Работа по профилактике вич инфекции в образовательных учреждениях
Обновлено: 25.04.2024
Ключевые слова: профилактика, ВИЧ-инфекция, СПИД, валеология.
Биологические знания должны способствовать формированию биологического мышления и экологической культуры у каждого члена общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации невозможно.
В результате исследований, проведённых российскими учёными, обозначился среднестатистический портрет современного подростка, в котором есть, например, такие штрихи: сексуальный дебют в 14-15 лет, аборт в 16-17 лет.
Статистика отмечает, что половина случаев заражения ВИЧ-инфекцией приходится на возрастную группу от 15 до 24 лет, а 15 лет - это возраст, когда подросток посещает общеобразовательное учреждение. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Специалисты считают, что для предотвращения массового распространения ВИЧ среди молодежи необходимо уже с 13-14 лет проводить профилактические занятия.
Данные темы уроков возникли в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди учащихся. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственное поведение, выработать стратегию поведения в сложных жизненных ситуациях, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией.
Цель таких уроков - ознакомить учеников с факторами и группами риска заражения ВИЧ- инфекцией. Задачи уроков:
- Сформировать у учащихся систему объективных сведений о ВИЧ/ СПИДе
- Формировать представление о том, что распространение ВИЧ- инфекции приобрело масштабы эпидемии, которая может затронуть любого человека и касается каждого из нас.
- Формирование высокой самооценки, осознанное принятия решений, умение сказать нет и противостоять негативному внешнему влиянию.
- Улучшить знание школьников и также умело использовать их в различных жизненных ситуациях.
- Пропаганда ценностей семейной жизни, воздержание от раннего начала половой жизни и сохранение верности своему партнеру, отказ от употребления наркотиков.
По итогам проведения профилактических мероприятий были представлены результаты внедрения профилактической программы по ВИЧ-инфекции в систему образовательного учреждения. Проведены социологические исследования среди учащихся старших классов, их родителей и педагогов, по оценке уровня информированности о ВИЧ-инфекции, наличия факторов риска и определения степени толерантности к ВИЧ-инфицированным гражданам.
В 2015-16 учебном году согласно плану работы ГБОУ СОШ № 339 с ГБУ ДО Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга на уроки по профилактике ВИЧ-инфицирования был приглашён специалист Елена Леонидовна Зуевич с уроком по данной теме. Уроки проходили в форме презентации, включали в себя элементы дискуссии и обратной связи. Перед и после презентации было проведено анкетирование учащихся по данной теме.
Проведенный анализ полученных результатов в сравнении с данными первичного анкетирования позволил выявить наличие заметных позитивных изменений, касающихся информированности о проблеме ВИЧ/СПИДа, отношения к профилактике ВИЧ-инфекции в школе, а также более толерантного поведения с ВИЧ-инфицированными.
Актуальность по проведению беседы в целях профилактики ВИЧ в учебных заведениях Российской Федерации.
Сегодня Россия занимает далеко не последнее место среди стран Европы по количеству ВИЧ позитивных лиц. По оценочным данным на начало 2014 года в стране проживало около 500 тыс. ВИЧ положительных.
Хотя в ходе профилактики ВИЧ инфекции/СПИДа накоплен значительный опыт практической работы по результатам опроса молодёжи в учебных учреждениях, уровень знаний учащейся молодежи о ВИЧ/СПИД в целом и путях которыми ВИЧ передается недостаточно – показатель уровня знаний 24.7% , 35% считают что инфицированный человек не может выглядеть здоровым, 54% отметили что риск инфицирования можно снизить, если иметь половые отношения с одним постоянным партнером. Основными путями защиты от ВИЧ инфекции учащаяся молодежь считает использование презерватива во время каждого полового контакта 69% и не использование шприцев или игл, которыми пользовались другие люди 68%, отсрочки начала половой жизни 43%, 30 % считают что можно сделать прививку с целью предотвращения инфицирования ВИЧ, 72 % знают куда можно обратиться в случае возникновения желания пройти тестирование на ВИЧ. Почти все представители учащейся молодежи 95% слышали о ВИЧ/СПИД.
Мощным источником информации о путях распространения ВИЧ оказались учителя. Для 60% опрошенных они оказываются единственным источником. Наиболее распространенными источниками такой информации являются средства массовой информации в первую очередь телевидение 63%, интернет 62%, также проблема ВИЧ/СПИДа часто обсуждается с родителями 45%, с медицинскими работниками.
Важные шаги в профилактике ВИЧ инфекции:
-Использование интерактивных форм при организации ВИЧ профилактической работы тематические акции, концерты, театрализованные представления и т.д. с непосредственным участием в их подготовке, проведении, обсуждении самой молодёжью.
-Внедрение учебными заведениями программ родительского всеобуча с целью их обучения эффективному общению с детьми и подростками по вопросам безопасного секса и профилактике ВИЧ и дальнейшем их привлечению к проведению и участию в профилактических мероприятиях
-Привлечение общественных организаций, медицинских учреждений, в том числе клиник, дружественных к молодежи, в просвещение подростков по вопросам профилактики инфицирования ВИЧ/СПИДом.
-Информирование подростков о местах где можно пройти тестирование на наличие ВИЧ или получить необходимую информацию по ВИЧ пути передачи, средства предохранения.
Профилактика – это совокупность мероприятий предупреждающие какое либо нежелательное или негативное явление.
Социальная профилактика – это комплекс экономических, политических, правовых, медицинских, психолого- педагогических мероприятий направленных на предупреждение ограничение и локализацию негативных явлений в социальной среде.
Профилактика ВИЧ – комплекс мероприятий, направленных на выявление и устранение причин, условий, способствующих ВИЧ инфицированию. Изменение поведение людей или жизненных условий для снижения фактора риска, а также улучшения качества жизни людей с ВИЧ/СПИДом.
Виды профилактики по ВОЗ( первичная, вторичная, третичная).
3.Массовые мероприятия (манифестации)
Средства потрачены, а ситуация не изменилась.
-Каждый день даём какую -нибудь информацию, знания чтобы снизить риск.
-Как защитить себя.
Стратегии профилактики ВИЧ
Стратегии профилактики ВИЧ – это общие подходы к определению основных целей профилактики и путей их достижения.
Стратегия нормализации – это ограничения риска негативного влияния проблемы или явления. Негативное влияние признается нежелательным, но допустимым, профилактика направлена на уменьшение риска, снижение вреда. Целью профилактики в рамках этой модели является снижение риска инфицирования ВИЧ, а также уменьшение вреда от рискованных поведенческих практик без изменения способа жизни. Эта модель приемлема и эффективна в рамках вторичной профилактики ВИЧ т.е. с теми кто имеет устойчивую систему использования рискованных в контексте инфицирования ВИЧ практик.
Стратегия борьбы ( устранения риска) предусматривает что рискованное поведение признается однозначно недопустимым. В рамках этой стратегии существуют разные модели профилактики.
Репрессивные модели основываются на запретах морализаторстве полном контроле поведения- на сегодня признаны не эффективными.
Конструктивные модели направлены на формирование знаний, умений и навыков помогающие избегать рискованного поведения. Например модель ВЗОЖ. Такие модели необходимы в первую очередь при построении программ в рамках первичной профилактики.
Эффективная, своевременная и соответствующая потребностям целевой группы профилактика является важнейшим инструментом в преодолении эпидемии ВИЧ.
Концентрированная эпидемия характеризуется распространением ВИЧ в определенных подгруппах населения, а именно в группах высокого риска ВИЧ инфицирования.
Генерализованная эпидемия характерна тем что ВИЧ инфекция плотно укореняется среди населения в целом. На этом этапе основным путём передачи ВИЧ является половой. Одной из наиболее незащищенных категорий в условиях эпидемии являются подростки и молодые люди. Специалисты работающие с детьми и молодежью в сфере профилактики ВИЧ не только должны владеть глубокой и чёткой информацией о различных аспектах проблемах ВИЧ но и уметь донести эту информацию до подростков и молодежи.
1.Социальная реклама – помогает привлечь внимание к проблеме
2.Средства массовой информации - помогает сформировать общественное мнение, помогает найти и активизировать сторонников.
3. Лекции - способствуют распространению знаний о проблеме, средств её преодоления.
4. Беседа может заставить аудиторию задуматься над проблемой, поставить под сомнения предыдущие убеждения.
5.Видео,кино- побуждает задуматься над проблемой, поставить под сомнения предыдущие убеждения.
7. Тренинг ролевая игра- позволяет формировать убеждения по проблеме, сформировать эмоциональное отношение к проблеме и позитивное поведение.
8.Развлекающеее обучение – помогает передать обучающее содержание через развлечение, формируют поведение, аудитория занимает активную позицию.
На сегодняшний день среди новых случаев ВИЧ инфекции по республики Башкортостан, половой путь передачи ВИЧ остается основной 76% против 24% с парантеральным путём инфицирования. Устойчивая тенденция увеличения случаев инфицирования ВИЧ половым путём в республики Башкортостан является угрожающим признаком прогрессивного эпидемиологического процесса и требует разработки более эффективных и масштабных профилактических мероприятий.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
Средней школы № _______
от ____________ .№ ______
ВИЧ – инфекции в школе № ______
Сроки реализации 2015 – 2020 г. г.
Пояснительная записка
Проблема распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом она все более обостряется. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики ВИЧ/СПИДа к активным действиям.
Стабильно высокий уровень пораженности населения ВИЧ-инфекцией, как в России, так и в Свердловской области является следствием недостаточного уровня информированности молодых людей об актуальности проблемы ВИЧ-инфекции, наряду с практикой рискованного поведения. Ситуация усугубляется отсутствием настороженности молодых людей в отношении наличия у них факторов риска инфицирования ВИЧ.
В эпидемический процесс ВИЧ-инфекции вовлечены все социальные и возрастные группы населения. Несмотря на выраженную тенденцию вовлечения в эпид.процесс ВИЧ- инфекции старших возрастных групп, наибольшая доля ВИЧ-инфицированных приходится на лиц молодого возраста.
Принимая во внимание международный опыт борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции и опыт, накопленный в России, можно констатировать, что превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения.
Молодёжь – мощный ресурс деятельности в области профилактики. Придерживаться безопасного поведения и установок легче, если привыкать к ним заранее. Необходимость проведения информационно-просветительских мероприятий среди школьников не вызывает сомнения.
Программа профилактики ВИЧ – инфекции в школе, формирование толерантного отношения к ВИЧ – положительным людям направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа среди подростков, формирование и развитие защитных факторов, препятствующих ВИЧ-инфицированию как биологическим (физиологическим), так и к психологическим и социальным факторам. Поэтому ведущими принципами работы в данном направлении являются программы формирования здорового образа жизни детей и подростков, их жизненных навыков, в том числе коммуникативных, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам. Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационно-образовательная, просветительская работа по половому воспитанию, а также информация о ВИЧ-инфекции и методах ее предупреждения.
Целью программы является первичная профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач :
1.Информирование подростков о ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах, развитие представлений об основных источниках риска ВИЧ-инфицирования.
2.Формирование у обучающихся толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.
3.Организация систематической работы с родителями учащихся по информированию их о проблемах, связанных с ВИЧ-инфицированием, созданию поддерживающей воспитательной семейной среды.
4.Привитие норм ответственного поведения несовершеннолетних с формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности.
Основные принципы информирования о ВИЧ:
не нанесение вреда неправильной (ложной) или неправильно понятой информацией; • исключение манипулирования информацией (смешение достоверной и недостоверной информации или подача достоверной информации в контексте, позволяющем делать ложные выводы);
нейтральность в подаче информации;
осведомленное согласие на получение профилактической информации;
взаимоуважение в процессе информирования;
всестороннее представление проблемы (объективность и многоаспектность: рассмотрение физиологического, социального, демографического, правового, духовного, психологического аспектов);
личностное отношение при информировании о путях предохранения от ВИЧ-инфекции;
адекватность целевой группе (социокультурная и когнитивная информации);
создание экзистенциальной перспективы (альтернативность, иерархичность ступенчатой информации, расстановка ударений, побуждение к более полному восприятию жизни, с ценностями, смыслом, дальнейшей жизненной перспективой).
Основные направления деятельности:
-Информационное просвещение в области ВИЧ/СПИД всех участников образовательного процесса (обеспечение предоставления всесторонней и точной информации: о механизме инфицирования, путях передачи ВИЧ-инфекции, обстоятельствах, повышающих риск инфицирования (злоупотребление наркотическими средствами и др.), о мерах профилактики.)
-Обучение ответственному поведению.
-Формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность
Организационные формы деятельности по предупреждению ВИЧ-инфекции:
фрагменты уроков и (или) отдельные уроков рамках учебных предметов биология, литература, обществознание, ОБЖ, история; - консультации, организуемые для учащихся и родителей;
вне учебные и внеурочные массовые акции;
тематические классные часы;
Ожидаемые результаты
Высокий уровень информированности, проявляющийся в знании механизмов распространения ВИЧ – инфекции, способов профилактики заражения.
Устойчивая личностная позиция участников образовательного процесса в вопросах морально – нравственных ценностей.
Снижение подверженности факторам риска ВИЧ-инфицирования.
Толерантное отношение к ВИЧ - позитивным людям и их окружению.
Содержание деятельности
Направление / мероприятия
Ответственные
Информационное просвещение работников ш колы
По мере поступления информации
Председатель профсоюзной ячейки
Анкетирование с целью выяснения степени информированности в вопросах ВИЧ - профилактики
Распространение печатной информации
1 раз в четверть
Подготовка и пополнение копилки информационно – методических материалов для использования в работе с учащимися на бумажных и электронных носителях
Повышение квалификации в вопросах профилактики ВИЧ с использованием вебинаров, семинаров, курсовой переподготовки
Информационное просвещение родителей (законных представителей) учащихся
Получение информированного согласия родителей 8 – 11 классов на проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции с их ребёнком (форма в приложении 1)
1 раз в полугодие
Размещение информации по вопросам профилактики ВИЧ на официальном сайте школы
Распространение печатной информации
1 раз в полугодие
Индивидуальные консультации по запросам
По мере поступления запроса
Педагог-психолог Школьный врач
Информационное просвещение учащихся (В программе принимают участие те учащиеся, родители которых дали письменное согласие.)
Классные часы по профилактике вредных привычек 1-6 класс, профилактике ВИЧ/СПИДа07-11 классы
1 раз в полугодие
1 раз в четверть
Включение вопросов профилактики ВИЧ инфекции по предметам ОБЖ, обществознание, биология, экономика, география, литература, физическая культура.
По плану педагога
Посещение и нтерактивны х выста вок
Ежегодно 1 декабря
Классные часы по темам профилактики ВИЧ – инфекции с использованием современных образовательных технологий
Обучение ответственному поведению
Классные часы в рамах направления
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
По плану кл. руководителей
Встречи с выпускниками с целью знакомства учеников с возможностями профессионального и жизненного определения
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
Директор МОБУ СОШ
по профилактике ВИЧ-инфекций и СПИДа
на 2016-2019 гг.
В эпидемию ВИЧ/СПИДа с каждым годом все более активно вовлекается молодежь. По оценкам специалистов, 11,8 миллионов молодых людей в мире живут с ВИЧ/СПИДом. Около половины всех новых случаев инфекции среди взрослых – ежедневно в мире заражаются около 6 000 человек — приходится на молодых людей.
Молодость – пора дружбы, любви, надежд. Это время, когда человек выбирает профессию, строит планы относительно будущей карьеры, своего семейного и материального положения, то есть, определяет свое социальное место в обществе. Молодым людям трудно поверить, что им может угрожать смертельная болезнь. Кажется, что сама молодость защищает их от всяческих напастей.
Однако многолетний опыт показывает, что именно молодежь особенно уязвима к ВИЧ-инфекции из-за рискованного сексуального поведения или употребления наркотиков, из-за отсутствия доступа к информации о ВИЧ-инфекции и службам профилактики, или по целому ряду социальных и экономических причин.
Все эти факты подчеркивают огромную важность проведения профилактических программ задолго до того, как молодые люди начнут вступать в сексуальные отношения.
Сейчас пройден тот период, когда большинство молодых людей обладали скудными знаниями, либо вообще ничего не слышали о СПИДе.
создание системы профилактической работы по предотвращению распространения эпидемии ВИЧ-инфекций среди учащихся и родителей ОУ.
информирование учащихся и родителей о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции;
разбор ведущих путей заражения ВИЧ;
этические и правовые аспекты профилактической и противоэпидемической работы по ВИЧ-инфекции, регламентированные законодательными актами
Принципы организации профилактической работы:
-возрастное соответствие – содержание, формы, и методы должны соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей;
-опережающее воздействие – ранняя профилактика должна носить опережающий характер.
- комплексность – у детей необходимо сформировать представление об опасности данного заболевания,
-альтернативность – сформировать у детей полезные поведенческие навыки и установки.
Сроки реализации Программы 2016-2019 годы.
Основные направления реализации Программы:
1 Профилактическая работа с обучающимися.
2. Профилактическая работа с родителями
3.Организационно – методическая профилактическая работа
Механизм реализации программы.
Организационное сопровождение Программы осуществляет администрация ОУ.
Исполнители Программы: педагоги и обучающиеся ОУ.
Администрация ОУ осуществляет руководство и контроль в пределах своих полномочий.
Исполнители Программы: педагоги и обучающиеся школы.
Оценка эффективности программы:
-повышение качества работы классных руководителей по профилактике ВИЧ-инфекций и СПИДА
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня знаний учащихся по данной проблеме.
- повышение культуры поведения учащихся.
- знакомство с современными подходами к сохранению здоровья.
Формы и методы проведения мероприятий:
круглый стол, беседа, рассказ, просмотр фильмов, выставки, КТД, классные часы, родительские собрания.
Профилактическая работа с учащимися.
Заместитель директора по воспитательной работе.
Информирование учащихся о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции и СПИДА.
Осознание связи состояния здоровья человека и здоровья нации.
Знакомство с современными подходами к сохранению здоровья.
Всемирный день СПИДА (досуговые мероприятия)
Заместитель директора по воспитательной работе.
Встреча с сотрудниками ЦРБ
Заместитель директора по воспитательной работе.
2. Профилактическая работа с родителями
Информирование родителей (родительские собрания, индивидуальные беседы) о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в городе, стране.
ЗДВР, социальный педагог,
Знание эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в городе и стране.
Оказание помощи родителям в установлении контактов со специалистами в случае необходимости.
3.Организационно – методическая профилактическая работа
Оформление наглядной агитации
Осознание ценности человеческой жизни
Обеспечение классных руководителей методической литературой. Информирование учителей (административные совещания) о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции.
Заместитель директора по воспитательной работе
Оказание методической помощи классным руководителям по профилактике ВИЧ-инфекций и СПИДА
Заполнение информационных согласий на проведение профилактических занятий с подростками.
Ответств. за организацию проф. работы
Ответств. за организацию проф. работы
Реализация программы по профилактике ВИЧ – инфекции через внеурочную деятельность
Анкетирование учащихся, для определения уровня начальных знаний о ВИЧ - инфекции
Ответств. за организацию проф. работы
Ответств. за организацию проф. работы
Тестирование на ВИЧ-инфекцию
Ответств. за организацию проф. работы
Ответств. за организацию проф. работы
Ответств. за организацию проф. работы
Ответств. за организацию проф. работы
Акция: распространение памяток и буклетов по профилактике ВИЧ – инфекции среди населения микрорайона
Ответств. за организацию проф. работы
Ответств. за организацию проф. работы
Реализация программы по профилактике ВИЧ-инфекции через урочную деятельность
Инфекции, передающиеся половым путём. Спид и его профилактика (ОБЖ 11)
Инфекции, передающиеся половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики (ОБЖ 9)
Иммунитет. Развитие приобретённого иммунодефицита (биология 8 кл.)
Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья людей (география 11 кл.)
Распространение ВИЧ на территории РФ (география 9 кл.)
Учитель физической культуры
Составила ответственная за организацию работы по профилактике ВИЧ_инфекции в ОУ Багаева В.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- график работы методического объединения учителей математики, информатики и ВТ. на 2013-2014 уч. год.
План- график работы методического объединения учителей математики, информатики и ВТ.на 2013-2014 уч. год. Название мероприятияСроки проведенияОтветственныйОтметка о выполнении1.Анализ образовател.
Рабочая программа по французскому языку 7 кл, на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по французскому языку, 7 кл. Синяя птица, Н.А. Селиванова, А.Ю.Шашурина.
План работы районного методического объединения учителей технологии и трудового обучения на 2014-2015 учебный год (октябрь – май)
Межведомственный план взаимодействия субъектов системы профилактики с МБОУ "СОШ № 39" на 2014-2015 учебный год.
Для оказания помощи несовершеннолетним и их семьям социальный педагог тесно сотрудничает со специалистами субъектов системы профилактики (ОДН, КДН, медицинское учреждение). Проблемы неблагополучной се.
План работы с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на 2014-2015 учебный год
План работы с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа "Отряд профилактики правонарушений" МБОУ СОШ № 15 на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа "Отряд профилактики правонарушений" СОШ № 15 на 2014-2015 учебный год. .
Читайте также: