Чума и странники фото

Обновлено: 10.05.2024

Уютная квартира-студия с прекрасным видом, свежим воздухом, приспособленная для проживания большой семьи с домашними животными. Тут вам будет тепло и уютно даже в самый лютый мороз. А ещё вы всегда сможете собрать свой домик и взять его с собой.

Чум строят из 40 жердей, на которые наброшено около 180 оленьих шкур в два слоя. Понятно, что в зависимости от количества шкур и необходимости чум можно поставить разного размера, но в среднем получается площадь в 26 квадратных метров.

Почти всё пространство внутри чума. Дверь напротив. Справа на снимке - спальное место за пологом. Слева - хозяйственная часть. По центру - кухня.

Почти всё пространство внутри чума. Дверь напротив. Справа на снимке - спальное место за пологом. Слева - хозяйственная часть. По центру - кухня.

И в таком жилище мне предстояло прожить несколько дней. А сами оленеводы проводят тут почти всё зимнее время. Ну, не считая работы со стадом оленей. Но это прерогатива мужчин, а вот женщина даже отлучаться далеко от чума не может.

Но давайте начнем по порядку. Это вход. Просто полог из оленьих шкур, который надо поднять и быстро зайти внутрь (а на самом деле - залезть), так, чтобы запустить минимум холодного воздуха.

По центру чума - печка. Это и обогреватель, и плита, и микроволновка. Весь день женщина поддерживает в печке огонь, там постоянно стоит чайник с горячей водой. Чтобы получить воду, топят снег в чане, который находится рядом.

Слева от печки - жилая часть (если смотреть от входа), тут спят и принимают пищу, а справа - хозяйственная. Там находятся собаки (и иногда олени), умывальник, сложены дрова и там же размещают гостей, если они не помещаются на хозяйской половине.

В качестве спального места - шкуры оленей и куски поролона. Импровизированная подушка сделана из одежды, которая сейчас не в ходу. Дыры на полу вдоль основания чума, из которых поддувает, также затыкают одеждой, вещами и шкурами.

За печкой - стол с телевизором. Летом, когда кочуют далеко от поселков, используют спутниковое телевидение, а зимой добивает эфирное. Антенна закреплена на ближайшей лиственнице. Тут же к одной из жердей примотан спутниковый телефон - на экстренный случай.

Сотовые телефоны тоже в постоянном доступе. Во-первых, на них смотрят скачанные заранее фильмы и мультики. А во-вторых, если встать на табуретку и просунуть телефон за одну из жердей, то ловится одно деление сотовой связи. Так что можно позвонить родным и друзьям.

Тут же возникает резонный вопрос. А откуда электричество? От генератора. Его запускают на пару часов в день, чтобы зарядить мобильные телефоны, посмотреть телевизор. Ну и чтобы ночью не совсем в темноте сидеть.

Но с генератором тоже есть беда: иногда слишком сильно скачет напряжение. Так, в соседнем чуме прямо при нас перегорел телевизор от скачка, а наши хозяева тоже каждый раз при просадках переживали и бросались выдергивать все немногочисленные приборы из розеток.

Тут же, под столом с телевизором - импровизированный холодильник. По полу отлично дует, а по краям чума не тает снег. Так что там отлично хранятся и замораживаются продукты.

Рядом - низкий стол, который во время обеда хозяйка вытаскивает к спальному месту.

Стульев в привычном нам понимании нет: сидят либо на шкурах оленей (там же, где и спят), либо на двух низеньких табуреточках.

Ещё немаловажный момент: часть чума, где стоит телевизор (за печкой и дальняя от входа) - запретная для женщины. Там нельзя ходить. Считается, что это место, где живут боги, охраняющие жилище.

Удивительно, но при наличии кучи современного походного оборудования и гаджетов тут в ходу те же вещи, что и 100 лет назад. Но именно они проверены временем и поколениями ненцев.

Чум — это жилище, которое можно легко перенести на другое место, что очень удобно для живущих в таких домиках кочевых народов, занимающихся оленеводством. Чумы строят народы Сибири, а там очень холодно. Чум, конечно не жаркое жилище, но его плюс именно в мобильности. Внутри можно развести костер и за счет него уже согреваться. Такие виды жилья не менялись уже очень давно — а зачем, ведь это так удобно. В этой подборке представлены чум — жилище северных народов.


Чум

Осенний день Северные олени Сани

Жилище Тяжелое небо Музейный экспонат Снежные деревья

Поселение Дым из трубы Покрытие крыши Припорошило снегом

Строительство чума Под снегом Завернулись в шкуры В лесу

Чум в поселке Лучи солнца Розовое облако Сани

Белый снег Закат Жилище Дом покрытый шкурами Звездное небо

Дверь открыта Чум в лесу Лесное жительство Ребенок гуляет

Строительство чума Прогулка у дома Сани у дома Ремонтные работы Сани сушатся на солнце

Антена-тарелка Кожаное покрытие Люди и животные Лестница на крыше Северное сияние Чум в горах Столб для освещения Маленький ребенок Зеленое сияние Жилая поляна

Красивая природа Строительство жилья Открытая дверь Красный дым Несколько домов










Красивая зима Меховое покрытие








Большой чум



Северные олени



Шалаш в лесу

Уютная квартира-студия с прекрасным видом, свежим воздухом, приспособленная для проживания большой семьи с домашними животными. Тут вам будет тепло и уютно даже в самый лютый мороз. А ещё вы всегда сможете собрать свой домик и взять его с собой.

Чум строят из 40 жердей, на которые наброшено около 180 оленьих шкур в два слоя. Понятно, что в зависимости от количества шкур и необходимости чум можно поставить разного размера, но в среднем получается площадь в 26 квадратных метров.

Почти всё пространство внутри чума. Дверь напротив. Справа на снимке - спальное место за пологом. Слева - хозяйственная часть. По центру - кухня.

Почти всё пространство внутри чума. Дверь напротив. Справа на снимке - спальное место за пологом. Слева - хозяйственная часть. По центру - кухня.

И в таком жилище мне предстояло прожить несколько дней. А сами оленеводы проводят тут почти всё зимнее время. Ну, не считая работы со стадом оленей. Но это прерогатива мужчин, а вот женщина даже отлучаться далеко от чума не может.

Но давайте начнем по порядку. Это вход. Просто полог из оленьих шкур, который надо поднять и быстро зайти внутрь (а на самом деле - залезть), так, чтобы запустить минимум холодного воздуха.

По центру чума - печка. Это и обогреватель, и плита, и микроволновка. Весь день женщина поддерживает в печке огонь, там постоянно стоит чайник с горячей водой. Чтобы получить воду, топят снег в чане, который находится рядом.

Слева от печки - жилая часть (если смотреть от входа), тут спят и принимают пищу, а справа - хозяйственная. Там находятся собаки (и иногда олени), умывальник, сложены дрова и там же размещают гостей, если они не помещаются на хозяйской половине.

В качестве спального места - шкуры оленей и куски поролона. Импровизированная подушка сделана из одежды, которая сейчас не в ходу. Дыры на полу вдоль основания чума, из которых поддувает, также затыкают одеждой, вещами и шкурами.

За печкой - стол с телевизором. Летом, когда кочуют далеко от поселков, используют спутниковое телевидение, а зимой добивает эфирное. Антенна закреплена на ближайшей лиственнице. Тут же к одной из жердей примотан спутниковый телефон - на экстренный случай.

Сотовые телефоны тоже в постоянном доступе. Во-первых, на них смотрят скачанные заранее фильмы и мультики. А во-вторых, если встать на табуретку и просунуть телефон за одну из жердей, то ловится одно деление сотовой связи. Так что можно позвонить родным и друзьям.

Тут же возникает резонный вопрос. А откуда электричество? От генератора. Его запускают на пару часов в день, чтобы зарядить мобильные телефоны, посмотреть телевизор. Ну и чтобы ночью не совсем в темноте сидеть.

Но с генератором тоже есть беда: иногда слишком сильно скачет напряжение. Так, в соседнем чуме прямо при нас перегорел телевизор от скачка, а наши хозяева тоже каждый раз при просадках переживали и бросались выдергивать все немногочисленные приборы из розеток.

Тут же, под столом с телевизором - импровизированный холодильник. По полу отлично дует, а по краям чума не тает снег. Так что там отлично хранятся и замораживаются продукты.

Рядом - низкий стол, который во время обеда хозяйка вытаскивает к спальному месту.

Стульев в привычном нам понимании нет: сидят либо на шкурах оленей (там же, где и спят), либо на двух низеньких табуреточках.

Ещё немаловажный момент: часть чума, где стоит телевизор (за печкой и дальняя от входа) - запретная для женщины. Там нельзя ходить. Считается, что это место, где живут боги, охраняющие жилище.

Удивительно, но при наличии кучи современного походного оборудования и гаджетов тут в ходу те же вещи, что и 100 лет назад. Но именно они проверены временем и поколениями ненцев.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Черная смерть" и чумные столбы

Не так давно с одним моим френдом по ЖЖ немного поспорили насчет чумных столбов, которые можно увидеть во многих европейских городах. Ему они кажутся нелепыми и неуместными.
Я же так не считаю. Кроме того, что они привлекательны эстетически (особенно в городах Центральной Европы), они соответствуют исторической традиции устанавливать некий знак в качестве благодарности за избавление от страшных эпидемий, уносивших миллионы жизней как в средневековый период, так и в более поздние времена.

Чумной столб в Вене:


Для того, чтобы понять, что в не таком уж давнем прошлом для человечества означала чума, получившая название "черной смерти", достаточно привести лишь несколько фактов с опорой на демографические даные.

Но я предлагаю пойти несколько дальше и попытаться разобраться, почему именно в середине XIV века смертность от чумы (и других эпидемий) в Европе достигла совершенно потрясающих воображение современников и потомков масштабов.

Для периода с XI по XIII в., называемого западными историками "центральным Средневековьем", был характерен процесс роста населения и производства, благодаря которому по демографическим оценкам к концу XIII века в Европе насчитывалось 70 - 80 миллионов населения.
Этот процесс прерывается в XIV веке. К середине этого столетия население Европы сокращается до 50 миллионов, а к началу XV века - до 35 миллионов человек. То есть, за столетие численность европейского населения сократилась примерно в два раза. Для возвращения к прежним показателям понадобилось (в зависимости от местности) от 100 до 400 лет.

"Пляска смерти" из "Нюрнбергских хроник" (1493 г.):


В основе этого демографического коллапса лежат частые периоды голода, которых Европа не знала на протяжении предыдущих как минимум 500 лет.

Рост населения в Средние века держался на экстенсивном недиверсифицированном сельскохозяйственном производстве, в котором при постоянном недостатке удобрений не сущестовало взаимодополнительных отношений между земледелием и животноводством. Потребность в землях для выращивания сельхозкультур не позволяла высвободить под пастбища обширные пространства (а это ограничивало возможность получать удобрения) и вовлекало неплодородные земли в неэффективное землепользование. Как только естественное плодородие земли истощалось, при отсутствии удобрений она давала все более скудные урожаи, что вызвало продовольственный кризис.

Кроме того, важным фактором стало ухудшение климата, начавшееся именно в конце XIII - начале XIV в. Несколько плохих лет подряд тяжело отразились на урожаях; за счет этого сельское население поредело, что в свою очередь сказалось и на городах, столкнувшихся с трудностями со снабжением продуктами питания.

Еще более усугубил ситуацию массовый исход селян в города, где они надеялись найти себе протитание. А это привело к еще большей продовольственной проблеме в городах и к ухудшению и без того неблагополучного их гигиенического состояния. Население, стадавшее хроническим недоеданием, сосредоточенное на небольших пространствах с нездоровыми условиями жизни, становится легкой жертвой эпидемий, которые быстро распространяются и часто повторяются.

"Триумф смерти"
(Питер Брейгель Старший, 1562 г.):


Самой страшной такой эпидемией в XIV веке была пандемия бубонной чумы, охватившей Европу и Азию в 1346 - 1353 годах.

Причиной этой эпидемии стала бацилла Yersinia pestis, которую переносят крысиные блохи 55 видов. Она поражает человека только после того, как от заболевания погибает слишком много крыс. А то, что в европейских городах в условиях царившей в них антисанитарии, обитали полчища грызунов, очевидно. Инкубационный период бубонной (и легочной) чумы всего лишь 2 - 3 дня, а смертность в Средние века достигала 95 - 99% инфицированных.

"Четвертый всадник Апокалипсиса", олицетворявший Смерть
(французская миниатюра XV века):


Впрочем, и остальные три всадника: Завоеватель, Война и Голод (на белом, рыжем и вороном конях),
являлись не менее актуальными для XIV века, чем Смерть на бледном коне.

Первоначальная вспышка пандемии была зафиксированная в районе Гималаев, отсюда чума начала распространяться, когда монгольская империя усилила контакты с обширными азиатскими регионами и с Европой. В 1347 году ордынцы, осаждавшие генуэзскую колонию в Крыму - Кафу, с помощью катапульт забросили внутрь крепости несколько трупов погибших от чумы; те, кто остался в живых после осады, вывезли на себе бациллу в Константинополь, а затем по всему Западу, начиная с прибрежных морских городов.

Похороны жертв чумы
(европейская миниатюра XIV века):


За время этой эпидемии чумы погибло около 60 миллионов человек (в некоторых регионах от половины до 2/3 населения). В 1361 и 1369 годах и еще несколько раз эпидемия повторялась, унося все новые и новые человеческие жизни. В последующие века чума также постоянно посещала европейские города вплоть до конца XVIII века (имененно в XVII - XVIII веках в городах Центральной Европы устанавливаются по-преимуществу барочные чумные столбы, сохранившиеся до наших дней).

Чумной столб в чешском Оломоуце, признанный шедевром барочного искусства
(сооружен в 1716 - 1754 гг., внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО):


В азиатских странах эпидемии чумы продолжались намного дольше. Так, в Индии в период с 1898 по 1963 год от чумы умерло более 12 миллионов человек.

Весной следующего 1353 года чума достигла Москвы. Жертвами эпидемии стали митрополит Феогност, умерший 11 марта 1353 года, великий князь Московский и Владимирский Симеон Иванович Гордый (ум. 27 апреля), его малолетние сыновья Иван и Семен, а также его младший брат - удельный князь Серпуховской Андрей Иванович (ум. 6 июня).
В результате само существование московской княжеской династии, так упорно боровшейся за великокняжеский ярлык на протяжении предыдущих 50 лет, оказалось под большим вопросом. Из всех её представителей в живых остались - слабый и явно не способный к самостоятельному правлению Иван Иванович Красный, унаследовавший престол после смерти своих братьев, его сын Дмитрий, родившийся в 1350 году и каким-то чудом выживший во время мора 1353 года (если кто-то не понял, это будущий Дмитрий Донской), а также родившийся на сороковой день после смерти отца Владимир Андреевич, которому предстоит сыграть главную роль в Куликовской битве и войти в историю под именем Храброго (кстати, первоначально именно князя Владимира Андреевича называли Донским, а вовсе не его старшего двоюродного брата Дмитрия. Но об этом я обязательно напишу отдельный пост).

Как и в Западной Европе, эпидемия чумы неоднократно возвращалась на Русь. Так, в 1387 году от чумы практически полностью вымер один из крупнейших городов Восточной Европы Смоленск. Летописцы сообщают, что из всего населения города, насчитывавшего несколько тысяч, в живых осталось не более 5 - 10 человек!

Страшные эпидемии чумы в России были и позже. Наиболее известны из них моры 1603, 1654, 1738 - 1740, 1769 - 1772 годов. И, конечно же, всем известна московская чума 1771 - 1772 годов, вызвавшая знаменитый "Чумной бунт", усмиренный Григорием Орловым, в ходе которой число жертв достигло 57 тысяч человек.

Однако, в русских городах не появилась традиция установки чумных столбов. Но это не удивительно, поскольку такая практика была сочтена чуждой православию, противопоставляющему себя католицизму (заметьте, что чумные столбы в Европе являются характерной особенностью именно католических стран). Вместо таких столбов в России, как и по случаю значимых военных побед, строили часовни и церкви.

Кстати, не только РПЦ являлась противником чумных столбов. Не так давно (в августе этого года) мне пришлось побывать в красивейшем венгерском городке Сентэндре, расположенном неподалеку от Будапешта. С конца XVI века его населяли преимущественно православные сербы, бежавшие в пусть и католическую, но все-таки христианскую Венгрию от турок. Этот сербский городок в самом центре Венгрии в XVIII веке также пережил чуму, и его православное население в знак благодарности от эпидемии решило установить на одной из главных площадей чумной столб по примеру своих католических соседей. Но этому воспротивились местные православные священники. В результате, вместо чумного столба в центре Сентэндре стоит вот этот монумент, больше похожий на памятник на могиле, чем на пямятный знак:


Возможно, это и правильно. Хотя бы потому, что первые в Европе чумные столбы ставились как раз на месте массовых захоронений жертв чумных эпидемий. Но все-таки, согласитесь, что этот православный "чумной столб" по своей красоте значительно уступает католическим. Не так ли?
На мой взгляд, это как раз тот самый случай, когда компромисс между православием и католицизмом приводит к не самому лучшему результату.

Поэтому, как я считаю, лучше придерживаться собственных национальных традиций: чумные столбы в католических странах Центральной Европы и православные часовни и храмы в России - одно из подтверждений моей точки зрения.

Чум — это жилище, которое можно легко перенести на другое место, что очень удобно для живущих в таких домиках кочевых народов, занимающихся оленеводством. Чумы строят народы Сибири, а там очень холодно. Чум, конечно не жаркое жилище, но его плюс именно в мобильности. Внутри можно развести костер и за счет него уже согреваться. Такие виды жилья не менялись уже очень давно — а зачем, ведь это так удобно. В этой подборке представлены чум — жилище северных народов.


Чум

Осенний день Северные олени Сани

Жилище Тяжелое небо Музейный экспонат Снежные деревья

Поселение Дым из трубы Покрытие крыши Припорошило снегом

Строительство чума Под снегом Завернулись в шкуры В лесу

Чум в поселке Лучи солнца Розовое облако Сани

Белый снег Закат Жилище Дом покрытый шкурами Звездное небо

Дверь открыта Чум в лесу Лесное жительство Ребенок гуляет

Строительство чума Прогулка у дома Сани у дома Ремонтные работы Сани сушатся на солнце

Антена-тарелка Кожаное покрытие Люди и животные Лестница на крыше Северное сияние Чум в горах Столб для освещения Маленький ребенок Зеленое сияние Жилая поляна

Красивая природа Строительство жилья Открытая дверь Красный дым Несколько домов










Красивая зима Меховое покрытие








Большой чум



Северные олени



Шалаш в лесу

Читайте также: