Ученые разгадали тайны многих болезней установив что инфекционные заболевания вызываются

Обновлено: 12.05.2024

1 Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное зна­ние от дру­гих видов по­зна­ния мира. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) тео­ре­ти­че­ское обос­но­ва­ние

2) экс­пе­ри­мен­таль­ная про­вер­ка

3) опора на ав­то­ри­те­ты

4) ис­поль­зо­ва­ние спе­ци­аль­ных по­ня­тий

5) слож­ность усво­е­ния

1) Ее раз­ви­тие пока не может опе­ре­дить раз­ви­тие ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства.

2) Ее вли­я­ние на раз­ви­тие всего об­ще­ства ста­но­вит­ся менее вы­ра­жен­ным.

3) Ма­те­ри­аль­ное про­из­вод­ство про­дол­жа­ет из­ме­нять­ся с ло­ги­кой ее раз­ви­тия.

4) В связи с ее ис­сле­до­ва­ни­я­ми воз­ни­ка­ют новые мо­де­ли об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия.

5) Все более оче­вид­ной ста­но­вит­ся ее со­ци­аль­ная функ­ция.

6) Остро стоит во­прос со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти уче­ных.

3 Р. и М. яв­ля­ют­ся при­хо­жа­на­ми лю­те­ран­ской церк­ви в г. Сток­голь­ме. Они по­зна­ко­ми­лись на служ­бе, со­зда­ли семью. Если у них в семье про­ис­хо­дят какие-то раз­молв­ки, не­при­ят­но­сти, они пер­вым делом идут за со­ве­том к пас­то­ру. Они убеж­де­ны, что их тол­ко­ва­ние Свя­то­го Пи­са­ния яв­ля­ет­ся един­ствен­но вер­ным. Вы­бе­ри­те в при­ве­ден­ном ниже функ­ции ре­ли­гии, ил­лю­стри­ру­е­мые дан­ным при­ме­ром, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие из при­ведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки уче­ных?

1) вер­сия опро­вер­га­ла по­ло­же­ния, при­ня­тые в науке

2) вы­во­ды чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обос­но­ва­ний

3) пред­по­ло­же­ния лю­би­те­лей древ­но­стей не по­лу­чи­ли прак­ти­че­ско­го под­твер­жде­ния

4) вер­сия со­дер­жа­ла по­ло­же­ния, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие до­ка­за­тельств

5) участ­ни­ки рас­ко­пок, ар­хео­ло­ги и ис­то­ри­ки, не яв­ля­ют­ся чле­на­ми клуба

6) раз­ра­бот­чи­ки вер­сии при­зна­ют вме­ша­тель­ство не­зем­но­го ра­зу­ма

5. Вы­бе­ри­те среди пред­ло­жен­но­го со­ци­аль­ные факты, со­дер­жа­щие про­яв­ле­ние важ­ней­ших со­ци­аль­ных по­треб­но­стей лич­но­сти.

1) В тру­до­вом кол­лек­ти­ве, куда при­ш­ла вы­пуск­ни­ца эко­но­ми­че­ско­го вуза, сна­ча­ла ей было не­про­сто, мно­гие во­про­сы су­ще­ствен­но раз­ли­ча­лись с ву­зов­ски­ми зна­ни­я­ми, но более опыт­ные стар­шие кол­ле­ги сво­и­ми со­ве­та­ми по­мог­ли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрез­вы­чай­но важен его круг об­ще­ния, дру­зья и по­дру­ги, с ними можно об­су­дить порой то, что не об­су­дишь ни с ро­ди­те­ля­ми, ни с учи­те­ля­ми.

3) Мо­ло­дой че­ло­век пре­успел в ту­ри­сти­че­ском биз­не­се, со­здав круп­ную ком­па­нию, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся в об­ла­сти экс­тре­маль­но­го ту­риз­ма, но те­перь его боль­ше вол­ну­ет слава ме­це­на­та, по­кро­ви­те­ля мо­ло­дых да­ро­ва­ний; не­дав­но им была учре­жде­на сти­пен­дия для мо­ло­дых учёных.

4) Каж­дую по­след­нюю суб­бо­ту ме­ся­ца про­фес­сор по­свя­ща­ет по­хо­ду в кон­сер­ва­то­рию на кон­цер­ты ка­мер­ной му­зы­ки.

5) Каж­дый че­ло­век нуж­да­ет­ся в под­дер­жа­нии теп­ло­во­го ба­лан­са тела, по­это­му зимой мы на­де­ва­ем ва­реж­ки, тёплые са­по­ги и курт­ки.

6. К про­из­ве­де­ни­ям эли­тар­ной (вы­со­кой) куль­ту­ры ис­кус­ство­ве­ды от­но­сят клас­си­че­скую му­зы­ку: ор­ган­ные про­из­ве­де­ния Баха, скри­пич­ную му­зы­ку Ви­валь­ди, кон­цер­ты для фор­те­пи­а­но с ор­кест­ром Рах­ма­ни­но­ва. Что поз­во­ля­ет ис­кус­ство­ве­дам сде­лать такой вывод?

1) са­мо­вы­ра­же­ние и сво­бо­да твор­че­ства ав­то­ров

2) слож­ность вос­при­я­тия про­из­ве­де­ний не­под­го­тов­лен­ным слу­ша­те­лем

3) уста­нов­ка на сле­до­ва­ние об­раз­цу, ко­то­рый пе­ре­ни­ма­ет­ся от пред­ше­ству­ю­щих по­ко­ле­ний.

4) вы­со­кая сте­пень обоб­ще­ния кол­лек­тив­но­го опыта

5) сте­рео­ти­пи­за­ция от­ра­же­ния че­ло­ве­ком ре­аль­но­го мира в му­зы­ке

6) ори­ен­та­ция му­зы­ки на ши­ро­кую ауди­то­рию

7. Учёные изу­ча­ют со­ци­аль­ную струк­ту­ру со­вре­мен­но­го об­ще­ства. Какие ме­то­ды, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти, могут ими при­ме­нять­ся?

1) мо­де­ли­ро­ва­ние про­цес­сов со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции в усло­ви­ях эко­но­ми­че­ской не­устой­чи­во­сти

2) сбор ста­ти­сти­че­ских дан­ных путём ан­ке­ти­ро­ва­ния

3) раз­ра­бот­ка и ре­а­ли­за­ция ком­плек­са мер го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки ма­ло­иму­щих семей

4) опи­са­ние слу­ча­ев со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции на­се­ле­ния

5) вы­дви­же­ние и про­вер­ка ги­по­тез о на­прав­ле­ни­ях со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки по смяг­че­нию не­ра­вен­ства до­хо­дов

6) оцен­ка фак­тов со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния об­ще­ства с по­зи­ций иде­а­лов ра­вен­ства и спра­вед­ли­во­сти

1) ис­поль­зо­ва­ние пред­ме­тов, дан­ных при­ро­дой

2) стрем­ле­ние объ­яс­нить за­ко­ны при­ро­ды

3) про­дол­же­ние рода

4) об­ще­ние с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

5) при­спо­соб­ле­ние к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

6) спо­соб­ность к мыш­ле­нию

9. Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра — одна из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих тео­рем Ев­кли­до­вой гео­мет­рии, уста­нав­ли­ва­ю­щая со­от­но­ше­ние между сто­ро­на­ми пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка. По каким ос­но­ва­ни­ям её можно счи­тать на­уч­ным зна­ни­ем?

1) Её от­кры­тие про­изо­шло на ос­но­ве на­блю­де­ний.

2) Её ис­тин­ность была уста­нов­ле­на путём обоб­ще­ния на­род­ной муд­ро­сти.

3) Для её опи­са­ния ис­поль­зо­ван метод тео­ре­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния.

4) Она из­ло­же­на спе­ци­аль­ным язы­ком ма­те­ма­ти­ки.

5) Она слож­на для са­мо­сто­я­тель­но­го изу­че­ния.

6) Для под­твер­жде­ния её ис­тин­но­сти пред­ло­же­но до­ка­за­тель­ство, опи­ра­ю­ще­е­ся на опыт­но уста­нов­лен­ные дан­ные.

10. Уче­ник вы­пол­нял про­ект по био­ло­гии. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что он ис­поль­зо­вал эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды по­зна­ния? Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка дан­ные ме­то­ды по­зна­ния

1) раз­ра­бо­тал мо­дель эко­си­сте­мы

2) про­во­дил на­блю­де­ния в по­ле­вых усло­ви­ях

3) изу­чил ли­те­ра­ту­ру по про­бле­ме ис­сле­до­ва­ния

4) ис­поль­зо­вал школь­ную ла­бо­ра­то­рию для про­ве­де­ния опы­тов

5) перед на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния вы­дви­нул ра­бо­чую ги­по­те­зу, ко­то­рая по­лу­чи­ла под­твер­жде­ние

6) опи­сал ряд слу­ча­ев, до этого не фи­гу­ри­ро­вав­ших в ли­те­ра­ту­ре

11. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о новых тен­ден­ци­ях в об­ра­зо­ва­нии?

А. Ди­стан­ци­он­ное обу­че­ние при­об­ре­та­ет всё боль­шее зна­че­ние в со­вре­мен­ном об­ра­зо­ва­нии.

Б. Бла­го­да­ря ди­стан­ци­он­ным фор­мам обу­че­ния уча­щи­е­ся рас­по­ла­га­ют более ши­ро­ки­ми воз­мож­но­стя­ми по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния за ру­бе­жом.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12 В стра­не Z про­во­дит­ся ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния. Какие факты сви­де­тель­ству­ют о том, что ре­фор­ма на­прав­ле­на на гу­ма­ни­за­цию об­ра­зо­ва­нии? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства учеб­ных пред­ме­тов

2) со­кра­ще­ние вре­ме­ни изу­че­ния есте­ствен­ных наук

3) ори­ен­та­ция на ин­те­ре­сы и склон­но­сти уче­ни­ка

4) при­ме­не­ние тех­но­ло­гий, сбе­ре­га­ю­щих здо­ро­вье

5) уде­ле­ние осо­бо­го вни­ма­ния нрав­ствен­но­му вос­пи­та­нию

6) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са

13. Вла­ди­мир ра­бо­та­ет в био­ло­ги­че­ском ис­сле­до­ва­тель­ском ин­сти­ту­те. Какие из при­ве­ден­ных фак­тов сви­де­тель­ству­ют о том, что он за­ни­ма­ет­ся на­уч­ной де­я­тель­но­стью? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ре­гу­ляр­но по­се­ща­ет биб­лио­те­ку

2) ру­ко­во­дит ко­мис­си­ей по ат­те­ста­ции со­труд­ни­ков ин­сти­ту­та

3) ана­ли­зи­ру­ет пуб­ли­ка­ции по про­бле­мам раз­ви­тия био­ло­гии

4) ведет экс­пе­ри­мент в об­ла­сти мо­ле­ку­ляр­ной био­ло­гии

5) со­сто­ит чле­ном проф­со­юз­ной ор­га­ни­за­ции ин­сти­ту­та

6) вы­сту­пил с до­кла­дом о ре­зуль­та­тах своей де­я­тель­но­сти на сим­по­зи­у­ме уче­ных

14. Учёные раз­га­да­ли тайны мно­гих бо­лез­ней, уста­но­вив, что ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния вы­зы­ва­ют­ся раз­лич­ны­ми ви­ру­са­ми и бо­лез­не­твор­ны­ми бак­те­ри­я­ми. Это поз­во­ли­ло раз­ра­бо­тать дей­ствен­ные ле­кар­ствен­ные пре­па­ра­ты и пре­дот­вра­щать мас­со­вые эпи­де­мии мно­гих за­бо­ле­ва­ний. Какие функ­ции науки про­ил­лю­стри­ро­ва­ны этим при­ме­ром?

15. Один­на­дца­ти­класс­ни­ки за­вер­ша­ют изу­че­ние но­во­го ма­те­ри­а­ла и на­чи­на­ют под­го­тов­ку к эк­за­ме­нам. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют осу­ществ­ля­е­мую ими де­я­тель­ность?

1) Она на­прав­ле­на на пре­об­ра­зо­ва­ние ре­аль­но су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов при­ро­ды.

2) Объ­ек­том де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся новое, не из­вест­ное ни­ко­му ранее зна­ние.

3) Сред­ством де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся учеб­ни­ки и учеб­ные по­со­бия.

4) Де­я­тель­ность имеет как ин­ди­ви­ду­аль­ный, так и кол­лек­тив­ный ха­рак­тер.

5) Мо­ти­вом яв­ля­ет­ся же­ла­ние удо­вле­тво­рить ма­те­ри­аль­ные по­треб­но­сти.

6) Она спо­соб­ству­ет осво­е­нию на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством куль­тур­ных цен­но­стей.

16. Бы­ли­ны о рус­ских бо­га­ты­рях дают мно­же­ство при­ме­ров вер­но­сти, му­же­ства, пат­ри­о­тиз­ма. Они изу­ча­ют­ся в мас­со­вой школе. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­ля­ет сде­лать вывод о том, что бы­ли­ны от­но­сят­ся к на­род­ной, а не к мас­со­вой куль­ту­ре? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Их изу­ча­ли в школе ба­буш­ки и де­душ­ки со­вре­мен­ных уче­ни­ков.

2) Они пе­ре­да­ва­лись из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, обо­га­ща­ясь но­вы­ми сю­же­та­ми.

3) Они легли в ос­но­ву ху­до­же­ствен­ных филь­мов, по­лу­чив­ших на­род­ное при­зна­ние.

4) Они за­пи­са­ны на дис­ках актёрами, по­пу­ляр­ны­ми в на­ро­де.

5) Они не имеют пер­со­наль­но­го ав­тор­ства.

6) Их дей­ству­ю­щие лица стали ге­ро­я­ми со­вре­мен­ных анек­до­тов.

17. 13-лет­няя Ека­те­ри­на В, за­ни­ма­ясь в ху­до­же­ствен­ной школе, изу­чи­ла твор­че­ство ху­дож­ни­ка Н.К. Ре­ри­ха и на­пи­са­ла гу­а­шью не­сколь­ко ри­сун­ков по мо­ти­вам работ Ре­ри­ха. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке, ха­рак­те­ри­сти­ки де­я­тель­но­сти Ека­те­ри­ны в про­цес­се со­зда­ния ри­сун­ков.

1) Де­я­тель­ность Ека­те­ри­ны можно на­звать со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной.

2) В ос­но­ве де­я­тель­но­сти Ека­те­ри­ны лежит стрем­ле­ние к удо­вле­тво­ре­нию есте­ствен­ных по­треб­но­стей.

3) Де­я­тель­ность Ека­те­ри­ны носит ре­про­дук­тив­ный ха­рак­тер.

4) Де­я­тель­ность Ека­те­ри­ны на­прав­ле­на на фор­ми­ро­ва­ние зна­ний и уме­ний.

5) Де­я­тель­ность Ека­те­ри­ны носит твор­че­ский ха­рак­тер.

6) Де­я­тель­ность Ека­те­ри­ны на­прав­ле­на на из­ме­не­ние со­зна­ния че­ло­ве­ка.

18. Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния

1) Уче­ные-вул­ка­но­ло­ги на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вул­ка­на Этна

3) Эко­но­ми­сты тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия гло­баль­ной эко­но­ми­ки.

4) Эко­ло­ги про­ве­ли при по­мо­щи спе­ци­аль­но­го зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Бай­кал.

5) Опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти ген­ной ин­же­не­рии вы­яви­ли ген, спо­соб­ству­ю­щий за­бо­ле­ва­нию раком.

19. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ос­нов­ные при­зна­ки ми­ро­вых ре­ли­гий.

1) боль­шое число по­сле­до­ва­те­лей во всем мире

2) ос­но­ва ре­ли­ги­оз­ной жизни от­дель­ных наций

3) про­по­ве­ду­ют ра­вен­ство всех людей

4) стре­мят­ся со­гла­со­вать жизнь с ре­ли­ги­оз­ны­ми нор­ма­ми

5) вера в до­сто­вер­ность и ис­тин­ность яв­ле­ний, при­ни­ма­е­мых без до­ка­за­тельств

6) носят на­д­эт­ни­че­ский ха­рак­тер, вы­хо­дя за пре­де­лы наций и го­су­дарств

20. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки про­цес­са гу­ма­ни­та­ри­за­ции об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) учёт ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей школь­ни­ков

2) со­кра­ще­ние учеб­но­го вре­ме­ни на му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние

3) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са

5) по­вы­ше­ние вни­ма­ния к изу­че­нию ино­стран­ных язы­ков

6) вве­де­ние до­пол­ни­тель­но­го курса по ис­то­рии куль­ту­ры

21. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) про­ве­де­ние кон­троль­ных из­ме­ре­ний 2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез
3) со­зда­ние ло­ги­че­ской мо­де­ли изу­ча­е­мо­го объ­ек­та 4) опи­са­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний
5) про­ве­де­ние на­уч­но­го экс­пе­ри­мен­та 6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей

22. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке про­яв­ле­ния тен­ден­ции гу­ма­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства учеб­ных пред­ме­тов 2) со­кра­ще­ние вре­ме­ни изу­че­ния есте­ствен­ных наук
3) ори­ен­та­ция на ин­те­ре­сы и склон­но­сти уче­ни­ка 4) при­ме­не­ние тех­но­ло­гий, сбе­ре­га­ю­щих здо­ро­вье
5) осо­бое вни­ма­ние нрав­ствен­но­му вос­пи­та­нию 6) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са

23 Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки эм­пи­ри­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) не­по­сред­ствен­ное на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и яв­ле­ний

2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез

3) фик­са­ция обоб­ще­ний в виде за­ко­нов

4) по­лу­че­ние ко­ли­че­ствен­ных дан­ных об изу­ча­е­мом объ­ек­те

5) раз­ра­бот­ка на­уч­ных тео­рий

6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей

24. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ния, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) субъ­ек­тив­ный ха­рак­тер ис­поль­зу­е­мых суж­де­ний 2) до­ступ­ная форма из­ло­же­ния
3) экс­пе­ри­мен­таль­ная про­вер­ка ре­зуль­та­тов 4) опора на ав­то­ри­тет
5) вза­и­мо­связь тео­ре­ти­че­ско­го и эм­пи­ри­че­ско­го уров­ней 6) раз­ра­бот­ка спе­ци­аль­но­го по­ня­тий­но­го ап­па­ра­та

25. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке про­яв­ле­ния мас­со­вой куль­ту­ры и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) пре­мье­ра филь­ма ужа­сов 2) фе­сти­валь ре­клам­ных ро­ли­ков
3) пе­ре­из­да­ние де­тек­ти­ва-бест­сел­ле­ра 4) вы­став­ка ху­дож­ни­ков-аван­гар­ди­стов
5) об­ласт­ной смотр фольк­лор­ных кол­лек­ти­вов 6) от­кры­тие меж­ду­на­род­но­го кон­кур­са пи­а­ни­стов

26. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию ис­ти­ны. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) зна­ние, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) зна­ние, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъ­ек­том

3) зна­ние, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния че­ло­ве­ка

4) зна­ние, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъ­ек­та

5) зна­ние, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для рас­про­стра­не­ния

6) зна­ние, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

27. Раз­ви­тие науки поз­во­ли­ло со­здать новые, мо­ро­зо­устой­чи­вые, сорта пло­до­вых рас­те­ний. Какие функ­ции науки про­яви­лись в этом факте? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) со­ци­аль­ная 2) про­гно­сти­че­ская
3) ми­ро­воз­зрен­че­ская 4) по­зна­ва­тель­ная
5) про­из­вод­ствен­ная 6) об­ра­зо­ва­тель­ная

28 Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о тен­ден­ци­ях в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Тен­ден­ция гу­ма­ни­за­ции про­яв­ля­ет­ся в сни­же­нии числа до­маш­них работ для уче­ни­ков.

2) Тен­ден­ция гу­ма­ни­та­ри­за­ции про­яв­ля­ет­ся в по­вы­ше­нии вни­ма­ния в учеб­ном про­цес­се к таким пред­ме­там, как ис­то­рия и право.

3) Де­мо­кра­ти­за­ция об­ра­зо­ва­ния про­яв­ля­ет­ся в ре­а­ли­за­ции прин­ци­па рав­ных воз­мож­но­стей.

4) По­яв­ле­ние таких форм обу­че­ния как ди­стан­ци­он­ное об­ра­зо­ва­ние, яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем тен­ден­ции ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ции.

5) Внед­ре­ние элек­трон­ных по­со­бий в про­цесс обу­че­ния яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем тен­ден­ции ин­фор­ма­ти­за­ции.

29. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ду­хов­ной куль­ту­ре и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ду­хов­ная куль­ту­ра — одна из сфер де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка в об­ще­стве.

2) Ду­хов­ная куль­ту­ра вклю­ча­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность и ее ре­зуль­та­ты.

3) Объ­ек­та­ми ду­хов­ной куль­ту­ры яв­ля­ют­ся идео­ло­гия, мо­раль, ху­до­же­ствен­ное твор­че­ство.

4) Ду­хов­ная куль­ту­ра — это окру­жа­ю­щая че­ло­ве­ка ис­кус­ствен­ная среда.

5) Ду­хов­ная куль­ту­ра вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ные и ду­хов­ные цен­но­сти, со­здан­ные че­ло­ве­ком.

30. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о науке как от­рас­ли ду­хов­ной жизни и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ре­зуль­та­ты на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний за­ви­сят от от­но­ше­ния ис­сле­до­ва­те­ля к об­ще­ству, при­ро­де и ду­хов­ной жизни в целом.

2) Наука даёт тео­ре­ти­че­ское обос­но­ва­ние за­ко­нов раз­ви­тия при­ро­ды и об­ще­ства.

3) Ос­но­вой на­уч­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся сбор фак­тов, их по­сто­ян­ное об­нов­ле­ние и си­сте­ма­ти­за­ция.

4) Наука не толь­ко опи­сы­ва­ет при­род­ные или об­ще­ствен­ные яв­ле­ния, но и поз­во­ля­ет по­стро­ить при­чин­но-след­ствен­ные связи между ними.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 3 № 3464

Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала

Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство

B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы

Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей

Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Производственная функция науки связана с сближением науки и производства, с внедрением научных открытий в промышленность. Прогностическая функция связана с осуществлением прогнозирования последствий изменения окружающего мира, на основе данных предвидит возможные результаты развития процессов, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формирует рекомендации по их преодолению.

A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала — прогностическая.

Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство — производственная.

B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы — прогностическая.

Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей — производственная.

Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара — прогностическая.


Задание 3 № 5903

Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) показывает возможные опасные тенденции развития общества

Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) показывает возможные опасные тенденции развития общества — прогностическая.

Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем — прогностическая.

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём — мировоззренческая.

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии — мировоззренческая.

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира — прогностическая.


Задание 3 № 14253

Установите соответствие между функциями науки и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Учёные-вулканологи предупредили о необходимости эвакуации населения региона в связи с возможным извержением вулкана.

Б) Разработанная учёными химико-технологического института технология напыления зеркальных

покрытий была внедрена в массовое автомобильное производство.

В) Финансовые аналитики компании М. предупредили о возможном спаде на фондовом рынке и необходимости реструктуризации инвестиционных портфелей.

Г) Учёные высказали предположение, что зимой в Арктике осадков выпадет больше обычного, а протяженность морского льда будет ниже нормы.

Д) В государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в агрокомплексах государства Х вошли новейшие разработки

лабораторий Института сельского хозяйства.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Учёные-вулканологи предупредили о необходимости эвакуации населения региона в связи с возможным извержением вулкана. Прогностическая, так как ученые предупредили о возможном извержении вулкана.

Б) Разработанная учёными химико-технологического института технология напыления зеркальных

покрытий была внедрена в массовое автомобильное производство. Производственная, так как технология внедрена в производственный процесс.

В) Финансовые аналитики компании М. предупредили о возможном спаде на фондовом рынке и необходимости реструктуризации инвестиционных портфелей. Прогностическая, так как аналитики предупредили о возможном спаде на фондовом рынке.

Г) Учёные высказали предположение, что зимой в Арктике осадков выпадет больше обычного, а протяженность морского льда будет ниже нормы. Прогностическая, так как ученые высказали предположение.

Д) В государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в агрокомплексах государства Х вошли новейшие разработки лабораторий Института сельского хозяйства. Производственная, так как речь идет о внедрение селекционных достижений в сельское хозяйство.


Задания Д3 № 3558

Верны ли следующие суждения о видах деятельности?

А. Социально-преобразовательная деятельность связана с изменением общественных условий, в которых живёт и действует человек.

Б. Прогностическая деятельность включает в себя преобразование сил и веществ природы и получение практически полезных результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется:материально-производственную; социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:познавательную деятельность; ценностно-прогностическую деятельность; прогностическую деятельность.

Правильный ответ указан под номером: 1.


Задание 3 № 22606

Установите соответствие между примерами и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Учёные-экономисты заявили о возможном падении производства сельскохозяйственной продукции в связи с распространением вируса среди злаковых культур.

Б) На основе разработок учёных-биологов в массовое производство был запущен не вредящий экологии пестицид, отпугивающий грызунов.

В) Учёные предоставили сведения об убытках, которые понесёт экономика государства в связи с глобальным потеплением.

Д) Учёные разработали сверхчувствительный сенсорный элемент, с помощью которого можно проводить медицинские и криминалистические экспертизы.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Учёные-экономисты заявили о возможном падении производства сельскохозяйственной продукции в связи с распространением вируса среди злаковых культур. 2) прогностическая

Б) На основе разработок учёных-биологов в массовое производство был запущен не вредящий экологии пестицид, отпугивающий грызунов. 1) производственная

В) Учёные предоставили сведения об убытках, которые понесёт экономика государства в связи с глобальным потеплением. 2) прогностическая

Д) Учёные разработали сверхчувствительный сенсорный элемент, с помощью которого можно проводить медицинские и криминалистические экспертизы. 1) производственная


Задания Д2 № 3

Какую функцию науки иллюстрирует разработка учёными новых градостроительных принципов?

Дадим определения всем четырём функциям:

1. Познавательная функция — познание и объяснение устройства мира и законов его развития;

2. Мировоззренческая — не только объясняет знания, но и выстраивает их в целостную систему;

3. Прогностическая — прогнозирование последствий изменения окружающего мира;

4. Социальная — включение в процесы социального развития и управления обществом.

Следовательно, разработка учёными новых градостроительных принципов — социальная функция, т. к. эта деятельность направлена на улучшение жизни людей, на благо обществу. Также, разработка должна перейти в практику. А все остальные функции — не материальные.

Правильный ответ указан под номером 4.

А почему не подходит третий ответ(Прогностическая — прогнозирование последствий изменения окружающего мира)

Ученые могли прогнозировать что в ближайшее время приток людей в город увеличится и нужны будут новые дома?

Прогностическая функция чего-либо означает, что что-либо сделано для прогнозирования (например, поставлены датчики температуры и давления в жерле вулкана для того, чтобы предсказать извержение), а не то, что сделано в результате прогнозирования.


Задания Д1 № 3444

Группа ученых-фармацевтов работает над созданием лекарственных препаратов, способных излечивать тяжёлые болезни. К какому виду деятельности можно отнести работу фармацевтов?

Прогностическая деятельность — предполагает планирование или предвидение возможных изменений.

Социально-преобразовательная деятельность — преобразование общества.

Исследовательская деятельность — направлена на получение и применение новых знаний, поиск информации.

Из контекста понятно, что речь идет об исследовательской деятельности ученых, ищущих возможность создания новых препаратов.

Правильный ответ указан под номером 3.


Задания Д1 № 4916

Учёные до сих пор не знают всех деталей физических процессов, связанных с землетрясениями, тем не менее в последние десятилетия сейсмологические службы различных государств всё чаще заранее предупреждают власти о необходимости эвакуации населения. Это проявление функции науки

Прогностическая функция науки: использование научных знаний и прежде всего научных законов для осуществления природных и социальных прогнозов.

Правильный ответ указан под номером 1.


Задание 4 № 8032

Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта — одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Укажите, результаты каких видов деятельности представляют собой изделия из бересты, меха, дерева, керамики и другие предметы декоративно-прикладного искусства?

1) духовно-практической — да, верно.

2) социально-преобразовательной — нет, неверно.

3) творческой — да, верно.

4) познавательной — нет, неверно, здесь не присутствует.

5) прогностической — нет, неверно, здесь не присутствует.

6) индивидуальной — нет, неверно, здесь не присутствует.


Задание 4 № 8036

Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

4) производительной силы

1) мировоззренческая — нет, неверно, эта функция не прослеживается.

2) социальная — да, верно, есть польза людям.

3) познавательная — да, верно, проведение исследований.

4) производительной силы — нет, неверно.

5) прогностическая — нет, неверно, эта функция не прослеживается.

6) рекреационная — нет, неверно, эта функция у науки отсутсвует.


Задания Д6 № 8046

Учёные разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мировоззренческая — нет, этой функции здесь нет.

2) познавательная — да, верно.

3) социальная — да, верно.

4) производственная — Да, присутвует

5) прогностическая — нет, этой функции здесь нет.

6) образовательная — нет, этой функции здесь нет.

Что значит социальная ф-ия науки?

-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития

-управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов)

- определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества

Может быть двух видов: 1. производственная


Задание 10 № 10773

Выберите верные суждения о функциях политической элиты в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Стратегическая функция политической элиты заключается в создании концепции назревших реформ.

2) Политическая элита управляет политически пассивным населением через силовые структуры и другие институты принуждения.

3) Прогностическая функция политической элиты предусматривает осуществление на практике выработанного курса, проведение политических решений в жизнь.

4) Интегративная функция заключается в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, сплочении различных слоёв населения, гармонизации и согласовании социальных интересов.

5) Коммуникативная функция предусматривает умение реагировать на изменение настроений различных групп, обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, изучение, сбор и отражение в политическом курсе интересов и потребностей различных социальных слоёв и групп.

1) Стратегическая функция политической элиты заключается в создании концепции назревших реформ. Да, верно, в этом заключается ее суть.

2) Политическая элита управляет политически пассивным населением через силовые структуры и другие институты принуждения. Нет, неверно, против политически пассивного население нет необходимости применять насилие, оно и так подчиняется воле элиты.

3) Прогностическая функция политической элиты предусматривает осуществление на практике выработанного курса, проведение политических решений в жизнь. Нет, неверно, это организационная функция.

4) Интегративная функция заключается в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, сплочении различных слоёв населения, гармонизации и согласовании социальных интересов. Да, верно, в этом заключается ее суть.

5) Коммуникативная функция предусматривает умение реагировать на изменение настроений различных групп, обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, изучение, сбор и отражение в политическом курсе интересов и потребностей различных социальных слоёв и групп. Да, верно, в этом заключается ее суть.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задания Д27 C4 № 4770

Индийский эксперт по проблемам нищеты и голода Амартия Сен, бывший ранее профессором Гарвардского университета, стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики за вклад в развитие экономической теории благосостояния. Учёный изучал распределение ресурсов в обществе. Какую функцию науки иллюстрирует его деятельность? Назовите любые иные две функции науки и проиллюстрируйте каждую из них примером.

В правильном ответе могут быть следующие элементы:

1) названа социальная функция науки;

2) другие функции науки:

— производственная (наука как производительная сила), например - учёные изобрели новый препарат, позволяющий заменить традиционные удобрения и увеличить урожай;

— мировоззренческая, например - открытая Ч. Дарвином теория эволюции и происхождения человека способствовала установлению новых взглядов на происхождение человека и его связь как живого существа с другими биологическими видами.

Могут быть названы иные функции и приведены другие примеры.


Задания Д20 № 9908

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Наука — специфическая сфера ____________(А) человека и общества, направленная на выработку и систематизацию ____________(Б) о мире. Наука охватывает как познавательную деятельность, так и её результаты — систему знаний, которая лежит в основе определённой картины мира.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

2) материальное производство

4) духовная деятельность

8) объективные знания

9) социальный институт

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Исходя из контекста, последовательность 489125 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Задания на классификацию путем установления соответствия (задание 5)

1. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала

Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство

B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы

Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей

Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара

Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата

2. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства

Б) воспроизводство профессиональных кадров

B) развитие умений, способностей, интересов

Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков

Д) трансляция и распространение культуры в обществе

3. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) формулирование научных законов

Б) объяснение сущности изучаемых явлений

B) выдвижение гипотез

Г) наблюдение изучаемых явлений

Д) проведение количественных измерений

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

4. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) доказательство положений

B) описание наблюдаемых явлений

Г) формулирование научной проблемы

Д) выдвижение гипотез

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

5. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) формулирование научных законов

Г) выведение логических следствий

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

6. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) показывает возможные опасные тенденции развития общества

Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

7. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления

Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования

Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования

Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей

1) дошкольное образование

2) среднее общее образование

3) начальное общее образование

8. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности

Б) изучаются мораль и нравственность

В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни

Г) наибольшее влияние оказывает на искусство

Д) наибольшее влияние оказывает на науку

9. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Б) выдвижение гипотез

1) эмпирический уровень

2) теоретический уровень

10. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) чувственное познание

2) рациональное познание

Задания на выбор позиций из списка (задание 6,7)

11. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

12. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обоснование

2) экспериментальная проверка

3) опора на авторитеты

4) использование специальных понятий

5) сложность усвоения

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

1) версия опровергала положения, принятые в науке

2) выводы членов клуба не имели логических обоснований

3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения

4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств

5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба

6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума

15. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

3) сбор статистических данных путём анкетирования

4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

5) описание случаев социальной дифференциации населения

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

16.Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Её открытие произошло на основе наблюдений.

2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.

4) Она изложена специальным языком математики.

5) Она сложна для самостоятельного изучения.

6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

17. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработал модель экосистемы

2) проводил наблюдения в полевых условиях

3) изучил литературу по проблеме исследования

4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов

5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение

6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе

18. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6) компьютеризация образовательного процесса

19. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулярно посещает библиотеку

2) руководит комиссией по аттестации сотрудников института

3) анализирует публикации по проблемам развития биологии

4) ведет эксперимент в области молекулярной биологии

5) состоит членом профсоюзной организации института

6) выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых

20. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1) опора на данные наблюдений

2) экспериментальное подтверждение выводов

3) учет накопленного опыта

4) использование форм рационального познания

5) разработка обоснованных теорий

6) применение строго определенных понятий

21. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мировоззренческая 2) социальная 3) познавательная

4) производительной силы 5) прогностическая 6) гносеологическая

22. Учёные разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мировоззренческая 2) познавательная 3) социальная

4) производственная 5) прогностическая 6) образовательная

23. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.

2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.

3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.

4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.

5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.

6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.

24. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

нематериальные блага свобода передвижения

4. Выберите верные суждения о глобальной продовольственной проблеме и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) Решение глобальной продовольственной проблемы связано с использованием достижений научно-технического прогресса.

2) Данная проблема проявляется преимущественно в странах Северного полушария.

3) Острота проблемы определяется преимущественно природно-климатическими различиями регионов Земли.

4) Проблема требует развития и внедрения передовых методов агротехники.

5) Данная проблема взаимосвязана с мировой демографической проблемой.

5. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) показывает возможные опасные тенденции развития общества

Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

6. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта — одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности.

1) духовно-практической 2) социально-преобразовательной

3) творческой 4) познавательной

5) прогностической 6) индивидуальной

8. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.

9. В течение 2000 – 2010 гг. служба экономического прогнозирования города М. проводила исследование рынка загородной недвижимости. Изучались данные о продажах загородных объектов в крупных агентствах.

В результате проведенного исследования был составлен график (в %).

Какие выводы можно сделать на основании данной графической информации?

1) аутсайдером продаж в 2010 г. стала элитная недвижимость

2) особую популярность у граждан приобрели таунхаузы, которые вышли в лидеры продаж

3) в связи со снижением доходов, по всем сегментам рынка упал спрос

4) активизировались на рынке граждане со средними доходами, приобретающие летние коттеджи далеко от города

5) тенденцию устойчивого роста продемонстрировал спрос на элитную загородную недвижимость

10. Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.

11. Выберите верные суждения об отличиях семьи от других социальных институтов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию моральной регламентации поведения.

2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.

4) Особенностью семьи, отличающей её от любого другого социального института, является функция социализации молодого поколения.

5) В отличие от любого другого социального института, семья занимается воспитанием и обучением.

Какие выводы можно сделать на основе данных таблицы? Выберите нужные позиции из приведенного списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами практически не изменились.

2) Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем ее возможности для творческого и профессионального роста.

3) За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в хорошем коллективе.

4) Опрос показал тенденцию к снижению значения творческого потенциала работы.

5) За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.

13. Конституция РФ закрепляет принцип политического плюрализма в качестве одной из основ конституционного строя нашего государства. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

2) Никакая идеология не может устанавливаться в РФ в качестве государственной или обязательной.

3) В РФ признаётся идеологическое многообразие.

4) В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

5) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

14. Установите соответствие между правовым положением личности в РФ и приведенными конституционными правами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА

A) право на жизнь

Б) право на участие в управлении делами государства

B) право на защиту чести и доброго имени

Г) право равного доступа к государственной службе

Д) право иметь в частной собственности землю

2) Каждый человек, законно проживающий в РФ

15. Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

А) назначает выборы Президента РФ

Б) издаёт указы и распоряжения

В) решает вопрос о доверии Правительству

Г) возглавляет государство

Д) представляет государство в международных отношениях

2) Совет Федерации

3) Государственная Дума РФ

16. Что из перечисленного относится к проявлениям конституционного принципа социального государства?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) запрет установления общеобязательной идеологии

2) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка

3) установление государственных пенсий и пособий

4) охрана труда и здоровья людей

5) гарантии единства экономического пространства

6) установление гарантированного минимального размера оплаты труда

17. Российская Федерация – светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4) В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

5) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

6) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

18. Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ.

Б) Голосование проводится за кандидатов, представленных списками от политических партий.

В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах.

Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов.

Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент.

Е) Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов.

19. Установите соответствие между видами юридической ответственности и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Б) взыскание неустойки

В) компенсация морального вреда

Г) лишение специального права

Е) конфискация орудия совершения правонарушения

1) гражданское право

2) административное право

20. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданка М. отравилась купленным в магазине кефиром

2) по достижении четырнадцатилетия подросток имеет право на получение паспорта

3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг

4) супруги К. купили загородный дом в кредит

5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла

21. Марина по совету адвоката подала иск об установлении отцовства гражданина К. в отношении своего несовершеннолетнего сына Артёма. Истец в данном судебном разбирательстве —

1) Марина 2) адвокат 3) гражданин К. 4) Артём

22. Найдите в приведённом ниже списке характеристики правовой нормы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) имеет общеобязательный характер

2) обеспечивается силой государственного принуждения

3) за нарушение предусмотрены общественные санкции

4) вступает в силу с конкретного срока

5) закрепляется в актах в письменной форме

6) вводится в действие постепенно

23. Гражданин З. управляя принадлежащим ему автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, не справился с управлением и врезался в павильон остановки общественного транспорта, практически разрушив его. Пострадавших в данном ДТП, к счастью, не было. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике юридической ответственности гражданина З. и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уголовная ответственность

2) лишение специального права

3) возмещение имущественного вреда

4) административная ответственность

5) объявление выговора

6) ограничение дееспособности

24. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) высокая содержательная сложность

3) ориентация на узкий круг ценителей

4) широкая рекламная кампания

5) соответствие изысканным вкусам

6) безграничное самовыражение автора

25. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3) Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4) Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5) Потребность, как правило, направлена на какой-либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

26. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В течение ряда лет издаются пересказы и краткие содержания художественных произведений. (Б) Это отрицательно сказывается на развитии учащихся. (В) Уровень знаний абитуриентов по русскому языку и литературе удручающе низкий. (Г) Контрольные работы показывают, что не все студенты-первокурсники обладают умениями, необходимыми для учёбы в вузе. (Д) Одна из целей изучения филологии - овладение навыками анализа литературных произведений.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

27. Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Читайте также: