Сп сибирская язва обстановка в россии в 2016г

Обновлено: 26.04.2024

СП 3.1.089-96
ВП 13.3.1320-96

3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С ЗАРАЗНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ, ОБЩИМИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

6. СИБИРСКАЯ ЯЗВА

Санитарные правила СП 3.1.089-96

Ветеринарные правила ВП 13.3.1320-96

Дата введения - с момента публикования

Начальник Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации В.М.Авилов

Первый заместитель председателя Госкомсанэпиднадзора России - заместитель Главного государственного санитарного врача Российской Федерации С.В.Семенов

1. Область применения

1.1. Настоящие Правила обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их подчинения и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

2. Нормативные ссылки

2.4. Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации.

2.5. Санитарные и ветеринарные правила по профилактике и борьбе с заразными болезнями, общими для человека и животных. 1. Общие положения

2.7. Ветеринарно-санитарные правила внутрихозяйственного убоя скота на мясо.

2.8. Методические указания: "Лабораторная диагностика сибирской язвы у животных и людей, обнаружение возбудителя в сырье животного происхождения и объектах внешней среды".

2.9. Инструкция: "Проведение ветеринарной дезинфекции объектов животноводства".

2.10. Инструкция по дезинфекции сырья животного происхождения и предприятий по его заготовке, хранению и обработке.

3. Общие сведения о сибирской язве

3.1. Сибирская язва - особо опасная инфекционная болезнь животных и человека. Болезнь у животных протекает сверхостро, остро и подостро, а у свиней бессимптомно, в основном в локальной ангинозной форме. Болезнь у человека чаще всего проявляется как инфекция наружных покровов и лишь изредка осложняется сибиреязвенным сепсисом; вместе с тем может развиться и первичная генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной или кишечной форме.

Возбудитель болезни - Вас. anthracis, аэроб, существует в двух основных формах - бациллярной и споровой.

Источник возбудителя инфекции - больное животное. Экскреты заболевших животных (кал, моча, кровянистые истечения из естественных отверстий) содержат бациллы, которые на воздухе превращаются в споры. Контаминированные сибиреязвенными спорами участки почвы и другие объекты внешней среды длительное время являются резервуарами и факторами передачи возбудителя инфекции.

Основной путь заражения животных - алиментарный - через корма и воду. Возможны также трансмиссивный и аспирационный пути заражения.

Заражение человека происходит при уходе за больными животными, в процессе их убоя, снятия шкур, разделки туш, кулинарной обработки мяса, уборки и уничтожения трупов, при хранении, транспортировке, первичной переработке и реализации контаминированного животного сырья. Возможно заражение человека при контакте с контаминированной почвой, а также аспирационным и трансмиссивным путями.

При организации противосибиреязвенных мероприятий следует различать эпизоотический очаг, стационарно неблагополучный пункт, почвенный очаг и угрожаемую по этой болезни территорию.

3.2. Эпизоотический очаг сибирской язвы - место нахождения источника или факторов передачи возбудителя инфекции в тех пределах, в которых возможна передача возбудителя восприимчивым животным или людям (участок пастбища, водопой, животноводческое помещение, предприятие по переработке продукции животноводства и т.д.).

3.3. Стационарно неблагополучный пункт - населенный пункт, животноводческая ферма, пастбище, урочище, на территории которых обнаружен эпизоотический очаг независимо от срока давности его возникновения.

3.4. Почвенными очагами считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы.

3.5. Эпидемическим очагом сибирской язвы является эпизоотический очаг, в котором возникло заболевание людей этой инфекцией.

3.6. Угрожаемой территорией считаются хозяйства, населенные пункты, административные районы, где имеется угроза возникновения случаев заболевания животных или людей. Границы угрожаемой территории определяют ветеринарные органы, учитывая эпизоотическую ситуацию, почвенно-географические, природно-климатические условия и хозяйственно-экономические связи хозяйств, населенных пунктов, заготовительных и перерабатывающих организаций и предприятий (перегоны животных на сезонные пастбища, наличие рынков, кожевенносырьевых предприятий, заготовительных баз и др.).

4. Мероприятия по профилактике заболеваний животных и людей сибирской язвой

4.1. В стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктах и на угрожаемых территориях территориальный центр госсанэпиднадзора и станция по борьбе с болезнями животных проводят:

- регистрацию эпизоотических очагов в специальном журнале, который постоянно хранится в делах районной (городской) ветеринарной станции и в центре санитарно-эпидемиологического надзора, вместе с журналом обязательно хранят выкопировки с карт территории стационарно неблагополучных пунктов с обозначением на них места и границ почвенных очагов сибирской язвы; указанные места должны быть ограничены канавами (по всему периметру), обнесены изгородью, исключающей случайный доступ людей и животных, и обозначены табличками с надписью "сибирская язва";

- контролируют проведение работ по ограждению и содержанию в надлежащем санитарном состоянии скотомогильников, отдельных старых захоронений животных и биотермических ям, обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы;

- организуют постоянный надзор за санитарным состоянием мест скопления скота (базары, выставки, выводки и др.), заготовки, хранения и переработки сырья и продуктов животного происхождения.

4.2. В стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктах и на угрожаемых территориях:

- не допускается вынужденный убой скота без разрешения ветеринарного врача; в случае вынужденного убоя запрещается реализация мяса и других продуктов в пищу людям и для кормления животных без лабораторного исследования;

- требуется обязательное согласование с ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службами проведения агромелиоративных, строительных и других работ, связанных с выемкой и перемещением грунта; в санитарно-защитной зоне почвенных очагов сибирской язвы не разрешается отвод земельных участков для проведения изыскательских, гидромелиоративных, строительных и других работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, последующим затоплением, подтоплением или изменением уровня грунтовых вод, а также передача в аренду, продажа в личную собственность, выделение под сады, огороды или иное землепользование участков территории в непосредственной близости к почвенным очагам сибирской язвы; размеры санитарно-защитной зоны устанавливают органы ветеринарной службы и санитарно-эпидемиологического надзора с учетом особенностей местности и вида предполагаемых работ;

- регулярно проводится разъяснительная работа среди населения, владельцев скота и работников животноводства об опасности и сущности заболевания сибирской язвой.

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по сибирской язве в Российской Федерации и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установила, что эпидемиологическая обстановка по сибирской язве на территории Российской Федерации характеризуется как неустойчивая.

Неблагополучная эпизоотологическая ситуация по сибирской язве в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья продолжает создавать угрозу завоза больных животных, сырья и продуктов животноводства, содержащих споры возбудителя сибирской язвы, на территорию Российской Федерации.

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть в I квартале 2017 года на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы о ситуации по сибирской язве с оценкой проводимых противоэпизоотических и профилактических мероприятий в субъектах Российской Федерации.

1.2. Внести в I квартале 2017 года коррективы в существующие планы и программы по профилактике болезней, общих для человека и животных, предусмотрев обязательную вакцинацию сельскохозяйственных животных против сибирской язвы, организацию контроля за проведением профилактических мероприятий в отношении сибирской язвы органами управления ветеринарией в субъектах Российской Федерации, готовность медицинских организаций к приему больных с подозрением на сибирскую язву с соответствующим финансовым обеспечением для реализации указанных мероприятий.

1.3. Уточнить в I квартале 2017 года перечень сибиреязвенных скотомогильников, мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, биотермических ям с определением их географических координат и хозяйственной принадлежности, определение балансодержателей сибиреязвенных скотомогильников, и принять меры по их обустройству в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил в максимально короткие сроки.

1.4. Запланировать в январе - мае 2017 года иммунизацию населения из групп риска (исходя из численности) в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, предусмотрев финансовые средства на закупку сибиреязвенной вакцины.

2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственный ветеринарный надзор, рекомендовать:

2.1. Организовать в I квартале 2017 года переучет поголовья сельскохозяйственных животных и их вакцинацию против сибирской язвы.

2.2. Оценить своевременность и полноту комплекса противоэпизоотических мероприятий в отношении сибирской язвы.

2.3. Принять дополнительные меры по организации поголовного учета и ежегодного проведения вакцинации сельскохозяйственных животных против сибирской язвы в субъектах Российской Федерации.

2.3. Уточнить в I квартале 2017 года перечень стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов на территории Российской Федерации и обновление кадастра сибиреязвенных скотомогильников.

2.4. Принять дополнительные меры по повышению квалификации сотрудников ветеринарной службы по проблеме сибирской язвы.

2.5. Обеспечить ежемесячный обмен информацией о ситуации по зооантропонозным болезням с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации. При осложнении эпизоотической ситуации - незамедлительно информировать органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для организации комплекса профилактических (противоэпидемических) мероприятий.

3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья рекомендовать принять дополнительные меры:

3.1. Провести в срок до 01.02.2017 дополнительную оценку готовности медицинских организаций к приему больных с подозрением на сибирскую язву, проработав вопросы движения лабораторного материала, ротации больных и развертывания реанимационных блоков в инфекционных отделениях, с принятием соответствующих мер.

3.2. Провести совместно с органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, в январе - мае 2017 года расчет контингентов из групп риска, подлежащих вакцинации, и обеспечить их иммунизацию против сибирской язвы.

3.3. Провести в I квартале 2017 года обучение медицинских работников по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам диагностики, профилактики и лечения сибирской язвы.

3.4. Проанализировать и принять меры по улучшению качества проведения плановых медицинских осмотров (обследований) контингентов, профессионально связанных с риском заражения сибирской язвой.

4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рекомендовать:

4.1. Провести в I квартале 2017 года дополнительную оценку эпизоотической ситуации в разрезе субъектов Российской Федерации и сопредельных странах, проводимых противоэпизоотических мероприятий в субъектах Российской Федерации и разработать краткосрочный и долгосрочный прогноз развития эпизоотической ситуации.

4.2. Принять необходимые меры по производству требуемых объемов вакцины для плановой вакцинации скота против сибирской язвы и поддержания неснижаемого запаса государственного резерва.

4.3. Подготовить изменения в законодательство Российской Федерации по повышению ответственности владельцев скота, независимо от форм собственности, за отказ от вакцинации животных от сибирской язвы, и проведение вынужденного убоя и реализации полученного сырья и продуктов животноводства без ветеринарного освидетельствования.

4.4. Принять дополнительные меры по своевременному учету сибиреязвенных скотомогильников (биотермических ям) на территории Российской Федерации и ведению единой базы данных о сибиреязвенных скотомогильниках на территории Российской Федерации.

4.5. Обеспечить оперативное взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора с федеральным органом исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросам защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений.

5. Министерству здравоохранения Российской Федерации рекомендовать:

5.1. Разработать стандарт оказания медицинской помощи больным сибирской язвой, предусмотрев критерии для постановки диагноза, включая результаты лабораторных исследований, и схемы лечения больных при различных формах сибирской язвы.

5.2. Разработать по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека порядок маршрутизации больных особо опасными инфекционными болезнями, развертывания в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил реанимационных отделений (палат интенсивной терапии) для оказания помощи таким больным в медицинских организациях различного профиля.

5.3. Обеспечить периодическое дополнительное профессиональное образование медицинских работников посредством образовательных программ повышения квалификации в целях повышения профессионального уровня по вопросам диагностики, профилактики и лечения зооантропонозных болезней.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

6.1. Провести комплексный анализ ситуации по сибирской язве и оценку проводимых мероприятий в регионах.

6.2. Вынести в I квартале 2017 года на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о комплексе дополнительных первоочередных мероприятий по профилактике сибирской язвы.

6.3. Усилить контроль за:

6.3.1. Полнотой вакцинации населения против сибирской язвы из групп риска.

6.3.2. Выполнением профилактических мероприятий в животноводческих организациях всех форм собственности, при выявлении нарушений санитарного законодательства применять меры административного воздействия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6.4. Обеспечить систематическое взаимодействие с органами, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор в субъектах Российской Федерации, по вопросам предотвращения возникновения и распространения болезней, общих для человека и животных, расследования и ликвидации последствий массовых заболеваний, вызванных такими болезнями.

6.5. Обеспечить взаимодействие с референс-центром по мониторингу за сибирской язвой, функционирующим на базе ФКУЗ Ставропольского противочумного института Роспотребнадзора.

7. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, директорам противочумных учреждений Роспотребнадзора принять дополнительные меры по обеспечению готовности лабораторной базы к проведению индикации и идентификации возбудителей сибирской язвы в материале от людей и из окружающей среды.

8. ФКУЗ Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора совместно с ФБУН Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии Роспотребнадзора, ФКУЗ Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора, ФБУН Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Роспотребнадзора:

8.1. Разработать комплексную программу научных исследований в области профилактики и диагностики сибирской язвы. Принять меры по внесению изменений в федеральную целевую программу "Национальная система химической и биологической безопасности 2015 - 2020 гг.".

8.2. Подготовить в I квартале 2017 года предложения по изменению и внесению дополнений в нормативные и методические документы по профилактике сибирской язвы.

8.3. Обеспечить оказание консультативно-методической и практической помощи учреждениям Роспотребнадзора и здравоохранения по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологического расследования случаев сибирской язвы среди людей.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Задайте вопрос юристу:

от 13 мая 2010 года N 56

Об утверждении СП 3.1.7.2629-10

(с изменениями на 29 марта 2017 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2021 года.

Дополнительно см. ярлык "Примечания".

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарные правила с момента официального опубликования.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
от 13 мая 2010 года N 56

Профилактика сибирской язвы

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10

(с изменениями на 29 марта 2017 года)

В документе учтены:

I. Область применения

1.1. Санитарные правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний сибирской язвой среди людей.

1.2. Соблюдение санитарных правил является обязательным для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами.

1.3. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил возложен на органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

II. Общие положения

2.1. Сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.

2.2. Биологические свойства возбудителя.

Возбудитель сибирской язвы - Bacillus anthracis существует в двух формах - бациллярной (вегетативной) и споровой. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий.

2.3. Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой.

Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах.

2.4. Механизм передачи возбудителя зависит от условий заражения и реализуется преимущественно контактным, пищевым (алиментарным) и аспирационным (воздушно-пылевым) путем.

Трансмиссивная передача возбудителя сибирской язвы возможна при укусах инфицированными кровососущими членистоногими.

2.5. Инкубационный период заболевания может быть от нескольких часов до 8 дней, чаще он составляет 2-3 дня.

2.6. Клинические формы заболевания сибирской язвой разнообразны и зависят от механизма и путей передачи возбудителя: кожная, легочная, желудочно-кишечная формы сибирской язвы, сибиреязвенная септицемия, другие формы сибирской язвы.

2.7. Сибирская язва у людей часто носит профессиональный характер. Контингентами высокого риска заражения являются сельскохозяйственные рабочие, работники животноводческих ферм и ветеринары, рабочие мясобоен и мясокомбинатов, кожевенных заводов, шерстомойных фабрик и цехов по изготовлению мясокостной муки и костного клея и другие.

Выделяют три типа сибирской язвы: профессионально-сельскохозяйственный (встречается у пастухов, животноводов и ветеринаров); профессионально-индустриальный (наблюдается у лиц, работающих на кожевенных, щетиношерстяных, шерстеобрабатывающих производствах); бытовой (возможен при ношении меховой или кожаной одежды из инфицированных материалов, использовании инфицированных кисточек для бритья, обработке шерсти в домашних условиях).

При этом профессионально-сельскохозяйственная и трансмиссивная инфекции имеют выраженную летне-осеннюю сезонность, профессионально-индустриальные заболевания возникают в любое время года.

Восприимчивость к сибирской язве людей тесно связана с путями заражения и величиной инфицирующей дозы.

2.8. При организации и проведении эпидемиологического надзора и планировании противосибиреязвенных мероприятий следует различать следующие понятия: эпизоотический очаг, эпидемический очаг, стационарно неблагополучный пункт, почвенный очаг и угрожаемую территорию.

2.8.1. Эпизоотический очаг - место нахождения источника или факторов передачи возбудителя инфекции в тех границах, в которых возможна передача возбудителя восприимчивым животным или людям (участок пастбища, водопой, животноводческое помещение, предприятие по переработке продукции животноводства и другие).

Границами очага является территория, на которой находятся люди, имеющие риск заражения с учетом особенностей социально-бытовой обстановки и среды, в которой пребывает источник инфекции.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года. - См. предыдущую редакцию)

2.8.3. Стационарно неблагополучный пункт - населенный пункт, животноводческая ферма, пастбище, урочище, на территории которого обнаружен эпизоотический очаг независимо от срока давности его возникновения.

2.8.4. Почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля").

"Моровые поля" - территория, на которой отмечался падеж животных, без четких границ захоронения. Территория "моровых полей" отмечается на картах и считается угрожаемой территорией.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года. - См. предыдущую редакцию)

2.8.5. Угрожаемой территорией считаются животноводческие хозяйства, населенные пункты, административные районы, где имеется угроза возникновения случаев заболевания животных или людей сибирской язвой. Границы угрожаемой территории определяют органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор с учетом эпизоотической ситуации, почвенно-географических, природно-климатических условий и хозяйственно-экономических связей хозяйств, населенных пунктов, заготовительных и перерабатывающих организаций и предприятий (перегоны животных на сезонные пастбища, наличие рынков, кожевенно-сырьевых предприятий, заготовительных баз и другие).

На угрожаемых территориях в обязательном порядке формируются эпидемиологические запасы (резервы медицинских иммунобиологических препаратов, лекарственных, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты, используемых при ликвидации очагов сибирской язвы). Организацию работы по формированию и хранению эпидемиологических запасов обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(Абзац дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

Эпидемиологический запас должен быть сформирован из расчета не менее 10% от количества лиц, относящихся к группам риска, проживающих, в том числе временно работающих, на угрожаемых территориях.

(Абзац дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

2.9. В зависимости от кратности и периодичности проявления эпизоотической и (или) эпидемической активности стационарно неблагополучные по сибирской язве пункты подразделяются на манифестные, или активно неблагополучные, и неманифестные, или неактивные.

Манифестными являются пункты, периодически проявляющие эпизоотическую и (или) эпидемическую активность. Они могут быть постоянно действующими, когда заболевания сибирской язвой возникают в них ежегодно или с интервалами один - четыре года, либо рецидивирующими, когда заболевания возникают периодически, с промежутками в пять и более лет.

К неманифестным относятся пункты, которые в течение многих лет не проявляли эпизоотической активности, то есть после регистрации в них последних заболеваний прошло 10 и более лет.

Манифестные пункты могут превращаться в неманифестные и наоборот.

III. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за сибирской язвой среди людей

3.1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за сибирской язвой среди людей представляет собой динамическое наблюдение за эпидемическим процессом сибирской язвы, целью которого является оценка ситуации и разработка адекватных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекции среди людей и формирования эпидемических очагов.

3.2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за сибирской язвой среди людей включает:

- мониторинг заболеваемости сибирской язвой среди людей, учет всех случаев сибирской язвы;

- мониторинг за циркуляцией возбудителя, выявление, учет, паспортизацию и постоянное слежение за санитарным состоянием и проявлением активности стационарно неблагополучных пунктов;

- составление кадастра эпидемических проявлений сибирской язвы и постоянный обмен информацией между заинтересованными органами об эпидемических и эпизоотических проявлениях сибирской язвы на данной территории;

- ежегодное проведение анализа ситуации по сибирской язве с учетом количества выявленных стационарно неблагополучных пунктов и динамики проявления их активности;

- слежение за проведением профилактической вакцинации лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения сибирской язвой;

- оценку эффективности проводимых мероприятий;

- прогнозирование развития эпидемиологической ситуации.

3.3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за сибирской язвой среди людей проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

IV. Выявление случаев сибирской язвы среди людей

4.1. Выявление больных сибирской язвой осуществляют специалисты лечебно-профилактических учреждений, независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности при оказании всех видов медицинской помощи на основании клинико-эпидемиологических и лабораторных данных.

4.2. Случаем, подозрительным на заболевание сибирской язвой, считается:

- случай любых проявлений инфекционного заболевания с наличием в анамнезе контакта с животным с подтвержденным диагнозом сибирской язвы;

- случай заболеваний с характерной клинической картиной у лиц, профессионально связанных с обслуживанием животных или переработкой сырья животного происхождения;

- случай с типичной клинической картиной сибирской язвы.

4.3. Лица с подозрением на заболевание сибирской язвой подлежат немедленной госпитализации в инфекционные отделения.

4.3.1. При массовом поступлении пациентов в инфекционный стационар (отделение) проводится медицинская сортировка с целью распределения на группы и недопущения совместного пребывания лиц с характерной типичной клинической картиной заболевания и лиц с другими проявлениями инфекционных болезней.

(Пункт дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

4.3.2. Лица, контактировавшие с больными (подозрительными на заболевание) людьми или животными (трупами животных), а также обсемененными спорами возбудителя сибирской язвы объектами внешней среды (далее - контактные лица), могут быть госпитализированы в провизорное отделение.

В случае необходимости ухода за детьми, инвалидами, а также за другими лицами, нуждающимися в уходе, контактные лица могут госпитализироваться совместно.

(Пункт дополнительно включен с 26 августа 2017 года Изменениями от 29 марта 2017 года)

4.3.3. Лечение больных сибирской язвой проводится в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 декабря 2016 года N 180

О дополнительных мероприятиях, направленных на профилактику сибирской язвы в Российской Федерации

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю.Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по сибирской язве в Российской Федерации и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установила, что эпидемиологическая обстановка по сибирской язве на территории Российской Федерации характеризуется как неустойчивая.

Неблагополучная эпизоотологическая ситуация по сибирской язве в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья продолжает создавать угрозу завоза больных животных, сырья и продуктов животноводства, содержащих споры возбудителя сибирской язвы, на территорию Российской Федерации.

1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть в I квартале 2017 года на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы о ситуации по сибирской язве с оценкой проводимых противоэпизоотических и профилактических мероприятий в субъектах Российской Федерации.

1.2. Внести в I квартале 2017 года коррективы в существующие планы и программы по профилактике болезней, общих для человека и животных, предусмотрев обязательную вакцинацию сельскохозяйственных животных против сибирской язвы, организацию контроля за проведением профилактических мероприятий в отношении сибирской язвы органами управления ветеринарией в субъектах Российской Федерации, готовность медицинских организаций к приему больных с подозрением на сибирскую язву с соответствующим финансовым обеспечением для реализации указанных мероприятий.

1.3. Уточнить в I квартале 2017 года перечень сибиреязвенных скотомогильников, мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, биотермических ям с определением их географических координат и хозяйственной принадлежности, определение балансодержателей сибиреязвенных скотомогильников, и принять меры по их обустройству в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил в максимально короткие сроки.

1.4. Запланировать в январе - мае 2017 года иммунизацию населения из групп риска (исходя из численности) в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, предусмотрев финансовые средства на закупку сибиреязвенной вакцины.

2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственный ветеринарный надзор, рекомендовать:

2.1. Организовать в I квартале 2017 года переучет поголовья сельскохозяйственных животных и их вакцинацию против сибирской язвы.

2.2. Оценить своевременность и полноту комплекса противоэпизоотических мероприятий в отношении сибирской язвы.

2.3. Принять дополнительные меры по организации поголовного учета и ежегодного проведения вакцинации сельскохозяйственных животных против сибирской язвы в субъектах Российской Федерации.

2.3.* Уточнить в I квартале 2017 года перечень стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов на территории Российской Федерации и обновление кадастра сибиреязвенных скотомогильников.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.4. Принять дополнительные меры по повышению квалификации сотрудников ветеринарной службы по проблеме сибирской язвы.

2.5. Обеспечить ежемесячный обмен информацией о ситуации по зооантропонозным болезням с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации. При осложнении эпизоотической ситуации - незамедлительно информировать органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для организации комплекса профилактических (противоэпидемических) мероприятий.

3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья рекомендовать принять дополнительные меры:

3.1. Провести в срок до 01.02.2017 дополнительную оценку готовности медицинских организаций к приему больных с подозрением на сибирскую язву, проработав вопросы движения лабораторного материала, ротации больных и развертывания реанимационных блоков в инфекционных отделениях, с принятием соответствующих мер.

3.2. Провести совместно с органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, в январе-мае 2017 года расчет контингентов из групп риска, подлежащих вакцинации, и обеспечить их иммунизацию против сибирской язвы.

3.3. Провести в I квартале 2017 года обучение медицинских работников по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам диагностики, профилактики и лечения сибирской язвы.

3.4. Проанализировать и принять меры по улучшению качества проведения плановых медицинских осмотров (обследований) контингентов, профессионально связанных с риском заражения сибирской язвой.

4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рекомендовать:

4.1. Провести в I квартале 2017 года дополнительную оценку эпизоотической ситуации в разрезе субъектов Российской Федерации и сопредельных странах, проводимых противоэпизоотических мероприятий в субъектах Российской Федерации и разработать краткосрочный и долгосрочный прогноз развития эпизоотической ситуации.

4.2. Принять необходимые меры по производству требуемых объемов вакцины для плановой вакцинации скота против сибирской язвы и поддержания неснижаемого запаса государственного резерва.

4.3. Подготовить изменения в законодательство Российской Федерации по повышению ответственности владельцев скота, независимо от форм собственности, за отказ от вакцинации животных от сибирской язвы, и проведение вынужденного убоя и реализации полученного сырья и продуктов животноводства без ветеринарного освидетельствования.

4.4. Принять дополнительные меры по своевременному учету сибиреязвенных скотомогильников (биотермических ям) на территории Российской Федерации и ведению единой базы данных о сибиреязвенных скотомогильниках на территории Российской Федерации.

4.5. Обеспечить оперативное взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора с федеральным органом исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросам защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений.

5. Министерству здравоохранения Российской Федерации рекомендовать:

5.1. Разработать стандарт оказания медицинской помощи больным сибирской язвой, предусмотрев критерии для постановки диагноза, включая результаты лабораторных исследований, и схемы лечения больных при различных формах сибирской язвы.

5.2. Разработать по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека порядок маршрутизации больных особо опасными инфекционными болезнями, развертывания в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил реанимационных отделений (палат интенсивной терапии) для оказания помощи таким больным в медицинских организациях различного профиля.

5.3. Обеспечить периодическое дополнительное профессиональное образование медицинских работников посредством образовательных программ повышения квалификации в целях повышения профессионального уровня по вопросам диагностики, профилактики и лечения зооантропонозных болезней.

6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

6.1. Провести комплексный анализ ситуации по сибирской язве и оценку проводимых мероприятий в регионах.

6.2. Вынести в I квартале 2017 года на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о комплексе дополнительных первоочередных мероприятий по профилактике сибирской язвы.

6.3. Усилить контроль за:

6.3.1. Полнотой вакцинации населения против сибирской язвы из групп риска.

6.3.2. Выполнением профилактических мероприятий в животноводческих организациях всех форм собственности, при выявлении нарушений санитарного законодательства применять меры административного воздействия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6.4. Обеспечить систематическое взаимодействие с органами, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор в субъектах Российской Федерации, по вопросам предотвращения возникновения и распространения болезней, общих для человека и животных, расследования и ликвидации последствий массовых заболеваний, вызванных такими болезнями.

6.5. Обеспечить взаимодействие с референс-центром по мониторингу за сибирской язвой, функционирующим на базе ФКУЗ Ставропольского противочумного института Роспотребнадзора.

7. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, директорам противочумных учреждений Роспотребнадзора принять дополнительные меры по обеспечению готовности лабораторной базы к проведению индикации и идентификации возбудителей сибирской язвы в материале от людей и из окружающей среды.

8. ФКУЗ Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора совместно с ФБУН Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии Роспотребнадзора, ФКУЗ Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора, ФБУН Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Роспотребнадзора:

8.1. Разработать комплексную программу научных исследований в области профилактики и диагностики сибирской язвы. Принять меры по внесению изменений в федеральную целевую программу "Национальная система химической и биологической безопасности 2015-2020 гг.".

8.2. Подготовить в I квартале 2017 года предложения по изменению и внесению дополнений в нормативные и методические документы по профилактике сибирской язвы.

8.3. Обеспечить оказание консультативно-методической и практической помощи учреждениям Роспотребнадзора и здравоохранения по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологического расследования случаев сибирской язвы среди людей.

Ямальская эпидемия 2016 года: причины вспышки

В июле − начале августа 2016 года общественность была обеспокоена эпидемической вспышкой сибирской язвы на полуострове Ямал в двухстах км от посёлка Яр-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Вспышка возникла на фоне широкомасштабной эпизоотии (распространения заболевания) среди северных оленей, в результате чего пало 2 572 оленя, заболело 24 человека, один из них погиб.

Причиной эпизоотии и эпидемической вспышки, по мнению ряда источников, следует считать аномально высокие температуры июня и июля 2016 г., способствовавшие вытаиванию спор сибирской язвы из многолетнемёрзлых пород. Мы не склонны к столь категоричным выводам и в настоящей заметке поставили цель всесторонне проанализировать ситуацию в районе эпидемической вспышки сибирской язвы и по возможности, на основании доступных нам источников информации, выявить её причины. Путь к этому лежит не только в анализе климатической ситуации, но и в понимании особенностей этого заболевания.

Карта местности заболевания

Сибирская язва (anthrax, pustula maligna) − острое природно-очаговое заболевание, относящееся к группе особо опасных. Встречается на всех континентах.

Возбудителем её является бактерия bacillus anthracis. Это довольно крупная палочка длиной до 8−10 нм и толщиной 1−1.5 нм. Вегетативные (бациллярные) формы способны образовывать капсулу, которая может покрывать как отдельные клетки, так и несколько. Во внешней среде палочки при наличии кислорода образовывают споры, имеющие овальную форму.

Вегетативные формы весьма нестойки к воздействию внешней среды и дезинфицирующих средств. В трупах при отсутствии кислорода и воздействии гнилостной анаэробной микрофлоры бактерии погибают за несколько дней, не образуя спор. Споры же, напротив, очень устойчивы ко всем неблагоприятным воздействиям и в почве сохраняют жизнеспособность в течение многих десятилетий. При определённом сочетании почвенных условий (температура, влажность, pH и др.) споры могут прорастать, при этом бактерии некоторое время существуют как сапрофиты, а затем вновь образуют споры, тем самым поддерживая длительное существование почвенного очага.

Наиболее восприимчивы к возбудителю сибирской язвы коровы, овцы, козы, олени, буйволы, верблюды, лошади, ослы. Менее восприимчивы свиньи; кошки, собаки и дикие хищные заражаются редко. У восприимчивых животных инфекция носит генерализованный (септический) характер, что приводит их к гибели за несколько дней. В течение всего периода болезни они заразны и выделяют возбудитель во внешнюю среду с калам, мочой, слюной, мокротой и т. п. После их смерти источником инфекции могут быть все без исключения их органы и ткани. У более устойчивых животных, например, свиней, процесс протекает локализовано, в виде воспаления лимфатических узлов зева и глотки некротического или серозно-геморрагического характера.

Животные заражаются в основном через корма и воду. Возможно заражение через молоко, поскольку молоко больных животных содержит сибиреязвенные бактерии. Хищные животные могут заражаться при поедании трупов павших от сибирской язвы животных. Заражение также возможно через укусы кровососущих насекомых-переносчиков, прежде всего слепней. При этом способе передачи возбудитель заболевания (не только сибирской язвы) не развивается и не размножается, а лишь переживает короткое время (в случае сибирской язвы до 2−5 суток).

Основным источником заражения человека являются больные сельскохозяйственные животные. Пути заражения различны. Наиболее часто имеет место контактный путь при попадании возбудителя на кожные или слизистые покровы при контакте с больными животными или заражённым сырьем животного происхождения. Возможно заражение через почву или предметы, ею загрязнённые. Алиментарный путь − использование в пищу заражённых мяса и мясопродуктов, особенно не прошедших в достаточной мере термообработку. Аспирационный путь − вдыхание пыли или иных материалов, инфицированных спорами возбудителя сибирской язвы. Факультативно-трансмиссивный путь, через укусы кровососущих насекомых-переносчиков, прежде всего, слепней.

Заболеваемость сибирской язвой в РФ

Заболеваемость сибирской язвой в Российской Федерации. (Составлено по данным: о санитарно-эпидемиологической обстановке…, 1998−2011; О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения…, 2012; Инфекционная заболеваемость в Российской Федерации… 2005−2017гг.; Постановление…, 2014). *Эпидемическая вспышка в июле − начале августа 2016 г. в окрестностях посёлка Яр-Сале (Южный Ямал).

Несмотря на эпизодическую заболеваемость, эпидемиологическая обстановка по сибирской язве остаётся напряжённой. В России насчитывается более 35 тыс. стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов, в которых учтено около 8 тыс. скотомогильников. Из них только 52% имеют ветеринарно-санитарные карточки. Только 37% из них соответствует ветеринарно-санитарным требованиям. В этом отношении наиболее неблагополучна ситуация в Уральском Федеральном Округе (9.65% и 7.53%) в состав которого входит Ямало-Ненецкий АО. Существует довольно значительное количество скотомогильников, на которые утрачены документы или вовсе неизвестно точное местонахождение.

Таким образом, в зоне северного оленеводства имеется большое количество почвенных очагов сибирской язвы и неучтённых скотомогильников, которые могут стать источником заражения животных и людей.

Известен ряд клинических форм сибирской язвы. Возникновение той или иной формы зависит от путей проникновения (входных ворот) инфекции.

Кожная (локализованная) форма развивается при проникновении через кожные или слизистые покровы. характерное её проявление − специфичное только для человека поражение кожи − сибиреязвенный карбункул, представляющий собой язву, покрытую угольно-черным струпом. Это наиболее распространённая форма.

К редким формам проявления болезни относится эдематозная разновидность кожной формы. При этом развивается обширный отёк без видимого карбункула, а в дальнейшем обширные некрозы. Ещё более редки буллёзная и эризипелоидная формы.

Генерализованная (септическая) форма встречается у человека редко. Возникает при аспирационном или алиментарном заражении. Первичные симптомы болезни могут напоминать, соответственно, пневмонию или кишечное отравление. При генерализованной форме через лимфатическую систему поражаются органы и ткани, содержащие большое количество ретикулоэдотелиальных клеток − кишечник, лёгкие, селезёнка, лимфатические узлы, костный мозг.

Основой терапии сибирской язвы является применение антибиотиков (пенициллин, тетрациклин, гентамицин, левомицетин) в сочетании с противосибиреязвенным иммуноглобулином. В тяжёлых случаях показано введение солевых растворов, кровезаменителей, плазмы, крови. Эти меры направлены на снятие явлений токсикоза, нормализацию гемодинамики, коррекцию электролитного и кислотно-основного балансов.

При современной терапии прогноз при локализованной форме благоприятный, при генерализованной − всегда сомнительный. Без лечения в 15−20% случаев локализованная форма переходит в генерализованную, смертность при которой 95−100%.

Анализ причин эпидемической вспышки сибирской язвы на полуострове Ямал в июле − августе 2016 года

В результате этой эпидемической вспышки по подозрению на заболевание было госпитализировано 96, по другим данным – 97 оленеводов и членов их семей. Диагноз подтвердился у 24 человек. Из них один ребенок, заразившийся алиментарно, погиб. У остальных наблюдалась локализованная (кожная) форма.

Ликвидацию последствий эпизоотии осуществляли специалисты войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Министерства обороны Российской Федерации. Ими было обнаружено и утилизировано путём сжигания 2572 павших оленей и проведена локальная дезинфекция местности.

31 августа 2016 г. по распоряжению губернатора ЯНАО Д.Н. Кобылкина карантин по сибирской язве отменён. На эту дату по ЯНАО вакцинировано против сибирской язвы более 14 тысяч человек из группы риска. Вакцинированы 354,3 тыс. голов северных оленей.

Как уже отмечалось, причину вспышки сибирской язвы многие увидели в аномально жаркой погоде на территории ЯНАО и полуострова Ямал в частности. Вследствие этого произошло протаивание многолетней мерзлоты, высвободившее содержащиеся в ней споры. Несомненно, потепление климата будет оказывать влияние на распространение и проявление различных заболеваний. Но является ли это причиной в данном конкретном случае?

Действительно, июнь и июль 2016 г. в ЯНАО и на полуострове Ямал выдались аномально жаркими. Значения среднемесячной температуры и ее аномалии относительно нормы периода 1961−1990 гг. составили в июне 12,3°С и 6,7°С; в июле 18,0°С и 5,7°С соответственно.

Как показано ниже, наибольшие температурные аномалии в июне находились к юго-востоку от полуострова Ямал, Обской губы и Тазовской губы. В июле же они были сосредоточены на Ямале (в данной заметке мы обсуждаем только то, что касается территории ЯНАО).

Табл. 1.jpg

Таким образом, температурные экстремумы (34.3°С и 33.4°С) наблюдались на станциях Надым и Янов Стан, расположенных южнее действующих на Ямале станций Марре-Сале и Новый порт. Но и для этих станций июнь и июль 2016 г. были беспрецедентно жаркими, хотя температур более 30°С не зафиксировано. Легко провести параллель между этими событиями − вспышкой сибирской язвы и аномальными погодно-климатическими условиями, что, многие и сделали. Мы провели сходный анализ для летнего периода 1941 г., когда в результате эпизоотии сибирской язвы пало 6700 голов оленей и 2007 г. Год был аномально тёплым, хотя и не таким экстремальным, как 2016 г.:

Табл. 2.jpg

Обозначения: Мин. и Макс. − абсолютные минимальные и максимальные значения температуры по массиву данных суточного разрешения. Средн. − среднемесячная температура. N − число дней с Tmax > 20°C.

* Из них с Tmax > 25°C − 2 дня.

**Из них с Tmax > 25°C − 21 день и с Tmax > 30°C − 1 день.

*** Из них с Tmax > 25°C − 1 день.

Анализ действительных причин эпидемической вспышки сибирской язвы 2016 года

Как уже упоминалось, широкое распространение получило мнение, что аномально высокие температуры способствовали вытаиванию спор сибирской язвы, и это послужило непосредственной причиной эпизоотии 2016 г. При этом не принимается во внимание, что сезонное протаивание многолетнемёрзлых пород происходит ежегодно. Тут уместно отметить, что объектов мониторинга криолитозоны значительно меньше, чем метеостанций, и значительная часть из них ныне не функционирует.

Карта-схема пунктов наблюдений криолитозоны

Карта-схема размещения основных объектов (пунктов наблюдений) системы мониторинга криолитозоны на территории России. Обозначения: Распространение многолетнемерзлых пород: 1 – сплошное (более 90% площади), 2 – прерывистое (50 − 90%), 3 – островное и реликтовое (10 − 50%). Объекты стационарных геокриологических наблюдений и их порядковый номер: 4 – действующие, 5 – закрытые. 6 – южная граница криолитозоны; 7 – граница РФ. (Анисимов и др., 2012)

Для примера приведём среднемноголетние (за период 1999 − 2008 гг.) данные о мощности сезонно-талого слоя (СТС) для трёх объектов на территории ЯНАО: Марре-Сале (обозначен № 19 на рис. 5) − 111 см, Васькины Дачи (№ 20) − 93 см, Надым (№ 22) − 133 см. Эти величины подвержены значительной межгодовой изменчивости, что связано с погодно-климатическими условиями тёплого сезона конкретного года.

Подробный анализ дал заместитель руководителя Россельхознадзора Н.А. Власов. По его мнению, одна из важнейших причин − слабость ветеринарной службы ЯНАО. Она малочисленна, недостаточно обеспечена финансово, транспортом, лабораторной базой.

Ещё одной причиной он называет аномально тёплую погоду, которая способствовала высвобождению спор. Как уже говорилось, мы не разделяем этого мнения. тундры в зоне северного оленеводства обильно обсеменены спорами сибирской язвы, которые по большей части сосредоточены в пределах сезонно-талого слоя (СТС), мощность которого около 1 м. Это связано с тем, что павшие во время прежних эпизоотий животные либо вовсе не захоранивались, либо захоранивались в пределах СТС. Мы не располагаем данными о мощности СТС в летний сезон 2016 г., но полагаем, что даже столь экстремальные температурные условия не могли привести к кардинальному изменению состояния криолитозоны.

Не отрицая влияния изменения климата на распространение и проявление инфекционных заболеваний, мы, тем не менее, полагаем, что непосредственной причиной эпидемической вспышки сибирской язвы погодно-климатические условия лета 2016 г. не являются. Зная эпидемиологию сибирской язвы, мы считаем, что эти экстремальные условия и вспышка заболевания − совпадение. Даже столь высокие температуры не могли привести к кардинальному изменению состояния криолитозоны и тем самым способствовать высвобождению спор из многолетнемёрзлых грунтов много ниже среднего уровня сезонного протаивания.

Автор: В.В. Ясюкевич, д.б.н., ведущий научный сотрудник Лаборатории антропогенных изменений климатической системы Института географии РАН.

3. Гаврилов В. А. 2010. Перспективы решения проблемы биологической опасности сибиреязвенных скотомогильников. − Дезинфекция и антисептика, т. 1, № 3, с. 12−15.

5. Галкин В. В., Локтионова М. Н., Симонова Е. Г., Хадарцев О. С. 2007. Проблемы безопасности сибиреязвенных скотомогильников. − Эпидемиология и инфекционные болезни. № 6, c. 54−56.

7. Казановский Е. С., Карабанов В. П., Клебенсон К. А. 2006. Некоторые факторы экосистемы тундры Европейского Севера России и ветеринарные проблемы оленеводства. − Аграрная наука Евро-Северо-Востока, № 8, с. 189−192.

8. Лайшев К. А., Забродин В. А. 2012. Проблемы ветеринарного благополучия по инфекционным болезням в Северном оленеводстве. − Farm Animals. №1 (1), с. 36−40.

9. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1998 году: Государственный доклад. − М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999. 222 c.

10. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2000 году: Государственный доклад. 2001. − М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России. 188 с.

11. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2002 году: Государственный доклад. 2003. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России. 221 с.

12. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2003 году: Государственный доклад. 2004. − М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России. 239 с.

13. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2004 году: Государственный доклад. 2005. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 269 с.

14. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2005 году: Государственный доклад. 2006. − М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 301 с.

15. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2006 году: Государственный доклад. 2007. − М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 360 с.

16. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2007 году: Государственный доклад. 2008. − М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 397 с.

17. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году: Государственный доклад. 2009. − М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 467 с.

18. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году: Государственный доклад. 2010. − М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 456 с.

19. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году: Государственный доклад. 2011. − М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 431 с.

20. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2011 году: Государственный доклад. 2012. − М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 316 с.

23. Руководство по зоонозам. 1983. /Под ред. В. И. Покровского. − Л.: Медицина. 320 с.

24. Фёдоров Л. А. 2005. Советское биологическое оружие: история, экология, политика. − М.: МСоЭС. 302 с.

Читайте также: