Витаминизированное питье при лихорадке

Обновлено: 13.05.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство здравоохранения Саратовской области

государственного автономного профессионального

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Данная методическая разработка выполнена преподавателем специальных дисциплин высшей квалификационной категории Аркадакского филиала Сорокиной О.В.

Данная разработка предназначена в качестве помощи преподавателю при преподавании предмета.

Внимание обучающихся акцентируется на роли медицинской сестры в обеспечении потребностей пациента. Для оптимальной подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности одновременно с изучением манипуляционной техники используется контекстное обучение сестринского процесса. Такой подход способствует лучшему усвоению знаний и умений обучающихся в области деятельности медицинской сестры, помогает формированию профессионального мышления при овладении сестринскими манипуляциями.

В основной части для обучающихся представлены учебные вопросы занятия, указано оснащение занятия, поставлены цели занятия, а также профессиональные компетенции, которыми должен владеть обучающийся. Для проверки уровня усвоения тем прилагаются тестовые задания, задачи, вопросы.

В современных условиях в российском здравоохранении огромное значение придается методам диагностики состояния пациента. С каждым годом появляется все больше новой высокотехнологичной аппаратуры, методик обследования. Но продолжают оставаться актуальными и такие методы оценки функционального состояния пациента как термометрия. Данные исследования может проводить специалист со средним медицинским образованием. Оценка функционального состояния является неотъемлемой частью диагностики заболеваний, а правильно поставленный диагноз - половина успешного лечения. Поэтому медицинский работник, проводящий исследования, должен выполнять манипуляции строго по алгоритмам.

Большое значение имеет грамотная психологическая подготовка пациента, правильное положение во время проведения исследования, что снизит риск получения неверных результатов.

При соблюдении данных условий, диагностика будет проведена качественно, что позволит качественно оказать медицинские услуги на высоком профессиональном уровне.

В разработке представлены основные алгоритмы: измерения температуры тела, показатели нормы и патологии, а также действия медсестры при выявлении отклонений.

Теоретический материал дополнен рисунками. Для лучшего закрепления информации у обучающихся предлагаются ситуационные задачи и тесты.

Методическая разработка помогает активно овладевать профессиональными знаниями, практическими умениями, навыками, а так же профессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.

Таким образом, данная методическая разработка служит теоретической основой и практическим руководством для выполнения манипуляций, необходимых в практической деятельности среднего медицинского персонала при оценке функционального состояния пациента.

Лихорадка (колебания температуры тела с подъемом свыше 37 °С и падением ниже 36 °С) сопровождает течение многих заболеваний. Она возникает как защитная реакция на инородные клетки или патологические аутоиммунные процессы. Однако чрезмерное повышение или снижение температуры тяжело переносится пациентом и приносит организму больше вреда, чем пользы. Лихорадящим больным требуется постоянное наблюдение и правильный уход на дому либо в специализированном учреждении. Желательно доверить заботу о пациенте специалисту с медицинским образованием, который может определить тяжесть состояния подопечного и точно выполнить рекомендации врача.

Уход за лихорадящими больными

Причины лихорадки

Такое состояние может быть вызвано реакцией:

  • на микробы и вирусы,
  • сыворотку,
  • вакцину,
  • ожоги,
  • продукты распада травмированных тканей,
  • лекарственные препараты,
  • злокачественные новообразования.

Уход за больными в лихорадочном состоянии зависит от вызвавших его факторов. Купирование симптомов дает временный эффект. Чтобы они не возобновлялись, необходимо вылечить основное заболевание.

Стадии лихорадки

Патологический процесс проходит в 3 этапа.

Больной в лихорадочном состоянии помимо физического ухода нуждается в психологической поддержке. Слабость и вынужденное пребывание в постели ограничивают его возможности и интересы, угнетающе воздействуют на психику. Понимающая сиделка сделает все возможное, чтобы пациент не концентрировался на болезни и чувствовал себя бодрее.

Режим питания при лихорадке

Высокая температура или ее резкие скачки сильно истощают организм. Для облегчения лихорадочного состояния больному, помимо ухода, требуется лечебная диета. Основу рациона должен составлять высококалорийные легкоусвояемые продукты:

  • куриный бульон,
  • полужидкие каши,
  • протертые овощи и фрукты.

В период повышения температуры аппетит у больного снижен, в организме накапливаются токсины, поэтому пищу дают часто и маленькими порциями, чтобы не перегружать пищеварительную систему. Количество поваренной соли сокращают, поскольку она провоцирует отеки. Поддерживающая диета ускоряет выздоровление и восполняет силы.

Важно также следить за регулярностью стула. У лежачих больных пищеварение ухудшается и повышается риск запоров. Если в течение 2 дней стул не нормализуется, пациенту делают очистительные клизмы.

Чем опасен коллапс?

При резком снижении температуры до критических значений у лихорадящего больного развивается острая сердечно-сосудистая недостаточность, которую невозможно купировать обычным уходом. В таком случае требуется неотложная медицинская помощь. В зоне риска оказываются пациенты, страдающие крупозной пневмонией, гриппом, малярией. Состояние проявляется:

  • падением артериального давления до 80/50 мм рт. ст. и ниже;
  • тахикардией (более 100 ударов в мин.);
  • обильным потоотделением.

Дыхание становится поверхностным и не насыщает клетки кислородом. Организм не справляется с терморегуляцией, повышается риск переохлаждения.

При появлении признаков острой сердечной недостаточности сиделка должна немедленно сообщить о них врачу и точно выполнять его предписания. Больному вводят препараты для поднятия АД, содержащие кофеин или адреналин. Положение тела меняют так, чтобы ноги были выше головы на 30—40 см. Терморегуляцию нормализуют с помощью грелок или горячего питья. Снижение температуры часто сопровождается позывами к мочеиспусканию, однако в таком состоянии больного недопустимо отпускать в туалет одного. Лучше подать ему судно. После нормализации состояния пациенту желательно заснуть, чтобы восстановить силы.

Какую помощь мы оказываем?

Уход за лихорадящими больными

Наши подопечные получают полноценный уход у себя на дому или на территории одного из пансионатов. У нас есть все необходимое оборудование, чтобы обеспечить пациенту с высокой температурой максимально возможный комфорт. Мы понимаем, как важен для здоровья пациента покой и здоровый сон и создаем необходимые условия для полноценного отдыха. Повара пансионатов готовят разнообразное сбалансированное питание с учетом потребностей постояльцев. Лечебная диета составляется после консультации с врачом.

Наши сотрудники имеют медицинское образование и большой опыт ухода за сложными пациентами. Они умеют правильно поднять больного, аккуратно помыть его и поменять одежду, выполняют различные медицинские манипуляции, знают, на какие симптомы надо обратить особое внимание. В пансионатах постояльцев ежедневно осматривает врач-терапевт и при повышении температуры принимает меры, чтобы избежать осложнений.

Деликатные отзывчивые сиделки помогают пациентам поддерживать гигиену тела, следят за режимом питания и успокаивают их в период обострения болезни. Если вам нужно обеспечить квалифицированный уход за пожилыми родственниками, обратитесь к нашему менеджеру. Он подробно проконсультирует вас по условиям патронажа или заселения в пансионат.

Повышение температуры тела - один из самых частых симптомов инфекционных заболеваний у детей и одна из самых частых причин обращения родителей за помощью к педиатру. Лихорадочные состояния представляют собой самый распространенный повод к применению медикаментозных средств [1, 5].

При измерении температуры тела в подмышечной ямке повышенной обычно считают температуру тела 37,0 °С и выше. Однако следует иметь в виду, что значения 36,0-37,5 °С могут быть признаны нормальными [3, 5]. Нормальная температура тела ребенка колеблется в течение суток в пределах 0,5-1,0 °C, повышаясь к вечеру. Аксиллярная температура ниже ректальной на 0,5-0,6 °C.

Лихорадка - неспецифическая защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, которая приводит к повышению температуры тела.

Повышенная температура тела уменьшает жизнеспособность некоторых патогенных микроорганизмов, усиливает специфический и неспецифический компоненты иммунитета [11]. Однако повышение температуры может играть адаптивную роль только при ее подъеме до определенного предела. При высокой гипертермии (40-41 °С) наблюдается усиление интенсивности обменных процессов. Несмотря на усиление работы дыхательной и сердечнососудистой систем (при подъеме температуры тела на каждый градус выше 37 °С частота дыхания увеличивается на 4 в 1 мин, частота сердечных сокращений (ЧСС) - на 10-20 в 1 мин) возросшая доставка кислорода может не обеспечивать растущих потребностей в нем тканей, что приводит к развитию тканевой гипоксии и нарушению распределения сосудистого тонуса. В первую очередь страдают функции ЦНС, что нередко проявляется развитием судорожного синдрома - фебрильных судорог (особенно у детей раннего возраста, имеющих перинатальное повреждение ЦНС). При гипертермии возможно развитие отека головного мозга, когда состояние ребенка резко ухудшается, наступает угнетение центральной нервной системы [3, 9].

У детей с гипотрофией, дыхательной недостаточностью, а также при поражениях центральной нервной системы неблагоприятные для здоровья последствия могут развиться при сравнительно умеренной степени повышения температуры тела (38,5-39 °С).

Классификация лихорадки

Механизм лихорадки

Повышение температуры тела инфекционного генеза развивается в ответ на воздействие пирогенов вирусной или бактериальной природы и встречается наиболее часто.

В основе лихорадки лежит способность гранулоцитов и макрофагов синтезировать и выделять при активации эндогенные белковые пирогены, интерлейкины (ИЛ-1, ИЛ-6), фактор некроза опухоли (ФНО) и интерфероны. Мишенью для действия эндогенных пирогенов является терморегуляторный центр, осуществляющий регуляцию механизмов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивая тем самым нормальную температуру тела и ее суточные колебания.

ИЛ-1 считается основным инициирующим медиатором в механизме развития лихорадки. Он стимулирует секрецию простогландинов, амилоидов А и Р, С-реактивного белка, гаптоглобина, α1-антитрипсина и церулоплазмина. Под действием ИЛ-1 инициируется продукция Т-лимфоцитами ИЛ-2 и повышается экспрессия клеточных Ig-рецепторов, а также происходит усиление пролиферации В-лимфоцитов и стимуляция секреции антител. Нарушение иммунного гомеостаза при инфекционном воспалении обеспечивает проникновение ИЛ-1 через гематоэнцефалический барьер, где он взаимодействует с рецепторами нейронов центра терморегуляции. При этом активизируется циклооксигеназа (ЦОГ), что приводит к повышению внутриклеточного уровня циклического аденозин-3,5-монофосфата (цАМФ) и изменению внутриклеточного соотношения Na/Ca. Данные процессы лежат в основе изменения чувствительности нейронов и сдвига терморегуляторного баланса в сторону усиления теплопродукции и уменьшения теплоотдачи. Устанавливается новый, более высокий уровень температурного гомеостаза, что приводит к повышению температуры тела.

Клинические варианты лихорадки

Анализируя температурную реакцию, очень важно оценить не только величину ее подъема, продолжительность и суточные колебания, но и сопоставить эти данные с состоянием и самочувствием ребенка, клиническими проявлениями заболевания. Это необходимо для выбора правильной тактики лечебных мероприятий в отношении больного, а также для проведения дальнейшего диагностического поиска.

В первую очередь необходима оценка клинических признаков соответствия процессов теплоотдачи повышенному уровню теплопродукции, т. к. в зависимости от индивидуальных особенностей организма лихорадка даже при одинаковой степени повышения температуры тела у детей может протекать по-разному.

При адекватной реакции ребенка на повышение температуры тела теплоотдача соответствует повышенной теплопродукции, что клинически проявляется нормальным самочувствием, розовой или умеренно гиперемированной окраской кожи, влажной и теплой на ощупь (так называемая "розовая лихорадка"). Тахикардия и учащение дыхания соответствуют уровню температуры тела, ректально-дигитальный градиент не превышает 5-6 °С. Такой вариант лихорадки считается прогностически благоприятным.

Если реакция ребенка на повышение температуры тела неадекватна и теплоотдача существенно меньше теплопродукции, то клинически наблюдаются выраженное нарушение состояния и самочувствия ребенка, озноб, кожа бледная, мраморная, ногтевые ложе и губы с цианотичным оттенком, холодные стопы и ладони (так называемая "бледная лихорадка"). Наблюдается стойкое сохранение гипертермии, чрезмерная тахикардия, одышка, возможны бред, судороги, ректально-дигитальный градиент более 6 °С. Такое течение лихорадки является прогностически неблагоприятным и является прямым показанием для оказания неотложной помощи.

Среди клинических вариантов патологического течения лихорадки выделяют гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем [4]. Риск развития таких состояний особенно высок у детей раннего возраста, а также с отягощенным преморбидным фоном. Чем меньше возраст ребенка, тем опаснее для него быстрый и значительный подъем температуры тела в связи с возможным развитием прогрессирующих метаболических нарушений, отека мозга, нарушением витальных функций. При наличии у ребенка серьезных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем лихорадка может привести к развитию их декомпенсации. У детей с патологией центральной нервной системы (перинатальные энцефалопатии, эпилепсия и др.) на фоне повышенной температуры тела возможно развитие судорог.

Тактика ведения и лечения детей с лихорадкой

Борьба с лихорадкой является одним из важнейших компонентов комплексной терапии основного заболевания. Проводится на фоне этиотропной (антимикробной, противовирусной, антипаразитарной) и посиндромной терапии.

При лихорадочных состояниях у детей проводимые мероприятия должны включать:

Снижение температуры тела не должно быть критическим, необязательно добиваться ее нормальных показателей, достаточно понизить температуру на 1-1,5 °C. Это приводит к улучшению самочувствия ребенка и позволяет лучше перенести лихорадочное состояние.

При "розовой лихорадке" необходимо раздеть ребенка с учетом температуры воздуха в помещении, положить "холод" на крупные сосуды (паховые, подмышечные области), при необходимости - обтереть водой комнатной температуры, что бывает достаточным для снижения температуры тела или значительно снижает объем фармакотерапии. Обтирание холодной водой или водкой не показано, так как может привести к спазму периферических сосудов и уменьшению теплоотдачи.

У детей из группы риска при неблагоприятном течении лихорадки с выраженной интоксикацией, нарушением периферического кровообращения ("бледная лихорадка") жаропонижающие препараты назначают даже при субфебрильной температуре (выше 37,5 °С), при "розовой лихорадке" - при температуре, превышающей 38,0 °С (табл. 1).

Таблица 1. Показания к назначению жаропонижающих средств

Клинический вариант лихорадки Факторы риска развития осложнений лихорадки
Отсутствуют Имеются
"Розовая лихорадка" 38,5 °С 38,0 °С
"Бледная лихорадка" 38,0 °С 37,5 °С

Жаропонижающие средства обязательны, наряду с другими мерами, при гипертермическом синдроме, когда происходит быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем [6, 9].

Необходимо отметить, что лекарственные средства для снижения температуры не должны назначаться курсом, т. к. при этом меняется температурная кривая и резко затрудняется диагностика инфекционных заболеваний. Очередной прием жаропонижающего препарата нужен только при повторном подъеме температуры тела до соответствующего уровня.

Принципы выбора жаропонижающих средств у детей.

Жаропонижающие средства по сравнению с другими лекарственными препаратами наиболее широко используются у детей, поэтому их выбор осуществляется исходя прежде всего из соображений безопасности, а не эффективности. Препаратами выбора при лихорадке у детей согласно рекомендациям ВОЗ [12] являются парацетамол и ибупрофен. Парацетамол и ибупрофен разрешены в Российской Федерации для безрецептурного отпуска и могут назначаться детям с первых месяцев жизни как в стационаре, так и в домашних условиях [8].

Необходимо отметить, что парацетамол обладает жаропонижающим, анальгезирующим и очень слабым противовоспалительным эффектом, т. к. реализует свой механизм преимущественно в центральной нервной системе и не обладает периферическим действием. Ибупрофен (Нурофен для детей, Нурофен) имеет более выраженные жаропонижающий, анальгетический и противовоспалительный эффекты, что определяется его периферическим и центральным механизмом. Кроме того, использование ибупрофена (Нурофен для детей, Нурофен) предпочтительно при наличии у ребенка наряду с лихорадкой болевого синдрома, например, лихорадка и боли в горле при ангине, лихорадка и боль в ушах при отите, лихорадка и боли в суставах при псевдотуберкулезе и др. [7]. Основной проблемой при использовании парацетамола является опасность передозировки и связанного с ней гепатотоксического действия у детей старше 10-12 лет. Это обусловлено особенностями метаболизма парацетамола в печени ребенка и возможностью образования токсических метаболитов препарата [2]. Ибупрофен редко может вызывать нежелательные явления со стороны желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, крайне редко - со стороны почек, изменения клеточного состава крови.

Таблица 2. Рекомендуемые разовые дозы НПВП для лечения лихорадки у детей

Препарат Разовые дозы
Парацетамол 15 мг/кг не более 4 раз в сутки с интервалом не менее 4 часов
Ибупрофен (Нурофен для детей, Нурофен) 5-10 мг/кг 3-4 раза в сутки
Анальгин В составе литической смеси 50% р-р до 1 года: 0,1-0,2 мл/на 10 кг массы тела старше 1 года: 0,1 мл на год жизни*

Назначение Анальгина (метамизола натрия) возможно только в случае непереносимости других жаропонижающих препаратов или при необходимости парентерального введения. Это связано с риском возникновения таких нежелательных реакций, как анафилактический шок, агранулоцитоз (с частотой 1:500 000), длительное коллаптоидное состояние с гипотермией [5].

Следует помнить, что препараты, обладающие сильным противовоспалительным эффектом, более токсичны. Нерационально для снижения температуры тела у детей использовать мощные противовоспалительные препараты - нимесулид, диклофенак, они разрешены только для рецептурного отпуска [5].

Не рекомендуется в качестве жаропонижающего средства для детей ацетилсалициловая кислота, способная при гриппе и других ОРВИ, ветряной оспе вызвать синдром Рея (тяжелую энцефалопатию с печеночной недостаточностью). Не следует использовать амидопирин и фенацетин, исключенные из списка жаропонижающих препаратов из-за высокой токсичности (развитие судорог, нефротоксичность).

При выборе лекарственных препаратов для снижения температуры у детей необходимо учитывать наряду с безопасностью удобство их применения, т. е. наличие детских лекарственных форм (сироп, суспензия), а также стоимость.

Лечебная тактика при различных клинических вариантах лихорадки у детей.

Выбор стартового жаропонижающего препарата, прежде всего, определяется клиническим вариантом лихорадки. Если ребенок хорошо переносит повышение температуры, его самочувствие страдает незначительно, кожа розовая или умеренно гиперемирована, теплая, влажная ("розовая лихорадка"), использование физических методов охлаждения позволяет снизить температуру тела и в ряде случаев избежать фармакотерапии. Когда эффект применения физических методов недостаточен, назначают парацетамол в разовой дозе 15 мг на кг массы тела или ибупрофен в дозе 5-10 мг на кг массы тела на прием внутрь в суспензии (Нурофен для детей) или таблетированной (Нурофен) форме в зависимости от возраста ребенка.

При "бледной лихорадке" жаропонижающие должны использоваться только в комплексе с сосудорасширяющими средствами. Возможно применение Папаверина, Но-шпы, Дибазола. При стойкой гипертермии с нарушением общего состояния, наличием симптомов токсикоза возникает необходимость парентерального введения сосудорасширяющих, жаропонижающих и антигистаминных средств [9]. В таких случаях используют литическую смесь:

Дети с некупирующейся "бледной лихорадкой" должны быть госпитализированы.

Гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем, требует незамедлительного парентерального введения жаропонижающих, сосудорасширяющих, антигистаминных препаратов с последующей госпитализацией и проведением неотложной посиндромной терапии [9, 10].

Таким образом, при лечении ребенка с лихорадкой педиатру следует помнить:

Лихорадка у ребенка представляет собой комплексный процесс, являющийся защитной реакцией организма, которая может оказывать как положительное влияние на течение острого инфекционного процесса, так и негативное воздействие, вызывая различные осложнения.

В ряде случаев под действием различных факторов температура тела повышается, в результате чего может развиться лихорадка. При этом происходит перестройка центров терморегуляции в гипоталамусе на новый уровень функционирования, следствием чего является повышение температуры, и нормальная температура тела воспринимается как очень низкая.

В зависимости от причин возникновения выделяют две основные группы лихорадок [1]:

К неинфекционной лихорадке могут относить повышение температуры при стрессе, гормональных расстройствах, онкологических заболеваниях, приеме некоторых лекарственных препаратов. Кроме того, различают экзогенные и эндогенные пирогены, в результате действия которых происходит компенсаторное повышение температуры тела. К экзогенным пирогенам относятся вещества, выделяемые различными микроорганизмами. Известно, что экзогенные пирогены вызывают лихорадку посредством образования в организме эндогенных пирогенов (например, в некоторых клетках крови).

В течении лихорадочного процесса выделяют три стадии: 1) повышение температуры тела; 2) стояние температуры на высоком уровне; 3) понижение температуры тела. На первой стадии теплообразование преобладает над теплоотдачей. Повышается тонус симпатической нервной системы, следствием чего является усиление окислительных процессов (преимущественно в мышцах), повышение мышечного тонуса (дрожание), активация обмена веществ. Сосуды кожи спазмируются, в результате температура снижается, уменьшаются теплоотдача и потоотделение, что больным воспринимается как ощущение холода, у него возникает желание согреться. Отмечается тахикардия, повышается возбудимость центральной нервной системы (в некоторых случаях возможно развитие бреда, галлюцинаций, кошмарных сновидений, потеря сознания). Порой могут возникать судороги.

Во второй стадии температура тела больше не нарастает. Теплопродукция остается повышенной, но увеличивается и теплоотдача путем расширения сосудов кожи и учащения дыхания, которое становится поверхностным. Кожа гиперемирована, горячая. Больного перестает беспокоить озноб.

При третьей стадии в результате расширения сосудов кожи и увеличения потоотделения понижается теплопродукция и усиливается теплоотдача. Повышается выделение воды и хлоридов натрия с мочой и потом.

По степени повышения температуры выделяют следующие виды лихорадок [2]:

  1. субфебрильная (слабая) – 37,0–37,9°C;
  2. фебрильная (умеренная) – 38,0–39,0°C;
  3. пиретическая (высокая) – 39,1–41,0°C;
  4. гиперпиретическая (чрезмерная) – более 41,0°C.

Известно, что повышение температуры тела стимулирует систему иммунитета и ускоряет метаболические процессы в организме, в результате чего подавляется активность возбудителей инфекции. Но прежде чем будет определена точная причина лихорадки, зачастую необходимо быстро и своевременно (не дожидаясь развития осложнений) снизить температуру тела, тем самым облегчив состояние больного ребенка. Дело в том, что теплоотдача происходит в основном за счет потоотделения, которое вызывает дегидратацию, уменьшение объема циркулирующей крови, нарушение ее минерального состава, потерю ионов хлора. В результате повышается возбудимость мембран, у ребенка могут возникнуть судорожный синдром, сердечно-сосудистая недостаточность (тепловой коллапс).

Непростой выбор

Врач часто стоит перед выбором: снижать высокую температуру или дать возможность организму бороться с инфекцией самостоятельно. Для педиатра существуют строгие указания по этому поводу: согласно рекомендациям ВОЗ (1993), исходно здоровым детям жаропонижающие применяют при температуре не ниже 39,0–39,5°С [5]. Детям групп риска (с хроническими заболеваниями сердца, неврологической патологией, с фебрильными судорогами в анамнезе), а также детям первых 2-х месяцев жизни антипиретики назначают при температуре 38,0–38,5°С. Но необходимо помнить, что назначение жаропонижающих средств оправдано также при лихорадке, сопровождающейся дискомфортом, мышечными и головными болями [6].

Если ребенку решено назначить жаропонижающее средство, то к выбору препарата необходимо подойти рационально: обратить внимание на доказанную эффективность и безопасность, а также удобство приема препарата, то есть наличие детских лекарственных форм. Существует несколько групп препаратов для снижения повышенной температуры тела. Но выбор таких средств у детей ограничен. Например, при ОРЗ применение ацетилсалициловой кислоты (аспирин) запрещено у детей до 14 лет в связи с риском развития синдрома Рея [6]. Также в качестве жаропонижающего препарата первого выбора у детей не желательно применять метамизол натрия (анальгин), который может привести к анафилактическому шоку, агранулоцитозу и длительному коллаптоидному состоянию. Метамизолсодержащие препараты используются только парентерально при ургентных состояниях, например при гипертермическом синдроме.

Следует отметить, что только парацетамол и ибупрофен рекомендуются ВОЗ и национальной программой в качестве жаропонижающих средств у детей [6, 7]. Парацетамол – производное парааминофенола, основным отличием его от препаратов группы НПВС является практически полное отсутствие у него противовоспалительной активности, что объясняется его низким сродством к циклооксигеназе в условиях высокой концентрации перекисей в очаге воспаления; кроме того, он не нарушает активацию нейтрофилов. Жаропонижающее действие данного препарата проявляется за счет ингибирования циклооксигеназы в головном мозге, где содержится мало перекисей [8]. Парацетамол не влияет на дыхательную систему, не нарушает водноэлектролитного и кислотно-щелочного равновесия, не вызывает раздражения слизистой оболочки ЖКТ, не влияет на свертываемость крови [9].

Ибупрофен является производным пропионовой кислоты, обратимым неселективным ингибитором циклооксигеназы. По силе своего противовоспалительного, обезболивающего и жаропонижающего действия он сходен с аспирином, но переносится пациентами лучше. Интервал между терапевтической и токсической дозой у ибупрофена самый широкий [9]. При передозировке ибупрофена отсутствует развитие необратимых изменений внутренних органов [8, 10].

Надо отметить, что эффект от применения парацетамола проявляется быстро, но его действие кратковременно. Ибупрофен начинает действовать позже, но эффект проявляется более длительно. Комбинированный жаропонижающий препарат Ибуклин содержит два действующих вещества: парацетамол и ибупрофен. Преимущество препарата Ибуклин перед другими жаропонижающими монопрепаратами заключается в том, что взаимодополняющая комбинация компонентов более эффективна: происходит быстрое снижение температуры на длительное время, а кроме того, оказывается противовоспалительное действие и устраняется боль (головная боль, боль в мышцах на фоне ОРЗ).

В результате проведенного исследования сотрудниками кафедры общей врачебной практики лечебного факультета ММА им. И.М. Сеченова (2005) установлено, что применение препарата Ибуклин позволяет эффективнее уменьшить температурную реакцию и улучшить общее состояние пациентов, чем монотерапия парацетамолом или ибупрофеном.

детей с 3 лет выпускается Ибуклин (ибупрофен – 100 мг, парацетамол – 125 мг) в виде диспергируемых таблеток с фруктовомятным ароматом. Ибуклин (100/125) принимают внутрь, предварительно растворив таблетку в 5 мл воды (в упаковке имеется удобная ложечка для приготовления суспензии).

Детям с 12 лет и взрослым назначается Ибуклин в таблетках, покрытых оболочкой. Одна таблетка содержит 400 мг ибупрофена и 325 мг парацетамола (табл.).

Соблюдение вышеуказанных алгоритмов по снижению высокой температуры тела у детей, а также применение высокоэффективного комбинированного препарата Ибуклин в рекомендуемых дозах поможет своевременно облегчить состояние маленького пациента и избежать нежелательных осложнений.

Таблица
Форма выпуска и способы применения препарата Ибуклин*

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

для преподавателей и студентов

Автор: Шушпан Н.В.

Методическая разработка содержит:

Методическая разработка содержит:

  • Обоснование темы практического занятия
  • Цели занятия
  • Схема интегративных связей
  • Этапы планирования
  • Задание на самоподготовку
  • Учебная карта самостоятельной работы на занятии
  • Контролирующая программа по теме
  • Итоговый контроль (тесты, задачи)
  • Список литературы

Тип занятия: Практическое

Место: Доклинический кабинет сестринского дела

Обоснование темы: У здорового человека температура тела в течение суток колеблется в очень небольших пределах и не превышает 37 градусов Цельсия. Такое постоянство обеспечивается благодаря сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи. Образование тепла происходит в результате окислительных процессов в мышцах и внутренних органах. Чем выше интенсивность обменных процессов ,тем больше теплопродукция. У человека постоянная температура поддерживается вследствие нейрогуморальной регуляции отдачи тепла кожей и внутренними органами в окружающую среду. Теплоотдача может осуществляться путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения.

При недостаточной выработке тепла в организме, как и при его охлаждении рефлекторно происходит сужение сосудов, и уменьшается отдача тепла. Кожа становится сухой и холодной ,иногда появляется озноб, что способствует некоторому увеличению теплопродукции скелетными мышцами. При избытке тепла и перегревании организма наблюдается рефлекторное расширение сосудов кожи, увеличивается кровоснабжение кожи и соответственно увеличивается отдача тепла проведением и излучением. Если и этих механизмов недостаточно- то резко усиливается потоотделение.

Нарушение механизмов терморегуляции в результате различных внутренних и внешних причин может привести к снижению или повышению температуры тела. Необходимо уметь правильно пользоваться медицинским термометром, уметь применить сестринский процесс при измерении температуры тела пациенту, уметь отличить физиологический подъем температуры тела от патологического. Необходимо уметь осуществить сестринский процесс при лихорадке; провести обработку термометров и средств ухода в соответствии с правидами санитарно-эпидемического режима.

после изучения темы студент должен знать:

  • механизмы теплообразования и теплоотдачи
  • колебания температуры тела в течение дня, в зависимости от возраста и условий окружающей среды
  • понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадок
  • возможные проблемы пациента, связанные с нарушением терморегуляции
  • сестринские вмешательства, связанные с нарушением терморегуляции

после изучения темы студент должен уметь :

  • оказать помощь пациенту с высокой температурой тела

после изучения темы студент должен иметь навыки:

  • измерения температуры тела в подмышечной впадине и полости рта пациента
  • регистрации данных измерения температуры тела в температурном листе
  • обработки и хранения термометров

Занятие должно способствовать формированию логического и клинического мышления, умения обобщать материал на основании внутрипредметных и межпредметных связей, стимулировать активную познавательную деятельность, стремление самостоятельно расширять профессиональные знания.

Способствовать формированию интереса к профессии, усвоению знаний, профессиональных и нравственных качеств медработника.

Читайте также: