Туляремия ситуационная задача с ответами

Обновлено: 05.05.2024

на основе теоретического материала, курации и аналитического разбора тематических пациентов, решения ситуационных задач и учебных игр сформировать у студентов знания по аспектам клинической и дифференциальной диагностики, рационального лечения (включая элементы неотложной терапии) бруцеллеза, чумы и туляремии, профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах данных заболеваний, выработать у студентов чувство профессиональной ответственности в отношении применения алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи, с учетом этических и деонтологических особенностей работы с больными инфекционного профиля.

Студенты должны иметь представление:

об организации стандартизированной медицинской помощи пациентам с бруцеллезом, чумой и туляремией на амбулаторном этапе и в специализированных лечебных учреждениях.

Студенты должны знать:

эпидемиологические особенности бруцеллеза, чумы и туляремии;

основные аспекты патогенеза бруцеллеза, чумы и туляремии;

клинические классификации бруцеллеза, чумы и туляремии;

клиническую характеристику бруцеллеза, чумы и туляремии;

теоретические основы кожных аллергических проб (показания, техника проведения, интерпретация результатов);

алгоритмы специфической и дифференциальной диагностики бруцеллеза, чумы и туляремии;

принципы комплексной терапии бруцеллеза, чумы и туляремии;

принципы диспансерного наблюдения реконвалесцентов при бруцеллезе, чуме и туляремии;

систему профилактических и противоэпидемических мероприятий при бруцеллезе, чуме и туляремии.

Студенты должны уметь:

собрать анамнез развития болезни и эпидемиологический анамнез;

провести объективное обследование инфекционного больного;

сформулировать предварительный диагноз бруцеллеза, чумы и туляремии и определить объем лабораторных и инструментальных методов исследования;

оценить результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;

провести дифференциальный диагноз с синдромосходными заболеваниями;

сформулировать клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10;

наметить основные направления терапии в соответствии с выявленной патологией;

выделить основные профилактические и противоэпидемические мероприятия при бруцеллезе, чуме и туляремии.

Студенты должны иметь навыки:

использования в сфере практической профессиональной деятельности теоретических знаний и практических умений в отношении необходимого в области инфекционных болезней минимума диагностических и лечебных манипуляций, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Лечебное дело”.

Учебная группа – V курс лечебного факультета.

Время занятия – 4 академических часа.

Место проведения занятия – кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии (учебная комната) и инфекционная клиника (клинические палаты) ГОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России.

на основе теоретического материала, курации и аналитического разбора тематических пациентов, решения ситуационных задач и учебных игр сформировать у студентов знания по аспектам клинической и дифференциальной диагностики, рационального лечения (включая элементы неотложной терапии) бруцеллеза, чумы и туляремии, профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах данных заболеваний, выработать у студентов чувство профессиональной ответственности в отношении применения алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи, с учетом этических и деонтологических особенностей работы с больными инфекционного профиля.

Студенты должны иметь представление:

об организации стандартизированной медицинской помощи пациентам с бруцеллезом, чумой и туляремией на амбулаторном этапе и в специализированных лечебных учреждениях.

Студенты должны знать:

эпидемиологические особенности бруцеллеза, чумы и туляремии;

основные аспекты патогенеза бруцеллеза, чумы и туляремии;

клинические классификации бруцеллеза, чумы и туляремии;

клиническую характеристику бруцеллеза, чумы и туляремии;

теоретические основы кожных аллергических проб (показания, техника проведения, интерпретация результатов);

алгоритмы специфической и дифференциальной диагностики бруцеллеза, чумы и туляремии;

принципы комплексной терапии бруцеллеза, чумы и туляремии;

принципы диспансерного наблюдения реконвалесцентов при бруцеллезе, чуме и туляремии;

систему профилактических и противоэпидемических мероприятий при бруцеллезе, чуме и туляремии.

Студенты должны уметь:

собрать анамнез развития болезни и эпидемиологический анамнез;

провести объективное обследование инфекционного больного;

сформулировать предварительный диагноз бруцеллеза, чумы и туляремии и определить объем лабораторных и инструментальных методов исследования;

оценить результаты лабораторных и инструментальных методов исследования;

провести дифференциальный диагноз с синдромосходными заболеваниями;

сформулировать клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10;

наметить основные направления терапии в соответствии с выявленной патологией;

выделить основные профилактические и противоэпидемические мероприятия при бруцеллезе, чуме и туляремии.

Студенты должны иметь навыки:

использования в сфере практической профессиональной деятельности теоретических знаний и практических умений в отношении необходимого в области инфекционных болезней минимума диагностических и лечебных манипуляций, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Лечебное дело”.

Учебная группа – V курс лечебного факультета.

Время занятия – 4 академических часа.

Место проведения занятия – кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии (учебная комната) и инфекционная клиника (клинические палаты) ГОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России.

Врач “скорой помощи” вызван к больному Н., 30 лет. Со слов родственников, больной накануне прилетел из Казахстана, куда ездил в гости. Утром после прибытия домой он почувствовал себя плохо: появились сильный озноб, сменившийся жаром, резкая головная боль, боли в мышцах, температура тела повысилась до 39°С. Одновременно появилась боль в правой подмышечной области. Больной принял анальгин, но боль в подмышечной области продолжала усиливаться, к вечеру состояние ухудшилось, присоединилась тошнота, речь стала невнятной, в связи с чем был вызван врач. При осмотре (1 день болезни): температура тела – 40,2°С, лицо гиперемировано и одутловато, сосуды склер и конъюнктив инъецированы, слизистая глотки гиперемирована. Язык сухой, густо обложен белым налетом, выражен его тремор. В правой подмышечной области определяется плотный, резко болезненный, размером 3х3 см лимфоузел, плохо контурирующийся, кожа над ним не изменена. В легких – дыхание везикулярное, хрипов нет; частота дыхания – 22 в минуту. Тоны сердца глухие, ритмичные. Пульс – 120 ударов в минуту, мягкий, ритмичный, АД – 100/60 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Симптом поколачивания отрицательный. Стула в день заболевания не было. Менингеальных симптомов нет. Больной возбужден, пытается встать, постоянно что-то невнятно бормочет.

Какое заболевание следует заподозрить?

Задача № 2

Больной З., 28 лет, заболел, по словам родственников, внезапно: появился резкий озноб, повысилась температура тела до 40,5°С. Жаловался на сильную головную боль, был суетлив, беспокоен, бредил, стремился куда-то идти. Через 12 часов от начала болезни присоединились сухой кашель и боли в грудной клетке при глубоком вдохе. При осмотре врачом “скорой помощи” на 2 сутки от начала болезни выявлена яркая гиперемия лица, склер, конъюнктив и слизистой ротоглотки. В легких – дыхание ослабленное, поверхностное, 36 в минуту, скудные рассеянные влажные хрипы. Кашель с жидкой, пенистой, кровянистой мокротой. Тоны сердца глухие, пульс – 120 ударов в минуту, аритмичный, АД – 90/50 мм рт. ст. Язык сухой, обложен густым белым налетом. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает из-под реберного края на 1 см, селезенка не увеличена. Больной стонет, мечется в постели, бредит. Менингеальных симптомов нет. Родственники больного сообщили, что накануне заболевания больной вернулся из Индии и рассказывал об эпидемии тяжелых заболеваний в Бомбее, где он был.

Какое заболевание следует заподозрить?

Задача № 3

Больной В., 40 лет, обратился к врачу с жалобами на высокую температуру тела, слабость, ломоту в теле, головную боль и сильные боли в правой подмышечной области. Считает себя больным в течение 4 дней. Заболевание началось с познабливания и подъема температуры тела до 38°С, тогда же отметил болезненность и какое-то плотное образование в правой подмышечной области. Самостоятельно принимал анальгин, делал компрессы на правую подмышечную область. Однако состояние ухудшалось: по вечерам беспокоили ознобы, держалась лихорадка 39-40°С, боль в подмышечной области постепенно усиливалась, что заставило больного обратиться к врачу. Перед заболеванием ездил к родителям, живущим в Астраханской области, помогал по хозяйству, участвовал в сельскохозяйственных работах. При осмотре: на правой кисти имеется рана, покрытая гнойной коркой, с гиперемией и цианотичным оттенком вокруг нее. В правой подмышечной области определяется резко болезненное образование размером 5х6 см, плотное, нечетко контурирующееся, с размягчением в центре. Кожа над ним ярко гиперемирована, отмечается небольшая отечность вокруг лимфоузлов. В легких патологии не выявлено. Тоны сердца слегка приглушены, пульс – 100 ударов в минуту, АД – 120/70 мм рт. ст. Язык чистый, влажный. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Больной несколько вял, адинамичен. Яркий румянец на щеках. Очаговых и менингеальных симптомов нет.

Назначьте план обследования.

Задача № 9

Больной Р., 40 лет, 10 дней назад почувствовал познабливание, недомогание, головную боль и повышение температуры тела; лечился самостоятельно, принимал аспирин. Состояние не улучшалось. Днем появлялись резкий озноб, ломота в теле, одышка, тошнота, рвота, головная боль, быстрый подъем температуры до 41°С и жар; к вечеру температура тела снижалась до 35°С, обильно потел, приходилось менять постельное белье. Состояние при этом улучшалось. Однако через день приступы лихорадки повторялись. Обратился к врачу. При осмотре: кожные покровы бледные, на губах – герпетическая сыпь, увеличение печени и селезенки. Из эпидемиологического анамнеза выяснено, что 4 недели назад вернулся из Гвинеи, где находился в командировке в течение 2 месяцев.

Задача № 10

На врачебном участке выявлен больной острым бруцеллезом.

Представьте план мероприятий в очаге бруцеллеза.

На основании острейшего, бурного начала болезни, высокой лихорадки, тяжелой интоксикации, гиперемии лица, инъекции сосудов склер и конъюнктив (“красные глаза на красном лице”), “мелового” языка, тахикардии, глухих сердечных тонов, изменений центральной нервной системы (возбуждение, невнятная речь) и наличия резко болезненного, увеличенного лимфоузла с явлениями периаденита следует заподозрить диагноз чумы, бубонной формы. Необходимо обратить внимание на выезд больного в зону природного очага чумы (Казахстан) и попытаться уточнить у родственников, где жил и чем занимался больной в очаге.

Задача № 2

Врач “скорой помощи” должен заподозрить первично-легочную форму чумы на основании острого начала болезни, резчайшей интоксикации, яркой гиперемии лица и слизистых, тахикардии, гипотонии, возбуждения, бреда, кашля с жидкой пенистой кровянистой мокротой. Очень существенны несоответствие между тяжестью состояния больного и скудными физикальными данными со стороны легких, а также сведения эпидемиологического анамнеза.

Задача № 3

Следует думать об остром гнойном лимфадените на основании постепенного развития болезни, наличия гнойной раны на кисти, регионарного лимфаденита с периаденитом и флюктуацией. Однако выезд в эндемичный район, наличие первичного аффекта, резко болезненного бубона в подмышечной области с явлениями периаденита должны насторожить врача в отношении кожно-бубонной формы чумы.

Для исключения чумы следует внимательно осмотреть рану на руке – есть ли резкая болезненность и выраженный отек вокруг нее, каков характер бубона (насколько велик окружающий его отек, плотность отека, наличие пальцевых отпечатков).

Читайте также: