Сифилис на картинах художников

Обновлено: 13.05.2024

 photo 000360-C.jpg


Р. Касас "Сифилис"

 photo syphilis-_gouache_by_richard_tennant_cooper_1912-_wellcome_v0017232-1.jpg

Р.Купер"Сифилис" (1912).

 photo original_1.jpg


Р.Купер. Обнаженная женщина смотрит в спину мужчине. Скелет в плаще в углу картины изображает собой сифилис.

 photo jmedlife-07-4-g003.jpg


Гравюра с изображением человека в печи для фумигации (1659 г.) Жака Ланиэ. Распространенное лечение сифилиса в то время. Внутрь печи помещалась ртуть, которая при горении "испарялась" на пациента.


Ксилография, приписываемая Альбрехту Дюреру, сопровождаемая текстом, написанным Теодором Улсениусом (1496)

Ксилография с изображением человека-сифилитика (1496 г.), приписываемого Альбрехту Дюреру
Было довольно много такого типа информационных листовок о сифилисе. Когда стало ясно, что сифилис передается половым путем, художественные отображения болезни изменились, в них появилось отчетливое осуждение. Это можно увидеть уже в 1490-х годах. На гравюре, выполненной в 1496 году Себастьяном Брандтом (Sebastian Brandt), с сопровождающим текстом Иосифа Грюнпека (Joseph Grünpeck), изображена Дева Мария и младенец Христос, наказывающий зараженных, поражая их стрелами. Здесь с инфицированными сифилисом обращаются как с грешниками, что свидетельствует о раннем осознании того, что болезнь может быть связана половой распущенностью.

Титульный лист ксилографии (1496) Себастьяна Брандта, сопровожденный трактатом Иосифа Грюнпека.

 photo kkk.jpg


Англия, XVIII век - как тут без пудры и румян?



Сифилис — бич Европы со времён возвращения Колумба из Америки. Им болели так часто и так многие, что можно было говорить о слабо тлеющей эпидемии с отдельными яркими вспышками. Удивительно ли, что многие знаменитости жили с сифилисом или умерли от него? Гораздо интереснее, что болезнь, похоже, повлияла на их характер, а может, и на характер их творчества.

Надо сказать, самая разрушительная форма у болезни была в пятнадцатом веке — настолько разрушительная, что сифилитики напоминали прокажённых, только умирали куда быстрее. Так произошёл естественный отбор, и среди следующих поколений уже встречалось немало людей, которые относительно спокойно жили с хроническим сифилисом, не распадаясь на глазах на части.

Относительно спокойно, поскольку он затрагивал суставы (как у Воланда в знаменитом романе Булгакова), поражал мозг (вызывая эротоманию, снижение критичности мышления, бредовые идеи), вызывал тремор или глухоту. Одни сгорали от сифилиса за несколько лет, другие жили с ним до глубокой старости, разнося болезнь дальше. К слову, основными разносчицами сифилиса считались проститутки, хотя фактически наравне с ними шли их клиенты, которые спокойно шли от проституток домой, заражали жён, совращали или насиловали служанок, передавая им болезнь, и зачинали больных уже в утробе детей.

Самый знаменитый сифилитик — Ги де Мопассан

Мопассан был одержим эротоманией всю жизнь. Он мог на спор вызвать у себя стойкое возбуждение за несколько секунд, одной силой мысли, и проводил много часов в борделях. Болезни Ги спокойно выносил за пределы борделя: ему мало было соитий как таковых, ему хотелось укладывать женщин в свою постель, как можно больше женщин. Он был на этой идее помешан.

Мопассан на картине Мане.

Нелеченный сифилис привёл у ещё молодого писателя к хроническим головным болям, неврозам, спазмам сосудов, проблемам с сердцем. Он обращался ко многим врачам, но те или предполагали нервное заболевание, или злоупотребление курением, пока один опытный доктор не понял в чём дело. Известие о болезни не остановило Мопассана. Он спокойно продолжал заражать женщин.

В двадцать семь лет всё некогда очень волосатое тело писателя покрылось проплешинами, а один глаз почти потерял зрение. Он начал терять нить разговора или рассуждений. Его одолевали галлюцинации. В таком состоянии он дожил до сорока трёх лет и написал почти все свои произведения — болезнь и страдания словно подстёгивали его разум и талант. Он умер в сумасшедшем доме. Последние дни жизни Мопассан ползал по своей палате на четвереньках, как животное.

Ги де Мопассан.

Самый неожиданный сифилитик — Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр был известен своей скромностью в отношении женщин (при полном равнодушии к мужчинам), так что многих изумляет тот факт, что он всю долгую жизнь был болен сифилисом. Считается, что он привёз его из своего единственного бурного романа в Италии. Но есть и более конспиративная версия: что он заразился им нарочно, чтобы понять природу сифилитического безумия.

В своё время Шопенгауэр прославился очень экстравагантной теорией о том, как должен бы выглядеть брак. Он считал, что в браке на одну женщину должно приходиться два мужа — так, мол, разумнее всего. Также он считал, что, когда детей у женщины быть больше не может, брак необходимо расторгнуть. Удивительно ли, что дамы, которым в то время не было возможности прокормить себя самим, сочли его идеи женоненавистническими? Да он, в общем-то, и не скрывал, что после поездки в Италию женщин не очень любит.

Возможно, Шопенгауэр стал дурно относиться к женщинам, поняв, что заразился сифилисом.

Самый весёлый сифилитик — Анри Тулуз-Лотрек

В юности, как известно, знаменитый, но тогда только будущий ещё художник повредил ноги и перестал расти, оставшись ростом около полутора метров. Возможно, именно это помешало ему жениться и определило круг его общения с женщинами: Анри постоянно вращался среди проституток и проституированных танцовщиц. Он также известен был своим остроумием и неунывающим характером.

Похороны скандального художника прошли под стать всей его жизни. Повозкой с гробом заправлял отец Анри. Он был пьян, и ему показалось, что лошади идут слишком медленно. Тулуз-Лотрек старший стал их подстёгивать, и в результате похоронный процессии пришлось буквально бежать за гробом к кладбищу.

Фотография художника за работой.

Самый легендарный сифилитик — Иван Грозный

Долгое время считалось, что царя отравили, и он медленно и долго умирал от яда. И действительно, в останках Грозного современные учёные нашли немало ртути. Вот только ртуть была не слишком популярна как яд — её чаще использовали как лекарство. В том числе от сифилиса.

Как известно, в середине жизни Иван Грозный был крайне невоздержан, совершил множество групповых изнасилований совместно со своими опричниками и, по слухам, с отдельными опричниками тоже забавлялся. Похоже, от кого-то из них он и подхватил сифилис, или напрямую, или во время преступных забав с москвичками.

Известно, что перед смертью у царя распухла печень, выпали волосы с головы и из бороды, мучили страшные боли в спине. Предполагают, что он также страдал галлюцинациями, ему являлись убиенные им. Всё это — симптомы застарелого сифилиса. Кстати, большое количество ртути нашли и в останках его якобы убитого им сына. Считается, что сын разделил с отцом немало любовниц и, возможно, любовников и тоже мог быть заражён.

Ивана Грозного в старости принято изображать бородатым. Зря.

Самая счастливая из сифилитиков — Флоренс Дженкинс Фостер

Флоренс Фостер вошла в историю как самая плохая оперная певица. В юности у неё был замечательный музыкальный слух, но она неудачно вышла замуж и получила от мужа сифилис. Болезнь лечили ртутью, которая повредила слух, но, очевидно, не вылечили — на голове у Фостер не было волос, а поведение стало отличаться экстравагантностью.

У Фостер исчезла всякая критичность мышления, так что собственное пение — весьма и весьма далёкое от стандартов оперного — ей казалось идеальным, и она спокойно выступала с ним, не смущаясь смешками в зале. Кроме того, на выступления она сочиняла очень необычные наряды, впрочем, в пределах общих приличий. В результате Фостер всегда чувствовала себя звездой и законодательницей мод. Она прожила долгую жизнь и умерла, успев исполнить свою мечту — дать большой концерт в Карнеги-Холл.

Флоренс считала себя неотразимой и держалась очень кокетливо.

Надо сказать, что у Фостер был свой круг друзей, которые очень уважительно к ней относились, несмотря ни на что. Дело в том, что она спонсировала начинающих музыкантов и композиторов, играющих и сочиняющих академическую музыку. С салона Флоренс началась карьера многих из них, пусть и не самых знаменитых.

Болезни в искусстве.


Искусство не всегда взывает к прекрасному и красивому, порой от изображенного на холстах берет оторопь из-за выбранных автором сюжетов. Так, например, британский музей Wellcome Collection нарочно собирает различные картины, на которых изображены болезни, хирургические операции и прочие малоприятные для глаза вещи.

Первое использование эфира в стоматологии, 1846 год. Автор: Ernest Board.

Мечта церковного служителя: Врачи выполняют чудесное исцеление пациента, пересаживая ему новую ногу. Автор неизвестен.

Мечта церковного служителя: Врачи выполняют чудесное исцеление пациента, пересаживая ему новую ногу. Автор неизвестен.

Женщина благодарит Мадонну Дель Парто за исцеление от безумия после процедуры изгнания дьявола. Автор неизвестен.

Женщина благодарит Мадонну Дель Парто за исцеление от безумия после процедуры изгнания дьявола. Автор неизвестен.

Считая человеческое тело божественным, а любое вмешательство — дьявольским, хирургия довольно долго оставалась на весьма примитивном уровне. Молитвы, порки, обливания святой водой, смирение, голод — вот как решались многие проблемы со здоровьем. И если помочь проблеме не удавалось, что ж, видимо, дух человека был слаб и дьявол победил.

Калеку обливают ледяной святой водой в надежде на чудесное исцеление. Россия, 1903 год.

Сейчас, когда человечество больше не сталкивается с такими жуткими эпидемиями, которые достались нашим предкам, подобных картин, которые создавали Эдвард Мэтью Вард (Edward Matthew Ward, 1816–1879) и Ричард Теттант Купер (Richard Tennant Cooper, 1885–1957) уже не создают. В картинах Варда можно увидеть людей, сталкивающихся с бубонной чумой, в герои холстов Купера атакованы и чумой, и дифтерией, и сифилисом. В те времена каждая из этих болезней неминуемо несла за собой смерть.

Женщина сидит на земле, смотрит на людей, убитых чумой. Автор: Edward Matthew Ward.

Мужчина в ужасе, так как понял, что только что заразился чумой. Автор: Edward Matthew Ward.

Огромная рука, символизирующая чуму, тянется к людям и крысам. Автор: Richard Tennant Cooper.

Призрачный скелет, изображающий дифтерию, пытается задушить больного ребенка. Автор: Richard Tennant Cooper.

Призрачный скелет, изображающий дифтерию, пытается задушить больного ребенка. Автор: Richard Tennant Cooper.

Обнаженная женщина смотрит в спину мужчине. Скелет в плаще в углу картины изображает собой сифилис. Автор: Richard Tennant Cooper.

Обнаженная женщина смотрит в спину мужчине. Скелет в плаще в углу картины изображает собой сифилис. Автор: Richard Tennant Cooper.

Сифилис. Автор: Richard Tennant Cooper.

О медицине позапрошлого века мы знаем из многих источников, и ни один из них не заставляет нас завидовать людям, которым довелось столкнуться с ней тогда. Без анестезии, в нестерильных условиях, любые манипуляции того времени с человеческим телом были, собственно, не менее опасны для жизни, чем сами болезни. Так, на одной из картин можно увидеть процесс операции на глазу с помощью совершенно жутких инструментов, разложенных прямо на полу. А уж вырывание зуба клещами и вовсе мало напоминает медицину.

Операция на глазу. Автор неизвестен, ок.1825г.

Удаление зуба. Автор: John Collier.

С другой стороны, до недавнего времени услуги доктора были отнюдь не правом каждого человека, а привилегией, доступной только единицам. Абсолютное большинство людей страдали и умирали дома, просто-напросто не имея возможности добраться до доктора или же заплатить ему. По этой же причине была высока детская смертность, из-за чего женщины были вынуждены рожать детей одного за другим, надеясь, что хоть у кого-нибудь из них все же получится благополучно пережить свое детство.

Доктор в костюме для защиты от чумы. Автор неизвестен, ок.1910 г.

Смерть представлена ассистентом аптекаря - вместе они мешают *лекарства* для женщины, ожидающей немного поодаль. Автор: Thomas Rowlandson.

Смерть представлена ассистентом аптекаря - вместе они мешают *лекарства* для женщины, ожидающей немного поодаль. Автор: Thomas Rowlandson.

Пациент дома. Автор: Dorothy Mary Barber, 1953 г.

Доктор смотрит на свет баночку с мочой, в которой видится призрачный образ ребенка. Девушка плачет, на нее ругается мать. Видимо, сцена рассказывает о нежелательной беременности. Автор неизвестен.

Доктор смотрит на свет баночку с мочой, в которой видится призрачный образ ребенка. Девушка плачет, на нее ругается мать. Видимо, сцена рассказывает о нежелательной беременности. Автор неизвестен.

Впрочем, что касается родом, то стоит также упомянуть и здоровье и жизнь самих женщин. На одной из картин Карла Хагедорна (Karl Hagedorn, 1889-1969) можно увидеть сколько народа находится в окружении измученной и уставшей роженицы. На картине Йоханна Хассельхорста (Johann Heinrich Hasselhorst, 1825–1904) можно увидеть более приемлемое для медицинского вмешательства помещение — видимо, изображена больница. Однако девушке это вряд ли поможет — на картине изображена сцена перед вскрытием.

Рождение ребенка. Автор неизвестен.

Рождение ребенка дома. Автор: Karl Hagedorn.

Вскрытие молодой девушки под руководством доктора Дж.Ч.Луци, чтобы выяснить идеальные женские пропорции тела. Автор: Johann Heinrich Hasselhorst.

Вскрытие молодой девушки под руководством доктора Дж.Ч.Луци, чтобы выяснить идеальные женские пропорции тела. Автор: Johann Heinrich Hasselhorst.

Стоит также упомянуть, что помимо болезней, несчастные случаи и преступления также были нередкими причинами смерти — гораздо чаще (в процентном соотношении), чем это происходит сейчас. Феномен пыток и сейчас, увы, встречается, но он не идет ни в какое сравнение с его распространением пару тысячелетий назад, когда человеческая жизнь, и так хрупкая в условиях невзгод окружающей природы, совершенно не ценилась.

Мужчина молится Деве Марии и святым, прося о спасении ребенка, упавшего в яму. Автор неизвестен, 1727 год.

Мужчина молится Деве Марии и святым, прося о спасении ребенка, упавшего в яму. Автор неизвестен, 1727 год.

Мужчина молится Мадонне Дель Парто за мальчика, попавшего под колеса повозки с волами. Автор неизвестен 1848 год.

Мужчина молится Мадонне Дель Парто за мальчика, попавшего под колеса повозки с волами. Автор неизвестен 1848 год.

Мужчина бьют ножом женщину. Автор неизвестен.

Китайские пытки: в ухо заключенному вкручивают острый инструмент. Автор неизвестен 1850 год.

Жизнь и смерть. Автор неизвестен.


Традиции живописи и сейчас сохраняются в некоторых неисследованных уголках сегодняшнего культурного ландшафта. Но искусство далеко не всегда было радостным взрывом цветов Ван Гога или блаженно-безмятежными пастельными тонами Моне. Не всегда это были героические сюжеты греческих и римских скульпторов, или неземная красота, написанная Климтом, Боттичелли или Микеланджело. Десятка шедевров, которые представлены ниже, заставят вас вспоминать цитату великого древнегреческого философа каждый раз, когда вы будете пытаться уснуть после просмотра данных картин.

Изображение иллюстрирует два основных человеческих страха: потеря ясности ума и столкновение лицом к лицу с неожиданным. Наверное, мало кто захотел бы остаться с Безумной Кейт наедине.

2. Рисунки детей, подвергшихся насилию

Дети — невинные создания, которые воспринимают мир радостно и доверчиво. Страшно, когда это доверие грубо попирается взрослыми, когда маленький человек страдает от насилия. Это, наверное, самое гнусное из всех возможных человеческих преступлений, когда зло причиняют ребёнку.

Дети склонны выражать свои эмоции через творчество. Иногда искусство — единственный способ для них выразить свои чувства, избавиться от боли, засевшей глубоко в душе. Обычно ребёнок рисует забавные картинки с несуразными человечками, которые стоят возле корявых домиков и обязательно из угла картинки всем улыбается ярко-жёлтое солнышко. Совсем иначе выглядят рисунки детей, переживших насилие. Краски блекнут или становятся вовсе чёрными. Дома не имеют дверей и окон. Ведь выхода нет. Даже если люди на картинке улыбаются, их рот полон огромных острых зубов. Иногда взрослые обладают на этих картинках длиннющими руками с большими кистями. Сам же ребёнок обычно изображает себя без рук.

Если с ребёнком жестоко обращаются дома — это всегда видно по его рисункам. С одной стороны — хорошо, что так можно вычислить тех детей, кому нужна помощь. Но, с другой стороны — это страшно, когда искусство превращается из творчества в истошный крик о помощи. Такие рисунки очень тяжело рассматривать.

3. Здзислав Бексински (1975 год, масло)

Картина Здзислава Бексински.

Очень странная картина. Что именно имел в виду художник, весьма сложно. Это полотно несёт на себе отпечаток какого-то неумолимо надвигающегося несчастья. Убийство или стихийное бедствие? Предчувствие беды настолько сильное, оно просто вплетено в краски. Выглядит всё предельно невинно: ясный день, обычная заправка. Только Хоппер каким-то неведомым образом вселил в картину ужас. Какое-то непреодолимое ощущение чего-то неправильного.

Художник был свидетелем многих сцен, которые написал. Каждый эпизод — это часть новостной сводки тех времён. Так выглядит война. Если вы хотите познать весь её беспощадный ужас, не будучи свидетелем этого сами, то эти картины, этот сериал, могут вам помочь. Только потом не жалуйтесь.

Данное полотно для тех, кто знает, что библейские истории — это не только Эдемский сад. Караваджо — безумно талантливый итальянский художник, творящий на холсте кистью настоящие чудеса. Это странно, когда картина ужасает и восхищает в одно и то же время. Высокое искусство и насилие идут здесь рука об руку, Караваджо вдохнул дыхание жизни в повествование об Иоанне Крестителе.

Дьявола изображают по-разному. Полотно немецкого живописца Франца фон Штука заставляет задуматься о том, каково было истинное лицо падшего ангела. Персонаж на картине просто пронзает зрителя своими блестящими глазами, пристально глядящими из мрака в самую душу. Низвергнутый Творцом с Небес, восставший против своей природы, обречённый быть вечно проигравшим. Он, казалось, спрашивает сам себя, как так могло получиться? В безумном взгляде вся тщетность и горечь его существования.

Многие уверены, что вышеупомянутый Караваджо был автором самой ужасной картины на эту тему. Но нет. Неожиданно, конечно, но это был. Рубенс! Посмотрите только на всех этих жутких змей, на пауков и саламандру, притаившихся в нижнем углу. Сцена просто до верха наполнена ужасом, привнося в известное классическое мифическое повествование новые подробности.

Художник отобразил ужасающе реальную сцену смерти, разложения и разврата. Она разыгрывается на фоне жителей лондонского района Сент-Джайлс, попивающих джин. Центральный персонаж — больная сифилисом падшая женщина, которая одурманена алкоголем. Она позволяет своему кричащему ребёнку упасть навстречу неминуемой смерти. Такими историями изобиловали не только те времена, их хватает и сейчас. Алкоголь не просто яд — это зло в чистом виде.


После того, Дэн Браун написал "Код да Винчи", появилось огромное количество увлечённых людей, пытающихся отыскать некий скрытый подтекст в произведениях искусства. В нашем обзоре 10-ка необычных трактовок известных картин. Не исключено, что некоторые из них имеют право на жизнь.

1. "Сатир, оплакивающий нимфу" на самом деле является сценой жестокого убийства


Сатир, оплакивающий нимфу. Пьеро ди Козимо.

Картина Пьеро ди Козимо "Сатир, оплакивающий нимфу", написанная в 1495 году, якобы изображает сцену из "Метаморфоз" Овидия. В этой истории Прокриду случайно убил в лесу во время охоты ее муж, охотник Цефал. Однако, британской профессор Майкл Баум считает иначе. По его словам, внимательное изучение картины показывает, что Прокрида не могла быть убита случайно, все признаки указывают на жестокое преднамеренное убийство. Прокрида имеет глубокие рваные раны на руках, как будто пыталась отбиться от атак ножом. Также на шее есть рана. Профессор Баум подозревает, что Козимо попросил местный морг одолжить ему труп для того, чтобы зарисовать жертву убийства.

2. Диего Ривера - у Дж. Д. Рокфеллера-младшего был сифилис


Человек, контроллер Вселенной. Диего Ривера.

Картина Диего Риверы "Человек, контроллер Вселенной" — одно из величайших творений мексиканского изобразительного искусства. Первоначально картина была создана по заказу Рокфеллер-центра, но Нельсон Рокфеллер уничтожил оригинальную фреску из-за того, что художник изобразил на ней Ленина. После этого Ривера вернулся в Мексику и восстановил свою картину, добавив в нее ссылку на то, что у отца Нельсона Рокфеллера был сифилис. На воссозданной картине вновь фигурировал Ленин, а Троцкий, стоящий рядом с Марксом и Энгельсом. Также Ривера изобразил Рокфеллера, над головой которого была бледная спирохета (возбудитель сифилиса). Также, несмотря на то, что Дж. Д. Рокфеллер-младший был на протяжении всей жизни трезвенником, Ривера нарисовал его с мартини и женщинами, похожими на проституток.

3. На картине "Изабелла" человек скрывает свою эрекцию


Офелия. Джон Эверетт Милле.

Один из художников братства прерафаэлитов Джон Эверетт Милле, вероятно, более всего известен сегодня своей картиной "Офелия". В 2012 году исследователи обнаружили нечто неожиданное на его более ранней картине - "Изабелла". На ней изображен сюжет из поэмы Джона Китса, основанный, в свою очередь, на известнейшем романе Бокаччо "Декамерон". На картине сидящий за столом человек поднял ногу, пытаясь пнуть собаку, однако при этом на столе видна тень его эрекции.

4. La Primavera — признание в любви к садоводству


La Primavera. Боттичелли.

Одной из самых известных, а также самых загадочных картин в галерее Уффици во Флоренции является картина Боттичелли "La Primavera". Из-за того, что на ней группа женщин ходит по небу, как по лужайке, эксперты утверждают, что картина носит аллегорический смысл. Есть одна теория, которая выделяется среди всех: Ботичелли написал картину из-за своей любви к садоводству. По официальным оценкам, на картине изображено, по крайней мере, 500 тщательно отрисованных различных растений, почти 200 различных видов. Некоторые полагают, что это были все растения, которые произрастали в 15 веке во Флоренции.

5. "Урок музыки" — картина с сексуальным подтекстом


Урок музыки. Ян Вермеером.

Созданный Яном Вермеером в 1660-е годы, "Урок музыки" считается одной из величайших картин, изображающих голландский образ жизни 17-го века. Теперь помимо стандартного описания этой картины,существует менее известное — картина отображает сексуальность и скрытую похоть. Согласно этой теории, картина наполнена отсылками на сексуальную напряженность между девушкой и ее наставником. Зеркало над клавесином показывает то, как девушка на самом деле, смотрит на мужчину, в то время как она играет. За ними на столе стоит кувшин вина, которое является афродизиаком, в то время как инструмент на полу рассматривается как огромный фаллический символ.

6. "Терраса кафе ночью" — отсылка к Тайной Вечере


Терраса кафе ночью. Ван Гог.

Созданная в 1888 году, "Терраса кафе ночью" является одной из наиболее важных работ Ван Гога. Некоторые исследователи утверждают, что в картине есть скрытый смысл — она на самом деле передает замысел Тайной Вечери. С раннего детства Ван Гог был чрезвычайно религиозным. Его отец был протестантским священником, и влиятельные арт-критики утверждают, что картины Винсента проникнуты христианскими образами. Чем же "Терраса кафе ночью" похожа на Тайную Вечерю? Если внимательно присмотреться к обедающим, то можно увидеть 12 человек, сидящих вокруг центральной фигуры с длинными волосами. Также на картине есть ряд скрытых крестов, в том числе один непосредственно над фигурой Христа.

7. "Аллегория с Венерой и Амуром" — предупреждение о сифилисе


Аллегория с Венерой и Амуром. Аньоло Бронзини.

Картина Аньоло Бронзини 1546 года, которую принято считать венцом эротизма, как утверждают исследователи, является предупреждением о разрушительных последствиях сифилиса. Об этом свидетельствует кричащая фигура в левой части картины. Хотя в классическом описании картины сказано, что это метафора ревности или отчаяния, внимательное изучение показывает, что ей на самом деле очень плохо. Ее пальцы опухли как у больного сифилисом, на них не хватает ногтей, а волосы имеют признаки сифилитической алопеции. Беззубые десны предполагают отравление ртутью, которой пытались лечить сифилис в Италии эпохи Возрождения.

8. El Autobus рассказывает об ужасной катастрофе


El Autobus. Фрида Кало.

Картина мексиканской художницы Фриды Кало "El Autobus", написанная в 1929 году, показывает жизнь мексиканского сообщества. Домохозяйка, рабочий, мать-индианка и богатый бизнесмен гринго, несмотря на социальные различия, рядом ожидают автобус рядом с девушкой, которая, вероятно, означает саму Фриду. Все субъекты этой картины не знают, что их ожидает ужасная авария. В 1925 году Кало ехала на автобусе, который врезался в трамвай. Ее более поздние работы часто ссылаются на эту аварию, подразумевая, что это было чудом, что она выжила в катастрофе. И

9. Картины голландской школы живописи — картины в картинах


Золотой век голландской живописи.

Голландский Золотой век живописи уступает, пожалуй, только итальянскому Возрождению. Как и среди другие эпохи, в это время также были свои собственные причуды в моде и в живописи, одной из которых стало то, что художники рисовали "картины в картинах". Одним из примеров такого стиля является картина "Тапочки" Самуэля ван Хугстратена. На первый взгляд, на картине показан пустой зал с двумя парами тапочек, которые лежат среди него. На стене зала висит картина Каспара Нетшера "Отец отчитывает свою дочь". С первого взгляда, ничего необычного. Но современным ценителям голландского искусства известно, что картина Нетшера была нарисована внутри борделя. По видимому, эти тапочки принадлежат мужчине и женщине, которые разделись и пошли заниматься сексом.

10. Работа Л.С. Лоури полна скрытых страданий


Несчастный случай. Л.Лоури

Художник середины 20-го века известен своими картинами, изображающими северо-запад Англии. Л.Лоури часто рисовал огромные городские сцены с толпами "аферистов". Хотя он был популярен, мир искусства не признавал его картины, как тривиальные в течение длительного времени. На самом деле картины Лоури наполнены скрытыми человеческими страданиями. На картине 1926 года "Несчастный случай" нарисована толпа людей, которые собрались возле озера, и смотрят на него. На самом деле эта сцена была вдохновлена местным самоубийством, и толпа собралась поглазеть на труп утопленника. На других картинах Лоури изображены люди, смотрящие на кулачные бои, люди, которых выселяют из дома, или просто глядящие из окон в подавленном настроении.

Читайте также: