Работа по профилактике вич инфекции в образовательных учреждениях

Обновлено: 25.04.2024

Ключевые слова: профилактика, ВИЧ-инфекция, СПИД, валеология.

Биологические знания должны способствовать формированию биологического мышления и экологической культуры у каждого члена общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации невозможно.

В результате исследований, проведённых российскими учёными, обозначился среднестатистический портрет современного подростка, в котором есть, например, такие штрихи: сексуальный дебют в 14-15 лет, аборт в 16-17 лет.

Статистика отмечает, что половина случаев заражения ВИЧ-инфекцией приходится на возрастную группу от 15 до 24 лет, а 15 лет - это возраст, когда подросток посещает общеобразовательное учреждение. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

Специалисты считают, что для предотвращения массового распространения ВИЧ среди молодежи необходимо уже с 13-14 лет проводить профилактические занятия.

Данные темы уроков возникли в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди учащихся. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственное поведение, выработать стратегию поведения в сложных жизненных ситуациях, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией.

Цель таких уроков - ознакомить учеников с факторами и группами риска заражения ВИЧ- инфекцией. Задачи уроков:

  • Сформировать у учащихся систему объективных сведений о ВИЧ/ СПИДе
  • Формировать представление о том, что распространение ВИЧ- инфекции приобрело масштабы эпидемии, которая может затронуть любого человека и касается каждого из нас.
  • Формирование высокой самооценки, осознанное принятия решений, умение сказать нет и противостоять негативному внешнему влиянию.
  • Улучшить знание школьников и также умело использовать их в различных жизненных ситуациях.
  • Пропаганда ценностей семейной жизни, воздержание от раннего начала половой жизни и сохранение верности своему партнеру, отказ от употребления наркотиков.

По итогам проведения профилактических мероприятий были представлены результаты внедрения профилактической программы по ВИЧ-инфекции в систему образовательного учреждения. Проведены социологические исследования среди учащихся старших классов, их родителей и педагогов, по оценке уровня информированности о ВИЧ-инфекции, наличия факторов риска и определения степени толерантности к ВИЧ-инфицированным гражданам.

В 2015-16 учебном году согласно плану работы ГБОУ СОШ № 339 с ГБУ ДО Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга на уроки по профилактике ВИЧ-инфицирования был приглашён специалист Елена Леонидовна Зуевич с уроком по данной теме. Уроки проходили в форме презентации, включали в себя элементы дискуссии и обратной связи. Перед и после презентации было проведено анкетирование учащихся по данной теме.

Проведенный анализ полученных результатов в сравнении с данными первичного анкетирования позволил выявить наличие заметных позитивных изменений, касающихся информированности о проблеме ВИЧ/СПИДа, отношения к профилактике ВИЧ-инфекции в школе, а также более толерантного поведения с ВИЧ-инфицированными.


Актуальность по проведению беседы в целях профилактики ВИЧ в учебных заведениях Российской Федерации.

Сегодня Россия занимает далеко не последнее место среди стран Европы по количеству ВИЧ позитивных лиц. По оценочным данным на начало 2014 года в стране проживало около 500 тыс. ВИЧ положительных.

Хотя в ходе профилактики ВИЧ инфекции/СПИДа накоплен значительный опыт практической работы по результатам опроса молодёжи в учебных учреждениях, уровень знаний учащейся молодежи о ВИЧ/СПИД в целом и путях которыми ВИЧ передается недостаточно – показатель уровня знаний 24.7% , 35% считают что инфицированный человек не может выглядеть здоровым, 54% отметили что риск инфицирования можно снизить, если иметь половые отношения с одним постоянным партнером. Основными путями защиты от ВИЧ инфекции учащаяся молодежь считает использование презерватива во время каждого полового контакта 69% и не использование шприцев или игл, которыми пользовались другие люди 68%, отсрочки начала половой жизни 43%, 30 % считают что можно сделать прививку с целью предотвращения инфицирования ВИЧ, 72 % знают куда можно обратиться в случае возникновения желания пройти тестирование на ВИЧ. Почти все представители учащейся молодежи 95% слышали о ВИЧ/СПИД.

Мощным источником информации о путях распространения ВИЧ оказались учителя. Для 60% опрошенных они оказываются единственным источником. Наиболее распространенными источниками такой информации являются средства массовой информации в первую очередь телевидение 63%, интернет 62%, также проблема ВИЧ/СПИДа часто обсуждается с родителями 45%, с медицинскими работниками.

Важные шаги в профилактике ВИЧ инфекции:

-Использование интерактивных форм при организации ВИЧ профилактической работы тематические акции, концерты, театрализованные представления и т.д. с непосредственным участием в их подготовке, проведении, обсуждении самой молодёжью.

-Внедрение учебными заведениями программ родительского всеобуча с целью их обучения эффективному общению с детьми и подростками по вопросам безопасного секса и профилактике ВИЧ и дальнейшем их привлечению к проведению и участию в профилактических мероприятиях

-Привлечение общественных организаций, медицинских учреждений, в том числе клиник, дружественных к молодежи, в просвещение подростков по вопросам профилактики инфицирования ВИЧ/СПИДом.

-Информирование подростков о местах где можно пройти тестирование на наличие ВИЧ или получить необходимую информацию по ВИЧ пути передачи, средства предохранения.

Профилактика – это совокупность мероприятий предупреждающие какое либо нежелательное или негативное явление.

Социальная профилактика – это комплекс экономических, политических, правовых, медицинских, психолого- педагогических мероприятий направленных на предупреждение ограничение и локализацию негативных явлений в социальной среде.

Профилактика ВИЧ – комплекс мероприятий, направленных на выявление и устранение причин, условий, способствующих ВИЧ инфицированию. Изменение поведение людей или жизненных условий для снижения фактора риска, а также улучшения качества жизни людей с ВИЧ/СПИДом.

Виды профилактики по ВОЗ( первичная, вторичная, третичная).

3.Массовые мероприятия (манифестации)

Средства потрачены, а ситуация не изменилась.

-Каждый день даём какую -нибудь информацию, знания чтобы снизить риск.

-Как защитить себя.

Стратегии профилактики ВИЧ

Стратегии профилактики ВИЧ – это общие подходы к определению основных целей профилактики и путей их достижения.

Стратегия нормализации – это ограничения риска негативного влияния проблемы или явления. Негативное влияние признается нежелательным, но допустимым, профилактика направлена на уменьшение риска, снижение вреда. Целью профилактики в рамках этой модели является снижение риска инфицирования ВИЧ, а также уменьшение вреда от рискованных поведенческих практик без изменения способа жизни. Эта модель приемлема и эффективна в рамках вторичной профилактики ВИЧ т.е. с теми кто имеет устойчивую систему использования рискованных в контексте инфицирования ВИЧ практик.

Стратегия борьбы ( устранения риска) предусматривает что рискованное поведение признается однозначно недопустимым. В рамках этой стратегии существуют разные модели профилактики.

Репрессивные модели основываются на запретах морализаторстве полном контроле поведения- на сегодня признаны не эффективными.

Конструктивные модели направлены на формирование знаний, умений и навыков помогающие избегать рискованного поведения. Например модель ВЗОЖ. Такие модели необходимы в первую очередь при построении программ в рамках первичной профилактики.

Эффективная, своевременная и соответствующая потребностям целевой группы профилактика является важнейшим инструментом в преодолении эпидемии ВИЧ.

Концентрированная эпидемия характеризуется распространением ВИЧ в определенных подгруппах населения, а именно в группах высокого риска ВИЧ инфицирования.

Генерализованная эпидемия характерна тем что ВИЧ инфекция плотно укореняется среди населения в целом. На этом этапе основным путём передачи ВИЧ является половой. Одной из наиболее незащищенных категорий в условиях эпидемии являются подростки и молодые люди. Специалисты работающие с детьми и молодежью в сфере профилактики ВИЧ не только должны владеть глубокой и чёткой информацией о различных аспектах проблемах ВИЧ но и уметь донести эту информацию до подростков и молодежи.

1.Социальная реклама – помогает привлечь внимание к проблеме

2.Средства массовой информации - помогает сформировать общественное мнение, помогает найти и активизировать сторонников.

3. Лекции - способствуют распространению знаний о проблеме, средств её преодоления.

4. Беседа может заставить аудиторию задуматься над проблемой, поставить под сомнения предыдущие убеждения.

5.Видео,кино- побуждает задуматься над проблемой, поставить под сомнения предыдущие убеждения.

7. Тренинг ролевая игра- позволяет формировать убеждения по проблеме, сформировать эмоциональное отношение к проблеме и позитивное поведение.

8.Развлекающеее обучение – помогает передать обучающее содержание через развлечение, формируют поведение, аудитория занимает активную позицию.

На сегодняшний день среди новых случаев ВИЧ инфекции по республики Башкортостан, половой путь передачи ВИЧ остается основной 76% против 24% с парантеральным путём инфицирования. Устойчивая тенденция увеличения случаев инфицирования ВИЧ половым путём в республики Башкортостан является угрожающим признаком прогрессивного эпидемиологического процесса и требует разработки более эффективных и масштабных профилактических мероприятий.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Средней школы № _______

от ____________ .№ ______

ВИЧ – инфекции в школе № ______

Сроки реализации 2015 – 2020 г. г.

Пояснительная записка

Проблема распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом она все более обостряется. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики ВИЧ/СПИДа к активным действиям.

Стабильно высокий уровень пораженности населения ВИЧ-инфекцией, как в России, так и в Свердловской области является следствием недостаточного уровня информированности молодых людей об актуальности проблемы ВИЧ-инфекции, наряду с практикой рискованного поведения. Ситуация усугубляется отсутствием настороженности молодых людей в отношении наличия у них факторов риска инфицирования ВИЧ.

В эпидемический процесс ВИЧ-инфекции вовлечены все социальные и возрастные группы населения. Несмотря на выраженную тенденцию вовлечения в эпид.процесс ВИЧ- инфекции старших возрастных групп, наибольшая доля ВИЧ-инфицированных приходится на лиц молодого возраста.

Принимая во внимание международный опыт борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции и опыт, накопленный в России, можно констатировать, что превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения.

Молодёжь – мощный ресурс деятельности в области профилактики. Придерживаться безопасного поведения и установок легче, если привыкать к ним заранее. Необходимость проведения информационно-просветительских мероприятий среди школьников не вызывает сомнения.

Программа профилактики ВИЧ – инфекции в школе, формирование толерантного отношения к ВИЧ – положительным людям направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа среди подростков, формирование и развитие защитных факторов, препятствующих ВИЧ-инфицированию как биологическим (физиологическим), так и к психологическим и социальным факторам. Поэтому ведущими принципами работы в данном направлении являются программы формирования здорового образа жизни детей и подростков, их жизненных навыков, в том числе коммуникативных, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам. Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационно-образовательная, просветительская работа по половому воспитанию, а также информация о ВИЧ-инфекции и методах ее предупреждения.

Целью программы является первичная профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач :

1.Информирование подростков о ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах, развитие представлений об основных источниках риска ВИЧ-инфицирования.

2.Формирование у обучающихся толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.

3.Организация систематической работы с родителями учащихся по информированию их о проблемах, связанных с ВИЧ-инфицированием, созданию поддерживающей воспитательной семейной среды.

4.Привитие норм ответственного поведения несовершеннолетних с формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности.

Основные принципы информирования о ВИЧ:

не нанесение вреда неправильной (ложной) или неправильно понятой информацией; • исключение манипулирования информацией (смешение достоверной и недостоверной информации или подача достоверной информации в контексте, позволяющем делать ложные выводы);

нейтральность в подаче информации;

осведомленное согласие на получение профилактической информации;

взаимоуважение в процессе информирования;

всестороннее представление проблемы (объективность и многоаспектность: рассмотрение физиологического, социального, демографического, правового, духовного, психологического аспектов);

личностное отношение при информировании о путях предохранения от ВИЧ-инфекции;

адекватность целевой группе (социокультурная и когнитивная информации);

создание экзистенциальной перспективы (альтернативность, иерархичность ступенчатой информации, расстановка ударений, побуждение к более полному восприятию жизни, с ценностями, смыслом, дальнейшей жизненной перспективой).

Основные направления деятельности:

-Информационное просвещение в области ВИЧ/СПИД всех участников образовательного процесса (обеспечение предоставления всесторонней и точной информации: о механизме инфицирования, путях передачи ВИЧ-инфекции, обстоятельствах, повышающих риск инфицирования (злоупотребление наркотическими средствами и др.), о мерах профилактики.)

-Обучение ответственному поведению.

-Формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность

Организационные формы деятельности по предупреждению ВИЧ-инфекции:

фрагменты уроков и (или) отдельные уроков рамках учебных предметов биология, литература, обществознание, ОБЖ, история; - консультации, организуемые для учащихся и родителей;

вне учебные и внеурочные массовые акции;

тематические классные часы;

Ожидаемые результаты

Высокий уровень информированности, проявляющийся в знании механизмов распространения ВИЧ – инфекции, способов профилактики заражения.

Устойчивая личностная позиция участников образовательного процесса в вопросах морально – нравственных ценностей.

Снижение подверженности факторам риска ВИЧ-инфицирования.

Толерантное отношение к ВИЧ - позитивным людям и их окружению.

Содержание деятельности

Направление / мероприятия

Ответственные

Информационное просвещение работников ш колы

По мере поступления информации

Председатель профсоюзной ячейки

Анкетирование с целью выяснения степени информированности в вопросах ВИЧ - профилактики

Распространение печатной информации

1 раз в четверть

Подготовка и пополнение копилки информационно – методических материалов для использования в работе с учащимися на бумажных и электронных носителях

Повышение квалификации в вопросах профилактики ВИЧ с использованием вебинаров, семинаров, курсовой переподготовки

Информационное просвещение родителей (законных представителей) учащихся

Получение информированного согласия родителей 8 – 11 классов на проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции с их ребёнком (форма в приложении 1)

1 раз в полугодие

Размещение информации по вопросам профилактики ВИЧ на официальном сайте школы

Распространение печатной информации

1 раз в полугодие

Индивидуальные консультации по запросам

По мере поступления запроса

Педагог-психолог Школьный врач

Информационное просвещение учащихся (В программе принимают участие те учащиеся, родители которых дали письменное согласие.)

Классные часы по профилактике вредных привычек 1-6 класс, профилактике ВИЧ/СПИДа07-11 классы

1 раз в полугодие

1 раз в четверть

Включение вопросов профилактики ВИЧ инфекции по предметам ОБЖ, обществознание, биология, экономика, география, литература, физическая культура.

По плану педагога

Посещение и нтерактивны х выста вок

Ежегодно 1 декабря

Классные часы по темам профилактики ВИЧ – инфекции с использованием современных образовательных технологий

Обучение ответственному поведению

Классные часы в рамах направления

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

По плану кл. руководителей

Встречи с выпускниками с целью знакомства учеников с возможностями профессионального и жизненного определения

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Директор МОБУ СОШ

по профилактике ВИЧ-инфекций и СПИДа

на 2016-2019 гг.

В эпидемию ВИЧ/СПИДа с каждым годом все более активно вовлекается молодежь. По оценкам специалистов, 11,8 миллионов молодых людей в мире живут с ВИЧ/СПИДом. Около половины всех новых случаев инфекции среди взрослых – ежедневно в мире заражаются около 6 000 человек — приходится на молодых людей.

Молодость – пора дружбы, любви, надежд. Это время, когда человек выбирает профессию, строит планы относительно будущей карьеры, своего семейного и материального положения, то есть, определяет свое социальное место в обществе. Молодым людям трудно поверить, что им может угрожать смертельная болезнь. Кажется, что сама молодость защищает их от всяческих напастей.

Однако многолетний опыт показывает, что именно молодежь особенно уязвима к ВИЧ-инфекции из-за рискованного сексуального поведения или употребления наркотиков, из-за отсутствия доступа к информации о ВИЧ-инфекции и службам профилактики, или по целому ряду социальных и экономических причин.

Все эти факты подчеркивают огромную важность проведения профилактических программ задолго до того, как молодые люди начнут вступать в сексуальные отношения.

Сейчас пройден тот период, когда большинство молодых людей обладали скудными знаниями, либо вообще ничего не слышали о СПИДе.

создание системы профилактической работы по предотвращению распространения эпидемии ВИЧ-инфекций среди учащихся и родителей ОУ.

информирование учащихся и родителей о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции;

разбор ведущих путей заражения ВИЧ;

этические и правовые аспекты профилактической и противоэпидемической работы по ВИЧ-инфекции, регламентированные законодательными актами

Принципы организации профилактической работы:

-возрастное соответствие – содержание, формы, и методы должны соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей;

-опережающее воздействие – ранняя профилактика должна носить опережающий характер.

- комплексность – у детей необходимо сформировать представление об опасности данного заболевания,

-альтернативность – сформировать у детей полезные поведенческие навыки и установки.

Сроки реализации Программы 2016-2019 годы.

Основные направления реализации Программы:

1 Профилактическая работа с обучающимися.

2. Профилактическая работа с родителями

3.Организационно – методическая профилактическая работа

Механизм реализации программы.

Организационное сопровождение Программы осуществляет администрация ОУ.

Исполнители Программы: педагоги и обучающиеся ОУ.

Администрация ОУ осуществляет руководство и контроль в пределах своих полномочий.

Исполнители Программы: педагоги и обучающиеся школы.

Оценка эффективности программы:

-повышение качества работы классных руководителей по профилактике ВИЧ-инфекций и СПИДА

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня знаний учащихся по данной проблеме.

- повышение культуры поведения учащихся.

- знакомство с современными подходами к сохранению здоровья.

Формы и методы проведения мероприятий:

круглый стол, беседа, рассказ, просмотр фильмов, выставки, КТД, классные часы, родительские собрания.

Профилактическая работа с учащимися.

Заместитель директора по воспитательной работе.

Информирование учащихся о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции и СПИДА.

Осознание связи состояния здоровья человека и здоровья нации.

Знакомство с современными подходами к сохранению здоровья.

Всемирный день СПИДА (досуговые мероприятия)

Заместитель директора по воспитательной работе.

Встреча с сотрудниками ЦРБ

Заместитель директора по воспитательной работе.

2. Профилактическая работа с родителями

Информирование родителей (родительские собрания, индивидуальные беседы) о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в городе, стране.

ЗДВР, социальный педагог,

Знание эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в городе и стране.

Оказание помощи родителям в установлении контактов со специалистами в случае необходимости.

3.Организационно – методическая профилактическая работа

Оформление наглядной агитации

Осознание ценности человеческой жизни

Обеспечение классных руководителей методической литературой. Информирование учителей (административные совещания) о сложившейся эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции.

Заместитель директора по воспитательной работе

Оказание методической помощи классным руководителям по профилактике ВИЧ-инфекций и СПИДА

Заполнение информационных согласий на проведение профилактических занятий с подростками.

Ответств. за организацию проф. работы

Ответств. за организацию проф. работы

Реализация программы по профилактике ВИЧ – инфекции через внеурочную деятельность

Анкетирование учащихся, для определения уровня начальных знаний о ВИЧ - инфекции

Ответств. за организацию проф. работы

Ответств. за организацию проф. работы

Тестирование на ВИЧ-инфекцию

Ответств. за организацию проф. работы

Ответств. за организацию проф. работы

Ответств. за организацию проф. работы

Ответств. за организацию проф. работы

Акция: распространение памяток и буклетов по профилактике ВИЧ – инфекции среди населения микрорайона

Ответств. за организацию проф. работы

Ответств. за организацию проф. работы

Реализация программы по профилактике ВИЧ-инфекции через урочную деятельность

Инфекции, передающиеся половым путём. Спид и его профилактика (ОБЖ 11)

Инфекции, передающиеся половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики (ОБЖ 9)

Иммунитет. Развитие приобретённого иммунодефицита (биология 8 кл.)

Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья людей (география 11 кл.)

Распространение ВИЧ на территории РФ (география 9 кл.)

Учитель физической культуры

Составила ответственная за организацию работы по профилактике ВИЧ_инфекции в ОУ Багаева В.П.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- график работы методического объединения учителей математики, информатики и ВТ. на 2013-2014 уч. год.

План- график работы методического объединения учителей математики, информатики и ВТ.на 2013-2014 уч. год. Название мероприятияСроки проведенияОтветственныйОтметка о выполнении1.Анализ образовател.


Рабочая программа по французскому языку 7 кл, на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по французскому языку, 7 кл. Синяя птица, Н.А. Селиванова, А.Ю.Шашурина.


План работы районного методического объединения учителей технологии и трудового обучения на 2014-2015 учебный год (октябрь – май)


Межведомственный план взаимодействия субъектов системы профилактики с МБОУ "СОШ № 39" на 2014-2015 учебный год.

Для оказания помощи несовершеннолетним и их семьям социальный педагог тесно сотрудничает со специалистами субъектов системы профилактики (ОДН, КДН, медицинское учреждение). Проблемы неблагополучной се.


План работы с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на 2014-2015 учебный год

План работы с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на 2014-2015 учебный год.


Рабочая программа "Отряд профилактики правонарушений" МБОУ СОШ № 15 на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа "Отряд профилактики правонарушений" СОШ № 15 на 2014-2015 учебный год. .

Читайте также: