Биология 10 класс вирусы технологическая карта урока

Обновлено: 13.05.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме :

(линия Н.И. Сонина).

Соответствует учебник: Захаров Б.Д. Мамонтов В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных

учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2014.

Неклеточные формы жизни: вирусы

Предметные: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении вирусов и их роли в природе и жизни человека; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма

Метапредметные: содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать интерес к учению через ИКТ

Личностные: содействовать воспитанию у учащихся толерантности, бережного отношения к своему здоровью

Познакомить учащихся с историей открытия вирусов, их строением, многообразием, особенностями жизнедеятельности;

Рассмотреть основные вирусные заболевания человека, животных и растений;

Ознакомить с особенностями применения полученных знаний при решении конкретных ситуаций.

Вовлечь учащихся в коллективную мыслительную деятельность;

Формировать представления о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, формировать культуру здорового образа жизни и ответственное отношение к своему здоровью;

Совершенствовать навыки общения.

Совершенствовать умения работы с использованием информационно-коммуникативных технологий;

Развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

Развивать умение выступать и защищать свою точку зрения;

Развивать познавательный интерес к своему здоровью и окружающей жизни.

Основное содержание темы

Вирусы – неклеточная форма жизни, их строение и размножение. Вирусы как возбудители болезней. Жизненный цикл бактериофага. ВИЧ. СПИД. ГРИПП.

формирование познавательных интересов;

осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;

формирование личностного отношения к изучению материала.

Общеучебные: умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с различными источниками информации

Логические : поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки

Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, умение находить общее решение

Ученик должен знать: строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий

Ученик должен уметь: пользоваться терминологией, объяснять причины заболевания СПИДОМ и других вирусных заболеваний, использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний

Организация образовательного пространства

гигиена человека, информатика,

Информационный материал: информационные тексты, таблицы, рисунки учебника, видеофрагменты.

Интерактивный материал: Мультимедийные приложения.

Раздаточный материал: таблица суждений , тесты, рабочий лист.

Этап урока и время

1. Организационный этап.(1 мин.)

Мотивирование к активной деятельности. (3 мин.)

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

Существуют ли неклеточные формы жизни?

Подготовка к работе, ознакомление с темой урока и формами учебной деятельности на уроке. Учащиеся берут пазлы разных цветов. В классе они занимают места согласно выбранной форме , тем самым произвольно формируются три группы.

Во время блиц – беседы ученики задают вопросы ученику, сидящему на стуле в центре класса, о прокариотах и эукариотах, клеточной теории.

Учащиеся высказывают предположения.

целеполагание, планирование, способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

учебное сотрудничество с преподавателем и одноклассниками.

Познавательные: развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией.

2. Актуализация знаний обучающихся

Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения? О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке?

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Какой проблемный вопрос можно поставить? Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Определите правильность своего суждения о вирусах. Для этого заполните первую часть таблицы Приложения № 1.

Вирусы – неклеточная форма жизни, их строение и размножение. Вирусы как возбудители болезней. Жизненный цикл бактериофага. ВИЧ. СПИД.

Термины и понятия

Вирус. Бактериофаг. ДНК. РНК. Капсид. Ретровирусы. ВИЧ. СПИД. Эндоцитоз, экзоцитоз.

формирование познавательных интересов;

осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;

формирование личностного отношения к изучению материала.

Общеучебные : умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с различными источниками информации

Логические : поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки

Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, умение находить общее решение

Ученик должен знать: строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий

Ученик должен уметь: пользоваться терминологией, объяснять причины заболевания СПИДОМ, использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний

Организация образовательного пространства

Экология человека, информатика,

Информационный материал: информационные тексты, таблицы, рисунки учебника, видеофрагменты.

Раздаточный материал: карточки с таблицей суждений

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода

I этап. Мотивация к деятельности

-стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации на примере познавательной задачи;

- проявлять позитивное отношение к процессу;

-помочь осознать необходимость приобретения новых знаний о вирусах

Задание 1. Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Ребята, когда я готовилась к сегодняшнему уроку, среди прочей информации мне встретилась такая, что заставила меня ужаснуться. Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года из 7,1 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. человек больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. человек. В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1.01.1987 по 1.01.2013г. выявлено 720014 случаев ВИЧ, из них уже умерли около 30000 чел. В Оренбургской области выявлено 31943 ВИЧ-инфицированных, умерло от ВИЧ-инфекции 5203 человека, от СПИДа – 1300 человек.

О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответ учащихся).
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Цель: знать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Задание 2. Определите правильность суждения о вирусах(если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)

Цель: формирование естественнонаучного мировоззрения и биологического мышления на основе осмысления роли неклеточных форм жизни в системе органического мира.

Планируемые образовательные результаты :

Ученик должен знать: строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий

Общеучебные: умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с источниками информации

Логические : поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки

Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, умение находить общее решение

Формирование познавательных интересов; воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью; формирование естественнонаучного мировоззрения.

Формирование личностного отношения к изучению материала.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: проблемно - поисковый

Основные понятия, изучаемые на уроке: Вирус. Бактериофаг. ДНК. РНК. Капсид. Вироид.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Учащиеся организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности

Выявление уровня знаний по изученному ранее материалу о прокариотах и эукариотах, клеточной теории; организация блиц-беседы (Приложение 1)

Познавательные: построение вопросов, высказываний, анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: выбор правильных эффективных путей и средств достижения целей в рамках фронтальной беседы.

Коммуникативные: умение действовать с учетом позиции других людей, устанавливать и поддерживать контакты; развитие речевой деятельности, основ коммуникативной компетентности.

Постановка цели и задач урока.

Мотивацияучебной деятельности учащихся.

Организует подводящий диалог, создаёт проблемную ситуацию

Давайте подумаем:
– Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение? (Нет. Вирусы. Бактериофаги)
– Тогда правильно ли говорить, что все живые организмы имеют клеточное строение? (Нет)

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Какой проблемный вопрос можно поставить?

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Учащиеся высказывают своё мнение, формулируют с помощью учителя тему урока

А также формулируют проблемный вопрос и цель урока:

почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Цель: знать виды, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Познавательные: осмысление понятий связанных с данной темой.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Первичное усвоение новых знаний

Организует дискуссию между учащимися

Давайте узнаем, когда и как были обнаружены вирусы – для этого мы внимательно выслушаем вашего одноклассника и посмотрим презентацию, которую он подготовил

Что вы знаете о строении вирусов ? Учитель организует самостоятельную работу с учебником

Давайте проверим, правильно ли вы определили строение вирусной частицы. Для этого откроем учебник на стр. 78 и сравним ваши ответы с информацией из учебника.

Все ли вирусы имеют одинаковое строение? Какие виды вирусов можно выделить?

Вирусы состоят из нуклеиновых кислот ДНК или РНК. Эти кислоты несут наследственную информацию. Следовательно вирусы обладают наследственностью и изменчивостью.
ДНК или РНК окружены белковой оболочкой капсидом, которая защищает наследственный аппарат от ферментов и воздействия УФ излучения. Такое строение вирус имеет в свободном состоянии, то есть вне клетки. И эта форма называется вирион

Почему такое простое строение у вирусов, с чем это связано?

Ребята, сидящие на первом варианте, расскажите, что вы узнали из видеоролика

Организует работу в парах

вступают в дискуссию

Обучающиеся работают с текстом учебника;

Сравнивают строение разных типов вирусов;

Учащиеся просматривают видеоролик, анализируют видеосюжет

Работают со схемой учебника

Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Проводит тестовую работу с последующей самопроверкой тестовых заданий учащимися

Для того, чтобы проверить насколько внимательны вы были на уроке, я предлагаю вам пройти небольшое тестирование (Приложение 3)

А теперь обменяйтесь с соседом по парте своими работами и оцените друг друга

Выполнение тестового задания

Взаимопроверка тестовых работ, проверка по образцу, оценка работы

Познавательные: умение структурировать знания, выполнять тестовые задания

Регулятивные: контроль, оценка

Коммуникативные: работа в паре.

Организует рефлексию Можем ли мы оценить верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний?

Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный проблемный вопрос?

Как информация, которую вы получили сегодня на уроке, может пригодиться вам в жизни?

Я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке

Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степени своего продвижения к цели; высказывание оценочных суждений, самооценка своей работы

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли.

Познавательные: умения анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.

Комментирует домашнее задание

  1. Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа
  2. Выбрать одно из заданий:

А) написать памятки учащимся о профилактике одного из вирусных заболеваний.

Б) провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

Записывают домашнее задание

Регулятивные: организация планирования и прогнозирования.

2.Клеточного строения не имеют:
а) сине-зеленые водоросли (цианеи)
б) бактерии
в) дрожжи
г) вирионы

3.Вирусы размножаются:
а) только в клетке хозяина;

в) варианты а и б;

г) не способны к размножению

4. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

5.Вирусные частицы называются:

6.Капсид – это:
а) цитоплазма вируса;

в) оболочка вируса;

г) ферменты вируса.

7.Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы:
а) в природе являются продуцентами;
б) не имеют собственного метаболизма;
в) являются одними из важных патогенов человека и животных;
г) в природе играют роль консументов.

8.Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?

9.Вирусы, проникая в клетку хозяина:
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях.

10.Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются
а) антигены;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии по теме "Вирусы"

презентация по теме "Вирусы" 10 класс по учебнику и программеВ.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова.


Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.

Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое.


Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке.


Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения.


Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес.


Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник.

Форма урока: урок-поиск с использованием технологий развивающего и здоровьесберегающего обучения.

Тема: Вирусы.

Цель: изучение особенностей неклеточных форм жизни.

Задачи:

  • Обучающая. Формировать знания о неклеточных формах жизни — вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Познакомить с разнообразием вирусных заболеваний и методами их профилактики.
  • Развивающая. Развивать умения видеть проблему и находить пути ее решения, искать ответы на поставленные вопросы, формировать навыки работы с дополнительными источниками информации.
  • Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение учащихся при работе в группе, толерантное отношение к ВИЧ+

Основные понятия:

Вирусы, вирусные болезни, бактериофаги, ВИЧ, геном, капсид, вирион.

Межпредметные связи: биологические дисциплины: анатомия, физиология, генетика; небиологические дисциплины: история, статистика.

Ресурсы:

Литература:

Интернет-ресурсы:

Технологическая карта на основе формирования УУД

ВложениеРазмер
nekletochnye_formy_zhizni._virusy._tehnologicheskaya_karta_uroka.docx 17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии

Тема: Вирусы - неклеточные формы жизни.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок-поиск с использованием технологий развивающего и здоровьесберегающего обучения.

Цель: изучение особенностей неклеточных форм жизни.

  • Обучающая. Формировать знания о неклеточных формах жизни — вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Познакомить с разнообразием вирусных заболеваний и методами их профилактики.
  • Развивающая. Развивать умения видеть проблему и находить пути ее решения, искать ответы на поставленные вопросы, формировать навыки работы с дополнительными источниками информации.
  • Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение учащихся при работе в группе, толерантное отношение к ВИЧ+

Вирусы, вирусные болезни, бактериофаги, ВИЧ, геном, капсид, вирион.

Межпредметные связи: биологические дисциплины: анатомия, физиология, генетика; небиологические дисциплины: история, статистика.

Технологическая карта на основе формирования УУД

1. Организационный этап. Мотивирование к активной деятельности

Приветствие учеников и всех присутствующих;

Постановка проблемы, мотивация к активной деятельности, ознакомление с формами работы на уроке.

(-На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с новой группой организмов, которые занимают промежуточное положение между живой и неживой материей. Эта форма жизни не имеет в своем составе клеток.

- А что вы знаете о вирусах?

-Что бы вы хотели о них узнать?

-Как вы думаете, где обитают вирусы?

- На стр. 92 найдите ответ на этот вопрос и запишите места обитания вирусов в тетрадь.)

Подготовка к работе, ознакомление с темой урока и формами учебной деятельности на уроке.

целеполагание, планирование, способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

учебное сотрудничество с преподавателем и одногруппниками.

Познавательные: развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией.

2. Актуализация знаний обучающихся

Выявление уровня знаний по изученному ранее материалу о прокариотах и эукариотах, клеточной теории; организация блиц-беседы в форме эстафеты.

Познавательные: построение вопросов, высказываний, анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: выбор правильных эффективных путей и средств достижения целей в рамках фронтальной беседы.

Коммуникативные: умение действовать с учетом позиции других людей, устанавливать и поддерживать контакты; развитие речевой деятельности, основ коммуникативной компетентности.

3. Усвоение новых знаний

Создание проблемной ситуации. Организация обучающихся на исследование проблемной ситуации в формах работы в группах, просмотра презентации, заполнения конспектов.

Регулятивные: планирование путей и средств достижения целей и способности ставить учебные задачи, способности к проектированию.

Коммуникативные: умение слушать и понимать своих сверстников, выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; в работе по проведению конференции – общие цели, задачи.

4. Первичное закрепление

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выполнять тестовые задания

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Организация самооценки обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели; подведение кратких итогов; оценка и самооценка работы учеников; комментарии.

( -Что нового вы узнали о вирусах?
- Какая особенность вирусов вас больше всего удивила?
- Почему вирусы относятся к неклеточным формам жизни?

Работа с интерактивной доской( Решение тестов, заполнение таблиц).)

Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степени своего продвижения к цели; высказывание оценочных суждений; формулировка и запись эмоциональной рефлексии в тетрадях.

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

Коммуникативные: умения слушать друг друга, речевую деятельность; умение выражать правильно и кратко свои мысли.

Познавательные: умения строить высказывания, анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.

6. Домашнее задание

Запись домашнего задания; осмысление творческого задания; возможные вопросы и уточнения.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

ВЫПОЛНИЛ Коровин Александр Николаевич,

Пристенского района Курской области

Деятельностная цель : развивать познавательные универсальные учебные действия , умения реализации новых способов действий

Предметно - дидактическая цель : обеспечить усвоение и пополнение учащимися знаний о строении вирусов и бактериофагов, их роли в природе и жизни человека; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма, расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов .

Планируемые образовательные результаты :

Демонстрировать знание истории открытия вирусов. Объяснять значение открытия вирусов и бактериофагов для науки. Описывать особенности строения и жизнедеятельности вирусов и бактериофагов. Различать на рисунках и таблицах структурные части вирусов и бак­териофагов. Приводить доказательства специфичности вирусов. Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний. Находить информацию о вирусных заболевани­ях в разных источниках.

Метапредметные

2 . Коммуникативные УУД : уметь строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий в составе творческих групп;

слушать и понимать речь другого человека; ставить вопросы, выражать свои мысли.

3. Регулятивные УУД : уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), осуществлять самоконтроль и коррекцию; умение организовать выполнение заданий, самостоятельно оцени­вать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности

Познавательный интерес к изучению биологии. Осознание необходимости про­филактики вирусных заболеваний. Осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни Спо­собность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение применять получен­ные знания в практической деятельности.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Методы обучения: словесные (беседа, работа с книгой, дискуссия), наглядные (работа с таблицей, просмотр видеофильма)

Основные понятия, изучаемые на уроке .

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса. Вирусные заболевания. Бактериофаги.

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)

Проверяет готовность к уроку , проверяет подготовленность рабочих мест учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся , помогает сформировать группы для дальнейшей работы.

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Разбиваются на группы.

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Учитель читает текст.

Проводит подводящий диалог .

О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение? (Ответы могут быть самыми разными)

Что вы знаете о вирусах?

Что бы хотели узнать об этой форме жизни?

Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)

(Индивидуальное заполнение второй колонки таблицы 1 ).

До изучения темы

После изучения темы

1. Вирусы – это одноклеточные организмы

3. Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков

4. Вирусы – это внутриклеточные паразиты

ированная мать рождает ВИЧ-инфицированного ребёнка

6. Вирусы возникли на Земле раньше бактерий

7.Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

Слушают учителя. Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Перечисляют известные им признаки вирусов. Знакомятся с заданием, осмысливают его. Выполняют задание (заполняют вторую колонку таблицы). Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные УУД:

- учатся культуре общения;

- учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Этап. Создание проблемной ситуации .(2-3 мин.)

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий. Создает для учеников проблемную ситуацию. Читает стихотворение.

Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошла до человека.

Все хорошо! Но, видимо, Природа

Иль просчиталась где, иль что недоучла,

Но в этой распрекрасной бочке меда

И ложку дегтя нам преподнесла!

То ль существа, а может, вещества-

Об этом долгий спор не утихает,

Но вирусы – и все об этом знают –

Среди других живут и процветают –

Печальная реальность такова!

Грозит нам СПИД – себя как уберечь?!

И птичий грипп откуда – то вдруг взялся!

Как сделать, чтобы затупился меч,

А щит непробиваемым остался!?

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа, гибнут люди от китайского коронавируса?

Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответ учащихся).
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её значимость.

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД : - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Этап. Целеполагание .

Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Проводит подводящий диалог:

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов. Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Цель: изучить состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные УУД :

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

Этап Планирование.(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Каким образом мы можем изучить состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов? (изучить материал учебника, посмотреть видеофильм).

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; таблица; фрагменты учебного видеофильма).

Организует работу в парах

. - Составьте план нашей дальнейшей работы.

. - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

Фиксирует план на доске.

1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, видеофрагмента и т.д.).

4. Мысленно сформулировать ответ.

5. Дать развернутый устный ответ:

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

- Как вы предполагаете, каким будет ответ?

Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения (гипотезы)

Познавательные УУД :

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД :

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

учатся планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ

Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу в парах. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.

Задание 2. Обратиться к таблице верных и неверных суждений. Какие суждения вы можете объективно оценить после просмотра видеофрагментов? Какие вопросы остаются нерешёнными?

Смысловое чтение текста, поиск в группах ответа на вопросы .

Внимательно изучите текст п.20 учебника "Общая биология" А.А.Каменского на стр. 78 – 79.

Ответьте на вопрос: Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?

Внимательно прочитайте текст п.20 учебника "Общая биология" А.А.Каменского на стр. 79 о размножении вируса, изучите рис. 20 .Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.

Задание для 3 группы. "Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Внимательно прочитайте текст п.20 учебника "Общая биология" А.А.Каменского на стр.79-80. Определите: Какие организмы могут поражаться вирусами?

Какие заболевания они вызывают?

Пути передачи вирусов?

Предложите меры и способы профилактики вирусных заболеваний.

Задание 3. После завершения работы группы готовятся к выступлению. Заслушивается выступающий от каждой группы. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

Организует физминутку.

Дыхательные упражнения.

Существуют специальные упражнения, которые помогают изменить настроение, поведение и эмоции. Делать их нужно очень тихо, чтобы было слышно только ваше дыхание, и, конечно же, с желанием. Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Первое упражнение: сделайте глубокий вдох, представьте, что перед вами нарисован круг, медленно выдохните в него воздух (сделать 3 раза). Теперь представьте, что перед вами треугольник, подышите теперь в него. А теперь нарисуйте перед собой параллельные линии, подышите так, чтобы воздух проходил между линиями. Молодцы! Как настроение?

Работают в парах.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

Познавательные УУД :

- учатся находить в разных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД :

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- развитие умения выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

– учатся выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Задание 1. Можем ли мы оценить верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний? (Окончательное заполнение третьей графы таблицы 1. )

Задание 2.Каждая группа получает задание:

Задание 3. Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный вопрос? Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

емость к меня- ющимся условиям окружаю-

1.Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

2.Не потребляют пищи.

3.Не вырабатывают энергию.

5.Нет обмена веществ.

6. Имеют неклеточное

1.Очень маленькие размеры.

2.Просто устроены (нуклеиновая кислота +белки).

3.Занимают пограничное положение между живой и неживой природой.

4. Высокая скорость размножения.

5. Носитель наследственной инфор-мации - ДНК или РНК.

(Ответы :- Вирусы микроскопичны

-Вирусы – неклеточные формы жизни

-Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е. мутируют

- Могут долгое время находится в скрытой форме.)

2. 2 прилагательных

4. Краткая фраза, отражающая суть темы.

Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения. Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Познавательные УУД

- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах Коммуникативные УУД :

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

- учатся различать в речи другого мнения, доказательства, факты,

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно.

Этап. Рефлексия .(2-3 мин).

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

. - Обратите внимание на наши записи!

Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план .

- Как вы думаете, всё мы выполнили?

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих одноклассниках и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал …

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали и чему научились на уроке.

Познавательные УУД :

- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД : - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД : - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию, оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Этап. Домашнее задание . (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД :

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.

1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология: Общая биология. 10-11 классы: учебник/ А.А.Каменский,

Е.А.Криксунов, В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.

3. Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2007

4. Попова Л.А. Открытые уроки биологии: 9 - 11 классы. - М.: ВАКО,2011.

5. Современная иллюстрированная энциклопедия. Биология. Издательство: Росмэн-Пресс, 2006.

Читайте также: