С какой средой жизни связан паразитический и полупаразитический образ

Обновлено: 26.04.2024

Среды жизни и средообразующая деятельность организмов

Необходимо запомнить

Среда обитания – это совокупность определённых абиотических и биотических условий, в которых обитает данный организм. Отдельные элементы среды, на которые организм реагирует приспособительными реакциями, носят название факторов.

По преобладающему фактору или комплексу факторов, которые называются средообразующими, выделяют 4 среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.

Водная среда наиболее однородна, мало изменяется в пространстве, нет чёткой границы между отдельными экосистемами, амплитуды значений факторов невелики, присуща высокая плотность и вязкость. По способам адаптации, выделяют группы водных обитателей: планктон, нектон, бентос, нейстон. Воздействие человека проявляется в уменьшении прозрачности, изменении химического состава и температуры воды, в результате чего снижается концентрация кислорода, уменьшается продуктивность, меняется видовой состав.

Наземно-воздушная среда – наиболее сложная среда по свойствам и разнообразию. Для неё характерны низкая плотность воздуха, большие колебания температуры и высокая подвижность атмосферы. Лимитирующими факторами являются недостаток или избыток тепла и воды. Для организмов типичны механизмы адаптации к температурному фактору: физический, химический, поведенческий.

Почвенная среда имеет свойства как водной, так и наземно-воздушной среды. В почвах невелики колебания температур, есть поры, заполненные воздухом, мелкие организмы живут как гидробионты, существует вероятность дефицита кислорода. К специфическим свойствам относится плотное сложение. Почва – наиболее насыщенная живыми организмами часть биосферы. Лимитирующие факторы: недостаток тепла, недостаток или избыток влаги, реже недостаток кислорода или избыток углекислоты.

Организмы как среда обитания. Живые организмы также могут выступать средой обитания, с этим связан паразитический и полупаразитический образ жизни.

Среды жизни

Интересные факты

Адаптация к условиям среды

Жираф ( Giraffa camelopardalis) – самое высокое наземное животное на нашей планете, обитает в Африке, в полузасушливой саванне. Питается исключительно листьями и молодыми ветками деревьев. Его рост достигает 6 метров, причем 1/3 – это шея. Длинная шея является отличительной особенностью жирафа, язык тоже очень длинный (около 45 см). Это помогает жирафу добывать пищу и является результатом адаптации к условиям среды. Весит взрослый жираф 1–2 тонны, причём 10 кг приходится на сердце, а 250 кг – на шею. Интересно, что пятна на шкуре жирафа всегда уникальны, как отпечатки пальцев у человека. Шаг жирафа составляет более 4 м, а бежать он может со скоростью до 50 км/ч. Почти всю жизнь жирафы проводят стоя, и спят они тоже стоя, причём не более 10 мин. за один раз. От 16 до 20 ч в день жирафы посвящают еде. Чтобы избежать конкуренции за еду самцы и самки едят листья с разных частей дерева.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Предмет и задачи экологии

1.Выберите современное определение экологии:

1) учение о земном жилище, хозяйстве;

2) наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой;

3) фундаментальная комплексная наука о природе, объединяющая основы ряда классических естественных наук;

4) наука об охране окружающей среды.

3.Какой метод экологических исследований является основным и позволяет исследователю,по возможности не вмешиваясь в естественный ход событий, судить об истинном характере изучаемого явления:

3) наблюдение в искусственных условиях;

4) наблюдения в естественных условиях?

4.Раздел экологии, изучающий взаимодействия особей(организмов) с окружающей средой называется:

3) общая экология;

5.Раздел экологии, изучающий взаимоотношения сообществ и экосистем, называется:

1) медицинская экология;

2) общая экология;

6.Раздел экологии, изучающий болезни человека, связанные с загрязнением среды, а также способы их лечения и предупреждения называется:

1) химическая экология;

2) экономическая экология;

3) медицинская экология;

4) общая экология.

7.Один из разделов экологии, изучающий способы получения экологически чистых сельскохозяйственных продуктов без истощения ресурсов пашни и лугов, называется:

1) экономическая экология;

2) медицинская экология;

3) сельскохозяйственная экология;

4) химическая экология.

8.Моделированием экологических процессов занимается:

1) промышленная экология;

2) математическая экология;

3) экономическая экология;

4) химическая экология.

1.2 Организм и среда обитания

1) организмы,требующие для своего роста и развития готовые органические вещества;

2) организмы,самостоятельно продуцирующие органические вещества,необходимые для роста и развития;

3) организмы,питающиеся остатками других организмов или продуктами их жизнедеятельности;

4)организмы,способные питаться различной по происхождению пищей.

2.Гетеротрофные организмы,питающиеся другими организмами или частицами органического вещества и перерабатывающие их в другие формы,называются:

1) мертвыми растительными остатками;

2) живыми растениями;

3) трупами животных;

4) с помощью фотосинтеза.

4.Выбрать определенную экологическую категорию,по типу питания к которой относятся данные организмы:

1 фототроф; А куница лесная;

2 сапротроф; Б сосна обыкновенная;

3 хищник; В дождевой червяк;

4 микротроф Г бурый медведь.

5.Указать характеристику вида,закрепленную генетически,которая является результатом приспособленности к условиям среды обитания:

1) жизненная форма;

2) экологическая ниша;

6.Указать признак,по которому животные организмы отличаются от растительных:

1) клеточное строение;

2) наличие биополимеров;

3) способность к саморегуляции;

4) питание готовыми органическими веществами.

7.Подберите понятие,которое отвечает определению:”совокупность параметров среды,которые описывают место вида в экосистеме”:

1) трофическая связь;

2) экологическая ниша;

3) трофическая сеть;

1.3 Факторы среды

1) абиотические факторы;

2) биотические факторы;

3) комбинированные факторы;

4) антропогенные факторы.

2.Установить соответствие между видом экологических факторов и эффектом его влияния:

1 биотические; А колебания температуры воды;

2 абиотические; Б внесение гербицидов;

3 антропогенные В изменение численности паразитов

3.Установить соответствие между типами взаимосвязей и организмами:

1 комменсализм; А лось и белка;

2 паразитизм; Б бурый медведь и волк;

3 нейтрализм; В акула и рыба-прилипала;

4 конкуренция; Г росянка и насекомые;

5 хищничество Д человек и аскарида.

4. Антропогенные факторы-это:

1) факторы климатической природы;

2) факторы биологической природы;

3) факторы,вызванные деятельностью человека;

4) особые химические факторы.

5.Оптимальные условия для организма достигаются при интенсивности экологического фактора,наиболее благоприятной для:

4) роста организма.

6.Какой фактор является лимитирующим для организмов в наземно-воздушной среде обитания:

1) ограниченное количество кислорода;

2) значительные колебания температуры;

3) состав органического вещества;

4) возможность потери хозяина?

7.Какой фактор является лимитирующим для организмов в водной среде:

1) количество кислорода;

2) значительные колебания температуры;

3) состав органического вещества;

4) возможность потери хозяина?

8.Какой фактор является лимитирующим для организмов в почве:

1) количество кислорода;

2) значительные колебания температуры;

4) возможность потери хозяина?

9.С какой средой обитания связан паразитический и полупаразитический образ жизни:

2) с наземно- воздушной;

4) с живым организмом?

10.Какая среда жизни является более однородной:

4) живой организм?

11.Установить соответствие между видом животного и отношением к температурному фактору:

Представители Классификация животных

Голубь А Пойкилотермные(холоднокровные)животные

Акула Б Гомойотермные(теплокровные)

12.Отсутствие скелета или уменьшение его доли в общей массе является приспособлением живых организмов к обитанию:

1) в наземно- воздушной среде; 3) в живом организме;

2) в почве; 4) в водной среде.

13.Определить все возможные отношения к освещенности у растений,у животных:

А Растения 1) светолюбивые;

Б Животные 2) ночные;

14.Гомойотермность(теплокровность)животных и разнообразие форм тела характерны для обитателей:

1) наземно-воздушной среды; 3) живого организма;

2)почвы; 4) водной среды.

15.Редукция, или полное отсутствие системы пищеварения,является приспособлением живых организмов к обитанию:

1) в наземно-воздушной среде; 3) в живом организме;

2) в почве; 4) в водной среде.

16.Из списка экологических факторов выберите те,которые относятся к биотическим:

1) вырубка лесных массивов; 4) хищничество;

2) конкуренция; 5) свет.

17. Установить соответствие между видами экологических факторов и компонентами окружающей среды:

1 биотические; А нефтедобыча;

2 абиотические; Б солевой состав воды;

3 антропогенные В численность фитофагов

18.Определить категорию факторов окружающей среды,к которым следует отнести интродукцию растений,интродукцию животных,внесение удобрений в грунт,мелиорацию:

19.Наиболее вредное влияние на живые организмы может оказать:

1) инфракрасное излучение;

2) излучение в синей части видимого спектра;

3) ультрафиолетовое излучение;

4) излучение в красной части видимого спектра.

20.Вода как среда жизни обладает следующими свойствами:

1) высокая плотность;

2) низкая плотность;

3) большое количество света;

4) уменьшение освещенности с увеличением глубины;

5) низкое содержание кислорода;

6) обилие воздуха.

21.Наземно-воздушная среда жизни обладает следующими признаками:

1) высокая плотность; 4 ) мало света;

2) низкая плотность; 5) отсутствие кислорода;

3) много света; 6) обилие воздуха.

22.Почва как среда жизни обладает следующими характеристиками:

1) мало света; 4) обилие углекислого газа;

2) много света; 5) низкая плотность;

3) недостаток кислорода; 6) обилие воздуха.

23.Экологическая ниша организмов определяется:

1) пищевой специализацией;

3) физическими параметрами среды;

4) биологическим окружением;

5) всей совокупностью условий существования.

1.4 Экология популяций,сообществ.

1) организованная группа организмов разных видов,приспособленная к совместному обитанию в пределах определенного пространства;

2) минимальная самовоспроизводящаяся группа особей одного вида,на протяжении эволюционно длительного времени населяющая определенное пространство,образующая генетическую систему и формирующая собственную экологическую нишу;

3) совокупность особей организмов разных видов,обладающих схожими морфологическими,физиологическими и биохимическими признаками.

2.Совокупность пищевых цепей в экосистеме,соединенных между собой и образующих сложные пищевые взаимодействия,называют:

1) пищевой связью; 3) трофическим уровнем;

2) пищевой сетью; 4) пищевой цепью.

3.Отдельные звенья цепей питания называются:

1) пищевой связью; 3) трофическим уровнем;

2) пищевой сетью; 4) пищевой цепью.

4.Пищевые цепи подразделяют на виды:

1) пастбищные; 4) разложения;

2) детритные; 5)трофические.

5.Назвать самую малочисленную группу организмов,входящую в состав пищевой цепи выедания(пастбищной):

1) продуценты; 3) консульменты 2-го порядка;

2) консульменты 1-го порядка; 4) консульменты 3-го порядка.

6.Пищевая цепь имеет вид: растение-полевая мышь-ястреб-бактерии.Укажите,какой из организмов в этой пищевой цепи является консульментом 2-го порядка:

1) растение; 3) ястреб;

2) полевая мышь; 4)бактерии.

7.Соотношение численности живых организмов,занимающих разное положение в пищевой цепи называют:

1) пирамидой численности;

2) пирамидой биомассы;

3) пирамидой энергии;

4) пирамидой потребности.

8.Сколько энергии(%) доходит до третьего трофического уровня в приведенной схеме:

Растение- гусеница- синица- ястреб-перепелятник- бактерии?Энергия,поглощенная растениями,составляет 100%:

9.Взаимодействие некоторых травоядных копытных и микроорганизмов,обитающих в их желудке и кишечнике,-пример:

1) мутуализма; 3) хищничества;

2) конкуренции; 4) паразитизма.

1.5 Экологические системы

1.Укажите компонент наземной экосистемы,на который приходится наибольшая часть биомассы:

2.Вторичная продукция в экосистемах образуется:

1) продуцентами; 3) детритофагами;

2) консульментами; 4) редуцентами.

3.Расположите следующие экосистемы в порядке возрастания их продуктивности:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тема:

Продолжительность занятия: 90 минут

Тип занятия: изучение нового материала и первичное закрепление

Цели занятия:

Образовательная: Изучить свойства живых организмов, уровни организации жизни;

Развивающая: формировать навыки работы с литературными источниками, формирование умений проводить аналитические связи; сформировать представления об основах научных исследований и утверждений, развивать аналитическое и творческое мышление;

Воспитательная : Формировать единую естественнонаучную картину мира на примере материала урока.

Технологии: традиционная, личностно-ориентированная, ИКТ. Методы: беседа, работа с учебником, анализ полученной информации.

Тип урока: комбинированный

Основное содержание темы, понятия, термины: свойства живых организмов; уровни организации живой и методы познания живой материи.

Оборудование: учебник для общеобразовательных учебных заведений экология под редакцией Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник 10 (11) класс.

Место проведения: кабинет биологии

Оснащение занятия:

Междисциплинарные связи: с генетикой человека с основами медицинской генетики; с анатомией и физиологией человека

Методы деятельности: по источникам знаний: словесный; наглядный; практический; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрированный; методы управления учением по степени самостоятельности студентов: учебная работа под руководством преподавателя

Формы деятельности: по источникам знаний : беседа, объяснение, по характеру познавательной деятельности: самостоятельная работа, проблемные ситуации; методы управления учением по степени самостоятельности студентов: письменная работа.

Результаты освоения учебной дисциплины:

личностных :

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выборупутей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных :

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание

мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения экологических явлений; выдающихся достижений экологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных :

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми при экологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Технологическая карта занятия:

Теоретического занятия

Название и содержание этапа

приветствие, проверка отсутствующих, выдача тетрадей, настрой на урок

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

работа с журналом, отмечает отсутствующих на уроке

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

записывают тему урока в тетради

сообщают тему урока, цели,

мотивирует учебную деятельность

Актуализация опорных знаний

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают

поисковая беседа по вопросам

Ознакомление с новым материалом и первичное его осмысление

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

делают записи в тетради

Изучение нового материала

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

записывают наиболее значимую информацию, неизвестную ранее по изучению вопросов: критерии жизни; уровня организации живой природы.

задаёт вопросы, проверяет, корректирует записи в тетрадях

Оценка деятельности студентов. Рефлексия. Подведение итогов

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Слушают вопросы, дискутируют, осмысливают, анализируют

Беседа по вопросам

Постановка внеаудиторной самостоятельной работы

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Объясняет, наставляет, даёт задание по изученной теме: стр.: 3-18

Фронтальный опрос.

1. Объясните понятие: прикладная экология.

2. Направления прикладной экологии.

3. Глобальные экологические проблемы.

4. Региональные экологические проблемы.

5. Причины возникновения глобальных экологических проблем.

6. Объясните понятие: демографический взрыв.

7. Объясните понятие: научно-технический взрыв.

8. Чем характеризуется радикальное изменение окружающей среды.

Лекция по новому материалу.

Среда обитания человека и её компоненты.

1. Среда и факторы среды, их классификация .

Под средой обитания обычно понимают природные тела и явления, с которыми организм (организмы) находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные элементы среды, на которые организмы реагируют приспособленными реакциями (адаптациями), носят название факторов.

Влияние среды на организмы обычно оценивают через отдельные факторы. Под экологическими факторами понимается любой элемент или условие среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями, или адаптациями. За пределами приспособительных реакций лежат летальные (гибельные для организмов) значения факторов.

Чаще всего факторы делят на три группы.

Факторы неживой природы (абиотические, или физико-химические). К ним относятся климатические, атмосферные, почвенные (эдафотические), геоморфологические (орографические), гидрологические и другие.

Факторы живой природы (биотические) – влияние одних организмов или их сообществ на другие. Эти влияния могут быть со стороны растений (фитогенные), животных (зоогенные), микроорганизмов, грибов и т.п.

Факторы человеческой деятельности (антропогенные). В их числе различают прямое влияние на организмы (например, загрязнение среды, уничтожение кормовых угодий, строительство плотин на реках и т.п.).

Интересна классификация факторов по периодичности и направленности действия, степени адаптации к ним организмов. В этом отношении выделяют факторы, действующие строго периодически (смены времени суток, сезонов года, приливно-отливные явления и т.п.), действующие без строгой периодичности, но повторяющиеся время от времени. Сюда относятся погодные явления , наводнения, ураганы, землетрясения и т.п. Следующая группа – факторы направленного действия, они обычно изменяются в одном направлении (потепление или похолодание климата, зарастание водоемов, заболачивание территорий и т.п.). И последняя группа – факторы неопределенного действия. Сюда относятся антропогенные факторы, наиболее опасные для организмов и их сообществ.

Из перечисленных групп организмы легче всего адаптируются или адаптированы к тем, которые четко изменяются (строго периодические, направленные). Адаптационность к таким такова, что часто становиться наследственно обусловленной.

Некоторые трудности характерны для адаптаций к нерегулярно – периодическим факторам, но организмы нередко имеют механизмы предчувствия их возможности (землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.) и в какой-то мере могут смягчать их отрицательные последствия.

2. Общие закономерности действия факторов среды на организмы

В комплексе действия факторов можно выделить некоторые закономерности, которые являются в значительной мере универсальными (общими) по отношению к организмам. К таким закономерностям относится правило оптимума, правило взаимодействия факторов, правило лимитирующих факторов и некоторые другие.

Правило оптимума. В соответствии с этим правилом для экосистемы, организма или определенной стадии его развития имеется диапазон наиболее благоприятного (оптимального) значения фактора. За пределами зоны оптимума лежат зоны угнетения, переходящие в критические точки, за которыми существование невозможно (рис.1). К зоне оптимума обычно приурочена максимальная плотность популяции. Зоны оптимума для различных организмов неодинаковы. Для одних они имеют значительный диапазон. Такие организмы относятся к группе эврибионтов (греч. эури – широкий; биос – жизнь). Организмы с узким диапазоном адаптаций к факторам называются стенобионтами (греч. стенос – узкий). Важно подчеркнуть, что зоны оптимума по отношению к различным факторам различаются, и поэтому организмы полностью проявляют свои потенциальные возможности в том случае, если весь спектр факторов имеет для них оптимальные значения.

Диапазон значений факторов (между критическими точками) называют экологической валентностью (см.рис.1).Синонимом термина валентность является толерантность (лат. толеранция – терпение), или пластичность (изменчивость). Эти характеристики зависят в значительной мере от среды, в которой обитают организмы. Если она относительно стабильна по своим свойствам (малы амплитуды колебаний отдельных факторов), в ней больше стенобионтов (например, в водной среде), если динамична, например, наземно-воздушная – в ней больше шансов на выживание имеют эврибионты.

Правило взаимодействия факторов. Сущность его заключается в том, что одни факторы могут усиливать или смягчать силу действия других факторов. Например, избыток тепла может в какой-то мере смягчаться пониженной влажностью воздуха, недостаток света для фотосинтеза растений – компенсироваться повышенным содержанием углекислого газа в воздухе и т.п. Из этого, однако, не следует, что факторы могут взаимозаменяться, они не взаимозаменяемы.

https://lh4.googleusercontent.com/6AIKT_cKA73zmRa-XACNkDmmxL6IO_r9VX3bBdbRXFTsr7wL8GwW0uiD0gaPK7nDRdKYRQsh7vH1jh-CFnRo2rxDBES-GbsliSLEJWDl1YRlj1DpEbQ

Правило лимитирующих факторов. Сущность этого правила заключается в том, что фактор, находящийся в недостатке или избытке (вблизи критических точек) отрицательно влияет на организмы и, кроме того, ограничивает возможность проявления силы действия других факторов, в том числе и находящихся в оптимуме. Например, если в почве имеются в достатке все, кроме одного, необходимые для растения химические элементы, то рост и развитие растения рисунок 1 будет обуславливаться тем из них, который находиться в недостатке. Все другие элементы при этом не проявляют своего действия. Лимитирующие факторы обычно обуславливают границы распространения видов (популяций), их ареалы. От них зависит продуктивность организмов и сообществ.

3. Среды жизни и адаптации к ним организмов

Рассмотрим кратко присущие названным средам жизни свойства, лимитирующие факторы и адаптации организмов.

Водная среда. Эта среда наиболее однородна среди других. Она мало изменяется в пространстве, здесь нет четких границ между отдельными экосистемами. Амплитуды значений факторов также невелики. Разница между максимальными и минимальными значениями температуры здесь обычно не превышает 50 ° С (в наземно-воздушной среде - 100 ° С). Давление изменяется только в зависимости от глубины: каждый 10-метровый слой воды увеличивает давление на 1 атмосферу.

Лимитирующим фактором часто бывает кислород. Содержание его обычно не превышает 1% от объема. При повышении температуры, обогащение органическим веществом и слабом перемешивании кислорода в воде уменьшается. Второй лимитирующий фактор – свет. Освещенность быстро уменьшается с глубиной. В идеально чистых водах свет может проникать до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных – только на несколько сантиметров.

В воде мало теплокровных, или гомойотерных (греч. хомой – одинаковый, термо- – тепло), организмов. Это результат двух причин: малое колебание температуры и недостаток кислорода.

Типичные обитатели водной среды имеют переменную температуру тела и относятся к группе пойкилотермных (греч. пойкиос – разнообразный). Недостаток кислорода они в какой-то мере компенсируют увеличением соприкосновения органов дыхания с водой. Многие обитатели вод (гидробионты) потребляют кислород через все покровы тела.

Наземно-воздушная среда. Эта среда относится к наиболее сложной как по свойствам, так и по разнообразию в пространстве. Для нее характерна низкая плотность воздуха, большие колебания температуры (годовые амплитуды до 100 ° С), высокая подвижность атмосферы. Лимитирующими факторами чаще всего являются недостаток света под пологом леса, недостаток тепла.

Для организмов наземно-воздушной среды типичны три механизма адаптаций к температурному фактору: физический, химический, поведенческий. Физический осуществляется регулированием теплоотдачи. Факторами ее являются кожные покровы, жировые отложения, испарения воды (потовыделение у животных, транспирация у растений). Химическая адаптация базируется на поддержании определенной температуры тела. Это требует интенсивного обмена веществ. Поведенческий путь осуществляется посредством выбора организмами предпочтительных положений (открытые солнцу или затененные места, разного вида укрытия и т.п.).

Адаптация к температуре осуществляется также через размеры и форму тела организмов. Для уменьшения теплоотдачи выгоднее крупные размеры (чем крупнее тело, тем меньше его поверхность на единицу массы, а следовательно, и теплоотдача, и наоборот). По этой причине одни и те же виды, обитающие в более холодных условиях (на севере), как правило, крупнее тех, которые обитают в более теплом климате. Эта закономерность называется правилом Бергмана.

Регулирование температуры осуществляется также через выступающие части тела (ушные раковины, конечности, органы обоняния). В холодных районах они, как правило, меньше по размерам, чем в боле теплых (правило Аллена).

Регулирование водного баланса организмами. У животных различают три механизма: морфологический – через форму тела, покровы; физиологический – посредством высвобождения воды из жиров, белков и углеводов (метаболическая вода), через испарение и органы выделения; поведенческий – выбор предпочтительного расположения в пространстве.

Почвенная среда. Эта среда имеет свойства, сближающие ее с водной и наземно-воздушной средами.

Многие мелкие организмы живут здесь как гидробионты в поровых скоплениях свободной воды. Как и в водной среде, в почвах невелики колебания температур. Амплитуды их быстро затухают с глубиной. Существенна вероятность дефицита кислорода, особенно при избытке влаги или углекислоты. Сходство с наземно-воздушной средой проявляется через наличие пор, заполненных воздухом.

К специфическим свойствам, присуще только почве, относится плотное сложение (твердая часть или скелет). В почвах обычно выделяют три фазы (части): подчеркивая этим большую роль в ее образовании и жизни организмов и продуктов их жизнедеятельности. Почва – наиболее насыщенная живыми организмами часть биосферы (почвенная пленка жизни). Поэтому в ней иногда выделяют четвертую фазу – живую.

В качестве лимитирующих факторов в почве чаще всего выступает недостаток тепла (особенно при вечной мерзлоте), а также недостаток (засушливые условия) или избыток (болота) влаги. Реже лимитирующими бывают недостаток кислорода или избыток углекислоты.

К концентрационным функциям живого вещества биосферы относятся:

1) образование озонового экрана;

2) выделение живыми организмами аммиака;

3) аккумуляция железобактериями железа; способность хвощей накапливать кремний . (+)

4) образование органических веществ при автотрофном питании;

Отметьте неправительственные экологические организации:
1) Организация Объединенных Наций по вопросам образования и культуры (ЮНЕСКО);
2) Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF); (+)
3) Римский клуб; (+)
4) Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);
5) Международная юридическая организация (МЮО). (+)
6) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

Среди перечисленных сукцессионных процессов к первичной сукцессии относится:
1) появление на сыпучих песках сосняка. (+)
2) постепенная смена мест рубок сосняком;
3) превращение деградированных пастбищ в дубравы;

Функциями экологического контроля являются:

Адаптация это:
1) приспособление организма к среде обитания; (+)
2) приспособления организма к температурному фактору ;
3) пищевые приспособления организма.

Основными источниками антропогенного загрязнения гидросферы являются:
1) целлюлозно-бумажная промышленность; (+)
2) пищевая промышленность; (+)
3) энергетика;
4) химическая промышленность; индустриальное сельское хозяйство. (+)
5) черная и цветная металлургия;

Оптимальные условия для организма достигаются при:
1) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для роста организма.
2) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для жизнедеятельности; (+)
3) интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для размножения;

Инициатором процедуры ОВОС может быть организация:

4) верно все перечисленное. (+)

Общую территорию, которую занимает вид, называют:

1) экологической нишей;

4) кормовой территорией.

Какая среда жизни является более однородной?
1) водная; (+)
2) почвенная ;
3) живой организм.

Круговорот кислорода в природе занимает около:
1) 300 лет;
2) 2000 лет; (+)
3) 1 млн. лет;
4) 100 млн. лет.

Особо охраняемая природная территория на которой полностью исключаются все формы хозяйственной деятельности, называется:
1) заповедник; (+)
2) заказник;
3) национальный парк;

Цель правовой охраны земли состоит:
1) в сохранении её площади;
2) в сохранении, восстановлении, улучшении качественного состояния земель; (+)
3) верно все вышеперечисленное.

Относительно устойчивое состояние экосистемы, в котором поддерживается равновесие между организмами, а также между ними и средой, называют:
1) климаксом; (+)
2) сукцессией;
3) флуктуацией;

Экологическое законодательство РФ предусматривает экологическую экспертизу:

В чем заключается принцип оптимизации природопользования?
1) в принятии наиболее целесообразных решений в использовании природных ресурсов; (+)
2) в оптимальном использовании природного потенциала региона.

Один из разделов экологии, изучающий биосферу земли называется:
1) общая экология;
2) глобальная экология; (+)
3) сельскохозяйственная экология;
4) химическая экология.

В какой форме углерод выходит из круговорота веществ, образуя осадочные породы?

1) сульфата кальция;

2) карбоната кальция; (+)

3) нитрата кальция;

4) сульфида кальция.

В РФ экологическая сертификация проводится в:
1) в добровольной и в обязательной формах. (+)
2) добровольной форме;
3) обязательной форме;

К признакам современной ноосферы относятся:

1) массовое потребление продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох;

2) появление новых трансурановых химических элементов;

3) рассеивание энергии Земли;

Основными антропогенными источниками диоксида углерода (СО2) являются:
1) сжигание ископаемого топлива; вырубка лесов; (+)
2) рисовые плантации;
3) производство удобрений;

Охарактеризуйте экологическую нишу человека.

Периодичность открывания и закрывания раковин у устриц относят к ритмам:

Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в почве?
1) влажность; (+)
2) ограниченное количество кислорода;
3) значительные колебания температуры;
4) возможность потерять хозяина.

Сера в виде сероводорода поступает в атмосферу благодаря деятельности:

1) денитрифицирующих бактерий;

3) метилотрофных бактерий;

Раздел экологии, изучающий взаимоотношения сообществ и экосистем называется:
1) синэкология. (+)
2) общая экология;
3) аутэкология;

Гипотетическая стадия развития биосферы, когда в будущем разумная деятельность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития - это определение:

Ответственность за охрану окружающей среды на конкретном предприятии необходимо возлагать на:
1) все подразделения. (+)
2) экологическую службу;

Экологическое страхование в соответствии с существующим законодательством может быть:
1) только добровольным;
2) только обязательным; (+)
3) может быть как добровольным, так и обязательным.

Эколого-экономическое стимулирование включает в себя:

2) ценовую политику;

3) финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности;

4) всё вышеперечисленное. (+)

Желудь - белка - рысь - бактерии. Укажите, какой из организмов в пищевой цепи является редуцентом:
1) бактерии. (+)
2) белка;
3) рысь;

Привлечение внешних членов аудиторской группы зависит от решения:
1) организации осуществляющей аудит;
2) заказчика; (+)
3) государства.

Химические процессы в клетках происходят:

1) в водных растворах; (+)

2) в кристаллической форме;

3) в гидрофобной форме.

Источниками информации в природоохранной сфере являются:

1) экологический мониторинг;

2) Государственные кадастры природных ресурсов;

3) Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ;

4) экологическая сертификация;

5) Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды за соответствующий год.

С какой средой жизни связан паразитический и полупаразитический образ жизни?
1) живой организм. (+)
2) водной;
3) наземно-воздушной;
4) почвенной;

Вода как среда жизни обладает следующими свойствами:
1) высокой плотностью; количество света уменьшается с глубиной; низкое количество кислорода; (+)
2) обилие воздуха.
3) низкой плотностью;
4) содержит много света;

Экологическая ниша организмов определяется:
1) всей совокупностью условий существования. (+)
2) ареалом;
3) физическими параметрами среды;
4) биологическим окружением;

Взаимодействие бобовых растений и клубеньковых бактерий является примером:

2) симбиоза; (+)

Первичную продукцию в экосистемах образуют:

Каковы основные мишени агрессивного воздействия среды на организм человека:
1. генетический аппарат;
2. репродуктивная система;
3. иммунная система;
4. всё верно (+)

Автотрофы это:
- организмы, не требующие для своего роста и развития готовых органических соединений. (+)
- организмы, требующие для своего роста и развития готовых органических соединений;

Наземно-воздушная среда жизни обладает следующими признаками:
1) высокой плотностью;
2) низкой плотностью; много света; обилие воздуха. (+)
3) мало света;
4) отсутствие кислорода;

Природно-хозяйственный мониторинг по уровню территориального охвата является:
1) локальным;
2) региональным; (+)
3) глобальным.

В зависимости от экономической целесообразности замены ресурсы подразделяют на ресурсы:
1) промышленного производства;
2) реальные;
3) заменимые; незаменимые. (+)
4) частные;

Дайте определение экологическому кризису и экологической катастрофе.

Ответ: Экологический кризис приводит экосистему в состояние неустойчивости, из которого возможен выход либо к изменению уровня функционирования, либо к гибели системы. Экологическая катастрофа - комплекс изменений в экосистеме, который необратимо ведет ее к исчезновению. (+)

Растительный опад - личинки насекомых - лягушка - гадюка. Укажите, какой организм в пищевой цепи является детритофагом:

1) растительный опад;

2) личинки насекомых; (+)

Раздел экологии, исследующий общие закономерности взаимоотно-шений общества и природы называется:

1) общая экология;

2) популяционная экология;

3) социальная экология; (+)

4) глобальная экология.

Валовой первичной продукцией экосистемы называют:
1. общее количество вещества и энергии, производимое автотрофами. (+)
2. общее количество вещества и энергии, поступающих от автотрофов к гетеро-трофам;

Нормативы качества относятся к:
1) технико-экономическим показателям. (+)
2) подзаконным правовым актам;
3) техническим показателям; (+)
4) экономическим показателям;

Какой из ниже перечисленных законов говорит о том, что выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей?
1. законом минимума (Либиха) ; (+)
2. законом оптимума (толерантности, Шелфорда) ;
3. законом Гаузе (правилом конкурентного исключения) ;

Перечислите основные ингредиенты загрязнения атмосферы:

1. ) оксид углерода (CO); (+)

2. ) оксиды железа (Fe2O3);

3. ) оксиды азота (NOx); (+)

4. ) оксиды серы (SO2); (+)

5. ) углеводороды (CnHm);

6. ) оксид кальция (CaO); (+)

7. ) взвешенные частицы (пыль).

Загрязнение парниковыми газами является:
1) глобальным загрязнением; (+)
2) локальным загрязнением;
3) региональным загрязнением.

Антропогенные факторы это:
1) факторы, вызванные деятельностью человека. (+)
2) факторы климатической природы;
3) факторы биологической природы;

От чего зависит качество жизни отдельного человека и человеческой популяции:
1. от средней продолжительностью жизни;
2. от отношения валового национального продукта в численности населения; (+)
3. от сложившейся политической системы в стране;

Какие нормативы в настоящее время являются главными нормативами качества окружающей среды:
1) ОБУВ;
2) ЛРО;
3) ПДК; (+)
4) ПДВ;
5) ПДС.

Генетическая информация о структуре белков в клетках закодирована:

По критерию собственности ресурсы подразделяют на ресурсы:
1) частные; (+)
2) общественные. (+)
3) арендуемые; (+)
4) государтсвенные; (+)
5) с/х производства;

Число особей популяции, погибших за единицу времени, называется:
1) смертностью. (+)
2) иммиграцией;
3) рождаемостью;

Отличительными особенностями океанической коры от материковой являются:
1) толщина составляет 3 - 7 км;
2) гранитный слой отсутствует;
3) осадочный слой в среднем менее 1 км;
4) наличие второго слоя между осадочными и базальтовыми слоями.
5) всё верно (+)

С экономической точки зрения природа - это:
1) замкнутая, самодостаточная, саморазвивающаяся система, которая без вмешательства человека поддерживается в равновесном состоянии обозримо длительное время. (+)
2) открытая, самодостаточная, саморазвивающаяся система, которая без вмешательства человека поддерживается в равновесном состоянии обозримо длительное время;
3) замкнутая, развивающаяся система, которая благодаря вмешательству человека поддерживается в равновесном состоянии обозримо длительное время;

Растения - тля - синица - ястреб. Укажите, какой из организмов в пищевой цепи является консументом 1-го порядка:

Чем агроценозы отличаются от биогеоценозов? Укажите основные отличительные элементы.

Ответ: В агроценозах действует искусственный отбор, а в биогеоценозах — естественный. Агроценозы наряду с солнечной энергией получают дополнительную энергию, которую вносит человек, а биогеоценозы используют только энергию Солнца. Природные биогеоценозы — саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком. (+)

Гомойотермность (теплокровность) животных и разнообразные формы тела характерны для обитателей:
1) почвы;
2) живого организма;
3) наземно-воздушной среды; (+)
4) водной среды.

Установите соответствие между формами биотических взаимоотношений и отдельными представителями.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1) клубеньковые бактерии
2) бактерии, обитающие в желудке жвачных животных
3) вши и человек
4) блохи и собаки
5) свиной цепень и свинья
6) гриб и водоросль

БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
А) симбиоз
Б) паразитизм
ОТВЕТ 1-А, 2-А, 3-Б, 4-Б, 5-Б, 6-А

Какие негативные последствия имеют нарушения технологии использования удобрений:
1) нарушение круговорота питательных веществ и снижение плодородия почвы; (+)
2) попадание элементов удобрений в грунтовые воды и поверхностные водоемы; (+)
3) способствует разрушению озонового слоя, в результате проникновения в стратосферу оксидов азота. (+)
4) усиление ветровой и водной эрозии почв;

Среды жизни и средообразующая деятельность организмов

Необходимо запомнить

Среда обитания – это совокупность определённых абиотических и биотических условий, в которых обитает данный организм. Отдельные элементы среды, на которые организм реагирует приспособительными реакциями, носят название факторов.

По преобладающему фактору или комплексу факторов, которые называются средообразующими, выделяют 4 среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.

Водная среда наиболее однородна, мало изменяется в пространстве, нет чёткой границы между отдельными экосистемами, амплитуды значений факторов невелики, присуща высокая плотность и вязкость. По способам адаптации, выделяют группы водных обитателей: планктон, нектон, бентос, нейстон. Воздействие человека проявляется в уменьшении прозрачности, изменении химического состава и температуры воды, в результате чего снижается концентрация кислорода, уменьшается продуктивность, меняется видовой состав.

Наземно-воздушная среда – наиболее сложная среда по свойствам и разнообразию. Для неё характерны низкая плотность воздуха, большие колебания температуры и высокая подвижность атмосферы. Лимитирующими факторами являются недостаток или избыток тепла и воды. Для организмов типичны механизмы адаптации к температурному фактору: физический, химический, поведенческий.

Почвенная среда имеет свойства как водной, так и наземно-воздушной среды. В почвах невелики колебания температур, есть поры, заполненные воздухом, мелкие организмы живут как гидробионты, существует вероятность дефицита кислорода. К специфическим свойствам относится плотное сложение. Почва – наиболее насыщенная живыми организмами часть биосферы. Лимитирующие факторы: недостаток тепла, недостаток или избыток влаги, реже недостаток кислорода или избыток углекислоты.

Организмы как среда обитания. Живые организмы также могут выступать средой обитания, с этим связан паразитический и полупаразитический образ жизни.

Среды жизни

Интересные факты

Адаптация к условиям среды

Жираф ( Giraffa camelopardalis) – самое высокое наземное животное на нашей планете, обитает в Африке, в полузасушливой саванне. Питается исключительно листьями и молодыми ветками деревьев. Его рост достигает 6 метров, причем 1/3 – это шея. Длинная шея является отличительной особенностью жирафа, язык тоже очень длинный (около 45 см). Это помогает жирафу добывать пищу и является результатом адаптации к условиям среды. Весит взрослый жираф 1–2 тонны, причём 10 кг приходится на сердце, а 250 кг – на шею. Интересно, что пятна на шкуре жирафа всегда уникальны, как отпечатки пальцев у человека. Шаг жирафа составляет более 4 м, а бежать он может со скоростью до 50 км/ч. Почти всю жизнь жирафы проводят стоя, и спят они тоже стоя, причём не более 10 мин. за один раз. От 16 до 20 ч в день жирафы посвящают еде. Чтобы избежать конкуренции за еду самцы и самки едят листья с разных частей дерева.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: