Закупки по вич инфекции

Обновлено: 26.04.2024

Методические рекомендации "Организация работ по сбору информации о случаях ВИЧ-инфекции и СПИДа"

Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа" N 4687-RU в рамках подготовки нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИДа и сопутствующих заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2005 года N 251 "О создании Рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИДа и сопутствующих заболеваний") при участии ФГУН ЦНИИЭ, Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Роспотребнадзора (Н.Н.Ладная, В.В.Покровский, Е.В.Буравцова).

Обоснование

В России сбор информации о ВИЧ-инфекции начал осуществляться согласно инструкции Минздрава СССР N 04/05 от 02.02.87 и приказа Минздрава СССР N 690 от 05.09.88.

В Российской Федерации разработана Министерством здравоохранения и продолжает функционировать более 20 лет, с 1987 года, оригинальная система эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией, которая характеризуется:

единым систематическим сбором данных о всех случаях ВИЧ-инфекции, СПИДа, обследованиях на ВИЧ, изменении клинического состояния пациентов и исходов ВИЧ-инфекции во всех регионах Российской Федерации;

массовым тестированием на ВИЧ и активным выявлением ВИЧ-инфицированных при обязательном и добровольном тестировании населения, учитывающем степень риска заражения;

обязательным проведением эпидемиологического расследования каждого случая ВИЧ-инфекции (для выявления факторов риска заражения и проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий).

Единая система учета всех серологических исследований на антитела к ВИЧ и всех серопозитивных к ВИЧ действует в системе центров СПИДа и центров Роспотребнадзора. Информация по ВИЧ-инфекции поступает в территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом, территориальные органы и на федеральный уровень Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, департаменты здравоохранения субъектов Федерации, Росстат, отдел статистики Минздравсоцразвития России, Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом, профильная информация поступает в Научно-практический центр профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей и Центр противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией Минздравсоцразвития России.

Основные суммарные данные о серологических исследованиях на антитела к ВИЧ и инфицированных ВИЧ регистрировались в 2006 году в виде отчетных форм федерального государственного статистического наблюдения:

сведения о контингентах больных ВИЧ-инфекцией по форме N 61, утвержденной постановлением Росстата от 11.11.2005.

ежемесячный отчет "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" по форме N 2, утвержденной постановлением Росстата от 18.11.2005 N 84.

Специализированная информация об инфицированных ВИЧ, получающих помощь в специализированных медицинских организациях, включена в отчетные формы, к которым относятся: форма N 11 "Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами", постановлением Госкомстата России от 29.06.99 N 49 (информация по ВИЧ содержится в таблице 3000), форма N 13 "Сведения о прерывании беременности", утвержденная постановлением Госкомстата России от 29.06.99 N 49, форма N 32 "Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам", утвержденная постановлением Госкомстата России от 29.06.99 N 49.

Таким образом, на протяжении последних 20 лет, в течение которых ведется эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией, изменились характеристики развития эпидемии ВИЧ-инфекции, некоторые механизмы осуществления эпиднадзора за ВИЧ-инфекцией, статус и названия учреждений, принимающих в нем участие, а соответственно, имеется чрезвычайно высокая потребность в обновлении и совершенствовании отчетно-учетных форм.

Целью данного документа является обновление рекомендаций по сбору информации о ВИЧ-инфекции для повышения эффективности эпиднадзора за ВИЧ-инфекцией в России и наиболее оптимального использования ресурсов здравоохранения.

Порядок информации о тестированных на антитела к ВИЧ, выявленном серопозитивном, ВИЧ-инфицированном и больном СПИДом

1. При проведении исследований на антитела к ВИЧ ЛПУ направляют в лаборатории, осуществляющие диагностику ВИЧ-инфекции, вместе с образцом крови "Направление на исследование образца крови на ВИЧ-инфекцию в иммуноферментном анализе" по утвержденной форме.

2. При получении отрицательного результата исследования сыворотки крови в иммуноферментном анализе (ИФА) лаборатории, осуществляющие диагностику ВИЧ-инфекции, передают результаты исследования в ЛПУ - отправитель сыворотки.

3. При получении положительного результата исследования на антитела к ВИЧ в ИФА или иммуноблоте учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, выявившие положительный результат, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность в Российской Федерации, направляют сыворотку и "Направление на исследование образца крови на ВИЧ-инфекцию в реакции иммунного блота" для дальнейшего исследования в референс-лабораторию соответствующего центра по профилактике и борьбе со СПИДом или соответствующую референс-лабораторию диагностики ВИЧ-инфекции министерств и ведомств.

4. Референс-лаборатория центра по профилактике и борьбе со СПИДом направляет информацию о результатах исследования на антитела к ВИЧ в учреждение - отправитель сыворотки. Положительный или неопределенный результат тестирования на ВИЧ сообщается руководителю ЛПУ или назначенному руководителем заведующему отделением ЛПУ, направившему сыворотку крови, при строгом соблюдении врачебной тайны. Даются рекомендации по дальнейшему наблюдению обследуемого и направлению его для верификации диагноза, консультирования и обследования в соответствующий центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

5. При каждом новом выявленном случае положительного результата исследования на антитела к ВИЧ в иммуноблоте:

5.1. территориальным центром по профилактике и борьбе со СПИДом направляется "Донесение о случае ВИЧ-инфекции" по форме 266/у в Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом и соответствующий окружной центр по профилактике и борьбе со СПИДом в срок не более 30 дней;

5.2. ЛПУ, выявившие положительный результат исследования на ВИЧ, направляет форму первичной документации по учету инфекционных и паразитарных заболеваний N 058/у в сроки, установленные приказами Минздравсоцразвития России в территориальные отделы управлений Роспотребнадзора в городах, районах (округах) городов, районах (сельских) или при их отсутствии непосредственно в управления Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации;

5.3. ведомственные референс-лаборатории диагностики ВИЧ-инфекции направляют результат исследования по форме 266/у в соответствующий территориальный центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

6. "Донесение о случае ВИЧ-инфекции" по форме 266/у повторно предоставляется в Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом и соответствующий окружной центр по профилактике и борьбе со СПИДом в случае:

6.1.1. установления причин заражения ВИЧ-инфицированного;

6.1.2. установления диагноза СПИД;

6.1.3. установления смерти ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом;

6.1.4. смены места жительства пациента;

6.1.5. снятия диагноза ВИЧ-инфекции.

Передача донесений осуществляется в срок не позднее 30 дней после получения данных об изменении состояния пациента.

7. В системе центров СПИДа в связи с длительным течением ВИЧ-инфекции для адекватного планирования медицинских вмешательств и во избежание дублирования информации учет случаев ВИЧ-инфекции осуществляется по месту постоянной регистрации инфицированного, наряду с регистрацией по месту выявления инфекционного заболевания в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Центры СПИДа, выявившие ВИЧ-инфекцию у иногородних жителей Российской Федерации, обязаны в 2-дневный срок передать информацию о выявленном серопозитивном в территориальный центр по профилактике и борьбе со СПИДом по месту постоянной регистрации.

8. Учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, имеющие лаборатории, проводящие исследования на ВИЧ независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность в Российской Федерации, представляют месячную форму N 4 "Сведения о результатах исследования крови на антитела к ВИЧ" федерального государственного статистического наблюдения территориальному центру по профилактике и борьбе со СПИДом субъекта Федерации, на территории которого находится лаборатория.

9. Территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом предоставляют сводные месячные и годовые отчеты о всех проведенных обследованиях в субъекте Федерации по форме N 4 "Сведения о результатах исследования крови на антитела к ВИЧ" в орган управления здравоохранением субъекта Федерации и Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

10. Окружные центры по профилактике и борьбе со СПИДом предоставляют месячную и годовую форму N 4 "Сведения о результатах исследования крови на антитела к ВИЧ" о работе референс-лаборатории окружного центра СПИДа в Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

11. Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом предоставляет годовой отчет в целом по России и в разрезе субъектов Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

13. Сведения о детях, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, направляются в соответствии с утвержденными формами N 309/у, N 310/у и N 311/у в Научно-практический центр профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей.

14. Карты персонального учета на больного туберкулезом, сочетанным с ВИЧ-инфекцией, по форме N 263/у-ТВ направляются в Центр противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией Минздравсоцразвития России.

15. В случае выявления внутрибольничного случая передачи ВИЧ-инфекции в Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом направляется копия карты эпидрасследования по данному случаю ВИЧ-инфекции. Копия карты эпидрасследования предоставляется в следующих случаях:

при инфицировании реципиентов от доноров крови, других биологических жидкостей, органов и тканей;

при передаче вируса при использовании нестерильного медицинского инструментария от пациента к пациенту, от пациента к медицинскому работнику и от медицинского работника к пациенту.

16. Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом осуществляет сбор информации по ВИЧ-инфекции в РФ, ведет регистр случаев ВИЧ-инфекции и обеспечивает организационно-методическое руководство и контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью учета случаев ВИЧ-инфекции и результатов тестирования на антитела к ВИЧ на территории субъектов Российской Федерации.

17. Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом по результатам работы готовит ежемесячный и годовой отчеты по ВИЧ-инфекции в целом по России и в разрезе субъектов Российской Федерации. Предоставляет ежемесячные отчеты не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца и годовой отчет не позднее 5 апреля следующего за отчетным года в Минздравсоцразвития России, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Росстат, окружные и территориальные центры СПИДа всех субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления сведений о диагнозе ВИЧ-инфекции по запросам учреждений и частных лиц

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

При оформлении документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, связанную с ВИЧ-инфекцией, и других медицинских документов специальные печати или штампы учреждения, организации используются без указания его профиля.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При необходимости депортации в случаях положительных результатов освидетельствования иностранцев территориальные центры СПИДа или центры Роспотребнадзора ставят в известность руководителей заинтересованных организаций и учреждений, соответствующие консульства или посольства.

Порядок представления информации на административной территории определяется приказом местных органов здравоохранения, в котором предусмотрены мероприятия по обеспечению сохранения врачебной тайны при передаче информации.

Академик РАН Вадим Покровский

Академик РАН Вадим Покровский

— Вадим Валентинович, в обществе есть два взгляда на проблему, связанную с распространением ВИЧ в России. Одни люди считают, что наши показатели ниже, чем в Европе и США, поэтому бить тревогу не из-за чего. Другие говорят о неблагоприятной ситуации и даже эпидемии. В России сейчас наблюдается эпидемия СПИДа?

— Глобальное распространение ВИЧ в мире, то есть пандемия, продолжается, в 2020 году заразились порядка 1,5 миллионов человек. Пока не остановилось распространение ВИЧ и в России. Хотя число впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции в нашей стране снизилось, но общее число зараженных ВИЧ россиян продолжает расти, так как ВИЧ-инфекция остается неизлечимым заболеванием. Пока мы не научимся полностью вылечивать эту болезнь, число людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), может начать снижаться только в том случае, если число умерших будет больше числа заразившихся за тот же период. В 2020 году ВИЧ-инфекцию обнаружили у 72 023 россиян, а умерли за год — 32 208, то есть общее число ЛЖВ выросло на 40 тыс. С начала обнаружения первого случая в 1987 году и по сентябрь 2021 года ВИЧ-инфекция была диагностирована у 1 546 017 россиян, из которых, по имеющимся данным, умерли 413 930. Это значит, что мы имеем сведения о 1 132 087 россиянах с диагностированной ВИЧ-инфекцией. Она может 10 и более лет протекать бессимптомно, поэтому существуют еще разные математические методы оценки числа ЛЖВ, у которых ВИЧ-инфекция пока не диагностирована. Это еще как минимум 300 тыс. человек.

Старший научный сотрудник лаборатории, кандидат медицинских наук Вадим Покровский (справа) и младший научный сотрудник Алексей Плецитный отвечают на анонимные звонки в ЦНИИ эпидемиологии, 1 июня 1987 года

Старший научный сотрудник лаборатории, кандидат медицинских наук Вадим Покровский (справа) и младший научный сотрудник Алексей Плецитный отвечают на анонимные звонки в ЦНИИ эпидемиологии, 1 июня 1987 года

Роман Подэрни/ТАСС

— Есть мнение, что количество инфицированных ВИЧ в системе Роспотребнадзора завышается за счет тотального учета каждого лабораторного теста, которые могут дублироваться. Действительно ли это так? Есть ли подобные прецеденты?

— А учитываются ли анонимные исследования?

— Ведь люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ), могут часто делать повторные анализы анонимно с целью проверить результаты предыдущих тестов?

— Они так и делают, иногда пять раз и больше. Например, в 2020 году было сообщено о 88 154 положительных результатах обследования на антитела к ВИЧ. А после корректировки в базу данных ЦНИИЭ были внесены только 72 023 ВИЧ-позитивных россиянина.

— Но Минздрав ведь дает еще меньшие цифры. Почему?

— Это и есть так называемые невидимки?

— Да. Минздрав сообщил, что в конце 2020 года в России жило 842 333 ВИЧ-инфицированных, а по данным нашего центра — 1 104 768. Не обращаются за медицинской помощью не только люди социально неадаптированные, но и те, кто боится огласки. Если переезжают в другой регион, то тоже не спешат встать на учет.

— Их число в отдельных регионах доходит до 20% от всех зараженных. И они представляют серьезную проблему, так как могут не соблюдать противоэпидемические рекомендации. Кроме того, они попадают в медицинские учреждения в поздних стадиях ВИЧ-инфекции, когда лечение малоэффективно. Именно эта группа ЛЖВ обусловливает большое число смертей от СПИДа в России.

— Действительно ли охват тестированием на ВИЧ в России на порядок выше, чем в Европе?

— В 2020 году было сделано 35 409 873 анализов на определение антител к ВИЧ. И эти цифры действительно впечатляют, даже учитывая, что из-за коронавирусной эпидемии они снизились, и что беременные обследуются три раза в год, а доноры — до пяти раз. Однако есть один важный фактор. В Европе на ВИЧ тестируют преимущественно представителей уязвимых контингентов: наркопотребителей, мужчин, имеющих секс с мужчинами и т.п. А в России массовое тестирование обеспечивается в основном тотальным обследованием граждан, обращающихся за медицинской помощью, в то время как объемы обследований представителей уязвимых групп низки.

— Получается, что мы совсем не тестируем группы риска?

— Тестируем, но мало. По нашим данным получается, что в 2020 году 65% новых случаев заражения происходили при половых контактах между женщинами и мужчинами, то есть при гетеросексуальных, но мы знаем, что уровень передачи из-за употребления наркотиков и при гомосексуальных контактах также не снижается. Европейская практика тестирования выявляет меньше ВИЧ-позитивных представителей гетеросексуального населения с низким риском заражения, а российская -— меньше ЛЖВ из числа уязвимых групп с высоким риском заражения. Очевидно, что и тот, и другой подход нуждаются в корректировке.

— Согласно некоторым данным, молодые люди в возрасте до 20 лет в РФ вдвое реже заражаются ВИЧ, чем в Европе (1,3% против 2,3%). Это так?

— Действительно ли сложная ситуация в Кемеровской и Иркутских областях? Ведь если сравнить эти регионы с Сан-Франциско или Вашингтоном, то там зараженных больше?

— Вряд ли стоит сравнивать металлургов из Кузбасса с населением Сан-Франциско, — города, который занимает первое место в мире по числу проживающих там представителей ЛГБТ-сообщества (от 10% до 15,4% населения). Или с Вашингтоном, 50% населения которого – афроамериканцы, которые больше, чем все другие этнические группы США, страдают от ВИЧ-инфекции. Хотя они представляют только 12,1% населения США, к ним принадлежит 40% всех ЛЖВ. А в Кузбассе высокая распространенность ВИЧ связана с тем, что там еще в начале 2000-х этот вирус распространился среди потребителей наркотиков, от которых потом стали заражаться их гетеросексуальные половые партнеры.

В Кемерово с ВИЧ живет 1,9% горожан, а во всей Кемеровской области даже больше — 1,99% населения, в то время как в штате Калифорния, где расположен Сан-Франциско, — не более 0,4%. Всего же в США по расчетам Центров по контролю за заболеваемостью США (СDС) проживает 1,2 миллиона ВИЧ-позитивных граждан, что близко к российским абсолютным цифрам. Но надо учитывать, что население США приближается к 330 миллионам человек. То есть у нас по отношению к общему числу населения больных ВИЧ-инфекцией больше.

— Правда ли, что число смертей среди людей с ВИЧ в США почти в два раза больше, чем число умерших больных с ВИЧ-инфекцией в России?

— Может быть нам стоит перенимать опыт США?

— Правда ли, что распространенность ВИЧ-инфекции в Москве в 1,5 раза ниже, чем в среднем по России?

— В период с 2017-го по 2020-й год, по данным официальной статистики Минздрава, число новых случаев ВИЧ-инфекции уверенно снижается — с 86 тысяч человек в 2017 году до 60 тысяч человек в 2020 году. Действительно ли это так?

— Да, снижение действительно отмечено, но в 2020 году оно могло быть связано с уменьшением охвата населения тестированием на 12,7%. Особенно уменьшилось тестирование уязвимых групп населения. Да и 60 тыс. новых случаев — это все еще очень много, те же США насчитали только 35 тыс.

— Некоторые СМИ упрекают Вас и ваш центр в завышении количества зараженных ВИЧ. Дескать, это нужно вам для получения международных грантов. У вас есть международные гранты?

— Нет. Скорее наоборот: в течение последних пяти лет мы по особому заданию правительства РФ оказываем безвозмездную помощь пяти странам ближнего зарубежья, что значительно увеличило объем нашей работы.

— Во многих странах сейчас идет разработка вакцины от ВИЧ. Но об успехе пока никто не сообщал. Есть ли какие-то альтернативы вакцинированию?

— То есть здоровым людям предлагается таблетка, которая по сути защищает их от ВИЧ?

— Действительно, пить таблетки, а тем более пить их горстями, со временем надоедает.

— Поэтому дальнейшим ходом развития этого направления стала разработка пролонгированных препаратов для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции. В настоящее время уже разрешены к применению препараты, которые после однократной инъекции обеспечивают лечебный и профилактический эффект в течение 2 месяцев. Опубликованы также сведения о разработке таблетированных препаратов, однократный прием которых будет обеспечивать до 6 месяцев защиты от заражения ВИЧ. То есть близится эра, когда одна таблетка будет полгода защищать от ВИЧ. Однако результаты клинического использования таких препаратов пока еще не опубликованы.

— А что слышно о разработке антительных препаратов от ВИЧ?

— Этот метод называется пассивной иммунизацией, примером которой является введение больным той или иной инфекцией, например, коронавирусной, сывороток крови людей, ранее переболевших этим заболеванием. Уже давно для этой цели используются специально полученные сыворотки животных, которым многократно вводился тот или иной возбудитель (гипериммунные сыворотки). Раньше считалось, что антитела слабо защищают от ВИЧ, однако в последние годы удалось выявить особые, высокоспецифичные и очень активные. В настоящее время существуют способы производить большое количество таких высокоспецифичных антител к ВИЧ, которые можно вводить в организм больных для лечения или же в организм неинфицированных ВИЧ для их долговременной защиты от заражения. Однако эти антитела постепенно разрушаются.

— Но можно же сделать препарат, который бы обеспечивал постепенное высвобождение этих антител?

— Есть, например, клетки опухолей, которые можно соединить с В-лимфоцитом и заставить продуцировать необходимые нам антитела. Но, разумеется, прежде чем пытаться вводить людям такие клеточные конструкции, называемые гибридомами, надо быть полностью уверенными в их безвредности.

Другой подход — пересадка стволовых клеток, которые будут превращаться в В-лимфоциты, продуцирующие необходимые нам антитела.

Есть еще идея брать стволовые клетки человека, трансформировать их в невосприимчивую к заражения ВИЧ форму, например, удалив рецептор, к которому прикрепляется ВИЧ, и затем пересаживать назад, благодаря чему можно будет лечить ВИЧ-инфицированных и предупреждать заражение.

— И эти разработки уже близки к внедрению?

— Эти и другие подходы сейчас находятся на разных стадиях разработки, некоторые дошли до клинических испытаний, но говорить о том, что все они будут внедрены в практику в течении ближайших пяти лет, пока рано. Вероятно, что такие препараты первое время будут весьма дороги, поэтому неизбежно возникнет и проблема их приобретения.

Так как у нас нет прицельного государственного финансирования научных исследований по ВИЧ/СПИД, то придется тратить средства на приобретение новых препаратов за рубежом. Сейчас, например, львиная доля средств на закупку лекарств для лечения ВИЧ-инфекции уходит на закупку относительно небольшого количества современных импортных лекарств, но большая часть российских ЛЖВ все еще получает препараты, представляющие собой копии зарубежных препаратов. Понятно, что мы обязаны найти способ поддержать отечественных разработчиков и производителей новых лекарств в нашей стране.



В текстах этих документов исключается любое упоминание Федеральной службы исполнения наказаний. Теперь Минздрав будет централизовано закупать антивирусные препараты и диагностические средства только для федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, подведомственных Минздраву, ФМБА и Роспотребнадзору, а также для медучрежений субъектов Федерации.

Министерству финансов поручено осуществить перераспределение Федеральной службе исполнения наказаний бюджетных ассигнований от Министерства здравоохранения в объеме, предусмотренном Минздраву на 2019 г. и плановый период на закупку для федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний.

Минюст еще в 2016 г. предлагал вынести закупки антивирусных препаратов для нужд ФСИН из общей системы. Это необходимо, по мнению ведомства, для решения проблемы вопросов поставки антивирусных лекарственных препаратов для нужд ФСИН России, а также снижения рисков несвоевременного обеспечения препаратами учреждений ФСИН.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2019 г.

Стоит отметить, что с 2017 г. Минздрав начал проводить централизованные закупки лекарств от ВИЧ и гепатитов. До этого срока министерство закупало лекарства для медучреждений, подведомственных Минздраву, ФМБА, Роспотребнадзора и ФСИН, а с 2017 г. были добавлены закупки для регионов.

Как говорится в материалах Минздрава к итоговой коллегии 2017 г., благодаря централизованным закупкам Минздраву удалось уменьшить стоимость лечения одного пациента с ВИЧ со 160 тыс. руб. до 84 тыс. руб.

Экономия позволила увеличить охват лечением с 39,5 до 46%.В 2017 г. заключено 76 контрактов на поставку антивирусных препаратов в количестве 44 МНН, 19 видов диагностических средств. На эти цели потрачено 21,64 млрд руб.

от 27 декабря 2012 года N 1438

О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также о реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С *

(с изменениями на 29 декабря 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2020 года N 868
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

* Наименование в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. - См. предыдущую редакцию.

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

абзац утратил силу с 4 марта 2014 года - постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года - см. предыдущую редакцию;

абзац дополнительно включен с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года; утратил силу с 10 февраля 2017 года - постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 146. - См. предыдущую редакцию;

2. Установить, что Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет закупки для федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также антивирусных препаратов для профилактики и лечения указанных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке и в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим постановлением.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1743. - См. предыдущую редакцию)

3. Финансовое обеспечение закупок антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период, путем предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов:

на финансовое обеспечение закупок антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С;

на реализацию мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. - См. предыдущую редакцию)

4. Признать утратившими силу:

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2012 года N 1438

Правила финансового обеспечения закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С

(с изменениями на 29 декабря 2018 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета закупок для федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также антивирусных препаратов для профилактики и лечения указанных лиц (далее соответственно - диагностические средства, антивирусные препараты).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1743. - См. предыдущую редакцию)

2. Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и федеральные государственные учреждения, оказывающие медицинскую помощь, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации, не позднее 1 февраля текущего года представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявки на поставку диагностических средств и антивирусных препаратов, предусмотренных перечнем закупаемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также антивирусных препаратов для профилактики и лечения указанных лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1438, по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1743. - См. предыдущую редакцию)

3. Министерство здравоохранения Российской Федерации рассматривает в установленном им порядке представленные в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил заявки, утверждает объемы поставок диагностических средств и антивирусных препаратов и направляет сведения об утвержденных объемах в федеральные государственные учреждения, оказывающие медицинскую помощь, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации, в Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1743. - См. предыдущую редакцию)

4. Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с утвержденными объемами поставок диагностических средств и антивирусных препаратов осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещение заказов на поставку диагностических средств и антивирусных препаратов и заключает государственные контракты на их поставку.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2012 года N 1438

Правила передачи диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С

(с изменениями на 29 декабря 2018 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия передачи федеральным государственным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также антивирусных препаратов для профилактики и лечения указанных лиц (далее соответственно - диагностические средства, антивирусные препараты), финансовое обеспечение закупок которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1743. - См. предыдущую редакцию)

2. В соответствии с государственными контрактами на поставку диагностических средств и антивирусных препаратов, заключенными Министерством здравоохранения Российской Федерации с организациями, осуществляющими такую поставку (далее - организации-поставщики), диагностические средства и антивирусные препараты поставляются в федеральные государственные учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - учреждения-получатели).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1743. - См. предыдущую редакцию)

3. Учреждения-получатели при получении диагностических средств и антивирусных препаратов от организаций-поставщиков:

а) принимают их на хранение, подписывают в 3 экземплярах документы, предусмотренные государственными контрактами, подтверждающие поставку диагностических средств и антивирусных препаратов (далее - документы), и 2 экземпляра документов передают организации-поставщику;

б) в течение 5 рабочих дней со дня подписания документов направляют их копии, заверенные подписью ответственного лица и печатью учреждения-получателя, соответственно в Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1743. - См. предыдущую редакцию)

4. Организации-поставщики представляют документы в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

5. Министерство здравоохранения Российской Федерации:

а) со дня получения документов принимает на учет диагностические средства и антивирусные препараты;

б) в течение 14 рабочих дней со дня получения документов издает распорядительный акт о передаче диагностических средств и антивирусных препаратов федеральным государственным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации, распорядительный акт о передаче диагностических средств и антивирусных препаратов Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1743. - См. предыдущую редакцию)

6. Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в течение 10 рабочих дней со дня получения от Министерства здравоохранения Российской Федерации соответствующего распорядительного акта принимают диагностические средства и антивирусные препараты на учет, после чего осуществляют в установленном порядке передачу диагностических средств и антивирусных препаратов подведомственным учреждениям-получателям.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1743. - См. предыдущую редакцию)

7. Учреждения-получатели в течение 2 рабочих дней со дня получения от Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека документов принимают диагностические средства и антивирусные препараты на учет.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1743. - См. предыдущую редакцию)

8. Контроль за передачей и использованием диагностических средств и антивирусных препаратов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2012 года N 1438

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с финансовым обеспечением закупок диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С

____________________________________________________________________
Утратили силу с 4 марта 2014 года -
постановление Правительства Российской Федерации
от 1 марта 2014 года N 163, распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2014 года. - См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2012 года N 1438

Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение закупок антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C

(с изменениями на 19 октября 2016 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение закупок антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C (далее - межбюджетные трансферты).

2. Межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству здравоохранения Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Читайте также: