Значение и просвещение в вопросах профилактики вич спид

Обновлено: 25.04.2024

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а также эти вопросы решаются на уровне правительства и Государственной Думы. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества.

Работники сферы образования также понимают необходимость перехода человечества к новому стилю социального поведения, во многом противоречащего жизненному опыту предшествующих поколений, они наблюдают ухудшение состояния здоровья школьников и изменение отношения учащихся к собственному здоровью и окружающей среде.

Скриннинг - тестирование ребят, а также изучение данных диспансеризации с 1 по 11 класс выявило негативные тенденции: ухудшение состояния опорно-двигательного аппарата, ухудшение зрения, рост числа желудочно-кишечных заболеваний (гастриты), жалоб на утомляемость, головные боли и т.п. Анализ работы столовой, психологической и медицинской служб, режима дня ребят, показали необходимость усиления работы по здоровьесбережению, формированию основ здорового образа жизни.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

На уроке в школе присутствуют оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Педагоги школы заботятся об организации качественного обучения, развития и воспитания школьников без ущерба для физического и духовного здоровья детей, качественного полноценного питания учащихся, активного вовлечения самих участников учебно-воспитательного процесса в здоровьесбережение через самопознание, самооценку и самокоррекцию, создают условия совместной деятельности служб психологической, педагогической и медицинской.

На фоне эпидемического подъема ВИЧ-инфекции, отсутствия эффективных средств специфического лечения и профилактики (вакцины против ВИЧ) основным средством борьбы с эпидемией остается профилактическая деятельность в приоритетных группах риска. Она реализуется через обучающие программы, направленные на подростков (учащихся старших классов школ, колледжей, лицеев и гимназий, студентов ВУЗов); учителей-валеологов, биологов, психологов, социальных работников; родителей; работников медицинских учреждений

Учитывая тенденцию ВИЧ-инфекции к омолаживанию и частоту пораженности этой группы, работе с молодежью уделяется особое внимание.

В Астраханской области Областным СПИД-центром изучалась модель сексуального поведения подростков, обучающихся в школах и средних медицинских учебных заведениях. Проведенные исследования позволили разработать образовательные программы по профилактике ВИЧ-инфекции для данной возрастной группы, в которые были включены вопросы заболеваний, передающихся половым путем, анатомо-физиологические особенности мужской и женской половой сферы, психология мужчины и женщины, психология сексуальности, ценности семьи и брака, вопросы безопасного секса. Эти программы в Центре по профилактике и борьбе со СПИД реализуются через постоянно действующие семинары для учащихся. С этой целью областной СПИД-центр организует выездные занятия в школах, лицеях, колледжах, ВУЗах, а также постоянно проводятся семинары на базе Центра. Найдена оптимальная форма работы с молодежью: это работа в малых группах с разделением учащихся по половому признаку, привлечение к этой работе учителей, классных руководителей

Обучающий процесс проходит в несколько этапов. На первом этапе с юношами и девушками в разных аудиториях параллельно работают врачи Центра, давая им информацию на тему "Современные аспекты ВИЧ- инфекции", уделяя особое внимание эпидемиологической ситуации, путям передачи и средствам защиты. Затем начинается второй этап обучения (этап вовлечения молодежи в обсуждение проблемы), когда после усвоенной информации подросткам предлагают провести круглый стол с последующим обсуждением вопросов, которые возникли в ходе принятия и осмысления информации. Возможен выпуск газет, санитарных бюллетеней, реклам

На третьем этапе проводится анонимное анкетирование для изучения социально-поведенческих и психологических характеристик учащихся с последующим анализом и получения информации для формирования образовательных программ с новым содержанием.

Основной принцип профилактики ВИЧ/СПИДа, наркомании, венерических заболеваний, как болезней поведения – изменение поведения человека на более безопасное, сформировать социальную терпимость и сострадание к жертвам СПИДа. Это под силу только всему обществу, при непосредственном участии различных государственных структур. Решающая роль в этой работе принадлежит органам образования всех уровней. Применяемые в настоящее время формы и методы профилактики следующие: лекция, беседа, самостоятельное изучение, использование аудио-визуальных средств, использование наглядных пособий, обсуждение в группах (дискуссии, мозговые штурмы), обмен мнениями, впечатлениями, обучение практикой действия: ролевые игры, игровые ситуации, практические занятия, выступление в роли обучающего, информационная кампания по ВИЧ/СПИДу, посещение спортивных школ, стадионов, тренажерных залов.

Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

ВложениеРазмер
konspekt_klassnogo_chasa_profilaktika_vich-infektsii.docx 103.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок классных часов среди

Методическая разработка классного часа

Тараканова Анна Васильевна

МАОУ Бутурлинская средняя

имени В.И. Казакова

ул. Школьная, д. 2

Сегодня, несмотря на то, что человечество живет в условиях пандемии, то есть эпидемии мирового масштаба, уже третье десятилетие, несмотря на то, что в мире ежегодно публикуется о ВИЧ-инфекции/СПИДе около миллиона статей и книг, а радио и телевидение постоянно распространяют информацию о его опасности, заболевание СПИДом по-прежнему окутано пеленой мифов и гипотез, а молодые люди продолжают им заражаться и умирать… Поэтому следует знать картину распространения этого страшного заболевания. [1]

Цель: повысить уровень информированности у учащихся по проблеме ВИЧ – инфекции, формирование здорового жизненного стиля.

- дать достоверную информацию о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, о путях передачи ВИЧ, о стадиях заболевания;

- формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием, о возможности предотвращения инфицирования;

- вызвать интерес к проблеме.

Классный час разработан для обучающихся 10-11 классов.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

- Скажите, пожалуйста, когда отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- Этот день служит напоминанием о необходимости остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа.

- Что является Международным символом борьбы со СПИДом? (Ответы детей)

- 1 декабря проводится акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом. Цель акции - привлечение внимания к проблеме ВИЧ/СПИДа, информирование молодежи о степени опасности заражения и мерах предосторожности, развитие толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ (Слайд 3).

После того, как участники прочитали свои определения, социальный педагог подводит итоги и делает выводы (Слайд 5).

Социальный педагог (выводы):

Как передается и как не передается СПИД (Слайд 6).

- Ребята, середину 1981 года принято считать началом глобальной эпидемии СПИДа. Многочисленные случаи заболевания были констатированы среди определенных групп населения, а именно: наркоманов, использующих внутривенное введение наркотиков; людей, страдающих гемофилией и получающих терапию препаратами, полученными из крови доноров; людей, получивших донорскую кровь; новорожденных детей от матерей из какой-либо группы риска; сексуальных партнеров лиц, заболевших СПИДом.

Отсюда последовали закономерные выводы, что новое заболевание заразно, следовательно, имеется инфекционный агент и существует как минимум три пути передачи инфекции от человека человеку: через кровь, половой, от ВИЧ – положительной матери ребенку.

Другие передачи возбудителя – через воздух, воду, пищу – исключаются.

ВИЧ не передается:

  • при рукопожатиях;
  • при объятиях;
  • при использовании питьевыми фонтанчиками;
  • через посуду и столовые приборы;
  • через пищевые продукты;
  • через постельное и нательное белье;
  • через деньги;
  • через игрушки и предметы домашнего и школьного обихода;
  • через дверные ручки, поручни в транспорте, перила, спортивные снаряды;
  • при посещении бани, душа, при купании в бассейне;
  • при играх с домашними животными;
  • при уходе за больными.

Однако нужно помнить, что в тех случаях, когда при уходе за ВИЧ-инфицированным следует обязательно пользоваться средствами индивидуальной защиты (например, резиновые перчатки), потому что на коже рук могут быть трещины или ссадины, через которые ВИЧ способен попасть в организм человека, ухаживающего за больным.

ВИЧ также не может передаваться воздушно-капельным путем.

При трансмиссивном пути передачи (перенос ВИЧ клещами, комарами, вшами, клопами и другими) роль насекомых как переносчиков возбудителя не подтверждается. [3]

Разложить карточки на две группы: высокий риск, риска нет.

После того, как участники разместили карточки, социальный педагог подводит итоги и делает выводы о путях заражения ВИЧ/СПИДом.

Стадии заболевания ВИЧ-инфекции (Слайд 8).

Как и при любой другой инфекции, после заражения ВИЧ следует инкубационный (скрытый) период. Он может колебаться от 2-4 недель до несколько месяцев. Инкубационный период при классическом течении ВИЧ-инфекции завершается острой первичной инфекцией.

Продолжительность клинических проявлений острой ВИЧ-инфекции варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев. Обычно она составляет 2 – 3 недели.

После стихания первичных проявлений в большинстве случаев наступает период стабилизации. Этот период может длиться несколько лет. Заболевший может и не знать о скрытой инфекционной болезни. Самочувствие обычно не нарушено. Но ВИЧ-инфицированные заразны для здоровых людей. В этот период отмечается медленное, постепенное снижение иммунитета. Затем наступает стадия вторичных проявлений. На фоне нарастающего иммунодефицита появляются вторичные заболевания.

ВИЧ/СПИД – это одна из важнейших проблем здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения).

После изготовления коллажа социальный педагог конструктивно проводит обсуждение работы.

Важно отметить, что такое творческое задание не только помогает мотивировать здоровый образ жизни, но и позволяет сплотить коллектив воспитанников, которые совместными усилиями преодолевают трудности.

Профилактика ВИЧ-инфекции (Слайд 10).

Для того чтобы оградить себя от ВИЧ-инфекции, вполне достаточно следовать общепринятым нормам гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, учитывая специфику распространения ВИЧ-инфекции. Необходимо перекрыть все пути возможного попадания ВИЧ в организм:

- во-первых, во время половых актов необходимо использовать средства контрацепции;

- во-вторых, необходимо полностью исключить использование нестерильных шприцев, что преимущественно касается шприцевых наркоманов.

Молодые люди должны знать, что лучший способ избежать ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний - иметь отношения с единственным здоровым партнером. Необходимо избегать половых контактов с малознакомыми людьми, с людьми, вводящими наркотики внутривенно.

Если хочешь быть здоровым, помни:

- среди больных СПИДом наркоманы составляют 81,1%;

-заразиться ВИЧ-инфекцией можно при использовании не
стерильных игл и шприцев, при использовании наркоманами одного и
того же шприца многими лицами;

-наркотики угрожают твоему здоровью, повышают риск
заражения ВИЧ-инфекцией;

-на сегодняшний день 75% случаев заражения ВИЧ происходит
при половом контакте;

- опасность заражения повышается с увеличением числа партнеров;

- идеальный случай - сохранение верности одному партнёру;

- алкоголь и наркотики снижают критическую оценку, что может послужить причиной вашего рискованного поведения;

- ежедневно от СПИДа умирает 8 тысяч человек;

- при желании каждый человек может пройти анонимное обследование. [5]

Проводится диагностика эффективности проведения системы профилактической работы с обучающимися (Приложение №2). [6]

Итоги классного часа.

Рефлексия (Слайд 11).

- Ребята, классный час подходит к концу. Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ваше здоровье и ваша жизнь. Всего доброго!

[1] Леви Д. Э. ВИЧ и патогенез СПИДА / Д. Э. Леви; пер. 3-го изд. с англ. Е. А. Монастырской; под ред. Г. А. Игнатьевой. - Москва: Научный мир, 2010. - 734 с.

[2] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

[3] 3. Бочаров Е.Ф., О профилактике ВИЧ-инфицированности, Медицинская газета, №4 февраль 2001г.

[4] Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа: Учебно-методическое пособие для учителей образовательных учреждений /Быков А.А., Худякова Е.Н., Бочкарева Т.И., Шокурова Н.В. Самара: СИПКРО, 2002

[6] Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конкурсная программа для классных руководителей "Самый классный классный"

Театрализованный конкурс для педагогов с шуточными и серьезными заданиями.

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател.


Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя".


Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу.


Родительское собрание в 5 классе на тему “Родителям о ВИЧ-инфекции/СПИДе”

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.


Родительское собрание в 5 классе на тему “Родителям о ВИЧ-инфекции/СПИДе”

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.


Родительское собрание в 5 классе на тему “Родителям о ВИЧ-инфекции/СПИДе”

Форма проведения родительского собрания ознакомит родителей с информацией о болезни СПИД,сформирует у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Появление в современной истории цивилизаций вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) стало вызовом науке, обществу, мировой системе здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество лиц, инфицированных ВИЧ во всем мире составляет 11-13 млн. и продолжает постоянно увеличиваться.

Стремительный рост наркомании, полового пути инфицирования, поражение ВИЧ молодых людей, инфицирование детей от матерей, низкая эффективность лечебных и отсутствие специфических средств профилактики ставят данную патологию на одно из первых мест в актуальности на современном периоде развития человечества. Очевидна катастрофическая нехватка адекватной информации о заболевании среди населения. Большинство молодых людей знают о ВИЧ только то, что слышали от друзей и из интернета. Недостаток понимания приводит к дальнейшему распространению инфекции и дискриминации людей, живущих с ВИЧ.

В связи с этим актуальной социальной проблемой современности является борьба с распространением СПИДа. Наиболее эффективно профилактическая работа с подростками и молодежью осуществляется через их непосредственное участие в тренингах, тематических беседах, где у них есть возможность открыто задавать волнующие вопросы и получать честные и достоверные ответы.

ВложениеРазмер
Как не допустить беды 48.04 КБ

Предварительный просмотр:

Материал подготовила социальный педагог

Шевченко Галина Юрьевна

Обоснование курса лекций

Актуальность. Появление в современной истории цивилизаций вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) стало вызовом науке, обществу, мировой системе здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество лиц, инфицированных ВИЧ во всем мире составляет 11-13 млн. и продолжает постоянно увеличиваться.

Стремительный рост наркомании, полового пути инфицирования, поражение ВИЧ молодых людей, инфицирование детей от матерей, низкая эффективность лечебных и отсутствие специфических средств профилактики ставят данную патологию на одно из первых мест в актуальности на современном периоде развития человечества. Очевидна катастрофическая нехватка адекватной информации о заболевании среди населения. Большинство молодых людей знают о ВИЧ только то, что слышали от друзей и из интернета. Недостаток понимания приводит к дальнейшему распространению инфекции и дискриминации людей, живущих с ВИЧ.

В связи с этим актуальной социальной проблемой современности является борьба с распространением СПИДа. Наиболее эффективно профилактическая работа с подростками и молодежью осуществляется через их непосредственное участие в тренингах, тематических беседах, где у них есть возможность открыто задавать волнующие вопросы и получать честные и достоверные ответы.

Научная обоснованность. Вопросам профилактики и борьбы с заражением ВИЧ-инфекцией /СПИДом посвящены работы, затрагивающие различные аспекты этой проблемы. Так, исследованиями вирусной природы инфекции занимались как зарубежные ученые, в частности, Л. Монтанье, Р.К. Галло, Д. Чин, М. Эссекс, Т. Куинн, так и отечественные – В.В.Покровский, Р.М. Хаитов, Р.В. Петров, М.В. Жданов и др. Социальные и правовые аспекты проблемы рассматривались в трудах Н.Г. Андреевой, И.М. Баженова, Т.А. Бестимирова, А.И. Воробьева, А.И. Долговой, и др.

Тем не менее, проблемы правовой, социальной и медицинской защиты общества в целом и каждого гражданина в отдельности от заражения ВИЧ-инфекцией /СПИДом остаются актуальными и в настоящее время.

Новизна – использование одной из самых эффективных форм работы – подача информации нетрадиционными методами, используя в своей работе уже много лет широкий спектр технологий, являющихся важным условием эффективности профилактической работы. Наиболее важными из них являются следующие: использование видеоматериалов, технология, направленная на формирование у подростков эффективных копинг – стратегий, анализ тематических ситуаций, информационные и игровые технологии.

Цель курса лекций: предоставить достоверную информацию по проблеме ВИЧ/СПИДа, развить у учащихся навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией.

Задачи курса лекций: определить уровень знаний школьников по изучаемой теме (методом анкетирования); предоставить достоверную информацию по данному вопросу; актуализировать мыслительную деятельность учащихся и закрепить полученные знания с помощью антинаркотических технологий; повысить ответственность за свое здоровье и научить учащихся способам избегания заражения ВИЧ-инфекцией.

Возраст детей. Лекции ориентированы на работу с подростками 15-18 лет.

Формы и методы проведения: лекции , видеофильмы, беседы, тренинговые упражнения, ситуативные игры.

Подростки должны знать современные сведения о путях заражения ВИЧ о безопасности учебы и бытового общения с ВИЧ-инфицированными людьми, клинике, лечении и профилактики ВИЧ-инфекции.

Учащиеся должны уметь защитить себя от заражения ВИЧ-инфекцией и грамотно отвечать на вопросы своих сверстников.

Выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, осознание личной ответственности за свое поведение и выбор жизненного пути.

Педагог просит каждого учащегося анонимно написать на листочке один самый главный вопрос, на который он/она хотели бы получить ответ на занятиях по профилактике СПИДа (для большей свободы выражения мыслей – заполнение анонимное). Затем педагог анализирует все карточки, группирует по тематике и прикрепляет к ватману (доске), чтобы при изложении материала на следующем занятии учесть все заданные вопросы.

Учащимся раздается анкета по выявлению уровня начальных знаний, которую педагог предлагает тут же заполнить и сдать.

На Ваш взгляд существует ли в нашем городе проблема ВИЧ/СПИДа?

СПИД – это то же самое, что и ВИЧ?

СПИД вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

ВИЧ/СПИДом болеют только люди?

ВИЧ передается через кровь, половые жидкости?

Можно ли заразиться ВИЧ при употреблении наркотиков внутривенно?

Можно ли заразиться ВИЧ при поцелуях?

Может ли ВИЧ передаваться при половых контактах?

Может ли ВИЧ-инфицированная мама родить здорового ребенка?

Можно ли заразиться, обнимая ВИЧ-инфицированного человека?

ВИЧ-инфекцией можно заразиться, если больной чихает или кашляет на тебя?

Находиться в одном классе, аудитории с ВИЧ-инфицированным ребенком вполне безопасно?

Можно заразиться, если останавливать кровь ВИЧ-

инфицированного человека без соответствующей защиты рук?

ВИЧ-инфицированные люди внешне выглядят так же, как здоровые люди?

ВИЧ-инфицированный человек может передавать ВИЧ на протяжении всей жизни?

ВИЧ-инфекция снижает способность организма сопротивляться другим инфекциям и болезням?

Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек инфицирован ВИЧ?

Если результат обследования на ВИЧ положительный будет ли он сохраняться на протяжении всей

Сразу ли после опасного контакта и возможного инфицирования тест на ВИЧ будет положительный?

Имеет ли право одноклассник, сокурсник отказаться от учебы вместе с ВИЧ-инфицированным школьником, студентом?

Далее педагог собирает анкеты, анализирует их и при изложении материала на следующем занятии делает акцент на те моменты, на которые даны неправильные ответы.

Цель: знакомство с понятием СПИД, ВИЧ, путями распространения.

Задачи: объяснить подросткам обозначение терминов ВИЧ и СПИД, условий протекания ВИЧ-инфекции, особенностей и длительность течения ВИЧ/СПИДа, ознакомить со статистикой распространения ВИЧ-инфекции в мире, России, области, городе.

Анализ на ВИЧ-инфекцию – поиск в крови антител к вирусу иммунодефицита человека. На каждый вирус организм человека вырабатывает строго определенные антитела, поэтому обнаружение в крови антител к ВИЧ свидетельствует о наличии у человека ВИЧ-инфекции.

В период появления в крови антител к ВИЧ около половины ВИЧ-инфицированных отмечают наличие признаков болезни. У большинства больных в этот период увеличиваются лимфатические узлы, повышается температура тела до 38°-39°С. Могут быть боли в горле, в животе, тошнота, рвота, расстройства стула, появление сыпи на коже. Обычно острая ВИЧ-инфекция продолжается 1-2 недели, но иногда ее длительность увеличивается до 6 недель. У значительного числа ВИЧ-инфицированных период после заражения до появления антител протекает без заметных проявлений болезни.

Сокращение СПИД обозначает синдром (ряд симптомов, указывающих на наличие болезни) приобретенного (передающегося от одного человека к другому) имунного (относящегося к иммунной системе, которая обеспечивает защиту от патогенных микроорганизмов) дефицита (отсутствие ответа со стороны иммунной системы на присутствие патогенных микроорганизмов). СПИД появляется тогда, когда вирус уже разрушил иммунную систему, в результате чего развиваются инфекции и раковые опухоли, ведущие к смерти.

Пути передачи ВИЧ - инфекции

Как и все другие вирусы человека, ВИЧ способен размножаться только путем заражения чувствительных клеток организма. Заразиться ВИЧ можно только от другого человека.

У людей, инфицированных ВИЧ, в крови, сперме, выделениях влагалища и грудном молоке содержится большое количество вируса. Если эти жидкости попадают в организм здорового человека, то может произойти заражение ВИЧ. Это может произойти во время половых контактов без использования презервативов, при пользовании общей иглой, шприцем или другими материалами для внутривенного введения наркотиков или при переливании зараженной крови. Вирус может передаться от беременной женщины к ее будущему ребенку внутриутробно, а также при кормлении ребенка грудью.

В кале, моче, слезах, поте и рвотных массах ВИЧ также присутствует, но в настолько малом количестве, что опасности заражения нет. Опасность заражения существует только тогда, когда в этих выделениях есть кровь.

ВИЧ не передается при прикосновении, рукопожатии, массаже, поцелуе, при совместном использовании постельного белья, питье из одного стакана. Нельзя заразиться через сиденье унитаза, при кашле, чихании или через укус комара.

Возможности профилактики ВИЧ

Профилактические мены распространения ВИЧ-инфекции связаны, в первую очередь, с прерыванием путей передачи инфекции. Такими способами можно считать:

  • Использование барьерных контрацептивов (презервативов) при сексуальных контактах,
  • Использование специально обработанных препаратов крови или ее компонентов при переливании и хирургических операциях,
  • Применение только стерильного инъекционного или хирургического инструментария для введения каких-либо препаратов, прокалывания ушей, нанесения татуировок и других манипуляций, при которых могут быть повреждены кожные или слизистые покровы.

Согласно действующему в Российской Федерации законодательству, ВИЧ-инфицированные больные имеют все гражданские права и все права на получение любого вида медицинской помощи. Они не должны ограничиваться в гражданских правах. Инфицированные ВИЧ-инфекцией могут жить полноценной жизнью, соблюдая определенные меры предосторожности.

По данным ООН, на земле насчитывается более 36 млн. зараженных ВИЧ. Каждый день в мире появляется 7400 новых ВИЧ-инфицированных, а 5500 человек умирают от заболеваний, вызванных СПИДом.


ВИЧ-инфекция — это хроническое инфекционное заболевание, которое провоцирует вирус иммунодефицита человека, поражающий клетки иммунной системы. При отсутствии лечения приводит к синдрому приобретённого иммунодефицита (СПИД).

Вирус иммунодефицита человека принадлежит семейству ретровирусов. Впервые информация о болезни появилась в 1970-х годах. Сам вирус был выделен в 1983 году.

ВИЧ-инфекция — распространенное вирусное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. В 2004–2005 годах на планете официально насчитывалось около 40 млн ВИЧ-инфицированных, из которых 98% составляли взрослые.

К 2011 году эта цифра увеличилась практически в 1,9 раза и, что особенно огорчает, неуклонно растет количество маленьких пациентов с ВИЧ-инфекцией.

В естественных условиях ВИЧ в высушенном состоянии сохраняет активность на протяжении нескольких часов, в биологических жидкостях — несколько дней, в замороженной сыворотке крови — несколько лет.

При нагревании до 70–80 градусов вирус гибнет через 10 минут, при обработке 70% раствором этилового спирта инактивируется через одну минуту. Также чувствителен к 0,5% раствору гипохлорита натрия, 6% раствору перекиси водорода, 5% раствору лизола, эфира или ацетона.

Пути заражения инфекцией:

  • половой контакт — распространенный путь инфицирования ВИЧ. При сопутствующих заболеваниях, передающихся половым путем, риск передачи ВИЧ увеличивается.
    Половые инфекции часто протекают с нарушением целостности слизистой половых органов (язв, пузырьков, эрозий, трещин), что является дополнительным фактором риска передачи вируса. ВИЧ-инфекция может передаваться при всех видах сексуальных контактов. Особенно высок риск передачи при анальном сексе, т.к. существует риск травмирования слизистой прямой кишки и прямого контакта с кровью.
  • гемотрансфузионный путь (при переливании крови и ее компонентов, а также среди наркоманов при использовании нестерильных шприцев или игл).
    В настоящее время на долю гемотрансфузионного пути заражения ВИЧ приходится наибольшее количество случаев.
  • трансплацентарный путь (от матери ребенку при беременности, при лактации).

Кто входит в группы риска инфицирования ВИЧ?

  • наркоманы;
  • лица, ведущие беспорядочную половую жизнь;
  • лица, практикующие секс без предохранения;
  • лица, практикующие анальный секс;
  • лица, страдающие заболеваниями, передающимися половым путем;
  • пациенты, нуждающиеся в гемодиализе, переливании крови;
  • медицинские специалисты, контактирующие с ВИЧ-инфицированными;
  • дети ВИЧ-инфицированных матерей.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) является внутриклеточным паразитом. Он отдаёт предпочтение иммунным клеткам. Разрушение этих клеток ведёт к иммунодефициту.

Инфекция распространяется очень быстро и вызывает острую нехватку иммунитета, который, в свою очередь, провоцирует злокачественные новообразования, другие инфекции и вторичные заболевания. Иммунная система ослабевает до такой степени, что становится неспособной противостоять болезням и инфекциям, атакующим организм.

Вследствие ухудшения состояния здоровья человека, ему ставят диагноз СПИД. СПИД является конечной стадией ВИЧ-инфекции. Продолжительность течения ВИЧ-инфекции колеблется от нескольких месяцев до 15–20 лет.


В течении болезни выделяют 3 стадии:

  1. острая инфекция;
  2. латентный период;
  3. терминальная стадия (СПИД).

Примерно через 3–6 недель с момента заражения наступает острая лихорадочная фаза. Эта фаза происходит не у всех, примерно у 50–70% инфицированных. У остальных больных после инкубационного периода наступает бессимптомная фаза.

Острая лихорадочная фаза (острая инфекция) проявляется следующими симптомами:

  • лихорадка. Температура тела повышается до 37,5 градусов;
  • боли в горле;
  • лимфоузлы в подмышках, в паху и на шее увеличиваются, образуя припухлость;
  • боли в области головы и глаз;
  • снижение массы тела;
  • снижение аппетита, сонливость;
  • рвота, тошнота, диарея;
  • кожные высыпания.

Острая фаза длится до нескольких недель, далее её сменяет бессимптомная фаза.

При бессимптомной фазе клинические проявления болезни могут отсутствовать. Примерно у 50% ВИЧ-инфицированных эта стадия может длиться до 10 лет.

Последняя стадия — терминальная (СПИД). Длительность данной стадии 1–2 года. Масса тела больного уменьшается больше чем на 10% по отношению к исходной. Развиваются присоединяющиеся инфекции.

Как долго может прожить человек, у которого выявили ВИЧ-инфекцию?

Продолжительность жизни человека после заражения ВИЧ при отсутствии лечения составляет примерно 10-12 лет, отдельные ВИЧ-инфицированные лица живут более 20 лет. На современном этапе прием антиретровирусных препаратов останавливает размножение вируса, что приводит к восстановлению иммунитета, предотвращению развития или регрессу вторичных заболеваний, сохранению или восстановлению трудоспособности пациента и продлению его жизни.

Чем отличаются ВИЧ и СПИД?

ВИЧ-инфекция – это хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению вплоть до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), которое и приводит ВИЧ-инфицированного к быстрой гибели.

Можно ли вылечить ВИЧ?

К сожалению, в настоящее время нет ни одного примера об излечении от ВИЧ-инфекции. Постоянное использование химиопрепаратов, обозначаемое как "антиретровирусная терапия", позволяет останавливать размножение вируса, что приводит к сохранению трудоспособности и продлению жизни.

Можно ли заразиться ВИЧ во время драки?

ВИЧ-инфекция передается через кровь. Возможен риск передачи при попадании крови зараженного ВИЧ – инфекцией человека на поврежденную кожу, слизистые оболочки.

Можно ли заразиться ВИЧ в быту, в школе, на работе?

Заражение ВИЧ при бытовых контактах (при рукопожатиях, пользовании общей посудой, предметами быта, бассейном, туалетом, транспортом, совместном приеме пищи, а также при укусах насекомых) не происходит.

На детских площадках иногда появляются использованные шприцы. Если ребенок взял шприц, укололся им. Как быть?

В городе Екатеринбурге первичная медицинская помощь пациентам, пострадавшим в бытовых аварийных ситуациях, связанных с риском инфицирования ВИЧ-инфекцией, оказывается в травматологических пунктах муниципальных учреждений здравоохранения, они работают круглосуточно, включая выходные и праздничные дни.

Пациенту, травмированному колющим инструментом, загрязненным кровью, необходимо как можно быстрее обратиться за медицинской помощью. Медицинские работники травматологического пункта пациента осмотрят, обработают место повреждения, при наличии показаний проведут профилактику столбняка. Врач определит степень риска инфицирования и примет решение о назначении антиретровирусных препаратов (АРВП). Антиретровирусную профилактику ВИЧ-инфекции надо начинать как можно раньше, позднее 72 часов (трое суток) проводить профилактику бесполезно.

Врач должен получить у пациента или законного представителя несовершеннолетнего лица информированное согласие на медицинское вмешательство; далее он выдает препарат, разъясняет дозировку, схему приема; в обязательном порядке направляет пациента для дальнейшего наблюдения к врачу-инфекционисту в Свердловский областной центр СПИДа (г. Екатеринбург, ул. Ясная, дом №46), в ближайший рабочий день.

Кроме ВИЧ-инфекции с кровью возможна передача так называемых гемоконтактных гепатитов – вирусных гепатитов В и С. Пациентам надо знать о проведенных им ранее профилактических прививках против гепатита В. Прививки указаны в сертификате или в личной медицинской книжке работника декретированных профессий. В том случае, если пострадавший не привит или нет сведений о прививках, врач даст рекомендацию о проведении профилактической прививки против гепатита В в поликлинике по месту жительства.

Помните, что при обращении за медицинской помощью необходимо обязательно иметь паспорт и полис медицинского страхования и желательно иметь сертификат профилактических прививок. Предмет, вызвавший травму, с собой приносить не надо.

Возможно ли заразиться ВИЧ, когда сдаешь кровь в поликлинике, лечишь зубы у стоматолога, во время операции?

Такой механизм передачи возможен, это искусственный механизм передачи при инвазивных вмешательствах в лечебно-профилактических учреждениях. В ЛПУ предпринимаются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, включающие дезинфекцию и стерилизацию медицинского инструментария и оборудования, применение одноразового инструментария. Медицинскими работниками проводится профилактика внутрибольничного инфицирования ВИЧ-инфекцией.

Обязательно ли сдавать кровь на ВИЧ?

Обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию подлежат:

Доноры крови, плазмы крови, спермы и других биологических жидкостей, тканей и органов, а также беременные в случае забора абортной и плацентарной крови для производства биологических препаратов при каждом взятии донорского материала;

Медицинский персонал, занятый непосредственно диагностикой, лечением и обслуживанием лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, имеющий с ними непосредственный контакт;

Медицинские работники в стационарах хирургического профиля;

Лица, проходящие военную службу, поступающие на военную службу по призыву и по контракту, поступающие в военные учебные заведения;

Иностранные граждане и лица без гражданства при обращении за получением разрешения на гражданство, на работу, при въезде на территорию России на срок более 3 месяцев.

В иных случаях граждане Российской Федерации проходят освидетельствование добровольно, давая информированное добровольное согласие.

Зачем знать свой ВИЧ-статус, если я уверен в партнере и никогда не принимал наркотики?

Оба половых партнера должны знать свой ВИЧ-статус. Передача вируса от человека возможна на любой стадии заболевания, в том числе и в инкубационный период, который длится 2-3 недели, но может затягиваться до 3-8 месяцев. В этом периоде антитела к ВИЧ у инфицированного человека не обнаруживаются, в связи с чем возрастает риск передачи от него инфекции, в том числе при переливании крови. Ваш половой партнер мог и не знать о своем заболевании, вот почему надо быть уверенным в своем здоровье и партнера…

Можно ли изолировать всех ВИЧ-инфицированных и лечить в одном месте?

А существует ли ВИЧ?

Да, существует. ВИЧ относится к подсемейству лентивирусов семейства ретровирусов. Существует два типа вируса: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. ВИЧ-1 является наиболее распространенным типом возбудителя, распространение которого носит пандемический характер, ВИЧ-2 встречается преимущественно в странах, где население говорит на португальском языке. ВИЧ-1 и ВИЧ-2 некогда приобретены человеком у двух разных видов обезьян, однако современные случаи заражения человека от обезьян не зафиксированы, поэтому единственным источником ВИЧ считаются ВИЧ-инфицированные люди. Считается, что однажды ВИЧ-инфицированный человек остается источником ВИЧ пожизненно, случаи спонтанной санации от возбудителя не документированы. Передача вируса от человека возможна на любой стадии заболевания, в том числе в инкубационном периоде.

Откуда взялся ВИЧ?

Глобальная эпидемия (пандемия) ВИЧ в мире развивается более 30 лет. Интенсивная международная миграция различных групп населения привела к заносу ВИЧ из зон первоначального распространения (Африка) практически во все страны мира. Тремя наиболее пораженными ВИЧ регионами в мире являются Африка к югу от Сахары, страны Карибского бассейна и регион Восточной Европы и Центральной Азии.

Что делать, если порвался презерватив?

Если порвался презерватив, необходимо экстренно провести обработку половых органов дезинфицирующими препаратами, при наличии риска ВИЧ-инфицирования у партнера в прошлом (употребление наркотиков, психотропных средств, большого количества половых партнеров) необходимо срочно обратиться в ОЦ СПИД, в не рабочее (ночное) время - в травм.пункты города для проведения экстренной профилактики ВИЧ-инфекции. Антиретровирусную профилактику ВИЧ-инфекции надо начинать как можно раньше, позднее 72 часов (трое суток) проводить профилактику бесполезно.

Где можно обследоваться на ВИЧ?

Обследование на ВИЧ-инфекцию можно пройти бесплатно в муниципальных учреждениях здравоохранения. Перечень учреждений, адреса, часы работы можно узнать здесь .

Сколько стоит обследование на ВИЧ?

Обследование на ВИЧ-инфекцию можно пройти бесплатно в муниципальных учреждениях здравоохранения. Перечень учреждений, адреса, часы работы можно узнать здесь .

Если я не знаю статус полового партнера, не защищаюсь во время секса, как быстро я могу достоверно узнать свой ВИЧ-статус?

Перечень муниципальных учреждений, где можно пройти бесплатное освидетельствование на ВИЧ-инфекцию, адреса, часы работы можно узнат ь здесь.

Как убедить партнера сдать анализ на ВИЧ?

В последние десятилетия ВИЧ выявляется не только у лиц из групп риска (лица, употребляющие наркотики, гомосексуалисты, лица, практикующие коммерческий секс), но и у социально адаптированных людей. Также произошла смена преимущественных путей передачи – если 10-15 лет назад ВИЧ основным путем передачи был парентеральный (через общие инструменты для инъекций наркотиков, и т.д.), то в настоящее время преобладает половой путь передачи (гетеросексуальный). Необходима полная информированность партнера, что такое ВИЧ/СПИД, и что это хроническое инфекционное заболевание представляет реальную угрозу для здоровья и жизни как самого человека, так и его близких.

Читайте также: