Тесты по гнойно-септической инфекции в

Обновлено: 12.05.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Специальность 31.02.01 Лечебное дело

очная форма обучения

МДК.01.01. Пропедевтика клинических дисциплин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 9

Тема: Гемолитическая болезнь новорожденных. Гнойно-септические заболевания периода новорожденности

1. Тема занятия: Гемолитическая болезнь новорожденных. Гнойно-септические заболевания периода новорожденности

2. Форма организации учебного занятия: практическое.

3. Тип учебного занятия: совершенствование знаний, умений и навыков.

4. Продолжительность занятия: 180 мин.

5. Перечень формируемых компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка

6. Цель занятия: углубить знания о методах обследования гемолитической болезни новорожденных, гнойно-септических заболеваний периода новорожденности у детей; выработать умения интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики при гемолитической болезни новорожденных, гнойно-септических заболеваний периода новорожденности у детей.

- уметь осуществлять сбор анамнеза, планировать обследование пациента с гемолитической болезнью новорожденных, гнойно-септическими заболеваниями периода новорожденности у детей;

- уметь формулировать предварительный диагноз при данной патологии;

- уметь интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики гемолитической болезни новорожденных, гнойно-септических заболеваний периода новорожденности у детей.

- демонстрировать навыки общения, самообразования, гуманные качества личности;

- обучаемый должен демонстрировать интерес к избранной профессии, воспитывать профессиональные качества будущего медицинского работника.

- обучаемый должен организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач;

- оценивать их эффективность и качество;

- работать в команде;

- организовывать рабочее место.

7. Методы и формы обучения:

- методы организации учебно-познавательной деятельности - репродуктивный, практический - решение задач, выполнение манипуляций;

- методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности - проверка дневника, тестирование, наблюдение;

-методы стимулирования учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности (АМО) - кейс-метод, имитационные упражнения;

- формы организации учебной деятельности - индивидуальная, фронтальная, групповая.

8. Межпредметные связи: Здоровый человек и его окружение; Анатомия и физиология человека; Основы латинского языка с медицинской терминологией; Психология, МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин Раздел 1. Планирование и проведение диагностических обследований пациентов терапевтического профиля.

10. Внутрипредметные связи: Тема. Методы обследования и семиотика поражений мочевыделительной и эндокринной системы у детей.

11. Список основной и дополнительной литературы для преподавателя и студента по тематике занятия:

1. Пропедевтика клинических дисциплин: учеб. пособие / Э.В. Смолева [и др.]; под ред. Э.М. Аванесьянца, Б.В. Кабарухина. -Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 445, [1] с: ил. - (Среднее профессиональное образование).

12. Описание хода занятия (таблица 1).

Цель: организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность

Формирование ОК1; ОК 2

Проверка присутствующих, наличие формы, готовность студентов к занятию, оснащение рабочего места студента

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Формирование позитивной мотивации и активизация интереса к учебной деятельности.

Контроль исходного уровня знаний

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовленности к занятию

Формы контроля знаний студентов:

1. Тестовый контроль с целью определения ориентации в изученном материале данной темы.

Методические указания по проведению самостоятельной работы

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы, определяет регламент.

Самостоятельная работа студентов

Цель: формирование, закрепление практических умений (профессиональных компетенций), развитие способностей применять теоретические знания в практической деятельности и т.п.

Формирование ОК1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 12; ПК 1.1., 1.2., 1.3., 1.5

Преподаватель организует и контролирует выполнение студентами данного этапа (Приложение 3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей (снятие эмоционального напряжения и т.п.).

Выполнение студентами комплекса физических упражнений (релаксация) (Приложение 4)

Осмысление, систематизация и контроль полученных знаний и умений

Цель: систематизация, закрепление, углубление и контроль полученных знаний и умений

Задания с целью обобщения и систематизации и закрепления знаний и умений:

- выполнение тестовых заданий.

Цель: подвести итоги индивидуальной работы каждого и работы группы в целом, соотнести полученные результаты с целью и задачами, оценить деятельность студентов на занятии

Преподаватель осуществляет диагностику результатов занятия, проводит рефлексию достижения цели, выставляет отметки с учётом всех этапов занятия, комментируя их.

Цель: объяснить объём и способы выполнения домашнего задания, разъяснить критерии успешного выполнения заданий

Преподаватель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

1. А.М. Запруднов, К.И. Григорьев Педиатрия с детскими инфекциями (120 – 124)

Составить таблицу по теме: Дифференциальная диагностика синдрома срыгивания при пилоростенозе и пилороспазме

По данным Комитета экспертов ВОЗ, у 10% детей можно диагностировать нервно-психические заболевания, 80% которых связаны с перинатальным поражением мозга.

Конечно, репаративные возможности детского мозга, как и всего организма ребенка, очень велики. С другой стороны, именно в перинатальном периоде мозг наиболее чувствителен к повреждающим факторам. Основными причинами перинатальных повреждений мозга являются:

· наследственные заболевания обмена.

Неонатальному периоду жизни уделяется особое внимание, связанное с физиологическими особенностями новорожденного ребенка, своеобразно протекающей патологией и высокой смертностью.

Неонатальный период (первые 28 дней жизни) – это наиболее важный критический период онтогенеза человека. Сложность этого онтогенетического этапа определяется напряженностью процессов морфологической и функциональной перестройки, сопровождающих адаптацию ребенка к внеутробной жизни. Истоки многих хронических заболеваний лежат в перинатальном и неонатальном периодах онтогенеза. Инфекционные заболевания и процессы, которые вызывают возбудители, проникновение к плоду от инфицированной матери до родов или при прохождении ребенка по родовым путям, объединяют понятием внутриутробные инфекции.

Тестовые задания

Инструкция: выберите один правильный ответ.

1. Заболевание, в основе которого лежит разрушение эритроцитов вследствие иммунологического конфликта крови:

2. Гемолитическая болезнь

2. Одна из форм гемолитической болезни:

3. Какой лекарственный препарат используют для выведения билирубина из крови:

4. Как называется воспаление пупка

5. Группа острых и хронических поверхностных и глубоких гнойных воспалений кожи называется:

6. Воспаления, развивающиеся в проводных протоках потовых желёз:

7. Симптом отслаивания кожи по автору:

8. Эксфлятивный дерматит ребёнка по автору:

9. Гнойное отделяемое из глаз называется:

10. Воспаление, возникающее на фоне нагрубания молочных желез:

4. Гнойный мастит

11. Какое из перечисленных не относится к омфалиту:

12. Генерализованная форма инфекции называется:

13. По течению сепсис бывает кроме:

14. Воспаление слёзного мешка называется:

15. Воспаление параректальной клетчатки:

16. Гнойное воспаление элементов (эпифизов) кости:

17. Пупочную рану обрабатывают:

2. 3 % раствором перекиси водорода

Решение ситуационных задач

Вы — фельдшер ФАПа

При проведении патронажа к ребёнку 12 дней вы обнаружили появление у него резкой бледности, вялости, акроцианоза, выраженного метеоризма;

При аускультации — сердечные тоны глухие, тахикардия до 200 в минуту. В легких - жесткое дыхание.

При пальпации живота — увеличение печени, дуги. Пупочная ранка мокнет, гнойное отделяемое.

На лице 5 пустул величиной с булавочную головку, окружённых небольшим воспалительным ободком.

Состояние ребёнка оценили как тяжелое, температура тела 38 0 , сосёт плохо. Диурез снижен. Стула не было вторые сутки.

1. Ваш диагноз? Обоснуйте.

2. Возможно ли амбулаторное лечение? Обоснуйте.

3. Тактика фельдшера в условиях ФАПа.

Вызов фельдшера к ребёнку 15 дней. Со слов мамы, на голове малыша 2 дня назад появилось три гнойничка, со вчерашнего дня держится температура, плохо сосет. При осмотре: t = 38 0 , состояние средней степени тяжести. Ребёнок вялый. На волосистой части головы — инфильтраты синюшно — багрового цвета величиной до 3 см в диаметре, в центре отмечается размягчение ( флуктуация).

Кожные покровы ребёнка с мраморным рисунком.

При аускультации — определяются сердечные шумы. Стула нет сутки. Диурез снижен.

1. О каком заболевании Вы можете подумать? Обоснуйте.

2. Тактика фельдшера в данном случае. План обследования.


Эталоны ответа на ситуационные задачи

1. На основании данных объективного обследования выявление у ребёнка

12 дней тяжёлого состояния, резкой бледности, вялости, плохое сосание, акроцианоза, увеличение печени, явление токсикоза, выраженного метеоризма отдут стула, нарушение и пищеварительной моторной f ЖКТ, глухости сердечных тонов, (сердечная недостаточность, гнойного определяемого из пупочной ранки, пустулеза на лице, гипертермии до 38 0 , дегидратации организма новорождённого (снижен диурез), можно думать о наличии у ребёнка септического процесса.

2. Учитывая выраженные симптомы интоксикации поражение внутренних органов (сердечно-сосудистой, дыхательной системы желудочно-кишечного тракта), гипертермию, дегидратацию новорождённого, гнойный омфалит, пустулёз, общее тяжёлое состояние, амбулаторное лечение невозможно. Следует срочная госпитализация в палату интенсивной терапии отделения патология новорождённых.

3. Срочный вызов машины скорой помощи и беседа с родителями об угрозе жизни их ребёнка, возможно летальном исходе в случае промедления с госпитализацией .

1. На основании жалоб матери, данных объективного осмотра, выявивших у ребёнка состояние средней степени тяжести ввиду симптомов интоксикации ( вялость, t = 38 0 , кожа с мраморным рисунком, плохо сосёт) наличия гнойных очагов (три на волосистой части головы инфильтраты до 3 см в d, флегмона передней брюшной полости стенки, гнойный омфалит), симптомов дегидратации (снижен диурез), сердечной недостаточности (шумы в сердце), нарушение функции ЖКТ (отсутствие у новорождённых стула в течение

суток) можно поставить диагноз: сепсис новорождённого.

2. Фельдшер должен осуществить госпитализацию ребёнка в палату

интенсивной терапии отделения патологии новорождённых детской

больницы, провести беседу с родителями ребёнка.

1. общий анализ крови, мочи

2. бактериальное обследование крови

3. ренген грудной клетки, ЭКГ

4. посев отделяемого из пупочной ранки, из

5. биохимический анализ крови (с- реактивный

белок, протеинограмма, электролиты, КОС,

6. исследование аспирата из желудка, трахеи.

Физкультурная пауза

Исходное положение (далее - И.п.)

Основная стойка (далее – о.с.)

Упражнение 1.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки на пояс. Наклоны головы вперед, назад, влево, вправо.

Повторить 2-3 раза.

Упражнение 2.

И.п. – стоя, руки врозь. Руки через стороны вверх, потянуться за руками - вдох. И.п. – выдох. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 3.

И.п. – о.с. Энергичное встряхивание кистей, 5-10 секунд.

Упражнение 4.

И.п. – стоя, руки на затылок. Отвести локти назад, прогнуться – вдох (пауза 2 секунды), локти вперед – выдох. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки на пояс. Пружинящие наклоны туловища в стороны, 6-8 раз.

Упражнение 6.

Упражнение 7.

Специализированную медицинскую помощь при сепсисе и септических осложнениях в акушерстве оказывают в стационаре. При выявлении ß-гемолитического стрептококка в микробиологических посевах рекомендовано введение ампициллина и пенициллина. При подозрении на сепсис необходимо исследовать биомаркеры (С-реактивный белок), определить уровень лактата в сыворотке крови и до назначения антибиотиков сделать посев крови. Обязательными критериями для постановки диагноза сепсиса является определение очага инфекции и признаков полиорганной недостаточности.

1. В каком учреждении/отделении оказывают специализированную медицинскую помощь при сепсисе и септических осложнениях в акушерстве?

1) в гинекологическом отделении;
2) в женской консультации;
3) в поликлинике;
4) в стационаре. +

2. В течение какого времени после родоразрешения повышение температуры тела до 38°С считается допустимым?

1) в течение 12 часов;
2) в течение 24 часов; +
3) в течение 36 часов;
4) в течение 48 часов.

3. Введение каких антибиотиков рекомендовано при выявлении ß-гемолитического стрептококка в микробиологических посевах?

1) ампициллин; +
2) пенициллин; +
3) цефалоспорин 1го поколения;
4) ципрофлоксацин.

4. Как долго должен длиться курс антибиотикопрофилактики при дородовом излитии околоплодных вод при недоношенной беременности?

1) 12 дней;
2) 18 часов;
3) 3-5 дней;
4) 7-10 дней. +

5. Какая длительность безводного периода является фактором риска для развития хориоамнионита?

1) >10 часов;
2) ≥12 часов; +
3) ≥5 часов;
4) ≥8 часов.

6. Какие антибиотики рекомендовано вводить всемирной организацией здравоохранения при ручном отделении плаценты?

1) ампициллин; +
2) цефалоспорин 1-го поколения; +
3) ципрофлоксацин;
4) эритромицин.

7. Какие антибиотики рекомендовано вводить при дородовом излитии околоплодных вод при недоношенной беременности?

1) ампициллин; +
2) цефалоспорин 1-го поколения;
3) ципрофлоксацин;
4) эритромицин. +

8. Какие инструментальные исследования необходимо проводить при подозрении на сепсис?

1) МРТ;
2) УЗИ органов брюшной полости; +
3) рентгенограмму легких; +
4) эхокардиоскопию. +

9. Какие лабораторные исследования необходимо проводить при подозрении на сепсис?

1) биомаркеры (С-реактивный белок); +
2) биохимический анализ крови;
3) определение лактата в сыворотке крови; +
4) посев крови до назначения антибиотиков. +

10. Какие показатели входят в упрощенную шкалу SOFA?

1) нарушение сознания (по шкале Глазго <15); +
2) снижение систолического давления ≤100 мм.рт.ст.; +
3) увеличение диастолического давления >100 мм.рт.ст.;
4) увеличение частоты дыхания ≥22 дыханий/мин. +

11. Какие показатели могут быть использованы как дополнительные диагностические критерии генерализации бактериальной инфекции и указывают на наличие критического состояния?

1) АЛАТ, АСАТ;
2) С-реактивный белок; +
3) пресептин; +
4) прокальцитонин. +

12. Какова продолжительность курса антибиотиков при разрывах промежности 3-й и 4-й степени?

1) 10 дней;
2) 3 дня;
3) 5 дней; +
4) 7 дней.

13. Каковы критерии сепсиса?

1) документально подтвержденная инфекция; +
2) оценка 1 балл по шкале SOFA;
3) оценка 2 балла и более по шкале SOFA; +
4) подозрение на инфекцию. +

14. Каковы обязательные критерии для постановки диагноза сепсиса?

1) лихорадка;
2) очаг инфекции; +
3) признаки полиорганной недостаточности; +
4) разрыв плодного пузыря.

15. Каковы ограничения при антибиотикопрофилактике у беременных?

1) рутинная антибиотикопрофилактика всем женщинам во 2-3 триместрах беременности; +
2) рутинная антибиотикопрофилактика женщинам с преждевременными родами при не целых плодных оболочках;
3) рутинная антибиотикопрофилактика женщинам с преждевременными родами при целых плодных оболочках; +
4) рутинная антибиотикопрофилактика женщинам с эпизиотомией. +

16. Каковы основные факторы риска развития сепсиса и септических осложнений в акушерстве?

1) вспомогательные репродуктивные технологии и многоплодная беременность; +
2) высокая частота кесаревых сечений; +
3) дефицит массы тела;
4) ожирение. +

17. Каковы показания для применения антибактериальных препаратов в послеродовом периоде по лечебным схемам?

1) лихорадка в родах и послеродовом периоде; +
2) преждевременный разрыв плодного пузыря при недоношенной беременности; +
3) признаки интраамниотического инфекционного процесса; +
4) разрыв плодного пузыря при доношенной беременности.

18. Какое количество баллов по шкале qSOFA являются предиктором неблагоприятного исхода?

19. Какое количество влагалищных исследований в родах при разрыве плодных оболочек увеличивает риск развития хориоамнионита?

1) ≥1;
2) ≥2;
3) ≥3; +
4) ≥4.

20. Какое количество доз антибиотиков необходимо ввести с целью профилактики послеродовых гнойно-воспалительных заболеваний?

1) 1 дозу; +
2) 2 дозы;
3) 3 дозы;
4) 4 дозы.

21. Какой возраст женщины относится к факторам риска сепсиса в акушерско-гинекологической практике?

1) моложе 20 лет; +
2) старше 25;
3) старше 35;
4) старше 40. +

22. Клинические признаки и симптомы хориоамнионита

1) брадикардия у плода;
2) гнойные или зловонные околоплодные воды; +
3) лихорадка у матери; +
4) тахикардия у плода. +

23. Клинические характеристики реактивной фазы течения перитонита

1) местные проявления перитонита уходят на второй план и начинают превалировать признаки общей тяжелой интоксикации;
2) повышение температуры тела в пределах 38°С; +
3) рвота, возбуждение, тахикардия (до 100-120 в мин), незначительное повышение АД, тахипноэ (24-28 в мин); +
4) характерны местные признаки, проявляющиеся интенсивным болевым синдромом, защитным напряжением мышц передней брюшной стенки. +

24. Клинические характеристики терминальной фазы течения перитонита

1) местные проявления перитонита уходят на второй план и начинают превалировать признаки общей тяжелой интоксикации;
2) при перитоните, длительностью свыше 48 часов; +
3) прогрессирование перитонеального сепсиса со всеми его патофизиологическими и клиническими проявлениями; +
4) характерны местные признаки, проявляющиеся интенсивным болевым синдромом, защитным напряжением мышц передней брюшной стенки.

25. Клинические характеристики токсической фазы течения перитонита

1) местные проявления перитонита уходят на второй план и начинают превалировать признаки общей тяжелой интоксикации; +
2) рвота, возбуждение, тахикардия (до 100-120 в мин), незначительное повышение АД, тахипноэ (24-28 в мин);
3) температура тела приобретает гектический характер; +
4) характерны местные признаки, проявляющиеся интенсивным болевым синдромом, защитным напряжением мышц передней брюшной стенки.

26. Когда должно быть произведено введение антибиотиков с целью профилактики послеродовых гнойно-воспалительных заболеваний?

1) в конце операции;
2) за 1 сутки до операции;
3) за 30 минут-1 час до начала операции; +
4) сразу после операции.

27. Когда следует вводить антибиотики при дородовом излитии околоплодных вод?

1) после рождения последа;
2) при перерезании пуповины;
3) сразу после постановки диагноза дородовое излитие околоплодных вод; +
4) сразу после рождения ребенка.

28. На какие сутки послеродового периода проявляется абортивная форма послеродового эндометрита?

29. На какие сутки послеродового периода проявляется стертая форма послеродового эндометрита?

30. Наличие каких симптомов является подтверждением синдрома системного воспалительного ответа?

1) повышение парциального давления СО2>32 мм рт.ст.;
2) тахикардия более 90 уд/мин; +
3) тахипноэ более 20 в мин; +
4) температура тела выше 38°С или ниже 36°С. +

31. Осложнения новорожденного при хориоамнионите у матери

1) гиалиново-мембранная болезнь;
2) неонатальный сепсис; +
3) пневмонии; +
4) синдром мекониевой аспирации.

32. Перитонит – это

1) воспаление брюшины; +
2) воспалительный процесс брюшины, который происходит в области малого таза;
3) инфекционное воспаление эндометрия, возникающее в послеродовом периоде;
4) острое воспаление оболочек хориона, как правило, из-за восходящей полимикробной бактериальной инфекции.

33. Послеродовый эндометрит – это

1) воспаление брюшины;
2) воспалительный процесс брюшины, который происходит в области малого таза;
3) инфекционное воспаление эндометрия, возникающее в послеродовом периоде; +
4) острое воспаление оболочек хориона, как правило, из-за восходящей полимикробной бактериальной инфекции.

34. При безводном периоде какой длительности, при дородовом излитии околоплодных вод, при доношенной беременности рекомендована антибиотикопрофилактика?

1) более 10 часов;
2) более 12 часов;
3) более 18 часов; +
4) более 8 часов.

35. При операциях какой длительности необходимо повторное введение антибиотиков?

1) более 1 часа;
2) более 2 часов;
3) более 3 часов; +
4) более 4 часов.

36. Симптомы классической формы послеродового эндометрита

1) повышение температуры тела более 38°С; +
2) появление гнойных выделений из влагалища; +
3) слабость, головные боли; +
4) холодный пот, липкая кожа.

37. Сколько доз антибиотиков рекомендовано вводить Всемирной организацией здоровья при ручном отделении плаценты?

1) 1 дозу; +
2) 2 дозы;
3) 3 дозы;
4) 4 дозы.

38. Тактика при повышении температуры тела до 38°С в первые сутки после кесарева сечения

1) дифференциальная диагностика с возможными причинами повышения температуры;
2) инфузионная терапия по показаниям; +
3) обильное питье; +
4) противовоспалительная терапия.

39. Фазы течения перитонита

1) острая фаза;
2) реактивная фаза; +
3) терминальная фаза; +
4) токсическая фаза. +

40. Формы послеродового эндометрита

1) абортивная форма; +
2) классическая форма; +
3) острая форма;
4) стертая форма; +
5) эндометрит после кесарева сечения. +

41. Хориоамнионит – это

1) воспаление брюшины;
2) воспалительный процесс брюшины, который происходит в области малого таза;
3) инфекционное воспаление эндометрия, возникающее в послеродовом периоде;
4) острое воспаление оболочек хориона, как правило, из-за восходящей полимикробной бактериальной инфекции. +

42. Чем может быть обусловлено быстрое прогрессирование септического процесса?

1) дисфункцией эндотелия сосудов; +
2) снижением уровня провоспалительных цитокинов в родах;
3) увеличением количества лейкоцитов; +
4) увеличением уровня D-димера. +

43. Что показано при повышении температуры тела до 37,5°С в течение более 24 часов со 2-х суток послеродового периода при отсутствии клинических признаков эндометрита?

1) дифференциальная диагностика с возможными причинами повышения температуры; +
2) инфузионная терапия по показаниям;
3) контроль температуры тела каждые 3 часа; +
4) микробиологическое исследование отделяемого из цервикального канала (полости матки) с определением чувствительности микрофлоры к антибиотикам. +

44. Что способствует благоприятному исходу при сепсисе и септических осложнениях в акушерстве?

1) доступность для диагностики и лечения; +
2) локализация очага в полости малого таза; +
3) молодой возраст женщины (моложе 20 лет); +
4) поздний возраст женщины.

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Сепсис: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

Определение

Сепсис – это патологический процесс, в основе которого лежит реакция организма в виде генерализованного воспаления на инфекцию различной природы. При сепсисе бактерии преодолевают иммунную защиту человека и распространяются из очага воспаления по всему организму. Местное воспаление, сепсис, тяжелый сепсис и септический шок – это различные формы выраженности воспалительной реакции организма на инфекционный процесс.

Сепсис_дисфункция.jpg

Истинная частота возникновения случаев сепсиса остается неизвестной, однако по оценкам исследователей, во всем мире сепсис является лидирующей причиной летальности у пациентов в критическом состоянии. Согласно результатам большого европейского исследования SOAP, включившего 3147 пациентов из 198 европейских медицинских центров, сепсис развился в 37,4% случаев, а госпитальная летальность от него колебалась от 14% случаев в Швейцарии до 41% в Португалии, в среднем составив 24,1%. Данные другого крупного исследования PROGRES (12 881 больной тяжелым сепсисом в 37 странах) показали, что госпитальная летальность в среднем составила 49,6%.

Причины возникновения сепсиса

Возбудителями сепсиса могут быть бактерии, вирусы или грибы. Но чаще сепсис имеет бактериальную природу - его причиной становятся стафилококки, стрептококки, пневмококки, менингококки, сальмонеллы, синегнойная палочка и др.

В большинстве случаев патологический процесс вызывают условно-патогенные микроорганизмы, которые присутствуют на коже, слизистых оболочках дыхательного и пищеварительного трактов, мочевыводящих путей и половых органов. Иногда при сепсисе выделяют сразу 2-3 микроорганизма.

Причиной сепсиса могут стать гнойно-воспалительные заболевания кожи (абсцессы, фурункулы, флегмоны), обширные травмы, ожоги, инфекционно-воспалительные заболевания мочевыводящей системы (пиелонефрит), живота (например, гнойно-некротический деструктивный панкреатит), тяжелая ангина, гнойный отит, пневмония, инфицирование во время родов или абортов и др.

Сепсис.jpg

Возможность возникновения сепсиса зависит не только от свойств возбудителя, но и от состояния иммунной системы человека - нарушения в ее работе предрасполагают к распространению инфекции. Причинами таких нарушений могут быть врожденные дефекты иммунитета, хронические инфекционные болезни (ВИЧ, гнойные процессы), эндокринные заболевания (сахарный диабет), онкологические болезни, хронические интоксикации (алкоголизм, наркомания), проникающая радиация, прием иммуносупрессоров (кортикостероидов, цитостатиков) и др.

В ответ на внедрение возбудителя вырабатываются цитокины – особые белковые молекулы, которые выполняют защитные функции сначала на местном уровне, а затем, попадая в системный кровоток, продолжают работать уже на уровне всего организма. Цитокины бывают провоспалительными и противовоспалительными. В самом начале инфекционного процесса их количество находится в равновесии. Если регулирующие системы организма не способны поддерживать это равновесие, то цитокины накапливаются в кровотоке в сверхвысоких объемах, начинают доминировать их деструктивные, разрушающие эффекты, в результате повреждается сосудистая стенка, запускается синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС-синдром) и полиорганная дисфункция. Вследствие полиорганной дисфункции печени, почек, кишечника появляются новые повреждающие факторы (лактат, мочевина, билирубин и др.), которые усиливают деструктивные процессы. При ДВС-синдроме в сосудах микроциркуляторного русла образуются множественные тромбы в сочетании с несвёртываемостью крови, приводящей к множественным кровоизлияниям.

Классификация заболевания

В зависимости от локализации входных ворот и первичного очага сепсис подразделяют на:

  • перкутанный (чрескожный) – развивается при попадании возбудителя в организм через поврежденный кожный покров (ранки, царапины, фурункулы и др.);
  • акушерско-гинекологический – развивается после родов и абортов;
  • оральный (одонтогенный и тонзиллогенный) – развивается в результате первичной инфекции в полости рта;
  • оториногенный – развивается в результате распространения инфекции из полости уха и/или носа;
  • пневмогенный – при наличии инфекционного очага в нижних дыхательных путях;
  • хирургический;
  • урологический;
  • пупочный – развивается у новорожденных вследствие проникновения инфекционных агентов в кровь через пупочную ранку;
  • криптогенный (идиопатический, эссенциальный, генуинный) – сепсис неизвестного происхождения: первичный очаг гнойного воспаления неизвестен.
  • молниеносный сепсис,
  • острый сепсис,
  • подострый сепсис,
  • хронический сепсис (хрониосепсис).

По клиническим признакам:

1. Синдром системного воспалительного ответа (ССВО) – системная реакция организма на воздействие различных сильных раздражителей (инфекции, травмы, операции и др.) характеризуется двумя или более признаками:

  • температура тела ≥ 38°С или ≤ 36°С;
  • частота сердечных сокращений (ЧСС) ≥ 90 ударов в минуту;
  • частота дыхания (ЧД) > 20 в минуту или гипервентиляция (РаСО2 ≤ 32 мм рт. ст.);
  • лейкоциты крови > 12х109 /л или < 4х109 /л, или незрелых форм >10%.

По виду и характеру возбудителя:

  • аэробный сепсис,
  • анаэробный сепсис,
  • смешанный сепсис,
  • грибковый сепсис,
  • вирусный сепсис.

Клинические проявления сепсиса могут варьировать от незначительных до критических. При молниеносном течении патологическое состояние развивается бурно - за несколько часов или суток. При остром сепсисе симптомы развиваются за несколько дней. Для хрониосепсиса характерно вялое течение и наличие малозаметных изменений, формирующихся месяцами. Рецидивирующий сепсис протекает с эпизодами обострений и затуханий.

Инкубационный период после выявления ворот инфекции или первичного очага составляет от 1 до 3-5 суток. Начало сепсиса, как правило, острое, хотя иногда может быть подострым или постепенным. Интоксикация проявляется резкой слабостью, адинамией, анорексией, нарушением сна, головной болью, расстройством сознания, менингеальным синдромом (поражением оболочек головного и спинного мозга), тахикардией, артериальной гипотензией. Температура тела держится высокой, со скачками утром и вечером. Признаки интоксикации особенно выражены на высоте лихорадки. На коже у трети больных появляется геморрагическая сыпь.

Со стороны дыхательной системы наблюдаются одышка и хрипы в легких. При нарушении функции почек снижается количество выделяемой мочи (олигурия) вплоть до полного прекращения мочеиспускания (анурия), в моче появляются следы крови, гноя. Наблюдается ухудшение функции печени с развитием желтухи и явлениями гепатита, увеличивается селезенка. Повреждение органов ЖКТ проявляется нарушением пищеварения, отсутствием аппетита, язык сухой, обложенный, нередко наблюдаются упорные септические поносы, тошнота и рвота. Метастазирование возбудителя из первичного очага с образованием вторичных очагов инфекции может приводить к инфаркту легкого, гангрене легкого, гнойному плевриту, эндокардиту (поражению внутренней оболочки сердца), воспалению сердечной мышцы (миокардиту), воспалению околосердечной сумки (перикардиту), гнойному циститу, абсцессам мозга и воспалению оболочек мозга (гнойному менингиту), гнойным артритам, флегмонам и абсцессам в мышцах.

Недостаточность функции одного органа длительностью более суток сопровождается летальностью до 35%, при недостаточности двух органов – 55%, при недостаточности функции трех и более органов летальность к четвертому дню возрастает до 85%.

Производят посевы крови, мочи, ликвора, мокроты, гнойного экссудата из элементов сыпи, абсцессов, пунктатов плевры, суставов и других септических очагов. Посевы делают многократно, чтобы определить чувствительность к максимальному количеству антибиотиков. Используется также обнаружение антигенов в крови методом ИФА и определение генома возбудителя методом ПЦР.

Одним из наиболее специфичных и чувствительных маркеров бактериальной инфекции служит прокальцитониновый тест. Прокальцитонин – один из основных маркёров системного воспаления, вызванного бактериями.

Синонимы: Анализ крови на прокальцитонин; ПКТ. Procalcitonin; PCT. Краткая характеристика определяемого вещества Прокальцитонин Прокальцитонин является прогормоном кальцитонина, состоящим из 116 аминокислот с молекулярной массой 14,5 кDa. Биосинтез прокальцитонина в физиологических условиях прои.

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Абсцесс: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

Определение

Абсцесс - это ограниченное скопление гноя, окруженное оболочкой (пиогенной капсулой).

Причины появления абсцессов

Абсцессы могут быть асептическими и септическими. Асептические абсцессы развиваются после подкожного введения некоторых раздражающих химических веществ (скипидара, керосина, хлоралгидрата, хлористого кальция), которые вызывают некроз тканей. При этом некротизированные ткани растворяются лейкоцитами с образованием гноя, не содержащего микробов. Септические абсцессы чаще всего формируются в результате внедрения в ткани микроорганизмов (стафилококков, стрептококков, кишечной палочки, синегнойной палочки и т.д.), вызывающих гнойное воспаление.

Инфекционные агенты (бактерии, грибы) могут проникать в организм экзогенно через поврежденный эпителий кожи или слизистые оболочки (входные ворота) или эндогенно (из очага инфекции в самом организме).

Открытые повреждения кожи, инородные тела, медицинские манипуляции (инъекции, блокады, пункции), гематомы, серомы, а также гнойно-воспалительные процессы в организме (сепсис, гнойный лимфаденит, гнойный лимфангит, гнойный тромбофлебит, фурункул, карбункул и др.) могут приводить к развитию абсцесса.

На месте внедрения инфекции и воспаления ткани отмирают, и формируется гнойная полость, вокруг которой на границе со здоровой тканью начинает образовываться пиогенная капсула. Эта капсула служит своеобразным биологическим барьером, препятствующим распространению инфекции по организму. Чем дольше существует абсцесс, тем толще становится пиогенная капсула.

По распространенности самым частым считается абсцесс кожи, подкожной жировой клетчатки и мышечной ткани, хотя возникнуть он может в любом органе и ткани.

При прогрессировании гнойного процесса повышается риск разрыва пиогенной капсулы, в результате чего инфекционный процесс распространяется за ее пределы.

Классификация абсцессов

По причине возникновения:

а) стафилококковые;
б) стрептококковые;
в) пневмококковые;
г) колибациллярные;
д) гонококковые;
е) анаэробные неспорообразующие;
ж) клостридиальные анаэробные;
з) смешанные;
и) грибковые и др.

По происхождению и путям проникновения инфекции:

  • метастатические (гематогенные) абсцессы, возникающие из отдаленных гнойных очагов;
  • контактные абсцессы, происходящие из близлежащих очагов воспаления;
  • травматические абсцессы, являющиеся следствием открытых и проникающих повреждений;
  • криптогенные абсцессы, происхождение которых и пути проникновения инфекции установить не представляется возможным.

  • поверхностные (поражение кожи и подкожной клетчатки);
  • глубокие (в органах и тканях):

  • острые абсцессы;
  • хронические абсцессы.

Симптомы абсцессов


В начальной стадии формирования поверхностного абсцесса определяется отграниченная болезненная припухлость, горячая на ощупь. Через 3-4 дня в центре появляется размягчение, кожа в центре инфильтрата становится более тонкой и темной, а границы абсцесса - более четкими. На 4-7 сутки абсцесс вскрывается и из него выходит гнойное содержимое. При этом болезненность воспаленного участка уменьшается.

Легкое.jpg

Абсцесс печени чаще всего возникает в результате распространения инфекции по сосудистому руслу из воспалительных очагов других органов или тканей брюшной полости (аппендицит, холангит, язвенный колит). Абсцессы могут быть одиночными или множественными. Для заболевания характерна высокая температура, озноб, боль и тяжесть в области печени, увеличение ее размеров.

Печень.jpg

Абсцесс в печени

Абсцесс головного мозга может сформироваться в результате проникновения инфекции из среднего или внутреннего уха, придаточных пазух носа, из гнойных очагов мягких тканей головы. Абсцессы могут быть одиночными или множественными. Заболевание начинается с интоксикации, симптомов повышения внутричерепного давления (головной боли, тошноты и рвоты, сонливости, недомогания, нарушения памяти, расстройства внимания, нарушения зрения). Затем присоединяются общемозговые (головокружение, психомоторное возбуждение, галлюцинации) и очаговые симптомы (неврологические симптомы, свойственные местному поражению определенных структур центральной или периферической нервной системы).

Мозг.jpg

Внутримозговой абсцесс

Абсцессы брюшной полости встречаются в 30-35% у больных гнойным перитонитом. Обычно они располагаются в отлогих областях живота: подпеченочном, поддиафрагмальном пространстве, в подвздошных ямках и т.п. Клинике формирования абсцесса соответствует ухудшение состояния после небольшого светлого промежутка на фоне воспалительного заболевания брюшной полости (аппендицита, холецистита), наблюдается усиление интоксикации и боль в животе.

Внутрикостный абсцесс Броди – это отграниченный некроз губчатого вещества кости с преследующим расплавлением и образованием полости. Локализуется обычно в проксимальном отделе большеберцовой кости. Заболевание начинается с чувствительности к надавливанию. Нередко очаги ничем не проявляются, и боль носит эпизодический характер. Повышение температуры, озноб и другие симптомы интоксикации, как правило, отсутствуют, процесс может длиться годами.

Диагностика абсцессов

Диагностика поверхностного абсцесса не представляет трудностей. Диагноз устанавливается по совокупности жалоб и осмотра. Диагностика глубоких абсцессов может быть основана на результатах дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования.

    Клинический анализ крови: общий анализ, лейкоформула, СОЭ (с микроскопией мазка крови при наличии патологических сдвигов) покажет присутствие в организме воспалительного процесса.

Синонимы: Общий анализ крови, ОАК. Full blood count, FBC, Complete blood count (CBC) with differential white blood cell count (CBC with diff), Hemogram. Краткое описание исследования Клинический анализ крови: общий анализ, лейкоформула, СОЭ См. также: Общий анализ – см. тест № 5, Лейкоцит.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

1. Контроль исходного уровня знаний

1. Профилактика внутрибольничной инфекции является актуальной проблемой:

а) только в нашей стране,

б) в некоторых странах зарубежья,

в) в нашей стране и странах зарубежья.

2. Внутрибольничная инфекция поражает пациента:

а) в результате обращения к медработнику за советом,

б) в результате обращения к медработнику за лечебной помощью.

3. Меры профилактики ВБИ предусмотрены инструкциями по:

а) санитарно-противоэпидемиологическому режиму;

б) лечению нозологических форм болезни;

в) лечебно-охранительному режиму;

г) исследованиям пациента.

4. Внутрибольничная инфекция в ряде случаев:

а) может привести к летальному исходу,

б) не может привести к летальному исходу.

5. Причины роста ВБИ:

а) недостаток лекарственных средств;

б) широкое применение антибиотиков;

в) недостаточный контроль санэпидрежима в ЛПУ;

г) слабая материально-техническая база.

6. Наиболее восприимчивыми к внутрибольничной инфекции являются пациенты:

а) терапевтических отделений,

б) хирургических и урологических отделений,

в) неврологических отделений.

7.Показатели вспышки ВБИ:

а) сезонность и периодичность;

б) количество заболевших;

в) тяжесть заболевания.

8. Распространению ВБИ способствует:

а) слабая материально-техническая база ЛПУ;

б) инвазивные лечебные и диагностические процедуры;

в) плохое снабжение лекарствами;

г) тяжесть заболевания.

9. Известно, что персонал нередко (50-60% случаев) является носителем золотистого стафилококка, причем чаще всего носителями являются:

10. По мнению ряда исследователей, основная часть бактерий попадает в воздух пере­вязочных и операционных:

а) из носоглотки

б) с поверхности кожи.

Выберите один правильный ответ:

1. Источниками ВБИ могут быть:

а) медицинский персонал;

в) пациенты со стертой или хронической формой инфекции;

а) неблагоприятной окружающей среды;

в) полноценного питания;

г) наличия длительных хронических заболеваний.

3. Наиболее высокий риск возникновения ВБИ у пациентов:

а) урологических отделений;

б) физиотерапевтических отделений;

в) терапевтических отделений;

г) на поликлинических приемах.

4. К инвазивным процедурам относятся…, исключите лишнее:

а) катетеризации мочевого пузыря;

б) внутримышечной инъекции;

в) измерения артериального давления;

г) оперативного вмешательства.

5. Первое звено эпидемического процесса:

а) восприимчивый организм;

б) механизм передачи;

в) источник инфекции;

г) пути передачи.

6. Наиболее распространенные ВБИ…, исключите лишнее:

а) инфекции мочевыделительной системы;

б) воспалительные заболевания суставов;

в) гнойно-септические инфекции;

г) инфекции дыхательного тракта.

7. Искусственный путь передачи ВБИ:

8. Естественный механизм передачи ВБИ:

а) через руки медперсонала;

б) через перевязочный материал;

а) дыхательные пути;

б) мочевыделительная система;

в) здоровая кожа;

г) поврежденная слизистая оболочка.

10. Медицинский персонал не рассматривает, как потенциально опасный источник заражения, больного:

а) вирусным гепатитом;

Решение ситуационных задач:

Медсестра взяла кровь из вены пациента на анализ. Соблюдая все правила стерильности, она не надела стерильные перчатки на руки и работа без перчаток. взяв кровь из вены пациента, медсестра стала выполнять другие назначения вра­ча. Все ли правильно сделала медсестра?

Отправляя мочу пациента на анализ, медсестра надела перчатки, взяла флакон с мо­чой и унесла в лабораторию, вернувшись на рабочее место медсестра, сняв пер­чатки, приступила к продолжению своей работы. В чем ошибка медсестры? Что может произойти?

При раздаче обеда медсестра не обратила внимание на гнойничок на руке, и про­должала раздавать пищу пациентам. В чем ошибка медсестры? Что может про­изойти?

У пациента, самостоятельно принимающего длительное время антибиотики, в по­лости рта появилась белая точечная сыпь, при обследовании выяснилось, что это дрожжевой грибок (кандида). Что чаще всего является причиной восприимчиво­сти пациента к такого рода инфекции?

Медсестра инфекционного отделения, соблюдая все правила стерильности, делает инъекции лежачим тяжелобольным пациентам в палате. Подойдя к больному И., она увидела, что больной оправил естественные нужды в подкладное судно. Медсестра убрала из-под больного судно и продолжила выполнять инъекции, назначенные вра­чом. Все ли правильно сделала медсестра?

Отправляя кровь пациентов на анализ, медсестра надела перчатки, взяла пробирки с кровью поставила их в штатив и унесла в лабораторию, вернувшись на рабочее место медсестра, приступила к продолжению своей работы. В чем ошибка медсестры? Что может произойти?

В больнице объявлен карантин в связи с заболеванием гриппа.

Какие проблемы могут возникнуть у пациентов, находящихся на лечении в данной больнице?

Возможные пути передачи инфекционного заболевания гриппом.

Меры предосторожности пациента и медперсонала .

Задача № 8

Буфетчица в инфекционном отделении сообщила старшей медицинской сестре, что в буфете обнаружен мышиный помёт.

Что должна предпринять старшая медицинская сестра?

При поступлении у пациента в приёмном покое обнаружен педикулёз. Какие мероприятия необходимо провести в отношении такого больного.

Задача №10

Медсестра по просьбе пациента отнесла переданные ему продукты в холодиль­ник, и возвратясь к пациенту, стала закапывать ему капли в глаза. В чем ошибка медсестры?

Задача №11

Медсестра процедурного кабинета пришла на работу с признаками простудного заболевания: кашель, насморк, общее недомогание. Отработала смену, оказывая помощь пациентам. Ночью у одного из пациентов появились жалобы на недомогание, насморк, чихание, слезотечение и поднялась температура тела до 38,5 гр.

В чем ошибка медсестры?

Постесты: 1 – г; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – в; 6 - б; 7 – в; 8 – г; 9 – в; 10 – в.

Читайте также: