Вич инфекция урок в 10 классе

Обновлено: 26.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

• профилактика среди старшеклассников зависимостей.

Ход классного часа.

Наркотики сегодня — это проблема всего человечества. И как неизлечимая болезнь она калечит и губит миллионы людей. А если принять во внимание, что возраст большинства наркоманов составляет от 12—13 лет до 25—27 лет, то в эту категорию попадает почти четвертая часть населения планеты. Наркомания страшна прежде всего тем, что ставит под угрозу возможность самой жизни будущих поколений.

По данным, приведенным доцентом кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и сексопатологии ФПКВГМУд.б.н. O.K. Галактионовым за последние 30 лет количество потребителей наркотиков в нашей стране увеличилось более чем в 10 раз, т. е. наркомания в России приобрела характер эпидемии.

Стремительный рост наркомании, в первую очередь среди подростков и молодежи, характеризуется расширением спектра потребляемых психоактивных веществ. Наблюдается рост числа больных наркоманией и злоупотребляющих наркотиками во всех регионах России: как в крупных городах, так и в мелких населенных пунктах. Число преступлений, связанных с наркотическими средствами и сильнодействующими веществами, возросло в 68,7 раза, из них связанных со сбытом наркотиков — в 14 раз.

При изучении механизмов привлечения к потреблению наркотиков И.И. Шурыгина выделила три модели приобщения к наркотикам:

Ничто так не разрушает личность, как пристрастие к наркотикам. Начинающий наркоман выдает себя внезапной потерей интереса ко всему, что занимало его прежде. Не только школьные или студенческие дела, но и все увлечения заброшены. Внешний вид небрежен и неряшлив. Он отказывается от выполнения любых обязанностей и избегает любых усилий. Его отношения с родителями резко ухудшаются, он без видимого сожаления расстается с друзьями детства.

Как же распознать наркомана при общении, т. е. по внешним признакам?

Покраснение век и носа — довольно обычные признаки. При этом зрачки могут быть либо расширены, либо сужены — в зависимости от типа препарата.

Аппетит также подвержен крайностям: или чудовищный, или никакого. Может наблюдаться потеря веса.

Тяжелый запах от тела и изо рта. Полное безразличие к чистоте и опрятности.

Пищеварительная система может быть расстроена: тошнота и рвота довольно обычны. Нередки также головные боли и расстройство зрения.

Моральные устои часто рушатся и заменяются новыми идеями и ценностями, более соответствующими новому образу жизни.

Согласны ли вы с приведенными фактами? (Проходит краткая дискуссия.)

По данным многих исследователей, мотивами наркотизации являются следующие:

Чрезвычайно важным аспектом проблемы является не уменьшающийся риск распространения ВИЧ-инфицирования и других острых инфекционных заболеваний (гепатит) среди наркотизирующихся, поскольку наиболее распространенным следует признать инъекционный способ введения наркотика. Человечество еще не придумало надежных средств защиты от распространения ВИЧ-инфекции. Нет сегодня и препаратов, гарантирующих полное выздоровление заболевших этим страшным недугом.

Имеющаяся ситуация с заболеваемостью наркоманией и злоупотреблением наркотиками во всех странах не может не влиять на смертность и ее виды. Наибольший процент смерти дают острые отравления вследствие передозировки психоактивных веществ.

O.K. Галактионов приводит данные о том, что в среднем по России на каждые 100 тысяч населения приходится 1, 31 случаев смерти потребителей наркотиков. Среди групп наркоманов, обследуемых в период времени от одного до десяти лет, умирало от 10 до 26% когорты, что соответствовало превышению уровня общей смертности среди сверстников в 10—30 раз, а в некоторых регионах до 30—60 раз.

Средний возраст умерших 24,5—27,5 лет. Соотношение лиц мужского и женского пола колеблется в интервале от 4:1 до 8:1.

Со всеми ли фактами и примерами вы согласны? Аргументируйте свой вывод. (Проходит краткая дискуссия.)

При интраназальном и ингаляционном путях введения наркотических средств высока вероятность прямого токсического воздействия активного вещества на систему органов дыхания.

Интраназальное применение кокаина ведет к развитию аллергических ринитов, хронических синуситов, полипоза слизистой оболочки носа, носовым кровотечениям, перфорации носовой перегородки и неба.

Наркотические и токсикоманические средства, а также примеси, которые содержатся в кустарно изготовленных препаратах (марганец, свинец, органические растворители и т. п.), оказывают необратимое воздействие на нервную систему. Частой патологией наркоманов являются патологии мозгового кровообращения: инфаркты головного и спинного мозга, внутримозговые и субарахноидальные кровоизлияния.

При наркоманиях нередки поражения желудочно- кишечного тракта. При поедании сухого молотого мака, злоупотреблении димедролом язык обложен коричневым налетом. Характерно очень плохое состояние зубов, обильный кариес, утрата зубной эмали, потеря большей части зубов. Употребление героина, кокаина может вызвать острую ишемию кишечника, перитонит, а иногда острые кровотечения на разных уровнях желудочно-кишечного тракта.

При прижизненных исследованиях крови у наркоманов обнаруживают маркеры вирусного гепатита (поражение печени).

Поражения почек у наркоманов носит вторичный характер и связано с бактериальной, вирусной или грибковой инфекцией.

Отклонения в сексуальном поведении лиц, злоупотребляющих приемом ПАВ, обусловливают высокую частоту заболеваний, передающихся половым путем, в том числе вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции.

Взволновали ли вас приведенные факты? (Проходит краткая дискуссия.)

СПИД представляет собой глубокое поражение системы клеточного иммунитета человека, клинически проявляющееся развитием прогрессирующих инфекционных заболеваний и злокачественных новообразований.

а) Как бороться со СПИДом?

Все специалисты мира сходятся сейчас во мнении, что самым важным средством борьбы со СПИДом является санитарное просвещение.

Пока эффективных средств, которые способны излечить от СПИДа или убить попавший в организм человека вирус, не найдено, хотя уже имеются обнадеживающие сведения от исследований, работающих над этой проблемой.

Итак, основной мерой предупреждения СПИДа должно служить негативное отношение к половым извращениям и распущенности, случайным половым связям.

В качестве особой меры профилактики следует выделить пользование физическим контрацептивом — презервативом.

Лица, склонные к гомосексуальным связям и наркомании, должны понять, что такого рода привычки становятся крайне пагубными уже не только для их здоровья, но и для жизни окружающих.

СПИД — тяжелое и опасное заболевание. Его легче предупредить, чем лечить. И коль скоро меры профилактики находятся в руках каждого человека, следует использовать их на благо здоровья своего и окружающих людей.

б) Кто болеет СПИДом?

— 7,7% — мужчины-гомосексуалисты или мужчины, имевшие половые контакты и с мужчинами, и с женщинами, и лица, ведущие беспорядочную половую жизнь;

— 15% — наркоманы, применяющие наркотики внутривенно;

— 1 % — лица, получавшие многократное переливание крови;

— 1% — дети, рожденные от матерей, зараженных СПИДом;

— 5% — путь заражения не выяснен из-за смерти больного или отказа сообщить необходимую информацию.

в) Как можно заразиться СПИДом?

— при половом контакте с больным или зараженным вирусом СПИДа, чаще при половых извращениях. Использование презерватива снижает риск заражения;

— в результате использования для инъекций нестерильных шприцов, в основном в наркомании;

— путем введения крови или ее препаратов, содержащих вирус;

— от беременной женщины, зараженной СПИДом, новорожденному.

Вирус СПИДа не передается через воздух при разговоре, кашле и т. д. При пользовании общей посудой и другими предмета обихода, санузлов, ванной, плавательным бассейном и т. п. заразиться СПИДом нельзя.

Ни одного случая заражения СПИДом не возникло при бытовом контакте или при контактах на работе. Ни один медицинский работник не заразился при оказании помощи больным СПИДом (при условии, что он не контактировал с кровью больного, например, через кровоточащую рану).

Каждый человек должен знать об особенностях сексуального поведения, которые уже сами по себе таят реальную угрозу здоровью и жизни собственной и окружающих лиц.

К настоящему времени твердо установлено, что главный путь передачи ВИЧ и распространение СПИДа в человеческой популяции — половой. Это неудивительно, потому что наиболее часто возбудитель его находится в крови, сперме и влагалищных выделениях инфицированных людей. Сексуальные контакты между людьми играют и основную эпидемиологическую роль в распространении инфекции. Особенностью данного пути передачи вируса является то, что самым опасным в эпидемиологическом отношении оказался путь переноса вируса от инфицированного лица здоровому во время половых сношений между мужчинами. Такие акты сопровождаются повреждением (трещины, разрывы) слизистой оболочки прямой кишки, имеющей обильное кровоснабжение, что чрезвычайно облегчает возможность проникновения вируса в организм полового партнера. По степени потенциальной опасности инфицирования такие половые акты, бесспорно, занимают первое место.

г) Как предохранить себя от СПИДа?

Чтобы предохранить себя от СПИДа, нужно избегать случайных половых контактов с гомосексуалистами, наркоманами и лицами, ведущими беспорядочную половую жизнь.

Чем больше вы имеете половых партнеров, тем выше риск заражения СПИДом. Применение презерватива резко сокращает риск такого заражения.

Не забывайте иногда сдать кровь на анализ на ВИЧ.

Можете ли вы данные советы положить в основу повседневной жизни? (Проходит краткая дискуссия.)

Основная цель урока – сформировать устойчивое и верное представление о механизмах и путях распространения ВИЧ-инфекции; создать предпосылки для толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным; разобрать социально – экономический аспект географии на примере эпидемии ВИЧ- инфекции.

3. Определить глубину знаний учащихся о географических, социально- экономических, демографических и других особенностях административных регионов Российской Федерации и отдельных стран мира

4. Разобрать особенности распространения ВИЧ- инфекции на отдельных территориях Российской Федерации и в странах мира

ВложениеРазмер
plan-konspekt_integrirovannogo_uroka_po_biologii_i_geografii.doc 459.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

Учитель географии МОУ СОШ №24

Веселкова Полина Михайловна

Учитель биологи МОУ СОШ №24

Смотракова Людмила Николаевна

Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе

Основная цель урока – сформировать устойчивое и верное представление о механизмах и путях распространения ВИЧ-инфекции; создать предпосылки для толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным; разобрать социально – экономический аспект географии на примере эпидемии ВИЧ- инфекции.

1. Уточнить и закрепить знания о ВИЧ / СПИД;

3. Определить глубину знаний учащихся о географических, социально- экономических, демографических и других особенностях административных регионов Российской Федерации и отдельных стран мира

4. Разобрать особенности распространения ВИЧ- инфекции на отдельных территориях Российской Федерации и в странах мира

6. Закрепить мотивацию к сохранению личного здоровья и формированию собственной

позиции, ориентированной на здоровый образ жизни;

Мир шагнул в 21 век, однако эпидемия ВИЧ- инфекции продолжает уносить жизнь тысяч людей, это проблема всего мира. Т.к. эпидемия влияет на общественно-экономическую ситуацию в каждом государстве.

Люди разных поколений высказываются о данной проблеме. (Показ видеоклипов)

- Что объединяет эти два видеоклипа?

Эту проблему мы рассмотрим с 2-х точек зрения: географии и биологии.

Постараемся разобрать особенности ВИЧ- инфекции с точки зрения общей биологии, а также рассмотрим распространение эпидемии в странах мира, на территории Ульяновской области как субъекта РФ.

В конце урока сделаем вывод о социально- экономических показателях регионов, которые могут измениться под влиянием эпидемии ВИЧ- инфекции.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вам было дано предварительное задание - используя различные информации найти ответы на следующие вопросы:

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) отнесен к семейству ретровирусов (Retroviridae), подсемейству медленных вирусов ( Lentivirus).

ВИЧ имеет очень простое строение. Он состоит из двух оболочек (внешней и внутренней), генетическая информация в виде РНК и специальных ферментов, участвующих в про цессе репликации (размножения) вируса. Внешняя оболочка предназначена для присоединения вируса к будущей клетке-жертве. Для этого на ее поверхности есть специальные белки, которыми вирус, как крючками, цепляется за нужные ему клетки нашего организ ма. После этого другие белки, располагающиеся на по верхности внешней оболочки, разрывают поверхность клетки и впрыскивают внутрь внутреннюю оболочку вируса.

Внутренняя оболочка имеет форму капсида – ко нуса с усеченной вершиной. Ее так и назвали – капсид. Капсид содержит спирали РНК вируса и набор фермен тов для репликации. Цель капсида – доставить все это в ядро клетки. После проникновения в клетку капсид перемещается к ее ядру и внедряет туда РНК и ферменты.

РНК – как магнитофонная лента с записью, не вставленная в кассету. То есть информация записана, а воспроизвести ее нет возможности. Такой кассетой и станет ДНК клетки.

Вирус иммунодефицита может проникать в различ ные клетки организма человека, но в одних клетках он способен только находиться, а другие использует для репликации (размножения). Важно знать, что для своего размножения ВИЧ использует клетки нашей иммунной системы. Эти клетки называются CD4-клетки, или Т4-хелперы.

Иммунитет – это особая функция организма человека защищаться от живых организмов и веществ, несущих в себе признаки чужеродной информации. На проникновение в организм чужеродных агентов (вирусов, бактерий) включается иммунный ответ.

Иммунодефицит – это потеря организмом способности сопротивляться любым инфекциям и восстанавливать нарушения своих органов. Кроме того, при иммунодефиците замедляется или вообще останавливается процесс обновления организма.

В этом состоянии человек становится беззащитным не только перед обычными инфекциями, как грипп или дизентерия, но также перед бактериями и вирусами, которые ранее не могли вызвать заболевания, так как иммунная система не позволяла им размножаться в большом количестве. Один из ярких примеров – пневмоциста карини. Это совершенно бесполезная для организма бактерия, живущая в легких каждого человека. При здоровой иммунной системе она не причиняет человеку никакого вреда, но при иммунодефиците может вызвать серьезное поражение легких – пневмоцистную пневмонию.

С течением времени количество вируса в организме медленно растет. Постоянное присутствие вируса держит иммунитет в напряжении. Вирус поражает все новые и новые CD4-клетки и нарушает оболочки других клеток организма. Чем больше становится вирусов, чем больше поражается CD4-клеток, тем больше сил организм тратит на борьбу с инфекцией. Это похоже на затяжную позиционную войну, когда противники стараются измотать друг друга, при этом больше шансов у вируса.

У каждого организма есть свои ресурсы и свой потенциал, они не бесконечны. Через некоторое время организм исчерпывает ресурсы, и вирус встречает все меньше и меньше сопротивления. Снижается число вырабатываемых новых CD4-клеток, а с ними снижается количество антител к ВИЧ. В результате у клеток-киллеров остается все меньше возможности уничтожить вирус. Так как CD4-клетки нужны для борьбы со всеми инфекциями, у организма снижается возможность противостоять заболеваниям в принципе. Развивается иммунодефицит, и присоединяются вторичные заболевания – оппортунистические инфекции.

После того, как человек заразился ВИЧ-инфекцией, у него в течение многих лет может не быть никаких симптомов и он может и не подозревать о своем диагнозе. По внешнему виду отличить ВИЧ-инфицированного человека от здорового нельзя.

Все течение заболевания - с момента заражения до момента смерти – условно можно разделить на 4 периода:

  1. Заражение и начало инфекционного процесса (процесса развития болезни);

Сразу после проникновения вируса иммунодефи цита человека в организм, в большинстве случаев, не происходит ничего необычного. У 30-40% заразивших ся может проявиться состояние, похожее на простуду. Для него характерны: тем пература, слабость, головные боли и воспаление горла. Иногда может наблюдаться диарея (понос). Такое состо яние длится от 12 до 15 дней, после чего проходит даже при отсутствии лечения. Но у большей части заразив шихся не наблюдается вообще никаких проявлений.

Следует помнить, что практически все симптомы, появляющиеся при ВИЧ-инфекции и СПИДе, могут быть похожи на симптомы какого-либо другого за болевания. Невозможно определить, является ли конкретный симптом, приз наком ВИЧ/СПИДа, не зная результатов анализа на ВИЧ.

  1. Период бессимптомного течения и малых симптомов.

В этот период вирус просто находится внутри CD4-клеток, не размножаясь и никак себя не проявляя. Если после заражения вирусом гриппа заболева ние развивается очень быстро, то после заражения ВИЧ человек еще долгое время – в среднем от 2 до 10-12 лет – может чувствовать себя совершенно здоровым. Все это время ВИЧ-инфицированный будет выглядеть нормально и оставаться вполне дееспособным физически. Количество вируса в этот период значительно снижается, а CD4-лимфоциты восстанавливаются до 80 - 90% прежнего уровня. ВИЧ про должает размножаться, производя каждый день миллиарды новых вирусов, а иммунная система активно борется с инфекцией, удерживая ее под контролем и не позволяя перейти в болезнь, - это называется бессимптомной фазой.

Вирус активируется и начинает бурно размножаться. Постепенно количество вируса увеличивается, а количество CD4-клеток снижается. Это ведет к развитию иммунодефицита. Присоединяются вторичные заболевания – оппортунистические инфекции.

Иммунная система разрушена настолько, что не в состоянии справляться с самыми легкими инфекциями. Присоединяющиеся вторичные заболевания принимают необратимый характер и больной погибает

Уже в 1981 году, почти сразу после обнаружения новой болезни, врачи заподозрили, что она передается при сексуальных контактах и через кровь. Первыми, у кого обнаружили синдром приобретенного иммунодефи цита, были сексуально активные мужчины-гомосексуалы и больные гемофилией (при этой болезни требуются ча стые переливания крови или ее компонентов). Чуть поз же выяснилось, что сексуальная ориентация не волнует вирус, он одинаково передается среди гомосексуальных и гетеросексуальных людей. За более чем 15 лет изуче ния вируса эпидемиологи установили, что ВИЧ может передаваться только через определенные жидкости ор ганизма человека и только в определенных ситуациях.

Жидкости организма человека, через которые мо жет передаваться ВИЧ:

  1. кровь;
  2. сперма и предъэякулят;
  3. вагинальный и цервикальный секреты;
  4. материнское молоко.

Вирус может нахо диться и в других жидко стях (моче, слюне, поте), но его концентрация там очень низкая. От концен трации вируса зависит и объем жидкости, который должен попасть в кровь другому человеку, чтобы произошло заражение. Так, необходимое для зараже ния количество вируса содержится в капле крови, кото рая умещается на конце швейной иглы. Объем слюны, в котором содержится такое же количество вируса, со ставляет 4 литра.

Вирус в высокой концентрации находится в спин номозговой жидкости, но она не вытекает из организ ма, а потому не представляет опасности.

ВИЧ не передается при кашле и чихании, при ру копожатии, в бассейне или при пользовании туалетом - это неспособность вируса жить вне своей привычной среды - жидкостей человеческого организ ма. При этом существует много заблуждений и неправильных толкований на учных данных относительно жизни ВИЧ вне тела человека. Например, нельзя сравнивать стойкость ВИЧ в естественных и в лабораторных условиях. В на учных лабораториях используются концентрации вируса, которые, по край ней мере, в 100 тысяч раз выше встречающихся в природе. При использова нии таких искусственно высоких концентраций ВИЧ может оставаться живым в течение 1 - 3 дней даже после высыхания жидкости.

В начале эпидемии СПИДа высказывались опасения, что ВИЧ-инфекцию мо гут переносить комары, клопы и другие кровососущие насекомые. Однако исследования, проведенные в ряде стран, доказали, что даже на территори ях с высокой частотой случаев ВИЧ-инфекции и большим количеством насе комых-кровососов случаев заражения таким путем не обнаружено. Если бы такой путь передачи был возможен, географическое распространение эпиде мии было бы совершенно иным, чем то, которое существует сейчас.

Когда комар жалит человека, он впрыскивает не кровь предыдущей жертвы, а свою слюну. Такие заболевания как желтая лихорадка и малярия передаются через слюну некоторых видов комаров, поскольку возбудители этих болезней способны жить и размножаться в слюне комара. Но ВИЧ не способен размно жаться в организме комара или любого другого кровососа. Поэтому, даже попадая в организм насекомого, он не выживает и не может никого заразить.

Итак, ВИЧ не передается:

  1. при поцелуях, рукопожатиях;
  2. при коллективных занятиях спортом;
  3. при пользовании общей посудой, столовыми приборами, полотенцами, постельным бельем и т.д.;
  4. при укусах насекомых;
  5. при общем пользовании ванной, туалетом, душем.
  1. Где впервые обнаружили ВИЧ и когда он попал на территорию РФ.

Ученики делают попытки самостоятельно дать определение.

Все что вы говорите верно, если это обобщить, то получиться единое определение данного понятия.

География медицинская – область медицины и географии, изучающая природные и социально – экономические особенности развития территории с целью выявления их влияния на состояние здоровья населения, возникновение и распространение отдельных заболеваний человека.

ВИЧ- инфекция распространена во все странах мира. В тоже время, она крайне неравномерно распространена на территориях различных регионов.

Обратим наше внимание на слайд, который отражает распространение ВИЧ в разных регионах мира.

Комментарии к слайдам:

Азии . 5,8 млн человек; 640 тыс . в Тихоокеанском регионе и странах Восточной Азии. На

американском континенте, включая страны Карибского бассейна, выявлено 2,36 млн больных ВИЧ-инфекцией; в странах Восточной Европы и Центральной Азии . 700 тыс, а в

В 2003 г по оценкам экспертов ВОЗ ВИЧ-инфекцией заразилось от 4,2 до 6,3 млн человек. Это больше, чем за любой другой предшествующий год. Наиболее пораженным по распространению ВИЧ являются страны расположенные к югу от Сахары. Эпидемия ВИЧ в Азии по-прежнему в основном сосредоточена в группе потребителей инъекционных наркотиков. В Восточной Европе и Центральной Азии проявление эпидемического процесса ВИЧ-инфекции детерминировано в основном широтой применения инъекционных наркотиков и активизацией полового пути распространения ВИЧ.

Таким образом, согласно экспертным оценкам ВОЗ, в 2001 г. число людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в мире составило 40 млн, 800 000 из них - дети. В последующее

десятилетие при отсутствии эффективного антиретровирусного лечения и ухода эти люди

пополнят ряды тех, кто уже умер от СПИДа - и не менее, чем 4,3 млн из них будут дети, которые не доживут до своего пятнадцатилетия. С момента первого клинического случая СПИДа умерли уже около 22 млн человек.

Общее число ВИЧ-инфицированных в мире на конец 2003 года приведено в таблице 1.

Таблица 1 . Абсолютное число ВИЧ-инфицированных в глобальном

разрезе (по материалам ВОЗ 4-й Глобальный доклад)

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

различных регионов, в разных возрастных, социальных, профессиональных и иных группах.

К настоящему времени ВИЧ-инфекция приобрела характер пандемии. Большинство ВИЧ-инфицированных проживает в станах Африки южнее Сахары, где каждый восьмой человек репродуктивного возраста инфицирован ВИЧ.

Таблица 2. Распространенность ВИЧ-инфекции в Северной Африке и на Ближнем Востоке

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

Таблица 3. Распространенность ВИЧ-инфекции в Южной, Юго-Восточной Азии и Океании

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

Таблица 4. Распространенность ВИЧ-инфекции в Латинской Америке

Источник: Доклад о глобальный эпидемии СПИДа 2004: 4-й Глобальный доклад. -

Такова ситуация в мире. Теперь посмотрим, какова ситуация по данной проблеме в субъектах РФ.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила : Дорошина Ирина Икаровна,

учитель биологии гимназии № 271

Красносельского района СПб

Цель: выявить степень информированности учащихся 10 классов гимназии о проблемах СПИДа.

Задачи: - доказать важность распространения информации о СПИДе среди учащихся

- познакомить учащихся с определениями ВИЧ и СПИД, историей открытия, симптомами и путями передачи вируса

- проконтролировать знания учащихся через анкетирование

- сформировать представление о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности

Т.к. материал достаточно объемный, урок следует начать с изучения нового материала.

I. Изучение нового материала

Характеристика аспектов здоровья ( заранее подготовленные рассказы учащихся ).

Физический аспект . Под этим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Нам важно знать, как наш организм должен функционировать, чтобы мы могли определить здоровы мы или с нами что-то неладно.

Интеллектуальный аспект . Под этим аспектом понимается то, как мы получаем информацию, знание того, где можно получить нужную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Необходимо умение извлекать знания из самых разнообразных источников и пользоваться ими с тем, чтобы принимать решения, касающиеся своего организма.

Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме, понятной для других. Необходимо уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.

Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими. Необходимо понимать, что действительно важно для нас в отношениях с друзьями, родными, приятелями, приятельницами и другими людьми, с которыми нам приходится общаться. Необходимо развивать в себе навыки, которые помогли бы в общении со всеми этими людьми.

Духовный аспект здоровья отражает суть нашего бытия ( то, что действительно важно для нас, то что мы более всего ценим ). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные пять аспектов здоровья и составить свое отношение к ним.

В целом важен каждый из аспектов здоровья. Каждый влияет на все остальные. Если человек сделал что-либо с одной из частей своего здоровья, это отразится на других частях. Любое решение, принятое человеком относительно своего физического здоровья скажется на остальных аспектах его здоровья.

На предыдущей теме рассматривались вирусы, их строение и значение.

Почему вирусы называют внутриклеточными паразитами?

Какое строение у вирусов?

Какие вирусные болезни растений, животных и человека вам известны?

сегодня речь пойдет об одном из них – вирусе иммунодефицита человека – ВИЧ.

Иногда вирус, включаясь в геном хозяина, превращает клетку в злокачественную. Так могут возникать саркомы, опухоли молочной железы, лейкозы.

Аббревиатура СПИД расшифровывается как синдром приобретённого иммунодефицита. Это значит, что СПИД – заболевание, которое человек может приобрести. Это заболевание передается ВИЧ. Болезнь действует на иммунную систему, которая защищает организм от различных инфекций и болезней. Вирус ослабляет иммунную систему до такой степени, что организм становится неспособным противостоять болезням, так называемым сопутствующим инфекциям (болезням, которые могут появиться как результат того, что ослабленная иммунная система предоставляет возможность для развития в организме патогенной микрофлоры, вызывающей заболевания). Это называется синдромом; то есть накоплением болезней и инфекций. Люди, больные СПИДом, чаще умирают именно по этой причине.

Быть инфицированным ВИЧ – это не то же самое, что болеть СПИДом. Человек может быть инфицирован этим вирусом от десяти до двенадцати лет, прежде чем действительно заболеет СПИДом. Однако уже с момента получения вируса этот человек может передать его другим людям, даже не будучи больным.

Каковы симптомы СПИДа?

- увеличение лимфатических узлов

- сухой не проходящий кашель

- частые случаи поноса

- обильное потоотделение по ночам

- быстрые и незапланированные потери веса

- непрекращающиеся инфекционные заболевания

- багровые бугорки на коже, которые несколько напоминают клубнику или грибы

- резкая потеря чувствительности в руках и ногах

- потеря координации движений

- нарушение умственной деятельности.

Как передается вирус, вызывающий СПИД (ВИЧ)?

В июне 1981 г. американских врачей насторожил непонятный факт. В Лос - Анжелесе сразу пять молодых мужчин заболели редкой формой пневмонии, вызываемой простейшими условно – патогенными возбудителями, не опасными для здорового человека. Болезнь они вызывают лишь в том случае, когда у людей ослаблена иммунная система, защищающая нас от бактерий и вирусов и ликвидирующая в организме клетки, получившие способность к злокачественному росту.

Резко возросла в США также заболеваемость одной из форм рака – саркомой Капоши.

Возникло подозрение, что и пневмония, и саркома – лишь побочные следствия болезни, разрушающей иммунную систему человека. Впервые она была обнаружена у гомосексуалистов. Высказывались предположения, что СПИД передаётся при ненормальных половых отношениях. Однако действительность оказалось хуже.

СПИД передаётся при:

- любых половых контактах

- при переливании крови от донора и через не простерилизованный шприц

- мать – носительница этого возбудителя – заражает им ребенка при родах и через молоко.

Человек не может получить ВИЧ:

-при укусах насекомых

-пользуясь общественным туалетом

- через воду в фонтанчике для питья

- при контакте с потными или слезными выделениями инфицированных людей

- кусая один и тот же бутерброд, пользуясь одним и тем же стаканом или полотенцем с инфицированным (если на этих предметах нет следов свежей крови)

- при кашле или чихании зараженного в сторону здорового

- купаясь вместе с больным человеком.

Как же обстоят дела со СПИДом сегодня?

С момента выявления в 1982 году в США заболевания количество выявленных случаев возрастало ежегодно в два раза. Значительное количество случаев было отмечено среди представителей африканской расы.

В 80-е годы наряду с увеличением числа зараженных отмечалось распространение

ВИЧ-инфекции на ранее свободных от неё территориях (Европа, Австралия, Азия), что позволяет рассматривать ситуацию как пандемию.

С 1988 года Африка занимает первое место по количеству ВИЧ инфицированных людей. Уже сегодня в ЮАР болен каждый восьмой житель страны, в Ботсване – каждый третий.

В странах Экваториальной Африки ВИЧ- инфекцией заражены около 22,5 млн. человек.

В Южную и Юго-Восточную Азию СПИД пришел на пять лет позже. СПИД – главная причина гибели жителей Азии в возрасте от 15 до 45 лет. Сейчас инфицированы уже пять миллионов граждан этого региона.

Распространение ВИЧ в Латинской Америке началось в конце 70-х. С того момента умерло 520 тыс. человек.

Страны Северной Америки уже прошли пик новых случаев в середине 80-х годов. ДО настоящего времени СПИД остаётся основной причиной смерти молодых женщин и мужчин до 40 лет, а так же детей в возрасте от года до пяти лет.

В странах Южной Европы СПИД поражает в основном колющихся наркоманов. Совместное пользование иглой способствовали распространению СПИДа во Франции, Ирландии, Швейцарии.

Первый больной СПИДом в России был выявлен в 1987 году. Это был москвич, который долгое время работал в Африке переводчиком. Оттуда он привёз вирус в нашу страну.

Далее большая часть заражений приходилось на регионы, не подготовленные к эпидемии: Калининград, Краснодарский край, Ростовская область, Тверская область, Нижний Новгород, Саратов. Основную часть новых пациентов составили наркоманы в возрасте 20 – 30 лет, вводившие себе наркотики внутривенно.

По данным ООН Россия относится к странам с самыми высокими темпами распространения ВИЧ-инфекции.

В наш город СПИД пришел в 1987 году. Средний возраст инфицированных составляет 27 лет. ВИЧ выявляет даже у 14-16 летних подростков.

В настоящее время интенсивные поиски учёных и врачей направлены на разработку и поиск новых лечебных и профилактических препаратов, которые помогут в борьбе с этой страшной и смертельной болезнью. Эффективной вакцины против СПИДа не существует, проводятся испытания генноинженерных вакцин. Однако лечение – это уже второй этап борьбы. На первом плане должны стоять профилактические мероприятия, которые заключаются в следующем:

1. Широкая пропаганда среди населения вопросов, связанных с заражением ВИЧ.

2. Строгий контроль за донорской кровью.

3. Борьба с наркоманией, проституцией, беспорядочными половыми связями, гомосексуализмом.

II. Закрепление материала

Верно (В) – Неверно (Н)

  1. Опасно обнимать человека, больного СПИД
  2. Заразиться СПИД можно, пользуясь общественным туалетом.
  3. Находиться в классе вместе с учителем, который болен СПИД, вполне безопасно.
  4. Только гомосексуалисты должны заботиться о том, чтобы не заразиться СПИД.
  5. Люди, которые вводят себе внутривенно лекарственные препараты, не должны пользоваться иглами других людей.
  6. Нельзя заразиться вирусом СПИД (ВИЧ), кусая один и тот же бутерброд или когда пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИД.
  7. Можно заразиться СПИД, если имел только один сексуальный контакт.
  8. Если кто – то в школе получил травму, сопровождающуюся кровотечением, следует остановить ему кровь рукой.
  9. СПИД можно заразиться, если больной чихает или кашляет на тебя.
  10. Неплохая идея – обсудить вопросы наркотиков и СПИД в школе.
  11. СПИД вызывается вирусом.
  12. Положительный результат теста на СПИД означает, что человек болен СПИД.
  13. СПИД поражает красные кровяные тельца.
  14. СПИД передается через все жидкие выделения тела.
  15. Тесты на СПИД, как правило, надежны.
  16. СПИД передается тремя основными путями: при сексуальных контактах, контактах с кровью (например - при совместном пользовании иглами) и от матери к ребенку во время внутриутробного развития и при рождении.
  17. Правильное использование презервативов помогает во многих случаях избежать передачи вируса СПИД,
  18. Многие симптомы СПИД напоминают симптомы других заболеваний.
  19. Одна из проблем, связанных со СПИД, состоит в том, что между заражением и моментом проявления заболевания могут пройти годы.

Письменно ответить на вопрос:

Что бы вы почувствовали (подумали), узнав, что один из ваших друзей инфицирован вирусом, вызывающим СПИД ( ВИЧ )? Как вы думаете, отразилось бы это на вашей дружбе с ним? Обоснуйте свой ответ.

В будущем, проводя урок по СПИД, следует обратить особое внимание на вопросы:

- акцентировать внимание на то, что ВИЧ не может передаваться через пот, слюну, мочу, слёзы, кал, а передаётся только через кровь, сперму, влагалищные секреции

- обратить внимание на то, что здоровье человека состоит не только из физического аспекта, но и из интеллектуального, эмоционального, личностного, духовного и социального.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок "Вич инфекция и СПИД"

Урок ОБЖ 11 классТема урока: "ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий". Цель: познакомить учащихся с заболеванием СПИДом и мерами его профилактики.Задачи:Сформировать у учащихся пред.


ОБЖ_11класс_14_ВИЧ-инфекция и СПИД

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы.


Обучающая цель: ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия, .


ВИЧ - инфекция и СПИД

Презентация для бесед с учащимися.

ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия, системы научных .

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА.

Цель :1.Сформировать представления о болезни века;2. Познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ – инфекции;3. Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Форма : час общения с использованием интерактивных методик

Этот сказ мы о СПИДе сейчас поведём,

Вам в стихах и картинках расскажем о нём.

Вы узнаете всё – всё об этой беде!

СПИД не спит. СПИД спешит!

Он вокруг! Он везде!

И понятно без слов, что природа нам мстит –

И за это никто нас, никогда не простит!

И чтобы жизнь твоя не обратилась в прах!

Ты молодой. Борись! Ведь всё в твоих руках.

Вирус ВИЧ – возбудитель болезни СПИД

СПИД – это комплекс заболеваний, поражающих иммунную систему человека, возникающих у ВИЧ-инфицированных людей.

Еще 30 лет назад все врачи были уверены, что массовые эпидемии для человечества остались в далеком прошлом. Но вот в июне 1981 г. американских врачей насторожил непонятный факт. В Лос-Анджелесе сразу 5 молодых людей заболели редкой формой пневмонии (воспалением легких), возбудитель которой для здорового человека не опасен, а вызывает болезнь лишь у людей с ослабленной иммунной системой).

В США был отмечен также рост числа заболеваний одной из форм рака — саркомой К а поши. Этот вид саркомы был описан венгерским врачом Моришем К а поши в 1872 г. как заболевание кожи, при котором она утолщается, покрывается новообразованиями, шишками. Это заболевание в течение 100 лет отмечалось только у пожилых мужчин после 60 лет. Позже было выяснено, что тяжелая форма саркомы сопровождается снижением иммунитета. Очень скоро появились первые научные публикации, в которых высказывались подозрения,

что и пневмония, и саркома — лишь побочные следствия болезни, разрушающей иммунную систему человека и влекущей за собой тяжелые последствия, а затем смерть. Спустя несколько лет весь мир узнал аббревиатуру из четырех букв — СПИД.

В России о первом случае заражения стало известно в 1987 г.

Ежедневно в мире инфицируются 16 тысяч человек.

Почему “Чума XX века”? Почему так много внимания уделяется проблеме СПИда? Это первая вирусная инфекция, распространившаяся по всему миру.

Проследим этапы распространения этой заразы.

  • 1979-1981 г.г. — врачи в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе заметили необычные иммунные нарушения у ряда пациенток: рак кровеносных сосудов и редкую форму пневмонии. Заболевания закончились смертью;
  • В 1982 г . Центры по контролю заболеваний ввели в реестр болезней новое заболевание — СПИД;
  • 1983 г. — были получены первые сведения о возбудителе болезни
  • 1984 г. — возбудитель выделен в чистой культуре, созданы тест-системы для его обнаружения;
  • 1987 г. — в Советском Союзе официально объявлено о первом случае заболевания СПИДом мужчины, ранее работавшего переводчиком в одной из стран Африки (умер в 1992 г.);
  • 1988 г. — СПИДом охвачено 136 стран мира на всех континентах; число больных – 250 тыс. человек, ещё 5-10 млн. – носители;
  • 1989 г. — в России заражается – 250 детей при переливании крови;
  • спустя 10 лет — СПИДом охвачено уже 190 стран;

Количество людей, живущих с ВИЧ в мире, в 2006 г.

Всего — 39,5 млн. чел.;

Взрослых — 37,2 млн. чел.;

Женщин — 17,7 млн. чел.;

Детей моложе 15 лет — 2,3 млн. чел.;

В 1984 г. болезнь была обнаружена у великого балетного танцора Рудольфа Нуриева. Не помог и курс лечения экспериментальным препаратом — азидотимидином. 6 января 1993 года в возрасте 54 лет Рудольф Нуриев умер.

В 1992 году от СПИДа умер знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов. В 1983 году, когда о СПИДе было очень мало известно, писателю делали операцию на сердце, и он был заражен ВИЧ через донорскую кровь. Это выяснилось только тогда, когда через несколько лет ему потребовалась повторная операция.

В 1993 году погиб от СПИДа знаменитый теннисист Артур Эш, первый афроамериканец, выигравший чемпионат США. Вероятно, заражение ВИЧ-инфекцией произошло во время переливания крови, когда ему в 1983 г. делали операцию на сердце.

В числе жертв СПИДа — супермодель Гия Каранджи , ритм-гитарист Том Фогерти

Гипотезы о происхождении СПИДа

За эти годы было выдвинуто несколько гипотез, откуда появилось это заболевание.

1) Была выдвинута гипотеза о том, что прародиной инфекции является Африка. Американские исследователи установили, что около 40% зеленых обезьян, обитающих в природе, заражены вирусом, аналогичным вирусу СПИДа. Не болея сами, они являются вирусоносителями.

Может быть, человек заразился от обезьян? Жители Африки охотятся на обезьян и едят обезьянье мясо. Достаточно раненой обезьяне с кровотечением изо рта укусить охотника, и заражение обеспечено. Недаром по африканским поверьям укусы обезьян гораздо опаснее львиных.

А может быть, заражение произошло иначе. У жителей побережья озера Виктория бытовал странный обряд, согласно которому для повышения жизненной силы кровь обезьян вводили в вену человека.

2) вирус мог приспособиться к жизни в человеческом организме благодаря широкому использованию научных достижений 20 века, таких как пересадка органов и других открытий в медицине, которые могли способствовать формированию как более слабых, так и более опасных форм вируса;

3) высказывались самые невероятные предположения, например о том, что вирус вырвался на свободу из секретных лабораторий Пентагона. Однако это невозможно, т.к. наука в то время еще не была способна создать такой вирус;

4) вирус мог существовать с древних времён, меняя модификацию.

Стадии развития СПИДа

Обычно выделяют несколько стадий развития ВИЧ-инфекции.

Нулевая , инкубационная. После заражения инкубационный период длится от 3х недель до 3-х месяцев. Протекает незаметно для заболевшего. Вирусы, проникшие в клетки, никак себя не проявляют.

Вторая стадия болезни — асимптомная инфекция, или преСПИД, длится 3-5 лет. Полное отсутствие клинических проявлений ВИЧ-инфекции. Больные худеют, часто потеют, у них повышается температура, появляется сыпь, возникает хроническое распухание лимфатических узлов .

Третья стадия — типичный СПИД. Продолжаются увеличение лимфатических узлов, потеря веса, развивается саркома Продолжительность типичного СПИДа около 18 месяцев. В этот период резко возрастает заражаемость организма различными инфекциями.

Выделены два основных пути передачи ВИЧ-инфекции:

  • при половом контакте
  • через зараженную кровь.

При половом контакте заразиться можно:

  • при непостоянном половом партнёре;
  • при искусственном оплодотворении;

Заражение через кровь можно получить в следующих ситуациях:

  • совместное пользование загрязненными иглами для внутривенного введения наркотиков ( до 90%) ;
  • переливание непроверенной крови и ее компонентов, изготовленных из инфицированной крови ( до 90%) ;
  • при попадании зараженной крови в кровоток здорового человека или на его слизистые оболочки ( до 90%) ;
  • при использовании недостаточно обеззараженных инструментов
  • (шприцов, игл, скальпелей) (до 5%);
  • случайный контакт мед. работников с зараженной кровью ( 0,5 %) ;
  • при передаче инфекции от матери плоду во время беременности и новорожденному во время родов ( 20-70%) ;
  • через молоко матери ( 20-70%) .

Основной фактор риска заражения ВИЧ в нашей стране — внутривенное ведение наркотических препаратов. Наркоманы на сегодняшний день составляют абсолютное большинство всех инфицированных в нашей стране.

Излечим ли СПИД?

Говорить о лечении СПИДа можно лишь в одном смысле — как-то затормозить развитие вируса, оттянуть смерть больного, не более. Продлить жизнь вирусоносителя можно на долгие годы. При этом человек будет оставаться работоспособным. Ему лишь запрещается иметь детей и быть донором.

Вакцины, которая защитила бы от заражения, пока нет. В такой ситуации на первое место в борьбе со СПИДом выступает профилактика этого заболевания, меры по его предупреждению.

Распространение СПИДа через кровь можно предупредить

  • проверкой донорской крови;
  • созданием людьми банков собственной крови;
  • стерилизацией медицинских инструментов и использованием одноразовых медицинских инструментов;
  • использованием личных приборов и инструментов для маникюра, педикюра, пирсинга, бритья;
  • строгим соблюдением правил безопасного поведения и использованием средств личной защиты.

ВИЧ не передается:

  • при дружеских объятиях и поцелуях;
  • через рукопожатия;
  • при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;
  • через предметы производственной и домашней обстановки;
  • в общественном транспорте;
  • насекомыми, в том числе кровососущими;
  • воздушно-капельным путем.

Вирус не передается через воду, пищу, посуду, предметы; к которым прикасался больной или вирусоноситель, через рукопожатие и другие бытовые контакты.

По уголовному кодексу РФ за предумышленное заражение предусмотрено наказание — от 5 лет лишения свободы.

За годы эпидемии появились особые даты, которые отмечаются во многих странах мира:

1 декабря — Всемирный День борьбы со СПИДом;

Третье воскресенье мая — день памяти умерших от СПИДа.

Если на нашем жизненном пути встретятся люди, обреченные этой болезнью на смерть, мы не должны отворачиваться от них, нужно протянуть им руку помощи.

Эмблемой, принятой в 1991 году, является красная ленточка, предложенная американским художником Франком Муром. Красную ленточку прикалывают к одежде. Чем больше людей наденут красную ленточку, тем слышнее будет голос тех, кто требует внимания к проблеме СПИДа

Валера : 13 правил безопасного поведения в отношении ВИЧ/СПИДа

  1. Я не курю.
  2. Я не употребляю алкоголь.
  3. Я никогда не употребляю наркотики.
  4. Я умею справляться со стрессами.
  5. Я соблюдаю режим дня.
  6. Я ежедневно занимаюсь физкультурой или спортом.
  7. Я стремлюсь к тому, чтобы моё питание было сбалансированным.
  8. Я не пользуюсь не стерильными инструментами для прокалывания ушей, тату, пирсинга, бритья.
  9. Я откажусь от медицинских услуг, если не уверен(а), что инструменты стерильные.
  10. Для маникюра или бритья использую только мои личные инструменты.
  11. Я всегда соблюдаю правила личной гигиены.
  12. Если у меня будет риск заражения ВИЧ, я сдам кровь на анализ.
  13. Я знаю, как заражаются ВИЧ, и как я могу защитить себя.

Последние сведения (ноябрь 2010 г.). ООН: Эпидемию ВИЧ удалось остановить. Согласно докладу ООН, число новых ВИЧ-инфицированных и количество смертей от СПИДа по всему миру сокращается

Тест для учащихся о проблеме СПИДа

1. Как можно заразиться ВИЧ – инфекцией?

а) при рукопожатии;

б) при прикосновении к больному;

г) при внутривенном введении наркотиков;

д) при переливании крови;

е) при укусах насекомых;

ж) при использовании общей бритвы, маникюрных инструментов;

з) при пользовании с ВИЧ – инфицированным общей посудой, санитарным узлом, ванной;

е) при половом контакте без презерватива.

2. Несут ли уголовную ответственность люди, заведомо распространяющие ВИЧ – инфекцию?

3.СПИД снижает сопротивляемость организма к инфекциям;

4. Можно ли заразиться ВИЧ – инфекцией от человека, не имеющего признаков заболевания?

5. Как человек может узнать, что у него ВИЧ – инфекция?

а)сдав кровь на специальный анализ;

в)если человек заботится о своем здоровье, он почувствует это в первые часы.

6. Можно ли сдать данный анализ крови анонимно?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Родительское собрание в 10 классе "СПИД - смертельная угроза"
СПИД - угроза человечества!

Мероприятие для учащихся старших классов, проведенное с целью: утверждения здорового образа жизни, выработки теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни. Помочь людям осознать, что СПИД .


Терроризм – современная угроза человечеству

Занятие по дисциплине "Обществознание".


Презентация к конференции "СПИД- смертельная угроза всему человечеству"

Презентация к мероприятию.


"СПИД - смертельная угроза человечества"

Обратить внимание воспитанников к проблеме СПИД. Познакомить с историей возникновения болезни.Информировать воспитанников о путях заражения вирусом иммунодефицита человека. Познакомить со способа.


Цель: Дать учащимся представление о терроризме и его проявлениях, убедить в необходимости постоянного выполнения мер предосторожности уменьшающих вероятность стать жертвой террористов, научить п.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Урок биологии в 10 классе

Аметова Э.Б. , учитель химии и биологии

Цели урока: 1. Образовательная - сформировать знания о неклеточной форме жизни - вирусах, их составе, строении и особенностях жизнедеятельности, мерах предупреждения заболевания СПИДом и других вирусных заболеваний;

2. Развивающая - развитие способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.

3. Воспитательная - стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог; формирование чувства ответственности за свое здоровье.

Оборудование: Мультимедийная презентация, пробирки с водой, кислотой (НС l ), индикатор (метилоранж), раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы).

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучать неклеточные формы жизни. Вы уже знаете строение, классификацию, жизненные циклы и значение вирусов в природе и для человека.

II . Проверка домашнего задания

1. Работа у доски . Расставить в логической последовательности этапы жизнедеятельности вирусов:

1 . Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома.

2. Проникновение вируса в клетку.

3. Выход вирусов из клетки

4. Прикрепление вируса к клетке

5. Синтез вирусных белков и самосборка капсида

Ответ: 4, 2, 1, 5, 3.

2.Тесты. (Индивидуальные задания на карточках)

А) неклеточные формы жизни;

Б) древнейшие эукариоты;

В) примитивные бактерии.

2. Вирусы размножаются:

А) только в клетке хозяина;

Б) самостоятельно вне клетки хозяина;

В) вариант А) и Б) верны.

3. Обязательными компонентами любого вируса являются:

В) нуклеиновые кислоты (ДНК или РНК).

4. Синтез вирусного белка осуществляется:

А) на собственных рибосомах вируса;

Б) на рибосомах клетки-хозяина;

В) на лизосомах клетки хозяина.

5. Как называются вирусы, находящиеся вне клетки (во внешней среде)?

Ответы: 1. А); 2. А); 3. В); 4. Б); 5. Б).

3. Установить соответствия. Сопоставьте понятие с его определением

наука, изучающая вирусы

неклеточная форма жизни

вирус, паразитирующий на бактериях

4. Беседа

- Как называется наука, изучающая вирусы?

- Кем и когда были открыты вирусы? При каких обстоятельствах?

- Чем простые вирусы отличаются от сложных?

- Каковы размеры вирусов?

- Как размножаются вирусы, чем размножение вирусов отличается от клеточного размножения?

- Какое значение имеют вирусы для природы? Для человека?

III . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.

- О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О профилактике вирусных заболеваний)

- Как вы считаете, эта тема актуальна?

- Имеет ли она отношение к каждому из вас?

Запишите число, тему урока. (Учащиеся записывают в тетрадях число тему урока). Сегодня мы подробнее познакомимся с заболеванием СПИД и некоторыми другими вирусными инфекциями, выясним основные пути передачи этих заболеваний и составим памятку основных мероприятий по их профилактике.

Посмотрите, что я принесла сегодня на урок (учитель показывает две аптечки с медицинскими препаратами). Это медицинские препараты против бактерий, которые также вызывают различные заболевания. А вот всего четыре препарата, которые мне предложили в аптеке против вирусов (вернее для профилактики вирусных заболеваний).

- Почему же так мало противовирусных препаратов? Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? (Ответы учащихся)

- Так к какой группе принадлежат вирусы? Правильно - это живая система, ведущая паразитический образ жизни.

- Почему трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Вирусы очень малы, они действуют на клеточном и молекулярном уровне. Человечество сегодня имеет мало возможностей борьбы с вирусами.

Комментарий учителя : К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.

IV . Изучение нового материала

1. ВИЧ/ СПИД

Именно вирусные инфекции пугали человечество в прошлые века, они устрашают нас и в настоящее время.

И сегодня мы начнем урок с разговора о вирусе, который родом из Центральной Африки, известен он человечеству уже более 20 лет. Но ученые до сих пор не нашли лекарств против этого вируса.

- Что это за вирус? (Вирус иммунодефицита человека).

- Что каждому из вас необходимо знать, для того чтобы обезопасить себя от ВИЧ - инфекции?

Учитель: ВИЧ относится к группе РНК-содержащих ретро-вирусов - старейших вирусов человечества, поэтому считать, что ВИЧ - новый вирус, неправильно.

В 1981 году в Сан-Франциско были выявлены люди, пораженные тяжелыми формами разных заболеваний. Анализ крови показал, что у этих людей снижен иммунитет, что было вызвано поражением клеток крови. Этот вирус и был назван ВИЧ.

Давайте мы просмотрим видео о механизме проникновения ВИЧ в клетки и его размножение (Просмотр видеоролика)

- Какую систему поражает ВИЧ? Какие клетки крови?

Учитель: Сейчас в мире болеют СПИДом более 4 миллионов человек, в Украине официально на учете состоят 122 тысячи человек, хотя по оценкам независимых экспертов их около 230 тысяч. Ежегодно в стране выявляется 22 тысячи новых случаев, каждый день - около 60. Ежедневно 11 человек умирают.

СПИД у зараженных ВИЧ развивается не сразу, а через 7–10 лет после заражения. У некоторых зараженных начало заболевания может проходить без каких-либо отклонений в здоровье. Но у 60% инфицированных уже через 2–4 недели от момента заражения (или спустя 2–3 месяца после внедрения ВИЧ) появляется кратковременное заболевание, которое очень напоминает обычно простуду или грипп с повышением температуры тела (начинается развитие второй стадии). Кроме лихорадки, у некоторых больных распухают лимфатические железы, воспаляется горло (похоже на ангину), появляется кожная сыпь, может быть расстройство стула, головная боль, бессонница. Конечный результат ВИЧ-инфекции – смерть от СПИДа.

1 декабря, традиционно отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. Впервые день борьбы с этим заболеванием отметили в 1988 году, символом борьбы с болезнью является красная ленточка.

Давайте рассмотрим пути передачи ВИЧ-инфекции.

Глядя на схему, назовите пути передачи ВИЧ-инфекции:

2. От матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении,

3. Через кровь: при переливании крови, при пересадке органов, тканей,

4. При использовании загрязненных мед. инструментов (шприц наркомана)

- Какова вероятность заболеть СПИДом? Ведь в данном случае поражается система, выполняющая защитную функцию.

Практическая личностно-ориентированная работа . (Инструктаж по ТБ во время работы с кислотами)

- Что же надо делать, чтобы защитить себя от этой болезни?

Рассмотрим еще некоторые заболевания, которые вызывают вирусы

Учитель: Последний случай оспы был описан в 1977 году в Сомали, а вот заболевание, которое ежегодно приводит к эпидемиям, существует и поныне. Как вы думаете, о какой болезни идет речь? (грипп).

Впервые грипп был описан в 412 г. до н.э. Гиппократом.

4. Другие вирусные заболевания человека

1. Какие еще известны вирусные заболевания?

2. Какие участки организма они поражают?

3. Какой способ распространения?

4. Какой способ вакцинации используют?

Поражаемые участки организма

Вирусы А, В, С, АN 1 H 1, с разной степенью вирулентности

Дыхательные пути, эпителий бронхов и трахеи

Вирус натуральной оспы (ДНК-содержащий вирус)

Дыхательные пути, потом кожа

Капельная инфекция (или через раны на коже)

Живой ослаблений вирус, сухой вакциной, надкожным и подкожными методами

Дыхательные пути, потом кожа и кишечник

Живой атенойованный вирус

Дыхательные путии, шейные лимфатические узлы, глаза и кожа

Живой атенойованный вирус

Вирус полиомиелиту (пикорнавирус, РНК-содержащий, 3 штамма)

Глотка и кишечник, иногда двигательные нейроны спинного мезга

Капельная или фекали человека

Живой атенойованный вирус (введение перорально)

Кровеносные сосуды и печень

Переносят клещи, комары

Живой атенойованный вирус

Учитель: Основными путями передачи вирусной инфекции являются:

1) Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.)

2) Через кровь, при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Главным образом это происходит при манипуляции зараженными хирургическими инструментами или шприцами, при незащищенном половом контакте, а также трансплацентарно от матери к ребенку. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства и др.).

3) Дыхательный путь , для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи, при котором вирус попадает в организм человека вместе с вдыхаемым воздухом, который содержит частицы мокроты и слизи выброшенных больным человеком или животным. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, парагриппа, свинки, ветряной оспы и др.

В результате адаптации к окружающей среде и применения лекарственных препаратов вирусы постоянно изменяют свою наследственную информацию. Постоянно приходится разрабатывать новые лекарственные препараты, но разработка их и внедрение - дело весьма сложное, дорогое и не быстрое. И если для борьбы с бактериальными инфекциями человечество располагает обширным арсеналом антибиотиков, то аналогичных лекарств для борьбы с вирусными болезнями практически нет. Можно сделать вывод, что основным методом борьбы с вирусами является профилактика.

V . Обобщение и систематизация знаний

1. Класс делится на 3 группы, организуется работа с учебником. Найти ответы на вопросы.

1. Какие профилактические меры необходимо соблюдать человеку, чтобы избежать заражения?

2. Какова роль вакцинации в борьбе с вирусными инфекциями?

3. Какие виды иммунитета направлены против вирусных инфекций?

· строгий контроль за донорской кровью и ее препаратами;

· использование одноразовых инструментов и тщательная стерилизация аппаратов и приборов многократного использования;

· использование индивидуальных защитных приспособлений (перчаток, специальной одежды и др.);

· документальная регистрация всех случаев заражения;

· личная и общественная гигиена;

· соблюдение правил здорового образа жизни: рациональное питание, занятие физкультурой, закаливание, искоренение вредных привычек.

· соблюдение морально - нравственных норм

- Выскажите свое мнение о мерах профилактики вирусных заболеваний. Обменяемся мнениями.

Данный комплекс мер позволяет избежать проникновения вируса в человеческий организм и, как следствие,- возникновение болезни. Предлагаю продолжить фразу: "Я считаю, что - это самый эффективный способ в борьбе с вирусами, потому что. "

Итак, подумайте и скажите: необходимы ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему?

3. Рассмотрим различные ситуации контакта с ВИЧ-инфицированным и выстроим линию риска. Определите уровень риска заражения ВИЧ-инфекцией: безопасно, опасно, очень опасно. Постройте в три колонки.

Укус комара, пользование общественным туалетом, нанесение татуировки, поцелуй в щеку, уход за больным СПИДом, множественные половые связи, укус пастельного клопа, прокалывание ушей, пользование чужой зубной щеткой, переливание крови, объятия с больным СПИДом, плавание в бассейне.

Учитель: Опасных и очень опасных ситуаций не так уж и много. Но, тем не менее, эта страшная болезнь поражает все больше и больше людей.

VI . Домашнее задание

1. Прочитать §17, отвечать на вопросы (устно).

2. Составить кроссворд или викторину по изученной теме.

3. Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

VII . Подведение итогов, выставление и комментирование оценок

В 16 лет трудно поверить в то, что тебе может угрожать смертельная болезнь. Часто молодым людям кажется, что болеют и умирают одни старики. Но с ВИЧ-инфекцией все обстоит по-другому. СПИД – одна из серьезнейших проблем, с которой сегодня приходится сталкиваться твоим сверстникам во всем мире. Скоро вы отправитесь в самостоятельную жизнь. У вас появятся новые друзья, знакомые, которые будут влиять на решения, которые вы будете принимать. Но в конечном итоге в любой ситуации на кого ложится ответственность за свою жизнь, за здоровье? (На самого человека). Я желаю вам здоровья. Благодарю за оперативную работу.

Учитель: Я думаю, что тема нашего урока заставит вас задуматься. А я попрошу вас улыбнуться мне на прощание, ведь положительные эмоции и хорошее настроение - одно из лучших средств укрепления иммунитета.

Читайте также: