Санаторные школы интернаты с туберкулезом

Обновлено: 12.05.2024

Главная задача медицинского персонала Санаторной школы-интерната № 10 – профилактика заболеваемости туберкулезом, предупреждение рецидивов хронических заболеваний, работа по сохранению, укреплению здоровья детей с широким использованием возможностей медицинского блока учреждения.

Образовательное учреждение имеет лицензию Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области № ЛО-76-01-001842 от 02 марта 2016 года на осуществление медицинской деятельности:

при оказании первичной, в том числе доврачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги), при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:

  • вакцинации (проведению профилактических прививок);
  • лечебной физкультуре;
  • сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии;

при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:

  • вакцинации (проведению профилактических прививок);
  • организации здравоохранения и общественному здоровью;

при оказании медицинской помощи при санаторной-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по:

  • организации здравоохранения и общественному здоровью;
  • педиатрии;
  • физиотерапии;
  • фтизиатрии;

при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз по:

  • медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

Санаторная школа-интернат № 10 предназначена для детей:

  • клинически перенесших туберкулез;
  • имеющия остаточные явления после перенесенного туберкулеза;
  • из семейных и других очагов туберкулезной инфекции;
  • с риском заболевания туберкулезом;
  • тубинфицированных с сопутствующей хронической паталогией;
  • по социальным показаниям.

Медицинское обслуживание детей обеспечивается наличием медицинского блока в учреждении. В состав медицинской части входят:

  • кабинет врача с аптекой, при необходимости используется для работы врачей-специалистов и врачей консультантов, предрейсовых медицинских осмотров водителей;
  • кабинет медицинской сестры по питанию;
  • прививочный кабинет;
  • приемное отделение с изолятором на 2 палаты, санитарная комната, буфет;
  • кабинет лечебной физкультуры;
  • физиотерапевтический блок состоит из нескольких кабинетов: ингаляторий, электролечение, светолечение, общее количество комнат – 7, количество процедурных мест – 15, общее количество аппаратов – 16;
  • кабинет ОЛМ (одеяло лечебное магнитное многослойное);
  • кабинет для галоаэрозольной терапии, оснащен аппаратом для проведения групповой аэрозоль терапии хлоридом натрия "Галогенератор АГГ -01".

Обслуживание оборудования осуществляется организацией ФГУ "Ярославский центр стандартизации, метрологии и сертификации" в соответствии с договором.

Одним из основных документов для поступления в Санаторную школу-интернат № 10 является санаторно-курортная карта, где отражены диагнозы ребенка, установлены сроки наблюдения и лечения.

С целью реабилитации и оздоровления детей в учреждении применяются правильное сочетание лечебно-оздоровительной и лечебно-охранительной работы:

Общая информация о Филиале:

Врач фтизиатр Аксенова Валентина Александровна, д.м.н., профессор, врач фтизиатр высшей квалификационной категории.

Врач-дерматовенеролог Бармина Маргарита Анатольевна, врач высшей квалификационной категории. Врач торакальный хирург Агкацев Тамерлан Владимирович, к.м.н., врач высшей квалификационной категории.

Врач отоляринголог Беляева Ирина Игоревна, врач высшей квалификационной категории.
Врачи стоматологи: Кузина Елена Владимировна, Насонов Андрей Александрович.

• Физиотерапевтическое отделение
Заведующая ФТО – врач высшей квалификационной категории Светлана Николаевна Сайманина.

На 2-м и 3-м этажах расположены палаты, площадь палат соответствует санитарным нормам.

Распределение по палатам осуществляется в зависимости от возраста и особенностей характера и поведения ребенка. Кроме палат в отделении расположены кабинеты зав. отделением, лечащего врача, ст. медсестры, помещение для хранения верхней одежды и личных вещей (раздевалка), 4 санузла (туалет, душевые, биде, ногомойки).

На 4-м этаже расположены учебные помещения и кабинеты для педагогической работы: классы начальной школы, игровые комнаты, кабинеты дополнительного образования, учительская, кабинеты русского языка и литературы, математики, физики, иностранного языка, истории и географии, биологии и химии, музыки, труда, кабинеты самоподготовки, кабинет досуга, кабинет психолога, библиотека.

В корпусе Б расположены: на 1 этаже: столовая, зал ЛФК, тренажерный зал, рентгеновский кабинет; на 2-м этаже: большой и малый актовые залы, физкультурный зал.

К корпусу примыкает бассейн (размер 15х9м, глубиной от 60 до 100 см), раздевалки с санузлами, малый зал ЛФК, ванный зал, кабинет подводного массажа.

Показания для госпитализации в ТЛПО №1:
1. Лечение активного туберкулеза у детей 0-18 лет.
2. Дифференциальная диагностика туберкулеза легких и нетуберкулезных заболеваний легких, протекающих со схожими клинико-рентгенологическими проявлениями.
Обследование методом КТ детей раннего возраста из групп риска

Документы, подтверждающие личность ребенка и право на получение медицинской помощи:
1. Паспорт ребенка или копия свидетельства о рождении для детей до 14 лет.
2. Копия паспорта законного представителя ребенка.
3. Копия полиса обязательного медицинского страхования.
4. Копия СНИЛС ребенка.
5. Свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства по форме № 8 – для жителей г. Москвы, не достигших 14-летнего возраста.
6. Свидетельство о регистрации ребенка по месту пребывания по форме № 3 –для иногородних и иностранных граждан.

Документы, которые необходимо получить в детской поликлинике, к которой ребенок прикреплен на медицинское обслуживание:
1. Выписка из истории развития ребенка (форма 027/у) со сведениями о профилактических прививках, пробах Манту, пробах с АТР (Диаскинтест).
2. Справка об отсутствии контактов с инфекционными больными в течение последних 21 дней по месту жительства ребенка– действительна в течение 3-х дней со дня выдачи.
3. Справка об отсутствии контактов с инфекционными больными в течение последних 21 дней по месту обучения (детский сад, школа, колледж) – действительна в течение 3-х дней со дня выдачи.
4. Данные осмотра на педикулез, чесотку.
5. Бактериологическое обследование на наличие возбудителя дифтерии –результат действителен 10 дней.
6. Анализ на энтеробиоз – результат действителен 10 дней.
7. Анализ кала на кишечные инфекции (для детей до 2 лет) – результат действителен 14 дней.
8. Мазок из носа и ротоглотки на COVID-19 и анализ крови на антитела к COVID-19 – результат действителен 7 дней.

Для учащихся общеобразовательных учреждений:
1. Справка, из образовательной организации, к которой прикреплен ребенок по месту жительства, с указанием номера школы, класса.

3. Выписка из медицинской карты (форма № 027/у).
4. Направление на госпитализацию (форма № 057/у-04).

ГБОУ Центр реабилитации и образования № 4 – одно из старейших учреждений города Москвы, основано в 1898 году, расположено в 35 км от Москвы на Юго-Востоке Московской области по адресам: Московская область, Раменский городской округ, рабочий поселок Быково, ул.Вялковская, дом 19, 21 и ул. Школьная, дом 25.

В 60-х годах XIX века началось строительство фон-Мекковской (ныне Казанской) железной дороги. На ней в 1862 году открылась станция Быково, а в окружающем ее сосновом лесу были вырублены просеки для дачных участков.

Эти заповедные места приглянулись совладельцам железной дороги Софье Егоровне Фидлер (урожд. Шульц) и ее мужу Александру Александровичу Фидлеру, учителю физики, который начиная с 1879 года и на протяжении почти 30 лет возглавлял Рукавишниковский приют для малолетних преступников на Смоленском бульваре в Москве. Супруги Фидлеры решают основать в 1898 году близ станции Быково частное учебное заведение - Институт (пансион) для благородных девиц.

На одиннадцати гектарах соснового леса были построены учебный корпус, жилые помещения, дома для обслуживающего персонала, оранжерея, а также небольшое хозяйство. Комплекс сохранен в своей основе по сей день.


В те времена в Российской империи институтом благородных девиц или пансионом благородных девиц называли частные женские школы, причисленные к 1-му разряду женских учебных заведений (с шестилетним курсом), соответствующие курсу женских гимназий. Программа преподаваемых предметов в женских институтах была почти сходной с программами женских гимназий; главное отличие институтов составляло усиленное преподавание новых языков.

Воспитанницы начинали учиться в возрасте 9-13 лет. В программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства.

Обучение в Быковском пансионе не отличалось от общепринятого в то время курса, кроме этого в частном учебном заведении госпожи Фидлер активно использовались физические упражнения для воспитанников. Рядом со зданием пансиона была устроена площадка для игры в лаун-теннис.

По существующей традиции в Российской Империи на протяжении веков практиковалось раздельное обучение и воспитание почти во всех средних учебных заведениях. Исключение составляли только коммерческие училища и некоторые частные учебные заведения, где допускалось совместное обучение.


После Октябрьской революции произошло кардинальное изменение системы образования. В 1918 году декретами Советской власти все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения, казенные, общественные и частные, числящиеся в различных ведомствах, переводятся в ведение Наркомпроса со всеми помещениями, имуществом и капиталами, находящимися в их пользовании.

В 1918 году в духе времени школа национализируется и становится Детским домом для беспризорных детей-сирот, родители которых погибли в Гражданскую войну. В 1921 году учреждение переименовывается в Санаторную колонию №4 Московского отдела народного образования, где находятся, в том числе, дети из голодающего Поволжья, позже в 30-е годы оздоравливаются дети из Испании, охваченной Гражданской войной.


В 1932 году по Постановлению Совнаркома была основана Санаторно-оздоровительная школа для детей с затухающими формами туберкулеза. В 1939 году к детям приезжала Н.К. Крупская и оставила в подарок самовар, который хранится в школьном музее и используется для чаепитий на школьных праздниках.

Во время Великой Отечественной войны детей эвакуировали, в школе размещался госпиталь, потом разведшкола.

В 1943 году Санаторно-оздоровительная школа возобновила свою деятельность.


С 1949 года её директором назначен Надточий Петр Маркович (депутат Московского областного Совета депутатов, заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, отличник народного образования, почетный житель поселка Быково). Талантливый руководитель, хозяйственник, под руководством которого была создана богатая материально-техническая база школы: был пристроен пищеблок, отремонтированы веранды, проведен газ и построены кирпичный спальный корпус и благоустроенный кирпичный дом для сотрудников школы.


В 1953 году оздоровительный курс санаторно-оздоровительной школы был перепрофилирован: туберкулез как массовое явление был побежден и здесь стали лечить детей с сердечно-сосудистой патологией.


В 1994 году учреждение переименовано в ГОУ санаторно-лесная школа № 4.

В 2003 году ГОУ санаторно-лесная школа №4 реорганизовано в ГОУ санаторная школа-интернат №4 Департамента образования города Москвы.

В 2011 году учреждение переименовывается в ГБОУ санаторная школа-интернат № 4 Департамента образования города Москвы.


С октября 2013 года учреждение передано в ведомственное подчинение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

В 2015 году учреждение переименовано в ГБОУ Центр реабилитации и образования № 4 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Директор - Пашутина Татьяна Александровна.

Основной целью функционирования учреждения является обучение и реабилитация детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также сопутствующими заболеваниями эндокринной системы, болезнями органов дыхания (бронхиальная астма I степень), костно-мышечной системы и соединительной ткани (подагра, остеоартроз, ДЦП (без коррекции), последствиями травм опорно-двигательного аппарата (сколиозы и кифосколиозы, отеомиелит (в фазе ремиссии) в возрасте от 6,5 до 16 лет.

В настоящее время это единственное в Москве и в России реабилитационно-образовательное учреждение, имеющее основной кардиологический профиль с 1953 года.

В 2013 году учреждение получило бессрочную государственную лицензию на образовательную деятельность, а в 2014 году прошло процедуру аккредитации на 12 лет по образовательным программам: начального и основного общего образования.

Медицинскую деятельность учреждение осуществляет в соответствии с бессрочной лицензией, полученной в 2015 году.

Учреждение расположено на двух территориях:

Плановая мощность зданий составляет 180 мест.

Количество обучающихся в общеобразовательном классе (группе) - до 20 чел.

Учреждение функционирует круглосуточно по системе полного пансиона с возможностью отъезда домой на выходные дни и каникулы. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ принимаются учреждением на оздоровление и реабилитацию с сентября по июнь (10 месяцев в году).

В соответствии с Государственным заданием все 124 воспитанника учреждения, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе 4 ребенка-инвалида получают комплексную реабилитацию, включающую в себя оказание социокультурных, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических услуг.

В рамках Государственного задания Центр реализует основные общеобразовательные программы начального общего образования и основного общего образования.

В течение последних 5 лет в ГБОУ ЦРО № 4 действует пункт проведения экзамена (ППЭ), где сдают Основной государственный экзамен (ОГЭ) выпускники Центра реабилитации и образования.

Все учащиеся 9-ого класса выдерживают экзамен за курс основной школы и получают аттестат об основном общем образовании.

Результаты Основного государственного экзамена (ОГЭ) показали, что доля выпускников, положительно справившихся с экзаменами, составляет 100% от принявших участие.

Выпускники Центра реабилитации и образования ежегодно поступают в различные колледжи города Москвы или продолжают обучение в10-х классах московских школ.


В Центре организована социально-психологическая, социально-педагогическая, социокультурная реабилитация и абилитация, восстановительные медицинские и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Для каждого обучающегося разработан индивидуальный реабилитационный маршрут, включающий курсы профилактической терапии, ЛФК, физиолечение, массаж, посещение спелеокамеры, релакс-терапию, кислородотерапию, аэрофитотерапию, санацию очагов хронической инфекции.

Социализация и социальная адаптация, сопровождение психического и психологического здоровья детей обеспечивается социально-психологической службой.

В Центре работают 105 сотрудника, из них 41 педагогических и 14 медицинских работников.

Высшую категорию имеют 14 педагогических и 3 медицинских сотрудников, первую – 10 педагогических сотрудников и 1 медицинский сотрудник.

За 122 года в учреждении получили реабилитацию и образование более 10 000 детей и подростков города Москвы.

Из стен учреждения вышли: академик В.С.Ростковский, профессор, заслуженный работник культуры; дипломат, имеющий ранг Чрезвычайного посла, старший научный сотрудник Института Европы РАН А.Л.Адамишин; кинорежиссер, продюсер, сценарист, призер Каннского кинофестиваля и европейской ассоциации художественного кино П.Т.Тодоровский; заслуженные артисты РФ, лауреаты международных конкурсов А.Лиепа и И.Лиепа.

2.9. При приёме воспитанников в санаторную школу-интернат их родители (законные представители) должны быть ознакомлены с Уставом школы-интерната, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, правилами поведения воспитанников в школе-интернате, режимом дня.

III. Организация образовательного процесса.

3.2. Продолжительность учебного года, учебных четвертей, каникул и другие вопросы определяются с учетом данных о состоянии здоровья воспитанников, соблюдения режима на основании тесного контакта педагогического и медицинского персонала в соответствии с лечебными рекомендациями.

3.3. Продолжительность урока – 40 минут, большой перемены не менее 50 минут, малых перемен – 10 минут. Для всех обучающихся в середине урока проводятся физкультпаузы (3-5 минут).

3.4. Режим дня устанавливается единый для школы-интерната.

3.5. Принятие процедур, определенных курсом лечения планируется для каждого воспитанника индивидуально, но при условии обязательного согласования с учебным расписанием.

3.6. При проведении уроков технологии, иностранного языка, информатики класс делится на две группы

3.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме ОГЭ согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.12.2013 № 1394 и приказ минобрнауки России от 07.07.2015 № 692)

IV. Организация лечебно-оздоровительной работы.

4.1. Комплексная санаторно-гигиеническая и профилактическая работа в школе-интернате осуществляется врачом специалистом.

4.2. В состав лечебно-оздоровительного комплекса школы-интерната входят кабинеты: врача-фтизиатра, физиотерапевтический, психолога, процедурный, медицинский изолятор.

4.3. В школе-интернате работает Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК)

V. Организация работы Интерната
5.1. Интернат имеет необходимые условия для проживания обучающихся:

- отдельные комнаты для спален девочек и мальчиков;

- комната для отдыха

Для организации досуга и воспитательной работы максимально используются учебные помещения Учреждения (актовый и физкультурный залы, читальный зал библиотеки, технические мастерские, спортивные площадки и т. д.).

Все жилые помещения подготовлены к функционированию в осенне-зимний период, во всех помещениях Интерната выполняются санитарногигиенические и противопожарные нормы и требования.

5.2. Воспитанники обеспечиваются питанием в соответствии с действующими нормами и методическими рекомендациями по организации питания детей и подростков.

5.3. Состав, площади, оборудование и оснащённость помещений, необходимых для проживания детей (спальных, санитарных узлов, раздевальных, комнат отдыха, комнат для приготовления уроков, служебных и прочих), а также количество воспитанников, проживающих в Учреждении, плотность их размещения в спальных комнатах определяются санитарными нормами и правилами для детских интернатных учреждений, материальнотехническими возможностями для организации проживания.

5.4. Воспитанники обеспечиваются в соответствии с установленными нормами мебелью, постельными принадлежностями, постельным бельём, Смена постельного белья проводится в установленные санитарными нормами сроки.

Читайте также: