Тема борьба организма с инфекцией

Обновлено: 13.05.2024

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов.

ВложениеРазмер
konspekt_no5_immunitet.doc 109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Папуш Ольга Анатольевна

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма, иммунной системе организма, видах иммунитета.

  • Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;
  • Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);
  • Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;
  • Ввести сведения об органах иммунной системы;
  • Познакомить с особенностью развития и профилактикой инфекционных заболеваний.
  • Продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, сравнивать и делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная, групповая.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Оборудование: портрет И. И. Мечникова; таблицы с изображением клеток крови, схема фагоцитоза; иллюстрации возбудителей инфекционных заболеваний; инструктивные карточки; учебник.

Основные понятия урока: иммунитет, неспецифический и специфический иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитарные болезни, бацилло- и вирусоносители.

I Организационный момент

II Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

III Основная часть

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами.

  • А как же защищается организм человека? Выскажите свои предположения. (можно фиксировать на доске предположения учащихся)
  • Сколько же разных мнений у нас в классе.

Всем известно, что в споре рождается истина. В истории биологии тоже было немало споров. Вот один из них.

Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий. Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их.

В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет.

2. Изучение нового материала. Поиск решения учебной проблемы.

Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание.

Задание. 1 . Выясните ,какие участки нашего организма играют роль естественных барьеров.

2. Составить рассказ, ответив на вопросы:

Какие типы защиты использует кожа и слизистые оболочки?

Каким образом кожа защищает организм от инфекций?

Каким образом слизистые оболочки защищают организм от инфекций?

Первыми принимают на себя нападение микробов кожа и слизистые оболочки. Их справедливо можно назвать передовой линией обороны организма. Кожа и слизистые оболочки покрыты непрерывно обновляющимся слоем эпителиальных клеток — плотным невидимым панцирем. Они являются прежде всего механическим препятствием, не позволяющим микробам проникнуть в глубь организма.

Следующий рубеж, до поры до времени, нас защищающий - Слизистые оболочки. Вы не раз замечали, возможно, с какой быстротой и легкостью заживают ссадины, небольшие ранки во рту. Дело в том, что слизистая оболочка ротовой полости лизоцим . Это особое вещество, губительно действующее на микроорганизмы. Лизоцимом оно названо за способность растворять, лизировать бактерии. Лизоцим содержится также в слизистых оболочках глаз, носовой полости, дыхательных путей.

Несмотря на то, что кожа и слизистые оболочки являются значительным препятствием на пути микробов, все же эти барьеры не всегда достаточно надежны. Их целостность может быть нарушена, и тогда микроорганизмы проникают в ткани. В значительном большинстве случаев при этом развивается воспалительный процесс.

Кожа и слизистые оболочки

Задание. 1 . Выясните механизм неспецифического иммунитета и процесса воспаления.

2. Составить рассказ, ответив на вопросы:

Что такое иммунитет?

Виды неспецифического иммунитета.

Какой процесс лежит в основе неспецифического иммунитета?

В чем проявляется приспособительное значение воспаления?

Иммунитет - это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки чужеродной генетической информации.

Неспецифический (врожденный) иммунитет обуславливает однотипные реакции на любые чужеродные антигены. Он может быть:

  1. Гуморальным, за счет продукции бактерицидных веществ (например, интерферон, лизоцим).

Интерфероны - белки, которые вырабатываются клетками, инфицированными вирусами. Они блокируют размножение вирусов и ограничивают их распространение по организму.

  1. Клеточным, в результате которого осуществляется фагоцитоз .

Главным клеточным компонентом системы неспецифического иммунитета служат фагоциты, основная функция которых - захватывать и переваривать проникающие извне агенты. А процесс поглощения и переваривания клеткой различных частиц, которые являются или становятся инородными для всего организма или для отдельных его частей получил название фагоцитоз. Этот процесс был открыт в конце декабря 1882 г. И. И. Мечниковым, и в дальнейшем, в результате его работ на протяжении четверти века, было доказано, что фагоцитоз - это один из основных механизмов воспалительной реакции.

Воспаление это защитная реакция, необходимая организму для восстановления. Развивается воспаление в ответ на ранение, инфекцию или внедрение какого-то раздражителя.

Процесс протекает в три стадии.

На первой стадии, в ответ на повреждение, реакция развивается почти мгновенно. Прилегающие кровеносные сосуды расширяются, чтобы увеличить приток крови к пострадавшей зоне, а с кровью поступают необходимые питательные вещества и клетки иммунной системы.

На второй стадии эти клетки начинают борьбу с любыми бактериями, которые могли оказаться в данном месте. Происходит процесс фагоцитоза. Клетки меняют форму — они выпускают крохотные отростки (псевдоподии), которые захватывают бактерий в плен. Затем клетки начинают выделять особые вещества, которые уничтожают патогенов.

В процессе фагоцитоза уничтожаются не только бактерии. Точно таким же способом удаляются поврежденные и погибшие клетки. И это ведет к третьей стадии, на которой очаг воспаления обособляется от окружающих тканей. Он, как правило, становится болезненным, и может даже пульсировать. Образуется гной.

Процессы, происходящие в пораженных тканях

Воспаленное место краснеет, на этом участке повышается температура

Возникает боль и опухлость. Ограничивается участок воспаления.

Задание. 1 . Выясните механизм специфического иммунитета, строение иммунной системы.

Заполнить пропуски в схеме.

2. Составьте рассказ, ответив на вопросы:

Какие органы относят к иммунной системе?

Виды специфического иммунитета.

Какую функцию выполняют В-лимфоциты и Т-лимфоциты?

Как взаимодействуют В-лимфоциты и Т-лимфоциты?

К иммунной системе человека относятся органы, ткани и клетки, обеспечивающие специфическую защиту организма от чужеродных агентов. Иммунная система человека включает центральные органы— костный мозг и вилочковую железу (тимус) — и периферические — селезенку, лимфатические узлы, лимфатические узлы желудочно-кишечного тракта. Эти органы вырабатывают несколько типов клеток, которые и осуществляют надзор за постоянством клеточного и антигенного состава внутренней среды. В центральных органах происходит созревание лимфоцитов. В тимусе формируются Т-лимфоциты, в лимфатических узлах В-лимфоциты. Они отвечают за специфический иммунитет человека. В-лимфоциты отвечают за выработку защитных антител, тогда как Т-лимфоциты, являющиеся клетками иммунной памяти, сохраняют информацию о произошедшем контакте в течение определенного времени (при разных типах возбудителей временной интервал может колебаться от нескольких месяцев до конца жизни человека).

Гуморальный иммунный ответ . Гуморальный ответ осуществляется через жидкие среды организма — кровь, лимфу, межклеточную жидкость. Основными факторами гуморального иммунного ответа являются специфические белки — антитела, которые синтезируются В-лимфоцитами. Антитела взаимодействуют с определенными антигенами и связывают их, делают их более доступными для фагоцитов. После этого происходит разрушение опасных веществ. Команду о начале синтеза антител В-лимфоцитам передают другие клетки иммунной системы: Т-лимфоциты и макрофаги, которые встречаются с чужеродным агентом.

Иммунная система организма

Задание. 1 . Выясните этапы протекания инфекционных заболеваний, меры профилактики.

Составьте памятку по профилактике инфекционных заболеваний.

2. Составьте рассказ, ответив на вопросы:

Чем различаются инфекционные и паразитарные заболевания?

Как протекают инфекционные заболевания?

Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

Меры профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни на протяжении многих столетий были и остаются наиболее опасными болезнями человеческого организма из-за их способности вовлечь в процесс большое число здоровых людей в течение короткого периода времени.

Источником инфекции в большинстве случаев является больной человек или больное животное, из организма которых возбудитель выводится тем или иным путем. Иногда даже после выздоровления человек может оставаться источником инфекции. Таких людей называют бактерионосителями. Кроме этого, наблюдаются так называемые здоровые бактерионосители— лица, которые сами либо не болели, либо перенесли заболевание в легчайшей форме, в связи с чем оно и осталось нераспознанным, но стали бактерионосителями.

В передаче возбудителей заболеваний участвуют различные предметы внешней среды — вода, воздух, пищевые продукты, почва и т. д., которые называются факторами передачи инфекции. Различают несколько способов передачи инфекции:

1.Контактный путь передачи(через наружный покров) возможен в тех случаях, когда возбудители болезни передаются через соприкосновение больного или его выделений со здоровым человеком. Различают прямой контакт, т. е. такой, при котором возбудитель передается при непосредственном соприкосновении источника инфекции со здоровым организмом, и непрямой контакт, при котором инфекция передается через предметы домашнего и производственного обихода.

2.Пищевой путь передачи инфекционных болезней является одним из наиболее частых. При этом возбудители болезней могут попасть на пищевые продукты различными путями.

3.Близко к пищевому стоит водный путь передачи инфекционных болезней. Передача возбудителей при этом происходит как при питье зараженной воды, так и при обмывании продуктов, а также при купании в ней.

4.Передача через воздух происходит при инфекционных болезнях, локализующихся преимущественно в дыхательных путях. Большинство из них переносится с капельками слизи.

5.Некоторые инфекционные болезни распространяются кровососущими насекомыми.

После выполнения задания, каждая группа представляет результаты .

  • А теперь вернемся к историческому спору. Кто же из ученых оказался прав? Почему?

IV. Применение знаний.

А теперь каждая группа выдвигает по 1 кандидату для игры. Играть мы будем в биологическое домино.

Карточки для домино готовятся заранее на плотной бумаге. Игровым полем служит доска, к которой крепятся карточки с помощью магнитов.

клетки, пожирающие проникших в организм микробов.

Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки

защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др

белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало

защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ

процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток

защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактериальных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов.

заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами.

защита от микроорганизмов любой химической природы.

клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет

заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др

чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ.

путь проникновения возбудителя в организм.

Носители вирусов и бациллов

люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей.

клетки, осуществляющие клеточный иммунитет.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Возможно кто-то хочет прочитать результат своего творчества?

VI. Домашнее задание.

Читать §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс


Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'

Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит.

Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."

Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани.

Методическая разработка урока "Индивидуальное развитие организма"

Методическая разработка урока. 8 класс.Биология.

Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос.


Конспект урока 8 класс "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет".

Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Добрый день 

Описание презентации по отдельным слайдам:

Добрый день 


Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Борьба организма с инфекцией.

Определить: - какие существуют защитные барьеры организма; - что такое иммуни.

Определить:
- какие существуют защитные барьеры организма;
- что такое иммунитет, его формы;
- как работает иммунная система организма;
- особенности инфекционных заболеваний

Защитные барьеры организмаПроникновение м/о в организмКожа, слизистые оболочк.

Защитные барьеры организма
Проникновение м/о в организм
Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м\о живущие на коже и слизистых оболочках
Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги)
Б О Л Е З Н Ь
I барьер
II барьер

ИММУНИТЕТ -способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и.

ИММУНИТЕТ -
способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды

Формы иммунитетаНеспецифический (лейкоциты и макрофаги)Специфический (лимфоци.

Формы иммунитета
Неспецифический
(лейкоциты и макрофаги)
Специфический
(лимфоциты: антитела на антигены)
Осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза

Действует на все микроорганизмы, независимо от их химической природы
Организм способен распознавать вещества (антигены), отличные от его клеток и тканей и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества с помощью антител

Механизмы иммунитетаКлеточный – заключается в фагоцитозеГуморальный –заключае.

Механизмы иммунитета
Клеточный – заключается в фагоцитозе
Гуморальный –заключается в выработке антител


Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Вл.

Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Иммунная системаЦентральные органы иммунной системы: Костный мозг Располо.

Иммунная система
Центральные органы иммунной системы:
Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Антигены - чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную.

Антигены - чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию. * микробы, вирусы, любые другие клетки

Антитела - особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

Интерферон – особое вещество, вырабатываемое клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов.

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ

Инфекционные заболевания: ОРЗ, грипп, корь, ветряная оспа…

ОРЗ, грипп, корь, ветряная оспа…

Определить: - какие существуют защитные барьеры организма; - что такое иммуни.

Определить:
- какие существуют защитные барьеры организма;
- что такое иммунитет, его формы;
- как работает иммунная система организма;
- особенности инфекционных заболеваний



Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 862 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для всех учеников 1-11 классов
    и дошкольников
  • Интересные задания
    по 16 предметам

Дети

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма, иммунной системе организма, видах иммунитета.

- Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;

- Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);

- Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;

- Ввести сведения об органах иммунной системы;

- Познакомить с особенностью развития и профилактикой инфекционных заболеваний.

- Продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, сравнивать и делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Развитие УУД:

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Познавательные:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; п реобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация подготовленная учителем в программе Power Point, учебник.

Основные понятия урока: иммунитет, неспецифический и специфический иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитарные болезни, бацилло- и вирусоносители.

I Орг. момент

- Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Уч.: Я хочу предложить вам изречение, которое будет девизом нашего урока:

- Перечислите компоненты внутренней среды организма (Кровь, лимфа, тканевая жидкость).

- Из чего состоит кровь? (Плазмы, форменных элементов: клеток – эритроцитов и лейкоцитов, кровяных пластинок – тромбоцитов)

- Из какого компонента внутренней среды клетки получают питательные вещества и кислород? (Из тканевой жидкости)

- Какую роль выполняют эритроциты ? (Транспортируют кислород к тканям, углекислый газ к лёгким)

- Какова функция лейкоцитов? (Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки в организме)

- Перечислите виды лейкоцитов. (фагоциты, лимфоциты, макрофаги)

- Что такое фагоцитоз? (Процесс обнаружения и уничтожения чужеродных тел в организме)

- Назовите имя учёного, открывшего явление фагоцитоза. (Илья Ильич Мечников)

III . Формулирование темы урока, целеполагание.

«Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

- О чём идёт речь в данном отрывке? (Об эпидемии чумы)

- Почему же болезни, вызывающие эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

- И в наше время одни люди болеют часто, другие редко?

- О чём же сегодня на уроке будем говорить?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

- Какую цель поставим перед собой?

(Узнать, как борется организм с инфекцией и что такое иммунитет.)

- Сформулируем задачи, которые помогут нам достигнуть поставленной цели:

1. какие существуют защитные барьеры организма;

2. виды иммунитета;

3. как работает иммунная система организма;

4. особенности инфекционных заболеваний.

- Какие задачи каждый поставит перед собой?

- Что вам известно по этим вопросам ?

- Что нам поможет получить знания о том, чего вы ещё не знаете?

1. Защитные барьеры организма.

- Мы живём в окружении разнообразных микроорганизмов, которые постоянно предпринимают попытки проникнуть в наш организм. Как же он защищается?

А) Первый барьер: кожа и слизистые оболочки – используют 3 типа защиты:

Физическая химическая (выделения экологическая (на ко-

преграда потовых и сальных желез же и слизистых находятся

кожи губительны для микробов), микроорганизмы,

слёзы, слюна. уничт. вредных для человека микробов.

Б) Защитные механизмы внутренней среды.

Неспецифический (осуществляется специфический – организм

лейкоцитами путём фагоцитоза) действует способен распознавать

на все микроорганизмы, независимо вещества отличные от его

от их химической природы. клеток и тканей, уничтожает

только эти чужеродные клетки и вещества – антигены.

Поэтому различают клеточный и гуморальный механизмы иммунитета:

· Клеточный (уничтожение вредного фактора клетками – фагоцитами)

· Гуморальный (уничтожение вредного фактора особыми веществами - интерферон, антителами)

2. Иммунная система организма.

- Итак, мы выяснили, что такое иммунитет. А что же из себя представляет иммунная система?

Центральные органы периферические органы

Вилочковая костный мозг лимфатические узлы

↓ В – лимфоциты (получив

Т- лимфоциты (распознают информацию об антигене

микробы и антигены) от Т – лимфоцитов выделяют в кровь антитела.

3. Воспаление.

- Для того чтобы не допустить распространение микробов на весь организм и уничтожить их, чтобы организм восстановился после внедрения какого – либо раздражителя или в ответ на инфекцию, в нём происходит защитная реакция, которая называется воспалением.

- Как же эта реакция происходит? Прочитайте материал учебника, с.91 и определите этапы протекания воспаления.

1. Покраснение воспалённого участка, повышение температуры.

2. Возникновение боли и опухлости.

3. Появление гноя – смеси из погибших микробов и фагоцитов.

4. Инфекционные болезни.

- Среди заболеваний поражающих весь организм, особую группу составляют инфекционные болезни. О них нам расскажет Луканина Екатерина.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок 19 био 8 Кол.docx

Тема: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Слайд 1 - Компоненты внутренней среды активно участвуют в защите организма человека. Давайте определим особенности крови, лимфы, тканевой жидкости, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддерживающих гомеостаз организма.

Слайд 2 – Задание 1. Используя таблицу, расскажите о компонентах внутренней среды человека.

2О – 90-92%, белки – 7%, жиры – 0,8%, глюкоза – 0,1%, минеральные соли – 0,9%, ферменты, гормоны.

Форменные элементы (40-50%): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Н2О с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки – 1-2%, лимфоциты, лейкоциты.

Н2О, растворенные в ней питательные вещества и неорганические в-ва, О2, СО2, продукты распада.

Местонахождение

Сердце и кровеносные сосуды.

Между клетками всех тканей.

Источник и место образования

За счет поглощения белков, жиров, углеводов, минеральных солей, Н2О из органов пищеварения, лимфатических сосудов.

За счет тканевой жидкости, всосавшейся в мешочки на концах лимфатических капилляров.

За счет плазмы крови и продуктов жизнедеятельности клеток.

1.возвращение в кровеносное русло тканевой жидкости

В организме работает и система противосвертывания:

гепарин (в легких, печени) – препятствует свертыванию крови

фибролизин (в сыворотке) – фермент, растворяющий фибрин

Какое значение она имеет? /Ответы обучающихся/

Слайд 4 – При нарушении свертывания крови человек может погибнуть.

Гемофилия – заболевание, наследственное, при котором кровь не сворачивается. Передается по линии матери сыновьям.

III . Изучение нового материала

Слайд 5 – Для нашего организма огромное значение имеет иммунитет.

Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Защитные барьеры организма:

I барьер:

Кожа и слизистые оболочки

Экологическая

Кожа и слизистые оболочки

Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl )

Микроорганизмы на коже и слизистых

II барьер:

Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма)

Неспецифический иммунитет

Специфический иммунитет

Лейкоцитами путем фагоцитоза

Организм распознает в-ва, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные в-ва

Слайд 6 – Огромный вклад в изучение иммунитета внес выдающийся русский учёный, положивший начало многим важнейшим направлениям в биологии и медицине. Автор знаменитой фагоцитарной теории иммунитета (1863 г.), создал теорию воспаления как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Основал первую русскую бактериологическую станцию. Имя И.И. Мечникова пользуется всемирной известностью.

Слайд 7 – Мечников выделял два вида иммунитета: специфический и неспецифический.

Специфический иммунитет осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза.

Неспецифический иммунитет – организм способен распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию назвали - антигенами.

Антитела - это особые химические вещества, которые нейтрализуют или уничтожают антигены. Слайд 8 – Пояснения учителя по схеме:

Слайд 9 – Схема иммунной системы организма человека:

Иммунная система. У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Это костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы. Т-лимфоциты формируются в тимусе, В-лимфоциты – в лимфатических узлах.

Многие Т-лимфоциты способны распознавать микробы и другие антигены и расшифровывать их химическую структуру. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. Каждый вид антител способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит.

Слайды 10-11 – Запомните:

Антигены - бактерии, вирусы или их токсины (яды), а также переродившиеся клетки организма.

Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген.

Слайд 12 - Фагоцитарный иммунитет открыл в 1882 г. И. И. Мечников. Гуморальный иммунитет открыл немецкий учёный Пауль Эрлих.

Совместно с И.И. Мечниковым получил Нобелевскую премию П. Эрлих!

Слайд 14 – Рассмотрим такой знакомый вам процесс - воспаление.

Воспаление – местная реакция организма на проникающие микробы.

Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного тела.

Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов.

Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.

Слайд 15 – Инфекционные болезни. Среди заболеваний, поражающих весь организм, особую группу составляют инфекционные болезни. Их вызывают живые возбудители: вирусы, микробы, грибки. Паразитические болезни вызывают простейшие, черви-паразиты, паразитические насекомые, клещи и другие организмы.

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что они заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета.

Цикл инфекционных заболеваний:

Скрытый период – размножение возбудителя, нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител.

Острый период – интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител.

Стадия выздоровления – антитела сдерживают размножение возбудителя и нейтрализуют его яды.

Наиболее частыми инфекционными поражениями являются острые респираторные заболевания, в том числе и грипп. Они вызываются различными микроорганизмами и вирусами. Иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим. Грипп передается воздушно-капельным путем. Зная это, надо тщательно следить за чистотой воздуха. Удалять пыль, изолировать больного.

Многие микробы не выдерживают кипячения, их можно уничтожить хлорамином и другими дезинфицирующими средствами.

Слайд 17 - Ряд инфекционных болезней поражает преимущественно детей. Это корь, ветрянка, коклюш, ветряная оспа, свинка. Эти заболевания оставляют обычно стойкий иммунитет. Вместе с тем они очень заразны.

Слайд 18 – Луи Пастер - французский учёный, лауреат Нобелевской премии, доказал, что заразные болезни возникают от попадания в организм микробов. Разработал методы предупредительных прививок (1881 год)

Слайд 19 - Значительную опасность для окружающих представляют бацилло- и вирусоносители. Ими становятся люди, перенесшие инфекционные заболевания, но не освободившиеся полностью от болезнетворных микроорганизмов. Силы иммунитета этих людей достаточны, чтобы защитить себя от возобновления заболевания, но они не могут уничтожить их до конца. Такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих. Поэтому не следует уклоняться от анализа на бациллоносительство, если его предлагает врач.

Слайды 20-21 – Хотелось бы обратить ваше внимание на такие заболевания, связанные с иммунной системой, как ВИЧ и СПИД.

ВИЧ-инфекция - болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной и нервной системы, к неизбежной смерти.

Вирус поражает лейкоциты, поэтому организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система

Слайд 22 – ВИЧ – инфекция не проявляется сразу

Симптомы СПИДа могут проявиться спустя 5-10 лет после заражения. Современный способ лечения замедляет прогрессирование ВИЧ-инфекции и её переход в стадию СПИДа.

Для ВИЧ характерна очень высокая генетическая изменчивость, поэтому трудно создать универсальную вакцину против этого вируса

Слайд 23 - Как можно заразиться ВИЧ? Пути передачи ВИЧ-инфекции: половой, при переливании заражённой крови, при использовании нестерильных медицинских инструментов, от матери к ребёнку: внутриутробно, при родах, при кормлении молоком

Слайд 24 – Не отмечены случаи передачи ВИЧ через: укусы насекомых, бытовые контакты: рукопожатия, объятия, посуда, одежда, общие ванная и туалет, поцелуи, воздух (воздушно-капельным путём)

IV . Закрепление знаний

Слайд 25 – Ответьте на вопросы:

Почему воспалительный участок поверхности кожи красного цвета и теплый?

Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов?

Как образуется гной?

Какие меры профилактики применяются на разных стадиях развития инфекционного заболевания?

На какие известные вам заболевания у человека не вырабатывается иммунитет?

V . Подведение итога урока. Выставление оценок

Слайд 26 - Домашнее задание: Изучить § 18, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить интересные факты о работах в области иммунологии.

Цель: изучить роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки, продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида.

раскрыть материал о защитных свойствах организма;

продолжать формирование умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать и обобщать;

вооружить учащихся умениями, необходимыми для укрепления здоровья.

воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, вести здоровый образ жизни;

воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

воспитывать чувство патриотизма на примерах научных открытий;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учащиеся: одаренный ребенок, ребенок с нарушением слуха(тугоухость)

I. Организационный момент

Учащиеся приветствуют учителя и называют фамилии отсутствующих.

II. Актуализация знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

  • Какие форменные элементы крови вам известны?
  • Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?
  • Что такое малокровие?
  • Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

5 учащимся предлагается выполнить задания по карточкам, остальные ученики работают с учителем

1.Внутренняя среда организма – это ….

Кол-ва в 1мм 3 крови

2) Выполните задание:

В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.
(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

Остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя (фронтальная работа)

Мы познакомились с такими форменными элементами как: тромбоциты, лейкоциты и эритроциты

Человеческие эритроциты — очень маленькие эластичные клетки дисковидной двояковогнутой формы диаметром от 7 до 10 мкм. Их форма повышает площадь поверхности. В них отсутствует клеточное ядро и большинство органелл, что повышает содержание гемоглобина.

Угарный, бытовой газы, а также выхлопные автомобильные содержат окись углерода, которая нарушает процесс усвоения кислорода клетками организма человека, что становится причиной тяжелого отравления. При отравлении окисью углерода появляются сильная головная боль, головокружение, тошнота, рвота, резкая слабость, лицо краснеет, может быть затемнение, а потом потеря сознания.

Общей функцией всех лейкоцитов является защита организма от бактериальных и вирусных инфекций, паразитарных инвазий, поддержание тканевого гомеостаза и участие в регенерации тканей.

Фагоцитоз- это процесс поглощения одной клетки другой. Этот процесс был открыт Мечниковым.

При повреждении кровеносного сосуда из его стенки начинают выделяться вещества, тормозящие антиагрегационные процессы (то есть процессы препятствующие свертыванию крови) в данном месте кровяного русла. При этом тромбоциты начинают изменяться и распадаться, а в кровь выделяются прокоагулянты (тромбин и тромбопластин) – вещества, способствующие свертыванию крови. Под действием тромбина фебриноген (белок влияющий на скорость оседания эритроцитов) превращается в фибрин, который в виде сеточки из нитей образует основу тромба.

Малокровие – это болезненное состояние вследствие уменьшения количества крови и красных кровяных телец, гемоглобина.

Органы кроветворения человека – это костный мозг и железа тимус, лимфоузлы.

III. Основная часть

1. Актуализация знаний

2. Защитные барьеры организма (работа со слайдами презентации)

Обратите внимание как микроорганизмы попадают в организм и вызывают то или иное заболевание.

Так что нам позволяет противостоять заболеваниям, ребята?

Так давайте дадим определение этому термину. Записываем определение в тетрадь.

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет , который действует на все виды микроорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Давайте обратимся к слайду, где показан механизм иммунитета:

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой
* интерферон

4. Органы кроветворения

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Ребята, ознакомьтесь с текстом учебника и назовите мне органы кроветворения, зафиксировав их в тетради.

Какие признаки воспаления вы можете назвать?

Воспаление – это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ.

1) не допустить распространение микробов на весь организм
2) полное уничтожение микробов

Ученик с нарушением слуха работает с распечаткой.

IV. Работа с учебником

Слайды: Инфекционные заболевания

Используя текст §18 (стр.91-92), выполните следующие задания.

Проверка правильности выполнения заданий

– Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

Иммунитет, который нужно поддерживать.

В тетрадях учащиеся записывают:

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

Учащийся с тугоухостью работает с распечаткой (даны определения, схема)

Антигены – чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию.

* микробы, вирусы, любые другие клетки

Клеточный механизм иммунитета в виде кластера изображает одаренный ребенок и объясняет его ребятам.

Остальные анализируют и фиксируют схему в тетради.

Ученик с нарушением слуха просматривает слайд о клеточном механизме

(отвечает на вопросы)

Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

Читайте также: