Гемоконтактные инфекции гепатиты учебный модуль

Обновлено: 25.04.2024

3 пути заражения

1 Контакт здоровой крови с зараженной (парен­теральный путь): проник­новение возбудителя через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки; исполь­зование чужих бритвенных и маникюрных принадлежностей, зубных щеток; использование нестерильного инструментария при оказании медицинских и косметологических услуг; выпол­нение немедицинских процедур нестерильными инструмента­ми (бритье, маникюр, педикюр, нанесение татуировок, пирсинг); переливание зараженной донор­ской крови и ее компонентов.

2 Незащищенный поло­вой контакт.

3 Вертикальный путь: от инфицированной матери (во время беремен­ности, родов и при кор­млении грудью).

Основные факты о ВИЧ-инфекции

Что такое ВИЧ-инфекция?

Вирус – простейшая форма жизни, которая паразитирует и размножается в клетках других организмов.

Иммунодефицит – сниже­ние способности организма человека сопротивляться различ­ным инфекциям.

Человек – вирус живет ТОЛЬКО в организме человека.

ВИЧ погибает в течение 1 мину­ты в крови и других жидкостях, если они находятся вне тела человека.

ВИЧ не передается насекомыми.

ВИЧ не передается при быто­вых контактах (объятия, руко­пожатия, совместный прием пищи).

В каких случаях рекомендуется сдать тест на ВИЧ-инфекцию?

Тест на ВИЧ рекомендуется сдать при наличии комплекса симпто­мов:

длительное повышение тем­пературы тела неясного проис­хождения;

увеличение лимфатических узлов при отсутствии воспали­тельных заболеваний;

диарея на протяжении нескольких недель;

затяжные и рецидивирующие гнойно-бактериальные, парази­тарные и грибковые заболева­ния;

резкое снижение массы тела;

затяжные и рецидивирующие пневмонии;

хронические воспалительные и инфекционные заболевания репродуктивной системы;

легочный и внелегочный туберкулез.

А также в случаях:

подготовки к операции;

частых случайных половых контактов;

при плани­ровании бере­менности и во время беремен­ности.

В настоящее время применя­ется комплекс профилактиче­ских мер для беременных ВИЧ- инфицированных женщин, сни­жающий риск инфицирования будущего ребенка до 2% и менее.

Помните, единст­венный надежный способ определить ВИЧ-статус челове­ка – это прохожде­ние теста на ВИЧ!

Гемоконтактные гепатиты

Вирусные гемоконтактные гепа­титы (В, С, D, ТТ и G) сопровожда­ются симптомами интоксикации, нарушением функций печени и желтухой.

Заболеваемость вирусными гепа­титами остается одной из акту­альнейших проблем здравоохране­ния всех стран мира.

Наиболее опасными являются гепатиты B и C.

При отсутствии адекватного лечения могут переходить в хро­ническую форму и приводить к развитию осложнений – циррозу и раку печени.

Диагностика и лечение гепати­тов и их осложнений требуют все­стороннего обсле­дования, высокой дисциплиниро­ванности пациен­та, а также регу­лярного наблюде­ния у врача.

При объятиях и рукопожатиях, в общественном транспорте или бассейне, когда не происходит обмена жидкостями организма, заразиться гемоконтактными гепатитами невозможно.

Профилактические мероприятия

Плановое проведение профи­лактических прививок – схема проведения вакцинации опреде­лена Национальным календарем профилактических прививок.

Для профилактики контакт­но-бытового пути передачи вирусов гепатитов в домашних условиях необходимо использо­вать индивидуальные предметы гигиены.

Использование механических средств защиты (презервативы) для профилактики полового пути передачи инфекции.

Применение только стериль­ных инструментов и принадлеж­ностей для маникюра, педикюра, татуажа и пирсинга.

Использование одноразового медицинского инструментария, неукоснительное соблюдение правил дезинфекции и стерили­зации медицинских инструмен­тов и оборудования.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Методическая разработка для преподавателя по проведению интегрированного, комбинированного теоретического занятия

основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

специальности 060101 Лечебное дело углубленной подготовки

Самара, 2014

методической комиссией № 3

Председатель Локтева Т.А.

13 октября 2014 г.

Методические указания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 06010 1 Лечебное дело углубленной подготовки , утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2009 года № 572.

Содержание методической разработки реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 060101 Лечебное дело углубленной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Разработка темы лекции посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме роста заболеваемости гемоконтактными вирусными гепатитами, в том числе и у беременных женщин. Л екция имеет интегрированный характер, так как ориентирована на межпредметные связи обучения студентов в области инфекционных заболеваний и акушерства внутри одного профессионального модуля.

Предлагаемая разработка содержит информационные материалы о гемоконтактных вирусных гепатитах, их этиологии, эпидемиологии, клинических проявлениях, методах диагностики и лечения, а также стандартах ведения и лечения этих инфекций во время беременности.

Лекция строго структурирована и содержит пошаговые процедуры подачи информации, чередующиеся с элементами быстрого контроля ее усвоения с помощью интерактивной доски.

Выбранная тема интегрированной лекции ввиду роста заболеваемости гемоконтактными инфекциями во всем мире является чрезвычайно актуальной для современной науки и здравоохранения, поэтому мотивация к ее изучению заключается в раскрытии значимости темы с целью более эффективного вовлечения студентов для формирования у них общих и профессиональных компетенций.

Критериями выбора темы лекции стали отбор актуально-значимых тем при изучении профессионального модуля и возможность логического изложения учебного материала с использованием информационно-компьютерных технологий.

Новизна методической разработки интегрированной лекции - это возможность проведения теоретического занятия двумя преподавателями с использованием современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса.

Образовательные: в ходе лекции обеспечить актуализацию опорных знаний по смежным междисциплинарным курсам: инфекционным заболеваниям (изучение гемоконтактных гепатитов) и акушерству (ведение беременных при вирусных гепатитах), создать условия для их усвоения.

Развивающие: формировать клиническое мышление, обеспечить развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности будущего фельдшера.

Воспитательные: сформировать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии фельдшера, создать положительную мотивацию к учению, воспитывать чувства ответственности к выполнению профессионального долга и ответственности за результаты своего труда, формировать правила чуткого отношения к пациентам.

Формирующие: создать предпосылки к освоению общих и соответствующих профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

Здоровьесберегающие: создать благоприятную атмосферу в учебном кабинете, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, соблюдать режим проветривания, провести занятие с учетом санитарно-гигиенических требований.

Условия организации и реализации интегрированного занятия:

Организационная форма: теоретическое занятие – 1 (90 мин).

Форма работы – групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний.

Вид занятия: интегрированное занятие с использованием ИКТ.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, интегрированный, комбинированный, погружение в профессиональную деятельность.

Содержание учебного материала

1. Вирусные гепатиты В, С, Д, этиология, эпидемиология, классификация, клиническая картина, диагностика.

2. Лечение, тактика ведения пациента при вирусном гепатите.

Влияние различных заболеваний на течение беременности и родов.

Особенности ведения беременных при гемоконтактных гепатитах.

Пути заражения гемоконтактными гепатитами, влияние на течение беременности и плод, профилактика.

Технологическая карта конструирования интегрированного, комбинированного теоретического занятия

Специальность: 060101 Лечебное дело с углубленной подготовки, 3 курс

Тема интегрированного, комбинированного теоретического занятия

Актуальность применения в преподавании ПМ 02 интеграции тем

Актуальность использо­вания средств ИКТ, в частности интерактивной доски

Обучение с помощью интерактивной доски повышает интерес студентов к изучению модуля, а педагогам помогает осуществить подачу информации в разнообразной и высокотехнологичной форме.

Актуальность проведения лекции вдвоем

Проведение лекции двумя преподавателями усиливает мотивацию у студентов к ее изучению путем более широкого раскрытия значимости темы в современном здравоохранении, делает более интересной и запоминаемой.

Технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

Средства контроля: вопросы для фронтального опроса, обучающая задача, вопросы для графического диктанта.

Организационная структура занятия

Этап 1. Организационный

Подготовить студентов к работе, мобилизовать внимание, выявить отсутствующих.

Основной вид деятельности. Преподаватель Бессонова О.В.

Вступительное слово преподавателя (приложение 1). Подготовка к занятию. Активизация познавательной деятельности.

Форма организации деятельности студентов

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Оценка внешнего вида студентов. Отметка отсутствующих в журнале теоретических занятий. Объявление темы и д емонстрация ее на экране интерактивной доски.

Координатор действий: определение темы, цели, задач, актуальности занятия, знакомство с планом лекции занятия с использованием интерактивной доски.

Этап 2. Проверка выполнения домашнего задания

Основной вид деятельности со средствами ИКТ.

Преподаватель Жилина Л.С.

Форма организации деятельности студентов

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Этап 3. Объяснение нового материала

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.

Основной вид деятельности с использованием ИКТ

Презентации нового материала с использованием интерактивной доски:

Форма организации деятельности студентов

Функции и основные виды деятельности преподавателей Жилиной Л.С. и Бессоновой О.В. на данном этапе.

Этап 4. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

Основной вид деятельности с использованием ИКТ

1. Демонстрация на экране интерактивной доски структурно-логических схем и их разбор:

Преподаватель с помощью шторки поочередно открывает ячейки схем, студенты пошагово дают ответы, запоминая алгоритмы диагностики и обследования пациентов.

2. Разбор обучающей задачи (приложение 5).

Преподаватель демонстрирует на экране интерактивной доски историю болезни беременной пациентки. Студенты должны поставить предварительный диагноз по клиническим признакам и записать их на экране интерактивной доски.

Далее преподаватель демонстрирует данные лабораторного исследования. Студенты определяют патологические показатели этого обследования, затем определяют тактику ведения данной пациентки, ее лечение и записывают в рабочей тетради.

Форма организации деятельности студентов

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Функции и основные виды деятельности преподавателя Бессоновой О.В. на данном этапе

Установление правильности и осознанности студентами нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция, закрепление новой информации.

Этап 5. Контроль уровня усвоения новой информации

Оценить степень усвоения полученной информации, приобретения новых знаний

Основной вид деятельности

с использованием ИКТ

Графический диктант (приложение 6). К доске вызываются желающие записать правильный ответ.

Форма организации деятельности студентов

Индивидуально-г рупповая, индивидуальная.

Функции и основные виды деятельности преподавателя Жилиной Л.С. на данном этапе

Аналитические: оценить правильность и степень усвоения нового учебного материала.

Этап 6. Объяснение домашнего задания. Подведение итогов занятия.

Дать задание на дом.

Основной вид деятельности.

Обеспечение добросовестного выполнения домашнего задания и самостоятельной работы.

Выполнить самостоятельную работу:

Форма организации деятельности студентов.

Индивидуально – групповая, индивидуальная.

Функции и основные виды деятельности преподавателей

на данном этапе

Аналитические: оценить знания студентов, степень усвоения полученной информации, приобретения новых знаний. Подготовить к самостоятельной работе.

Итоговый контроль,
подведение итогов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Акушерство: Учебник /В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирюшенков. - М.: Медицина, 2009. - 496 с.

Акушерство и гинекология: Учебник / Н.И. Белокриницкая.: Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 416 с.

Акушерство: Учебник / В.П. Дуда. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 708 с.

4. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: Учебник / В. А. Малов, Е. Я. Малова. – М.: Академия, 2010. – 310 с.

5. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии:

Учебник / А. К. Белоусова, В. Н. Дунайцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. –

В предыдущей публикации мы уже говорили о том, что вирусные гепатиты делятся по способу передачи инфекции на гемоконтактные, т.е. для инфицирования человека вирусы должны попасть непосредственно в кровь, и фекально-оральные, т.е. те, что выделяются из организма больного с фекалиями и для инфицирования должны попасть в организм через рот.

Сегодня мы поговорим о гемоконтактных гепатитах.

Гемоконтактные гепатиты (дословно – контактирующие с кровью) – это гепатиты В, С и D, а также недавно открытые Gи TTV, которые развиваются в результате контакта поврежденных участков кожи или слизистой с биологическими жидкостями инфицированного человека. Вирусы гемоконтактных гепатитов передаются:

- при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;

- при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;

- при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;

- при процедуре гемодиализа (аппарат искусственная почка) в случае некачественной обработки и стерилизации;

- у медицинских работников при проведении любых медицинских манипуляций, связанных с кровью, и наличии поврежденных участков кожи или слизистых, на которые попадает кровь инфицированного;

- при переливании препаратов крови (этот путь передачи становится все менее значимым, так как в развитых странах и в том числе в нашей стране препараты крови в обязательном порядке тестируются на наличие вирусов гепатитов);

- при незащищенном половом контакте с носителем вируса;

- инфицирование в родах, при прохождении родовых путей, передача инфекции от инфицированной матери к плоду.

Гемоконтактные гепатиты не передается воздушно-капельным путем, при рукопожатии, объятиях, пользовании общей посудой, едой или напитками.

Гепатиты В и С приводят к развитию хронической болезни у сотен миллионов людей и, в общей сложности, являются самой распространенной причиной цирроза и рака печени.

Согласно оценкам ВОЗ 240 миллионов человек в мире хронически инфицированы вирусом гепатита В, а приблизительно 780 000 человек умирают ежегодно от заболевания гепатитом В, в том числе 650 000 от цирроза и рака печени в результате хронической инфекции гепатита В и еще 130 000 от острого гепатита В.

Главным средством для защиты от гепатита В является вакцинация.

В настоящее время в Российской Федерации принята трёхдозовая схема вакцинации против гепатита Всогласно которой, все дети грудного возраста получают вакцину против гепатита В в течение первых 24 часов после рождения. Доза, получаемая в роддоме, должна быть поддержана двумя последующими дозами (в 1 месяц и 6 месяцев) для завершения иммунизации.

Согласно Национальному календарю профилактических прививок, все не привитые ранее дети, подростки и взрослые до 55 летдолжны вакцинироваться против вирусного гепатита В по трехкратной схеме.

В Курской области в период максимальной заболеваемости гепатитом В регистрировалось до 300 случаев этой инфекции в год.

Вместе с тем в 90-ые годы и начале 2000-х в практику здравоохранения была внедрена плановая вакцинация против гепатита В.

Это позволило снизить заболеваемость гепатитом Вв 30 раз, при этом полностью ликвидирована заболеваемость острым гепатитом В детей и подростков, а также заболеваемость, связанная с медицинскими манипуляциями в лечебно-профилактических организациях.

Значительный охват населения области вакцинациейпозволил снизить уровень впервые регистрируемого носительства вируса гепатита В почти в 4 раза.

Этоже привелок снижению риска передачи вируса гепатита Вот матери к ребенку в родах. Частота выявления вируса у беременных только за последние 5 лет снизилась в 3,5 раза и составила в 2014году 0,4%.

Таким образом в настоящее время вы можете успешно защитить себя от гепатита В с помощью вакцинации. Имеющиеся для этого отечественные и зарубежные вакцины абсолютно безопасны и обладают высокой степенью эффективности. С 1982 года, когда они стали применяться на практике, во всем мире были использованы более 1 миллиарда доз. Эффективность предотвращения развития хронической инфекции у этой вакцины составляет 95%. Защита сохраняется более 20 лет.

Следует учесть, что пути распространения вирусов хорошо изучены медициной, и риск заражения гепатитами можно снизить в десятки раз если следовать элементарным правилам гигиены и проявлять разумную предосторожность. Гепатиты можно предотвратить прививками, исключая ненужные и небезопасные инъекции и другие парентеральные вмешательства, а также практикуя безопасный секс, включающий сведение к минимуму числа партнеров и использование презервативов.

Врачи древности полагали, что секрет выздоровления и сохранения здоровья человека скрыт в нем самом. Большинство заболеваний может быть предупреждено и побеждено, если человек, обладая сильной волей, внимателен к себе и окружающим и готов соблюдать определенные правила в повседневной жизни. Гепатит не является исключением.

Вирусные гемоконтактные гепатиты - это группа инфекционных заболеваний, вызываемых вирусами, которые сопровождаются симптомами интоксикации, нарушением функций печени, и в ряде случаев, желтухой. К вирусным гемоконтактным гепатитам относятся гепатиты В, С, D и G .

Заболеваемость вирусными гепатитами остается одной из актуальнейших проблем здравоохранения всех стан мира. Вирусные гепатиты представляют собой серьезную проблему и для населения России.

Наиболее опасными являются гепатиты B и C . Во-первых, эти заболевания высокозаразны - гепатит B в 100 раз заразнее, чем ВИЧ. Во-вторых, при отсутствии адекватного лечения гепатиты B и C могут переходить в хроническую форму, которые могут привести к развитию тяжелейших осложнений - циррозу и раку печени. В-третьих, диагностика и лечение гепатитов и их осложнений требуют всестороннего обследования, высокой дисциплинированности пациента, а также регулярного наблюдения у врача. В четвертых, на оказание квалифицированной медицинской помощи 1 больному гепатитом ежегодно расходуется до 450-500 тыс. руб.

Источником инфекции являются больные острой или хронической формой вирусного гепатита, а также вирусоносители. Основными факторами передачи возбудителя являются: кровь, биологические секреты, сперма, вагинальное отделяемое, грудное молоко, слюна, желчь.

Передача гемоконтактных гепатитов осуществляется контактным путем - при проникновении возбудителя через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки, во время половых контактов, контактов в быту посредством предметов гигиены (бритвенных, маникюрных, педикюрных принадлежностей, зубных щеток, полотенец, ножниц), путем инфицирования детей от матерей-носителей гепатитов и больных вирусным гепатитом. Возможно инфицирование гемоконтактными гепатитами через медицинский, лабораторный инструментарий, при выполнении немедицинских процедур (бритье, маникюре, педикюре, пирсинге, нанесении татуировок, косметических процедурах, проколах мочек ушей и пр.). Значительное место в передаче возбудителя занимает внутривенное введение психоактивных и наркотических препаратов.

В других ситуациях, например, при объятиях и рукопожатиях, в общественном транспорте или бассейне, когда не происходит обмена жидкостями организма, заразиться гемоконтактными гепатитами невозможно.

В 2010 году в Российской Федерации заболеваемость острым гепатитом В снизилась по сравнению с 2009г. на 17,3%.

В течение последних 5-7 лет гепатит В стал чаще регистрироваться среди лиц 15-19 и 20-29 лет, что обусловлено распространением среди данных возрастных групп наркотиков с инъекционным путем введения, а также активной половой жизнью. В связи с совершенствованием контроля за препаратами крови в лечебно-профилактических учреждениях, а также при проведении процедур, удельный вес лиц, инфицированных вирусными гепатитами при оказании медицинской помощи снизился.

В 2006-2010г.г. в Российской Федерации было сделано многое по борьбе с гепатитом B .

С 2006 года в рамках реализации Национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения проводится дополнительная иммунизация населения против вирусного гепатита В. За этот период значительно увеличился охват прививками против вирусного гепатита В детей и взрослых, что и позволило снизить заболеваемость этой инфекцией.

Профилактические мероприятия условно подразделяются на специфические и неспецифические.

Основная стратегия специфической профилактики – плановое проведение профилактических прививок против вирусного гепатита В детскому населению, подросткам и взрослым. Вакцинация против вирусного гепатита В включена в Национальный календарь профилактических прививок и проводится по следующей схеме: 1 доза – новорожденному ребенку в первые 24 часа жизни, 2 доза – ребенку в возрасте 1 месяца, 3 доза – ребенку в возрасте 6 месяцев. Детям, родившимся от матерей, переболевших вирусным гепатитом, или являющимися носителями вируса гепатита В, вакцинация проводится по схеме: 1 доза – новорожденному ребенку в первые 24 часа жизни, 2 доза – ребенку в возрасте 1 месяц, 3 доза – ребенку в возрасте 2 месяца, 4 доза – ребенку в возрасте 12 месяцев.

Лицам в возрасте с 18 до 55 лет, ранее не привитым, вакцинация проводится по схеме: 1 доза - в момент начала вакцинации, 2 доза - через месяц после 1-ой прививки, 3 доза - через 6 месяцев он начала проведения иммунизации. Для проведения прививок используется рекомбинантная генно-инженерная вакцина.

К мерам неспецифической профилактики вирусных гемоконтактных гепатитов относятся: использование механических средств защиты (презервативы) для профилактики полового пути передачи инфекции; для профилактики контактно-бытового пути передачи вирусов гепатитов в домашних условиях, необходимо использовать индивидуальные предметы гигиены (прежде всего маникюрные ножницы, бритвенные приборы, полотенца, зубные щетки и т.д.); в учреждениях - применение только стерильных инструментов и принадлежностей для маникюра, педикюра, татуажа и пирсинга, использование одноразового мединструментария, неукоснительное соблюдение правил дезинфекции и стерилизации мед. инструментов и оборудования в лечебно-профилактических организациях.

Серьезной проблемой для отечественного здравоохранения являются вирусные гепатиты с гемоконтактным путем передачи: В, С и Дельта.

Опасность заболевания вирусным гепатитом В определяется формированием в 10% случаев, а при вирусном гепатите С - в 80% случаев, осложнений в виде хронических гепатитов с последующим развитием цирроза печени или первичного рака печени.

Основную долю заболевших вирусными гепатитами почти повсеместно составляют лица 15-30 лет, заразившиеся при употреблении психоактивных препаратов и неупорядоченных сексуальных контактах.

Источником инфекции являются больные как клинически выраженными, так и бессимптомными формами острого и хронического гепатитов.

Наибольшую эпидемическую опасность представляют больные бессимптомным формами, особенно в фазе активного размножения вирусов.

В последние годы на территории Пензенской области отмечено увеличение случаев хронических форм заболевания и снижение острых, что характерно и для Российской Федерации в целом.

Гемоконтактные вирусные гепатиты могут передаваться как естественными (от матери к ребенку, незащищенные половые контакты), так и искусственными путями.

Хотя для вирусного гепатита С естественные пути передачи имеют меньшее значение.

Реализация искусственных путей передачи может происходить в лечебно - профилактических учреждениях во время проведения лечебно - диагностических парентеральных манипуляций.

При этом инфицирование осуществляется прии использовании недостаточно очищенного от крови и плохо простерилизованного медицинского или лабораторного инструментария, приборов, аппаратов.

Заражение может происходить также при переливании крови и/или ее компонентов при наличии в них вирусов гепатитов.

В передаче вирусных гепатитов значительное место занимают немедицинские процедуры связанные с нарушением целостности кожных покровов.

Среди таких манипуляций доминирующее положение занимает парентеральное введение психоактивных препаратов (наркотиков).

Возможно заражение при нанесении татуировок, выполнении ритуальных обрядов и других процедур (бритье, маникюр, педикюр, проколы мочка уха, косметические процедуры и др.).

Ведущим мероприятием в профилактике вирусного гепатита В является вакцинация населения против гепатита В.

Вакцинация населения против гепатита В проводится в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Применяемые вакцинные препараты безопасны и обладают высокой иммуногенностью.

Вакцинации против гепатита В включает в себя вакцинацию новорожденных детей, подростков, медицинских работников (в первую очередь тех, кто имеет контакт с кровью) и групп населения, имеющих повышенный риск инфицирования вирусом гепатита В.

За период с 2006 по 2011 год в рамках ПНП иммунизировано 97533 детей и подростков, 118000 взрослых в возрасте до 35 лет, 235000 взрослых в возрасте до 55 лет.

В целом по области за последние 3 года охват прививками взрослого населения в возрасте 18 – 59 лет вырос с 2,8% в 2007 году до 53,7% в 2011 году.

Читайте также: