Чем юрта отличается от чума

Обновлено: 25.04.2024

В доме, который по нескольку раз в год приходится разбирать и перевозить на новое место, не может быть ничего лишнего, а все необходимое должно находиться на строго определенных, освященных традицией местах

История юрты

Теперь встанем лицом к югу, спиной к северу (таков у монголов способ ориентации по странам света) и попробуем разобраться, что у нас справа, а что слева. Правая, западная сторона юрты — мужская: здесь находится кровать главы семьи и его жены, охотничье снаряжение, конское седло, упряжь для верблюдов или быков, бурдюк с кумысом и прочие принадлежности скотоводческого хозяйства, которые ассоциируются в основном с мужскими видами занятий. Левая, восточная сторона — женская: здесь мы видим постель старшей незамужней женщины в семье (сестры или дочери хозяина), сразу у входа — полки с посудой и шкафчик с продовольствием, ведра для дойки скота и прочие предметы, связанные с женским трудом.

Юрта в разрезе

Строительный материал для юрты — дерево, войлок, кожа. Из тонких деревянных шестов сделаны секции ее легко разбирающихся и собирающихся стен — хана (1). Юрта среднего размера имеет шесть или восемь таких секций, а если их двенадцать, то это уже большая парадная или гостевая юрта.

Тонкие жерди — уни (2) — соединяют стены с дымовым отверстием, образуя конусообразную крышу. Сквозь дымовое отверстие — тооно (3) — проникает и солнечный свет. Снаружи решетчатые стены и крышу покрывают большими кусками войлока (4). Куски длинные, 6–8 м, требуется их от четырех до восьми. Летом юрта покрыта ими в один слой, зимой — в два (в ХХ веке стали поверх войлока натягивать на юрту белую ткань, обычно водонепроницаемую).

Поверх конструкцию обматывают тонкими, но очень прочными кожаными или сплетенными из конского волоса веревками, чтобы и войлок, и ткань плотно прилегали к стенам. Летом юрту ставят прямо на землю, и в жару для вентиляции приподнимают края вой лочного покрытия. Зимой, вернувшись на место постоянной стоянки, юрту ставят на дощатый пол, который покрывают кусками старого войлока и шкурами.

От центра дымового отверстия до пола спускается прочная веревка, к которой привязывают весьма массивный камень. Он придает юрте ветровую устойчивость, а сильные ветры гуляют по монгольской степи практически круглый год.

Возле очага, вертикально (если их два) или слегка под углом (если он один), стоит багана (6) — опорный столб или шест, упирающийся нижним концом в пол, а верхним, имеющим развилку, в обод дымового отверстия. Это символ магической связи поколений и времен. Когда в семье рождался ребенок, на развилке шеста делалась маленькая зарубка, во время родов женщина часто держалась обеими руками за багана. Порой его вместе с умершим отвозили на кладбище, а для юрты вырезали новый.

На очаге стоит металлическая подставка (7), способная удержать большой чугунный котел (8), в котором варят баранину, готовят чай с молоком и солью. Котел не моют, не отскребывают с его боков остатки еды, просто ополаскивают — так, по мнению кочевников, вкуснее, да и воду в степи надо беречь.

Пространство между очагом и алтарем занимают невысокий стол и несколько маленьких табуреток (10) — для гостей. Хозяева обычно сидят, скрестив ноги, на полу. Стоит только хозяйка, она разливает по пиалам чай или бульон. Отдельно в большой миске на стол ставят вареное мясо. Каждый гость сам отрезает себе понравившуюся часть и долго ее обгладывает. Вернуть необглоданную кость считается неприличным. Спиртным угощает хозяин. Он наливает горячительное в большую пиалу и, держа ее обеими руками, подносит сначала самому почетному и уважаемому гостю.

Надо отпить глоток (пить до дна не принято) или хотя бы пригубить. И точно так же, двумя руками, вернуть пиалу хозяину, который доливает ее и передает следующему гостю.

В любой юрте есть два обязательных оберега: веревка чагтага (11), заплетенная между уни и напоминающая бараньи кишки, — символ богатства и благополучия, и мешочек с зерном и клочками шерсти (12) — жертва духу — хранителю очага.

Очередное сравнение и поиск истины. Натолкнулся на спор о том, что же лучше юрта или чум. Приводилось множество плюсов и минусов обоих типов жилища. Как я не устаю говорить, правы все, по своему. Дело в том, что у каждого типа жилища есть свои плюсы и минусы. А так же эти два типа жилища появились в разных местах и призваны решать несколько разные задачи. Если бы то или иное жилище имело бы неоспоримые качества во всём, то один из их видов исчез. Либо постепенно выродился бы в другой тип жилища. Начну с наиболее подходящей для коммерческого туризма жилья — это юрта.

Юрта.


Wikipedia

Для примера посмотрим на киргизскую юрту. Что же первоначально бросается в глаза и привлекает внимание городского жителя?

  • Вертикальные стены,
  • надёжность конструкции,
  • прочная дверь,
  • возможность нарядного раскраса,
  • большая площадь жизненного пространства.

Для городского туриста жить в юрте значительно приятнее чем в чуме из-за определённой степени психологического восприятия окружающего мира. А, что же видит тот же выживальщик или группа кочевников при взгляде на юрту?

  • Высокая скорость монтажа/демонтажа,
  • малый вес (больше чем у чума),
  • средняя ремонтопригодность,
  • необходимость слесарных работ,
  • средняя материалозатратность,
  • демаскирующая форма.

В общем, юрта хороша с точки зрения использования её в туризме, где необходмо быстро развернуть много жилых помещений с повышенными услугами комфортабельности. Основная зона применения юрт была в степи у кочевников. Собственно по этой причине, при изготовлении юрты можно было уделить много времени на различные слесарные работы по изготовлению обрешетки стен (кереге/канат) выступающие скелетом удерживающим войлок на стенах и крышу. Степное использование позволяет отказаться от изготовления пола и юрта ставится прямо на землю, но из-за формы юрты и использования жестких стенок необходимо выбирать ровную горизонтальную площадку.

В таком случае какие плюсы у чумов и типпи?

Чум.


Wikipedia

Для городского жителя находиться в чуме или типпи не уютно. За-то там себя уютно чувствуют туристы любящие палаточный отдых. Очень лёгкое жилище не требовательное к месту установки. Наклонные стенки не позволяют рационально использовать жилое пространство.

Для выживальщика или кочевников есть плюсы и минусы.

  • Высокая скорость монтажа/демонтажа,
  • малый вес,
  • высокая ремонтопригодность,
  • не требовательность к месту установки,
  • малая материалозатратность.

Начнём с мижерного веса чума, он изначально создавался с мыслью, что его придётся постоянно перевозить с минимальными затратами. Из-за использования шкур животных и пирамидальная форма добавляет скрытность на местности. Ремонтопригодность просто идеальная. Стойки — это слеги которые можно заготовить в лесу, так же слегу можно отремонтировать по месту. Нет необходимости точно подгонять какие-то элементы. Всё собирается на глаз.

Индейские типпи отличаются тем, что они не рассчитаны на использование при низких температурах. По этому они изготавливаются из тонкой и легкой материи, так же эта материя может быть очень красочкая. И этим часто пользуются разные туристические конторы. Дело в том, что себестоимость изготовления типпи будет на порядок ниже чем изготовление юрты. Тканевые чумы и типпи используются для быстрого монтажа жилых площадок для неприхотливых отдыхающих.

Соответственно, разные типы жилищ применяются для разных задач. Перед тем как рассуждать о пригодности к жизни той или иной конструкции необходимо для начала определиться с тем в каких условиях и для каких целей необходимо его использовать.

2 комментария

Имя: Orcinus Orca 🖉
Renart, на самом деле Шарик нарисовал Типпи, а вигвам делается ил тростника, веток в виде полусферы.


Z

Z

Z

Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.



Z

Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.

9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z


После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).

Z

Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.


Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Яранга



Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.



В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.


2Q= text-align:center;
Z

Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.

Z

Z

Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.

9k text-align:center;
9k text-align:center;
2Q= text-align:center;
2Q= text-align:center;
Z

Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?

9k text-align:center;
Z

Z

Освещаются иглу сквозь ледяные стены.

Z

Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.

9k text-align:center;
Z

При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.

Z

Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…

Z

Z

Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.

Дом народов севера на

В конце апреля наши корреспонденты посетили интересную, необычную выставку "Чувство времени". Мультимедийный междисциплинарный выставочный проект, приуроченный ко Дню Победы и 80-летию .

Чум – жилище северных оленеводов

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки

Яранга на

Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.

Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений, перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводится меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно Крайнего Севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.

Читайте также: