения такой риск будет одинаковым; терапевтическое отделение, где находятся больные, не прошедшие диагностику по поводу заболеваний органов дыхания, по-видимому, представляет больший риск контакта с МБТ для медработников и других больных в отличие от детского или хирургического отделений. В некоторых случаях риск инфицирования в терапевтическом отделении может быть выше, чем в отделении фтизиатрического профиля, где у проходящих курс лечения больных быстро наступает абациллирование.

При проведении оценки риска необходимо учитывать следующее:

• количество принимаемых за год заразных больных туберкулезом:
— во всем учреждении;
— на каждом конкретном участке;
• продолжительность пребывания заразных больных туберкулезом на конкретном участке;
• проведение на участке особых процедур (например, сбор мокроты), способствующих образованию инфекционных аэрозолей.

Результаты оценки риска будут положены в основу разработки плана мероприятий по инфекционному контролю, чтобы предпринять профилактические меры в первую очередь на тех участках, которые представляют наибольший риск.

План мероприятий по инфекционному контролю

Очередным этапом является составление плана мероприятий по инфекционному контролю (ИК) и его утверждение соответствующими руководящими органами. В дальнейшем такой план подлежит реализации на практике при контроле выполнения предложенных в нем рекомендаций. Совместная ответственность за составление, согласование и осуществление плана, а также контроль его исполнения возлагаются на районного фтизиатра и медработника медпункта или главного врача клиники.

Если речь идет о более крупных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) (например, о районной больнице), то для составления и осуществления плана мероприятий по борьбе с нозокомиальными инфекциями может быть сформирована комиссия из нескольких человек. В некоторых случаях нецелесообразно разрабатывать такой план применительно к одному лишь ТБ.

Поэтому, если у ЛПУ уже создана комиссия по санитарно-эпидемическому режиму, то соответствующие мероприятия по контролю за ТБ могут быть составной частью комплексных мероприятий по ИК.

В целом, в плане мероприятий по инфекционному контролю должны быть отражены следующие аспекты:

• местоположение участков, представляющих повышенный риск;
• оценка статуса медработников по ТБ (в соответствующих случаях);
• оценка распространенности вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) среди пациентов (в соответствующих случаях);
• оценка потребностей в обучении медработников;
• рекомендации по контролю за инфекциями на конкретных участках;
• график мероприятий и смета расходов (например, затраты на приобретение материалов и содержание персонала).

Обучение и подготовка медработников

Контроль за инфекциями становится эффективным лишь тогда, когда каждый работающий в ЛПУ член коллектива осознает важность политики в области ИК, а также свою роль в проведении такой политики.

В процессе подготовки специалистов каждый медработник должен пройти курс обучения в соответствии со своей профессиональной категорией. В идеальной ситуации подготовительные курсы должны предшествовать распределению конкретных обязанностей, причем в процессе непрерывного обучения должны участвовать абсолютно все сотрудники.

На районном уровне все члены коллектива медработников должны проходить обучение, как минимум, один раз в год с упором на изучение следующих вопросов:

• основные понятия, касающиеся патогенеза туберкулеза и передачи микобактерии туберкулеза;
• признаки и симптомы ТБ;
• повышенный риск заболевания туберкулезом у лиц ВИЧ-инфицированных и с другими иммунодефицитными состояниями;

• важность разработки плана мероприятий по ИК и ответственность каждого медработника за выполнение и соблюдение требований санэпидрежима в целях снижения риска распространения инфекции МБТ;
• при каких условиях риск передачи инфекции микобактерии туберкулеза повышается (например, в невентилируемых кабинетах для обследования больных);
• конкретные мероприятия по инфекционному контролю и производственная практика, позволяющие снизить вероятность распространения МБТ.

Раннее выявление и диагностика

Своевременное выявление больных с подозрением на туберкулез имеет большое значение для начала противотуберкулезной терапии и сводит к минимуму время контакта заразных больных ТБ и медработников.

Пациент, неоднократно посещающий медицинское учреждение до того, как ему будет поставлен диагноз ТБ, или в течение нескольких дней или недель находящийся в больничной палате до того, как у него заподозрят туберкулез, может представлять опасность как для медработников, так и для окружающих его других больных.

Подозрение на ТБ является вполне обоснованным в следующих случаях:

• непрекращающийся кашель (т.е. > 3-х недель);
• другие симптомы, характерные для ТБ (например, мокрота
с примесью крови, потливость в ночное время, лихорадочное состояние или потеря массы тела);
• группа высокого риска по туберкулезу (например, ВИЧ-инфицированные или лица с угнетенным иммунитетом);
• контакт с заразным больным туберкулезом.

Пациенты с подозрением на ТБ подлежат срочному диагностическому обследованию. Для проведения лабораторных исследований в установленные сроки необходимо позаботиться о том, чтобы взятая у пациента проба мокроты была своевременно направлена в лабораторию, а готовые результаты поступили без задержки.

Лаборатория, занимающаяся микроскопическим исследованием на наличие кислотоустойчивых микобактерий, должна отвечать профессиональным требованиям в:

• методах обработки проб мокроты;
• административных аспектах обработки проб (например, ведение рабочих записей, рассылка извещений);
• соблюдении требований контроля качества диагностических процедур (например, при микроскопическом исследовании мокроты на КУМ);
• снабжении необходимыми расходными материалами для обработки образцов мокроты.

Очень важно позаботиться о том, чтобы сбор мокроты и ее доставка в лабораторию осуществлялись своевременно. В идеальной ситуации лаборатория должна работать 7 дней в неделю, чтобы исследование мокроты осуществлялось вовремя, а результаты были готовы в течение 24-х часов после сбора мокроты. Если невозможно обеспечить функционирование лаборатории по 7-дневной рабочей неделе, то следует добиваться хотя бы 6-дневного рабочего графика.

Обучение пациентов

Пациентам следует предоставлять информацию о механизмах передачи возбудителя туберкулеза, а также о важности соблюдения некоторых правил при откашливании, которые сведут к минимуму попадание частиц мокроты, содержащих возбудитель ТБ, в воздух.

При этом кашляющим больным следует советовать отворачиваться и прикрывать нос и рот руками и в момент кашля иметь под рукой обычную или гигиеническую салфетку. Если же у больных таких салфеток нет, то их следует обеспечить ими за счет учреждения. Плакаты, пропагандирующие правила откашливания, должны быть развешены в местах, где больные ждут своей очереди на прием к врачу.

Сбор образцов мокроты

Сбор образцов мокроты всегда должен осуществляться вне помещения (на открытом воздухе) на достаточном расстоянии от других людей, а нев таких маленьких помещениях, как туалеты или другие места с замкнутым пространством.

Если же сбор образцов мокроты вне помещения невозможен, то этим следует заниматься лишь в хорошо проветриваемых местах, где риск воздействия инфекции на медработников и других больных небольшой.

Сортировка больных и обследование пациентов с подозрением на туберкулез в амбулаторных условиях

Обследование и ведение потенциально заразных больных ТБ в амбулаторных условиях является важной мерой, так как благодаря этому обеспечивается снижение времени контакта заразных больных ТБ с медработниками и госпитализированными пациентами. Медпункты, клиники и поликлинические отделения при больницах могут сыграть важную роль в ведении таких больных амбулаторно.

В амбулаторных условиях:

• места, где пациенты ожидают своей очереди, должны быть открытыми и хорошо проветриваемыми; при соответствующих погодных условиях на открытом воздухе рекомендуется использовать укрытия под крышей, защищающей больных от солнца и дождя;

• необходимо следить за тем, чтобы ожидающие своей очереди потенциально заразные больные туберкулезом не находились вместе с пациентами, у которых нет туберкулеза, особенно в группе лиц с угнетенным иммунитетом (например, при синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД)) или среди пациентов детского возраста;

• лиц, кашляющих > 3-х недель, следует рассматривать как больных с подозрением на ТБ. Если не представляется возможным организовать для них отдельное место для ожидания, то необходимо рассмотреть вопрос об организации приоритетного обслуживания таких больных для снижения риска воздействия инфекции на других пациентов и медработников. Иными словами, таких пациентов следует пропускать вне очереди для сокращения времени их пребывания среди других больных;

• в кабинете для обследования не допускается пребывание более одного больного в целях снижения риска передачи инфекции другим пациентам.

Лечение больных с установленным диагнозом ТБ должно начинаться безотлагательно в соответствии с принятыми методическими рекомендациями, изложенными в Национальной программе борьбы с туберкулезом (НПТ).

Необходимо рассмотреть вопрос об организации работы медицинского учреждения таким образом, чтобы обследовать больных с подозрением на туберкулез в те часы, когда на приеме бывает не так много людей (например, в послеобеденное время).

Снижение возможности контакта с инфекцией в лаборатории

В учреждениях районного уровня, где проводится микроскопия мокроты:

• правом доступа в лабораторию должно пользоваться лишь ограниченное число медработников;
• сбор мокроты не должен проводиться в пределах лаборатории;
• доставка образцов мокроты должна осуществляться через приемное окно.

При работе с емкостями с образцами мокроты и при подготовке препаратов мокроты медработники подвергаются незначительному риску (при нарушении целостности защитного экрана может возникнуть аэрозоль).

Оценка профилактических мероприятий по борьбе с инфекциями

В связи с принятием мер по борьбе с распространением возбудителя ТБ отследить изменения в показателях заболеваемости ТБ среди медработников медицинского пункта или районной больницы не так просто из-за 1) длительного периода времени, который нередко требуется для перерастания инфекции в заболевание и 2) небольшого числа медработников в штате учреждения.

Однако профилактические меры обычно можно проконтролировать, занимаясь проведением периодического надзора за выполнением мероприятий, намеченных в плане по ИК. Организация эпиднадзора за заболеваемостью туберкулезом среди медработников учреждений районного уровня может, тем не менее, оказаться полезной для анализа ситуации, хотя сложные взаимосвязи между инфицированием и развитием заболевания, равно как и другие факторы, в том числе высокий уровень инфицированности ВИЧ или высокий уровень заболеваемости ТБ среди населения, могут создавать дополнительные трудности при интерпретации соответствующих тенденций.

Одним из путей оценки действия предпринятых мер по контролю за инфекциями является выборочный просмотр историй болезни больных ТБ, наблюдаемых в данном учреждении. В дальнейшем оценка полученных результатов может найти свое применение при уточнении тех направлений работы, которые следует совершенствовать.

Параметры, подлежащие анализу, включают следующее:

• период времени с момента поступления больного до возникновения подозрений на туберкулез;
• период времени с момента возникновения подозрений на ТБ до выдачи распоряжения взять мокроту для анализа на КУМ;
• период времени с момента выдачи распоряжения до взятия мокроты;
• период времени с момента проведения микроскопии мокроты до предоставления полученных результатов;
• период времени с момента получения результатов из лаборатории до начала лечения.

Необоснованные задержки на любом из этих этапов могут привести к повышению риска нозокомиальной передачи микобактерии туберкулеза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2008, N 30, ст. 3616; 2018, N 32, ст. 5107) и подпунктом 5.2.103 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 26, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333; 2016, N 2, ст. 325; N 9, ст. 1268; N 27, ст. 4497; N 28, ст. 4741; N 34, ст. 5255; N 49, ст. 6922; 2017, N 7, ст. 1066; N 33, ст. 5202; N 37, ст. 5535; N 40, ст. 5864; N 52, ст. 8131; 2018, N 13, ст. 1805; N 18, ст. 2638; N 36, ст. 5634; N 41, ст. 6273; N 50, ст. 7774; 2019, N 1, ст. 31; N 4, ст. 330), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза.

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу Порядка диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53, ст. 5185; 2006, N 3, ст. 297; 2017, N 34, ст. 5277).

Регистрационный N 54975

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 13 марта 2019 г. N 127н

Порядок
диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза

1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза (далее соответственно - диспансерное наблюдение, пациенты).

2. Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики, и осуществление лечения и медицинской реабилитации указанных лиц 1 .

3. Диспансерному наблюдению подлежат:

а) больные туберкулезом - больные активной формой туберкулеза;

б) лица с подозрением на туберкулез - лица, у которых при оказании медицинской помощи или проведении медицинского осмотра, диспансеризации выявлены признаки возможного заболевания туберкулезом, при наличии которых требуется проведение дополнительного обследования указанных лиц и (или) установление диспансерного наблюдения;

в) лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза, - лица, которые по месту жительства, месту пребывания (нахождения), месту работы или учебы, месту отбывания наказания либо в месте содержания под стражей состоят или состояли в контакте с больным туберкулезом или с больным туберкулезом сельскохозяйственным животным 2 ;

г) лица, излеченные от туберкулеза.

4. Диспансерное наблюдение за лицами, указанными в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка, устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей 3 .

Диспансерное наблюдение за лицами, указанными в подпунктах "б"-"г" пункта 3 настоящего Порядка, организуется при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ 4 .

5. Диспансерное наблюдение организуется по месту жительства (места пребывания), а также по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.

6. Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-фтизиатры (врачи-фтизиатры участковые) медицинских противотуберкулезных организаций 5 , оказывающих противотуберкулезную помощь в амбулаторных условиях.

7. Предложения по установлению диспансерного наблюдения формируются врачом-фтизиатром (врачом-фтизиатром участковым) на основании проведенного в соответствии Порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом 6 обследования и оформляются в виде эпикриза в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма N 025/у) 7 (далее - медицинская карта), включающего:

а) описание проведенного обследования и его результатов;

б) сведения об основном заболевании или о состоянии, включая установленный диагноз, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием;

в) обоснованные выводы о наличии (отсутствии) у пациента оснований для установления диспансерного наблюдения;

г) иные сведения, касающиеся состояния здоровья пациента и оказания ему медицинской помощи, необходимые для принятия решения об установлении диспансерного наблюдения.

8. Решение об установлении диспансерного наблюдения или его прекращении принимается врачебной комиссией медицинской противотуберкулезной организации 8 на основании предложений, сформированных врачом-фтизиатром (врачом-фтизиатром участковым) в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка и оформляется в медицинской документации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении.

9. Об установлении и прекращении диспансерного наблюдения пациент (его законный представитель) извещается в письменной форме 9 . Рекомендуемые формы извещений об установлении и прекращении диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации приведены в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Порядку.

Извещение в течение 3 рабочих дней со дня принятия врачебной комиссией медицинской противотуберкулезной организации решения об установлении (прекращении) диспансерного наблюдения передается лично пациенту, в отношении которого было принято такое решение (его законному представителю), либо направляется по адресу места жительства (места пребывания) пациента заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае отказа пациента (его законного представителя) от подписания извещения об установлении или прекращении диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации делается соответствующая запись в медицинской документации пациента, одновременно пациенту (его законному представителю) в доступной форме разъясняются его права и обязанности в связи с установлением или прекращением диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации.

10. Врач-фтизиатр (врач-фтизиатр участковый) при проведении диспансерного наблюдения:

а) ведет учет пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением;

б) устанавливает группу диспансерного наблюдения (далее - ГДН) и категорию наблюдаемых в рамках ГДН в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку, разрабатывает индивидуальный план диспансерного наблюдения пациента и вносит указанные сведения в медицинскую документацию пациента;

в) информирует пациента о порядке, объеме и периодичности диспансерного наблюдения;

г) на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи организует и осуществляет проведение диспансерных приемов (осмотров, консультаций), профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, включая контролируемое лечение пациентов в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара;

д) организует обследование пациента с целью оценки эффективности проводимого курса химиотерапии на основе результатов микроскопии мокроты, посева мокроты и клинико-рентгенологических данных;

е) при наличии медицинских и (или) эпидемиологических показаний к оказанию специализированной медицинской помощи по профилю "фтизиатрия" направляет пациента в медицинскую противотуберкулезную организацию для оказания специализированной медицинской помощи;

ж) при наличии медицинских показаний направляет пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, к иным врачам-специалистам и медицинским работникам, в том числе медицинскому психологу, для проведения консультаций;

з) в случае невозможности посещения пациентом, подлежащим диспансерному наблюдению, медицинской противотуберкулезной организации в связи с тяжестью состояния или нарушением двигательных функций или неявки в назначенный день организует проведение диспансерного приема (осмотра, консультации) на дому;

и) взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, органами местного самоуправления по вопросам социальной поддержки пациентов;

к) в течение 3 рабочих дней со дня установления диагноза туберкулез (получения актуализированных данных о пациенте) предоставляет в электронном виде с применением информационной системы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья сведения о больном туберкулезом для их последующего размещения в региональном сегменте Федерального регистра лиц, больных туберкулезом 10 .

11. В случае выезда пациента за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором указанное лицо проживало и осуществлялось его диспансерное наблюдение, в связи с изменением места жительства (места пребывания) на срок более 6 месяцев, пациент (законный представитель) обязан:

а) в срок не позднее 10 календарных дней до даты убытия (выезда) проинформировать медицинскую противотуберкулезную организацию об изменении места жительства (места пребывания) в целях прекращения диспансерного наблюдения в указанной медицинской организации;

б) в течение 10 календарных дней с даты прибытия на новое место жительства (место пребывания) обратиться в медицинскую противотуберкулезную организацию для установления в отношении него диспансерного наблюдения.

12. Медицинская противотуберкулезная организация, в которой осуществлялось диспансерное наблюдение пациента, указанного в пункте 11 настоящего Порядка:

а) в течение трех рабочих дней с момента получения информации об изменении места жительства (места пребывания) пациента принимает решение о прекращении в отношении него диспансерного наблюдения и готовит выписку из медицинской карты и (или) контрольной карты диспансерного наблюдения (форма N 030/у) 11 (далее - контрольная карта);

б) передает сведения о пациенте в медицинскую противотуберкулезную организацию по новому месту жительства (места пребывания), в том числе посредством Федерального регистра лиц, больных туберкулезом 12 .

13. При освобождении пациента из мест отбывания наказания в виде лишения свободы и мест содержания под стражей медицинская противотуберкулезная организация, осуществлявшая диспансерное наблюдение указанного лица, передает сведения о пациенте в медицинскую противотуберкулезную организацию по месту прибытия указанного лица, в том числе посредством Федерального регистра лиц, больных туберкулезом.

Указанный пациент обязан в течение 10 календарных дней с даты прибытия на место жительства (пребывания) обратиться в медицинскую противотуберкулезную организацию для установления и осуществления в отношении него диспансерного наблюдения.

14. Диспансерное наблюдение пациента прекращается в следующих случаях:

а) истечение сроков диспансерного наблюдения;

б) смерть пациента;

в) письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения 13 (за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 4 настоящего Порядка);

г) выезд за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором указанное лицо проживало и осуществлялось его диспансерное наблюдение, в связи с изменением места жительства (места пребывания) или на срок более 6 месяцев;

д) осуждение к лишению свободы;

е) освобождение из мест отбывания наказания в виде лишения свободы и мест содержания под стражей.

15. Врач-фтизиатр (врач-фтизиатр участковый) в случае наличия оснований, указанных в пункте 14 настоящего порядка, готовит предложения по прекращению диспансерного наблюдения для рассмотрения врачебной комиссией медицинской противотуберкулезной организации, в которой пациент находился под диспансерным наблюдением, и оформляет их в виде эпикриза в медицинской карте, включающего:

а) описание проведенного обследования, лечения и их результатов;

б) сведения о перенесенном заболевании, а также об осложнениях, вызванных заболеванием;

в) обоснованные выводы о наличии (отсутствии) у пациента оснований для прекращения диспансерного наблюдения;

г) иные сведения, касающиеся состояния здоровья пациента и оказания ему медицинской помощи, необходимые для принятия решения о прекращении диспансерного наблюдения.

16. Сведения о диспансерном наблюдении вносятся в медицинскую карту и (или) контрольную карту.

17. Заместитель руководителя медицинской организации (иное уполномоченное должностное лицо) организует обобщение и проводит анализ результатов диспансерного наблюдения граждан, находящихся на медицинском обслуживании в медицинской противотуберкулезной организации, в целях оптимизации планирования и повышения эффективности диспансерного наблюдения.

1 Часть 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2016, N 27, ст. 4219) (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

2 Абзацы шестой - восьмой статьи 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2004, N 35, ст. 3607; 2013, N 48, ст. 6165; 2018, N 30, ст. 4548) (далее - Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ).

3 Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581).

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2017, N 31, ст. 4791.

5 Абзац десятый статьи 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2004, N 35, ст. 3607; 2013, N 48, ст. 6165; 2018, N 30, ст. 4548).

9 Пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2013, N 48, ст. 6165).

10 Пункт 8 Правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2017 г. N 426 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 16, ст. 2421).

12 Пункт 13 Правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2017 г. N 426 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 16, ст. 2421).

13 Статья 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165).

Приложение N 1
к Порядку диспансерного наблюдения
за больными туберкулезом, лицами,
находящимися или находившимися в
контакте с источником туберкулеза,
а также лицами с подозрением на
туберкулез и излеченными от туберкулеза,
утвержденному приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 13 марта 2019 г. N 127н

Рекомендуемый образец
извещения об установлении диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации

Проблема внутрибольничных инфекций уходит корнями в глубокое прошлое, в то время, когда появились первые больницы и родильные дома.

Опасность инфицирования выше среди тех, кто контактирует с больными наиболее тесно и продолжительно. Исследования подтвердили, что опасность инфицирования достигает максимального уровня в период до постановки диагноза и начала его лечения, так как имеет место низкая настороженность медицинских работников к проблеме распространенности туберкулеза среди населения.

Профилактика распространения туберкулеза среди персонала медицинских учреждений может быть предотвращена за счет проведения комплекса мероприятий:

- мероприятия по административному контролю, позволяющие сократить время пребывания в неспециализированном лечебно-профилактической учреждении лиц больных туберкулезом, либо с подозрением на него. Особое внимание следует уделять разделению потоков пациентов, ранней диагностике заболевания туберкулезом и раннему началу этиотропной терапии.

- мероприятия в окружающей обстановке, позволяющие снизить содержание микобактерий в воздухе;

персональные средства защиты, предохраняющие сотрудников от инфицирования в тех случаях, когда содержание микобактерий на удалось снизить за счет осуществления первых двух групп мероприятий.

Мероприятия по административному контролю играют ведущее значение и, в случае их эффективной реализации, ничего дополнительного уже не требуется.

Мероприятия по улучшению окружающей обстановки наиболее приемлемы к осуществлению в специализированных противотуберкулезных учреждениях и предусматривают: установку специальных фильтров ультратонкой очистки на вентиляционных установках, бактерицидных облучателей для обеззараживания воздуха, а также проведение текущей и заключительной дезинфекции в соответствии с рекомендациями по применению средств.

Персональная респираторная защита имеет меньше достоинств по сравнению с методами административного контроля и очищения воздуха, однако используется при работе в изоляторах, кабинетах бронхоскопии, при стимулировании отхождения мокроты, спирометрии, в помещениях при проведении аутопсий.

Осуществление программы борьбы с туберкулезом с упором на методы административного контроля позволит сократить трансмиссию микобактерий, прежде всего в лечебно-профилактических учреждениях, что позволит защитить не только других пациентов, но и персонал, который является ресурсом в борьбе с туберкулезом.

Напомним, для актуализации санитарного законодательства Роспотребнадзор с привлечением специалистов научного и практического звена, а также с учетом международного опыта проанализировал действующие санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, что в итоге позволило систематизировать и кодифицировать все обязательные санитарно-эпидемиологические требования с сокращением более чем 400 актов.

В рамках этой работы были обновлены требования к профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение инфекционных болезней, в том числе туберкулёза. В раздел VIII. Профилактика туберкулёза (СанПиН 3.3686-21) включены пункты, регламентирующие количество и периодичность медосмотров, иммунодиагностики, правила приема в дошкольные, общеобразовательные организациии др. В частности:

  • медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медосмотров населения, прикрепленного к медорганизации, с целью раннего выявления туберкулёза не реже 1 раза в 2 года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 40 и более случаев на 100 тысяч населения в год (ранее – 60 и более случаев на 100 тыс. населения в год) – не реже 1 раза в год.
  • в целях раннего выявления туберкулеза у детей (до 14 лет включительно) проводится иммунодиагностика. Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (далее – проба Манту) проводят 1 раз в год всем вакцинированным против туберкулеза детям начиная с 12-месячного возраста до 7 лет включительно независимо от результата предыдущих проб, а также детям в возрасте от 8 до 14 лет включительно, не ревакцинированным против туберкулеза, у которых при предыдущем обследовании проба Манту дала отрицательный результат. Остальным детям в возрасте от 8 до 14 лет включительно проводится проба с аллергеном туберкулезным рекомбинантным или, при наличии противопоказаний, in vitro тесты, основанные на оценке высвобождения T-лимфоцитами гамма-интерферона.
  • дети, которым не проводилась туберкулинодиагностика, допускаются в дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, организации отдыха детей и их оздоровления, а также госпитализируются в плановом порядке в медицинские организации при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом.

Подробно: САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ, вступившие в силу с 01 января и 01 марта 2021 года, прекращающие действие после 31 августа 2021 года.

Читайте также: