Важнейшие неинфекционные и инфекционные заболевания как медико-социальная проблема

Обновлено: 25.04.2024

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва

Неинфекционные заболевания как глобальная проблема здравоохранения, роль ВОЗ в ее решении

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины

Неинфекционные заболевания (НИЗ) представляют новый глобальный вызов, приводя к существенным социально-экономическим и демографическим потерям. Для снижения таких потерь необходимы эффективные профилактические меры законодательного, нормативно-правового, информационного и образовательного характера, которые позволят предупредить развитие НИЗ. Одновременные активные действия служб здравоохранения по ранней диагностике НИЗ, их факторов риска и эффективному лечению больных приведут к снижению преждевременной (предотвратимой) смертности от этих заболеваний. Для обмена опытом в создании условий эффективной профилактики по предупреждению развития и снижения бремени НИЗ потребуется экспертная и профессиональная поддержка ВОЗ.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва

Неинфекционные заболевания (НИЗ) стали основной причиной смерти в странах с высоким и средним уровнем дохода и в большинстве стран с низким уровнем дохода, унося почти 38 млн жизней в год (составляя 68% от всех смертей) в мире [1]. В Европейском регионе, регионах Юго-Восточной Азии и западной части Тихого океана показатели смертности от НИЗ превышают 8 млн в год в каждом из них (см. рисунок). В Российской Федерации стандартизованный (стандарт ВОЗ) коэффициент (на 100 000 населения) смертности от НИЗ один из самых высоких в мире и в 2012 г. составил 790,0 [1]. Выше российского коэффициенты смертности от НИЗ в 2012 г. были только у 12 стран мира, в основном развивающихся, таких как Республика Кот-д’Ивуа́р (794,0), Республика Фиджи (804,0), Узбекистан (811,0), Кыргызстан (835,0), Афганистан (846,0), Армения (848,0), Республика Мали (866,0), Казахстан (950,0), Республика Сьерра-Леоне (964,0), Монголия (967,0), Государство Гайана (1,024,0) и Туркменистан (1,025,0) [1].


Количество смертей от неинфекционных заболеваний в различных регионах мира в 2012 г., оба пола [1].

В связи с тем что НИЗ наносят глобальный социально-экономический и демографический ущерб, эти заболевания активно обсуждались и в рамках повестки очередной 136-й сессии Исполнительного Комитета (ИК) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая проходила с 25 января по 3 февраля 2015 г. в штаб-квартире ВОЗ в Женеве (Швейцария). Российскую делегацию на этой сессии ИК возглавила Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова. Уже в самом начале сессии при обсуждении ее повестки основными проблемами, на которые руководители делегаций стран ​1​᠎ просили обратить особое внимание, были следующие:

— необходимость определения детерминантов здоровья с использованием стандартизованных подходов, осознание приоритета НИЗ как причины высокой смертности;

— признание растущего социально-экономического и демографического бремени НИЗ, представляющего новый глобальный, региональный и страновой вызов;

— определение адекватной политики и эффективных стратегий профилактики, направленных на снижение растущего бремени НИЗ, в частности против потребления табака;

— дальнейшее совершенствование и укрепление систем здравоохранения на уровне стран для профилактики и борьбы с новыми вызовами вирусных, инфекционных и неинфекционных эпидемий; включение этих вопросов в повестку развития здравоохранения после 2015 г., соответствующая подготовка медицинского персонала;

— обеспечение всеобщего охвата универсальными действиями служб здравоохранения, что особенно актуально при вспышке эпидемии, вызванной вирусом Эболы, высокой смертности от НИЗ, младенческой и материнской смертности, высокой заболеваемости туберкулезом и растущей противомикробной резистентности;

— необходимость создания новых образовательных (распространение информации через средства массовой информации — СМИ, мобильные устройства), диагностических и лечебных технологий в целях глобальной поддержки мер профилактики и борьбы с НИЗ, инфекционными и вирусными заболеваниями;

— необходимость разработки Руководства ВОЗ по потреблению пищевого сахара, которое должно включать научно обоснованные рекомендации в соответствии с принципами доказательной медицины. Необходимость разработки такого Руководства обусловлена принятым глобальным планом ВОЗ по профилактике и борьбе с НИЗ, в котором одно из основных мест отведено профилактике и борьбе с сахарным диабетом [2, 3];

— усиление эпидемиологического надзора, продолжение устойчивого и инновационного процесса в борьбе с вирусными (Эбола) и инфекционными (туберкулез, СПИД/ВИЧ) заболеваниями, резистентностью к антибиотикам, преодоление малярии и профилактика забытых тропических заболеваний;

— акцентирование внимания на здоровье детей, подростков, женщин и на насилие против женщин;

— активное изучение влияния климата, окружающей среды и загрязнений воздуха на здоровье;

— обсуждение и адекватное реагирование на гуманитарные кризисы и чрезвычайные ситуации, возможности их решения; обеспечение скоординированного международного сотрудничества при массовых миграциях населения во время военных и политических конфликтов, вирусных, инфекционных и неинфекционных эпидемий, вспышек забытых тропических заболеваний;

— необходимость более широкого осуществления негосударственного партнерства;

— определение необходимых и достаточных кадровых ресурсов.

Генеральный директор ВОЗ М. Чен, выступая на 136-й сессии ИК 26 января 2015 г. перед членами ИК, представителями делегаций стран-членов ВОЗ, общественных, государственных и негосударственных организаций, остановилась на основных проблемах, с которыми сталкиваются государства-члены ВОЗ в период глубоких экономических, социальных и демографических преобразований, обострений социального неравенства, и представила возможности их решения. Среди таких проблем, эпидемии вирусных (Эбола, ближневосточный респираторный синдром, новые штаммы птичьего гриппа H5N1 и H7N9), инфекционных (ВИЧ/СПИД, малярия, туберкулез) и неинфекционных (сердечно-сосудистые, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания и сахарный диабет) заболеваний, дорожно-транспортный травматизм и суициды, характеризующиеся высокими показателями смертности, а также негативное влияние климата на здоровье и растущая устойчивость к противомикробным препаратам. Для борьбы с такими проблемами, подчеркнула г-жа М. Чен, необходимы продолжение совершенствования и укрепления систем здравоохранения (санэпиднадзор, первичная медико-санитарная помощь), их кадровое обеспечение и техническое оснащение, разработка эффективных вакцин и противомикробных препаратов, создание диагностического оборудования, эффективных и доступных лекарственных средств для профилактики и лечения вирусных, инфекционных и неинфекционных заболеваний. Только таким образом, по мнению г-жи М. Чен, можно обеспечить быстрое реагирование на вспышки вирусных и инфекционных эпидемий и всеобщий охват универсальными и эффективными мерами первичной медико-санитарной помощи больных вирусными, инфекционными и неинфекционными заболеваниями.

— признать важность как недостатка (в том числе в части обеспечения микроэлементами), так и избытка питания в развитии хронических инфекционных и неинфекционных заболеваний на всех жизненных этапах существования человека, вклада питания в здоровье матери и ребенка, недостатка питания во времена военных конфликтов и массовых миграциях населения, неустойчивой и неравномерной доступности к продуктам питания как между странами, так и внутри стран-членов ВОЗ;

— поддержать принятую Римскую декларацию по вопросам питания и Рамочную программу действий, включающую набор добровольных политик и стратегий для стран-членов ВОЗ на период ее выполнения (2016—2025). Рекомендовать странам-членам ВОЗ выполнять все положения этой программы, а также шире использовать возможности взаимодействия с государственным и частными секторами, международными организациями, профильными агентствами, фондами и программами Организации Объединенных Наций (ООН);

— упорядочить план реализации обязательств, представленных в Рамочной программе действий, основываясь на существующей доказательной базе, необходимости межсекторального сотрудничества, с учетом возможностей обеспечения продуктами питания, их производством и потреблением в странах-членах ВОЗ;

— привести существующие национальные планы по здоровому питанию в соответствие обязательствам, представленным в Римской декларации и Рамочной программе действий, а также определить нормативно-руководящие принципы для слежения (мониторирования) выполнения таких обязательств;

— учитывая беспрецедентную роль ВОЗ в решении проблем, связанных с питанием, предложить секретариату ВОЗ оказать техническую поддержку странам-членам ВОЗ в определении приоритетов при выполнении рекомендаций (60 рекомендаций), представленных в Римской декларации и Рамочной программе действий, с учетом национальных условий (возможностей);

— признать важность включения вопросов питания в повестку развития здравоохранения в период после 2015 г.;

— при подготовке итоговых документов по проблеме питания, для последующего их представления на Всемирной Ассамблее Здравоохранения (ВАЗ) в мае 2015 г., привлекать профильных специалистов. Делегации Российской Федерации, Бельгии от имени стран-членов Европейского Союза, Албании, Панамы и др. высказали пожелания выступить в качестве соавторов (ко-спонсоров) проектов таких итоговых документов.

— необходимо представить и оценить причины преждевременной смерти от НИЗ, в частности роль потребления табака;

— признать, что достигнутый прогресс в выполнении Глобального плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними по достижению 9 Глобальных целей в странах-членах ВОЗ (в частности, в развивающихся странах) недостаточный и неравномерный, особенно в сфере много- и межсекторального сотрудничества, в то же время от эффективности выполнения такого Плана будут зависеть скорость и качество достижения этих целей к 2025 г.;

— активизировать (удвоить) меры по профилактике и борьбе с НИЗ; для оценки прогресса при выполнении Глобального плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними разработать соответствующие его критерии и индикаторы, определить целесообразность разработки таких критериев для каждой страны-члена ВОЗ, каждого региона ВОЗ или для всех стран-членов ВОЗ в формате Рамочного соглашения по набору ограниченного количества таких показателей;

— продолжить дискуссию о необходимости разработки критериев оценки прогресса по выполнению Глобального плана ВОЗ по профилактике и борьбе с НИЗ для каждой страны-члена ВОЗ и/или каждого региона ВОЗ в связи с тем, что конечная оценка выполнения Глобального плана действий по профилактике и контролю НИЗ в 2025 г. уже представлена 9 глобальными целями и 25 индикаторами. В то же время предложено учесть, что разработка критериев оценки прогресса выполнения Глобального плана потребует дополнительной технической помощи ВОЗ и финансовых ресурсов.

— выработать принципы и требования к созданию веб-платформы (структура и содержание), критерии эффективности ее функционирования с целью проведения не только информационно-пропагандистской деятельности КГМ, но и сравнительной оценки страновых обязательств по выполнению плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними;

— определить целевые группы, на которые будет направлена различная по содержанию информационно-пропагандистская деятельность КГМ, механизмы формирования и методы достижения этих целевых групп;

— разработать единый протокол для проведения исследований, позволяющих оценивать бремя НИЗ для систем здравоохранения в каждом регионе ВОЗ и сравнивать это бремя между регионами.

В рамках 136-й сессии ИК ВОЗ были представлены ситуация с НИЗ в Российской Федерации и меры, которые предпринимаются в стране, для профилактики и снижения этих заболеваний. В Российской Федерации от болезней, обусловленных НИЗ, среди которых лидирующее место занимают болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания и сахарный диабет, ежегодно умирают около 1,5 (76%) млн человек. В связи с этим профилактика НИЗ и снижение их факторов риска продолжают оставаться одним из основных приоритетов для правительства Российской Федерации. Более 10 лет, начиная с 2003 г., в нашей стране наблюдается устойчивое снижение такой смертности, а также материнской и младенческой, что привело к увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 71 года, и в совокупности с ростом рождаемости впервые за последние 20 лет обеспечило естественный прирост населения.

В то же время Российская Федерация осознает необходимость дальнейшего совершенствования и развития предпринятых ранее мер и продолжения выполнения своих обязательств по снижению бремени НИЗ, уделяя им приоритетное внимание в национальных планах развития и международной повестке дня по следующим направлениям:

— формирование здорового образа жизни населения на основе широкого межведомственного взаимодействия при координирующей роли Минздрава;

— совершенствование первичной медико-санитарной помощи с учетом приоритета широкомасштабной профилактики на основе как популяционных, так и персонифицированных методов, с развитием телемедицины и передвижных форм предоставления медицинских услуг;

— совершенствование служб неотложной и скорой медицинской помощи;

— дальнейшее развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Заключение

Неинфекционные заболевания остаются основной причиной смерти населения планеты, число смертей от них по прогнозам экспертов будет расти и удвоится к 2060 г., если не будут применены эффективные меры по профилактике их развития и прогрессирования [15]. В принятом Глобальном плане действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними в 2013—2020 гг. представлены значения 9 глобальных целей, достижение которых позволит сократить прогнозируемую совокупную смертность от основных НИЗ (сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, хронические заболевания органов дыхания и сахарный диабет) на 25% к 2025 г. [2, 3, 8]. Среди таких целей: снижение на 10% употребления алкоголя в опасных для здоровья количествах, на 10% распространенности недостаточной физической активности, на 30% среднего потребления соли/натрия и на 30% потребления табака среди взрослого населения. Представленные в Глобальном плане действий цели и их индикаторы, а также показатели снижения смертности от НИЗ имеют усредненные показатели для всех стран-членов ВОЗ. Реализация Глобального плана и достижение страновых или региональных целей по снижению смертности от НИЗ к 2025 г. для каждой страны и региона ВОЗ будут зависеть от многих условий, в числе которых: исходная ситуация с заболеваемостью и смертностью от НИЗ, структура и эффективность работы служб здравоохранения, наличие и доступность к эффективным профилактическим, в том числе образовательным, диагностическим и лечебным технологиям, достаточность кадровых и финансовых ресурсов, наличие соответствующих законодательных, нормативно-правовых, стратегических документов и программ, обеспечение их выполнения и контроля и т. д. Для создания таких условий и их эффективного использования потребуется экспертная и профессиональная поддержка ВОЗ. Необходимо признать, что выполнение положений, представленных в Глобальном плане действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними в 2013—2020 гг. в части профилактических мер (законодательных и нормативно-правовых), позволит в большей степени предупредить развитие НИЗ. Однако, учитывая лимит оставшегося времени, для намеченного снижения смертности от НИЗ нужны параллельные (одновременные) активные действия служб здравоохранения по информированию населения, ранней диагностике и эффективному лечению больных. В связи с этим, среди основных мероприятий профилактических программ в сфере здравоохранения в Российской Федерации остается скрининг, в том числе и в рамках диспансеризации населения, с целью ранней диагностики и выделения групп больных по риску развития, прогрессирования социально-значимых НИЗ для последующего осуществления индивидуальных программ профилактики, лечения и профилактического (диспансерного) наблюдения за такими больными.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Масленникова Г. Я. — экспертное участие в работе 136-й сессии исполнительного комитета ВОЗ (26—30 января 2015 г. Женева, Швейцария), высказывание идеи и написание первой версии рукописи, обзор и представление данных по смертности от неинфекционных заболеваний в отдельных регионах мира, подготовка выступления от российской делегации, обзор и описание выступлений делегаций стран-членов ВОЗ на 136-й сессии исполнительного комитета, научное редактирование рукописи;

Бойцов С.А. — экспертное участие в работе 136-й сессии исполнительного комитета ВОЗ (26—30 января 2015 г. Женева, Швейцария);

Бойцов С.А., Оганов Р.Г.. — подготовка выступления от российской делегации, обзор и описание выступлений делегаций стран-членов ВОЗ на 136-й сессии исполнительного комитета, научное редактирование рукописи;

Аксельрод С.В. — участие в работе 136-й сессии исполнительного комитета ВОЗ (26—30 января 2015 г. Женева, Швейцария) в качестве заместителя Главы российской делегации, подготовка выступления от российской делегации;

Есин П.Е. — участие в работе 136-й сессии исполнительного комитета ВОЗ (26—30 января 2015 г. Женева, Швейцария) в качестве советника заместителя Главы российской делегации;

Аксельрод С.В., Есин П.Е.. — обзор и описание выступлений делегаций стран-членов ВОЗ на данной сессии, научное редактирование рукописи.

1 Италия, Египет, Бельгия и Европейский Союз, Соединенное Королевство, Китайская Народная Республика, Япония, Южная Африка от имени 47 стран африканского региона, Российская Федерация, Австралия, Намибия, Малайзия, Иран, Панама, Саудовская Аравия, Конго, Судан, Франция и др.

2 Австралия, Эквадор, Мексика, Соединенные Штаты Америки, Зимбабве, государства-члены Европейского Союза, Чешская Республика, Российская Федерация, Аргентина, Бельгия, Албания, Ливан, Китайская Народная Республика, Южная Африка, Мальдивы, Италия, Малайзия, Бразилия, Панама, Республика Корея, Япония, Саудовская Аравия, Иран, Непал, Республика Конго, Эквадор, Замбия, Индия, Индонезия, Таиланд, Финляндия и др.

3 Ливан, Кувейт, Бельгия, страны-члены Европейского Союза, Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, Южная Африка, Бразилия, Соединенное Королевство, Панама, Аргентина, Саудовская Аравия, Куба, Конго, Египет, Непал и др.

Всемирная организация здравоохранения;
Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве

Неинфекционные заболевания как приоритет глобального здравоохранения

Журнал: Профилактическая медицина. 2013;16(4): 3‑7

Честнов О.П., Куликов А.А. Неинфекционные заболевания как приоритет глобального здравоохранения. Профилактическая медицина. 2013;16(4):3‑7.
Chestnov OP, Kulikov AA. Non-communicable diseases as a priority in global health care. Profilakticheskaya Meditsina. 2013;16(4):3‑7. (In Russ.).

Всемирная организация здравоохранения;
Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве

Всемирная организация здравоохранения;
Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [*] , которая является ведущим агентством Организации Объединенных Наций (ООН) в области здравоохранения, в последние годы все большее значение придает проблеме профилактики и контроля неинфекционных заболеваний (НИЗ).

Основные НИЗ объединены ВОЗ в 4 группы болезней — сердечно-сосудистые болезни и онкологические заболевания, хронические болезни легких и сахарный диабет, которые являются основными причинами смертности в мире. Так, по статистике 2010 г. более 36 млн человек ежегодно умирают от НИЗ (что составляет 63% от всех случаев смерти в общемировом масштабе). Важно, что 9 млн человек умирают преждевременно в возрасте до 60 лет [1], что классифицируется как преждевременная смертность. Таким образом, по данным ВОЗ, в структуре смертности мирового народонаселения неинфекционный компонент превышает, причем значительно, инфекционную составляющую, доля которой не более 27% [2]. При этом НИЗ представляют угрозу для здравоохранения не только развивающихся, но и развитых стран.

Это оказывает серьезное воздействие не только на социальную сферу многих стран, но и ложится бременем на их экономику [3]. По мнению экспертов Всемирного экономического форума, НИЗ приводят к колоссальным экономическим потерям стран. По их мнению, цена бездействия до 2030 г. может составить 47 триллионов долл. США [4], что сопоставимо с 75% глобального ВВП в расчетах 2010 г.

В этих условиях ВОЗ как лидирующая межправительственная структура, располагающая эффективными инструментами борьбы с НИЗ, не могла игнорировать тенденцию к изменению в структуре глобальной заболеваемости и смертности и начала процесс по выведению проблематики НИЗ в приоритеты своей повестки дня.

Московская конференция

В 2010 г. в рамках Экономического и Социального Совета ООН Россия объявила о намерении провести в Москве в апреле 2011 г. Первую глобальную министерскую конференцию по формированию здорового образа жизни и НИЗ.

Московская конференция вывела проблематику борьбы с НИЗ на самый высокий политический уровень, обозначив смену парадигмы в развитии общественного здравоохранения, заключающуюся в усилении профилактики заболеваний и сокращении уровня воздействия их факторов риска. Это мероприятие вызвало большой интерес во всем мире и собрало делегации из 160 государствчленов ВОЗ, 96 из которых были представлены министрами. Всего в конференции приняли участие более 1000 человек.

По результатам конференции была принята Московская декларация, которая в мае 2011 г. специальной резолюцией Всемирной ассамблеи здравоохранения была включена в разряд официальных программных документов ВОЗ [5].

Политическая декларация ООН по профилактике и контролю НИЗ

Результаты Московской конференции вывели обсуждение тематики НИЗ на уровень Генеральной Ассамблеи ООН, которая в сентябре 2011 г. на своей 66-й сессии приняла политическую декларацию ООН по профилактике и контролю НИЗ. Это было второй раз в истории ООН, когда здравоохранительная проблема обсуждалась на уровне Генеральной Ассамблеи ООН (первый раз — в 2000 г. в ходе обсуждения проблематики борьбы с ВИЧ/СПИД) [6].

Особую роль в подготовке Политической декларации сыграла ВОЗ, привлекая не связанные напрямую со здравоохранением сектора в борьбу с НИЗ. Такая межсекторальная работа считается залогом успеха популяционной профилактики этих заболеваний [7]. Она позволяет эффективно учитывать интересы здоровья в таких сферах, как экономика, финансы, охрана окружающей среды, транспорт, пищевая индустрия, спорт, тем самым способствуя формированию здорового образа жизни людей, улучшению качества пищи, воздуха, условий проживания и т.д. ВОЗ при этом сделала неинфекционное направление не только приоритетом своей работы, но и центром начавшейся в 2010 г. реформы Организации.

Политическая декларация (в пунктах 61 и 62) поручила ВОЗ разработку глобальной системы мониторинга НИЗ и соответствующих глобальных целей.


Организация в 2012 г. провела активную работу в этом направлении, что позволило вместе с государствами-членами согласовать набор из 25 индикаторов, на основе которых будет осуществляться глобальный мониторинг НИЗ (приложение 1).

Эти показатели направлены на оценку уровней преждевременной смертности от НИЗ, распространенности рака, чрезмерного употребления алкоголя, избыточной массы тела и ожирения, физической активности, повышенного артериального давления, холестерина крови, употребления пищевой соли, табака, алкоголя и жиров, употребления овощей и фруктов в пищу, скрининга на рак шейки матки, лекарственной профилактики инсульта и инфаркта, наличия обязательных лекарственных средств для лечения НИЗ, паллиативной помощи, сокращения влияния рекламы пищевых продуктов и безалкогольных напитков с высоким содержанием насыщенных жиров, трансжирных кислот, сахара и соли на детей, вакцинации против гепатита В и вируса папилломы человека, политики по устранению частично гидрогенизированных растительных масел из пищи.

Комплекс этих показателей стал основой для запуска комплексной глобальной системы мониторинга НИЗ, призванной обеспечить получение сопоставимых на международном уровне статистических данных в отношении НИЗ в динамике по времени. Это позволит анализировать эпидемиологическую ситуацию по НИЗ в отдельных странах в сопоставлении с другими странами, а государства и регионы не будут ограничены упомянутыми показателями и смогут включать в свою национальную систему мониторинга дополнительные показатели.

Еще одним достижением ВОЗ стало согласование 9 глобальных целей по профилактике и контролю НИЗ, рассчитанных до 2025 г., которые по своему значению сопоставимы, пожалуй, только со здравоохранительными целями тысячелетия в области развития — материнским здоровьем, детской смертностью и борьбой с ВИЧ/СПИД и малярией.


Эти цели направлены на сокращение преждевременной смертности от НИЗ, чрезмерного употребления алкоголя, употребления табака, потребления пищевой соли, повышение уровня физической активности, снижение распространенности артериальной гипертензии, сахарного диабета и ожирения, лекарственное лечение НИЗ и развитие медицинских технологий в этой области [7] (приложение 2).

Цели гармонично объединили в себе меры популяционной и рисковой стратегий профилактики НИЗ, установив основным ориентиром для государств-членов сокращение преждевременной смертности от НИЗ на 25% к 2025 г. [8].

План действий по профилактике и контролю НИЗ на 2013—2020 гг.

После введения НИЗ в число основных приоритетов международной повестки дня в области здравоохранения ВОЗ взялась за разработку механизмов достижения поставленных глобальных целей и выполнения обязательств, содержащихся в Политической декларации ООН по профилактике и контролю НИЗ.

Первые попытки ВОЗ осуществить такой маневр нашли свое отражение в Плане действий по профилактике и контролю НИЗ на 2013—2020 гг., который объединил два разнонаправленных метода работы Организации [9].

Этот документ направлен на укрепление международного сотрудничества по борьбе с НИЗ, в том числе в контексте осуществления повестки дня развития после 2015 г., наращивание потенциала стран в области профилактики и контроля НИЗ, снижение вредного воздействия факторов риска НИЗ путем создания здоровой для жизнедеятельности среды, укрепление национальных потенциалов по борьбе с НИЗ через внедрение систем первичной медико-санитарной помощи и обеспечения всеобщего доступа к услугам здравоохранения; содействие странам в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области неинфекционных заболеваний и осуществление мониторинга заболеваемости и смертности от НИЗ.

Роль России в глобальной кампании по борьбе с НИЗ

В глобальном процессе по борьбе с НИЗ основную роль сыграла Россия. Наша страна приняла на себя ответственность по выдвижению этой проблематики в число ключевых вопросов, рассматриваемых не только в ВОЗ, но и в ООН.

После проведения в 2011 г. Московской конференции борьба с НИЗ стала неотъемлемым элементом глобальной повестки дня в области охраны здоровья людей. Россия взяла на себя финансирование этого направления в Организации, начав совместный с ВОЗ проект по борьбе с НИЗ, который уже охватил 22 государства-члена.

Важным политическим шагом стало назначение российского представителя на позицию помощника генерального директора ВОЗ по НИЗ и психическому здоровью, который начиная с апреля 2012 г. курирует это ключевое направление в деятельности Организации.

В целом помимо положительных политических выгод от сотрудничества с ВОЗ Россия получила поддержку в виде технической экспертизы со стороны Организации, благодаря которой мы можем использовать передовой мировой опыт и наработки в области борьбы с НИЗ в своей стране, где велики уровни смертности и заболеваемости, связанных с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, диабетом и хроническими болезнями легких.

Вместе с тем шел обратный процесс, связанный с омоложением НИЗ. Заболевания сердечно-сосудистой системы, хронические болезни легких, онкологические заболевания и диабет стали распространенным явлением среди людей трудоспособного возраста. Инфаркты, инсульты и рак сегодня поражают наиболее активную часть населения (уже нередки случаи, когда от этих причин умирают в возрасте 20—30 лет).

Это в основном связано со стремительным ростом основных факторов риска НИЗ — употреблением табака, алкоголя, нездоровым питанием и низкой физической активностью.

Глобальный ответ на эту новую эпидемию НИЗ будет основан на смене парадигмы здравоохранения в сторону профилактики заболеваний.

ВОЗ же в ближайшее время предстоит разработать глобальный координационный механизм для борьбы с НИЗ и учредить целевую группу в рамках Экономического и Социального Совета ООН, состоящую из представителей агентств Организации, которая в перспективе будет способствовать выполнению Политической декларации по НИЗ на глобальном уровне.

[*] Всемирная организация здравоохранения является специализированным учреждением ООН, объединяющим 194 государствачлена. ВОЗ создана 7 апреля 1948 г. в день вступления в силу Устава Организации, определяющего ее главной целью достижение всеми народами как можно более высокого уровня здоровья. Ежегодно 7 апреля отмечается как Всемирный день здоровья.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Клиника пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии

Современные глобальные, региональные и национальные приоритетные стратегические направления профилактики и контроля неинфекционных заболеваний

Журнал: Профилактическая медицина. 2020;23(2): 7‑12

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины

Стратегические направления профилактики и контроля неинфекционных заболеваний (НИЗ) входят в число приоритетных тем, которые обсуждаются на конференциях, форумах и рабочих совещаниях многих международных организаций. На тематических совещаниях 146-й сессии Исполнительного комитета (ИК) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (февраль 2020 г.) представители стран — членов ИК ВОЗ и делегаций других стран — членов ВОЗ, негосударственных профессиональных и общественных организаций представили достижения и приоритетные стратегические направления профилактики и контроля НИЗ. Участники ИК ВОЗ обсудили будущие меры и механизмы внедрения таких направлений, проблемы и пути их решений.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Клиника пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии

Введение

Неинфекционные заболевания (НИЗ), их профилактика и контроль остаются стратегическими направлениями здравоохранения всех стран мира. Это обусловлено существенным настоящим и прогнозируемым будущим негативным влиянием этих заболеваний на социально-экономическое развитие стран, независимо от их географического расположения, уровней экономического развития и доходов населения [1, 2]. В связи с этим стратегические направления профилактики и контроля НИЗ входят в число приоритетных, которые широко представлены и обсуждаются на конференциях, форумах и рабочих совещаниях многих международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество (АТЭС), Партнерство Северного Измерения по здравоохранению и социальному благополучию (ПСИЗСБ) и др. [3—6]. Одной из значимых площадок для обсуждения таких приоритетных направлений является ВОЗ: Постоянный комитет Регионального комитета (ПКРК), Исполнительный комитет (ИК) и Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ) [4]. На 146-й сессии ИК ВОЗ, которая прошла в период с 3 по 8 февраля 2020 г. (Женева, Швейцария), вопросы профилактики и контроля НИЗ обсуждались в рамках тематических совещаний: Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП); Всеобщий охват услугами здравоохранения (ВОУЗ): вместе на пути к построению более здорового мира; Политическая декларация третьего совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН по профилактике НИЗ и борьбе с ними; а также на параллельных рабочих встречах [7]. Участие в соответствующих мероприятиях 146-го ИК позволило определить приоритетные стратегические направления стран — членов ВОЗ, негосударственных профессиональных и общественных организаций в области профилактики и борьбы с НИЗ и их факторами риска (ФР), обсудить дальнейшие меры таких направлений, механизмы внедрения, возможные проблемы и возможности их решения.

Приоритетные стратегические направления профилактики и контроля НИЗ в рамках повестки 146-й сессии ИК ВОЗ

Достижения и приоритетные стратегические направления профилактики и контроля НИЗ в рамках повестки 146-й сессии ИК ВОЗ были представлены специалистами штаб-квартиры ВОЗ, представителями стран — членов ИК ВОЗ и делегаций других стран — членов ВОЗ, негосударственных профессиональных и общественных организаций. На открытии сессии в докладе Генерального директора ВОЗ, господина Тедроса Адханома Гебрейесуса были представлены успехи ВОЗ, достигнутые в 2019 г. Так, для решения глобальных задач профилактики и контроля НИЗ, их ФР в ВОЗ были созданы новые структурные подразделения, издан ряд стратегических документов. Среди успехов было и снижение на глобальном уровне ФР НИЗ и НИЗ, таких как курение (среди мужчин) и артериальная гипертензия. В числе созданных новых структурных подразделений были:

— отдел по общественному здравоохранению для продвижения здорового образа жизни среди населения;

— отдел по оценке социальных детерминант здоровья населения;

— Агентство по изучению влияния изменений климата на здоровье населения;

— Академия ВОЗ в Лионе (Франция), которая будет развивать направление по определению необходимого количества, обеспечения доступности (количественная доступность, availability) всех и возможности пользования (ценовая доступность, affordability) всеми качественными лекарственными препаратами (оригинальными и биосимилярами) для выполнения целей и задач по всеобще- му охвату услугами здравоохранения (ВОУЗ) всего населения.

Среди стратегических документов были изданы:

— Политическая декларация по ВОУЗ, где особая роль отведена Парламентариям (историческое значение);

— Рамочное соглашение по мониторированию достигнутого прогресса в области профилактики и борьбы с НИЗ;

— новое руководство по деменции;

— соглашение по продолжению совместной работы с группами (group — G) G20, G7, агентствами ООН.

Доклад Генерального директора ВОЗ был принят. В дискуссии представители стран —членов ВОЗ 1 выступили с предложениями совместной работы с ВОЗ по следующим направлениям:

— борьба с коронавирусом;

— внедрение Плана действий по достижению ВОУЗ;

— развитие и использование цифровых технологий и инноваций в здравоохранении;

— охрана здоровья женщин, детей и молодежи;

— осуществление реформ систем здравоохранения в рамках ООН;

— создание безопасных для здоровья рабочих производств;

— угроза для здоровья населения при курении электронных сигарет;

— определение влияния на здоровье особенностей культуры и окружающей среды, изменений климата;

— мобилизация ресурсов для достижения ВОУЗ;

— укрепление систем здравоохранения;

— продвижение использования биосимиляров;

— прозрачность в действиях страновых систем здравоохранения и ВОЗ;

— контроль продолжающихся эпидемий инфекционных (Эбола, полиомиелит и др.) и неинфекционных заболеваний;

— безопасность продуктов питания;

— здоровое долголетие и старение населения;

— поиск доказательных фактов для привлечения внимания политиков к проблемам здоровья населения и здравоохранения;

— контроль за использованием запрещенных препаратов;

— увеличение штата среднего медицинского персонала и акушерок на 3% в глобальном масштабе и финансовая поддержка этой категории медицинских работников;

— дальнейшего укрепления систем ПМСП;

— формирования и выполнения рамочных соглашений в отношении деятельности ПМСП;

— определения границ/индикаторов профессиональных обязанностей (профилактика, лечение, реабилитация, паллиативная помощь) в рамках ПМСП;

— сотрудничества с правительственными структурами и неправительственными организациями, гражданским обществом, развития государственно-частного партнерства;

— политической и финансовой поддержки;

— улучшения качества медицинской помощи уязвимым группам населения (женщины, дети, подростки, беженцы, пожилые и др.);

— разработки рекомендаций ВОЗ по ПМСП и Плана действий на период до 2030 г. с учетом страновых потребностей/приоритетов и уровней экономического развития, изменений климата, географического расположения и т.д.;

— повышения доступа всех к качественной медицинской помощи по профилактике и контролю НИЗ, их ФР, связанных с образом жизни, применения всех трех стратегий профилактики НИЗ;

— обеспечения всех эффективными лекарствами и доступом к ним, изделиями медицинского назначения;

— развития информационных/цифровых технологий;

— сотрудничества с фондами и организациями ООН;

— использования наилучших клинических и популяционных практик;

— обеспечения безопасности пациентов;

— мониторирования деятельности ПМСП на страновом уровне;

— всесторонней активности на популяционном и коммунальном уровнях;

— обеспечения достаточного финансирования;

— создания региональных/национальных центров передового опыта для успешного внедрения Плана действий ВОЗ по профилактике и борьбе с НИЗ и их ФР;

По данной повестке ИК выступили также представители негосударственных профессиональных и общественных организаций 3 , которые заявили о важности:

— обеспечения вакцинами детей для проведения рутинной иммунизации;

— ранней диагностики заболеваний почек;

— обеспечения длительного наблюдения больных с коморбидностью;

— обеспечения (финансового, кадрового и технического) служб ПМСП;

— осуществления паллиативной и хосписной помощи населению;

— политической воли в поддержке эффективной ПМСП;

— оценки и учета детерминант здоровья (экономических, социальных, окружающей среды, климата, поведенческих факторов и др.);

— участия гражданского общества;

— формирования и использования эффективной ценовой политики и налогообложения для борьбы с табакокурением и вредным потреблением алкоголя;

— обеспечения доступа всех к эффективным лекарствам и необходимым техническим средствам медицинского назначения;

— дальнейшего укрепления и повышения эффективности ПМСП, систем здравоохранения по охране и поддержке сексуального и репродуктивного здоровья, здоровья детей, подростков, женщин, пожилых;

— использования принципов доказательной медицины в практике ПМСП;

— развития и внедрения программ по ВОУЗ, их достаточного и устойчивого финансирования;

— обеспечения всех вакцинами;

— развития государственно-частного партнерства;

— обеспечения эффективными лекарствами, защиты от финансовых рисков, снижения карманных расходов на здравоохранение;

— повышения медицинской грамотности и навыков среди населения;

— определения критериев эффективности деятельности служб ПМСП и общественного здравоохранения, осуществления глобального мониторинга эффективности Плана действий ВОЗ по ПМСП;

— усиления мер профилактики НИЗ и их ФР;

— разработки мер по гигиене и сохранению здоровья ротовой полости;

— много- и межсекторального сотрудничества;

— определения страновых приоритетов;

— разработки мер поддержки физического и психического здоровья;

— осуществления Плана по антимикробной резистентности;

— определения вклада социальных детерминант здоровья;

— достижения ВОУЗ при неотложных ситуациях/состояниях;

— сотрудничества с организациями и фондами ООН;

Представители негосударственных профессиональных и общественных организаций 5 выступили с заявлениями по продвижению работы в направлениях:

— сотрудничества с организациями и фондами ООН;

— усиления борьбы с ВИЧ/СПИДом;

— повышения доступности всех (в т.ч. и мигрантов) к качественной медицинской помощи и лекарственным препаратам;

— усиления внимания к психическому здоровью, здоровью детей, подростков, женщин, пожилого населения;

— здоровья ротовой полости;

— участия частного сектора и гражданского общества;

— увеличения государственного финансирования здравоохранения — доли от ВВП;

— профилактики и борьбы с детским насилием;

— укрепления здоровья и социального благополучия;

— повышения медицинской грамотности населения, профессиональной до- и последипломной подготовки кадров здравоохранения;

— политическая воля и поддержка;

— техническая помощь ВОЗ;

— поддержка психического здоровья;

— государственно-частное партнерство, участие гражданского общества;

— программы защиты окружающей среды;

— эффективные программы профилактики и контроля поведенческих ФР НИЗ (потребление табака, вредное потребление алкоголя, нездоровое питание и недостаточная физическая активность) среди всего населения и целевых групп (детей, подростков, молодежи), включая эффективную ценовую политику и налогообложение;

— образовательные программы для повышения медицинской и профессиональной грамотности и навыков населения, развитие информационных технологий, использование инноваций в области профилактики контроля НИЗ и их ФР;

— изучение психосоциальных детерминант, определяющих здоровье населения;

— достаточные и долгосрочные инвестиции в здравоохранение;

— изучение влияния климата, воздушных поллютантов на здоровье;

— использование биоаналогов (biosimilars) для лечения НИЗ и их ФР;

— продление внедрения Плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними на период до 2030 г.;

— программы по снижению преждевременных смертей от НИЗ;

— обеспечение всеобщего доступа к эффективным лекарствам, вакцинам, изделиям медицинского назначения;

— осуществление национального мониторинга НИЗ и их ФР, эффективность проводимых мероприятий по их профилактике и контролю;

Заключение

По прогнозам экспертов, распространенность НИЗ и связанные с ней социально-экономические расходы будут расти во всех странах мира, но в большей степени в странах с доходами ниже среднего уровня [1]. Для снижения таких расходов необходимы эффективные меры по профилактике и борьбе с НИЗ и их ФР, способствующие снижению преждевременных, предотвратимых смертей от этих заболеваний и сохранению человеческого капитала. Продолжение обсуждения таких мер на международных встречах глобального, регионального и странового уровня позволит представить, обсудить и определить лучшие практики в области профилактики и контроля НИЗ и их ФР, а также механизмы и необходимые условия для их использования [12].

Участие авторов:

Написание статьи — Г.М.

Редактирование — Г.М., Р.О., О.Д.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1 Германия — от стран ЕС, Танзания — от 47 стран Африканского региона, Бразилия — от стран Южно-американского региона, Южная Африканская Республика — от стран африканского региона; Австралия, Израиль и Судан — от группы стран; отдельные страны — Кения, США, Япония, Сингапур, Аргентина, Чили, Парагвай, Мексика, Кот-Д’Ивуар, Таиланд, Швейцария, Канада, Нидерланды, Черногория, Никарагуа, Азербайджан, Норвегия, Ливия, Швеция, Дания и др.

2 Германия — от стран ЕС, Кения — от 47 стран Африканского региона; Шри-Ланка — от имени группы стран; отдельные страны — Сингапур, Индонезия, Гайана, Казахстан, Российская Федерация, Тунис, Тонго, Таджикистан, Королевство Эсватини, Джибути, Китай, США, Израиль, Япония, Австралия, Австрия, Бангладеш, Бразилия, Аргентина, Чили, Судан, Индия, Соединенное Королевство, Гана, Ботсвана, Таиланд, Исламская Республика Иран, Никарагуа, Франция, Черногория, Испания, Мьянма, Венесуэла, Мексика, Сенегал, Перу, Гватемала, Ливия, Эфиопия, Зимбабве, Ямайка, Барбадос и др.

3 альянс ГАВИ — GAVI, Международное общество нефрологов — International Society of Nephrologists, Международная федерация фармацевтов — International Pharmaceutical Federation, Медицинская ассоциация врачей, медсестер и других медицинских специалистов первичного звена здравоохранения — Medical Association of primary health care physicians, nurses and other health specialists, Международный совет медицинских сестер — International Council of Nurses, Международная ассоциация хосписной и паллиативной помощи — International association for hospice and palliative care, Международная федерация студентов фармацевтов — International pharmaceutical student federation, Альянс борьбы с неинфекционными заболеваниями — NCD Alliance, Международное общественное здравоохранение — Public health international и др.

4 Нигерия — от стран Африканского региона; отдельные страны — Германия, Грузия, Ирак, Кения, Австралия, Индонезия, Норвегия, Тонга, Бразилия, Таджикистан, Сингапур, Япония, Китай, США, Шри-Ланка, Израиль, Гайяна, Австрия, Бангладеш, Замбия, Эквадор, Перу, Иран, Нидерланды, Таиланд, Малави, Турция, Боливия, Индия, Новая Зеландия, Венгрия, Соединенное Королевство, Норвегия, Швеция, Российская Федерация, Молдова, Швейцария, Бельгия, Словакия, Ямайка, Барбадос и др.

5 Международная миграционная организация — International organization for migration, Организация ООН по борьбе со СПИДом — UN AIDS, Международное общество нефрологов — International Society of Nephrologists, Всемирная медицинская организация — World Medical Association, Международная федерация фармацевтов — International Pharmaceutical Federation, Международная федерация производителей — International Manufacturers Federation, Международная ассоциация хосписной и паллиативной помощи — International association for hospice and palliative care, Детский Фонд — Children Fund, Международная федерация ассоциации студентов медиков — International federation of medical student association, Международное общественное здравоохранение — Public health international, Всемирная федерация стоматологов — World Dental Federation, Глобальный совет по здравоохранению — Global health council, Всемирная федерация сердца — World Heart Federation и др.

6 Индонезия, США, Сингапур, Тонга, Финляндия, Кения, Китай, Израиль, Бразилия, Австралия, Австрия, Бангладеш, Монако, Исламская Республика Иран, Таиланд, Перу, Сенегал, Российская Федерация, Португалия, Нигерия, Испания, Турция, Индия, Норвегия, Дания, Марокко, Барбадос, Канада, Соединенное Королевство и др.

7 США, Российская Федерация, Бразилия, Аргентина, Индия, ЕС, Кения, Новая Зеландия, Норвегия, Австралия, Латвия, Бангладеш, Бутан, Индонезия, Исламская Республика Иран, Филиппины, Сьерра-Леоне, Шри-Ланка, Таиланд, Вьетнам.

Болезни органов пищеварения (БОП) остаются актуальной проблемой клинической медицины, привлекают к себе внимание как практикующих врачей, так и организаторов здравоохранения. Во всем мире ежегодно увеличивается количество людей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной системы

Ключевые слова

Статья

Болезни органов пищеварения как медико-социальная проблема

Научный руководитель: д.м.н., профессор Шеметова Г.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава РФ

Кафедра поликлинической терапии

Болезни органов пищеварения (БОП) остаются актуальной проблемой клинической медицины, привлекают к себе внимание как практикующих врачей, так и организаторов здравоохранения. Во всем мире ежегодно увеличивается количество людей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной системы [5].

Целью исследования явилось изучение трендов заболеваемости болезнями органов пищеварения на современном этапе и оценка медико-социального значения этой патологии в здоровье населения Российской Федерации.

За последние годы не только увеличивается распространённость болезней органов пищеварения, но и отмечается изменение структуры и патоморфоза этой патологии [24]: стала превалировать патология верхних отделов желудочно-кишечного тракта, наблюдается нивелирование половых различий в частоте встречаемости желчнокаменной болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; происходит расширение возрастных границ формирования патологии органов пищеварения. В частности, на фоне снижения заболеваемости язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки от 14,7 на 1000 взрослого населения РФ в 2005 году до 13,5 - в 2008 году и 11,3 - в 2010 году [2;17;22] прослеживается отчетливый тренд к увеличению заболеваемости патологией верхних отделов желудочно-кишечного тракта, а именно гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью, гастритами и дуоденитами: с 22,4 на 1000 взрослого населения в 2005 году до 24,2 в 2008 году. [1;7;8;19;34].

Существенным аргументом, определяющим медико-социальную значимость болезней органов пищеварения, служит то, что этой патологией страдают все возрастные группы населения – лица трудоспособного возраста, пожилые и старики, дети и подростки [7;16;39]. Серьезное беспокойство вызывают неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья молодежи, особенно студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных учебных заведений, как наиболее уязвимых и незащищенных групп населения. Специфические условия жизни студентов и учащихся (нервно-психические перегрузки, нерегулярное и несбалансированное питание, материальные проблемы, вредные привычки, стрессовое состояние во время сессий и т.д.) обусловливают высокий уровень патологии желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной системы, при этом заболеваемость растет от курса к курсу. Дети, подростки, молодежь все чаще становятся пациентами гастроэнтерологов и терапевтов.

Сочетанность поражения, рецидивирующий характер течения болезни, формирование сопряженных с болезнями пищеварительной системы психосоматических расстройств, ятрогенный фактор (полипрагмазия при лечении больных, широкое использование нестероидных противовоспалительных препаратов, кортикостероидов и др.препаратов, способствующих поражению органов пищеварения) отрицательно сказываются на качестве жизни пациентов, увеличивают число пациентов с хроническими формами БОП [9]. На долю больных с заболеваниями органов пищеварения в диспансерной группе терапевта приходится почти 32%. Болезни органов пищеварения часто приводят к длительной нетрудоспособности и инвалидности, влекут за собой большие прямые и непрямые затраты, связанные с недопроизведенной продукцией, необходимостью дорогостоящего лечения и реабилитации пациентов, несут огромный экономический ущерб [23], поэтому профилактика и противорецидивное лечение этой патологии является не только медицинской, но и социальной проблемой [22;24]. Например, только в США ежегодно тратится более 10 млрд. долларов на прямые издержки, связанные с лечением больных гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ) и гастритами, в то время как непрямые издержки, связанные с уменьшением работоспособности больных ГЭРБ, составляют 75 млрд. долларов в год [4;36;37].

Спектр болезней пищеварительной системы широк и весьма разнообразен; болезни органов пищеварения - многофакторные заболевания. Принято выделять ряд предрасполагающих к развитию БОП факторов: стресс, работа, связанная с наклонным положением туловища, ожирение, курение, хиатальная грыжа, некоторые лекарственные средства (антагонисты кальция, антихолинергические препараты, бета-адреноблокаторы и др.), факторы питания (жир, шоколад, кофе, фруктовые соки, алкоголь, острая пища и др.), беременность [6;14]. Группами риска по развитию патологического гастроэзофагеального рефлюкса являются лица с отягощенной наследственностью по заболеваниям желудочно-кишечного тракта, преимущественно мужского пола, с органической патологией гастродуоденальной зоны, вегетативной дисфункцией, очагами хронической инфекции, в т.ч. глистно-паразитарной инвазией, ожирением, мезенхимальной недостаточностью и другими [8;20]. Отдельного изучения заслуживает проблема связи патологии верхнего отдела желудочно-кишечного тракта и ожирения. В настоящее время проводятся исследования, показывающие, что у пациентов с болевым синдромом в области грудной клетки избыточная масса тела и ожирение могут служить фактором риска снижения тонуса нижнего пищеводного сфинктера [19]. Высокая распространенность синдрома диспепсии среди населения определяет и большие расходы, которые несет здравоохранение на обследование и лечение таких пациентов [13;33;41]. Почти 25% больных функциональной диспепсией обращаются к врачу более 4 раз в год [10]. Пациенты с болезнями органов пищеварения в 2,6 раза чаще берут лист нетрудоспособности по сравнению с другими пациентами и пребывают в течение года на листе нетрудоспособности на 3-4 недели больше по сравнению со средними показателями, рассчитанными для всего населения [25].

Таким образом, проблема болезней органов пищеварения носит ярко выраженную медико-социальную направленность, в связи с чем должна решаться комплексно как на государственном, так и региональном уровне.

Литература

1. Беляева Ю.Н. Некоторые эпидемиологические аспекты болезней органов пищеварения на региональном уровне//Материалы VII Международной (XVI Всероссийской) Пироговской научной медицинской конференции студентов и молодых учёных, Москва, 2012 г.

3. Бордин Д.С. Алгоритм ведения больных гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью // Человек и лекарство.- 2011.- Т. 2.- С. 326–338.

4. Голубев Н.Н., Маев И.В., Мотузова Е.В., Самсонов А.А., Трухманов А.С. Русский Медицинский Журнал. Болезни органов пищеварения.- 2008.- Том 10,№ 2.

5. Денисова Т.П., Шульдяков В.А., Тюльтяева Л.А., Черненков Ю.В., Алипова Л.Н., Саджая Л.А. Мониторинг распространенности заболеваний внутренних органов на примере патологии пищеварительной системы // Саратовский научно-медицинский журнал.- 2011.-Том 7, № 4.- С. 772-776.

7. Жданова И.А. Распространенность болезней органов пищеварения и эффективность эрадикационной терапии при хеликобактерной инфекции у детей (на примере Краснодарского края) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук - Москва, 2006.

8. Ивашкин В.Т. Гастроэнтерология: Клинические рекомендации. Под ред. В.Т. Ивашкина. 2-изд, испр. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

10. Казанцева Л.К., Тагаева Т.О. Факторы, влияющие на общественное здоровье населения российских регионов //Регион: Экономика и Социология. -2008.- № 4.- С. 102-118.

11. Калинин А.В. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь: Методические указания. М.: ГИУВ МО РФ, 2004.

13. Лазебник Л.Б., Бордин Д.С., Машарова А.А. Общество против изжоги// Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология// 2007.-№4 .- С.12-15.

15. Парахонский А.П. Связь психологических и соматических нарушений при гастроэнтерологической патологии // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 2 – С. 93-93.

19. Сторонова О.А., Джахая Н.Л., Трухманов А.С., Ивашкин В.Т. Корреляция показателей двигательной функции пищевода и индекса массы тела // РЖГГК. - 2010. - Т.20. - №5. - Прил. №36. - С.152.

20. Сторонова О.А., Трухманов А.С. Методика изучения двигательной функции пищевода. Пособие для последипломного образования / Под ред. Акад. РАМН, проф. В.Т. Ивашкина. – М. – 2011. – 36 с.

21. Стремоухов А.А. Ведущие симптомы болезней пищевода//Вестник семейной медицины/- 2005/- № 2 (04).

22. Трухманов А.С., Маев И.В. Неэрозивная рефлюксная болезнь с позиции современной гастроэнтерологии: клинические особенности и влияние на качество жизни пациентов// РМЖ. - 2004. -№ 12(23).

23. Труш О.А. Качество медицинской помощи больным с хроническим гастродуоденитом и язвенной болезнью. Автореферат дисс. к.м.н., Санкт-Петербург, СПбГМА.- 2007.

25. Шульдяков В.А., Тюльтяева Л.А., Денисова Т. П., Черненков Ю. В., Алипова Л.Н. Популяционные аспекты формирования гастроэнтерологической патологии у людей разного возраста // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011.- Т. 7, № 4.- С. 783- 786.

26. Щетинин А. Н. Организационно-функциональная модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний у работников железнодорожного транспорта: дисс . доктора медицинских наук: Новосибирск, 2006.

27. Юренев Г.Л. Внепищеводные проявления гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Автореферат дисс. д.м.н. -МГМСУ, Москва, 2007.

28. Бардах Л.Б. Хронічний гастрит з ерозіями: особливості перебігу та лікування. Автореферат дисс. к.м.н. НМУ, Киев, 2008.

29. Ahmed H.H., Mudawi H.M., Fedail S.S. Gastro–oesophageal reflux disease in Sudan: A clinical endoscopic and histopathological study. Trop Gastroenterol 2004;25:135–138.

30. Bansal Ajay, Kahrilas Peter J. Treatment of GERD complications (Barrett’s, peptic stricture) and extra-oesophageal syndromes // Journal: Best Practice & Research in Clinical Gastroenterology, 2010.-vol. 24, №. 6, Р. 961-968.

31. Chiocca J.C., Olmos J.A., Salis G.B., et al. Prevalence, clinical spectrum and atypical symptoms of gastro–oesophageal reflux in Argentina: A nationwide population–based study// Aliment Pharmacol Ther 2005.- vol.22.-Р.331–342.

32. Diekman R., Fass R. The pathophysiology of GERD. F.A. Grranderath, T. Kamolz, R. Pointher (eds.) Gastroesophageal Reflux Disease. Principles of Disease, Diagnosis, and Treatment. New York: Springer Wien. 2006. Р. 13–22.

33. El–Serag H.B. Time trends of gastroesophageal reflux disease: A systematic review. Clin Gastroenterol Hepatol 2007.-№5.-Р.17–26.

34. Khan M., Santana J., Donnellan C., et al. Medical treatments in the short term management of reflux oesophagitis. Cochrane Database Syst Rev. 2007 Apr 18;(2):CD003244.

35. Leontiadis G.l., Sreedharan A., Dorward S., et al. Systematic reviews of the clinical effectiveness and cost-effectiveness of proton pump inhibitors in acute upper gastrointestinal bleeding. Health Technol Assess 2007 Dec;11 (51 ):1 -164.

36. Modlin I. M., Hunt R.H., Malfertheiner P., et al. Diagnosis and Management of Non-Erosive Reflux Disease – The Vevey NERD Consensus Group //Journal: Digestion , 2009.-vol. 80, № 2, Р. 74-88.

37. Sidney J. W., Pankaj Jay Pasricha, Schmiegel W., et al. Тhe Future Role of the Gastroenterologist in Digestive Oncology: An International Perspectivе// Journal: Gastroenterology, 2011.-vol. 141, №.. 4, Р. 13-21.

38. Tack J., Talley N.J., Camilleri M. et al. Functional gastroduodenal disorders // Gastroenterology. -2006. -Vol.130. - P. 1466-1479.

39. Talley N.J. Dyspepsia: management guidelines for the millennium Gut 2006;50.

40. Wang Y Richard, Richter Joel E., Dempsey Daniel T. Trends and Outcomes of Hospitalizations for Peptic Ulcer Disease in the United States, 1993 to 2006 //Journal: Annals of Surgery - ANN SURG, 2010.-vol. 251, №. 1.- Р. 51-58.

41. Wong BC, Kinoshita Y. Systematic review on epidemiology of gastroesophageal reflux disease in Asia. Clin Gastroenterol Hepatol 2006.-№4.- Р.398–407.

Читайте также: